Образовательный портал - Kurokt

20.03 02 природообустройство и водопользование где работать. Природообустройство и водопользование. Какие дисциплины изучают

Профиль подготовки

«Комплексное использование и охрана водных ресурсов»

«Мелиорация, рекультивация и охрана земель»

«Противопожарное обустройство территорий»

Саратов 2013


УДК (075.8)

ББК 26.22я73+26.23я73

Рецензенты:

кандидат с/х наук, доцент,

зав. лабораторией агрометеорологии ГНУ НИИСХ Юго-Востока Россельхозакадемии

Н. Г. Левицкая

к. с/х. н., доцент, зав. кафедрой «Мелиорация, рекультивация и охрана земель» факультета «Природообустройство и лесное хозяйство

ФГБОУ ВПО «Саратовский ГАУ»

А. Н. Никишанов

Б81 Гидрология, климатология и метеорология:краткий курс лекций для студентов II курса специальности (направления подготовки) 280100.62 «Природообустройство и водопользование» / Сост.: Ю. В. Бондаренко // ФГБОУ ВПО «Саратовский ГАУ». - Саратов, 2013. - 110 с. Краткий курс лекций по дисциплине «Гидрология, климатология и метеорология» составлен в соответствие с рабочей программой дисциплины и предназначен для студентов направления подготовки 280100.62 «Природообустройство и водопользование». Краткий курс лекций содержит сведения по гидрологии, климатологии и метеорологии, которые в настоящее время являются чрезвычайно актуальными и приобретают все большее значение и остроту. Излагаются основные закономерности формирования поверхностного стока с водосборов и методы определения гидрологических характеристик при разном объеме гидрометрической информации. Представлены основные этапы выполнения гидрологических расчетов при проектировании объектов водохозяйственного строительства. Для эффективной самостоятельной работы студентов широко представлена теоретическая часть с достаточным количеством иллюстраций и расчетная, где излагается порядок расчетов.

УДК (075.8)

ББК 26.22я73+26.23я73

© Бондаренко Ю. В., 2013

© ФГОУ ВПО «Саратовский ГАУ», 2013


Введение

Гидрология, климатология и метеорология принадлежат к циклу наук о Земле. Климатология - наука, изучающая вопросы климатообразования, описания и классификации климатов на основе многолетнего режима погоды, обусловленного географическим положением местности и совокупности воздействия метеорологических величин. Метеорология изучает атмосферу и происходящие в ней физические процессы. Метеорологические наблюдения производят с целью получения сведений о погодных условиях в интересуемый момент времени в заданном районе, их использования для прогнозов погоды различной заблаговременности, а также изучения климата, его колебаний и возможных изменений. Гидрология изучает гидросферу, её свойства и протекающие в ней процессы и явления во взаимодействии с атмосферой, литосферой и биосферой.

По определению перечисленные дисциплины решают свои, сугубо частные, вопросы в общем комплексе наук о Земле. Но вместе с тем, они настолько взаимосвязаны, настолько взаимно обуславливают друг друга, что без знания основных положений и закономерностей одной из них трудно рассчитывать на успех в изучении двух других. Инженерная гидрометеорология представляет собой объединенную дисциплину, занимающуюся разработкой методов и способов получения расчетных гидрометеорологических характеристик, наиболее важных для проектирования.

Лекция 1

ПРЕДМЕТ, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСА «КЛИМАТОЛОГИЯ И МЕТЕОРОЛОГИЯ»

Предмет и задачи курса «Климатология и метеорология»

Наука, изучающая закономерности формирования климатов в различных географических районах и климатический режим различных стран и регионов называется климатологией.

Метеорологией называется наука о земной атмосфере и физических процессах, происходящих в атмосфере.

Атмосфера – это воздушная оболочка Земли, состоящая из смеси газов, составляющих воздух.

Физическое состояние атмосферы в данный момент времени, в данном месте называется погодой. Величины, характеризующие физическое состояние атмосферы, называются метеорологическими элементами. К ним относятся: температура, влажность и давление воздуха, направление и скорость ветра, облачность, количество и интенсивность осадков, различные метеорологические явления (туманы, осадки, облака, грозы, шквалы, заморозки, метели, гололед и т.д.).

Основная задача метеорологии – изучение атмосферных явлений путем накопления данных об их изменениях в пространстве и времени.

Промежуточные задачи метеорологии сводятся к следующему:

1) получение точных данных, характеризующих атмосферные процессы и явления;

2) объяснение атмосферных процессов и явлений, т.е. установление законов, управляющих их развитием;

3) использование найденных закономерностей для разработки методов прогнозирования атмосферных процессов;

4) применение найденных закономерностей развития атмосферных процессов для активной борьбы с опасными метеорологическими явлениями и более полного использования сил природы в практической деятельности человека.

Средний многолетний режим погоды на данной территории называется климатом. Для его характеристики используются средние многолетние данные о температуре, осадках, влажности воздуха и почвы, повторяемости и вероятности тех или иных явлений и т. д.

Для получения оперативной гидрометеорологической информации в каждой стране существует государственная сеть метеорологических станций, ведущих наблюдения по возможности однотипными приборами, по единой методике, в определенные часы суток.

В России руководство системой наблюдений осуществляет Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

В настоящее время наземная подсистема получения информации в России включает более 3000 метеорологических станций и обсерваторий, ведущих круглосуточные наблюдения (8 раз в сутки) по обширным программам и около 8000 постов, ведущих наблюдения по сокращенным программам. В труднодоступных районах установлено более 350 автоматических радиометеорологических станций. На акватории морей и океанов наблюдения ведутся на специальных судах и судах торгового и рыболовного флота.

Космическая подсистема «Метеор» включает 2-3 спутника, обращающихся по круговым орбитам на высоте 900 км и наземные пункты приема информации. Количество информации, поступающей со спутников огромно: за сутки 2 спутника передают такой объем информации, какой поступает за полгода со всех наземных станций мира.

Первичная метеорологическая информация передается в территориальные, региональные и мировые центры данных, где она обрабатывается и в соответствующем виде передается различным потребителям.

Россия является членом Всемирной метеорологической организации (ВМО). В рамках этой организации организована Всемирная служба погоды (ВСП). В систему ВСП входят три мировых центра (Москва, Вашингтон, Мельбурн) и 25 региональных центров.

ВМО приняты и разрабатываются ряд крупнейших научных программ по исследованию глобальных атмосферных процессов, по глобальному потеплению климата и т.д., которые выполняются многими странами с привлечением большого числа ученых и с использованием огромного количества технических средств по сбору и обработке информации.

Состав и строение атмосферы

В составе атмосферного воздуха преобладают азот (78%) и кислород (21%). 0,93% занимает аргон, 0,03% занимает СО 2 и менее 1% приходится на неон, ксенон, криптон, гелий, водород и др. газы.

Помимо постоянных газов в воздухе всегда содержится водяной пар и различные примеси – газы и аэрозоли.

С высотой в составе атмосферного воздуха начинают преобладать легкие газы – гелий и атомарный водород. Из наблюдений с помощью спутников и ракет установлено, что атмосфера простирается, при все убывающей плотности, до высоты более 20 тысяч км.

В вертикальном направлении атмосферу делят на пять основных слоев, отличающихся характером изменения температуры воздуха с высотой. Эти слои называются: тропосфера, стратосфера, мезосфера, термосфера и экзосфера. Основные атмосферные слои разделяются переходными слоями относительно небольшой вертикальной протяженности под названием тропопауза, стратопауза, мезопауза и термопауза.

Вопросы для самоконтроля

1. Что изучает климатология?

2. Что изучает метеорология?

3. Основные задачи метеорологии?

4. Что такое климат?

5. Организация гидрометеорологических наблюдений в РФ.

6. Что такое атмосфера?

7. Состав и вертикальное строение атмосферы.

8. Основные свойства атмосферы.

9. Состав и строение атмосферы.

Список литературы

Основная

1. Захаровская, Н. Н. Метеорология и клим

атология [Текст] / Н. Н. Захаровская, В. В. Ильинич. – М.: Колос, 2005. - 127 с. - ISBN5-9532-0136-2.

2. Хромов, С. П. Метеорология и климатология [Текст] / Хромов С. П., Петросянц М. А. – 6-е изд., перераб. и доп. - М.: МГУ, 2004. - 582 с. - ISBN 5-211-04847-4. - ISBN 5-9532-0267-9.

Дополнительная

1. Бондаренко, Ю. В. Методы полевых гидрологических и метеорологических исследований. [Текст]: учеб. пособие / Ю. В. Бондаренко. – 2-е изд. доп. и исп. – Саратов.: Издательский центр «Наука», 2011. – 202 с. - ISBN 978-5-9999-0885-8.

2. СНиП 23-01-99. Строительная климатология [Текст]. – М.: Госстрой РФ, 1999.

3. СП 11-103-97. Инженерно-гидрометеорологические изыскания для строительства [Текст]. – М.: Госстрой РФ, 1997 г.

4. Желудкова, С. В. Метеорология и климатология. [Текст]: метод. указания к расчетно-графическим работам./ С. В. Желудкова, Д. С. Майорова. - ФГОУ ВПО «Саратовский ГАУ»; Саратов, 2010. – 68 с.

5. Левицкая Н. Г. Основы агрометеорологии. [Текст]: учеб. пособие. / Н. Г. Левицкая, Ю. В. Бондаренко. – Саратов.: Саратовский источник, 2012. – 150 с.- ISBN978-5-91879-163-9.

6. Бондаренко, Ю. В. Метеорологические наблюдения (Организация, производство, анализ). [Текст]: учеб. пособие / Бондаренко Ю. В., Желудкова С. В., Левицкая Н. Г., Киселева Ю. Ю. – Саратов.: Издательский центр «Наука», 2012. – 61 с.

7. Бондаренко, Ю. В. Климатология, метеорология и гидрология. [Текст]: учеб. пособие / Бондаренко Ю. В., Афонин В. В., Желудкова С. В. - ФГОУ ВПО «Саратовский ГАУ»; Саратов, 2010 – 183 с.

8. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

Электронная библиотека СГАУ - http://library.sgau.ru;

Научная электронная библиотека - http://еlibrary.sgau.ru/ ;

Электронные данные Росгидромета: http://meteorf.ru;

Электронные данные Государственного гидрологического института - http://www.hydrology.ru.

«УТВЕРЖДАЮ»

Ректор ТПУ

«___» _________2011 г.

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

НАПРАВЛЕНИЕ ООП

МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА:

Инженерные изыскания в области природообустройства

КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ)

Магистр техники и технологии

ФОРМА ОБУЧЕНИЯ

КОЛИЧЕСТВО КРЕДИТОВ

ВРЕМЕННОЙ РЕСУРС ВСЕГО

АУДИТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

ИТОГОВАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АТТЕСТАЦИЯ

государственный экзамен и выпускная квалификационная работа

ВЫПУСКАЮЩИЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ

9.5. Кадровое обеспечение учебного процесса подготовки магистров. 36

Согласно, требованиям, предъявляемым работодателями, данные специалисты должны:

· иметь теоретические знания и практические навыки инженерно-гидрометеорологических, инженерно-гидрогеологических, инженерно-экологических и инженерно-геодезических изысканий, экологического мониторинга, разработки нормативов воздействия на окружающую среду;

· навыки водохозяйственного и геоэкологического обеспечения функционирования промышленных, сельскохозяйственных и коммунальных предприятий и организаций, мелиорации водосборов, рекультивации нарушенных земель, водоснабжения , водоотведения, эксплуатации водохозяйственных систем и сооружений, объектов добычи полезных ископаемых , инженерной защиты населенных пунктов и сооружений;

· быть подготовленным к научно-исследовательской работе в области обоснования мест размещения объектов природообустройства и водопользования и оценки их воздействия на окружающую среду, в том числе в междисциплинарных областях, связанных с выбором необходимых методов исследования, модифицирования существующих и разработки новых методов исходя из задач конкретного исследования;

· на профессиональном уровне владеть иностранным языком ;

· навыки в области промышленной, пожарной и экологической безопасности , безопасности жизнедеятельности .

Подготовка специалистов, обладающих выше перечисленными компетенциями возможна только на основе использования новых образовательных технологий и разработки современного методического материала с учетом опыта ведущих отечественных и зарубежных высших учебных заведений.

Термины, определения, обозначения, сокращения

В настоящем документе используются термины и определения в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Федеральным Законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», а также с международными документами в сфере высшего образования:

· основная образовательная программа - совокупность учебно-методической документации, включающей в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки и воспитание обучающихся, а также программы практик и научно-исследовательской работы, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии;

· профиль (специализация) – направленность основной образовательной программы на конкретный вид и (или) объект профессиональной деятельности;

· результаты обучения – усвоенные знания, умения, навыки и освоенные компетенции;

· учебный цикл – совокупность дисциплин (модулей) основной образовательной программы, обеспечивающих усвоение знаний, умений и формирование компетенций в соответствующей сфере научной и (или) профессиональной деятельности.

· вид профессиональной деятельности – методы, способы, приемы, характер воздействия на объект профессиональной деятельности с целью его изменения, преобразования;

· зачетная единица – мера трудоемкости образовательной программы;

· компетенция – способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области;

· модуль – совокупность частей учебной дисциплины (курса) или учебных дисциплин (курсов), имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам воспитания, обучения;

· направление подготовки – совокупность образовательных программ различного уровня в одной профессиональной области;

· объект профессиональной деятельности – системы, предметы, явления, процессы, на которые направлено воздействие;

· область профессиональной деятельности – совокупность объектов профессиональной деятельности в их научном, социальном, экономическом, производственном проявлении;

В настоящем документе используются следующие сокращения:

ВПО – высшее профессиональное образование;

ФГОС ВПО – федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования;

ООП – основная образовательная программа;

УМО – учебно-методические объединения;

ОКСО – общероссийский классификатор по образованию;

УЦ ООП – учебный цикл основной образовательной программы.

ОК – общекультурные компетенции;

ПК – профессиональные компетенции.

ПУД - производственно-управленческая деятельность.

НИП - научно-исследовательская практика.

2. Цели ООП ТПУ

2.1. Цели образовательной программы

Цели ООП «Природообустройство и водопользование» сформулированы в соответствии с требованиями Стандарта и Руководства по обеспечению качества образовательных программ подготовки магистров по приоритетным направлениям развития Национального исследовательского Томского политехнического университета и концепцией программы. Они определяются компетенциями, приобретаемыми выпускниками через некоторое время (3…5 лет) после освоения программы, и дают потребителям информацию об областях профессиональной подготовки, профиле программы и видах профессиональной деятельности.

Общая цель ООП – подготовка специалистов в области мелиорации, рекультивации и охраны земель различного назначения; создания водохозяйственных систем комплексного назначения; охраны и восстановления водных объектов; водоснабжения, отвода и очистки сточных вод , обводнения территорий, природоохранного обустройства, создания экологической инфраструктуры на землях различного назначения.

ООП подготовки магистров по направлению 280100 «Природообустройство и водопользование» имеет следующие основные цели в области обучения и воспитания (табл. 2):

Таблица 2

Цели образовательной программы

Формулировка цели

Требования ФГОС

и заинтересованных

работодателей

Подготовка выпускников к междисциплинарным научным исследованиям для решения задач планирования и организации исследований антропогенного воздействия на компоненты природной среды и совершенствования деятельности в области природообустройства и водопользования

Требования ФГОС, критерии АИОР, соответствие международным стандартам EUR–ACE и FEANI, запросы работодателей, ИСЭ СО РАН, ИМКЭС СО РАН

· рекультивацию земель, нарушенных или загрязненных в процессе природопользования;

· охрану земель различного назначения;

· создание водохозяйственных систем комплексного назначения;

· охрану и восстановление водных объектов;

Сроки зачисления: согласно Правилам приема ТПУ.

Зачисление для обучения в магистратуре производится при наличии:

· оригинала документа государственного образца об образовании - для обучения в качестве студента;

· заверенных копий документа государственного образца об образовании и справки из вуза, где он является студентом - для обучения в качестве слушателя.

Зачисление по результатам вступительных испытаний проводится в соответствии со следующей очередностью:

· лица, имеющие право на внеконкурсное зачисление в соответствии с законодательством РФ и получившие положительные оценки на вступительных испытаниях;

· лица, имеющие диплом с отличием, успешно прошедшие вступительные испытания;

· на конкурсной основе по количеству набранных баллов;

· лица, имеющие преимущественное право при равных конкурсных условиях.

После окончания зачисления в магистратуру при наличии вакантных мест решением ЦПК может быть объявлен дополнительный конкурс на вакантные места.

5. Результаты обучения по ООП подготовки магистров

280100 «Природообустройство и водопользование» с квалификацией (степенью) «магистр» в соответствии с целями ООП и задачами профессиональной деятельности, указанными в ФГОС ВПО должен обладать следующими общекультурными и профессиональными компетенциями , представленными в табл. 3.

Таблица 3

Компетенции магистров

Компетенции

компетенции

Общекультурные компетенции (ОК)

способность:

совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень

самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий новые знания и умения, обучаться новым методам исследования и использовать их в практической деятельности, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности

оформлять, представлять, докладывать, обсуждать и распространять результаты профессиональной деятельности

к поддержанию конструктивного взаимодействия в процессе межличностного и делового общения, свободно пользоваться русским и иностранным языками, как средством делового общения

использовать на практике умения и навыки в организации исследовательских и проектных работ , находить и принимать управленческие решения , формировать цели команды, воздействовать на ее социально-психологический климат в нужном для достижения целей направлении, оценивать качество результатов деятельности

анализировать и адекватно оценивать собственную и чужую деятельность, разбираться в социальных проблемах, связанных с профессией

проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, брать на себя всю полноту ответственности

Профессиональные компетенции (ПК)

проектно-изыскательская деятельность :

способностью определять исходные данные для проектирования объектов природообустройства и водопользования, руководить изысканиями по оценке состояния природных и природно-техногенных объектов

способностью использовать знания методики проектирования инженерных сооружений, их конструктивных элементов, методики инженерных расчетов, необходимых для проектирования систем, объектов и сооружений для природообустройства и водопользования

готовностью к изучению, анализу и сопоставлению отечественного и зарубежного опыта по разработке и реализации проектов природообустройства и водопользования

способностью использовать знания методов принятия решений при формировании структуры природно-техногенных комплексов, методов анализа эколого-экономической и технологической эффективности при проектировании и реализации проектов природообустройства и водопользования, проектов восстановления природного состояния водных и других природных объектов

способностью обеспечивать соответствие качества проектов природообустройства и водопользования международным и государственным нормам и стандартам

производственно-управленческая деятельность :

способность:

принять профессиональные решения на основе знания технологических процессов природообустройства и водопользования при строительстве и эксплуатации объектов природообустройства и водопользования

использовать знания водного и земельного законодательства и правил охраны водных и земельных ресурсов для проверки их соблюдения при водопользовании, землепользовании и обустройстве природной среды

ПК-7 (8ФГОС)

обеспечивать высокое качество работы при строительстве и эксплуатации объектов природообустройства и водопользования

ПК-8 (9ФГОС)

научно-исследовательская деятельность :

способность:

формулировать цели и задачи исследований, применять знания о методах исследования при изучении природных процессов, при обследовании, экспертизе и мониторинге состояния природных объектов, объектов природообустройства и водопользования и влияния на окружающую среду антропогенной деятельности

ПК-9 (10ФГОС)

разрабатывать и вести базы экспериментальных данных, производить поиск и выбор методов и моделей для решения научно-исследовательских задач, проводить сравнение и анализ полученных результатов исследований, выполнять математическое моделирование природных процессов

профессионально использовать современное научное и техническое оборудование и приборы, а также профессиональные компьютерные программные средства

собирать, обобщать и анализировать экспериментальную и техническую информацию, делать выводы, формулировать заключения и рекомендации, внедрять результаты исследований и разработок и организовывать защиту прав на объекты интеллектуальной собственности

проводить поиск, получение, обработку и анализ данных полевых и лабораторных исследований, обследований, экспертизы и мониторинга объектов природообустройства, водопользования

Выпускник по направлению подготовки 280100 «Природообустройство и водопользование» с квалификацией (степенью) «магистр» должен демонстрировать в соответствии с требованиями ФГОС ВПО и запросами работодателей следующие основные результаты обучения, представленные в табл. 4.

Даже ребенок в процессе освоения школьной программы узнает о том, что окружающая среда нуждается в поддержке и защите человеком; что природные запасы не бездонные, а потому их нужно расходовать разумно.

Специальность "Природообустройство и водопользование" - это как раз то направление, которое помогает сделать реальный вклад в развитие, не в ущерб окружающей среде. Оно охватывает разные сферы деятельности, начиная от обустройства территорий и заканчивая мероприятиями по очистке выбросов. Эта работа невозможна без масштабного мышления, глубоких знаний наук и технологий.

Условия поступления

Этот важнейший курс создан для того, чтобы воспитывать специалистов, которые будут умело реализовывать практические задачи во благо человека, руководствуясь любовью к окружающей среде. Хотя здесь не обходится без доли творчества, в основе профиля лежат точные науки.

Будущая профессия

Новоиспеченный бакалавр сможет решать разноплановые задачи в зависимости от того, какое направление он выберет для самореализации. Например, под его ведением могут быть разнообразные водные объекты, начиная от водохозяйственных систем, заканчивая водоснабжением и водоотведением. Реально также стать одним из участников федеральной целевой программы "Вода России". Также в компетенцию выпускника входят проектные работы, нацеленные на совершенствование очистных систем, улучшение качества природных запасов воды. Можно выбрать и иное направление деятельности - заниматься земельными ресурсами. Это мелиорация, рекультивация либо охрана определенных территорий.

Дисциплины, входящие в курс обучения

Направление предполагает знакомство с комплексом важных предметов, которые, так или иначе, имеют отношение к точным наукам, технике и технологиям:

  • водопользование;
  • электротехника;
  • основы природообустройства;
  • природо-техногенные комплексы;
  • гидравлика и механика;
  • оборудование для водопользования;
  • машины для природообустройства;
  • водохозяйственные системы;
  • основы строительства.

Приобретаемые навыки

Эта профессия предполагает широкие умения и глубокие знания, которые можно применять для реализации следующих задач:

  • проектные работы: создание объектов природообустройства, водохозяйственных систем, обводнения и водоотведения в сельском хозяйстве и жилищно-промышленном секторе;
  • инновационные разработки в сфере водопользования и природообустройства;
  • организация мероприятий, нацеленных на предупреждение плачевных последствий для окружающей среды в результате использования ее ресурсов;
  • организационная деятельность;
  • составление документации;
  • исследовательские и научные разработки;
  • оценка и контроль состояния объектов водопользования и природообустройства.

Перспективы трудоустройства по профессии

После завершения курса выпускник без особых трудностей найдет себе работу. Такие специалисты нужны в проектных организациях, городских водоканалах, в промышленности и сельском хозяйстве. Также можно делать карьеру в строительной организации, земельном комитете, органах Росводресурса. Еще подобные работники востребованы в частных экологических компаниях и отделах на предприятиях разных форм собственности.

Кем можно работать бакалавру:

  • инженерные должности (по управлению системами, их проектированию);
  • инженер-мелиоратор;
  • специалист по мелиорации;
  • специалист по охране природных объектов и территорий;
  • эколог;
  • специалист по системам водоснабжения.

Такая специальность достаточно высоко ценится на рынке труда. Поэтому по завершении обучения можно рассчитывать на оплату в размере 25-40 тысяч, в зависимости от должности и места трудоустройства.

Преимущества обучения в магистратуре

Выпускник бакалавриата может начинать трудовую карьеру или же выбрать иной путь: заняться углубленным освоением тематики, поступив в магистратуру. Здесь не только будут получены знания по профильным наукам, но и пройдена бесценная практика на конкретных предприятиях, в государственных органах, исследовательских центрах либо лабораториях.

Магистерская программа предполагает освоение знаний по смежным дисциплинам. В итоге на рынок выходит специалист широкого профиля, который умеет принимать решения, помня о технической составляющей, не забывая об экологической безопасности, экономической эффективности и эстетической привлекательности.

Природообустройство и водопользование (природообустройство)

20.03.02 Природообустройство и водопользование

Профиль - "Природообустройство"

Степень - Бакалавр

Какие экзамены сдавать?

Русский язык, математика (проф.), физика

Сколько лет учиться?

Очно - 4 года

Есть ли возможность получить бесплатное образование?

На направлении подготовки имеются бюджетные места

Какие дисциплины изучают?

  • Гидрология, климатология и метеорология;
  • Гидрогеология и основы геологии;
  • Почвоведение;
  • Водохозяйственные системы и водопользование;
  • Гидравлика;
  • Природно-техногенные комплексы и основы природообустройства;
  • Организация и технология работ по природообустройству и водопользованию;
  • Эксплуатация и мониторинг систем и сооружений;
  • Машины и оборудование для природообустройства и водопользования;
  • Метрология, сертификация и автоматизация;
  • Водное, земельное и экологическое право и др.

Кто обеспечивает учебный процесс?

Подготовку осуществляет опытный высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав.

Выпускающей кафедрой является:

кафедра географии НВГУ, зав. кафедрой - Козелкова Евгения Николаевна, кандидат географических наук, доцент.

Есть ли условия для научно-исследовательской работы студентов?

Университет располагает необходимой материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом.

На факультете в настоящее время созданы различные научные направления по изучению проблем безопасности жизнедеятельности, экологии, биологии, географии, земельных ресурсов, природообустройства и водопользования, ГИС-картографирования, электроэнергетики и электротехники, теплоэнергетики и теплотехники, в разработке которых активное участие принимают студенты.

По результатам полученных исследований студенты пишут научные статьи, тезисы, участвуют в международных, общероссийских и региональных студенческих научно-практических конференциях.

Студенты, особо отличившиеся в научной работе и получившие наиболее интересные результаты, имеющие практическое значение, представляют свои материалы для участия в грантах.

В настоящее время на факультете существует возможность обмена студентов для изучения научного опыта в других высших учебных заведениях России и за рубежом.

После окончания бакалавриата студенты могут продолжить обучение в магистратуре.

На факультете имеется возможность продолжения обучения в аспирантуре по направлениям 05.06.01 «Науки о Земле» и 06.06.01 «Биологические науки».

Где студенты проходят практику?

  • АО «Самотлорнефтегаз», ПАО «Варьеганнефтегаз» и другие нефтегазодобывающие и сервисные предприятия г. Нижневартовска и Нижневартовского района;
  • Департамент муниципальной собственности земельных ресурсов Администрации г. Нижневартовска;
  • Управление земельными ресурсами муниципального образования Нижневартовского района;
  • ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по ХМАО-Югре;
  • ЗАО «Сибирский научно-исследовательский и проектный институт рационального природопользования» и др.

Кем может работать выпускник?

  • инженер кадастровой оценки и учета земель;
  • геодезист;
  • специалист - землеустроитель;
  • картограф и др.

Образование, полученное в университете, позволяет выпускникам быть востребованными на рынке труда.

Интересно ли быть студентом факультета экологии и инжиниринга НВГУ?

Студенты принимают активное участие в научной, общественной и спортивной жизни университета и факультета, являются членами творческих коллективов университета:

  • Студия современной хореографии "Т.Э.М.П."
  • Студенческий поисковый отряд "Следопыт"
  • Студия КВН
  • Театральная студия НВГУ "Voil-a-Dieu"
  • "ВОЛОНТЕРА ЗДОРОВЬЯ" НВГУ
  • Студенческий педагогический отряд НВГУ "Сердца Севера"
  • Туристический клуб "Агат"
  • Эстрадная студия НВГУ "Аллегро"
  • Народный хореографический ансамбль "Кавказ"
  • Театр моды "НИЛ"
  • Интеллектуальный клуб НВГУ "Фукуро"
  • Студенческое конструкторское бюро

На факультете действует «Школа Безопасности», направленная на туристскую, краеведческую и экологическую деятельность. Студенты являются постоянными участниками туристских слетов различного ранга, походов, туриад, сплавов и др.

Контактная информация.

г. Нижневартовск, ул. Дзержинского, 11

Факультет экологии и инжиниринга

Телефон/факс деканата.