Образовательный портал - Kurokt

Готовность человека получать образование самостоятельно. Образование человека. Функции образования и его ценность для общества

После получения диплома многие студенты приходят к выводу о том, что потраченные на образование деньги были выброшены на ветер, и невыплаченный долг может стать для них пугающей реальностью. Если вы считаете, что корочка об образовании обеспечит престижную работу – подумайте над этим хорошенько.

Не будем рассуждать об опасностях, подстерегающих выпускников ВУЗов в суровом рабочем мире. Вместо этого давайте выделим лучшие профессии, освоение которых не требует высшего образования

Щедрая зарплата, достойный социальный пакет и все, о чем вы могли только мечтать, можно получить, имея лишь аттестат об окончании школы. Не верите? Тогда просмотрите этот список и убедитесь сами. Для каждой профессии указан уровень среднего заработка, а также перспективы карьерного роста.

15. Почтальон


Очень важно, чтобы способствовала поддержанию физической формы. Конечно, многим хотелось бы сидеть в комфортном офисе с торговыми автоматами под боком, однако, поясница это вряд ли оценит.

Согласно опросу сотрудников, почтальоном не только не напряжная, но и достойно оплачиваемая. Средняя зарплата в 180 000 в год не даст умереть от голода.


Мне кажется, самое ироничное в работе агента по продаже недвижимости – риск остаться бездомным в случае провала! Это определенно не самая лёгкая , тем не менее агенты получают в среднем 480 000 рублей в год.

Стаж работы у 41% людей, занятых в данной сфере, составляет менее 4 лет, так что не стоит бояться начать с нуля. Кроме продаж, вы также можете заниматься сдачей недвижимости в аренду.


Само по себе понятие «стройка » довольно обширное, поэтому данная профессия является неплохим выбором, если хотите зарабатывать руками, а не дипломом.

В особенности востребованы руководители низшего звена (бригадиры, мастера). Если же вы простой рабочий, средняя зарплата будет составлять около 588 000 рублей.

Если повысят до бригадира, то начнете получать приблизительно 900 000 в год. Главное, о чем стоит побеспокоиться при работе на стройке - безопасность.

12. Пожарный-спасатель


Нужно признать, что из всех профессий в этом списке, пожарным заставит выглядеть в глазах окружающих наиболее отвязным парнем, а также это профессия попала в рейтинг 10 самых мужественных профессий . Средней зарплаты в 720 000 в год хватит на хорошую жизнь.

Если получится дослужиться до начальника пожарной охраны, то доход возрастет до 80,000. Есть возможность прибавить к этому числу еще 30,000 долларов, если вы добьетесь настоящего успеха и получите звание капитана.

Кроме борьбы с пожаром, можно будет весело проводить время со своими коллегами в пожарном отделении. К тому же, из всех профессий, где есть необходимость спускаться по шесту, эта – самая уважаемая.


Возможно, понадобится некоторое время на прохождение кулинарных курсов, однако, однозначно не придется тратить 4 года на получение диплома, чтобы доказать всем, что вы можете вкусно готовить. И вообще, умение готовить – отличный навык, который всегда пригодится в жизни. При должном усердии он позволит сделать питание дешевле, вкуснее и полезнее.

Повара приносят домой приблизительно 528 000 рублей в год. Эта цифра может быть значительно больше, все зависит от уровня ресторана, в котором вы работаете. В качестве дополнительного бонуса работы повара – возможность приносить еду домой из ресторана.

10. Машинист метро


Машинист отвечает за управление надземным и подземным железнодорожным транспортом. В его обязанности также входит контроль и предупреждение чрезвычайных ситуаций на путях.

Обучение профессии в основном происходит непосредственно на рабочем месте. По предварительным данным до 2024 года ожидается увеличение вакантных мест диспетчера на 4.7%. Несмотря на то, что эта кажется «не пыльной» в теории, средняя заработная плата диспетчера установилась на уровне 552 000 рублей.

Полный срок обучения составляет около 6 месяцев. До того, как занять должность диспетчера, большинство рабочих стажируются в качестве водителей автобусов. В ходе обучения стажеры получают практические навыки вождения поездов, а также решения сопутствующих технических проблем. Всех рабочих в обязательном порядке знакомят с техникой безопасности и правилами поведения при чрезвычайных ситуациях.

9. Профессиональный YouTube-блогер


Просматривая видео на страницах канала YouTube, интернет-пользователи едва ли задумываются об образовании авторов. Если вы все же нашли себя именно в сфере создания видеороликов, то можете зарабатывать деньги, имея довольно приятную и спокойную работу.

У вас будет гибкий график, который обеспечит создание необходимого контента. А если случится так, что созданный контент станет пользоваться огромной популярностью, то откроются новые источники получения прибыли (к примеру, в сфере мерчендайзинга).

На сегодняшний день одним из лучших способов заработка для видео-блогеров является интернет-ресурс «patreon.com». С его помощью ютуберы находят потенциальных спонсоров. Те, в свою очередь, ежемесячно отчисляют некоторую сумму для того, чтобы продолжать наслаждаться творчеством любимого блогера. Предположим, что у вас есть 100 потенциальных «покровителей», готовых платить (на свое усмотрение начиная от $1) за просмотры видеороликов. Тогда наименьшее, что вы можете заработать за месяц - $1000 за каждое отдельное видео.

Наглядный пример работы данного сайта - американский певец и композитор Питер Холленс. Заручившись поддержкой 1637 покровителей, блогер получает прибыль в $7,692 за каждый отдельный видеоклип.

8. Актеры из фильмов "для взрослых"


Да, они могут появится на экране в образе студентов, однако, это вовсе не значит, что они на самом деле учились в ВУЗе.

Для того, чтобы понять сколько на самом деле зарабатывают актеры кино, достаточно взглянуть на Марка Шпиглера, одного из наиболее талантливых агентов в сфере индустрии фильмов для взрослых. В одном из своих интервью 2012 года он заявил, что еще десятилетием ранее годовой доход за женскую роль составлял $100,000. За последние несколько лет заработная плата резко уменьшилась до $50,000. Шпиглер также отметил, что доход лучших исполнителей мужских ролей доходит до $100,000.

Многие исполнители работают по тарифам, которые, по словам Шпиглера, весьма стандартны: $800 за «ж-ж», $1000 за «м-ж», не менее $1200 за сцены с входами через «заднюю дверь» и более $4000 за входы «во все двери»!

Очень хорошо, если вы будете получать удовольствие от того, что делаете. В прессе все чаще появляются устрашающие репортажи о том, как такая доводит некоторых женщин до алкоголизма и наркомании. Актрисы, снимающиеся в кино для взрослых, могут также оказывать эскорт-услуги, что существенно повышает уровень дохода.

Предоставляет ли такая какие-либо гарантии? Насчет этого можно не беспокоится. Такие развлечения для взрослых, скорее всего не выйдут из моды в ближайшее время.

7. Сотрудник полиции


Несмотря на то, что полицейские не пользуются хорошей репутацией в глазах общественности, некоторые участки принимают на работу тех, кто только что получил диплом средней школы. Помимо впечатляющего соцпакета, сотрудники полиции в среднем получают 540 000 рублей в год.

После принятия на работу, каждый стажер обязан пройти обучение в полицейской академии. Здесь проверят умственные и физические способности, срок данного обучения составит от 12 до 14 недель.

6. Электромеханик, обслуживающий лифты


Может вам и понадобится пройти какие-то обучающие курсы, чтобы работать в этой профессии, однако магистратуру для этого заканчивать точно не придется. Процесс обучения происходит на рабочем месте и может занять до 4 лет.

После окончания обучения вы будете знать, как работать с грузовыми подъемниками, пассажирскими лифтами и эскалаторами.

Востребованность данной профессии имеет один из самых высоких темпов роста. Средняя зарплата составляет 480 000 в год.

5. Менеджер по доставке, хранению и распределению продукции


Если вы получаете $85,400 на работе, не требующей какого-либо специального образования, можете считать себя счастливчиком. В этой профессии главной задачей является размещение и доставка товаров наиболее эффективными способами.

Это значит, что в должностные обязанности будет входить анализ финансовой деятельности, оптимизация затрат, а также контроль за тем, чтобы все находилось в рамках закона.

Средняя зарплата в данной области составляет 640 000 в год.

4. Юрисконсульт


Мечтаете вершить дела в зале суда, но не имеете ни времени, ни денег на школу адвокатов? Тогда почему бы не выбрать не менее важную профессию и стать сотрудником юридической консультации? От вас требуется помогать адвокатам с различными заданиями, такими как подготовка письменных отчетов, оформление полученных под присягой письменных показаний, а также организация и отслеживание досье из различных судебных документов.

В сущности, главной обязанностью будет контроль за тем, чтобы адвокат всегда имел все необходимое для работы.

Конечно, это не самая притягательная , но по крайней мере вы будете уверены в том, что не увязнете в долгах, оплачивая различные тренинги, так как все, что нужно для хорошего старта, – аттестат об окончании школы. Средняя зарплата сотрудника юридической консультации составила 360 000 рублей.

3. Сотрудник охраны


Конечно, вы можете стать и обыкновенным сотрудником полиции, но разве сотрудник охраны не звучит круче? Если вы станете охранником, то ваши полномочия будут существенно ограниченны. Однако, вы все равно будете иметь дело с такими правонарушениями, как нападения, грабежи и подделка пропускных документов.

В среднем зарплата такого сотрудника составляет 240 000 рублей. В некоторых случаях обязательным является прохождение предварительного обучения, а так же воинской службы.

Кроме того, вы должны хорошо владеть огнестрельным оружием, иметь навыки первой медицинской помощи и знать различные способы самозащиты.

2. Актер


Возможно, в мире существуют успешные актеры, прошедшие через огонь и воду всестороннего образования, однако, это не значит, что ученая степень по географии пригодится на съемках фильма.

Совершенно ясно, что актер – высокооплачиваемая профессия, но дорога в Голливуд полна актеров, которые сражались за место под солнцем, но в конце концов отказались от своей идеи. Если вы добьетесь успеха, то появится шанс оказать огромное влияние на этот мир.

Однако, лучше иметь несколько запасных вариантов развития своей карьеры. Если вы не знаете, с чего начать, то последуйте примеру актеров, которые начинали с участия в театральных кружках и комедийных группах.

По крайней мере, там вы сможете познакомиться с интересными людьми и отлично провести время.

Тяжело прикинуть среднюю зарплату актера/артиста, так как многое зависит от уровня. Наиболее востребованные актеры за рабочий день получают до $3 000.

1. Модель


Когда речь идет о карьере модели, здесь большую важность имеет выбор правильного угла для идеального селфи, чем то, что говорил преподаватель по алгебре на прошлой неделе.

О РОЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ АБИТУРИЕНТОВ В ИХ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ

Лызь Наталья Александровна 1 , Шостак Анна Алексеевна 2
1 Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южный федеральный университет», кафедра психологии и безопасности жизнедеятельности, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой
2 Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южный федеральный университет», кафедра психологии и безопасности жизнедеятельности, аспирант


Аннотация
В статье рассмотрены понятия психологической готовности к деятельности, готовности к обучению в вузе, компетентности, образовательной компетентности. Под образовательной компетентностью понимается личностное образование, позволяющее абитуриенту самостоятельно, осознанно выбирать собственную образовательную траекторию и эффективно осваивать образовательную программу. На теоретическом уровне доказано, что образовательная компетентность выпускника школы может рассматриваться как одно из условий его готовности к обучению в вузе, поскольку отношение к образованию, умения учиться и организовывать свою деятельность определяют успешность адаптации и эффективность учебно-профессиональной деятельности в вузе.

THE ROLE OF EDUCATIONAL COMPETENCE OF ENTRANTS IN THEIR READINESS TO TAKE A COURSE AT HIGH SCHOOL

Lyz Natalia Alexandrovna 1 , Shostak Anna Alexeevna 2
1 Federal State-Owned Educational Autonomy Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”, department of psychology and safety of existence, Pedagogical Science Doctor, professor, Head of department
2 Federal State-Owned Educational Autonomy Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”, department of psychology and safety of existence, post-graduate student


Abstract
The article deals with the concept of psychological readiness for activity, readiness to take a course at high school, competence, educational competence. We understand, that the educational competence is the personal formation, that allows the entrant to choose his own educational trajectories and efficiently assimilate an educational program consciously and without assistance. At the theoretical level it is proved that the educational competence of the school leaver can be regarded as one of the conditions of his readiness to take a course at high school. It can be explained by the fact that relation to education, ability to learn and organize activities determines the success of adaptation and effectiveness of educational and professional activities at the university.

Библиографическая ссылка на статью:
Лызь Н.А., Шостак А.А. О роли образовательной компетентности абитуриентов в их готовности к обучению в вузе // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 7 [Электронный ресурс]..03.2019).

В современном обществе все больше значения придается качеству образования. При этом на результативность высшего образования – качество подготовки профессионала – оказывает немаловажное влияние потенциал абитуриента и качества самого обучающегося . В связи с этим в педагогике и психологии актуализируются проблемы:

– обеспечения преемственности и согласования основных образовательных программ как одного из условий готовности выпускников средней школы к освоению образовательных программ высшей школы;

– реализации специальных программ довузовской подготовки;

– использования в организациях среднего образования проблемных и проектных образовательных технологий, способствующих развитию самостоятельности в учении и других личностных качеств, обеспечивающих психологическую готовность школьников к вузовскому обучению;

– осуществления психолого-педагогической поддержки профессионального самоопределения школьников, осознанного выбора ими дальнейшей образовательной траектории;

– реализации комплекса специальных мер, направленных на поддержку адаптации первокурсников в вузе, развитие умений самоконтроля и самоуправления, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности и др.

Для успешного решения практических проблем необходимо построение адекватных реальности теоретических моделей, позволяющих соотносить результаты школьного обучения и требования вуза к студенту. Настоящая статья имеет целью рассмотреть ряд ключевых понятий и определить на теоретическом уровне роль образовательной компетентности (как одного из результатов школьной подготовки) в готовности студента к обучению в вузе.

Существует ряд подходов к определению понятия «психологическая готовность». Ее рассматривают как совокупность устойчивых мотивов (В.Г. Асеев, Е.И. Ильин, В.А. Коротков, А.В. Крутецкий, В.Д. Шадриков и др.), как личностный смысл (А.Г. Асмолов, А.Н. Леонтьев), как установку (Е.Т. Конюхова, Д.Н. Узнадзе, В.А. Ядов и др.), как наличие определенных способностей (Б.Г. Ананьев, Ю.Н. Кулюткин, С.Л. Рубинштейн, Г.С. Сухобская и др.), как устойчивую характеристику личности (А.Я.Журкин и С.Н.Чистякова), как настрой на выполнение профессиональной деятельности (М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович).

Традиционно выделяют два подхода к изучению готовности: функциональный и личностный. Функциональный подход рассматривает готовность как особое состояние психических функций, необходимое для достижения высоких результатов деятельности (Н.Д. Левитов, В.Н. Мясищев, А.Ц. Пуни и др.). Личностный подход связывает готовность с личностными предпосылками к успешной деятельности и предполагает совершенствование психических процессов, состояний и свойств личности, необходимых для эффективной деятельности (М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, Я.Л. Коломинский, В.А. Сластенин, А.И. Щербаков и др.). М.А. Котик в понятие готовности, кроме устойчивых качеств индивида, включает и ситуативные факторы «трудовой задачи», по отношению к которым складывается эта готовность .

Рассматривая готовность в контексте профессиональной деятельности, М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович отмечают, что она является решающим условием быстрой адаптации к условиям труда, дальнейшего профессионального совершенствования и повышения квалификации . Отмечают также, что для достижения готовности необходимы адекватное отражение специальности, профессиональное мастерство, умение мобилизовать необходимые физические и психические ресурсы для реализации деятельности. Под психологической готовностью при этом понимается целенаправленное формирование индивидуальных приемов, обеспечивающих сохранение заданных параметров выполнения деятельности в сложных ситуациях .

Одним из наиболее важных этапов профессиональной подготовки специалиста является его обучение в вузе, во время которого происходит формирование представлений о профессиональной деятельности, усвоение специальных знаний, выработка основных навыков. Как отмечает И.А. Зимняя, основной социальной и возрастной задачей студенчества является овладение знаниями и профессиональными умениями, усердный учебный труд .

Как и любой труд, обучение в вузе предполагает наличие определенной готовности к нему. Психологическая готовность студента способствует актуализации его личностного и познавательного потенциала, адаптации к образовательной среде вуза и возникающим ситуациям, регуляции состояний в связи с задачами учебно-познавательной деятельности, оптимизации процесса решения задач и достижения результатов в личностно-профессиональном развитии .

Согласно С.Н. Кусакиной, готовность к обучению в вузе – это настрой на учебно-профессиональную деятельность, который позволяет субъекту учения принять учебную задачу и свою новую роль, идентифицироваться с результатом будущей деятельности и мобилизовать свои ресурсы для успешного обучения в вузе .

Готовность к обучению в вузе проявляется как внутренняя настроенность студента на определенное поведение при выполнении учебных и трудовых задач, установка на активные и целесообразные действия во время обучения и с началом работы после окончания вуза. Цель формирования готовности студентов – в облегчении процесса адаптации в условиях современного производства, в достижении успеха, для чего необходимо овладеть операциональной, нравственной, психической, организаторской сторонами избранной профессии .

Психологическая готовность студента (абитуриента) к освоению программ профессионального образования – это «целостное интегративное психологическое образование, основанное на согласованности личностных характеристик и учебно-профессиональной деятельности в вузе и обеспечивающее эффективность и развитие всех видов деятельностей, входящих в нее (учебно-познавательной, профессионально-практической, исследовательской, деятельности самообразования и саморазвития)» .

И.И. Ахтамьянова выделяет следующие психологические критерии определения готовности к обучению в вузе: идентификация, антиципирующее самоопределение (видение себя в будущем), особенности ценностных ориентаций, способность к регуляции и саморегуляции, то есть зрелость волевых процессов, наличие необходимого уровня знаний, сформированность специфичных для учебной деятельности студентов навыков и умений .

В качестве базовых показателей готовности первокурсника Н.Н. Савельева выделяет: уровень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений; уровень владения приемами самостоятельной познавательной деятельности как готовности выходить за пределы заданного, желания самостоятельно, по собственному побуждению отыскивать новую информацию, овладевать новыми способами познавательной деятельности, выдвигать новые идеи, расширять области знания; уровень сформированности коммуникативных умений как способности к установлению межличностных отношений; уровень учебно-познавательной мотивации; уровень интеллектуальной саморегуляции как умения целенаправленно строить процесс самообучения .

В структуру готовности студентов к обучению в вузе или к освоению программ профессиональной подготовки включают:

– личностный аспект (воля, активность, настойчивость, осмысленность своего жизненного пути), мотивационный аспект (наличие интереса к занятиям, желание прилагать усилия для понимания и усвоения сложного материала заданий) и операциональный аспект (умение обрабатывать информацию, выделять главное, конспектировать, строить схемы, осмысливать сложные тексты, умения самоуправления) ;

– мотивационный компонент (интерес к учебной деятельности и позитивное отношение к будущей профессии), регулятивный компонент (умения регуляции учебной-профессиональной деятельности, ее планирования, контроля, коррекции, мобилизации сил, сосредоточения на задаче, отвлечение от мешающих воздействий, преодоление сомнений, трудностей), интеллектуальный компонент (стиль познавательной деятельности, способности к решению задач учебно-профессиональной деятельности, к усвоению и преобразованию знаний и умений), знаниево-операциональный компонент (знания и умения как база для освоения конкретной программы профессиональной подготовки) ;

– мотивационно-профессиональный компонент (желание учиться в вузе по выбранной профессии, быть студентом, выполнять обязанности в соответствии с новым статусом, также включает цели поступления в институт, факторы, оказавшие влияние на выбор профессии, информированность о профессии, самостоятельность и осознанность профессионального выбора), когнитивно-темповый компонент (средний уровень интеллектуального развития и программной школьной подготовки, высокая скорость чтения и письма, навыки работы с текстом, быстрое переключение внимания), волевой компонент (навыки самоорганизации и саморегуляцию поведения) ;

– личностную готовность (система социальных установок относительно жизненных ценностей), когнитивную (необходимый уровень актуальных знаний, достаточный для успешного обучения в вузе, уровень развития познавательных психических процессов), операционально-деятельностную готовность с преобладанием навыков и умений самостоятельной работы .

Обобщая вышеизложенное, можно говорить о том, что предложенные учеными модели готовности студента (абитуриента) к обучению в вузе включают ряд инвариантных элементов (личностный, мотивационный, регулятивный или волевой, когнитивный или операционально-деятельностный) и отражают понимание такой готовности как личностно-психологического образования. Таким образом, для обозначения результата общего образования, соотносимого с готовностью к обучению в вузе, необходимо использовать конструкт, который также может быть рассмотрен как личностный феномен. Полагаем, что в качестве такого конструкта может использоваться понятии образовательной компетентности.

Компетентность соединяет воедино множество различных характеристик личности. Ее определяют как особый тип организации знаний, обеспечивающий возможность принятия эффективных решений (М.А. Холодная), как соответствующее качество личности (А.В. Хуторской, В.В. Краевский), как единство теоретической и практической готовности к осуществлению деятельности (В.А. Сластенин), как готовность и способность профессионально выполнять необходимые функции (И.А. Колесникова), через способность – умение (Н.Ф. Радионова, А.П. Тряпицына) или целостный опыт решения определенных проблем (В.В. Сериков). Компетентность имеет личностную основу и формируется в русле жизненных ценностей человека, в тесной взаимосвязи с его способностями ставить перспективные цели, проявлять инициативу, брать на себя ответственность, управлять своей деятельностью.

Образовательная компетентность – это достаточно сформированная совокупность качеств обучающегося, позволяющая ему самостоятельно, осознанно и эффективно выбирать и реализовать собственную образовательную траекторию и осваивать выбранную образовательную программу . В образовательной компетентности выделяются следующие составляющие [Там же]:

– мировоззренческая – сформированная на уровне понимания картина мира, себя и своего места в нем, целостные представления об образовательной реальности, понимание значения образования для общества и его личностного смысла;

– знаниево-технологическая – предметные знания, достаточные для освоения конкретной образовательной программы высшего профессионального образования, умения осуществлять образовательные действия (находить информацию, работать с литературой, конспектировать, готовить доклады и рефераты, планировать и осуществлять простые эксперименты и т.д.);

– когнитивная – владение умственными действиями, развитые интеллектуальные и творческие способности;

– мотивационная – ценностное отношение к образованию, познавательные потребности, стремление проявлять познавательную инициативу, нацеленность на овладение профессией и личностное развитие;

– личностная – сформированы качества субъекта деятельности (способы постановки задач, анализа ситуации, прогнозирования, проектирования, планирования, саморганизации, контроля и оценки, рефлексии, коммуникации) и субъекта жизни (способность делать осознанный выбор, проявлять активность и нести ответственность, осознавать жизненные цели и направлять себя на их достижение, решать жизненные проблемы).

Сопоставляя понятия готовности к обучению в вузе и образовательной компетентности, а также их составляющие, мы полагаем, что сформированная образовательная компетентность выпускника школы тесно взаимосвязана с его готовность к обучению в вузе и играет значимую роль в успешности учебно-профессиональной деятельности студента.

Итак, теоретическое изучение феноменов готовности и образовательной компетентности позволяет сделать следующие выводы по поставленной проблеме.

1. Готовность абитуриентов к обучению в вузе, готовность к освоению программ профессиональной подготовки, готовность к учебно-профессиональной деятельности в вузе – близкие понятия, поскольку в их основе лежит понятие психологической готовности к деятельности как личностного свойства. Наиболее широким из них является понятие готовности к обучению в вузе, включающее личностные, мотивационные, интеллектуальные, регулятивные, операционально-деятельностные составляющие.

2. Образовательная компетентность – это личностное образование, позволяющее абитуриенту самостоятельно, осознанно выбирать собственную образовательную траекторию и эффективно осваивать образовательную программу. Можно выделить ряд факторов, формирующих образовательную компетентность выпускника школы: отношение человека к образованию и будущей профессиональной деятельности, когнитивные и творческие способности, эмоционально-волевые особенности личности и умения саморегуляции, способности личности ставить перспективные цели, проявлять инициативу, брать на себя ответственность, управлять своей деятельностью.

3. Образовательная компетентность выпускника школы может рассматриваться как одно из условий его готовности к обучению в вузе, поскольку именно отношение к образованию, умения учиться и организовывать свою деятельность определяют успешность адаптации и эффективность учебно-профессиональной деятельность в вузе. В связи с этим актуальной является проблема разработки методов оценки образовательной компетентности абитуриента.

  • Котик М. А. Психология и безопасность. – Таллинн: Валгус, 1989.
  • Кусакина С.Н. Готовность к обучению в вузе // Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. Москва, 2009.
  • Лызь Н.А., Гемешлиев Ф.К. Модель психологической готовности студентов к освоению программ профессиональной подготовки // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2011. № 10 (123). – С. 162–168.
  • Лызь Н.А. Образовательная компетентность студентов как фактор качества высшего образования // Педагогика. 2011. №5. С. 67–76.
  • Лызь Н.A. Современные представления о высшем образовании в свете парадигмального анализа // Alma mater (Вестник высшей школы). 2008. № 10. С. 25–30.
  • Савельева Н.Н. Проектирование системы адаптации первокурсников к обучению в вузе (направление – педагогика) // Автореферат диссертации на соискание степени кандидата педагогических наук. Владивосток, 2007.
  • Тулебаева Е.Н., Мерсиянова А.П. Готовность выпускников школ к самостоятельной работе как определяющему виду учебной деятельности в вузе // Вестник КАСУ. 2007. №1. С. 162–169.
  • Шикун А.Ф., Шикун А.А., Скотников М.В. Профессионально-психологическая подготовленность к деятельности как психологическая проблема // Вестник ТвГУ, Серия: Педагогика и психология (5). Тверь, 2009. С. 12-40.
  • Количество просмотров публикации: Please wait

    Ответ на вопрос «Нужно ли образование?» зависит от того, какой смысл человек вкладывает в это слово. Если речь идет о документе об окончании учебного заведения, то в некоторых случаях можно обойтись без него. Сам по себе диплом ничего не дает и не должен являться самоцелью. Но если под образованием понимать приобретение и совершенствование знаний, расширение своего кругозора и профессиональных навыков, то оно необходимо для становления человека как личности.

    Общеобразовательное обучение

    Образование - это совокупность знаний, умений и навыков, которые человек получает в разные периоды своей жизни. Процесс образования начинается еще в детстве и может продолжаться всю жизнь. Приобретать знания можно в учебных заведениях с помощью педагогов или заниматься самообразованием. Право на образование закреплено Конституцией, Европейской конвенцией о защите прав человека и другими правовыми актами.

    К общеобразовательным программам относятся:

    1. Программы дошкольного образования. маленьким детям, если оно не является обязательным? Дошкольное образование закладывает фундамент интеллектуального и физического развития ребенка. Если родители по каким-либо причинам не могут или не хотят водить малыша в детское дошкольное учреждение, они должны заниматься его образованием самостоятельно.
    2. Программы общего образования. Общее образование также называют школьным или средним образованием. Без аттестата о среднем образовании невозможно продолжить обучение в техническом или высшем учебном заведении, следовательно, получить специальность. помимо получения документа? Школа не только дает базовые знания по различным предметам, но приучает к дисциплине, адаптации в социуме, воспитывает характер.
    3. Программы высшего образования. всем? Конечно нет, так как не каждый человек стремится стать государственным служащим, офисным работником или руководителем. Многие строят свою жизнь по-другому, и для этого им достаточно знаний, полученных в школе, или после окончания специализированных курсов, в процессе самообразования. Хотя для человека, имеющего диплом о высшем образовании, открывается больше перспектив и возможностей.

    Самообразование

    Самообразование - это своего рода надстройка над фундаментом базовых знаний, полученных в школе или институте. Программа самообучения состоит только из необходимого материала в соответствии с интересами и потребностями конкретного человека.

    Самостоятельное получение дополнительных знаний, овладение навыками и умениями представляет полную свободу выбора источников информации, а также количества затраченного времени. В этом и вся прелесть такого рода образования.

    Функции образования и его ценность для общества

    Образование как часть социальной культуры выполняет несколько взаимосвязанных функций:

    1. Функция воспроизводства. Состоит в воспроизводстве культуры в новых поколениях на основании профессионального опыта, достижений науки и искусства, духовно-культурных ценностей. Образование формирует чувство ответственности перед будущими поколениями за сохранение и обогащение культурного наследия.
    2. Функция развития. Подразумевает развитие отдельных человеческих личностей и общества в целом. Образование помогает молодежи приобщиться к жизни общества, интегрироваться в социальную систему, стать полноценным гражданином страны, достичь успехов в обществе. Образование влияет на социальный статус человека, обеспечивает мобильность, способствует самоутверждению.

    Потенциал любого государства и перспективы его дальнейшего развития напрямую зависят от уровня нравственной, экономической и культурной сфер. Образование является основополагающим фактором взаимодействия между членами общества, привлекательности страны в целом.

    Значение образования для человека

    Говоря о пользе образования для общества, невозможно недооценить его значение непосредственно для каждой личности. В современном мире образование является одной из главных ценностных ориентаций в обществе. Под образованием подразумевается не только получение профессиональных знаний и умений, но и личностное развитие. Образованный человек имеет ряд преимуществ:

    • свободу и независимость;
    • стабильность существования;
    • универсализм (потребность в гармонии, справедливости, толерантности);
    • успех в обществе, социальное одобрение;
    • власть, уважительное отношение окружающих.

    В настоящее время образование не является приоритетом избранных, а доступно всем желающим. Поэтому каждый из нас является вершителем своей судьбы.

    Первый проректор Государственного университета аэрокосмического приборостроения В.И. Хименко специально для ГлавСправ дал разъяснения о нынешнем положении дел в магистратуре с учетом пунктов нового закона «Об образовании».

    Магистерская подготовка с прошлого года стала совершенно самостоятельной ступенью высшего профессионального образования. До этого рассматривалась непрерывная цепочка: бакалавриат или специалитет, затем магистратура.

    Люди поступали на специальности, и после окончания специалитета (это традиционная, непрерывная подготовка в течение 5 лет) человек получал диплом специалиста по определенной специальности, например, инженер или экономист.

    На направления поступали так, чтобы можно было непрерывно обучаться в течение 6 лет. Во многих вузах даже не было промежуточных выпускных квалификационных работ на уровне бакалавриата. Студенты продолжали непрерывную подготовку, заканчивали обучение по программе бакалавриата и 2 года после этого учились по программе магистратуры и получали диплом магистра.

    С 2010 года появились немного другие правила и изменилось отношение к бакалавриату и магистратуре. Постановили, что бакалавриат - это совершенно самостоятельная ступень ВПО, и после получения соответствующего диплома у выпускника есть возможность либо работать, либо поступить на специалитет или в магистратуру.

    Сразу посыпались вопросы: можно ли идти в другие вузы с дипломом бакалавра? Да, можно. Можно ли идти на какие-то другие направления (например, человек окончил бакалавриат по менеджменту, а хочет продолжить обучение по экономике)? Ответ снова положительный.

    Однако здесь есть свои нюансы. Это касается лишь родственных направлений. Нельзя, например, получить диплом бакалавра по библиотечному делу в Университете культуры, а после этого прийти и получить диплом магистра по программному обеспечению в ГУАПе. Это невозможно, потому, что у бакалавра должна быть определенная база знаний, для того, чтобы завершить двухгодичное обучение на уровне магистерской подготовки.

    Существует очень много родственных направлений, но они совсем неодинаковые. В них предусмотрено, что магистерскую подготовку лучше получать по какой-то другой образовательной программе, потому что так появляется возможность получить еще своеобразное второе высшее образование.

    Ред.: Магистратура - это дополнительное высшее образование, второе высшее или самостоятельная ступень ВПО?

    Для ответа на этот вопрос необходимо определиться с категориями.

    Магистратура - это ступень высшего образования, и ступень очень своеобразная. Если человек имеет склонность к тому, чтобы продолжить заниматься научной работой, после бакалавриата он этого не может сделать, потому что на законодательном уровне определено, что бакалавр не может поступать в аспирантуру. Здесь тоже возникает своеобразное противоречие: с одной стороны, бакалавриат - это высшее образование, с другой стороны, после него ты не можешь поступить в аспирантуру. Чтобы поступать в аспирантуру, готовить и защищать диссертационные работы, нужен диплом магистра или специалиста.

    Государственные вузы сейчас окажутся в неудобном положении. У них практически нет возможности реализовать магистерскую подготовку. Молодой человек может поступить в такой вуз, закончить его и получить диплом бакалавра, но потом ему надо куда-то двигаться - и здесь возникают проблемы. Приходится менять вуз на государственный, потому что магистерскую подготовку по законодательству могут давать только в таком учебном заведении.

    Ред.: Магистратура позволяет принимать выпускников со степенью бакалавра не только своего, но и других вузов. Это касается только близких направлений? К примеру, вы можете взять в магистратуру медика?

    Есть такое убеждение, что специалиста, который заканчивает вуз по программам бакалавриата или специалитета по техническим специальностям, обучить менеджменту в магистратуре легко, а вот менеджера обучить математике - это совсем другое дело.

    Ред.: Заложено ли в законе, что у бакалавров должно быть определенное направление, чтобы поступать в ту или иную магистратуру?

    Обычно в государственных образовательных стандартах программ бакалавриата прописывается сфера, в которой человек может продолжить образование. Это направления, которые могут быть согласованы по образовательному уровню с программами бакалавриата, для того чтобы был определенный спектр этих направлений и преемственность этапов обучения. Четко не прописано, что, например, после бакалавриата по приборостроению ты можешь поступить только на такую-то программу магистратуры, но сфера - оговорена.

    Разумный человек, безусловно, пойдет в тот университет или в то образовательное учреждение, где есть магистерская подготовка и есть возможность продолжить обучение и профессионально расти.

    Хочу подчеркнуть, что в Государственном университете аэрокосмического приборостроения реализация магистерских программ началась еще в 90-е годы.