Образовательный портал - Kurokt

Особенности личности ребенка. Развитие и формирование личности ребенка. Воспитание личности ребенка. Что такое личность? Определение и характеристика на примере развития ребёнка Этапы становления ребенка как личности

Недавно рисунок нарисовал – будет знаменитым художником. А на турнике что вытворяет – стопроцентный спортсмен, скоро на Олимпиаду можно посылать.

Каждый ребенок талантлив, даже гениален. Но чтобы раскрыть его таланты, вырастит по-настоящему цельную Личность. Личность с большой буквы, и никак иначе, родителям необходимо приложить усилия. Роль семьи в воспитании – огромна и её нельзя приуменьшать. Если вы будете с самого рождения принимать непосредственное участие в процессе воспитания, помогать малышу развивать свои способности , поддерживать и направлять, тогда рядом с вами всегда будет родное и близкое существо, и вас не забудут, оценят все приложенные усилия.

Что же такое «Личность»?

Значений и понятий слова «Личность» имеется великое множество, но все они довольно абстрактны и расплывчаты. Каждый психолог может дать свое определение этому понятию – и будет прав. К сожалению, понятие личности – очень сложно и многогранно и нет едино-правильного определения. Мы подразумеваем под данным понятием набор уникальных, индивидуальных черт характера, как врожденных, так и приобретенных в течение жизни, воспитания и взаимодействия с другими людьми.

В данной статье я постараюсь максимально полно рассказать читателям МирСоветов об основных качествах характера ребенка, развив которые, вы поможете ему стать успешным человеком, лидером по жизни. Человеком, которым вы сможете гордиться, несмотря ни на что. Конечно же, ребенок – это не пластилин, из которого можно вылепить всё, что заблагорассудится, очень многое зависит от типа темперамента, врожденных задатков и талантов, окружения, здоровья. Но в ваших силах скорректировать, сгладить и развить многие качества характера вашего малыша. Ведь верно говорится: «Посеешь мысль – пожнешь действие, посеешь действие – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер , посеешь характер – пожнешь судьбу».

Естественно, я не претендую на роль последней инстанции, и читатель может не согласиться с некоторыми принципами. Но искренне надеюсь, что эта статья сможет оказать помощь в воспитании вашего крохи.

Развитие духовности
Воспоминаниями возвращаюсь в детство, когда я первый раз ощутила боль живого существа. Мне лет семь, а соседской девочке уже целых десять. Совсем взрослая, как мне казалось. Играя, мы нашли возле дома щенков. Маленьких, слепых и беззащитных. Так хотелось их погладить и потискать, но моя «подружка» не разделяла моих чувств, ведь у неё представления о веселье сильно отличалось общепринятого. Она взяла веревку и повязала её на шею одному из щенков и, заливаясь веселым смехом, начала раскачивать бедного малыша в воздухе. Так мы и играли, я плакала, а она смеялась… Закончив школу, девочка пошла учиться на ветеринара…

Одним из главных компонентов развития успешной и гармоничной Личности является духовность. Сюда входит сопереживания (эмпатия), эстетическое восприятие, ответственность за свои поступки (совесть), уважение к чужой жизни, саморегуляция (управления собственными действиями), целеустремленность.

Эмпатия
Умение чувствовать чужую боль, переживать её как свою собственную – очень важно. Если ребенок с самого раннего детства не смог хотя бы частично этому научиться, не удивляйтесь когда «малыш» бeдет развлекаться, надувая жаб и отрывая крылья у бабочек. Но это – только цветочки. В дальнейшем ребенок перенесет свой эгоизм на людей. Жестокость, насилие, безучастность к чужому горю. Всё это унаследует ваша «кроха» став постарше.

Как же привить ребенку столь важное качество? Начинать нужно с самого детства, когда малыш только познает мир. Покажите красивый цветок и, если ребенок попытается его сорвать, скажите: «Ненужно этого делать, цветочку будет больно, он сразу погибнет. Лучше давай на него просто посмотрим. Понюхай, как здорово пахнет. Мы сможем каждый день приходить и на него любоваться. А если сорвешь, больше не вырастит такого же красивого цветка». Заодно, вы развиваете и эстетическое восприятие.

Читайте побольше сказок и притч для детей . Но не бездумно, для развлечения, а превращая это в своеобразный урок. Ведь в каждой сказки есть своя мораль. Помогите малышу её понять. Задавайте дополнительные вопросы, которые помогут ребенку осознать смысл, заложенный автором в произведении. Главное, что похожу посоветовать вам, уважаемые читатели МирСоветов – не превращайте игру в допрос, иначе у малыша пропадет всякий интерес к чтению.

Познание мира через красоту
Женщина лет тридцати и её десятилетний сын гуляют по лесу. На улице тепло, но не жарко, весело светит солнышко. Мама с восторгом рассказывает ребенку: «Ты только посмотри, какие сосны. Высокие, статные… а запах – просто потрясающий, не то, что в городе. Правда, здорово, что мы выбрались сюда?». Мальчик с раздражением отмахивается от матери: «Домой хочу. Что здесь интересного, деревья как деревья. А у меня турнир скоро по моей игре, это намного интереснее, чем твои сосны». Женщина грустно вздыхает…

Умение замечать красоту, во всех её проявлениях, будь то красота природы, во внешности или красота поступков – важный компонент развития духовности. Сначала ребенок замечает предмет, потом начинается его анализ и в результате всестороннего оценивания, малыш делает вывод, нравится ему предмет или нет, соответствует ли он принятым стандартам красоты или, возможно, он просто вызывает у ребенка определенные эмоции.

Развития способности восприятия красоты – это основа для развития интеллекта ребенка и познавательной деятельности. Как же помочь ребенку видеть прекрасные стороны жизни? Гуляя с малышом, постоянно обращайте его внимание на самые незначительные предметы и не забывайте выражать эмоционально свое отношение к ним. Вы можете остановиться возле картины или красивого здания и выразить свое мнение по отношению к ним, не забывая при этом расспрашивать ребенка. Естественно, это лучше сделать в форме игры. Например, попросите ребенка внимательно оглядываться по сторонам, когда вы идете по городу, пускай малыш найдет десять красивых лиц и опишет их вам. Все зависит лишь от вашей фантазии.

Воспитание ответственности
Пятнадцатилетняя девушка сидит в компании парней и весело смеется. В правой руке сигареты, а левой – бутылка пива. Она молода, свободна и вся жизнь кажется нескончаемой чередой удовольствий. Звонит телефон и девушка, недовольно отставляя пиво в сторону, достает мобильник из сумки. «Да мама, нет не скоро, приду когда смогу. Ну и что, если десять часов. Школа? Да кому она нужна. Ладно мама, не приставай, когда приду – тогда приду» - раздраженно отвечает Красавица и кладет телефон обратно. «Надоели, ужас. Совсем никакой свободы.» - жалуется девушка. Её спутники сочувственно кивают.

Воспитать в ребенке ответственность за свои поступки – очень важно. Конечно, читатели МирСоветов могут возмутиться, мол легче сказать, чем сделать. Вот поэтому я всегда советую начинать воспитание с раннего детства, ведь привычка – вторая натура. Любой родитель сталкивается с бесконечными просьбами малыша купить ему щенка (котенка, хомячка, рыбок… список продолжить). Удовлетворите эту просьбу, пускай ребенок учится ответственности за другое живое существо. В самом начале вам необходимо показать малышу, как правильно ухаживать за животным: кормить, убирать. Также не забывайте напоминать ребенку о его обязанностях, но ни в коем случае не делайте всё сами, ведь ваше чадо может привыкнуть и совсем перестать заботиться о своем питомце.

Постарайтесь внушить ребенку мысль, что никакое преступление не оказывается безнаказанным, и рано или поздно, но придется столкнуться с результатом своих действий. Мне, например, с детства хорошо запомнилась фраза из старого фильма. «Все тайное всегда становится явным». И я не раз получала подтверждения в её правдивости.

Уверенность и самоуважение
Часто на детской площадке можно увидеть ситуацию: мама отчитывает своего ребенка за какой-то мелкий проступок, строго проговаривая «какой ты у меня непослушный, лучше бери пример с Маши (Васи, Пети…)». Подобный сценарий повторяется с завидной регулярностью и разными вариациями. Вот только постоянное сравнение своего малыша с другими детьми, когда это сравнение происходит не в его пользу, заметно снижает уверенность ребенка в себе. Вспомните, наши родители не раз говорили нечто подобное, и мы с грустью думали: «Я плохой(я), ничего не могу сделать правильно…». Да что уж там, многие из нас и теперь сравнивают себя с другими, поддаваясь унынию и резкому приступу самобичевания.

Конечно, со стороны чужие дети могут показаться нам полными разнообразных достоинств, которых лишены наши собственные. Но разве ваш малыш не уникален? Разве его не за что хвалить? Если он другой, это не значит, что хуже. Мы забываем об этом, и платят за всё наши дети. Поэтому, запомните – никогда не сравнивайте своего ребенка с другими. Разве что в хорошую сторону, чтобы похвалить и поощрить, а не ради наказания.

Самооценка формируется в детстве, поэтому чаще хвалите маленького человечка за все его старания. Но не перехваливайте. Всё должно быть в меру. Завышенная самооценка – это тоже проблема.

Разрешайте помогать малышу по хозяйству. Например, не гоните его с кухни, якобы он будет вам мешать. Ведь лучше поручить малышу какое-нибудь несложное задание и радуйтесь вместе с ним позитивным результатам. Хотя, даже если в процессе пострадает пара тарелок – не беда.

Но каждая ваша оценка, будь то похвала за удачно выполненную работу или нарисованный рисунок, всегда должна быть искренней, правдивой и объективной. Дети тонко чувствуют эмоции и, например, если вы лишь скользнули взглядом по рисунку и стали рассказывать какой он прекрасный и т.д., будьте уверены – пройдет немного времени, и ваша оценка почти не будет иметь значения для малыша.

Навыки общения
Дети весело носятся по площадке. Отовсюду слышатся веселые крики: вот мальчики играют в футбол, рядом носятся девочки , заботливо укладывая игрушечных пупсов в яркие коляски. Лишь одна малышка уныло примостилась на турнике, прижимая к груди красивую длинноногую «Barbie». «Ты почему с другими детками не играешь?», – спрашиваю у девочки. Она лишь стеснительно пожимает плечиками, пряча глаза. «Не хочу», – тихо отвечает она.

С грустью вспоминаю себя в её возрасте. Так же сидела в одиночестве и ждала пока кто-то подойдет и предложит поиграть. Готова была дружить с кем угодно, лишь бы меня приняли к себе. Казалось, веселье проходит, но природная стеснительность не позволяла попроситься к другим…

От успешного общения в нашей жизни многое зависит. Людей, способных говорить с кем угодно и о чем угодно – высоко ценят. Как же помочь ребенку с ранних лет перебороть скромность и стеснительность, что мешают эффективно общаться?

Ключ ко всему – юмор. Есть люди, с которыми всегда легко и весело, они сыпят шутками и анекдотами, рассказывают интересные истории. В детском мире – всё точно так же. Дети предпочитают дружить с тем, с кем им весело. Угрюмых людей не очень любят или попросту игнорируют...

Больше веселитесь с малышом: устраивайте домашние спектакли, представления, маскарады. Смейтесь, пускай ваш ребенок не боится выражать эмоции. Сдерживать их он еще научится в будущем, а детство – это пора шуток и безудержного веселья.

В детстве (да и во взрослой жизни) очень ценится умение делиться своими вещами. Необходимо это всячески поощрять. Конечно, не допускайте ситуаций, когда у ребенка попросту отбирают игрушки. Постоять за себя – тоже необходимое качество. Но делиться и получать что-то взамен – необходимое условие общения. Правило «Ты мне – я тебе» действует в любом возрасте.

Расскажите ребенку, что в каждом человеке можно найти что-то хорошее. Можно поиграть в игру: задайте крохе задание поговорить с наибольшим количеством детей на детской площадке или садике и найти, например, 5 общих интересов или хороших качеств характера.

Разговаривайте со своим ребенком, помогите ему научиться вести беседу. Можно в виде диалога проиграть различные жизненные ситуации. Например, вы играете роль знакомой девочки (мальчика) вашего ребенка. Употребляйте новые слова, обороты, простые шутки, которые кроха сможет потом использовать в реальном общении. Естественно, малыш должен понимать их значение.

Творчество
Потребность ребенка творить – одна из главных в детстве. Малышу хочется рисовать, лепить фигурки животных из пластилина и обязательно, чтобы мама с папой оценили, похвалили за труд и старание. Сейчас в любом детском магазине можно найти огромное количество наборов для творчества. За сравнительно небольшие деньги вы можете провести прекрасный вечер, сшивая мягкие игрушки, составляя мозаику или занимаясь резьбой по дереву. Варианты не ограничены, вы имеете возможность всецело развить таланты ребенка. Красочные альбомы, новомодные наборы для рисования – все это доступно сейчас и было бы преступно не воспользоваться подобной возможностью. Пускай у малыша будет плохо получаться, но он старается, а вы ему поможете и вместе вы создадите что-то прекрасное. Не запрещайте малышу творить, даже если все обои будут исписаны разноцветными фигурками, а пластилин прилипнет к мебели. Это мелочи, в конце концов, вы объясните ребенку, что необходимо поддерживать порядок, но жажда творчества должна разгораться все ярче. Возможно, по прошествии многих лет вы с гордостью посмотрите на своего сына или дочь и скажете: «Помнишь, как ты рисовал животных на стенах, зато сейчас твои картины выставляют в лучших галереях». Но, даже если ваш ребенок не станет знаменитым художником, никогда нельзя лишать малыша возможности выразить себя.

И последнее… В семье, где царит атмосфера взаимопонимания, где дети всегда могут обратиться за помощью к старшим и получить поддержку, где ценится детское мнение, непременно вырастут здоровые, здоровые морально и духовно люди. Личности, во всех пониманиях этого слова. Слушайте своего ребенка, не отмахивайтесь от его маленьких проблем, считая их незначительными, кто как не вы поможет ему разобраться в этом сложном и жестоком мире. Вы должны стать ему примером, показать, что правильно, а что нет, где находится грань между добром и злом. Помните старую поговорку: «Что посеешь, то и пожнешь». Упуская своего ребенка сейчас, после вы не вернете его доверия в один миг…

Это достаточно интересный предмет исследования психологов, потому как каждый человек по-своему уникальный. Невозможно дать четкое описание личности, отталкиваясь от определённых терминов, ведь влияние оказывает как семья, так и общество, окружение, обстоятельства. Развитие личности начинается с самого детства, сложно изменить зрелого человека, процесс формирования необходимо корректировать с ранних лет. Что такое личность? Какие факторы влияют на развитие ребёнка? Давайте рассмотрим ответы на эти вопросы.

Что такое личность? Это совокупность определённых качеств, взглядов, эмоций, предпочтений, целей и идей. На самом деле с самого детства можно повлиять на личность, если изменить те самые факторы, которые оказывают влияние. Например, убеждение в том, что такое хорошо, а что такое плохо чаще всего прививают родители. Наверняка вы замечали, насколько сильно дети похожи на маму и папу, как сильно они схожи во взглядах, мыслях или даже предпочтениях. Ребёнок впитывает все как губка, поэтому личность может развиваться по-разному, если малыша окружать любовью или если им пренебрегать. Много лет психологи и социологи изучают вопрос касательно того, почему человек поступает именно так, а не иначе. Происходит это из-за того, что у каждого есть набор тех самых личностных качеств, которые отличают его от других членов общества.

Развитие личности у ребёнка

Часто можно наблюдать, как в одной семье растут несколько братьев и сестёр, которые существенно отличаются характером друг от друга и ведут себя в разных ситуациях по-разному. Почему так происходит, ведь воспитываются они в одной семье, одними самой и папой? На самом деле семья является лишь частью факторов, которые влияют на развитие личности. Ребёнок постоянно переживает какие-то эмоции, он общается со сверстниками и решает проблемы также по-своему. Развитие личности ребёнка состоит из двух аспектов. Взрослея, он начинает осознавать своё место в обществе и мире, вторым аспектом развития личности является волевая сфера и чувства, эмоции.

Ребёнок осознаёт себя личностью если:

1. Он часто применяет личные местоимения . Часто в разговоре и действиях фигурирует "я", "мне", "я сам".

2. Он чётко для себя решил, что такое хорошо, а что такое плохо . Вполне доступно может объяснить, почему отказывается от чего-то одного во благо чему-то другому.

3. Овладел навыками самоконтроля . Его "хочу" теперь не несёт исключительно эмоциональный характер. Ребёнок может осмысленно делать выбор, прогнозируя конечный результат. Часто советуется, старается анализировать и делать выводы.

4. Своими словами может донести стороннему слушателю о том, каким себя позиционирует : какой он как человек и как выглядит. Также вполне доступно может изложить о своих мотивах, пережиганиях, проблемах.

Ощутить себя личностью ребёнок может не ранее 2-х лет, психологи пришли к выводу, что возраст 3 года является среднестатистическим для формирования личности. В 5 лет ребёнок уже сформирован, четко ощущает себя частью общества, активно взаимодействует с окружающим миром и знает, какое место в социуме занимает. Именно поэтому психологи советуют родителям начинать развитие ребёнка именно до 5 лет, потому как он постоянно взвешивает все за и против, прислушивается, впитывает, вникает. В этот период родители должны уделить максимум внимания и вложить все самое хорошее, ведь потом будет поздно.

- Формирование личности ребёнка в институте семьи . В первую очередь влияние оказывает именно семья. Безусловно, также это компания , учителя, одноклассники, улица и культура общества, но формирование личности начинается непосредственно с семьи. То, что ребёнок видит, слышит становится для него определенным эталоном. Чаще всего именно у родителей ребёнок заимствует модель поведения, старается подражать. Порой осознанно, а иногда также подсознательно.

Семья является связующим звеном между обществом и малышом, потому как именно они должны объяснить, почему происходит именно так, и как можно на месте ребёнка повлиять на конкретную ситуацию. Важно научить реагировать на проблемы и обстоятельства, развить определенный иммунитет на неприятности.

- Формирование личности в общении . Когда ребёнок начинает общаться на только с родными, но и с посторонними, у него появляется поведенческая реакция на различные ситуации, он начинает применять приобретённые эмоциональные навыки. Общение со сверстниками особую роль играет именно в пубертатном возрасте, если у ребёнка будут проблемы с противоположным полом или недопонимания со сверстниками, то это может отразиться уже на личности взрослого человека. Родителям стоит проявить максимум поддержки и понимания, чтоб уберечь ребёнка от развития комплексов на всю жизнь.


Как повлиять на развитие личности ребёнка?

1. Общайтесь с ребёнком как с партнером . Часто родители становятся очень авторитарными, стараются продемонстрировать свою власть, поэтому есть риск того, что ребёнок вырастет несамостоятельным. Дайте ему возможность принимать решения и делать выбор без вашего непосредственного влияния. Старайтесь разговаривать так, будто это ваш друг, партнёр, товарищ.

2. Меньше запрещайте . Ограничивая ребёнка, вы сильно подавляете развитие его личности. У него складывается впечатление будете им постоянно недовольны, кажется, что он не прав и много ошибается. Поддерживайте и чаще объясняйте, почему ему не стоит этого делать, но не в приказном тоне.

3. Дайте ему немного свободы . Часто родители, а также бабушки и дедушки, стараются ребёнка во всем контролировать. Это хорошо с точки зрения безопасности, но с точки зрения личности - огромный минус. Важно иногда отходить в сторону и давать ребёнку свободу в выборе друзей, досуга, интересов. Постарайтесь выделить несколько сфер его деятельности, в которые вы не будете вникать. Так он почувствует возможность стать самостоятельным и будет формироваться как личность, индивид.

План

1.Основные понятия (индивид, человек, личность, индивидуальность…).

2. Основные факторы развития ребенка.

3. Возрастная периодизация детства.

Литература

1.Рос.пед.энциклопедия. В 2-х томах, 1998 -2000г.

2.Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания. – М.: Новая школа, 1996.– с.8-14.

3.Введение в специальность: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов/ Л.И. Рувинский, В.А. Кан-Калик и др. – М.: Просвещение, 1988. – гл.7.

4.Миронов А.И. Критические периоды детства. – М.: Знание, 1979г.

5. Харламов И.Ф. Педагогика. С.65-68.

6. Солоухин В. Камушки на ладони.

В. Солоухин: «Каждый человек с его инди­ви­ду­альной судьбой, словно камешек на морском берегу. Двух одина­ковых не найдешь. И хотя все вместе они есть масса, галь­ка, и для каких-нибудь строительных нужд можно черпать ковшом экскаватора, исчисляя на тонны, все же каждый камешек про себя знает, что он есть отдельный, самостоятельный камешек, что он сам по себе: этот в розовых про­жилках, этот прозрачен, этот, хоть и сер, но уникален сквозной дырочкой в нем, этот черен, как агат. А ведь бы­вает и вправду - агат».

В центре внимания педагогической науки – человек , ребенок , его поступательное развитие в процессе жизни и взаимодействия с социумом. Развитие и формирование личности ребенка – главная задача практической педагогики. В связи с этим существенное значение для нас имеет уяснение самого понятия «личность», соотнесение его с понятиями «человек», «индивид», «индивидуальность».

«Индивид (уум)» (от лат. неделимое) – 1) особь, каждый самостоятельно существующий организм; 2) отдельный человек. Индивидом, особью может называться любой представитель животного мира. Чем же тогда отличается человек?

В общем развитии человека проходят две взаимосвязанные линии – биологическая и социальная. Рождение ребенка – это рождение человека как биологического существа, но это не рождение личности. Затем биологические задатки развиваются, идет процесс функционального созревания и формирования человека. Развивается скелет, мускулатура, внутренние органы и системы. Процесс биологического созревания проявляется в возрастных этапах его развития.

Одновременно с процессом биологического созревания идет приобретение социальных свойств и качеств, которые характеризуют его как общественное существо (в 1,5 месяца начинает улыбаться близким, постепенно овладевает речью, прямохождением, навыками обращения с предметами, вещами, навыками поведения). Все эти социальные приобретения бывают различны у детей одной национальности, одной местности, но живущих в различных социальных и бытовых условиях, т.е. социальные качества формируются прижизненно и зависят от многих факторов, влияющих на развитие ребенка. Таким образом, человек, будучи изначально биологическим существом, в процессе жизнедеятельности вырабатывает в себе множество социальных свойств и качеств, которые характеризуют его общественную сущность, он рассматривается в науке как биосоциальное существо, как субъект, т.е. активное, действующее лицо исторической действительности и познания. Следовательно, понятие «человек» синтезирует в себе как его биологические, так и социальные качества и свойства. Если биологическая составляющая человека характеризуется понятием «индивид», то необходимо определить и его социальную составляющую.

Понятие «личность » включает в себя только социальные свойства и качества человека: речь, сознание, навыки и привычки, которые делают его общественным существом. Социальные качества и свойства человека – речь, сознание, навыки, привычки, мировоззрение… – делают его общественным существом и определяются понятием личность. Биологическая характеристика человека в это понятие не входит. Свойство быть личностью связано не с физическим бытием человека, а с его общественными качествами. Таким образом, понятие «личность» характеризует общественную сущность человека и обозначает совокупность прижизненно вырабатываемых им у себя социальных свойств и качеств. У каждого человека различные качества формируются по-разному. Как же определить, когда человек становится личностью? Каковы признаки и критерии, которыми характеризуется степень развития личности, по которым можно судить о мере личностного развития человека?

Отечественный психолог С.Л. Рубинштейн считает, что личность характеризуется таким уровнем психического развития, который позволяет определить у нее следующие признаки:

Сознательное управление собственным поведением и деятельностью;

Способность обдумывать свои поступки и отвечать за них;

Способность к автономной деятельности.

Отечественный философ советского периода В.П. Тугаринов назвал такие основные признаки личности: - разумность, - ответственность, - свобода, - личное достоинство, - индивидуальность, и как дополнительные это - общественная активность, - твердость мировоззрения.

Как видно, становление личности связано с возрастной и психической зрелостью. Личность характеризуется не только присвоенными качествами и усвоенными достижениями общественного прогресса, но и специфическим их выражением, своеобразно-творческим характером деятельности, т.е. ее индивидуальностью.

Понятие «индивидуальность» включает в себя то общее и единичное, чем отличается один человек от другого, одна личность от другой, что придает им своеобразную красоту и неповторимость. Индивидуальность характеризуется непохожестью, своеобразием, отличием одного от другого. Индивидуальность обозначается особыми чертами характера, темперамента, своеобразием творческой деятельности и способностей. Индивидуальность присуща и индивиду, и личности, и человеку.

Таким образом, понятие человек более широкое, объединяющее в себе и понятие индивид (как биологическую составляющую), и понятие личность (как социальную составляющую), при чем каждое из рассмотренных понятий характеризуется индивидуальностью.

Характеризуя личность, мы отмечаем прижизненное формирование и развитие личностных свойств и качеств. Рассмотрим понятия, обозначающие эти явления.

Развитие (в философии) – существенное, необходимое движение, изменение, процесс количественных и качественных изменений.

Развитие происходит в различных направлениях: - физический рост, - физиологическое взросление, - появление речи и рост словарного запаса, - приобретение социально-бытовых умений, - трудовые навыки, - привычки, но главное в развитии человека происходят качественные изменения: развитие речи, повышение интеллектуальных, познавательных способностей, становление абстрактного мышления, логической памяти, формированию мировоззрения, как системы взглядов и убеждений на окружающую действительность. В поведении происходит переход от реактивных форм к формам активно преобразующим, проявляется способность управлять своим поведением. В педагогике развитие определяется как взаимосвязанный процесс количественных и качественных изменений в свойствах и качествах личности и человека. Эти изменения происходят в анатомо-физиологическом созревании человека, в совершенствовании его нервной системы, психики, а также его познавательной, творческой деятельности, в обогащении его мировоззрения, нравственности, общественно-политических взглядов и убеждений, т.е. развитие можно рассматривать в разных аспектах - физическом, психическом, социальном и др.

Развитие происходит под влиянием определенных факторов как социальных, так и биологических. Педагоги разделяют факторы, влияющие на развитие ребенка, на две группы – внутренние и внешние по отношению к самому ребенку. К внутренним факторам относится наследственность и активность личности ребенка, а к внешним - среда и воспитание. Какой из названных факторов будет наиболее важным? Для ответа на этот вопрос надо охарактеризовать каждый из них.

Наследственность - воспроизведение у потомков биологического сходства с родителями. Наследуются физические особенности, специальные способности и задатки, т.е. особые качества, позволяющие выделиться в какой-либо деятельности. У рождающегося ребенка имеются задатки, чтобы они развивались и превращались в способности, надо пробовать себя в различных видах и направлениях деятельности. Именно воспитание может и должно создать условия для разносторонней деятельности ребенка. Особенность среднего школьного возраста – смена увлечений, кружков и секций – ни что иное, как поиск себя.

(Вопрос для самостоятельного размышления: Передаются ли по наследству умственные способности?)

Активность личности – личность не пассивный реципиент в воспитательных воздействиях. Воспитание будет эффективным лишь тогда, когда оно вызывает положительную реакцию у личности, когда личность начинает активно работать над собой. Сущность воспитания состоит в принятии ребенком социальных ценностей, выработке на их основе своих убеждений, в соответствии с которыми строится своя деятельность и поведение. Это иллюстрируется такой поговоркой: Можно лошадь силой привести к реке, но заставить ее силой пить – невозможно.

Среда – комплекс разнообразных внешних явлений, стихийно действующих на человека: географическая среда, социальная, экономическая… В нашем случае более значимо влияние социальной среды, что по сути явления называется социализацией. А.В. Мудрик называет следующие факторы социализации: - микрофакторы (семья, класс, сверстники); - мезофакторы (этнос, средства массовой информации), - макрофакторы (отечество, государство, социум);- планета; - космос.

Воспитание как фактор развития ребенка имеет следующие черты:

– если воспитание – создание условий для развития личности ребенка, то без воспитания задатки не проявятся;

– воспитание – процесс целенаправленный, четко организованный (ставим цель, подбираем методы);

– воспитание осуществляется педагогами-профессионалами и родителями, заинтересованными в развитии ребенка;

– устранение недостатков возможно только путем разнообразной деятельности;

– нежелательное влияние среды нейтрализуется или усиливается воспитанием.

Таким образом, воспитание является ведущим, наиболее важным фактором развития ребенка.

Процесс биологического, психического созревания человека и социальных преобразований проявляется в возрастных этапах его развития.При выявлении возрастных особенностей учитываются анатомические показатели, особенности протекания физиологических процессов, качественные изменения роста, развитие психики, эмоционально-волевой и действенно-практической сфер личности, степень духовно-нравственной зрелости. В становлении ребенка отмечается 2 стадии: 1. биологическая – 9-месячная стадия внутриутробного развития, изучением которой занимается не педагогическое, а медико-биологическое направление; 2. социальная – первые 18 лет жизни в условиях социального воспитания.

Рассмотрим периодизацию социальной стадии развития.

I - от рождения до 1 года – период раннего младенчества. Внутри него выделяются две ступени: первый месяц жизни – период новорожденности, а со второго месяца до года – период грудного возраста. Для периода раннего младенчества характерно первоначальное приспособление и приведение в готовность сущностных сил организма к первоначальной адаптации. Ведущий род деятельности младенца – это рост: за год рост ребенка увеличивается в 1.5 раза (в среднем от 50 до 75см.), вес увеличивается в 4 раза. Тип мышления – предметно-действенный, референтные лица – родители. За первый год жизни ребенок осваивает первоначальные самостоятельные умения: ходьба, речь (10-15 слов), самостоятельный прием пищи, приемы личной гигиены.

II – от 1 года до 3 лет – собственно младенчество. Это один из наиболее плодотворных и интенсивных периодов накопления ребенком социального опыта, становления физических функций, психических свойств и процессов. За эти три года ребенок овладевает навыками самообслуживания (самостоятельно ест, одевается, соблюдает личную гигиену), овладевает связной автономной речью, формируется уверенная ходьба, бег, прыжки, самостоятельная игра с игрушками, рисование и другие первоначальные творческие занятия. Тип мышления – предметно-образный, референтные лица – родители, ведущий род деятельности – игра, но игра самого с собой. До трех лет дети не умеют сотрудничать, играют в одиночку.

III – от 3 до 6 лет – раннее детство или дошкольный возраст. Время перехода из младенчества в детство. Это период интенсивного накопления социально значимого опыта и ориентации в социальном пространстве, формирование основных черт характера и отношения к окружающему миру. После трех лет дети постепенно становятся «коллективистами» - вместе играют, сюжетно-содержательно разговаривают друг с другом. Ведущий род деятельности – игра, тип мышления – наглядно-образный, способны удерживать внимание в течение 10-15 минут, референтные лица – родители, воспитатели. Полная психо-физиологическая, нравственно-волевая готовность к систематическому учебному труду, к интеллектуальному, физическому, эмоциональному напряжению наступает в 7 лет.

IV – от 6(7) до 10 лет – собственно детство или младший школьный возраст. На этом этапе происходит завершение первоначального созревания физиологических и психических структур головного мозга, дальнейшее накопление физических, нервно-физиологических и интеллектуальных сил, обеспечивающих готовность к полноценному систематическому учебному труду. Ведущей деятельностью становится учебная, но наравне с игровой, которая еще не сдает свои позиции лидерства. Тип мышления – наглядно-образное, развивается и абстрактное. Внимание удерживается 15-20 минут. Референтным лицом становится учитель, на втором месте – родители.

V – от 11 до 14 лет – отроческий, подростковый, средний школьный возраст. Это новый качественный этап в становлении человека. Характерные черты: в физиологическом отношении – половое созревание, гормональная буря, интенсивный рост, формирование фигуры в соответствии с половой дифференциацией. На фоне этих изменений ухудшается самочувствие, повышается усталость, раздражительность, эмоциональная неустойчивость. В психологическом плане – это период самосознания, самооценки, самоутверждения, сознательного проявления индивидуальности – противоположные желания и стремления «быть как все» и «не быть как все». Ведущая деятельность – интимно-личностное общение. Завершается формирование абстрактного мышления, устойчивого произвольного внимания. Референтные лица – ровесники: одноклассники, товарищеская компания.

VI – от 15 до 18 лет – ранний юношеский, старший школьный возраст – период завершения физического и психического созревания, социальной готовности к общественно полезному производительному труду и гражданской ответственности, способность предвидеть результаты своих поступков. Мышление – абстрактное, внимание произвольное, устойчивое. Референтное лицо – «я сам», дорожит своим мнением, способен аргументировано отстаивать его. Ведущая деятельность – самореализация, профессиональная ориентация.

Итак, каждый возрастной этап жизни ребенка вносит свой незаменимый, необходимый вклад в развитие и становление человека. Педагоги в организации учебно-воспитательной работы должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности и ориентироваться на «зону ближайшего развития ребенка» (термин Л.С. Выготского).

На первый, второй рассчитайсь …

Часто мы любуемся тем, видя, как хорошо старшие дети ладят с младшими братьями и сестрами. Мало у кого возникает мысль, что это результат кропотливой работы родителей. Также редко кто задумывается о такой особенности, как положение, которое ребенок занимает в семье. Ведь этот, казалось бы незначительный на первый взгляд момент, оказывает решающее влияние на становление ребенка как личности и на то, как сложится его дальнейшая жизнь.

С появлением братика или сестрички первенец автоматически становится старшим, а для родителей «взрослым». Поэтому с рождением второго малыша родители должны изменить отношение к первому ребенку. Почему? Читайте дальше.

О роли родителей в становлении ребенка

По оценкам психологов, первенцы — обычно амбициозные, ответственные, серьезные. Они демонстрируют высокие результаты в учебе, для них невероятно важно справиться с проблемой, преодолеть трудности. Первенцы порой имеют даже завышенное чувство ответственности. Пытаясь угодить родителям, с легкостью поддаются их просьбам. Им свойственна большая чувствительность к неуважению и нетерпимость к чужим ошибкам. Иногда это связано с тем, что родители многого ждут от первенца: получить «хорошее образование», «лучшую жизнь», «продолжить дело отца» и др.

В определенный момент первенец получает преимущества. Первый ребенок имеет то, что остается недосягаемым для братьев или сестер: его любят на несколько лет дольше, чем всех остальных. Какое-то время он является единственным и неповторимым, центром внимания и надежд всех родственников. Само рождение первенца делает взрослыми отца и мать. Сила родительской «первой любви к своему отпрыску» на время затмевает остальные чувства и мысли, весь мир.

Однако самому ребенку первенцем быть очень сложно. Поэтому родителям стоит время от времени проверять реалистичность своих ожиданий. Не произносить фраз вроде «У кого ты такой / такая?», «Что из тебя хорошего вырастет?», «Ты не оправдал наших ожиданий», а прислушиваться к личным интересам: хобби, стремлению к обучению и тому подобное.

С появлением второго ребенка в семье у первенца может появиться мысль: младшим быть лучше, потому что малому достается больше родительской любви. Ведь второму ребенку незнакома ситуация «общего поклонения», по которой тоскует первенец. Второй ребенок от рождения оказывается в сформировавшейся системе, где у родителей уже сложился определенный взгляд на воспитание. Это способствует эмоциональной стабильности младшего ребенка, который часто окружен вниманием не только взрослых, но и братьев и сестер. Ему больше присущи оптимизм, готовность принимать чье-то покровительство. С первых дней он открывает для себя мир, в котором взрослые делят свое внимание, любовь и заботу между старшим и младшим.

Какие проблемы могут вызвать нехватку родительского внимания в этом случае к первенцу?

Во-первых, появление второго ребенка является серьезным вызовом для старшего: последний теряет очень много, прежде всего свое уникальное положение благодаря материнской любви, поэтому часто возникают ревность. Родителям не стоит думать, что проблем не существует. Для предотвращения их следует готовить первенца к пополнению в семье заблаговременно. Делать все, чтобы это событие было желанным и ожидаемым для всех. Если же без ревности на данном этапе не обошлось, стоит уделить этому вопросу внимание и, главное, поговорить с ребенком.
Объяснить ему преимущества того положения, которое он имеет. Подчеркнуть его уникальность для мамы и папы. Если не считаться со словми и чувствами ребенка, ревность могут стать скрытой и со проявятся в плохом поведении, снижении или отсутствии мотивации к обучению, протесте, ощущении несправедливости по отношению к себе.

Во-вторых, случается, что старший ребенок начинает вести себя, как маленький. Так происходит, когда между воспитанниками очень маленькая разница в возрасте. Тогда существует вероятность того, что в поведении старших девочки или мальчика происходит регресс, то есть возвращение более детских форм поведения. Чтобы предотвратить это, следует заниматься с каждым чадом отдельно. Все занятия и игры должны соответствовать возрасту. Однако, если старший ребенок пожелает поиграть детской игрушкой или попробовать что-то «маленькое»: попить сок из бутылочки или полежать в детском кроватке, запрещать не стоит. Попробовав все снова, есть возможность сделать вывод о преимуществах собственного возраста и собственных сил и способностей, а родители помогут это осознать.

Здесь роль мамы с папой огромна. С рождением второго ребенка старайтесь сохранить все традиции, которые были в семье раньше. Если вы читали перед сном сказку, то и теперь это делайте, находите время поиграть с ребенком наедине, проводите с ним время лично. И помните: как ни странно, но старшим гораздо важнее тактильный контакт, чем молодым. Ведь меньшие и так его имеют, не прилагая усилий. Не забывайте замечать достижения и успехи старшего ребенка и радоваться им, переживать вместе неудачи.

О неправильных слова

Довольно часто первенец может слышать от родителей такие фразы: «Ваня, ты старший! Уступи! Отдай игрушку! Лена, наведи порядок в комнате, покажи пример старшей сестры! Галинка, куда собралась сама гулять? А ну, сестренку возьми с собой! »Забудьте подобные слова. Такое поведение мамы и папы неверны.

Этими словами родители сразу делают из старшего ребенка «взрослую» личность в детском теле. Более того, кое-кто не удерживается от соблазна и перевести на старшего отпрыска часть своих родительских обязанностей, ожидая помощи в воспитании младшего.

Главное, о чем следует помнить мамам и папам, — обязанность по воспитанию младшего ребенка лежит на них, а не на первенцах. В обязанности первенца не должен входить уход за младшим ребенком. У первенца есть собственные интересы, которые следует уважать. Если родители будут настаивать на помощи и поддержке, это способно привести к осложнениям и недоразумениям в отношениях как с другими детьми, так и между самими детьми. Забота и опека над младшими могут старшеньким нравиться и даже быть поводом для гордости.

С появлением первого, второго, третьего ребенка в семье каждый раз возникает новая ситуация, к которой должны приспособиться все члены семьи. Должна произойти перестройка привычного образа жизни. В рамках нашей темы рассмотрим несколько случаев взаимодействия родителей с детьми.

Случай №1

В семье трое девочек. Разница в возрасте составляет три года. Вроде немного? Да. Но заметьте: между первым ребенком и последним эта разница составляет уже шесть лет. С рождением второй, а затем и третьей дочери мама свой долг поиграть, погулять с младшими перевела на старшую девочку. Девчонка уже в три года стала «повзрослевшей». Ведь кто подаст маме полотенце, когда мама купает маленькую? Конечно, «взрослая» дочь. Кто «поможет» маме сэкономить время на кормлении и сама сможет съесть завтрак, обед, ужин? Конечно, «взрослая» дочь. Все время девочка слышала: «Ты старшая. Ты взрослая. Ты мамина помощница. Кто матери поможет, как не ты? Папа должен работать, а маме так сложно с вами (двумя, а затем тремя) ». О том, чтобы отдать чадо в детский сад и мысли не было. Думаете, девочка была в восторге? Отнюдь. Сначала одна сестра «забрала» у нее внимание мамы, потом вторая. Время шло. Когда ее сверстники во дворе катались на качелях, возились на велосипедах и играли в игры, она должна была сидеть в песочнице с сестрами. Представьте: малой три годика, средней шесть и старшей девять. Сначала шестилетняя девочка играет с первой сестрой в песочнице, потом уже девятилетняя девочка играет в куличики со второй сестрой, в то время, как сверстники собираются в свои первые компании. Сестры подрастали. У средней девочки в свое время появились друзья. Ведь на нее не возлагалась обязанность присматривать за младшей сестрой. У нее было время на развлечения и игры. Потому что за младшей присматривает старшая сестра. А вот старшая девочка по вине матери такой важный период своего детского развития и социальной коммуникации упустила. И когда сестры выросли настолько, что за ними не нужно стало присматривать, допустим, когда младшей исполнилось семь лет, старшая, уже тринадцатилетняя девочка, оказалась в социальном вакууме. У нее нет подруг, она не умеет общаться со сверстниками. Не терпит сестер, потому что считает виновными в своей «беде». К тому же, с ними неинтересно через другие возрастные интересы и различных друзей. А тут еще и переходный возраст … На попытки пожаловаться маме по поводу отсутствия друзей девочка тут же: «А зачем тебе друзья, когда у тебя есть сестры?». Сестры — это сестры. Но каждая сестра должна иметь своих друзей и круг своего общения. Кто виноват в этой ситуации? Мама. Мама, которая, переложив собственные обязанности на старшего ребенка, фактически не дала дочери сформироваться как личности. Ведь мама не приложила усилий для развития сознания старшей дочери и не прилагала усилий, чтобы между сестрами наладилась коммуникация. Закончилась эта история довольно грустно. Те сестры теперь уже взрослые женщины, не общаются друг с другом. А мама страдает: почему все сложилось именно так?

Случай №2

В семье трое детей. Два мальчика и девочка. Разница в возрасте между детьми составляет четыре года. Первенец-мальчик был желанным, долгожданным. Четыре года ребенок был центром Вселенной для родителей. Когда родился второй ребенок — девочка, парень впервые в четыре года услышал, что он — «взрослый». Но пополнение в семье совсем не изменило распорядка дня сыночка. Утром мама так же готовила ему завтрак и отводила в детский сад. В обед забирала. После обеда отводила на танцы. С танцев забирала сына вместе с младшей девочкой, позволяя вести коляску с сестрой, воспитывая таким образом у парня чувство гордости за то, что он старший. Мама так же читала сказку на ночь и позволяла — обратите внимание: не заставляла, не просила, а собственно позволяла — по желанию помочь ей с дочерью. Принести бутылочку с молоком. Расстелить кроватку. Показать сестре игрушки. Время шло, парень подрос, пошел в школу. Танцев не покинул. Наоборот, его ансамбль начали приглашать на гастроли в другие страны. Поэтому родители всячески поощряли занятия сына. Вторая дочь пошла в детский сад, и также посещала кружок по рисованию. И вот, когда парню исполнилось восемь лет, а девочке — четыре, в семье родился еще один ребенок — мальчик. Теперь маме и отцу пришлось приложить вдвое больше усилий, чтобы и старший сын, и вторая дочь не чувствовали себя обделенными родительским вниманием. Рождение третьего ребенка опять же не повлияло на их расписание дня. На их хобби. Но теперь уже брат с сестрой наперегонки сами хотели помочь маме с малышом. И мама всячески эти проявления поощряла. Ведь стремление подставить плечо, при поддержке матери, давало детям чувство собственной значимости. Дети в этой семье выросли дружными. Готовы делиться радостями друг с другом и прийти на помощь, когда это необходимо.

Скажете, такое невозможно? Возможно, еще и как. Но только в тех семьях, где ребенка уважают как личность и не ускоряют процесс его взросления. Где родители понимают, чтобы большая семья была счастьем, для этого нужно приложить определенные усилия.

Увы, не многие родители знают о том, как формируется личность ребёнка и не придают особого значения этому важному процессу. Специалисты говорят о том, что именно взаимоотношение родителей со своим чадом в большей степени являются отправной точкой для идеального формирования. Ребёнок понимающий, что к нему относятся, как к личности иначе выстраивает коммуникацию взаимоотношений с окружающими его людьми.

Что же такое личность малыша?

Сразу стоит сказать о том, что не стоит путать два разных понятия индивидуальность ребёнка и личность. Многие мамы с гордостью рассказывают подругам, например о том, что ее малыш, будучи в возрасте пяти лет слушает классическую музыку и при этом добавляет, что это означает что он уже личность. Между тем каждый детский психолог скажет, что это особенность его индивидуальности, а не личности. Безусловно, во многом привычки малыша, темперамент, особенность восприятия играет роль становления личности, но без правильного взаимоотношения нечего не получится.

Вопрос, когда же ребенок начинает осознавать себя как личность — вполне логичен. Стоит посмотреть на то, что по этому поводу говорят детские психологи.

  • Первое — ребёнок полноценно и в полной мере употребляет личные местоимения.
  • Второе – способность малыша описать себя пусть даже и на простом уровне, к этому описанию относятся, характер каким его видит он сам, внешность. Также очень важно чтобы малыш смог объяснить простыми словами свои тревоги и проблемы.
  • Третье – самоконтроль. Личность ребенка после формирования не позволяет ему бесконтрольно впадать в истерику, например по поводу не купленной игрушки. Важна также способность оценивать, что такое плохо и хорошо.

Если перечисленное выше может быть применимо к вашему малышу, можно с уверенностью сказать что он становится личностью. От того как малыш воспринимает себя стоит отталкиваться предъявляя ему требования. Для того чтобы правильно воспитывать ребёнка стоит полноценно иметь представление его психологической особенности.

К примеру, банальная ситуация, маленький расплакался и капризничает, в это время мама находится вместе с ним на оживленной улице, она говорит малышу, что как же не стыдно ему плакать. А между тем стоит подумать о том, что в этом возрасте он не может понимать значения этого слова, и попытки успокоить малыша таким способом не приведут ни к чему. Родители должны четко понимать что это не говорит о том, что ребенок не слушается это вполне нормально для его возраста, и мало того такое поведение не требует ни наказания ни педагогической коррекции поведения ребенка. Только спустя время примерно в возрасте от полутора лет малыш начнет понимать самоконтроль и некоторые моменты своего поведения, так как у него начинает формироваться личность.

Роль родителей в формировании личности ребенка

  • Начните формировать адекватную самооценку, никогда и ни при каких условиях ни сравнивайте своего малыша с другими и не приводите других детей в пример. Помните ваш малыш для вас самый лучший.
  • Поощряйте коммуникацию ребенка, обеспечьте малышу максимум возможностей, которые помогут ему полноценно общаться со сверстниками. Так малыш быстрее социализируется и полноценно поймет, что такое правила поведения в обществе.
  • Важно уделить внимание пониманию вашим ребенком половой самоидентификации. Этот период до 6 лет, малыш должен понимать, что есть мальчики, которые должны следовать правилам по отношению к девочкам. Также на этом этапе с 3 и до 6 лет сохраняя внимательность к малышу, не стоит идти на его провокации.
  • Очень важно для формирования личности малыша то, чтобы он видел своими глазами ваши отношения в семье, папа с мамой должны гармонично показывать любовь друг к другу тем самым не говоря, но показывая факт того, что такое любовь двух людей.
  • Учите малыша морали и этике, подробно объясняйте, приводя примеры (лучше из собственной жизни) что такое справедливость, честность, и так далее. Не стоит думать о том, что ребенок вырастет и все сам поймет, конечно, это так, но к сожалению понимание окружающего может быть неправильным.

Развитие личности ребенка раннего возраста

Эмоциональная сфера . Для раннего возраста характерны яркие эмоции, те которые возбуждают интерес, не стоит говорить, что такие эмоции положительно влияют на формирование личности малыша. В последующем, каждую неудачу в своей жизни малыш не будет воспринимать как тот факт, который может ввести его в тупик. Эмоциональное формирование личности длиться до трех лет. Развитие эмоциональной сферы определяет ряд характеристик личности, таких как способность к общению, самосознании. И самооценки.

Общение для формирования личности . Развитие личности ребёнка тесно связано с общением. Близкие люди, ровесники все это помогает познать ребенку мир взрослых людей. Тем самым со временем приходит понимание, что такое правильное отношение к людям и к окружающему, так ребенок помогает себе сформировать личность.

Факторы развития личности ребенка дошкольника

Дошкольники впитывают информации куда больше чем детки младшего возраста. Именно от родителей зависит, какая личность будет у маленького человека. Малыш каждую секунду времени за кем ни будь, наблюдает и формирует свое мнение на этот счет, именно поэтому ребенок должен видеть вокруг себя только положительное.

В дошкольном возрасте ребенок проходит три условные фазы развития и становления личности индивидуализация, интеграцию и адаптацию. Очень хорошо влияет на становление личности труд, пусть даже в некоторых случаях после него родителям приходиться переделать работу, тем не менее, ребенок чувствует, что его усилия и работа необходима.

Родители должны уделять ребенку достаточное количество времени, разговаривать с ним, объяснять, что такое хорошо и что такое плохо и ваши труды будут вознаграждены, ребенок станет той личностью, которой можно будет гордиться.