Образовательный портал - Kurokt

Детство. Отрочество. Юность характеристика образа Иртеньева Николеньки (Николая Петровича). Николенька Иртеньев – характеристика Краткая характеристика николеньки

Николай Петрович является ключевым персонажем повествования Льва Николаевича Толстого. Ему недавно исполнилось десять лет, и он живет в дворянской семье.

Он обладает веселым и оптимистичным нравом, а его воспитанием занимаются родители и участливая нянечка Наталья Савишна, а порой к нему на занятия приходит Карл Иванович. Паренек позитивно смотрит на вещи и старается найти положительные моменты во всем, что с ним происходит.

Мальчик очень любит занятия, проводимые Карлом Ивановичем, поэтому всегда к ним готовиться и с нетерпением ждет очередного раза.

Кроме того, Коля очень сильно любит родителей и испытывает искреннюю гордость за них. Он считает их самыми добрыми и заботливыми людьми, способными о нем позаботиться.

Мама для него источник всех прекрасных благ, когда он только думает о ней, то на ее лице появляется широкая улыбка, а в голове он слышит ее звонкий и прекрасный голос. Автор сравнивает его большую любовь, с любовью ко Всевышнему. Она для него настоящий небожитель, способный решить все его проблемы, помочь в любой трудной ситуации и изменить свое отношение к происходящим вокруг вещам.

В жизни Коленьки особую роль играют отношения с окружающими его людьми. Доброжелательный склад характера заставляет его обращать особое внимание на соседских детей, с которыми он проводит достаточно много времени. Он любит общаться с людьми и находит в этом особое удовольствие, чем и занимается в свободное время.

Так он с особым сочувствием относится к Иленьку Грапу, который является достаточно болезненным ребенком и требует особого внимания и защиты. Так же он быстро знакомится с Екатериной в деревне, а после с Сонечкой в городе, каждую из которых он считает девочками привлекательными и тех, кого он будет любить. Но он также быстро переключается.

Он отлично и легко знакомится с новыми детьми, но несмотря на широкое сердце и доверчивость, он быстро научился различать обман и ложь, которую он не переносит на дух. По неизвестным причинам, он быстро научился распознавать обман.

Его радужное детство проходит в деревне, а потом они вместе с родителями переезжают в Москву, где начинается новый промежуток его жизни.

2 вариант

Основным героем повести Л. Н. Толстого «Детство» является Николенька Игнатьев. Данный персонаж – прототип самого автора.

Коля 10-летний мальчик, живущий в дворянской семье. Это веселый, добрый ребенок с хорошим воспитанием, которым занимаются его родители и ответственная нянечка Наталья Савишна. Николенька склонен к учебе – он успешно занимается с частным учителем Карлом Ивановичем, уроки с которым для ребенка всегда в радость.

Любовь к маме и папе у Николеньки безгранична. Он гордится ими. Для мальчика они ассоциируются с добротой и заботой. Даже при одном воспоминании о маме ребенок расплывается в широкой улыбке. Он всем сердцем верит в Бога и в любой сложной ситуации рассчитывает на его помощь.

Отношения главного героя с окружающим миром немаловажны в повести. Николенька доброжелательно относится к соседским детям, с которыми проводит достаточно много времени. Он общителен и в свободное время всегда с удовольствием что-либо рассказывает сверстникам. Он легко идет на контакт в деревне и городе. У Коли прекрасно получается общаться с девочками - он в них видит потенциальных невест.

Доброта Николеньки проявляется в отношении к сильно болезненному ребенку Иленьки Грапу, нуждающемуся в пристальном внимании и защите. Он с легкостью знакомится с новыми детьми, но ко всем относится с некоторой настороженностью, так как хорошо чувствует, когда его обманывают и это ему очень не нравится. Не понятно как Николеньке в достаточно юном возрасте подвластно уличать окружающих во лжи.

Характер главного героя противоречив. С одной стороны, он беззаботно общается со всеми, а с другой - внимательно наблюдает за происходящим вокруг. Ребенок в 10-летнем возрасте способен анализировать все происходящее вокруг. Николенька, не смотря на свою детскость, делает правильные выводы, остро чувствуя фальшь и обман.

Детство мальчика проходит в деревне, а потом он вместе с родителями переезжает в Москву, где жизнь его кардинально меняется.

Повесть начинается с того, что Николенька пробуждается и сразу же задумывается над тем, как так происходит, что он каждое утро просыпается. Автор раскрывает душевную суть мальчика. Читатель наблюдает за взрослением главного персонажа повести, анализирует его поступки и окружающих мальчика людей, учится распознавать лживые поступки и не опасаться воспринимать все реалии жизни, с какими приходится встречаться на жизненном пути.

В повести описаны детские переживания Николеньки, возникающие на фоне сильного воображения. Мальчик живет в своем вымышленном мире, где все неурядицы реальной жизни гасились посредством вымышленных подвигов и геройства.

Сочинение Николенька Иртеньев

История Николеньки в повести "Детство" начинается тем, что мальчик просыпается из-за совершенно безобидной ситуации. Учитель Карл Иваныч случайно разбудил мальчика, ударив над его головой по мухе хлопушкой. Но вышло это не так удачно, как задумывалось, и муха упала мальку прямо на лицо.

Сложившая ситуация возмутила Николеньку. Он начинает любознательно выяснять, почему же так поступил Карл Иваныч и как ему самому к этому относиться. Николенька начинает считать, что Карл Иваныч способен только на того, что причинить неприятности мальчику, что учитель - «противный человек». Но спустя пару минут, когда старик подходит к кровати мальчика, говорит ему добрые слова и начинает щекотать, тогда всё встаёт на свои места, и он вновь испытывает любовь и теплоту к учителю, которого тотчас ненавидел.

Лев Николаевич Толстой описывает главного героя как некрасивого десятилетнего мальчика, у которого маленькие глаза, и большие нос с губами. Николенька и сам переживает, из-за своей неудачной внешности. Несмотря на описанную внешность, внутренне мальчик представляется очень добрым, чутким и воспитанным. Он любит и гордится своими родителями, потому как сам окружен их любовью. Но считает, что его мать не счастлива с отцом, но он молчит об этом. Ему кажется, что отец должен больше ценить и понимать маму.

Все события мальчик принимает близко к сердцу и надолго сохраняет в памяти. Он, как и все дети, играет и озорничает, но при совершении какого-нибудь неправильного поступка, он искренне раскаивается и сильно переживает, что не так свойственно его сверстникам. Впечатлительный мальчик очень много времени посещает размышлениям в своей голове и самоанализу, он очень хорошо чувствует фальшь и обман.

Детство Николеньки заканчивается потерей самого близкого и любимого человека, мамы. Взросление происходит в мыслях, что жизнь не как безоблачна, как ему казалось раньше. Его сильной привязанности к тем, с кем он до сих пор общался, становится мало и все вокруг кажется ему чужим.

Несколько интересных сочинений

  • Анализ рассказа Тэффи Дураки

    Это интересный рассказ – рассуждение. И немного психологический портрет типа людей. Просто – дураков. Автор говорит, что дураки – вовсе не такие, к которым мы привыкли. Не умственно отсталые!

  • Образ и характеристика Тушина в романе Война и мир Толстого сочинение

    Тушин – далеко не самый главный герой романа «Война и мир», а скорее, так, маленький человек. Но когда дело доходит до боя, он превращается в отважного титана.

  • В войне победить врага, превосходящего численностью можно, но если в строю есть солдаты, отважные патриоты, любящую свою землю, одним словом – герои. Такая армия будет неуязвимой для врага. Но все равно, какая сила духа было проявлена теми

  • Сочинение Письмо учителю

    Здравствуйте дорогая Мария Сергеевна! В первых строчках своего письма, хочу поблагодарить Вас, за тот труд, веру в нас и терпение, заботу и внимание, которое было вложено за все эти годы.

  • Хозяева жизни и жертвы в пьесе Гроза Островского сочинение

    Пьеса начинается с описания города Калинова, который критики прозвали тёмный мир. Сам город является, вымышленным и находится на берегу Волги. Несмотря на прекрасные и живописные пейзажи города

Со смертью матери для Николеньки окончилась счастливая пора детства. «Ах, милая, милая мамаша, как я тебя люблю...» И мать очень нежно любила сына. Он вспоминает ее любовь и нежность. В комнате полутемно. Он просыпается, мать ласкает его, щекочет. Он слышит ее запах, ее голос. Все это заставляет Николеньку вскочить, обнять мать, прижаться к ней. Своих родителей мальчик очень любил. Встанет, бывало, перед иконами и говорит: «Спаси, Господи, папеньку и маменьку». Но часто Николенька не понимал и побаивался своего отца. Петр Александрович Иртеньев мало интересовался сыном, поэтому мальчик не мог поговорить с ним по душам. Но сердце его переполнялось нежностью, когда он думал о своем учителе Карле Ивановиче. Он жалел старого учителя, когда Петр Александрович хотел рассчитать его. В отличие от отца мальчик понимал, что Карлу Ивановичу, который много лет прожил в их доме, некуда деться. Николенька думал: «Дай Бог ему счастия, дай мне возможность помочь ему, облегчить его горе; я всем готов для него пожертвовать».

Был в семье Иртеньевых человек, который любил Николеньку и желал ему только добра. Он же еще не понимал, что относится к Наталье Саввишне недостойно. Мысли и чувства Николеньки, которого Наталья Саввишна наказала за испачканную скатерть, проникнуты барским высокомерием. «Как! Наталья Саввишна, просто Наталья, говорит мне ты, и еще бьет меня по лицу мокрой скатертью, как дворового мальчишку!..» Однако это была мимолетная вспышка гнева. Мальчик относится к ней с нежностью, и когда она умирает, он приходит к ней на могилу и кладет земной поклон. А неподалеку — могила матери. И Николенька думает об этих женщинах: «...неужели провидение для того только соединило меня с этими двумя существами, чтобы вечно заставить сожалеть о них?..» Материал с сайта

Николенька очень привязался к своему сверстнику Сереже Ивлеву. Однако он стеснялся выразить свои чувства: «...мне иногда очень хотелось взять его за руку, сказать, как я рад его видеть, но не смел даже назвать его Сережа, а непременно Сергей: так уж было заведено у нас». Однако скоро Николенька понял, что этот мальчик недостоин его любви. Это произошло после того, как ребята во главе с Сережей жестоко обошлись с Иленькой Грапом — сыном бедного иностранца. Это был тихий, добрый, услужливый мальчик. После издевательств над Грапом Николенька корил себя за то, что смалодушничал, желая понравиться Сереже, и не заступился за Иленьку.

Только уже в зрелом возрасте, вспоминая счастливые дни детства, Николай Иртеньев с сожалением думает: «Мы лишали себя чистых наслаждений нежной детской привязанности по одному только странному желанию подражать большим».

Каким станет Николенька? Не зная дальнейшей истории его жизни, можно сказать, что это будет человек порядочный, человек чести, с чувством собственного достоинства, умеющий сострадать и сопереживать.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • детство толстой характеристика николенька
  • sochinenie na temu obraz nikolenko irteneva
  • николенька иртеньев википедия
  • Толстой детство рассказ про Николеньку
  • николенька не любил предмет

Ответы (2 )

    Иртеньев Николенька (Николай Петрович) - главный герой, от лица которого ведется повествование. Дворянин, граф. Из знатной аристократической фамилии. Образ автобиографичен. В трилогии показывается процесс внутреннего роста и становления личности Н., его взаимоотношения с окружающими людьми и миром, процесс постижения действительности и самого себя, поиск душевного равновесия и смысла жизни. Н. предстает перед читателем через свое восприятие разных людей, с которыми так или иначе сталкивает его жизнь.

    "Детство". В повести Н. десять лет. Среди его доминирующих черт - застенчивость, доставляющая герою множество страданий, желание быть любимым и самоанализ. Герой знает, что внешностью он не блещет и на него даже находят минуты отчаяния: ему кажется, "что нет счастия на земле для человека с таким широким носом, толстыми губами и маленькими серыми глазами". Знакомство с героем происходит в момент его пробуждения, когда его будит гувернер Карл Иваныч. Уже здесь, в первой сцене повести, проявляется одна из главных черт толстовского письма - психологический анализ, знаменитая "диалектика души", о которой написал в статье, посвященной трилогии и военным рассказам Толстого, Н. Г. Чернышевский и которая получит развитие в будущих его сочинениях. В повести происходит несколько больших (смерть матери, переезд в Москву и в деревню) и малых (день рождения бабушки, гости, игры, первые любовные и дружеские увлечения и пр.) событий, благодаря которым писателю удается глубже заглянуть в душу героя.

    Николенька Иртеньев производит впечатление веселого, доброго, воспитанного мальчика. Таких много вокруг. О доброте мальчика можно судить уже по отношению его к своей матери. Разве может черствый человек, злой, эгоист так страстно признаваться матери в любви? А Николенька мог. Мог "обвить руками ее шею, прижать голову к ее груди и, задыхаясь, сказать: "Ах, милая, милая мамаша, как я тебя люблю!" А как горько плачет мальчик, на миг представив, что мать может покинуть его. Он тогда долго, долго читает молитвы и просит Бога: "Спаси, Господи, папеньку и маменьку". Добрый характер мальчика проявляется и во время игр с другими детьми. Правда, там свое сочувствие к слабому и болезненному Иленьке Грапу он все время старается подавить, чтобы быть похожим на своего кумира - Сережу Ивина. Но мы все равно замечаем это сочувствие. Николеньку Иртеньева нельзя назвать мальчиком незаурядным. Его поведение ничем не отличается от такового его сверстников. Наоборот, он похож на многих мальчиков его возраста. Он способен в порыве гнева обидеть дорогого человека, может пролить за столом квас, очень любит мечтать, и притом вслух… Но обида у него не оборачивается злобой, грубость тут же сменяется лаской. И он наивно мечтает о том, что ему кажется хорошим: "когда я буду генералом, я женюсь на чудесной красавице, куплю себе рыжую лошадь, построю стеклянный дом и выпишу родных Карла Иваныча из Саксонии".

» – натура своеобразная, «оригинальная», которая своею сложностью заметно выделяется из ряда других детей и взрослых, выведенных автором в его повести.

Детство. Отрочество. Юность. Экранизация трилогии Л. Н. Толстого (1973)

Особенно бросается в глаза, когда мы знакомимся с Николенькой Иртеньевым, сознательность его жизни иредкое умение правдиво относиться к себе. В нем рано сказалась нарушенная непосредственность его детской души – и к радостям, и к печалям своим относится он не по-детски: он еще ребенок, – и то же время уже беспощадный психолог, который с болезненным любопытством копается в своей душе и в чужих душах. Эта склонность к психологическому анализу развивает в нем изумительную наблюдательность, заставляет его вдумываться во все явления жизни, разбираться в них и, чаще всего, мучиться и страдать, так как, с одной стороны, в нем нет душевной цельности, а, с другой стороны, им владеет «эготизм» – исключительный, болезненный интерес, главным образом, к своему сложному «я».

Вечно все анализируя, он наконец потерял способность воспринимать непосредственно, по-детски, впечатления бытия; занимаясь исключительно собой, подчиняя все своему «я», он, тем не менее, с большими усилиями борется против влияния среды, – вот почему он вечно находится во власти своего самолюбия, которое у него поэтому принимает болезненные формы излишней застенчивости, подозрительности, мнительности, даже зависти к другим. Вот почему он мучается, глядя на других, живущих просто, видя, что их жизнь легче им самим и всем их окружающим; он вечно терзается мыслью, что о нем скажут другие, – ему кажется, что он вечно делает промахи, что его все осуждают.

) была первой в русской литературе попыткой изобразить историю внутреннего развития ребенка, историю его души. Предметом воспроизведения в данном случае служил для себя сам автор в его прошлом, материалом для него были многочисленные воспоминания собственной детской жизни, очень ярко сохранившаяся в памяти, благодаря художественной наблюдательности Толстого . И впоследствии он проникновенно и правдиво изображал внутренние состояния других людей, натур ему совершенно чуждых, совершая так называемое чудо художественного перевоплощения, силой творческого воображения представляя себе события душевной жизни людей так, как они происходят на самом деле, со всеми характерными их деталями.

Детство. Отрочество. Юность. Экранизация трилогии Л. Н. Толстого (1973)

Героем повести «Детство» является Николенька Иртеньев – мальчик с натурой своеобразной, даровитой, недюжинной. Какие-то неясные еще для него самого силы зреют в нем, какое-то призвание ждет его, готовя ему особую судьбу. Детство такого исключительного ребенка не может проходить так, как оно проходит у детей остальных, особые свойства еще не определившейся натуры большей частью создают столкновения между ним и окружающей средой, и редко бывают счастливыми детские годы таких людей. То же мы видим и в детстве Николеньки.

Болезненно-впечатлительный, всегда погруженный в свои думы, размышления и наблюдения над окружающей жизнью, мальчик растет одиноким, самоуглубленным и тихим. Он совершенно не знает той беззаботной радости существования, тех беззаветных игр и мимолетных легких впечатлений, которыми обыкновенно полно существование жизнерадостных детей. Работа мысли началась для него с первых лет сознательной жизни, печать духовного призвания отметила его. Мальчик занят не внешним, окружающим миром, как дети, а своим внутренним мирком.

Впечатления окружающего он схватывает очень глубоко и уносит их в свой внутренний мирок и там вновь переживает, смутно вдумываясь в их смысл. Он подмечает невысказанное и невыраженное, что скрывается за словами и внешними проявлениями в отношениях отца и матери, слуг и пр. Кроме того, он отличается особенной склонностью к анализу собственных поступков, чувств и мыслей (сцена у гроба матери и др.) Все это уменьшает в нем непосредственность, детскую жизнерадостность, а также простоту и свободу в обращении с другими людьми. Николенька Иртеньев застенчив, самолюбив, скрытен, он ревниво следит за каждым своим шагом и словом, боясь сказать или сделать что-то такое, что уронит его в глазах других, приходит в отчаяние от сделанного промаха и мучительно завидует простоте, свободе и красивой ловкости других жизнерадостных и любимых всеми детей.

Склонность к анализу своих поступков усугубляется в нем еще остро развитым эстетическим чувством; у мальчика есть тонкое чувство красоты, и он тем сильней пугается тем, что кажется ему в себе некрасивым, отдаваясь в то же время беззаветному восторгу перед другими, в которых он видит черты красоты. Николенька с детства говорил, что он некрасив, а неловкость и конфузливость еще подчеркивали смешные стороны этого маленького философа, с торчащими волосами и ушами и умным взглядом глаз. Но наряду со всем этим в нем живет страстная жажда любви, потребность нежности, ласки, стремление отдаться чему-либо всей душой. В семье же царит атмосфера довольно холодная: болезненная, тихая мать мало уделяет внимания детям, отец погружен частью в дела сельского хозяйства, частью в светскую жизнь, дети предоставлены заботам учителей и слуг. Свою потребность любить Николенька переносить на приятеля, Сережу Ивина, который своей красотой, ловкостью и независимостью ласкал его эстетическое чувство и казался ему идеалом человека.

Эта история детских переживаний Николеньки показывает в нем также еще одну характерную его черту: большую силу воображения. Живущий в своем внутреннем мирке, мальчик создает себе картины воображаемой жизни, в которых все обиды и вся неудовлетворенность реальной жизни возмещались подвигами и геройством, созданными фантазией. Под влиянием перенесенных нравственных потрясений и разочарований эта способность вспыхивала в ребенке с особенной силой, и он весь отдавался картинам своего воображения, под влиянием которых радовался или плакал (например, сидя в карцере).