Образовательный портал - Kurokt

В концепции 3 фрейда культура. Войти забыли пароль? Историко-культурологическая концепция К. Ясперса

Культурологическая концепция Зигмунда Фрейда (1856-1939).

Многие исследователи считают З. Фрейда великим психологом,известным врачем и одним из создателей школы психоанализа. Однако новое направление в медицине, разработанное Фрейдом, оказало огромное влияние на развитие культурологической мысли 20 в. З.Фрейд пытался распространить свой как универсальный, посредством которого можно объяснить культуру, понять роль религии, искусства в жизни человека, иными словами, создать универсальное учение, позволяющее понять весь спектр социокультурной действительности. В создании психоанализа приняли участие также ученики Фрейда — К.Г.Юнг,

Э.Фромм, Г.Маркузе и др. Открытие Фрейда состояло в разделении психики человека на сознательную и бессознательную сферы, что и послужило основной предпосылкой разработки психоанализа. Бессознательное понимается Фрейдом как неотъемлемая часть человеческой психики, независимая от сознания. Основу бессознательного («Оно») составляют влечения и желания, которые сводятся к двум группам: сексуальные желания и влечение к смерти. При этом бессознательное вторгается в нашу жизнь, а борьба между сознательным («Я») и бессознательным («ОНО») присуща психике любого человека.

Предложенная Фрейдом трактовка психики человека позволила создать оригинальную концепцию культуры, методом познания которой и стал психоанализ. Культура, по Фрейду, является средством принуждения человека к социальному порядку, механизмом подавления первичных желаний, угрожающих действительности, препятствующим проявлению темных природных сил первичных влечений. Но чтобы выполнить свою функцию, культура должна подчинить себе бессознательное («Оно»), в котором сосредоточена вся психологическая энергия человека. Способ, которым культура осуществляет свои цели 3.Фрейд называет сублимацией. Сублимация — это направление сексуальной энергии на цели культурного творчества. Иными словами, согласно фрейдистской концепции, все культурные ценности есть результат сублимации. Сама культура присутствует в бессознательном как специфическая установка — «Сверх-Я». Таким образом, человеческое сознание («Я»), согласно фрейдизму, раздирается между крайними противоположностями — причиной этой борьбы между «Я», «Оно» и «Сверх-Я» и является культура.

Таким образом, культура, в понимании психоаналитической теории, основана на принуждении и запрете влечений, она есть механизм подавления первичных желаний, угрожающих обществу, она направляет инстинкты, в том числе и агрессивность, в иное русло, и именно поэтому культура, с точки зрения Фрейда, является источником психического нездоровья индивида. Противоречия между природой человека, между импульсами его бессознательного и культурой не может быть сглажены, напротив по мере развития культуры, считал Фрейд, они только нарастают. В работе «Неудовлетворенность культурой» (1930) Фрейд писал о том, что дальнейший прогресс культуры проводит к уменьшению счастья и усилению чувства вины из-за растущего ограничения реализации природных желаний.

Несмотря на чрезмерное преувеличение роли бессознательного вклад З.Фрейда в развитие культурологии огромен. Впервые предметом анализа культуры стали психологические характеристики личности. Впервые на основе психоанализа были исследованы культурные нормы, вскрыта причина конфликта между стремлением индивида к личной свободе и нормами культуры. Вот как бы краткое понимание культурологической концепции З. Фрейда. Спасибо за внимание!

1. Введение стр. 3-4 2. Философия культуры Зигмунда Фрейда стр. 4-8 3. Концепция культуры Зигмунда Фрейда стр. 9-13 4. Несовершенство концепции культуры Зигмунда Фрейда стр. 13-14 5. Заключение стр. 15-16 6. Список литературы стр. 17

Введение

Учение Фрейда, в основе которого лежат идеи психоанализа на первой же стадии своего образования буквально перешагнуло понятия в медицине. Позднее, учение Фрейда рассматривало огромный ряд проблем человеческого разума, что позволило использовать его в разнообразных науках. Одной из главной идеей развития культуры человека и человечества в целом Фрейд считал отречение личности от бессознательных страстей и увлечений первобытного человека. Эта идея была выдвинута при его анализе первобытного общества. Пытаясь понять культуру человека, Фрейд отталкивался от фантазийной личности, психические процессы которой аналогичны культурным процессам социального общества. Первой работой Фрейда была "Тотем и табу" (1913), в которой он пытался объяснить психическое становление личности примитивного, первобытного человека. Все объяснения Фрейд брал из анализа детских неврозов (фобий детей), "Эдипов комплекс" при этом служил теоретической установкой. Концепция культуры Фрейдом рассмотрены в работах «Тотем и табу» и продолжение этой работы «Недовольство в культуре». Так как понятие культура многозначно, Фрейд в своих работах проводит различие между культурой и цивилизацией. В концепции культуры описаны два понятия онтогенез (индивидуальное развитие человека) и филогенез (происхождение или родовое развитие). Фрейдом в работах была проведена параллель между «психологией невротиков» и «психологией первобытного человека». Внимание Фрейда было привлечено к проблемам формирования и сущности человеческой культуры. Перенося характеристики индивида на общество, Фрейд разработал свою концепцию культуры. Культура рассматривалась Фрейдом как система запретов блокирующих влечения человеческой личности. Свои размышления о культуре Фрейд подвел к проблемам религии. По замыслу фрейдизм ориентирован на изучение психики индивида, но на самом деле он объясняет общественное сознание в прошлом и настоящем. Фрейд рассматривал проблемы формирования и сущности культуры человечества, опираясь на свой собственный опыт и на путь развития человеком из детства во взрослую жизнь. Соответственно перенося отдельные характеристики человека на социальное общество, Фрейд объяснял процесс эволюции человечества.

Заключение

Основной проблемой человека Фрейд считал, установление равновесия между влечениями бессознательными и моральными требованиями культуры. В последние годы жизни Фрейд сомневается во многих завоеваниях цивилизации. Он высказывался: "Люди располагают такой властью в своем господстве над силами природы, что, пользуясь ею, легко могут уничтожить друг друга вплоть до последнего человека. Они это знают - отсюда возникает значительная доля их теперешнего беспокойства, их уныния, их мрачного предчувствия". Одним из недостатков концепции Фрейда считается недопустимость сведения всего многообразия культуры к особенностям индивида, да еще и патологическим. Кроме этого ряд положений Фрейда не соответствуют фактам антропологических исследований. Так как даже понятие «циклопической семьи» это плод воображения. Так же стоит отметить, что пан сексуализм, как основной принцип объяснения, отвергнут даже последователями Фрейда. Список таких противоречий в концепции культуры Фрейда огромен, но все же достижения несомненны. Одними из этих достижений можно отметить выделение значительной роли бессознательного в деятельности человека и функционировании культуры; создание концепции личности, ориентированной на взаимодействие с культурой; исследование компенсаторной, психотерапевтической функции культуры; формирование направления изучения особенностей отклоняющего поведения, соотношение нормы и патологии в различных культурах, впоследствии составившее основу этнопсихиатрии или транс культурной психиатрии. Подход к изучению культуры Фрейда имеет последователей, таких как В. Райх, О. Ранк, Г. Рохейм. Фрейдизмом были увлечены и написали свои модернизированные постулаты М. Мид, Р. Бенедикт, Дж. Долларда и других представителей направления «Культура-и-личность». Самостоятельную концепцию на основе концепции Фрейда разработал К. Юнг. Но все же самым известным последователем Фрейда считается Г.Рохейм. По мнению многих концепция Фрейда нуждается в поправках, хотя он и сделал огромный шаг в понимании развития культуры человеческого общества. Создав свою теорию, Фрейд раскрыл тайны психики человеческой личности. В настоящее время концепция имеет много преобразований и более усовершенствована. Концепция Фрейда имеет множество поклонников и подражателей.

Список литературы

1. Полищук В.И. «Культурология». М., 1998. 2. Радугин А.А. «Культурология». М., 2003 3. «Философия». Под ред. С.М. Яшкина. М., 2004 4. «Фрейд 3. Либидо». М., 1996 5. «Фрейд З. Психоанализ». М., 2003 6. «Тотем и табу», Новый век, М, 2001 7. «Недовольство культурой», М, 1997 8. «Я и Оно», М, 1997 9. «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодий», М, 2003 10. «Основы философских знаний». Алексеев. П. В., Большаков. А. В. М., 1982 11. «Современная буржуазная философия и религия». Куликов. В. И., Халенков. А. Ф. М., 1977 12. «Будущее одной иллюзии», Фрейд. З., М., 1990

З. Фрейд является основоположником философской концепции психоанализа, особенностью которой было открытие сферы бессознательного. Рассматривая проблемы культурогенеза, З. Фрейд выступил с критикой основных положений трудовой концепции и разработал собственную концепцию происхождения и сущности культуры. Проблемам культуры посвящено немало работ философа, среди них "Тотем и табу", "Сон и миф".

В основу концепции происхождения культуры З. Фрейдом положен гипотезу о исключительное влияние подсознательных импульсов на поведение человека и признание антагонизма между естественным началом в человеке и культурой. Основой для данной гипотезы стали результаты исследований психики человека. Такие исследования позволили выделить в психике человека три уровня:

Сфера Оно - бессознательные импульсы, исходящие из биологических инстинктов и влечений человека;

Сфера Я - ум, сознание, пытается приспособить человека к реальным условиям жизни;

Сфера сверх-Я - социокультурная реальность, внутренний центр человека, воплощается в общественных нормах и мероприятиях.

Сфера бессознательного трактуется З. Фрейдом как особая иррациональная сила, обусловленная мощной энергией либидо. Либидо (от лат. - Желание, влечение) - это энергия желаний, половых инстинктов, которая в силу своей асоциальности не может получить прямой реализации и поэтому вытесняется в сферу бессознательного, однако постоянно провоцирует человека. Средством плодотворного решения асоциальных желаний либидо является сублимация - процесс замены запрещенных поездов целями более "высокими", именно на достижение которых и розтрачаеться энергия либидо.

Культура, по З. Фрейду, основывается на отказе в удовлетворении желаний бессознательного и существует за счет сублимированной энергии либидо. Сублимация импульсов либидо секрет культурного творчества. Либидо выступает движущей силой человеческой истории. Культура, по его определению, охватывает, во-первых, все накопленные людьми знания и умения, во-вторых, все институты для упорядочения человеческих отношений. В целом Фрейд оценивал культуру отрицательно, считая ее механизмом социального подавления свободы человека.

Изучая с позиций психоанализа особенности жизнедеятельности архаичных племен, в частности табу и тотемизм, Фрейд делает вывод, что в их запретном смысле смысл табу состоит в сдерживании биологических инстинктов в человеке. Постепенное развертывание системы запретов компенсирует потерю человеком животных импульсов. Именно табу определяется З. Фрейдом как первый основной регулятор всех сторон общественной жизни людей, свидетельством отрыва человека от природы. З. Фрейд приходит к выводу, что прогрессивное развитие культуры, безусловно, ведет к ограничению природы человека и усилению чувства вины в силу невозможности реализовать свой биологический потенциал. Таким образом, прогресс культуры не делает человека счастливым, а наоборот - в значительной степени вызывает у нее невротические состояния.

Наиболее культурные люди, по Фрейду, - это наиболее подавлены, в которых из-за воспитания - "вытеснение" неприемлемы для общества поезда были устранены из сознания в бессознательное. Вся художественное творчество питается подавленным либидо, проявлением подсознательного. Это нашло свое выражение в работах З. Фрейда о Эсхила, Софокла, Шекспира, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Гете, Достоевского. В статье "Неудовлетворенность в культуре" Фрейд предостерегал культуру от избыточности ограничений, условностей и запретов. Он воспевал "естественного человека", вслед за Ж. Руссо. Культура должна уступить место витализма, жизненной энергии.

Фрейдистская методология познания сущности культуры широко использовалась его последователями, в частности Э.Фромму, К. Юнгом. Психоаналитическая концепция происхождения культуры З. Фрейда подверглась многочисленным нареканий, ее называли "мифологической", ненаучной. Основные положения фрейдистской теории культуры носят преимущественно гипотетический характер.

Зигмунд Фрейд (1856-1939) - австрийский психиатр, невропатолог, психолог, создатель психоанализа. Своей теорией оказал колоссальное влияние на формирование многих направлений в искусстве, на трактовку ряда проблем культуры и на развитие некоторых гуманитарных наук XX в. В 1873-1881 гг. он изучал медицину в Венском университете, затем работал как практикующий врач. В ходе практической деятельности сложился метод лечения неврозов, названный им "катарсический", который и лег в основу оригинальной психотерапевтической теории (и метода). З. Фрейд считал себя психиатром и подчеркивал свою некомпетентность в вопросах, выходящих за рамки психологии и психиатрии. Однако, пытаясь осмыслить на языке психоанализа тревоги своей эпохи, он вышел на самый высокий уровень социальных обобщений и расширил применение своего метода до решения проблем глубинной психологии людей, философии человека и культуры. Многие идеи З. Фрейда уже были высказаны предшествующими мыслителями, их можно найти в работах Платона, В. Шекспира, Р. Декарта, И. Канта, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, в трудах индийских мудрецов. Заслуга З. Фрейда, бесспорно, - в том, что он придал этим идеям конкретную связь с практикой психотерапии, ставшей основанием для создания психоаналитической концепции.

Характеристика психики

Анализ культурных феноменов осуществляется З. Фрейдом с позиций его теории, сложившейся в ходе практической деятельности. Эти взгляды на структуру человеческой психики можно найти в работах "Психология масс и анализ человеческого Я" (1921), "Я и Оно" (1923). Изложим ее основные положения. В психике человека существует три сложно взаимодействующие между собой сферы, или инстанции. Первая, бессознательная, инстанция - Оно (Id), к которой относится, прежде всего, все унаследованное, врожденное, заданное конституцией, происходящее в первую очередь из телесной организации влечения. Вторая - Сверх-Я (Super-Ego), или идеал, - в которой как бы конденсируются требования и запреты родителей, семьи, социальной среды, народной традиции. Обе эти инстанции представляют прошлое - наследственность и общественную историю. Третья - Я (Ego), ей принадлежит переживаемое настоящее, но переживается и осмысляется реальность в зависимости от прошлого самого индивида, от заданной им системы видения.

Фундамент и генератор деятельности психики - бессознательное. Оно иррационально, в нем сосредоточены все биологические влечения (инстинкты) и желания человека, главные из которых - жизнеутверждающие, сексуальные (обозначенные как Эрос, или либидо (от лат. libido - влечение, страсть, стремление) и жизнеразрушающие, влекущие к смерти и порождающие склонность к агрессии (Танатос). В реальной психике человека эти влечения перемешаны в различных пропорциях. Главный стимул, которым руководствуется в своей деятельности бессознательное, - удовольствие. Помимо этих первичных природных инстинктов, находящихся в сфере бессознательного, в ней содержатся и инстинкты, влечения, вытесненные из сознания индивида как неприемлемые для общества и культуры. Разумное Я человека, руководствующееся в своей деятельности принципом реальности, формируется как следствие осознанного социокультурного бытия человека, оно регулирует актуализацию бессознательных влечений и вытесняет из сферы сознания те из них, которые не соответствуют данному уровню культуры (запрещенные формы сексуальности, стремление к насилию, жестокость и т.п.). Не существует четкой внутренней границы между Я и бессознательной душевной субстанцией, обозначенной как Оно. Для более наглядного представления о взаимодействии Я и Оно З. Фрейд прибегает к образу колесницы: "Функциональная важность "Я" выражается в том, что в нормальных случаях оно владеет подступами к подвижности. В своем отношении к "Оно" оно похоже на всадника, который должен обуздать превосходящего его по силе коня; разница в том, что всадник пытается сделать это собственными силами, а "Я" - заимствованными. Если всадник не хочет расставаться с конем, то ему не остается ничего другого, как вести коня туда, куда копь хочет; так "Я" превращает волю "Оно" в действие, как будто бы это была его собственная воля". Этот образ иллюстрирует сложный процесс взаимодействия бессознательного и деятельности сознания, приводящий к внутренней конфликтности психики. Внутренняя конфликтность обусловлена интенциями бессознательного и невозможностью их реализовать вследствие ограничений, накладываемых со стороны сознания. Такая амбивалентность (противоречивость) расценивается З. Фрейдом в качестве универсальной черты психики человека.

Поскольку именно в психике находится источник всех проявлений человеческой души, постольку психоанализ имеет еще одно название - "глубинная психология". Согласно З. Фрейду, чтобы объяснить смысл нынешних психических затруднений человека, необходимо вернуться к его детству и там искать их исток; аналогично, чтобы понять смысл разнообразных сфер культурной деятельности человечества, необходимо обратиться к анализу ранних этапов человеческой истории, ибо там содержится объяснение сегодняшних творений, религиозных верований, моральных запретов. Это отождествление онтогенеза, относящегося к развитию отдельного существа, и филогенеза, относящегося к процессу исторического развития человечества, - важнейшая предпосылка культурологической концепции психоанализа.

Основные теории происхождения культуры

Одной из наиболее сложных проблем, связанных с культурогенезом, есть проблема происхождения культуры.

Орудийно-эволюционная версия происхождения культуры

Представители и их труды:

Фридрих Энгельс (1820-1895), статья «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (1873-1876), явившаяся одной из глав его работы «Диалектика природы».

Карл Маркс (1818-1883) – немецкий философ, социолог, экономист, писатель, поэт, политический журналист, общественный деятель.

К. Маркс считал, что в основе развития культуры лежит совершенствование материальной стороны жизни.

К. Маркс утверждал, что культура связана с трудом человека, с производством материальных благ.

Согласно орудийно-трудовой концепции, человек выделился из животного мира.

Ф. Энгельсу принадлежит классическая формула:«Труд создал человека».

Под трудом Ф. Энгельс понимал целесообразную деятельность, которая началась с изготовления орудий из камня, кости и дерева.

По мнению К. Маркса и Ф. Энгельса, сознание возникло в результате труда.

В процессе труда у людей появилась потребность что-то сказать друг другу.

Так возникла речь как средство общения в совместной трудовой деятельности.

Последствия этих предпосылок – возникновения процесса труда и речи – огромны.

Деятельность человека стала огромным импульсом, который привел к культурогенезу.

Психоаналитическое объяснение происхождения культуры

Концепция культуры З. Фрейда

Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд (1856-1939) в книге «Тотем и табу» пытался раскрыть культурогенез через феномен первобытной культуры.

З. Фрейд пытается разгадать первоначальный смысл тотемизма. Вместе с тем он показывает, что для истолкования феномена культуры огромное значение имеет система запретов, то есть табу. З. Фрейд полагает, что культура – это система норм и запретов, направленных на защиту общества от свободного индивида.

З. Фрейд рассматривает табу как результат амбивалентности (двойственности) чувств. Речь идет о совести, как о даре, выделившем человека из царства животных и создавшем феномен культуры.

З. Фрейд выводил феномен совести из первородного греха, совершенного пралюдьми, – убийства первобытного «отца».

Сексуальное соперничество детей с отцом привело к тому, что они у истоков истории решили убить главу рода.

Однако этот поступок не прошел для них бесследно.

Страшное преступление пробудило раскаяние. Дети поклялись больше никогда не совершать таких деяний.

Так произошло, по З. Фрейду, рождение человека из животного. Раскаяние породило и феномен культуры.

З. Фрейд считал, что ему удалось найти источник социальной организации, моральных норм и, наконец, религии в акте отцеубийства.

Он понимал под человеческой культурой все то, чем человеческая жизнь возвышается над животными условиями и чем она отличается от жизни животных.

Культура, по его мнению, демонстрирует две свои стороны.

С одной стороны, она охватывает все приобретенные людьми знания и умения, дающие человеку возможность овладеть силами природы и получить от нее материальные блага для удовлетворения своих потребностей.

С другой стороны, в нее входят все те установления, которые необходимы для упорядочения взаимоотношений людей, а особенно для распределения достижимых материальных благ.

Каждая культура, по словам З. Фрейда, создается принуждением и подавлением первичных позывов.

При этом у людей имеются разрушительные, следовательно, противообщественные и антикультурные тенденции.

Этот психологический факт имеет решающее значение для оценки человеческой культуры.

Культурогенез, следовательно, обусловлен наложением запретов.

Благодаря им культура многие тысячелетия назад начала отделяться от первобытного животного состояния.

Речь идет о первичных позывах кровосмешения, каннибализма и страсти к убийству.

Главная задача культуры, по З. Фрейду, в том и состоит, чтобы защищать нас от природы.

З. Фрейд считал, что религия оказала культуре огромные услуги.

Она активно содействовала укрощению асоциальных первичных позывов.


2.2. Аналитическая теория культуры К.Г. Юнга

Карл Густав Юнг считал источниками культуры являются сознательное и бессознательное начала.

Во многом следуя в психотерапевтической практике за З. Фрейдом, К. Юнг существенно расходился с ним в понимании культуры.

Отличия теории К. Юнга от классического психоанализа культуры:

1) неприятие пансексуализма Фрейда и эротической интерпретации всех явлений культуры,

2) модифицированная структура личности и понятие «коллективного бессознательного» наряду с «индивидуальным бессознательным»;

3) у Фрейда культура включена в Сверх-Я, стоящее в оппозиции к Оно (вместилище бессознательного); у К.Юнга сознательное и бессознательное дополняют друг друга.

Более того, оба они есть источник культуры.

Юнг рассматривал структуру личности как состоящую из трех компонентов:
1) сознание – ЭГО – Я;

2) личное бессознательное – «ОНО»;

3) «коллективное бессознательное».

Личное бессознательное содержит в себе комплексы , это скопление эмоционально заряженных мыслей, чувств и воспоминаний, вынесенных индивидуумом из его прошлого личного опыта или из родового, наследственного опыта.

Эти комплексы могут оказывать сильное влияние на поведение индивидуума.

Всем известно, что Наполеон был маленького роста и вообще был неказист.

Он крайне не любил высоких стройных гвардейцев, и если только такой солдат не отличался уж совсем безумной храбростью, повышения он получить не мог.

В штабе Наполеона тоже все были маленькие и не слишком худые.

Например, человек с комплексом власти может расходовать значительное количество психической энергии на деятельность, прямо или символически связанную с темой власти.

То же самое может быть верным и в отношении человека, находящегося под сильным влияние матери, отца или под властью денег, секса или какой-нибудь другой разновидности комплексов.

Однажды сформировавшись, комплекс начинает влиять на поведение человека и его мироощущение.