Образовательный портал - Kurokt

1 русский язык в семье славянских народов. Тема: « русский язык в семье славянских языков». (8 класс). Формирование русского национального языка

Русский язык входит в группу славянских языков и в подгруппу восточнославянских. Он является самым распространённым языком славянским языком: зная русский, люди без труда смогут понимать языки других ветвей славянской группы. Также русский язык имеет множество диалектов и сложную грамматическую систему, из-за чего его трудно учить. Лексическая система русского языка по сравнению со всей славянской группой богата и разнообразна: в русском языке более восьмидесяти процентов исконно русских слов, однако наблюдаются и заимствования из других языков. Также в синтаксисе русского языка наблюдается свободный порядок слов, большую роль играет интонация. В основе письменности русского языка, как и всей восточнославянской ветви, лежит кириллица. Сначала литературный язык был неярким и тусклым, однако большое влияние на него оказало творчество А. С. Пушкина.

Формирование русского национального языка.

Русский язык прошел длительный путь исторического развития. Выделяют три периода развития русского языка:

Ранний период (VI-VII – XIV века).

Средний период (XIV-XV – XVII века).

Поздний период (XVII-XVIII – конец XX – начало XXI века).

I период (ранний) начинается после выделения восточных славян из общеславянского единства и формирования языка восточных славян (древнерусского языка) – предшественника русского, украинского и белорусского языков. Этот период характеризуется наличием в языке старославянизмов, церковно-славянской лексики, тюркских заимствований.

II период (средний) начинается с распада языка восточных славян и выделения собственно русского языка (языка великорусской народности). Ко второй половине XVII века складывается русская нация и оформляетсярусский национальный язык, опирающийся на традиции говора Москвы.

III период – это период развития русского национального языка, оформления и совершенствования русского литературного языка.

В XVIII веке происходит обновление, обогащение русского языка за счет западноевропейских языков; общество начинает осознавать, что русский национальный язык способен стать языком науки, искусства, образования. Особую роль в создании литературного языка сыграл М.В. Ломоносов , написавший «Российскую грамматику» и разработавший теорию о трех стилях (высоком, среднем, низком).

В XIX веке на всем протяжении столетия ведутся споры о том, что считать основой грамматики русского литературного языка, какую роль должен играть церковно-славянский язык в развитии его стилей, как относиться к простонародному языку и просторечию? В этом споре принимают участие прежде всего Н.М. Карамзин и его сторонники-западники и славянофилы во главе с А.С. Шишковым.



Решающее влияние на выработку норм русского литературного языка оказало творчество А.С. Пушкина , который в отношении к языку руководствовался принципом соразмерности и сообразности : любое слово допустимо в поэзии, если оно точно, образно выражает понятие, передает смысл.

Понятие национального языка. Формы национального языка и их характеристика.

Национа́льный язы́к -социально-историческая категория, которая обозначает язык, являющийся средством общения нации и выступающий в двух формах: устной и письменной.

Национальный язык - форма существования языка в эпоху существования нации, сложное системное единство, включающее в себя литературный язык, диалекты, жаргоны, просторечие.

Диалекты – разновидности языка, являющиеся средством общения коллектива, объединенного территориально (сельские жители разных областей и районов). Территориальные диалекты существуют только в устной форме, служат для обиходно-бытового общения, имеют характерный для каждого диалекта набор фонетических, грамматических, лексических различий.

Просторечие – одна из форм национального русского языка, которая не имеет собственных признаков системной организации и характеризуется набором языковых форм, нарушающих нормы литературного языка.

Жаргон – речь социальных и профессиональных групп людей, объединенных общностью занятий, интересов, социального положения и т.п. (управленцев, военных, актеров, музыкантов, спортсменов, студентов и др.).

7) стилистические особенности использования форм национального языка.(Не нашла)

КОНСПЕКТ УРОКА № 1.

ТЕМА: « Русский язык в семье славянских языков».

ЦЕЛЬ УРОКА:

  • познакомить учащихся с курсом русского языка в 8 классе;
  • сформировать представление о месте русского языка среди славянских языков;
  • продолжить формирование умения пересказывать лингвистический текст и создавать собственный текст по заданной схеме.

ТИП УРОКА: урок систематизации и обобщения изученного.

ОБОРУДОВАНИЕ: опорные схемы, таблицы.

ХОД УРОКА.

  1. Орг. момент.
  2. СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

Знакомство с учебником, целями и задачами изучения русского языка в 8 классе.

  1. Актуализация опорных знаний.

Орфографическая работа.

Записать под диктовку. Объяснить орфограммы. Чем являются выделенные слова?

Составить с любыми из записанных слов одно простое и одно сложное предложение, в предложениях подчеркнуть грамматические основы.

Приставать, оживление, громыхать, бесконечность, трястись , проникать, освещение,

трясущийся , извещать, встречать, сердечный, затемненный, раскачиваться, старинный.

  1. Усвоение новых знаний. Работа по теме урока.

* Работа с упр. 1: чтение лингвистического текста, составление вопросов к тексту.

Вывод о родстве славянских языков. Подбор собственных примеров, доказывающих это родство.

  • Упр. № 2- анализ рисунка и комментарий к подобному изображению семьи славянских языков в виде ветвистого дерева.
  • Упр. № 3. – устно.
  1. Формирование знаний, умений и навыков

Свободный диктант.

Все славянские языки близки друг другу. Русский язык особенно близок к украинскому и белорусскому. Русский, украинец и белорус, говоря каждый на своем языке, свободно поймут друг друга, несмотря на некоторые различия в словах, звуках и грамматических формах.

Но и вслушиваясь внимательно в речь представителей других славянских народов, мы тоже ее понимаем, узнаем много знакомых слов, а иногда постигаем смысл целых предложений. Существует много слов, которые употребляются в одном и том же значении во всех славянских языках. Многие слова в различных славянских языках совпадают. Это слова представляющие наиболее древнюю часть славянской лексики. Эти слова до сих пор жизненно важны и наиболее часто употребляемы. Они обозначают родственные отношения. Части тела, названия частей суток.

  1. Домашнее задание.

Параграф № 1., упр. 4 (1 часть-письменно, по 2 части составить собственное речевое высказывание на заданную тему)

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ.

  1. Записать словосочетания под диктовку. Объяснить орфограммы, имеющиеся в словах, обозначить морфему, в которой они находятся. Составить с любыми из записанных словосочетаний одно простое и одно сложное предложение, в в предложениях подчеркнуть грамматические основы.

Сиреневый туман, сильное землетрясение, извинился за опоздание, равнинная местность, сумрачный день, ледяной ветер, вымокли под дождем, удивительные цветы, праздничный салют, загорелые лица, преодолеет непроходимое болото, просвещает население, пробираются сквозь джунгли, любуешься зарей, умолять о помощи.


Ответ оставил Гость

Наш родной язык принадлежит к славянской группе языков индоевропейской семьи. С этой группы начинается наше путешествие по языковой карте мира.
Славянские языки могут считаться самой молодой языковой группой среди индоевропейских языков. Их общий предок, который лингвисты называют праславянским языком, начал терять своё единство очень поздно, лишь в середине I тысячелетия н. э. До того предки славян были одним народом, пользовались очень близкими говорами и проживали где-то в Центральной или Восточной Европе.
В современном мире насчитывают от 10 до 13 живых славянских языков в зависимости от того, какой статус приписывается нескольким из них: самостоятельного языка или диалекта. Так, официальная болгаристика македонский язык самостоятельным не признаёт, рассматривая его как диалект болгарского.
Среди славянских языков есть и мёртвые, на которых уже никто не говорит. Таким был первый литературный язык славян. Русские называют его старославянским, а болгары – староболгарским. В его основе лежат южнославянские говоры старой Македонии. Именно на этот язык в IX веке переводили священные тексты греческие монахи – братья Кирилл и Мефодий, создавшие славянский алфавит. Их миссия по созданию литературного языка для всех славян стала возможна благодаря тому, что в те времена славянская речь была ещё относительно единой. Старославянский язык не существовал в виде живой народной речи, он всегда оставался языком Церкви, культуры и письменности.
Однако это не единственный мёртвый славянский язык. В западнославянской зоне, на севере современной Германии, некогда жили многочисленные и могущественные славянские племена. Впоследствии они были почти полностью поглощены германским этносом. Их непосредственными родственниками, вероятно, являются нынешние лужичане и кашубы. Исчезнувшие племена не знали письменности. Лишь один из диалектов – дошёл до нас в небольших словариках и записях текстов, сделанных в конце XVII – начале XVIII столетия. Это ценный, хотя довольно скудный источник знаний о славянских языках прошлого.
Среди славянских языков русский ближе всего к белорусскому и украинскому. Втроём они образуют восточнославянскую подгруппу. Русский язык относится к крупнейшим языкам мира: по числу говорящих он занимает пятое место, уступая только китайскому, английскому, хиндустани и испанскому. Украинский в этой иерархии входят в первую «двадцатку», тоже принадлежит к очень крупным языкам.
Кроме восточнославянской подгруппы традиционно выделяются западнославянская и южнославянская. Однако если восточнославянские языки восходят к общему для них предку – древнерусскому (правосточнославянскому) языку, то этого нельзя сказать о двух других группах. Хотя языки каждой их этих подгрупп обладают целым рядом особенностей, сами подгруппы некоторые лингвисты склонны рассматривать нет как генетические, а прежде всего как географические единства. Когда западнославянская и южнославянская подгруппы формировались, наряду с процессами расхождения языков большую роль играли процессы их сближения.

Язык как общественное явление, возникшее в процессе коллективного труда, непосредственно связан с мышлением, является орудием мышления.

Мысль, выраженная с помощью языка, становится известной другим людям. Язык возникает из потребности людей в обмене мыслями.

Язык является орудием развития общества: только при помощи языка можно организовать материальное производство, развивать культуру, науки и искусство.

Одним из важнейших признаков, отличающих ту или иную нацию, является национальный язык, возникающий и развивающийся вместе с возникновением и развитием народа.

В большой семье индоевропейских языков русский язык принадлежит к обширной группе славянских языков, которую составляют три подгруппы: восточная, южная и западная. Русский язык относится к восточной подгруппе славянских языков, в которую, кроме него, входят украинский и белорусский. Все три развились из одного источника – древнерусского языка, чем и объясняется их большая близость в звуковом составе, лексике и грамматическом строе.

К южнославянским языкам относятся болгарский, македонский, сербохорватский и словенский.

К западнославянским – польский, чешский, верхнелужицкий и нижнелужицкий (польские диалекты).

Родство славянских языков проявляется в близости их лексики, морфемики, способов словообразования, синтаксических систем и т.д. Все это объясняется их происхождением из единого праславянского языка, распадение которого произошло в V – VI вв. н.э.

Языковая история началась с дифференциации племенных диалектов и образования общего языка племенного союза.

Следовательно, изначально племя объединялось на основе кровного родства и языка – племенного языка, или диалекта.

Языковая раздробленность была состоянием человечества во времена его возникновения, и такое состояние обнаруживается у отсталых народов даже в новое время.

Разобщение в пространстве в результате расселения с течением времени ведет к появлению различий в языке. Однако языки, восходящие к общему источнику, сохраняют общие корни и аффиксы, общие фонетические закономерности. Особенностью языкового развития человечества является возникновение родственных языков. Общий праязык являлся доказательством общего происхождения.

Важным компонентом языковой истории является возникновение и развитие индоевропейских языков.

Индоевропейскими являются названия рек Дон, Буг, Дунай, Черное море; береза – единственное индоевропейское название дерева; общие названия животных в индоевропейских языках - волк, гусь (эпоха палеолита).

В первой половине каменного века до IV-III тысячелет. До н.э. образовались три зоны индоевропейских языков: 1) южная, 2) центральная, 3) северная.

Рассмотрим образование трех групп славянских языков – западнославянских, южнославянских и восточнославянских.

Общеславянский (праславянский) язык состоял из близкородственных диалектов и диалектных зон, расположенных южнее реки Припять, между реками Западный Буг и Днепр.

Общеславянский язык существовал много столетий: со 2 половины первого тысячелетия до н.э. до VI – VII вв. н.э. Индоевропейское наследство не только сохранялось, но и видоизменялось.

В VI – VII вв. Н.э. славянские племена расселились на огромных пространствах от Ильменя на Севере до Греции на Юге, от Оки на востоке до Эльбы на западе.

Расселение славян по огромной территории привело к образованию трех групп славянских языков, отличающихся разным проявлением общеславянских звуковых законов, появлением новых слов.

Важным этапом в развитии форм существования языка является образование языков народностей, а затем и наций.

Древнерусская народность возникла на базе объединения восточнославянских племен. В 882 году новгородский князь Олег овладел Киевом и сделал его столицей Киевской Руси (полян, кривичей и словен). Потом подчинились и другие (древляне, северяне, радимичи и др.). Киевская Русь создала государственность и культуру, способствовала превращению восточно-славянских племен в единый народ – древнерусскую (восточно-славянскую) народность со своим языком.

Народность как историческая общность людей предполагает общность территории, культуры и языка.

Древнерусский (восточнославянский) язык имел диалектные особенности, унаследованные от праславянской эпохи. С падением Киева и развитием феодальных отношений возрастают диалектные различия.

На разных территориях стали возникать русская, украинская и белорусская народности. Среднерусские говоры стали основой народно-разговорного языка великорусской народности.

Далее с развитием нации (нации возникают, когда происходит экономическое сплочение территорий, возникновение внутреннего рынка при едином языке) образуются национальные языки: 1) путем развития готового материала, 2) путем концентрации диалектов, 3) путем скрещивания диалектов и языков.

Национальный язык хронологически более поздний, имеет более богатый словарный состав и более совершенный грамматический строй. Национальный язык предполагает обязательное наличие литературно-письменной формы, а также литературно-письменной нормы.

Понятие о русском языке

Русский язык – язык русского народа, русской нации. Но это также язык и тех нерусских, которые считают русский язык родным языком.

По происхождению русский язык принадлежит восточнославянской группе славянской ветви индоевропейской семьи языков.

Восточнославянская группа выделилась из общеславянского языка к VI в. н.э.

Русский язык выделился из восточнославянского (древневосточнославянский, древнерусский) в XIV – XV веках.

Чтобы представить себе, как сложился русский литературный язык с его нормами, нужно обратиться к истории. К XIV – XV векам литературный язык был представлен двумя его типами: книжно-славянским и народно-литературным, сложившимся в древнерусский период. Книжно-славянский тип формировался в произведениях церковно-религиозного характера: проповедях и житиях святых. Книжно-славянский тип языка характеризовался преобладанием старославянских форм и лексики.

Народно-литературный тип сложился на основе народной восточнославянской речи, впитав в себя лексику и систему художественных средств устной народной поэзии. Образцы: летописи, «Слово о полку Игореве», «Поучение Владимира Мономаха».

Процесс сближения литературного языка с живой народной речью протекал в тесной связи с другим процессом – сближением литературного языка с деловым языком.

С XVII в. (в котором произошло экономическое слияние территорий, объединившихся в единое государство) начинается формирование русской нации и русского национального языка. В становлении национального языка переломным этапом стал XVIII в. – период бурного развития промышленности, переустройства государственных учреждений, подъем науки.

В области развития языка это было время усилившегося западноевропейского влияния. Литературный язык конца XVII – первой половины XVIII в. характеризуется большой пестротой. В нем переплетаются архаически-книжные, народно-разговорные, деловые элементы и многочисленные заимствования.

Поэтому на первый план выдвигается задача упорядочения литературного языка.

Огромная заслуга в преобразовании литературного языка принадлежит М.В. Ломоносову.

Языковая реформа Пушкина завершила эпоху формирования национального русского языка и общенациональных норм литературного языка и открыла новую эпоху – эпоху развития современного русского языка. Дальнейшее развитие литературного языка идет уже в рамках сложившихся национальных норм.

Национальный русский язык – явление чрезвычайно сложное и многообразное, заключающее в себе и литературный язык (высшее достижение речевой практики народа), и различные местные говоры, социальные жаргоны и просторечие. Как форма единой национальной культуры русских он представляет собой такую совокупность всех этих языковых средств, которая составляет определенную общность в произношении, словаре и грамматическом строе, что и отличает его от других, в том числе близкородственных языков.

В излагаемом курсе будет изучаться не вообще русский язык, безотносительно ко времени его существования, а именно современный язык. Однако выражение «современный язык» не следует понимать слишком узко, как язык только текущего времени или даже ближайших истекших десятилетий. Это понятие включает значительный период времени, в который не произошло заметных изменений в звуковом и словарном составе языка, в его грамматическом строе.

Таким образом, предметом изучения этого курса является русский язык, отраженный в произведениях русских писателей, деятелей науки и искусства со времени А.С. Пушкина до наших дней.

Предметом изучения является не просто современный русский язык, а современный русский литературный язык.

Литературный язык обслуживает все сферы деятельности общества, удовлетворяет очень сложные его потребности – потребности науки, просвещения, искусства, печати и всей письменности вообще.

Специфическая его особенность в отличие от диалектов и жаргонов состоит в предельной отработанности как результате выявления во всех русских говорах общих закономерностей, их обобщения и закрепления в качестве образца для общенародного языка. Это делает литературный язык общепонятным для всех говорящих по-русски.

Литературный язык не противопоставляется национальному языку: обобщая выразительные средства общенародного языка и являясь высшим достижением речевой культуры народа, литературный язык играет в составе национального языка ведущую роль.

Признаки литературного языка:

Полифункциональность;

Наличие письменности;

Наличие четкой зафиксированной нормы;

Историческая опора на какой-либо диалект (московские говоры);

Роль конкретной личности.

Формы литературного языка

Современный русский литературный язык имеет две формы проявления – письменную и устную, для которых характерны различные условия использования, разные «технические» средства, а также некоторые отличия в употреблении синтаксических конструкций и в подборе лексических средств.

Устная речь проявляется в непосредственном общении, рассчитана на слуховое восприятие. В состав её технических средств, кроме звучащего устного слова, входят также паузы и интонации, мимика, жесты, наличие которых допускает определенную «упрощенность» грамматического и фонетического оформления – преимущественное употребление простых синтаксических конструкций (неполные предложения), а также фонетических сокращений (напр. «здрасте», Алексансаныч). В устной речи допустимо ограниченное употребление внелитературной лексики: диалектизмов, просторечных слов, чаще используются экспрессивно окрашенные слова. Устная речь по форме обычно является диалогической.

Письменная речь, рассчитанная на зрительное восприятие, адресуется собеседнику не непосредственно, а через систему написанного. Её техническими средствами являются прежде всего буквы и знаки препинания, а также дополнительные приемы выражения смысла: раздельное, слитное написание слов, употребление знака ударения и некоторые другие. Возможность общаться не в данный момент, а через промежутки времени. Точность в выражении мысли. Речь монологическая.

Нормативность языка

Одна из важнейших особенностей литературного языка заключается в том, что он подчинен определенной норме.

Наиболее возможное единообразие в употреблении слов и их сочетаний, закрепившееся в языке того или иного периода и обязательное для всех членов общества, составляет литературную норму, которая проявляется в виде словарных, орфоэпических (произносительных) и грамматических правил. Для письменной речи обязательны также правила орфографические и пунктуационные.

Литературные нормы, как и все в языке, не являются чем-то неизменным, раз и навсегда установившимся.