Образовательный портал - Kurokt

Определение что такое крестовые походы. История Крестовых походов. Кратко. От чего умирали крестоносцы

Крестовые походы – вооруженное движение народов христианского Запада на мусульманский Восток, выразившееся в целом ряде походов в продолжение двух столетий (с конца XI до конца XIII) c целью завоевания Палестины и освобождения Гроба Господня из рук неверных; оно является могущественной реакцией христианства против усилившейся в то время власти ислама (при халифах) и грандиозной попыткой не только завладеть некогда христианскими областями, но и вообще широко раздвинуть пределы господства креста, этого символа христианской идеи. Участники этих походов, крестоносцы, носили на правом плече красное изображение креста с изречением из Святого Писания (Лук. 14, 27), благодаря чему и походы получили название крестовых.

Причины крестовых походов (кратко)

Причины крестовых походов лежали в западноевропейских политических и экономических условиях того времени: борьба феодализма с возрастающей властью королей выдвинула с одной стороны ищущих независимых владений феодалов, о другой – стремление королей избавить страну от этого беспокойного элемента; горожане видели в движении в далекие страны возможность расширения рынка, а также приобретения льгот от своих ленных сеньоров, крестьяне спешили участием в крестовых походах освободиться от крепостной зависимости;папы и вообще духовенство нашли в руководящей роли, которую им предстояло играть в религиозном движении, возможность осуществления своих властолюбивых замыслов. Наконец, во Франции , разоренной 48-ю голодными годами в короткий промежуток времени с 970 по 1040 годы, сопровождаемыми моровой язвой, к вышеуказанным причинам присоединилась надежда населения найти в Палестине, этой стране, еще по ветхозаветным преданиям текущей млеком и медом, лучшие экономические условия.

Другой причиной крестовых походов была перемена положения на Востоке. Уже со времен Константина Великого , воздвигшего у Святого Гроба великолепную церковь, на Западе вошло в обычай путешествовать в Палестину, к святым местам, и халифы покровительствовали этим путешествиям, доставлявшим стране деньги и товары, позволив пилигримам построить церкви и больницу. Но когда Палестина к концу X столетия подпала под власть радикальной династии Фатимидов, начались жестокие притеснения христианских пилигримов, еще более усилившиеся после завоевания Сирии и Палестины сельджуками в 1076 году. Тревожные известия о поругании святых мест и о дурном обращении с богомольцами, вызвали в Западной Европе мысль о военном походе в Азию для освобождения Святого Гроба, вскоре приведенную в осуществление благодаря энергической деятельности папы Урбана II, созвавшего духовные соборы а Пьяченце и Клермоне (1095), на которых вопрос о походе против неверных был решен утвердительно, и тысячеголосый возглас народа, присутствовавшего на Клермонском соборе: «Deus lo volt» («Такова воля Божия») сделался лозунгом крестоносцев. Настроение в пользу движения было подготовлено во Франции красноречивыми рассказами о бедствиях христиан в Святой Земле одного из пилигримов Петра Пустынника, присутствовавшего также и на Клермонском соборе и воодушевившего собравшихся яркой картиной виденного на Востоке угнетения христиан.

Первый крестовый поход (кратко)

Выступление в Первый крестовый поход было назначено на 15 августа 1096 года, Но раньше чем приготовления к нему были окончены, толпы простого народа, под предводительством Петра Пустынника и французского рыцаря Вальтера Голяка, отправились в поход через Германию и Венгрию без денег и запасов. Предаваясь по пути грабежу и всякого рода бесчинствам, они были отчасти истреблены венграми и болгарами, отчасти достигли греческой империи. Византийский император Алексей Комнин поспешил переправить их через Босфор в Азию, где они окончательно были перебиты турками в битве при Никее (октябрь 1096 г.). За первой беспорядочной толпой последовали другие: так, 15.000 немцев и лотарингцев, под предводительством священника Готшалька, отправились через Венгрию и, занявшись в прирейнских и придунайских городах избиением евреев, подверглись истреблению со стороны венгров.

Настоящее ополчение выступило в Первый крестовый поход только осенью 1096 г., в виде 300.000 хорошо вооруженных и превосходно дисциплинированных воинов, под предводительством самых доблестных и знатных рыцарей того времени: рядом с Готфридом Бульонским, герцогом Лотарингским, главным предводителем, и его братьями Балдуином и Евстафием (Эсташем), блистали; граф Гуго Вермандуа, брат французского короля Филиппа I, герцог Роберт Нормандский (брат английского короля), граф Роберт Фландрский, Раймунд Тулузский и Стефан Шартрский, Боэмунд, князь Тарентский, Танкред Апулийский и другие. В качестве папского наместника и легата войско сопровождал епископ Адемар Монтейльский.

Участники Первого крестового похода прибыли различными путями в Константинополь, где греческий император Алексей вынудил у них ленную присягу и обещание признать его феодальным сеньором будущих завоеваний. В начале июня 1097 войско крестоносцев появилось пред Никеей, столицей сельджукского султана, и после взятия последней подвергалось чрезвычайным трудностям и лишениям. Тем не менее, им были взяты Антиохия, Эдесса (1098) и, наконец, 15-го июня 1099, Иерусалим, бывший в то время в руках египетского султана, безуспешно пытавшегося восстановить свое могущество и разбитого на голову при Аскалоне.

По окончании Первого крестового похода Готфрид Бульонский был провозглашен первым иерусалимским королем, но отказался от этого звания, называя себя лишь «защитником Гроба Господня»; в следующем году он умер, и ему наследовал брат его Балдуин I (1100–1118), завоевавший Акку, Берит (Бейрут) и Сидон. Балдуину I наследовал Балдуин II (1118–31), а последнему Фульк (1131–43), при котором королевство достигло наибольшего расширения своих пределов.

Под влиянием известия о завоевании Палестины в 1101 г. двинулось в Малую Азию новое войско крестоносцев под предводительством герцога Вельфа Баварского из Германии и два других, из Италии и Франции, составившие в общей сложности армию в 260.000 человек и истребленные сельджуками.

Второй крестовый поход (кратко)

В 1144 году Эдесса была отнята турками, после чего папа Евгений III объявил Второй крестовый поход (1147–1149), освобождая всех крестоносцев не только от их грехов, но вместе с тем и от обязанностей относительно их ленных господ. Мечтательный проповедникБернард Клервоский сумел, благодаря своему неотразимому красноречию, привлечь ко Второму крестовому походу короля французского Людовика VII и императора Конрада III Гогенштауфена. Два войска, составлявшие в общей сложности, по уверениям западных хронистов, около 140.000 латных всадников и миллион пехотинцев, выступили в 1147 г. и направились через Венгрию и Константинополь и Малую Азию, Вследствие недостатка продовольствия, болезней в войсках и после нескольких крупных поражений план отвоевания Эдессы был оставлен, а попытка нападения на Дамаск не удалась. Оба государя возвратились в свои владения, и Второй крестовый поход окончился полным неуспехом

Третий крестовый поход (кратко)

Поводом к Третьему крестовому походу (1189–1192) послужило завоевание Иерусалима 2 октября 1187 могущественным египетским султаном Саладином (см. статью Захват Иерусалима Саладином ). В этом походе участвовали три европейских государя: императорФридрих I Барбаросса , французский король Филипп II Август и английский Ричард Львиное Сердце. Первым выступил в Третий крестовый поход Фридрих, войско которого по пути возросло до 100.000 человек; он избрал путь вдоль Дуная, по дороге должен был преодолевать происки недоверчивого греческого императора Исаака Ангела, которого только взятие Адрианополя побудило дать свободный проход крестоносцам и помочь им переправиться в Малую Азию. Здесь Фридрих разбил в двух сражениях турецкие войска, но вскоре после этого утонул при переправе через реку Каликадн (Салеф). Сын его, Фридрих, повел войско далее чрез Антиохию к Акке, где нашел других крестоносцев, но вскоре умер. Город Акка в 1191 сдался на капитуляцию французскому и английскому королям, но открывшиеся между ними раздоры принудили французского короля вернуться на родину. Ричард остался продолжать Третий крестовый поход, но, отчаявшись в надежде завоевать Иерусалим, в 1192 заключил с Саладином перемирие на три года и три месяца, по которому Иерусалим остался во владении султана, а христиане получили прибрежную полосу от Тира до Яффы, а также право свободного посещения Святого Гроба.

Четвертый крестовый поход (кратко)

Четвертый крестовый поход (1202–1204) имел первоначально целью Египет, но участники его согласились оказать помощь изгнанному императору Исааку Ангелу в его стремлении снова взойти на византийский трон, что увенчалось успехом. Исаак вскоре умер, а крестоносцы, отклонившись от своей цели, продолжали войну и взяли Константинополь, после чего предводитель Четвертого крестового похода, граф Балдуин Фландрский, был избран императором новой Латинской империи, просуществовавшей, однако, только 57 лет (1204–1261).

Пятый крестовый поход (кратко)

Не принимая во внимание странного Крестового похода детей в 1212 году, вызванного желанием испытать действительность воли Божьей, Пятым крестовым походом можно назвать поход короля Андрея II Венгерского и герцога Леопольда VI Австрийского в Сирию (1217–1221). Вначале он шёл вяло, но после прибытия с Запада новых подкреплений крестоносцы двинулись в Египет и взяли ключ для доступа в эту страну с моря – город Дамиетту. Однако попытка захватить крупный египетский центр Мансуру успеха не дала. Рыцари ушли из Египта, и Пятый крестовый поход окончился восстановлением прежних границ.

Шестой крестовый поход (кратко)

Шестой крестовый поход (1228–1229) совершил германский император Фридрих II Гогенштауфен , нашедший поддержку в рыцаряхТевтонского ордена и добившийся от египетского султана аль-Камиля (угрожаемого султаном Дамасским) десятилетнего перемирия, с правом владения Иерусалимом и почти всеми землями, некогда завоеванными крестоносцами. По окончании Шестого крестового похода Фридрих II короновался иерусалимской короной. Нарушение перемирия некоторыми пилигримами повело снова к борьбе за Иерусалим и окончательной его потере в 1244 г., вследствие нападения турецкого племени хорезмийцев, вытесненного из прикаспийских областей монголами во время движения последних на Европу.

Седьмой крестовый поход (кратко)

Падение Иерусалима вызвало Седьмой крестовый поход (1248–1254) Людовика IX французского , давшего во время тяжкой болезни обет сражаться за Гроб Господень. В 1249 он осадил Дамиетту, но попал в плен вместе с большой частью своего войска. Путем очищения Дамиетты и уплаты большого выкупа Людовик получил свободу и, оставаясь в Акке, занимался обеспечением христианских владений в Палестине, пока смерть его матери Бланки (регентши Франции) не отозвала его на родину.

Восьмой крестовый поход (кратко)

Вследствие полной безрезультатности Седьмого крестового похода тот же король Франции Людовик IX Святой предпринял в 1270 годуВосьмой (и последний) крестовый поход в Тунис, якобы с намерением обратить в христианство князя этой страны, но в действительности с целью завоевать Тунис для своего брата, Карла Анжуйского. При осаде столицы Туниса Людовик Святой умер (1270) от моровой язвы, истребившей большую часть его войска.

Конец Крестовых походов

В 1286 отошла к Турции Антиохия, в 1289 г. – ливанский Триполи, а в 1291 – Акка, последнее крупное владение христиан в Палестине, после чего они вынуждены были отказаться и от остальных владений, и вся Святая Земля соединилась опять в руках магометан. Так окончились Крестовые походы, стоившие христианам стольких потерь и не достигшие первоначально намеченной цели.

Итоги и последствия крестовых походов (кратко)

Но они не остались без глубокого влияния на весь склад общественной и экономической жизни западноевропейских народов. Последствием Крестовых походов можно считать усиление власти и значения пап, как главных их зачинщиков, далее – возвышение королевской власти вследствие гибели многих феодалов, возникновение независимости городских общин, получивших, благодаря обнищанию дворянства, возможность покупать льготы у своих ленных владетелей; введение в Европе позаимствованных у восточных народов ремесел и искусств. Итогами Крестовых походов было увеличение на Западе класса свободных земледельцев, благодаря освобождению от крепостной зависимости участвовавших в походах крестьян. Крестовые походы содействовали успехам торговли, открыв ей новые пути на Восток; благоприятствовали развитию географических знаний; расширив сферу умственных и нравственных интересов, они обогатили поэзию новыми сюжетами. Ещё одним важным итогом Крестовых походов было выдвижение на историческую сцену светского рыцарского сословия, составившего облагораживающий элемент средневековой жизни; следствием их было также возникновение духовно-рыцарских орденов (Иоаннитов, Тамплиеров и Тевтонов ), игравших немаловажную роль в истории.

Крестовые походы – вооруженное движение народов христианского Запада на мусульманский Восток, выразившееся в целом ряде походов в продолжение двух столетий (с конца XI до конца XIII) c целью завоевания Палестины и освобождения Гроба Господня из рук неверных; оно является могущественной реакцией христианства против усилившейся в то время власти ислама (при халифах) и грандиозной попыткой не только завладеть некогда христианскими областями, но и вообще широко раздвинуть пределы господства креста, этого символа христианской идеи. Участники этих походов, крестоносцы, носили на правом плече красное изображение креста с изречением из Святого Писания (Лук. 14, 27), благодаря чему и походы получили название крестовых.

Причины крестовых походов (кратко)

Выступление в было назначено на 15 августа 1096 года, Но раньше чем приготовления к нему были окончены, толпы простого народа, под предводительством Петра Пустынника и французского рыцаря Вальтера Голяка, отправились в поход через Германию и Венгрию без денег и запасов. Предаваясь по пути грабежу и всякого рода бесчинствам, они были отчасти истреблены венграми и болгарами, отчасти достигли греческой империи. Византийский император Алексей Комнин поспешил переправить их через Босфор в Азию, где они окончательно были перебиты турками в битве при Никее (октябрь 1096 г.). За первой беспорядочной толпой последовали другие: так, 15.000 немцев и лотарингцев, под предводительством священника Готшалька, отправились через Венгрию и, занявшись в прирейнских и придунайских городах избиением евреев, подверглись истреблению со стороны венгров.

Крестоносцы отправляются в первый крестовый поход. Миниатюра из рукописи Гийома Тирского, XIII в.

Настоящее ополчение выступило в Первый крестовый поход только осенью 1096 г., в виде 300.000 хорошо вооруженных и превосходно дисциплинированных воинов, под предводительством самых доблестных и знатных рыцарей того времени: рядом с Готфридом Бульонским , герцогом Лотарингским, главным предводителем, и его братьями Балдуином и Евстафием (Эсташем), блистали; граф Гуго Вермандуа, брат французского короля Филиппа I, герцог Роберт Нормандский (брат английского короля), граф Роберт Фландрский, Раймунд Тулузский и Стефан Шартрский, Боэмунд, князь Тарентский, Танкред Апулийский и другие. В качестве папского наместника и легата войско сопровождал епископ Адемар Монтейльский.

Участники Первого крестового похода прибыли различными путями в Константинополь, где греческий император Алексей вынудил у них ленную присягу и обещание признать его феодальным сеньором будущих завоеваний. В начале июня 1097 войско крестоносцев появилось пред Никеей, столицей сельджукского султана, и после взятия последней подвергалось чрезвычайным трудностям и лишениям. Тем не менее, им были взяты Антиохия, Эдесса (1098) и, наконец, 15-го июня 1099, Иерусалим , бывший в то время в руках египетского султана, безуспешно пытавшегося восстановить свое могущество и разбитого наголову при Аскалоне .

Взятие Иерусалима крестоносцами в 1099. Миниатюра XIV или XV вв.

Под влиянием известия о завоевании Палестины в 1101 г. двинулось в Малую Азию новое войско крестоносцев под предводительством герцога Вельфа Баварского из Германии и два других, из Италии и Франции, составившие в общей сложности армию в 260.000 человек и истребленные сельджуками.

Второй крестовый поход (кратко)

Второй крестовый поход – кратко , Бернард Клервоский – краткая биография

В 1144 году Эдесса была отнята турками, после чего папа Евгений III объявил Второй крестовый поход (1147–1149), освобождая всех крестоносцев не только от их грехов, но вместе с тем и от обязанностей относительно их ленных господ. Мечтательный проповедник Бернард Клервоский сумел, благодаря своему неотразимому красноречию, привлечь ко Второму крестовому походу короля французского Людовика VII и императора Конрада III Гогенштауфена. Два войска, составлявшие в общей сложности, по уверениям западных хронистов, около 140.000 латных всадников и миллион пехотинцев, выступили в 1147 г. и направились через Венгрию и Константинополь и Малую Азию, Вследствие недостатка продовольствия, болезней в войсках и после нескольких крупных поражений план отвоевания Эдессы был оставлен, а попытка нападения на Дамаск не удалась. Оба государя возвратились в свои владения, и Второй крестовый поход окончился полным неуспехом

Государства крестоносцев на Востоке

Третий крестовый поход (кратко)

Поводом к Третьему крестовому походу (1189–1192) послужило завоевание Иерусалима 2 октября 1187 могущественным египетским султаном Саладином (см. статью Захват Иерусалима Саладином). В этом походе участвовали три европейских государя: император Фридрих I Барбаросса , французский король Филипп II Август и английский Ричард Львиное Сердце . Первым выступил в Третий крестовый поход Фридрих, войско которого по пути возросло до 100.000 человек; он избрал путь вдоль Дуная, по дороге должен был преодолевать происки недоверчивого греческого императора Исаака Ангела, которого только взятие Адрианополя побудило дать свободный проход крестоносцам и помочь им переправиться в Малую Азию. Здесь Фридрих разбил в двух сражениях турецкие войска, но вскоре после этого утонул при переправе через реку Каликадн (Салеф). Сын его, Фридрих, повел войско далее чрез Антиохию к Акке, где нашел других крестоносцев, но вскоре умер. Город Акка в 1191 сдался на капитуляцию французскому и английскому королям, но открывшиеся между ними раздоры принудили французского короля вернуться на родину. Ричард остался продолжать Третий крестовый поход, но, отчаявшись в надежде завоевать Иерусалим, в 1192 заключил с Саладином перемирие на три года и три месяца, по которому Иерусалим остался во владении султана, а христиане получили прибрежную полосу от Тира до Яффы, а также право свободного посещения Святого Гроба.

Фридрих Барбаросса - крестоносец

Четвертый крестовый поход (кратко)

Подробнее - см. в отдельных статьях Четвёртый крестовый поход , Четвертый крестовый поход – кратко и Взятие Константинополя крестоносцами

Четвертый крестовый поход (1202–1204) имел первоначально целью Египет, но участники его согласились оказать помощь изгнанному императору Исааку Ангелу в его стремлении снова взойти на византийский трон, что увенчалось успехом. Исаак вскоре умер, а крестоносцы, отклонившись от своей цели, продолжали войну и взяли Константинополь, после чего предводитель Четвертого крестового похода, граф Балдуин Фландрский, был избран императором новой Латинской империи, просуществовавшей, однако, только 57 лет (1204–1261).

Участники четвёртого крестового похода у Константинополя. Миниатюра к венецианской рукописи "Истории" Вильгардуэна, ок. 1330

Пятый крестовый поход (кратко)

Не принимая во внимание странного Крестового похода детей в 1212 году, вызванного желанием испытать действительность воли Божьей, Пятым крестовым походом можно назвать поход короля Андрея II Венгерского и герцога Леопольда VI Австрийского в Сирию (1217–1221). Вначале он шёл вяло, но после прибытия с Запада новых подкреплений крестоносцы двинулись в Египет и взяли ключ для доступа в эту страну с моря – город Дамиетту. Однако попытка захватить крупный египетский центр Мансуру успеха не дала. Рыцари ушли из Египта, и Пятый крестовый поход окончился восстановлением прежних границ.

Штурм крестоносцами Пятого похода башни Дамиетты. Художник Корнелис Клас ван Виринген, ок. 1625

Шестой крестовый поход (кратко)

Шестой крестовый поход (1228–1229) совершил германский император Фридрих II Гогенштауфен . За долгие отсрочки начала похода папа отлучил Фридриха от церкви (1227). На следующий год император всё же отправился на Восток. Пользуясь раздорами тамошних мусульманских владетелей, Фридрих завёл с египетским султаном аль-Камилем переговоры о мирном возвращении христианам Иерусалима. Чтобы поддержать свои требования угрозой, император и палестинские рыцари осадили и взяли Яффу. Угрожаемый ещё и султаном дамасксксим, аль-Камиль подписал с Фридрихом десятилетнее перемирие, вернув христианам Иерусалим и почти все земли, некогда отнятые у них Саладином. По окончании Шестого крестового похода Фридрих II короновался в Святой Земле иерусалимской короной.

Император Фридрих II и султан аль-Камиль. Миниатюра XIV века

Нарушение перемирия некоторыми пилигримами повело через несколько лет к возобновлению борьбы за Иерусалим и к окончательной его потере христианами в 1244 г. Иерусалим отняло у крестоносцев тюркское племя хорезмийцев, вытесненное из прикаспийских областей монголами во время движения последних на Европу.

Седьмой крестовый поход (кратко)

Падение Иерусалима вызвало Седьмой крестовый поход (1248–1254) Людовика IX французского , давшего во время тяжкой болезни обет сражаться за Гроб Господень. В августе 1248 французские крестоносцы отплыли на Восток и провели зиму на Кипре. Весной 1249 армия Людовика Святого высадилась в дельте Нила. Вследствие нерешительности египетского полководца Фахреддина она почти без труда взяла Дамиетту. Задержавшись там на несколько месяцев в ожидании подкреплений, крестоносцы в конце года двинулись на Каир. Но у города Мансуры путь им преградила сарацинская армия. После тяжких усилий участники Седьмого Крестового похода смогли переправиться через рукав Нила и даже на время ворваться в Мансуру, но мусульмане, воспользовавшись разделением христианских отрядов нанесли им большой урон.

Крестоносцам следовало отступать к Дамиетте, однако вследствие ложных понятий о рыцарской чести они не поспешили сделать это. Вскоре их окружили крупные сарацинские силы. Потеряв множество солдат от болезней и голода участники Седьмого Крестового похода (почти 20 тысяч человек) были вынуждены сдаться в плен. Ещё 30 тысяч их товарищей погибло. Христианские пленники (в том числе и сам король) были освобождены лишь за огромный выкуп. Дамиетту пришлось вернуть египтянам. Уплыв из Египта в Палестину, Людовик Святой ещё около 4 лет провёл в Акке, где занимался обеспечением христианских владений в Палестине, пока смерть его матери Бланки (регентши Франции) не отозвала его на родину.

Восьмой крестовый поход (кратко)

Вследствие полной безрезультатности Седьмого крестового похода и постоянных нападений на христиан Палестины нового египетского (мамлюкского) султана Бейбарса тот же король Франции Людовик IX Святой предпринял в 1270 году Восьмой (и последний) крестовый поход. Крестоносцы поначалу вновь думали высадиться в Египте, но брат Людовика, король Неаполя и Сицилии Карл Анжуйский , склонил их плыть в Тунис, который был важным торговым конкурентом Южной Италии. Выйдя на берег в Тунисе, французские участники Восьмого Крестового похода стали ждать прибытия войска Карла. В их тесном лагере началась чума, от которой умер сам Людовик Святой. Мор причинил армии крестоносцев такие потери, что приехавший вскоре после смерти брата Карл Анжу предпочёл прекратить поход на условиях выплаты правителем Туниса контрибуции и освобождения им христианских пленников.

Смерть Людовика Святого в Тунисе во время Восьмого Крестового похода. Художник Жан Фуке, ок. 1455-1465

Конец Крестовых походов

В 1286 отошла к Турции Антиохия, в 1289 г. – ливанский Триполи, а в 1291 – Акка, последнее крупное владение христиан в Палестине, после чего они вынуждены были отказаться и от остальных владений, и вся Святая Земля соединилась опять в руках магометан. Так окончились Крестовые походы, стоившие христианам стольких потерь и не достигшие первоначально намеченной цели.

Итоги и последствия крестовых походов (кратко)

Но они не остались без глубокого влияния на весь склад общественной и экономической жизни западноевропейских народов. Последствием Крестовых походов можно считать усиление власти и значения пап, как главных их зачинщиков, далее – возвышение королевской власти вследствие гибели многих феодалов, возникновение независимости городских общин, получивших, благодаря обнищанию дворянства, возможность покупать льготы у своих ленных владетелей; введение в Европе позаимствованных у восточных народов ремесел и искусств. Итогами Крестовых походов было увеличение на Западе класса свободных земледельцев, благодаря освобождению от крепостной зависимости участвовавших в походах крестьян. Крестовые походы содействовали успехам торговли, открыв ей новые пути на Восток; благоприятствовали развитию географических знаний; расширив сферу умственных и нравственных интересов, они обогатили поэзию новыми сюжетами. Ещё одним важным итогом Крестовых походов было выдвижение на историческую сцену светского рыцарского сословия , составившего облагораживающий элемент средневековой жизни; следствием их было также возникновение духовно-рыцарских орденов (Иоаннитов, Тамплиеров и Тевтонов), игравших немаловажную роль в истории. (Подробнее - см. в отдельных статьях

Всеобщая история. История средних веков. 6 класс Абрамов Андрей Вячеславович

§ 19. Крестовые походы

§ 19. Крестовые походы

Причины и цели движения крестоносцев

26 ноября 1095 года в городе Клермоне перед многочисленной толпой выступил римский папа Урбан II. Он поведал собравшимся о том, что Святая земля (так в Средние века называли Палестину) с ее главной святыней – Гробом Господним в Иерусалиме – захвачена новыми завоевателями. Это были турки-сельджуки – кочевой народ из Средней Азии. Папа заявил, что турки-мусульмане оскорбляли христианские святыни, разрушали церкви, убивали христиан. Урбан II призвал освободить Святую землю, обещая участникам похода немедленное отпущение всех грехов и вечное спасение.

Вспомните, кто такие мусульмане.

Потрясенные речью папы слушатели пали на колени и поклялись пожертвовать своей жизнью ради освобождения Иерусалима. В знак готовности немедленно отправиться в поход люди нашивали на одежду кресты из красной материи. За это воинов стали называть крестоносцами. Так началась эпоха крестовых походов.

Призыв отправиться на освобождение Гроба Господня нашел отклик во всех христианских странах Европы. Тем более что здесь было немало людей, готовых отправиться за море в поисках славы, чести и богатства.

Это были безземельные рыцари – младшие сыновья землевладельцев, не получившие в наследство феода. Они часто объединялись в разбойничьи шайки и грабили окрестности, являясь настоящим бедствием для многих стран Европы. Крестовые походы предоставляли таким рыцарям прекрасную возможность отличиться и разбогатеть. Отправиться в Палестину были не прочь и крупные феодалы, рассчитывавшие расширить свои владения за счет земель на восточном побережье Средиземного моря.

Разбогатеть в Палестине, получить надел и личную свободу мечтали и крестьяне, страдавшие от непомерных повинностей. В походах на Восток были заинтересованы также итальянские купцы и духовенство. Первые стремились с помощью крестоносцев устранить своих восточных конкурентов в торговле на Средиземном море, вторые рассчитывали упрочить авторитет католической церкви и объединить всех христиан под властью римского папы. И феодалов, и крестьян, и духовенство вдохновляло искреннее желание освободить Святую землю.

Вспомните, когда и почему произошел раскол христианской церкви. На какие две группы разделились христиане?

Первый Крестовый поход

Первыми весной 1096 года в крестовый поход отправились французские и немецкие крестьяне. Продав свое имущество и бросив дома, вооружившись топорами, вилами и дубинами, тысячи бедняков двинулись в Святую землю. Возглавили крестовый поход бедноты монах Петр Пустынник и рыцарь Вальтер по прозвищу Голяк. Грабя по пути селения и воюя с жителями тех земель, через которые пролегал их путь, бедняки с большими потерями добрались до Константинополя. Однако в первом же сражении с турками-сельджуками в Малой Азии они были перебиты.

Крестоносцы штурмуют крепость в Палестине. Средневековый рисунок

Осенью 1096 года начался первый Крестовый поход – в Святую землю отправились около 40 тысяч рыцарей из Франции, Германии, Италии и других стран, не считая сопровождавших их оруженосцев, прислуги и торговцев. В походе участвовали также посланцы римского папы. Единого командования у крестоносцев не было. Прибыв разными путями в Константинополь, крестоносцы переправились в Малую Азию и, разгромив войско сельджуков, по гористой, безводной местности двинулись к Палестине. Несмотря на жажду, голод и болезни, рыцари захватили Эдессу, после долгой осады овладели Антиохией и к лету 1099 года подошли, наконец, к Иерусалиму.

Крестоносцы в Иерусалиме. Средневековая миниатюра

Ворвавшись после штурма в город, крестоносцы устроили там резню. Большинство жителей были убиты, а их дома разграблены. Жадность и жестокость завоевателей не знали предела. В надежде найти золото крестоносцы вспарывали погибшим животы, ища в желудках проглоченные монеты, а узнав, что старики, женщины и дети скрываются в главной иерусалимской мечети, рыцари устроили там настоящую бойню. После совершенных злодеяний воины молились в храме Гроба Господня. Цель похода была достигнута: Иерусалим «освобожден».

О чем свидетельствует поведение крестоносцев в Иерусалиме?

Государства крестоносцев на Востоке

На захваченных территориях крестоносцы образовали свои государства: графства Эдесское, Триполи, княжество Антиохийское и королевство Иерусалимское. Особую роль играл иерусалимский король, которого правители других областей признали своим сеньором.

Крестоносцы на Востоке. Гравюра Г. Доре

На землях, растянувшихся узкой полосой в 1200 км по восточному побережью Средиземного моря, установились феодальные порядки. Палестина покрылась крепостями, ее земли превратились в феоды баронов и рыцарей, за которые нужно было нести постоянную военную службу, местные жители стали зависимыми крестьянами и были обложены тяжелыми податями. Население ненавидело завоевателей, поэтому их власть на захваченных территориях была непрочной.

Какими землями владели крестоносцы в XI, XII, XIII веках?

Усилить влияние крестоносцев на Востоке были призваны духовно-рыцарские ордена, возглавляемые великими магистрами, которых назначал римский папа. Члены ордена, как монахи, не заводили семей, молились и соблюдали посты, но в случае необходимости с мечом в руках сражались с врагами. Итальянские рыцари, помогавшие прибывшим в Святую землю паломникам, лечившие больных в госпитале святого Иоанна в Иерусалиме, образовали орден госпитальеров. Члены этого ордена носили красные плащи с белым крестом. Организация французских воинов, лагерь которых размещался на горе, где в древности располагался храм Соломона, получила название ордена тамплиеров (по-французски – храмовников). Тамплиеры облачались в белые плащи с красным крестом. На месте немецкого госпиталя в Иерусалиме возник тевтонский орден, членов которого можно было узнать по белому плащу с черным крестом.

Государства крестоносцев

Второй и третий Крестовые походы

Господство крестоносцев в Палестине было недолгим. Вскоре положение на Востоке изменилось.

Взята Эдесса силой зла,

И христиан кручина ест:

Все храмы сожжены дотла,

Замолкли хор и благовест.

О, рыцари, пора пришла

Оружье взять и сняться с мест.

Тому отдайте в дар тела,

Кто ради вас взошел на крест…

Так средневековый поэт призывал воинов освободить захваченное мусульманами во второй половине XII века графство Эдесское. Но, несмотря на значительные силы французских и немецких феодалов, собранные королем Людовиком VII и императором Конрадом III, второй Крестовый поход (1147–1149) завершился неудачей.

В конце XII века правитель Египта, Месопотамии и Сирии Саладин захватил Иерусалим. Римский папа вновь призвал феодалов освободить Гроб Господень. Третий по счету Крестовый поход возглавили самые могущественные европейские правители: император Фридрих I Барбаросса, английский и французский короли Ричард I Львиное Сердце и Филипп II Август. В 1189 году в поход двинулось немецкое войско, но по пути в Малую Азию погиб Фридрих Барбаросса. Оставшись без предводителя, большинство германских рыцарей вернулись домой.

Первый, второй и третий крестовые походы

Назовите города и страны, в которых начинались крестовые походы. Через какие страны проходил путь крестоносцев во время первого, второго и третьего Крестовых походов?

Англичане и французы отправились в Святую землю морем через год после немцев. Сначала им сопутствовала удача: крестоносцы захватили остров Кипр. Однако между английским и французским правителями вспыхнула ссора, и Филипп II со своим войском вернулся в Европу. Оставшийся в Палестине король Ричард сумел к 1192 году отвоевать у Саладина часть Иерусалимского королевства, но вернуть сам Иерусалим не смог.

Четвертый Крестовый поход

В 1202 году по новому призыву папы был предпринят четвертый Крестовый поход. Он мало походил на предыдущие экспедиции. Не в силах расплатиться с венецианскими купцами за предоставленные для путешествия в Святую землю корабли, крестоносцы поддались на уговоры торговцев и изменили маршрут похода. Вместо освобождения Святой земли рыцарское войско осадило столицу Византии – главного торгового конкурента Венеции.

Вступление крестоносцев в Константинополь. Гравюра Г. Доре

Крестоносцы потребовали с жителей Константинополя деньги за «защиту от неверных» и после отказа горожан платить начали штурм. 12 апреля 1204 года столица Византии пала.

Захватив город, крестоносцы грабили и убивали жителей, жгли книги, сбрасывали с постаментов античные статуи, разоряли православные церкви. Разбив массивные двери храма Святой Софии, рыцари ворвались в главный зал собора, выбросили мощи святых и принялись жадно срывать драгоценные оклады с икон, хватать золотую и серебряную церковную утварь.

Четвертый крестовый поход

Какой город стал конечным пунктом четвертого Крестового похода? Какие территориальные изменения произошли на Балканском полуострове и в Малой Азии после четвертого Крестового похода?

«На перекрестках, в переулках, в храмах повсюду жалобы и плач, рыдания, стоны, крики мужчин, вой женщин… – вспоминал очевидец. – Не было места, которое оставалось бы нетронутым или могло бы служить убежищем для страдальцев».

Какой вывод о характере четвертого Крестового похода можно сделать из поведения крестоносцев в Константинополе?

Отягощенные добычей, крестоносцы забыли о цели своей экспедиции и не стали освобождать Иерусалим. Обосновавшись на захваченной территории, рыцари провозгласили создание Латинской империи и обложили ее население тяжелыми налогами.

Последние крестовые походы

Неудачные попытки рыцарей освободить Иерусалим средневековые люди объясняли по-своему. Главной причиной поражений они считали недовольство Бога крестоносцами, погрязшими в грехах. Под влиянием таких настроений в 1212 году тысячи ребятишек из Франции и Германии двинулись в Святую землю. Дети не были вооружены и не собирались воевать. Они были уверены в том, что Иерусалим сам падет перед ними. Но крестовый поход детей закончился трагедией. Купцы, взявшиеся доставить ребят в Палестину, обманули их. Вместо Святой земли корабли причалили в Египте, где детей продали в рабство.

Как вы думаете, почему участники детского крестового похода полагали, что смогут беспрепятственно освободить Иерусалим?

Вскоре после окончания детского крестового похода состоялась новая военная экспедиция на Восток. Но и пятый Крестовый поход (1217–1221), в котором участвовали немецкие, английские и венгерские рыцари, не увенчался успехом. Самым необычным был шестой Крестовый поход (1228–1229) под руководством внука Фридриха Барбароссы Фридриха II. Крестоносцам даже не пришлось воевать. Фридрих II сумел заключить с турецким правителем договор, по которому мусульмане возвратили европейцам Иерусалим и ряд других городов, а крестоносцы пообещали помогать предводителю турок в борьбе против его врагов.

Поединок крестоносца и мусульманского воина. Средневековый рисунок

Господство христиан над Святой землей было недолгим, в 1244 году Иерусалим был вновь захвачен турками. Чтобы отвоевать город, французский король Людовик IX Святой предпринял седьмой (1248–1254) и восьмой (1270) Крестовые походы. Но они завершились неудачно, а сам король погиб. Восьмой Крестовый поход был последним. Отвоевать Святую землю европейцам так и не удалось, а к 1291 году они потеряли все восточные владения, кроме острова Кипр.

Столкновение стран Запада и Востока в ходе крестовых походов повлияло на ход мировой истории. В результате ослабления Византийской империи в Средиземном море стали господствовать итальянские купцы, что способствовало росту европейской торговли. Произошли изменения в хозяйстве и образе жизни европейцев. Побывавшие на Востоке крестоносцы впервые попробовали тростниковый сахар, научились выращивать рис, арбузы, лимоны, абрикосы. После крестовых походов в Европе в моду вошли бани и шахматы, стали строиться ветряные мельницы, люди больше узнали об окружающем мире.

Подведем итоги

Крестовые походы, продолжавшиеся с конца XI до конца XIII века, оказали большое влияние на развитие стран Запада и Востока. Это было крупнейшее военное столкновение католического, православного и исламского миров.

Крестовые походы – военные экспедиции, предпринятые в XI–XIII веках под руководством католической церкви для борьбы с иноверцами и утверждения христианства.

Духовно-рыцарские ордена – военно-монашеские организации западно-европейских рыцарей, созданные католической церковью в период крестовых походов для защиты и расширения владений крестоносцев.

1096 Начало крестовых походов.

1099 Завоевание крестоносцами Иерусалима.

1204 Захват крестоносцами Константинополя.

1291 Потеря европейцами последних владений на Востоке.

1. По каким причинам представители различных сословий отправлялись в крестовые походы?

2. Почему крестовый поход бедноты и первый Крестовый поход завершились по-разному?

3. Какие территории оказались в руках европейцев после первого Крестового похода? Почему власть крестоносцев на Востоке была непрочной и что было сделано для ее укрепления?

4. Чем четвертый Крестовый поход отличался от других? Почему крестоносцы изменили свой маршрут? К чему привел захват Константинополя?

5. Какое значение имели крестовые походы для стран Запада и Востока?

Заполните таблицу «Крестовые походы XI–XIII веков»:

Из книги История Средних веков, рассказанная детям автора Ле Гофф Жак

КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ - Не правда ли, что такой же ошибкой, таким же бесславным и достойным осуждения эпизодом были крестовые походы?- Да, сегодня это распространенное мнение, и я его разделяю. Иисус и Новый Завет (Евангелие) учат мирной вере. Среди первых христиан многие

автора

§ 14. Крестовые походы Причины и цели движения крестоносцев26 ноября 1095 года в городе Клермоне перед многочисленной толпой выступил римский папа Урбан II. Он поведал собравшимся о том, что Святая земля (так в Средние века называли Палестину с её главной святыней – Гробом

автора Коллектив авторов

КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ ПРИЧИНЫ И ПРЕДЫСТОРИЯ КРЕСТОВЫХ походов Согласно традиционному определению, под Крестовыми походами понимаются военно-религиозные экспедиции христиан, предпринимавшиеся с конца XI в. с целью освобождения Гроба Господня и других христианских святынь

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 2: Средневековые цивилизации Запада и Востока автора Коллектив авторов

КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ Близнюк С.В. Крестоносцы позднего средневековья. М., 1999.Заборов М.А. Крестоносцы на Востоке. М., 1980.Карпов С.П. Латинская Романия. СПб., 2000.Лучицкая С.И. Образ Другого: мусульмане в хрониках крестовых походов. М., 2001.Alpandery Р, Dupront A. La chretiente et Г idee des croisades. P., 1995.Balard M.

Из книги Европа и ислам: История непонимания автора Кардини Франко

Крестовые походы В те времена среди христиан Западной Европы распространялось чувство тревоги и страха, связанное с ожиданием конца света, а также с изменениями, вызванными демографическим ростом и политической и религиозной борьбой. Такие настроения заставили

Из книги Рыцари автора Малов Владимир Игоревич

Из книги Том 1. Дипломатия с древних веков до 1872 гг. автора Потемкин Владимир Петрович

Крестовые походы. В конце XI века папская дипломатия сумела использовать в своих интересах начавшееся на Западе широкое движение на Восток - крестовые походы. Крестовые походы направлялись интересами весьма разнообразных групп западноевропейского феодального

Из книги История конницы [с иллюстрациями] автора Денисон Джордж Тэйлор

1. Крестовые походы В конце XI столетия, когда рыцарство уже было твердо установившимся учреждением, в Европе произошло событие, отразившееся на многие годы в истории как в этой части света, так и в Азии.Мы уже говорили о тесной связи религии с рыцарством и о ее большом

Из книги Кипчаки, огузы. Средневековая история тюрков и Великой Степи автора Аджи Мурад

Крестовые походы Средневековье называют темными веками, они и впрямь такие. Люди никогда не узнают о них всю правду. Католики уничтожили летописи и книги тех лет. Они придумали тысячи способов убийства правды. Им удавалось самое невероятное. Вот один из ее приемов.Церковь

Из книги Недооцененные события истории. Книга исторических заблуждений автора Стомма Людвиг

Крестовые походы В 1042 г. в Шатильон-сюр-Марн, у подножия холмов Шампани, в богатой дворянской семье родился Эд (Одо) де Лажери. Когда ему исполнилось двенадцать, отец отдал сына в школу при соборе в близлежащем Реймсе, где его учителем был один из второстепенных основателей

Из книги Всемирная военная история в поучительных и занимательных примерах автора Ковалевский Николай Федорович

Крестовые походы Идея крестовых походовДовольно мрачный след в истории оставили духовно-рыцарские Ордена, особенно Тевтонский и Ливонский, а также крестовые походы XI–XIII вв., основной ударной силой которых были феодалы-рыцари. Вдохновителем первого крестового похода

Из книги История религий. Том 1 автора Крывелев Иосиф Аронович

КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ (39) Крестовые походы составили эпоху не только и даже не столько в истории религии, сколько в общегражданской истории. Будучи формально религиозными войнами, целью которых считалось овладение главной святыней христианства - «гробом господним», на самом

Из книги История конницы [без иллюстраций] автора Денисон Джордж Тэйлор

Из книги Прикладная философия автора Герасимов Георгий Михайлович

Из книги Всеобщая история. История средних веков. 6 класс автора Абрамов Андрей Вячеславович

§ 19. Крестовые походы Причины и цели движения крестоносцев26 ноября 1095 года в городе Клермоне перед многочисленной толпой выступил римский папа Урбан II. Он поведал собравшимся о том, что Святая земля (так в Средние века называли Палестину) с ее главной святыней – Гробом

Из книги Всеобщая история [Цивилизация. Современные концепции. Факты, события] автора Дмитриева Ольга Владимировна

Крестовые походы Крестовые походы – это широкое военно-колонизационное движение на Восток, в котором приняли участие западноевропейские государи, феодальные сеньоры, рыцарство, часть горожан и крестьянства. Традиционно эпохой крестовых походов считается период с 1096

Крестовые походы – это очень обширная тема и по ней написано не один десяток книг и другой научной литературы. В этой же статье, вы узнаете о крестовых походах кратко – только самые ключевые факты. И начать, пожалуй, необходимо из определения понятия.
Крестовые походы – ряд военно-религиозных походов монархий христианской Западной Европы против исламского Ближнего Востока языческих славян (литовцы). Их хронологические рамки: XI – XV вв.
Крестовые походы можно рассматривать в узком и широком смысле. Под первым мы имеем ввиду походы с 1096 по 1291 гг. в Святую Землю с целью освобождения Иерусалима от неверных. А в широком смысле сюда еще можно прибавить войну тевтонского ордена с языческими государствами Прибалтики.

Причины крестовых походов в Святую Землю

Экономические проблемы Европы. Папа Урбан сообщил, что Европа уже не может прокормить саму себя и всех людей, живущих здесь. И именно поэтому он считал необходимым захватить богатые земли мусульман на Востоке;
Религиозный фактор. Папа считал неприемлемым тот факт, что христианские святыни (Гроб Господний) находятся в руках неверных – то есть, мусульман;
Мировоззрение людей того времени. Люди массово ринулись в крестовые походы прежде всего потому, что с помощью этого они искупят все свои грехи и попадут после своей смерти в Рай;
Жадность католической церкви. Папство желало не только обогатить Европу ресурсами, но прежде всего оно хотело наполнить свои кошельки новой землей и другими богатствами.

Причины походов в страны Прибалтики

Уничтожение язычников. Население стран Прибалтики, особенно Литва – были языческими, чего не разрешала католическая церковь и их необходимо было обратить в веру христианскую или же уничтожить неверных.
Также причинами можно считать ту же жадность католического папства и желание заполучить больше число послушников, больше земель, о чем мы говорили выше.

Ход крестовых походов

На территорию Ближнего Востока крестоносцами было осуществлено восемь крестовых походов.
Первый крестовый поход в Святую землю начался в 1096 и продолжался до 1099 года, собрал несколько десятков тысяч крестоносцев. В ходе первого похода, крестоносцами были созданы несколько христианских государств на Ближнем Востоке: Графство Эдесса и Триполи, Иерусалимское королевство, Княжество Антиохия.
Второй крестовый поход начался в 1147 и продолжался до 1149 года. Этот крестовый поход завершился для христиан ничем. Но время этого похода, крестоносцы «создали» себе самого сильного врага христианства и защитника ислама – Саладина. После похода христиане потеряли Иерусалим.
Третий крестовый поход: начался в 1189 году, конец –1192 год; известен тем, что в нем участвовал английский монарх Ричард Львиное Сердце. Ему удалось захватить Акру, Кипр, нанести несколько поражений Саладину, но он так и не смогу вернуть Иерусалим.
Четвертый крестовый поход: начался в 1202 году и завершился в 1204. В ходе похода был захвачен Константинополь. На территории Византии крестоносцы также основали четыре государства: Княжество Ахейское, Латинскую империю, Герцогство Афинское и Королевство Фессалоники.
Пятый крестовый поход стартовал в 1217 году, а закончился в 1221. Он закончился полным поражением для крестоносцев и те были вынуждены покинуть Египет, который они так желали захватить.
Шестой крестовый поход: начало – 1228 год, конец – 1229 год. Крестоносцам удалось вернуть Иерусалим, но между ними начались сильные раздоры из-за чего многие христиане стали покидать Святую Землю.
Седьмой крестовый поход начался в 1248 году и закончился полным поражением для крестоносцев в 1254.
Восьмой крестовый поход: начало – 1270 год, конец – 1272. Положение христиан на Востоке стало критическими, его усугубляли внутренние распри, а также вторжение монголов. В итоге крестовые походы закончились поражением.

Последствия крестовых походов на Восток

После крестовых походов начался упадок феодального общества в Европе, то есть начался распад феодальных устоев;
Изменилось мировоззрение европейцев, которые прежде считали, что народы Востока – варвары. Однако опыт показал, что они обладали богатой, развитой культурой, черты которой они переняли и себе. Арабская культура начала активно распространяться в Европе после походов;
Крестовые походы были серьезным ударом по экономическому состоянию Европы, однако открытие новых торговых путей пополнило казну;
Крестовые походы привели к постепенному и уже неминуемому упадку Византийской империи. После того как ее разграбили, она уже не могла оправиться от удара, спустя два столетия ее захватили мусульмане;
Италия стала главной торговой силой на Средиземном море, этому также способствовало падение Византии;
Обе стороны: христианский и мусульманский мир потеряли многое, в том числе человеческие потери. Причем люди погибали не только от войны, но и от болезней, в том числе чумы;
Положение католической церкви в обществе значительно пошатнулось, так как народ потерял в нее веру и увидел, что папство интересовали только собственные кошельки;
Зарождаются предпосылки к реформаторским (религиозным) движениям в Европе → зарождение протестантизма, гуманизма;
В христианском мире утвердился стереотип о враждебности к мусульманскому миру.
Само папство в XX веке принесло глубокое извинение за крестовые походы перед мусульманским миром.