Образовательный портал - Kurokt

Что такое царь пушка. Кто сделал Царь-пушку? Осадная пищаль «Лев»

Царь-пушка уже давно стала одним из символов России. Практически ни один иностранный турист не покидает Москву, не осмотрев чудо нашей техники. Она вошла в десятки анекдотов, где фигурируют никогда не стрелявшая Царь-пушка, никогда не звонивший Царь-колокол и еще какое-нибудь неработающее чудо-юдо типа лунной ракеты Н-3.

#44: Лучшие материалы «Популярной механики» за 2019 год.

Начнем по порядку. Царь-пушка была отлита знаменитым русским мастером Андреем Чоховым (до 1917 года он числился Чеховым) по приказу царя Федора Иоанновича. Гигантское орудие весом в 2400 пудов (39 312 кг) отлили в 1586 году на московском Пушечном дворе. Длина Царь-пушки — 5345 мм, внешний диаметр ствола — 1210 мм, а диаметр утолщения у дула — 1350 мм.

В настоящее время Царь-пушка находится на чугунном декоративном лафете, а рядом лежат декоративные чугунные ядра, которые отлили в 1834 году в Петербурге на чугунолитейном заводе Берда. Понятно, что ни стрелять с этого чугунного лафета, ни использовать чугунные ядра физически невозможно — Царь-пушку вдребезги разнесет! Документы об испытаниях Царь-пушки или применении ее в боевых условиях не сохранились, что дало основание для длительных споров о ее назначении. Большинство историков и военных в XIX и начале ХХ веков считали, что Царь-пушка — это дробовик, то есть орудие, предназначенное стрелять дробью, которая в XVI—XVII вв. еках состояла из мелких камней. Меньшая часть специалистов вообще исключает возможность боевого применения пушки, считая, что изготовлена она специально для того, чтобы пугать иностранцев, в особенности послов крымских татар. Вспомним, что в 1571 году хан Девлет Гирей сжег Москву.

В XVIII — начале ХХ веков Царь-пушка именовалась во всех официальных документах дробовиком. И лишь большевики в 1930-х годах решили в пропагандистских целях повысить ее ранг и стали величать пушкой.

Тайна Царь-пушки была раскрыта лишь в 1980-м, когда большой автомобильный кран снял ее с лафета и поместил на огромный трейлер. Затем мощный КрАЗ отвез Царь-пушку в Серпухов, где на заводе в/ч № 42708 был произведен ремонт пушки. Одновременно ряд специалистов Артиллерийской академии им. Дзержинского произвели ее осмотр и обмер. Отчет по каким-то причинам опубликован не был, но из сохранившихся черновых материалов становится ясно, что Царь-пушка… не была пушкой!

Изюминка орудия — его канал. На расстоянии 3190 мм он имеет вид конуса, начальный диаметр которого 900 мм, а конечный — 825 мм. Затем идет зарядная камора с обратной конусностью — с начальным диаметром 447 мм и конечным (у казенной части) 467 мм. Длина каморы — 1730 мм, а дно плоское.

Так это ведь классическая бомбарда!

Впервые бомбарды появились в конце XIV века. Название «бомбарда» произошло от латинских слов bombus (громовой звук) и arder (гореть). Первые бомбарды делались из железа и имели привинтные каморы. Так, например, в 1382 году в городе Генте (Бельгия) была изготовлена бомбарда «Бешеная Маргарита», названная так в память о графине Фландрской Маргарите Жестокой. Калибр бомбарды — 559 мм, длина ствола — 7,75 калибра (клб), а длина канала — 5 клб. Вес орудия — 11 т. «Бешеная Маргарита» стреляла каменными ядрами весом в 320 кг. Бомбарда состоит из двух слоев: внутреннего, состоящего из продольных сваренных между собой полос, и наружного — из 41 железного обруча, сваренных между собой и с внутренним слоем. Отдельная привинтная камора состоит из одного слоя сваренных между собой дисков и снабжена гнездами, куда вставлялся рычаг при ее ввинчивании и вывинчивании.


На заряжание и прицеливание больших бомбард тратилось около суток. Поэтому при осаде города Пизы в 1370 году всякий раз, как осаждающие готовились сделать выстрел, осажденные уходили на противоположный конец города. Осаждающие же, пользуясь этим, бросались на приступ.

Заряд бомбарды составлял не более 10% веса ядра. Цапф и лафетов не было. Орудия укладывались на деревянные колоды и срубы, а сзади забивались сваи или возводились кирпичные стены для упора. Первоначально угол возвышения не менялся. В XV веке начали использовать примитивные подъемные механизмы и отливать бомбарды из меди. Обратим внимание — у Царь-пушки нет цапф, с помощью которых орудию придают угол возвышения. Кроме того, у нее абсолютно гладкий задний срез казенной части, которым она, как и другие бомбарды, упиралась в каменную стенку или сруб.

Защитница Дарданелл

К середине XV века самая мощная осадная артиллерия была у… турецкого султана. Так, во время осады Константинополя в 1453 году венгерский литейщик Урбан отлил туркам медную бомбарду калибром 24 дюйма (610 мм), стрелявшую каменными ядрами весом около 20 пудов (328 кг). Для ее транспортировки на позицию потребовалось 60 быков и 100 человек. Чтобы устранить откат, позади орудия турки выстроили каменную стенку. Скорострельность этой бомбарды составляла 4 выстрела в день. Кстати, скорострельность крупнокалиберных западноевропейских бомбард была примерно того же порядка. Перед самым взятием Константинополя 24-дюймовую бомбарду разорвало. При этом погиб и сам ее конструктор Урбан. Турки по достоинству оценили крупнокалиберные бомбарды. Уже в 1480 году, в ходе боев на острове Родос, они применяли бомбарды 24−35-дюймового калибра (610−890 мм). На отливку таких гигантских бомбард требовалось, как указывается в старинных документах, 18 дней.


Любопытно, что бомбарды XV—XVI вв. еков в Турции находились на вооружении до середины XIX века. Так, 1 марта 1807 года при форсировании Дарданелл английской эскадрой адмирала Дукворта мраморное ядро калибра 25 дюймов (635 мм) весом 800 фунтов (244 кг) попало в нижний дек корабля «Виндзорский замок» и воспламенило при этом несколько картузов с порохом, в результате чего произошел страшный взрыв. 46 человек были убиты и ранены. Кроме того, многие матросы с перепугу бросились за борт и утонули. В корабль «Актив» попало такое же ядро и пробило огромное отверстие в борту выше ватерлинии. В это отверстие несколько человек могли высунуть свои головы.

В 1868 году свыше 20 огромных бомбард все еще стояло на фортах, защищавших Дарданеллы. Есть сведения, что во время Дарданелльской операции 1915 года в английский броненосец «Агамемнон» попало 400-килограммовое каменное ядро. Разумеется, пробить броню оно не смогло и лишь потешило команду.

Давайте сравним турецкую 25-дюймовую (630-мм) медную бомбарду, отлитую в 1464 году, которая в настоящий момент хранится в музее в Вульвиче (Лондон), с нашей Царь-пушкой. Вес турецкой бомбарды 19 т, а полная длина — 5232 мм. Внешний диаметр ствола — 894 мм. Длина цилиндрической части канала — 2819 мм. Длина каморы — 2006 мм. Дно каморы закругленное. Бомбарда стреляла каменными ядрами весом 309 кг, заряд пороха весил 22 кг.

Бомбарда в свое время защищала Дарданеллы. Как видим, внешне и по устройству канала она очень схожа с Царь-пушкой. Главное и принципиальное различие в том, что турецкая бомбарда имеет ввинтную казенную часть. Видимо, по образцу таких бомбард и делалась Царь-пушка.


Царь-дробовик

Итак, Царь-пушка — это бомбарда, предназначенная для стрельбы каменными ядрами. Вес каменного ядра Царь-пушки составлял около 50 пудов (819 кг), а чугунное ядро такого калибра весит 120 пудов (1,97 т). В качестве же дробовика Царь-пушка была крайне неэффективна. По стоимости затрат вместо нее можно было изготовить 20 малых дробовиков, на заряжание которых нужно гораздо меньше времени — не сутки, а всего 1−2 минуты. Замечу, что в официальной описи «При Московском арсенале состоящей артиллерии"# на 1730 год числилось 40 медных и 15 чугунных дробовиков. Обратим внимание на их калибры: 1500 фунтов — 1 (это и есть Царь-пушка), а затем следуют калибры: 25 фунтов — 2, 22 фунта — 1, 21 фунт — 3 и т. д. Наибольшее число дробовиков, 11, приходится на 2-фунтовый калибр.

И все-таки она стреляла

Кто же и почему записал Царь-пушку в дробовики? Дело в том, что в России все старые орудия, находившиеся в крепостях, за исключением мортир, со временем автоматически перечислялись в дробовики, то есть в случае осады крепости они должны были стрелять дробью (каменной), а позже — чугунной картечью по пехоте, идущей на штурм. Использовать старые орудия для стрельбы ядрами или бомбами было нецелесообразно: а вдруг разнесет ствол, да и у новых пушек баллистические данные были куда лучше. Так Царь-пушка была записана в дробовики, в конце XIX — начале ХХ веков о порядках в гладкоствольной крепостной артиллерии военные забыли, а гражданские историки вообще не знали и по названию «дробовик» решили, что Царь-пушка должна была использоваться исключительно в качестве противоштурмового орудия для стрельбы «каменным дробом».

Точку в споре, стреляла ли Царь-пушка, поставили в 1980 году специалисты из Академии им. Дзержинского. Они исследовали канал орудия и по ряду признаков, в том числе по наличию частиц сгоревшего пороха сделали вывод, что из Царь-пушки стреляли, по крайней мере, один раз. После того, как Царь-пушку отлили и отделали на Пушечном дворе, ее перетащили к Спасскому мосту и уложили на землю рядом с пушкой «Павлин».# Чтобы передвинуть орудие, к восьми скобам на его стволе привязывали веревки, в эти веревки впрягали одновременно 200 лошадей, и те катили пушку, лежащую на огромных бревнах — катках.


Первоначально орудия «Царь» и «Павлин» лежали на земле у моста, ведущего к Спасской башне, а Кашпирова пушка — у Земского приказа, располагавшегося там, где сейчас находится Исторический музей. В 1626 году их подняли с земли и установили на бревенчатых срубах, плотно набитых землей. Эти помосты назывались роскаты. Один из них, с Царь-пушкой и «Павлином», поставили у Лобного места, другой, с Кашпировой пушкой, — у Никольских ворот. В 1636 году деревянные роскаты заменили каменными, внутри которых устроили склады и лавки, торговавшие вином.

После «нарвской конфузии», когда царское войско потеряло всю осадную и полковую артиллерию, Петр I велел срочно лить новые пушки. Необходимую же для этого медь царь решил добыть переплавкой колоколов и старинных пушек. По «именному указу» было «велено перелить в пушечное и мортирное литье пушку «Павлин», что в Китае у Лобного места на роскате; пушку Кашпирову, что у нового Денежного двора, где был Земской приказ; пушку «Ехидну», что под селом Воскресенским; пушку «Кречет» ядром пуд десять фунтов; пушку «Соловья» ядром 6 фунтов, что в Китае на площади».

Петр в силу своей необразованности не пощадил самые древние орудия московского литья и сделал исключение лишь для самых крупных орудий. В числе их, естественно, оказалась и Царь-пушка, а также две мортиры литья Андрея Чохова, которые в настоящее время находятся в Артиллерийском музее в Петербурге.

7.1. Царь-пушка и другие старые пушки в Московском Кремле

Обратимся теперь к знаменитой Царь-пушке, стоящей в Московском Кремле, рис. 7.1–7.3. 40-тонная пушка была изготовлена русским мастером Андреем Моховым в правление царя Фёдора Иоанновича. Об этом говорит надпись на верху её жерла, рис. 7.4. Калибр Царь-Пушки - 890, рис. 7.5.

Рис. 7.1. Царь пушка, отлитая Андреем Чоховым в XVI веке. Сегодня стоит в Московском Кремле. Взято из , с. 33.

Рис. 7.2. Царь пушка. Фотография 2003 года.

Рис. 7.3. Царь пушка. Фотография 2003 года.

Рис. 7.4. 40-тонная Царь пушка была отлита мастером Андреем Чоховым в правление царя Фёдора Иоанновича. Об этом говорит надпись на верху её жерла. Фотография 2003 года.

Рис. 7.5. Калибр Царь Пушки - 890. Фотография 2003 года.

Н.В. Гордеев, автор интересной книги «Царь-Пушка», сообщает: «В России первые орудия появились в XIV веке» , с. 7. Составитель и автор книги «Московский Кремль в старину и теперь», С. Бартенев, писал: «Стены и стрельницы Кремля в XVI веке… обставились крепостной артиллерией самого разнообразного состава, среди которых находились чугунные, железные и медные орудия, начиная от самых малых, стрелявших небольшими пулями… и кончая орудиями 6 - 8-фунтового калибра (2400 г и 3200 г), помещавшимися по одному в каждом этаже башни. Кроме того, внизу на земле лежали ГРОМАДНЫЕ ЧУДОВИЩА, ГИГАНТСКИЕ БОМБАРДЫ» , т. 1, с. 40. Цит. по , с. 8.

Некоторые сохранившиеся старинные русские пушки XVI–XVIII веков можно сегодня увидеть около здания кремлёвского Арсенала, рис. 7.6. Оказывается, на вооружении русской армии XVI–XVII веков были большие ТРОЯНСКИЕ ПУШКИ. То есть пушки, на которых были изображены цари «античной» ТРОИ. Очень интересна одна из таких больших пушек, изготовленная известным мастером XVI века Андреем Чоховым. Н.В. Гордеев сообщает: «В 1590 г. была изготовлена пушка под названием „ТРОИЛ“, т. е. „ТРОЯНСКИЙ ЦАРЬ“. Ствол пушки отлит из бронзы… На казённой части ствола имеется надпись: „Божиею милостию повелением государя царя и великого князя Фёдора Ивановича всея Русии зделана сия пищаль „ТРОИЛ“ лета 7098 (1590) году. Делал Андрей Чохов“. В центре торели - фигура ТРОЯНСКОГО ЦАРЯ со знаменем в левой руке и с мечом в правой… Калибр ствола 195 мм, вес орудия 7 тыс. кг. Общая длина ствола 4350 мм» , с. 22. На рис. 7.7 приведена деталь этой пушки «с изображением ТРОЯНСКОГО ЦАРЯ» , с. 21. Напомним, что ТРОИЛ - это имя одного из самых известных троянских царей , с. 230. Он был сыном не менее известного троянского царя Приама, правившего «древнейшей» Троей в эпоху Троянской войны.

Рис. 7.6. Здание Арсенала в Московском Креме, у Троицкой башни. Вдоль его стены выставлены старинные пушки - русские и иностранные. Причём русские пушки почему-то размещены там, куда проход посторонним воспрещён. Свободно можно рассматривать лишь иностранные пушки, расположенные ближе к Троицкой башне. У несведущего посетителю может даже сложиться впечатление, что, дескать, «самые лучшие» пушки, достойные быть выставленными в Кремле, - иностранного производства. Возможно, это сделано специально. Фотография 2003 года.

Рис. 7.7. Большая московская пушка «Троил», отлитая в XVI веке. «Деталь с изображением ТРОЯНСКОГО ЦАРЯ. Пушка „Троил“. Мастер Андрей Чохов» , с. 21. Взято из , с. 21.

Таких ТРОЯНСКИХ пушек в Москве сохранилось несколько. Вот другая подобная большая пушка XVII века, также называвшаяся «ТРОИЛ». Н.В. Гордеев пишет: «Пушка „Троил“ отлита из меди в 1685 г. Канал ствола гладкий… На казённой части ствола литая надпись: „Божиею милостию повелением великих государей царей и великих князей Ивана Алексеевича, Петра Алексеевича всея великия и малыя и белыя России самодержцев вылита сия пищаль названа ТРОИЛ НА КОТОРОЙ ПИЩАЛИ НА КАЗНЕ ЦАРЬ ТРОЯНСКИЙ ИЗОБРАЖЁН…“ Торель плоская, с литым рельефным изображением фигуры, сидящей на троне. По бокам фигуры надпись: „Пищаль ТРОИЛ“. Калибр 187 мм, вес 6438 кг, общая длина 3500 мм. Пушка стоит на декоративном чугунном лафете у южного фасада Арсенала, с левой стороны от входной арки» , с. 29. Деталь этой большой пушки «Троил», отлитой мастером Яковом Дубиной, показана на рис. 7.8.

Рис. 7.8. Другая большая московская пушка «Троил», отлитая в XVII веке. «Деталь с изображением ТРОЯНСКОГО ЦАРЯ. Пушка „Троил“. Мастер Яков Дубина. 1685 г.» , с. 28. Взято из , с. 28.

В рамках скалигеровско-романовской истории всё это выглядит чрезвычайно странно. С одной стороны, русские мастера литейного дела XVI–XVII веков, отливающие большие русские пушки, естественным образом изображают на пушках московских великих царей. Например, на знаменитой Царь-Пушке, отлитой Андреем Чоховым в 1586 году, «на правой стороне ствола имеется литое изображение скачущего всадника. Это портрет царя Фёдора Ивановича, при котором отливалась пушка. Над изображением надпись: Божиею милостию царь и великий князь Фёдор Иванович Государь и самодержец всея великия Росия» , с. 14.

С другой стороны, на других больших русских пушках изображены, и ПРЯМЫМ ТЕКСТОМ названы, якобы «древнейшие» троянские цари, правившие в далёкой Трое якобы около ТРЁХ ТЫСЯЧ ЛЕТ ТОМУ НАЗАД. Как в том нас уверяют сегодня историки.

В XVI веке была отлита на Руси и большая пушка под названием «АХИЛЛЕС» , с. 20. Сегодня она находится в Петербурге. Вновь мы видим русскую пушку с «античным» именем. Отметим, что согласно нашим исследованиям присутствие на старых русских пушках имени АХИЛЛЕС является вполне понятным и естественным .

Мы привели лишь три примера русско-«античных» пушек, взятых нами из совсем небольшой книги . Сколь много подобных пушек было отлито и какой процент из них сохранился, нам неизвестно.

Наша реконструкция хорошо объясняет эту картину. Скорее всего, русские пушечные мастера, даже ещё и в XVII веке, не говоря уж о XVI веке, хорошо знали или помнили, что в Стамбуле правит османский-атаманский султан, союзник Руси-Орды. Поэтому на одних огромных русско-ордынских орудиях мы видим изображения русских ордынских царей-ханов XVI века. А на других - их союзников османских - атаманских султанов. Как мы показали в книге «Империя» , русско-ордынские и османские - атаманские войска воевали в ту эпоху вместе, бок о бок. Будучи войсками двух составных частей единой Великой = «Монгольской» Империи. Хотя в XVII веке после распада Империи Русь-Орда и Османия = Атамания уже не были столь тесно связаны, как раньше, но память о недавнем единстве была, как видим, достаточно крепка. В XVII веке, уже при первых Романовых, на Руси всё ещё продолжали отливать ТРОЯНСКИЕ пушки.

Приведём ещё один пример. На рис. 7.9 и рис. 7.10 показана большая русская пушка под названием «Новый ПЕРС» , с. 36. Изображён «перс» в ЧАЛМЕ. На гладкой казённой части пушки отлита надпись: «Соизволением божиею милостию великих государей и царей и великих князей Иоанна Алексеевича Петра Алексеевича… сия пищаль, названная „НОВИ ПЕРС“ вылита в царствующем граде Москве лета 7194 (1686)…» , с. 33. Калибр орудия 180 мм, вес 5800 кг, общая длина 4 метра 90 см. По краю торели идёт надпись: «Пищаль названная ПЕРС лита лета 7194…» , с. 33. В 1969 году пушка Перс стояла у южного фасада Арсенала, слева от входной арки , с. 33.

Рис. 7.9. Большая московская пушка, называвшаяся «Новый Перс», отлитая в XVII веке. Мастер Мартьян Осипов. 1685 год. Взято из , с. 36.

Рис. 7.10. Общий вид пушки «Новый Перс». Взято из , с. 34.

Как мы уже неоднократно писали в наших книгах по хронологии, в старых летописях ПЕРСИЕЙ (П-РУСИЕЙ), по-видимому, часто называли Белую Русь. Известно, что русские казаки раньше носили чалму , , . Поэтому «Перс в чалме» в ту эпоху могло означать «Бело-Русский казак в чалме». Изображение которого на русской пушке более чем естественно. Отметим, что раньше Белой Русью называли не только Белоруссию в современном смысле, а гораздо более обширные пространства России. В частности, город Москва находится на землях старой Белой Руси , , .

Кстати, не исключено, что до «Нового Перса» существовала другая русская пушка под названием просто «ПЕРС». Пушку «новый Перс» могли назвать в честь знаменитой старой пушки с таким же именем. Добавив слово «новый».

Специалисты по истории пушечного дела отмечают, что гигантские русские пушки эпохи XVI века ясно показывают ведущую роль русской армии в то время. Сохранившаяся до наших дней Царь-Пушка (XVI век, калибр 890) была, возможно, одной из самых больших в своё время, но, оказывается, были и другие огромные русские пушки, вполне сравнимые с ней по размеру. Причём их было много. Профессор М.И. Фальковский в своей книге «Москва и история техники» пишет, что «по своему типу Царь-пушка является мортирой… В XVI веке НИ В ОДНОЙ СТРАНЕ калибра 890, конечно, не было. НО ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ РАЗМЕРЫ ЦАРЬ-ПУШКИ НЕ ОТЛИЧАЮТСЯ СУЩЕСТВЕННО ОТ ДРУГИХ МОРТИР ДАЖЕ XVII–XVIII ВЕКОВ». Цит. по , с. 14.

«Очень много больших пушек было сделано и другими мастерами пушечного литья… ДО ЧОХОВСКОЙ ЦАРЬ-ПУШКИ В МОСКВЕ БЫЛИ ИЗВЕСТНЫ ОГРОМНЫЕ ПУШКИ, КОТОРЫЕ ТАКЖЕ НОСИЛИ ЭТО НАЗВАНИЕ… Так, в 1488 г, мастер Павел Дебосис отлил орудие, которое называлось Царь-пушкой. В 1554 г. в Москве была вылита чугунная пушка калибром 650 мм (напомним, что калибр Царь-пушки 890 мм - Авт. ) и весом 1200 пудов, а в 1555 г. - пушка из чугуна калибром 600 мм, весом 1020 пудов. О том, что в Москве существовали и другие огромные орудия, свидетельствуют не только письменные источники, но и планы и чертежи Москвы и Московского Кремля, составленные в XVI–XVII веках, зарисовки путешественников и участников иностранных посольств. На планах Московского Кремля XVI века видно, что пушки располагались у главных проездных ворот Кремля - Спасских и Никольских, а также на Красной площади. Орудия эти не сохранились» , с. 18.

Так что пушек или мортир, сравнимых по калибру с Царь-пушкой, в русской армии той эпохи, было, оказывается, достаточно.

Между прочим, Царь-пушка была предназначена ДЛЯ СТРЕЛЬБЫ КАРТЕЧЬЮ, А НЕ ЯДРАМИ. Это - мортира. Так что лежащие сегодня перед нею в Кремле четыре огромных ядра, сложенные в пирамиду, никакого отношения к ней не имеют. Как сообщает Н.В. Гордеев, «это ДЕКОРАТИВНЫЕ чугунные гранаты, полые внутри. Толщина их стенок - 9 см.» , с. 17–18.

«В древности Царь-пушка называлась ещё „Дробовик Российский“, так как была рассчитана на стрельбу „дробом“, т. е. КАРТЕЧЬЮ. Царь-пушке не пришлось участвовать в боевых действиях (так считают сегодня историки - Авт. ), однако несомненно, что её отливали именно как боевое орудие, а не в чисто декоративных целях… М.И. Фальковский считает, что, ожидая нашествия татар и сооружая НОВЫЕ укрепления, москвичи вряд ли занялись бы изготовлением „бутафорской“ пушки весом 2400 пудов. Такого же вывода придерживается и ряд других авторов» , с. 16. Не является ли внушаемое нам сегодня историками мнение, - будто Царь-Пушка была «бутафорской» и была отлита лишь в качестве царского каприза, для удовлетворения «московского тщеславия», - частью пропагандистской кампании романовской исторической школы? Целью которой было и является предание забвению истории Великой Империи. Ведь сохранились свидетельства совсем другого рода о русских пушках. Например, следующие.

«Андрей Чохов отлил множество пушек. Так, пушки с его именем участвовали во всех походах Ивана Грозного, и в частности в Ливонию. При царе Фёдоре Ивановиче знаменитый мастер отлил Царь-пушку и ЦЕЛЫЙ РЯД ДРУГИХ ОГРОМНЫХ ПУШЕК, в том числе интересную мортиру с именем Лжедмитрий (!? - Авт. ). ВСЕ ПУШКИ ЧОХОВА ОТЛИЧАЮТСЯ КОЛОССАЛЬНЫМИ РАЗМЕРАМИ, ВЕЛИКОЛЕПНОЙ ОТДЕЛКОЙ И ПРЕВОСХОДНЫМ КАЧЕСТВОМ РАБОТЫ» , с. 13.

«В это время (в XVI веке - Авт. ) был отлит целый ряд орудий. Так, например, в 1588 г. Чохов отлил из меди СТОПУШЕЧНУЮ ПИЩАЛЬ, т. е. орудие, состоящее из СТА СТВОЛОВ. Калибр каждого ствола - 50 мм. Отливка этой пищали явилась, конечно, вторым чудом литейного искусства после Царь-пушки» , с. 18.

«В 40-х и 50-х годах нашего века на стенах и башнях Кремля и на месте старых крепостных рвов было собрано множество круглых каменных ядер диаметром от 15 до 30, а в некоторых случаях до 60–70 см. Колоссальный размер ядер…» , с. 5–6.

На рис. 7.11 мы приводим старинную миниатюру из русского летописного свода якобы XVI века, на которой изображена оборона Москвы якобы 1451 года. На городской стене хорошо видна большая пушка-мортира, сравнимая по своим размерам с известной нам сегодня гигантской Царь-Пушкой XVI века. На рис. 7.12 приведена старинная миниатюра с изображением огромной пушки, отлитой в Москве Павлином Фрязиным в 1488 году , с. 64. Так что, как мы видим, даже по скалигеровско-миллеровской истории, русская артиллерия XV века была весьма внушительна. На рис. 7.13 показано «среднее по величине артиллерийское орудие XVI века» , кн. 2, с. 158. На рис. 7.14 приведено изображение средних по размеру русских орудий XVII века.

Рис. 7.11. Огромные русско-ордынские пушки XV века. Миниатюра летописного свода якобы XVI века, изображающая оборону Москвы якобы 1451 года. Взято из , с. 73.

Рис. 7.12. «Пушка, отлитая в Москве Павлином Фрязиным. 1488 г. Миниатюра летописного свода XVI в.». , с. 64.

Рис. 7.13. Старинная гравюра. Пушка XVI века. Считается средней по своим размерам. Взято из , кн. 2, с. 158.

Рис. 7.14. Гравюра «Русская артиллерия перед парадом в XVII веке». Эти орудия сравнительно небольшие. Взято из , кн. 2. с. 585.

На рис. 7.15 приведены изображения старинных полевых пушек и мортир, бывших на вооружении запорожских казаков. Большая мортира показана справа вверху. Так что подобные крупные орудия для стрельбы картечью устанавливали не только на стенах городов, но и применяли на полях сражений.

На рис. 7.16 приведён план кремлёвского Пушечного двора. План составлен в конце XVII века , с. 144.

Рис. 7.15. «Запорожские пушки и мортиры» , вклейка между с. 240–241. Справа изображена большая полевая мортира для стрельбы картечью.

Рис. 7.16. План Пушечного двора в Кремле. Конец XVII века. Взято из , с. 144.

Выясняется, что стоящая сегодня в Кремле огромная мортира Царь-Пушка заметно уступает по своим размерам другим боевым мортирам, бывшим на вооружении русской армии XVI века. Историки сообщают: «В донесении Хуана Персидского королю Филиппу III о пребывании в России в 1599–1600 годах говорится, что „большая площадь“ (Красная площадь) „заставлена пушками, такими огромными, что два человека могли входить в каждую из них для чистки её“. Через два года об этих же орудиях писал в своём отчёте секретарь австрийского посольства Георг Тектандер фон-дер-Ябель: „На площади, у ворот замка (Кремля - О.И. ), стоят две огромные пушки, В КОТОРЫХ ЛЕГКО МОЖНО ПОМЕСТИТЬСЯ ЧЕЛОВЕКУ“. Поляк, Самуил Маскевич, бывший в Москве в 1610 году, рассказывает, что в Китай-городе он „видел орудие, которое заряжается сотней пуль и столько же даёт выстрелов. Оно так высоко, - продолжает Маскевич, - что мне будет по плечо, а пули его с гусиное яйцо. Это орудие стоит против ворот, ведущих к Живому мосту (этот мост вёл из Замоскворечья к Фроловским воротам Кремля. - О.И. )“… Маскевич рассказывает, что „посреди рынка“ (Красной площади) видел столь большую мортиру, что В НЕЁ ВЛЕЗАЛИ ТРИ ЧЕЛОВЕКА и играли там в карты… Известно, что на Красной площади с 1555 года стояли два огромных орудия: Кашпирова пушка, отлитая в 1554 году мастером Кашпиром Ганусовым, учителем Чохова (вес 19300 кг, длина - 4,48 м, вес ядра - 320 кг), и „Павлин“, отлитая в 1555 году Степаном Петровым (вес - 16320 кг). Эти пушки были направлены также в район Живого моста, ведущего в Замоскворечье… В 1627 году три гигантских орудия были поставлены на специальные деревянные „обрубы“ или „роскаты“, засыпанные землёй» , с. 114–116. Понятно, почему эти гигантские пушки-мортиры устанавливали напротив мостов, ведущих к Кремлю. В случае нападения пристрелянные заранее орудия могли сметать картечью врагов, пытающихся прорваться через мосты. Большой объём картечи, выбрасываемой при выстреле из орудий такого размера, позволял поражать не только мосты, но и накрывать огромные площади вокруг Кремля.

Сегодня пока трудно восстановить подлинную историю пушечного дела на Руси ранее XVII века. Надо полагать, после прихода к власти Романовых и как следствие предания забвению самого факта существования Великой = «Монгольской» Империи, большинство русско-ордынских пушек были перелиты, пущены на переплавку. То же самое сделали с огромными ордынскими колоколами, см. ниже. Нечто подобное, - преднамеренное погружение в забвение, - происходило и с историей русско-ордынского флота. Ведь убеждают же нас сегодня, будто до Петра I Россия «практически не имела флота». Но, по-видимому, ПУШЕК В РУСИ-ОРДЕ БЫЛО СТОЛЬКО, что, несмотря на все романовские переплавки, кое-что осталось. И мы сегодня всё-таки можем хотя бы частично представить себе - что же такое была русско-ордынская и османская = атаманская армия эпохи XV–XVI веков. Стоящие сегодня в Московском Кремле остатки её чудовищного боевого пушечного парка ясно показывают, что армия эта была сильной.

На рис. 7.17 показана миниатюра из старинной французской книги «Les Quinze Joies de mariage» якобы 1485 года , илл. 207.

Миниатюра никак не описана словами в самой книге. Современный историк сообщает, что «военная сцена… не сопровождена здесь никаким определённым текстовым комментарием, она передаёт лишь атмосферу…» , с. 170. На рисунке показано большое войско в походе, с тяжёлыми пушками. Все воины закованы в железо с головы до ног. На воинском снаряжении и на знамени хорошо видны гербы - чёрные двуглавые имперские орлы на красном поле. Как мы теперь начинаем понимать, это, скорее всего, войска Руси-Орды и Османии = Атамании, вступившие в Европу во время завоевания «земли обетованной».

На рис. 7.18 и рис. 7.19 мы приводим фотографии средневековой пушки, выставленной сегодня в Германском Национальном Музее в городе Нюрнберге (Germanisches Nationalmuseum). Это - самая крупная из нескольких старинных пушек, представленных в этом музее. Её внутренний тонкий металлический ствол заключён внутрь толстого бревна, которое, в свою очередь, охвачено для прочности снаружи железными обручами. Может быть, такую технологию османские и ордынские мастера специально применяли ДЛЯ ОБЛЕГЧЕНИЯ полевых орудий, чтобы сделать их более удобными для быстрой перевозки в походе и для маневрирования. Подобные лёгкие пушки использовались раньше в русской армии. Их называли пищалями.

Рис. 7.18. Средневековая пушка, выставленная в Германском Национальном Музее города Нюрнберга. Фотография сделана А.Т. Фоменко в июне 2000 года.

Рис. 7.19. Вид спереди пушки из Германского Национального Музея (Нюрнберг). Деревянный ствол, окружающий внутренний, металлический, окован снаружи обручами для прочности. Вероятно, таким способом облегчали полевые пушки. Фотография 2000 года.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Царь-пушка в Московском кремле

Как только ни называют Царь-пушку: первой среди орудий по калибру, шедевром литейного искусства, гордостью артиллерийской коллекции, символом российского могущества. Достаточно даже одного из этих эпитетов, чтобы привлечь к ней внимание туристов. Калибр чудо-пушки составляет 890 миллиметров, и этот показатель действительно самый большой из всех известных мировых аналогов.

Царь-пушка - и как орудие, и как музейный экспонат под открытым небом, и как визитная карточка Белокаменной в ряду других исторических памятников – весьма оригинальна. С одной стороны, она представляет собой образец крупнейшего средневекового орудия, а с другой - ярчайший пример «гигантизма» XIX века. Интригует и происхождение названия самобытной достопримечательности, не разгаданное учеными до сих пор. Одни предполагают, будто оно связано с тем, что на пушке изображен один из русских самодержцев. Другие же считают, что название обусловлено исключительно внушительными размерами этого орудия.

Как бы там ни было, мало найдется иностранных туристов, которые, приехав в Москву, не захотели бы взглянуть на это чудо бутафории. Кроме того, что Царь-пушка является самым крупнокалиберным орудием в мире, она имеет в длину 5,34 метра и весит порядка 40 тонн. Этих показателей оказалось достаточно, чтобы включить величественную московскую красавицу в Книгу рекордов Гиннесса. И как после этого можно пройти мимо такой уникальной достопримечательности, не потрогать ее своими руками и не сфотографироваться на ее фоне?

История Царь-пушки

В 1586 году по Москве распространилось тревожное известие о том, что в город движется со своей ордой крымский хан Ислям II Герай, поэтому необходимо было создать орудие для обороны Кремля, и эту задачу поручили русскому мастеру Андрею Чохову. В том же году громадная пушка была отлита на пушечном дворе. Ее установили прямо на Красной площади, около так называемого Лобного места. В качестве основания использовали бревенчатый раскат (настил). Перед этим пришлось задействовать 200 лошадей, которые тащили орудие по бревнам, с каждой стороны было предусмотрено по 4 скобы для крепления канатов. Через некоторое время бревенчатый настил заменили каменным.

Польский гусар Самуил Мацкевич вспоминал по этому поводу, что «в русской столице лежит огромное орудие настолько большое», что солдаты Речи Посполитой во время дождя могут прятаться «внутри его».


Между тем, крымский хан до Москвы не дошел, поэтому никому так и не довелось увидеть, как стреляет уникальное орудие. В XVIII веке пушку переместили в столичный Кремль, и с тех пор она находится там, в самом сердце первопрестольной. Сначала орудие поставили во дворе Арсенала, построенном Петром I в качестве Цейхгауза – хранилища для старинных и трофейных образцов оружия. Впоследствии Царь-пушка «охраняла» главные ворота Арсенала.

В 1835 году ее, равно как и другие вековые орудия, разместили вдоль Оружейной палаты. Она была воздвигнута на новый чугунный лафет, изготовленный по эскизам академика А. П. Брюллова. В 60-е годы прошлого столетия Царь-пушка справила очередное «новоселье»: ее поместили на то место, где она находится и поныне.

Несмотря на сохранившееся свидетельство, что государь Федор I Иоаннович отдал приказ изготовить такое большое орудие к встрече войск крымского хана, многие исследователи считают, что на самом деле Царь-пушка должна была всего лишь производить на иностранцев «пугающее» впечатление своим внушительным видом. Писатель Альберт Валентинов, например, утверждал, что сам мастер, Андрей Чохов, изначально знал, что его огромное неповоротливое детище стрелять не будет. Даже если допустить, рассуждал дальше писатель, что огромное количество пороха, которое необходимо для выталкивания двухтонного ядра, не разнесет ствол вдребезги, представить себе Царь-пушку в бою просто невозможно. Ведь ее из-за такого большого веса перетащить с одной позиции на другую оказалось бы практически неразрешимой проблемой. Валентинов также утверждал, что литейщик ставил перед собой, прежде всего, цель показать возможности русской оружейной промышленности, а сама пушка должна была стать символом могущества России перед лицом возможных врагов. Логика Чохова, по его мнению, была проста и должна была убедить всех иностранцев: если русские мастера смогли создать такую большую пушку, орудия меньших размеров им уж тем более под силу.

С мнением писателя перекликаются оценки и многих узкопрофильных специалистов-оружейников. Так, один из них, Александр Широкорад, в своем труде «Чудо-оружие Российской империи» утверждает, что по стоимости затрат вместо этой пушки можно было бы изготовить с два десятка небольшого размера дробовиков, на заряжание которых ушло бы всего 1-2 минуты. В то время как на заряжание нашей могучей красавицы пришлось бы потратить целые сутки. Широкорад в связи с этим задается риторическим вопросом, цитата: «Каким местом думали наши военные, записавшие Царь-пушку в дробовики?..»

Казалось бы, оценки специалистов, подкрепленные простой логикой и железными аргументами, должны были поставить точку в дискуссии о том, являлась ли миссия этого орудия военной или, наоборот, только пропагандистской? Однако последующие исследования не подтвердили версию, что Царь-пушку отлили только для того, чтобы она пугала иностранцев своим устрашающим видом. Как оказалось, она действительно по типу относится к бомбардам – осадным орудиям большого калибра с небольшим удлинением ствола, предназначенным для стрельбы 800-килограммовыми каменными ядрами.

Когда в 1941 году немцы наступали под Москвой, Царь-пушку всерьез планировали использовать для защиты столицы от неприятеля.

В 1980 году пушку отправили на ремонт в Серпухов. Одновременно ее обследовали специалисты Артиллерийской академии имени Дзержинского. Они подтвердили, что строение ствола четко указывает на то, что это классическая бомбарда, предназначенная для стрельбы именно каменными ядрами, то есть «дробом». Они классифицировали ее как орудие навесного огня, в перевозке которого с места на место не было никакой нужды - такие орудия просто вкапывали в землю.

Другие исследователи не сомневаются в том, что из Царь-пушки, как минимум один раз, но все же стреляли. Другие возражают: в камере ствола остались приливы бронзы, которых после стрельбы там не должно было оказаться. Свою позицию последние подкрепляют тем, что орудие запального отверстия не имеет, и это обстоятельство стрельбу из нее делает невозможным априори.

Как выглядит Царь-пушка?

Независимо от того, могла ли Царь-пушка быть использованной для обороны Кремля или у нее стопроцентно «декоративное» предназначение, она имела и имеет парадный и величественный вид. Отлитая из бронзы, красавица-пушка торжественно, даже несколько гордо возвышается на чугунном лафете, которому уже почти два столетия. Рядом с ней находятся отлитые еще в 1834 году ядра из того же материала, каждое из которых весит 1,97 тонны. Стрелять такими ядрами, понятное дело, орудие не может.

Оказавшись с правой стороны Царь-пушки, вы увидите изображение государя-самодержца Федора I Иоанновича, известного также по имени Феодор Блаженный, восседающего на коне. На голове у него – корона, в руках - скипетр. Кто не очень знаком с историей, сможет прочитать рядом, кто именно здесь изображен.

Царь-пушка на фото

Считается, и об этом мы сказали в самом начале, что свое название - Царь-пушка - орудие получило благодаря этому изображению. Ведь Федор Иванович был не только Великим князем Московским, но и царем всея Руси. Впрочем, на этот счет, как и относительно других моментов, связанных с историей достопримечательности, есть альтернативное мнение: название орудие получило благодаря габаритам, которые действительно делают его «царем» среди всех обычных пушек.

Теперь переместился на противоположную сторону ствола, которая обращена к другой знаменитой достопримечательности - Царь-колоколу. На ней мы можем увидеть надпись о том, что пушка была отлита в «преименитом царственном граде Москве в лето 7094 в третье лето государства его», и что отливал пушку «пушечный литец Ондрей Чохов». Но почему указан такой год, вызывающий ассоциации с византийским летоисчислением, восходящим, в свою очередь, к ветхозаветному? Дело в том, что в XVI веке летоисчисление в России, как и в Византии, велось с «сотворения мира». Считать годы от Рождества Христова, как мы сегодня привыкли, на Руси стали в конце XVII века, по указанию Петра Великого.

И, конечно, не обойдем вниманием ствол орудия, декорированный красивейшим орнаментом. О лафете же, который отливали по чертежам Питера Яна де Вите, скажем отдельно. Литейщики покрыли это 15-тонное сооружение весьма оригинальным переплетением растений, среди которых находится изображение борющегося со змеей льва, что имеет символическое значение. По общему мнению, царя зверей поместили сюда не случайно, а для того, чтобы подчеркнуть особый статус Царь-пушки. «Растительная» тема продолжена на спицах больших колес, которые исполнены в виде переплетающихся между собой листьев.

До наших дней дошло предание, согласно которому Царь-пушка все-таки выстрелила. И случилось это всего один раз, при Лжедмитрии I. Когда этого самозваного правителя разоблачили, он пытался спешно покинуть столицу. По дороге его настиг вооруженный отряд. Солдаты жестоко убили самозванца, но после того, как тело было погребено, его на следующий день… обнаружили около богадельни. Удивлению москвичей не было предела, однако не оставлять же труп не погребенным. Вторично его закопали в другом месте, на еще большую глубину. А вот когда тело Лжедмитрия явилось взору вновь, люди всерьез забеспокоились. Пошла молва, что самозванца даже земля не принимает. И было принято решение сжечь тело, после чего в пепел намешали порох и выстрелили из Царь-пушки в направлении Речи Посполитой, откуда, собственно, и пришел Лжедмитрий. Конечно, это только легенда, однако кто знает - вдруг что-то подобное все же произошло? Ведь не зря говорят в народе, что дыма без огня не бывает.

И еще интересный факт. Оказывается, на том месте, где величественно «позирует» перед посетителями Царь-пушка, ранее находился обыкновенный кабак, в котором любил пропускать рюмку-другую самый разнообразный люд.

Царь-пушка и ее копии

Одна из самых известных копий легендарного орудия находится в Донецке. Для столицы Донбасса ее отливали специально по заказу правительства Москвы на предприятии ОАО «Ижсталь» (Удмуртия). По массе «клон» даже превосходит оригинал, он весит 42 тонны, из которых в общей сложности 3 тонны приходится на оба колеса. Вес ядра – 1,2 тонны, а диаметр ствола составляет 89 см.


Донецкая Царь-пушка, отлитая, в отличие от московской, из чугуна, была установлена перед зданием мэрии в мае 2001 года. Для того чтобы приблизить внешний облик к оригиналу, ствол покрыли специальной краской, имитирующей средневековую бронзу. Изготовление дубликата заняло почти три месяца, будучи разделенным на два этапа. Сначала изготовили форму для отливки, а затем она была залита чугуном. Все художественные элементы, а их 24 (голова льва, узоры на стволе, изображение царя Федора и многие другие) изготовлены донецкими краснодеревщиками Виталием Антоненко и Михаилом Березовским.

Еще одна известная копия Царь-пушки находится в столице Республики Марий Эл Йошкар-Оле. Она установлена у входа в Национальную художественную галерею, что на площади Оболенского-Ноготкова. Марийскую копию специально отливали на судостроительно-судоремонтном заводе имени С. Н. Бутякова.

Не менее знаменита пермская модель Царь-пушки. Она же самая молодая из всех, ее изготовили в Мотовилихинском чугунопушечном заводе еще в 1868 году, причем в натуральную величину. В отличие от «старшей сестры» в Москве, пермская 20-дюймовая модель успешно прошла, что называется, испытание боем. Из нее при испытаниях было произведено 314 выстрелов, и не только обычными ядрами, но и бомбами разных систем.

Во время Всемирной выставки 1873 года в Вене пермская пушка была установлена перед павильоном России. После выставки ее должны были транспортировать в Кронштадт, для нее даже изготовили специальный лафет. Планировалось, что орудие будет служить для обороны Санкт-Петербурга со стороны моря. Однако этого гиганта вернули обратно в Пермь. Дело в том, что к тому моменту он технически устарел. На смену ему пришли более легкие орудия из высокопрочной пушечной стали, технология получения которой была разработана златоустовским инженером-изобретателем Павлом Матвеевичем Обуховым, открывшим завод в городе на Неве. Пермскую же Царь-пушку, как и московскую, сохранили в роли памятника.

Как добраться

Царь-пушка относится к самым известным достопримечательностям Москвы, расположенным в сердце города, поэтому найти ее очень просто.

Воспользовавшись метрополитеном, доезжаете до станции «Александровский сад» и выходите непосредственно в этот парк, расположенный с северо-западной стороны от стен Кремля. Здесь же, у станции подземки, находятся билетные кассы в Кремль. Купив билет, поднимайтесь в Кутафью башню и, пройдя по мосту и минуя Троицкую башню, окажетесь непосредственно на территории Кремля.

Далее идете в направлении Сенатской площади и поворачиваете направо, после чего доходите до колокольни Ивана Великого, рядом с которой и находится уникальное, безмолвное в своем величии старинное орудие – ее величество Царь-пушка.

7 января 1598 года в Московском Кремле скончался раб Божий Федор Иоанович, Великий Князь Московский и Царь Всея Руси. За время правления последнего из прямых Рюриковичей знаменательных событий произошло не мало. Были основаны города: Самара, Саратов, Царицын (Волгоград), Воронеж, Архангельск, Тобольск, Сургут - закреплены новые рубежи активно растущего Государства Российского.

Завершена очередная Русско-Шведская война и России по итогам которой возвращен выход в Балтийское море по линии Копорье-Ям… Не мало получается достойных дел, но запомнился царь Федор не этим… Главная память о нем и сейчас стоит на Ивановской площади Московского Кремля, и имя ей - Царь-Пушка!

История

Не так много времени прошло со дня кончины Ивана Грозного, еще не осела пыль поднятая копытами коней опричников, а в Москве было создано самое большое в мире артиллерийское орудие, остающимся таковым до сегодняшнего дня. Пусть не по величине, но по калибру ствола - точно.

В 1586 году по высочайшему повелению начались работы по созданию грандиозной пушки. Историки до сих пор бьются над причиной такого необычного шага, но большая часть склоняется к мнению, что орудие создавалось для произведения внешнего эффекта на иностранных послов. Мол, смотрите, на что мы способны. Жахнем так, что мало не покажется!

Если более серьезно, то пушка была призвана засвидетельствовать рост мощи Государства Российского, как промышленной, так и военной. И, конечно, возвеличивала властвующего Государя! (а был Федор Иоанович по свидетельствам современников весьма неказист физически и нраву кроткого).

Производством руководил литейных дел Мастер Андрей Чохов.

Андрей Чохов (1545 - 1629) - знаменитый русский литейщик, создатель большого количества пушек и церковных колоколов. Одним из сохранившихся примеров уникальности творчества являются осадные пищали Чохова. Ученики продолжили и развили традиции мастера (в частности Алексей Никифоров).

Работы по отливке проводились на московском Пушечном дворе (ныне район Лубянской площади) в течении нескольких месяцев. Основным материалом для производства была бронза. По технологии производства орудие вполне соответствовало принятым на тот период времени стандартам. Только больше…гораздо больше!

Готовое сверхорудие с помощью двухсот лошадей приволокли на Красную Площадь Кремля для демонстрации государю. Ствол пушки был искусно украшен изображением Федора Иоанновича при всех царских регалиях и верхом на коне. Кроме того, узоры идут по всей окружности ствола в виде вязи. Стреляла ли гигантская пушка при демонстрации - свидетельств не сохранилось, а, учитывая, кроткий нрав царя Федора - скорей всего нет.

На стволе также имеются посвящение царице Ирине Федоровне Годуновой (супруге царя Федора) и упоминание о том, что делал монстра «литец Чохов».
По одной из версий в связи с наличием изображения царя пушку так и нарекли - «Царь-Пушка».

По второй версии название связано прежде всего с размерами произведения пушечных мастеров и литейщиков средневековой Руси.
Другим названием орудия было «Дробовик», так как предназначалась оно для стрельбы мелкими снарядами – «дробом» (каменная или металлическая некалиброванная картечь).


Налюбовавшись вдоволь, пушку водрузили на деревянный раскат (лафет) и поставили на боевое дежурство у стен Кремля (напротив современного ГУМа). Там она и стояла почти целый век! Разок попытались применить орудие против наскочивших татар хана Казы - Гирея, но те не рискнули приблизиться на расстояние эффективной стрельбы и выстрел сорвался.

Впоследствии, уже при Петре Алекесеевиче Романове в 1706 году, собравшись с силами, пушку отволокли во двор кремлевского Арсенала. И долгое время всей страной восхищались мастерством оружейников и поражались размерам, а также демонстрировали заморским гостям.

В 1835 году для пушки был отлит новый чугунный лафет (проект академика А.П. Брюллова) и декоративные ядра весом приблизительно по 2 тонны каждое. Перекатили её тогда к Оружейной палате, где были выставлены на обозрение и другие образцы орудий.

В 60х годах ХХ века Царь-пушку наконец водрузили на то, место, где она по сей день и стоит, у колокольни Ивана Великого. Или не совсем то, так как уже в 70х орудие отправляли на реставрацию в Серпухов, где снабдили новым декоративным лафетом и возвратили на место в 1980 году.

Особенности устройства и применения

Если говорить о Царь-пушке языком оружейников, то это, прежде всего боевое орудие, типа бомбарды, предназначавшееся для стрельбы по настильной или навесной траектории. Зарядом служил мелкий «дроб» общим весом до 800 килограмм. Запального отверстия не имеет, хотя и имеется площадка для него. Выстрел мог производиться только при запале со стороны ствола, для этого со стороны дульного среза в пороховую камеру вводился запальный шнур.

Общий вес артиллерийского динозавра составляет около 39 тонн 312 кг, длина ствола 5 метров 34 сантиметра, калибра ствола - 890 миллиметров.

Есть несколько мнений, стреляла ли Царь-пушка за свою многовековую историю. При проведении реставрационных работ в Серпухове по царапинам эксперты Артиллерийской академии имени Ф.Э. Дзержинского сделали вывод, что из пушки палили как минимум один раз.

У историка Л.Н. Гумилева есть упоминание, что прах Лжедмитрия I развеяли посредством выстрела из легендарного орудия.


Однако, существуют сторонники и версии о том, что из пушки ни разу не выстрелили. В качестве доказательства указываются неповрежденные следы отливки внутри ствола.

О рекордах

Царь-Пушка занимает почетное место среди всемирных рекордсменов в Книге Гиннесса, как орудие самого большого калибра (890мм).

Семья царь-пушек

В 2001 году в городе оружейников Ижевске по заказу Правительства Российской Федерации были изготовлены две копии символа артиллерийской доблести с практически точным соблюдением основных параметров. Один экземпляр торжественно подарили тогда украинскому городу Донецку, где установили возле здания мэрии.

Вторая реплика украшает собой территорию завода «ОАО Ижсталь» в Ижевске.


В Йошкар-Оле на площади Оболенского-Ноготкова стоит относительно небольшая копия (вес - 12 тонн). Также оформление орудия не соответствует оригиналу, нет ряда узоров на стволе, другие изменены, декоративные ядра тоже значительно меньше оригинальных. Пушка была пригодна для стрельбы, поэтому ствол законопатили специальным ядром.

Но самая интересная «царь-пушка» находится в музее под открытым небом «Мотовилихинского завода» в городе Перми. Настоящая боевая корабельная мортира, созданная в 1868 году для обороны Санкт - Петербурга с фортов Кронштадта.

Вес орудия с лафетом 144 (!) тонны, калибр 508 мм.

Успешно пройдя артиллерийские испытание орудие так и не заступило на боевое дежурство - за время испытаний и демонстрации в 1873 году в Вене, успело технически устареть после создания Круппом затвора для заряжения орудий с казенной части. По указу царя Александра II пушку сохранили, как музейный экспонат.

Заключение

Для чего именно была создана Царь-пушка, в наше время особого значения не имеет. Главное - она является красноречивым символом многовековой военной и промышленной мощи России, бронзовым воплощение боевого духа русского народа!

Видео

Царь-пушка - памятник древней артиллерии и литейного искусства XVI века. Отлита из бронзы в 1586 году на Московском Пушечном дворе выдающимся пушечным и колокольным мастером Андреем Чоховым.

Царь-пушка расположена около колокольни «Иван Великий» неподалеку от .

Описание пушки

Царь-пушка - самое большое по калибру орудие в мире. Ствол пушки отлит из бронзы в 1586 году. Вес пушки - 2400 пудов (39,5 тонны). Длина ствола - 5,34 м. Диаметр ствола - 120 см, калибр - 890 мм. Лафет отлит из чугуна и раскрашен под бронзу (первоначальный лафет был деревянным). Вес лафета - 34,5 тонны. Перед пушкой выложены пирамидой четыре огромных пустотелых чугунных ядра (декоративных), отлитых в XIX веке в . Вес каждого ядра около 1 тонны.

Царь-пушка имеет своеобразную конструкцию, по устройству канала ствола она близка к мортирам. По конструкции ствола можно предположить, что пушка предназначалась для стрельбы картечью, для которой в то время применялись мелкие камни. Канал ствола делится на две части - цилиндрический ствол («котел») для снаряда и казенную часть для заряда (пороховую камору). Исследования ученых указывают на то, что Царь-пушка была предназначена для стрельбы, а не только для устрашения неприятеля. Но сведений, что из Царь-пушки когда-либо стреляли, не сохранилось.

На пушке присутствуют изображения и надписи, которые трудно рассмотреть с земли. С правой стороны дульной части, ближе к дульному срезу - изображение царя в царском венце верхом на коне, в воинском уборе и со скипетром в руке. Изображение сопровождено надписью: «Божию милостию царь и великий князь Федор Иоаннович государь и самодержец». Рядом другая надпись, относящаяся к заказчику орудия: «Повелением благоверного и христолюбивого царя и великого князя Федора Иоанновича государя самодержца всея великия при его благочестивой и христолюбивой царице великой княгине Ирине». Надпись ближе к центральной части ствола гласит: «Слита бысть сия пушка в преименитом граде лета 7094, в третье лето государства его. Делал пушку пушечный литец Ондрей Чохов». Данная надпись указывает на то, что пушка отлита в 7094 году от Сотворения Мира (в 1586 году от Рождества Христова) в третий год правления Федора Ивановича пушечным мастером Андреем Чоховым.

История Царь-пушки

Существует две версии происхождения названия Царь-пушки. По одной из них название связано с изображением на ее стволе царя . Другая версия связывает название пушки с ее огромными размерами, в свое время она являлась самой большой пушкой в мире.

Царь-пушка была отлита в 1586 году литейщиками Пушечного двора, располагавшегося на берегу реки Неглинной, под руководством Андрея Чохова. Автором идеи был , шурин царя Федора Ивановича. По замыслу Бориса Годунова пушка была установлена на Красной площади перед , рядом с Лобным местом. Она была поставлена на деревянный лафет. Установленная здесь грандиозная по своим размерам пушка играла важную роль. Она усиливала значение трибуны, с которой цари обращались к народу и откуда читались царские указы. Вместе с тем, она служила демонстрацией военной мощи русского государства и символически охраняла Покровский собор и .

Нет достоверных сведений о том, где находилась Царь-пушка в течение всего XVII века. Предположительно, она была где-то на задворках Кремля, куда после воцарения династии Романовых старались убрать все, что напоминало о Борисе Годунове. В начале 1700-х гг. пушка была установлена во дворе Арсенала среди других исторических орудий.

В 1812 году половина здания Арсенала была взорвана французами. Деревянный лафет Царь-пушки сгорел в пожаре.

В 1835 году, при императоре , на судостроительном заводе Берда в Санкт-Петербурге для Царь-пушки был специально отлит лафет из чугуна, украшенный львиной головой и орнаментом. Эскизы лафета были сделаны Александром Брюлловым, братом знаменитого живописца Карла Брюллова, а чертежи окончательно доработаны генерал-майором де Витте. Царь-пушка была установлена на новый лафет и переставлена на новое место - около Кремлевских казарм. Царь-пушка и самое длинное кремлевское орудие «Единорог» заняли видное место на углу Сенатской площади, в северо-восточной части Кремля.