Образовательный портал - Kurokt

Реконкиста и образование централизованных государств на пиренейском полуострове. §22. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове Образование пиренейских государств

В начале VIII в. почти весь Пиренейский полуостров — родину испанцев и португальцев — завоевали арабы (европейцы называли их маврами). Завоеватели притесняли христиан, но в то же время ознако-мили их с высокими достижениями восточной культуры.

Население полуострова вскоре восстало против захватчиков. Эту освободительную борьбу, которая велась под лозунгом защиты христи-анства от ислама, назвали Реконкистой («отвоеванием»). В Реконкисте принимали участие рыцари из многих стран Западной Европы, ее активно поддерживала католическая церковь.

XI в. Из «Общей хроники Испании» об освобождении от арабов города Толедо (1085 г.)

Сего (1085-го) года собрал король Альфонс большое войско... и начал осаждение города. Мавры хорошо укрепили Толедо, который был околь-цован стенами и надежно защищен рекой Тахо. Но собралось в Толедо весьма много народу, и исчерпались его припасы, и пришлось маврам сдать город королю Альфонсу...

И обратились мавры к королю с просьбой, чтобы он оставил их в городе и чтобы сохранили они дома свои... и все то, чем владеют. И король Аль-фонс разрешил им проживать в городе... и велел, чтобы мавры платили такие же налоги, какие взимали с них мавританские короли, и вдобавок объявил им, что главная мечеть может пожизненно принадлежать маврам.

Таким было соглашение, которое заключили между собой король Аль-фонс и мавры после завоевания Толедо.

На освобожденных от арабов землях возникали христианские госу-дарства, которые вели общую борьбу против завоевателей. Среди них наиболее сильными были Кастилия, Арагон и Португалия. Реконкиста содействовала формированию испанского и португальского народов, появлению местных духовно-рыцарских орденов.

К середине XV в. мавры сохранили за собой только Гранаду. Чтобы окончательно освободить от них полуостров, пиренейским государствам нужно было объединить силы. В 1479 г. наследники кастильского и ара-гонского тронов, Изабелла и Фердинанд, вступили в брак (их именовали «католическими королями»). Кастилия и Арагон образовали единое го-сударство — Испанское королевство . В конце XV в. испанские короли приобщили к своим владениям Гранадский эмират. Реконкиста, таким образом, завершилась, и территория Испании стала единым государ-ством. Началось религиозное преследование мавров и евреев, была соз-дана инквизиция. Много мавров и евреев вынуждены были покинуть страну, что повредило ее хозяйственной жизни. Материал с сайта

Еще в XII-XIII вв. в пиренейских государствах возникли представи-тельные органы власти — кортесы , более влиятельные, чем француз-ские Генеральные штаты или английский парламент. Они издавали законы, заставляли короля уважать местные обычаи, даже следили за тем, чтобы он не транжирил государственные средства. Но с возник-новением Испанского королевства роль кортесов в управлении государ-ством начала уменьшаться. Усилилась королевская власть, возрастало значение королевских чиновников. Король имел надежную поддержку со стороны горожан, ведь большинство испанских городов принадлежа-ли не вельможам-грандам, а ему.

Мавры — название всех завоевателей, которые пришли из Север-ной Африки на Пиренейский полуостров после нашествия арабов.

Реконкиста — борьба за освобождение Испании и Португалии от арабов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • образование испанского королевства

§ 25. Государства Пиренейского полуострова. Реконкиста

Арабское завоевание Испании и его последствия

В начале VIII века из Северной Африки на Пиренейский полуостров вторглись арабские завоеватели. Несмотря на упорное сопротивление местных жителей, арабы захватили бо?льшую часть их земель и установили там свою власть. Христианское население было обложено высокими податями, от которых освобождались лишь те, кто принимал ислам. Сначала мусульманская Испания была частью Арабского халифата, но вскоре она превратилась в самостоятельное государство – Кордовский халифат. Его мусульманское население получило название мавров.

Деталь мозаики из мечети в Кордове

Столицей арабской Испании была Кордова – один из крупнейших и красивейших городов средневековой Европы. Здесь жило до полумиллиона жителей, возвышалось множество дворцов и мечетей. Всего же на территории Пиренейского полуострова имелось около четырехсот городов. На весь мир славились изготовленные в них стеклянная посуда, изделия из драгоценных металлов, стали, кожи, шелковые и шерстяные ткани. Кордовский халифат вел оживленную торговлю не только со странами мусульманского мира, но и с Францией, Италией, Византией. Арабы научили жителей Пиренейского полуострова выращивать рис, хлопок, сахарный тростник, апельсины и лимоны. Поля стали давать большие урожаи, так как мавры применяли усовершенствованные бороны и плуги, а также использовали искусственное орошение. На всю Европу были знамениты учебные заведения в Кордове, Севилье, Гранаде. При них существовали библиотеки, где хранились древние рукописи. Именно мавры познакомили европейцев с трудами арабского врача Авиценны, а также с работами античных ученых, имен которых жители средневековой Европы уже не помнили.

Двор Альгамбры – дворца мусульманских правителей в городе Гранаде

В Испании жили самые искусные архитекторы мусульманского мира. Здания, построенные ими, поражают красотой и роскошью. Их отличали обилие арок и куполов, замысловатая настенная резьба и изысканный орнамент. Для облицовки зданий строители часто использовали разноцветную керамическую плитку. Мавританская Испания была одной из самых процветающих стран Европы.

Начало Реконкисты

Арабы не сумели захватить горные районы на севере Пиренейского полуострова, которые стали базой Реконкисты. Так же как и крестовые походы, Реконкиста стала священной войной христиан против мусульман. На Пиренеях были образованы духовно-рыцарские ордена, воины которых участвовали в сражениях с мусульманами. Самым известным из них стал орден Сант-Яго (святого Якова).

Борьбу за освобождение Пиренейского полуострова поддержал римский папа. Помощь христианам Испании оказали рыцари из Франции, Англии, Германии, Италии. Но Реконкисту вели не только феодалы. Значительную часть христианского войска составляли крестьяне, получавшие свободу и участки земли на отвоеванных территориях.

Король Кастилии и его свита. Средневековый рисунок

Началом Реконкисты принято считать 718 год, когда христиане одержали первую победу над арабами в долине Ковадонга. К началу XI века на отвоеванной у мавров территории возникли христианские государства – королевства Наварра, Арагон и Леон. На землях Испанской марки, отбитой у арабов Карлом Великим, располагалось графство Барселона, или Каталония. В середине XI века Кордовский халифат распался на два десятка мелких государств. Воспользовавшись этим, Леон во второй половине X– начале XI века сумел захватить новые земли к югу. В присоединенной области возвышалось множество крепостей, поэтому усилившееся христианское королевство стало называться Кастилией – «страной замков». В конце XI века кастильцы овладели городом Толедо, который стал новой столицей их государства.

Пиренейские государства в IX–XI веках

Какие христианские государства существовали на Пиренейском полуострове к началу XI века? Какие изменения произошли на Пиренейском полуострове к концу XI века?

Об успехах Кастилии в борьбе с маврами рассказывает средневековая поэма «Песнь о Сиде». В ней говорится о жизни и подвигах рыцаря Родриго Диаса, по прозвищу Сид – «повелитель». Автор поэмы, не скрывая своего восхищения главным героем, красочно описывает сражения с арабами:

Видели б вы, как там копьями колют,

Как щиты на куски разбивают с ходу,

Как с маху рубят прочные брони,

Как значки на копьях алеют от крови.

В первой половине XII века наступил новый этап Реконкисты. Из Кастилии выделилась юго-западная область, ставшая впоследствии самостоятельным государством – королевством Португалия. Его столицей был отвоеванный у арабов Лиссабон. Расширилось и Арагонское королевство, главный город которого – Сарагоса был также отвоеван у мавров. Во второй половине XII века арагонские короли стали хозяевами Каталонии.

В начале XIII века правителям христианских государств Пиренейского полуострова удалось объединить свои силы. 16 июля 1212 года в битве при Лас-Навас-де-Толосе армии четырех королевств наголову разбили войска мавров и их союзников из Северной Африки. Вскоре после этого кастильцы овладели арабскими городами Кордовой и Севильей. Арагонские короли установили свою власть в Валенсии, на Балеарских островах, в Сардинии, Сицилии и Южной Италии.

Завершение Реконкисты

К концу XIII века у арабов осталась лишь область на юге Пиренейского полуострова – Гранадский эмират, которому противостояли четыре христианских государства: Наварра, Португалия, Кастилия и Арагон. Наварра представляла собой небольшую горную страну на северо-востоке Пиренеев. Ее хозяйственное развитие шло медленно, и она не сыграла большой роли в освобождении Испании от мавров в XIII–XV веках.

Сражение между войсками христиан и мавров. Средневековый рисунок

На северо-западе полуострова узкой полосой вдоль побережья Атлантического океана располагалась Португалия. Выгодное географическое положение страны отражалось на занятиях ее жителей. Португалия вела оживленную торговлю с Северной Европой и странами Средиземноморья.

Пиренейские государства в XII–XV веках

Какие изменения произошли на Пиренейском полуострове в XII веке, в XIV–XV веках? Найдите места главнейших сражений мавров и христиан.

Большой вклад в борьбу за освобождение Испании внесли Кастилия и Арагон. В этих странах постепенно сложились сословно-представительные монархии.

Впервые король созвал на совет феодалов и духовенство в Кастилии в 1188 году. Затем на собрания стали приглашать представителей городов и крестьянских общин. Так возникли кортесы (от слова «корт» – королевский двор). Кастильские кортесы имели три палаты. Они утверждали новые налоги, участвовали в издании законов. В XII–XIII веках сословно-представительные монархии складывались во всех королевствах Пиренейского полуострова.

Король Фернандо и королева Изабелла. Средневековые скульптуры

В 1479 году, спустя десять лет после свадьбы арагонского принца Фернандо и кастильской принцессы Изабеллы, произошло объединение двух самых сильных государств на Пиренеях. Образование единого государства – Испанского королевства позволило закончить Реконкисту. В 1492 году после долгих боев арагонские и кастильские войска овладели Гранадским эмиратом. Завершение Реконкисты усилило власть испанских королей, которая стала еще крепче в начале XVI века, когда к Испанскому королевству была присоединена Наварра. Таким образом, весь Пиренейский полуостров оказался под властью испанских и португальских правителей.

Костры инквизиции

К концу Реконкисты вражда и религиозная нетерпимость христиан и мусульман усилились. «Католические короли» (так называли Фернандо Арагонского и Изабеллу Кастильскую) запрещали христианам вступать в брак с мусульманами, а маврам – занимать государственные посты. Множество живших на Пиренейском полуострове мавров и евреев были поставлены перед нелегким выбором: либо покинуть Испанию, либо отказаться от своей религии и принять христианство.

Но крещение не всегда помогало. Католическое духовенство с подозрением относилась к «морискам» и «моранам» – перешедшим в христианство маврам и евреям. Их подозревали в тайном соблюдении прежних обрядов. Для поддержания «чистоты веры» решением римского папы и испанских королей в конце XV века была создана испанская инквизиция. Ее возглавил Томас Торквемада, прославившийся на всю Европу своей жестокостью.

Вспомните, что такое инквизиция и для чего она была создана.

Заподозренных в отступлении от христианства ждало суровое наказание. Инквизиторы бросали их в тюрьмы, пытали и, получив нужные «доказательства» вины, приговаривали к аутодафе. Казнь еретиков проходила в присутствии короля, духовенства и толп народа. Первое испанское аутодафе состоялось в феврале 1481 года в городе Севилья. Вскоре сожжения еретиков стали происходить постоянно, и для казней была выстроена особая площадка – «жаровня».

Подведем итоги

Как и крестовые походы, Реконкиста была столкновением христианского и исламского миров. В ходе отвоевания земель происходило освоение новой территории и ее объединение под властью королей. В результате борьбы с маврами на территории Пиренейского полуострова образовалось два сильных государства – Испания и Португалия.

Реконкиста (от слова «отвоевание») – освобождение христианами захваченных мусульманами земель Пиренейского полуострова, продолжавшееся с VIII по XV век.

Аутодафе («дело веры») – публичное сожжение еретиков на костре по приговору инквизиции.

Кортесы - собрания представителей сословий в государствах Пиренейского полуострова.

718 Битва христиан с маврами в долине Ковадонга. Начало Реконкисты.

1212 Сражение при Лас-Навас-де-Толосе. Разгром мавров.

1479 Объединение Кастилии и Арагона. Образование Испанского королевства.

1492 Захват Гранадского эмирата. Окончание Реконкисты.

1. Когда произошло завоевание Пиренейского полуострова арабами и какое значение оно имело?

2. Что такое Реконкиста? Сколько периодов можно выделить в Реконкисте? Что общего у нее с крестовыми походами и чем они отличаются?

3. Какие государства образовались на Пиренейском полуострове к концу XIII века? Что общего было в управлении этими государствами?

4. Какое сходство имели кортесы с Генеральными штатами во Франции и парламентом в Англии и чем они отличались?

5. Когда и почему произошло объединение Кастилии и Арагона? Какую роль сыграло это объединение в освобождении Пиренейского полуострова?

6. Каким образом «католические короли» следили за «чистотой веры» в Испании?

1. Средневековая хроника так описывает один из эпизодов Реконкисты: «В этом году собрал король Альфонс огромное войско, большее нежели когда-либо, и пошел на Толедо… и принуждены были мавры сдать город королю Альфонсу… И обратились мавры к королю с просьбой, чтобы оставил их в городе и чтобы сохранили они свои дома и имущество и все то, чем они владеют, и король дон Альфонс разрешил им жить… и повелел он, чтобы платили мавры те же подушные подати, что взимались с них мавританскими королями, и кроме того, объявил он, что главная мечеть должна извечно принадлежать маврам… И после того было это соглашение утверждено и скреплено подписями, и христиане утвердились в городе; совершил король поход на города и селения, что лежат в окрестностях Толедо и нашими стали все земли, которые завоевал он… И трон короля был перенесен в королевский дворец Толедо». О каком эпизоде Реконкисты идет речь и каково было его значение? Какое соглашение с маврами и почему вынужден был заключить король?

2. Заполните таблицу «Периоды Реконкисты»:

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Мавры автора Лазарев Андрей Викторович

РЕКОНКИСТА Что такое Реконкиста? Реконкистой называют отвоевание христианами земель на Пиренейском полуострове, занятых маврами. Началась Реконкиста с первых боев, которые вели правители Астурии в VIII в., и закончилась в 1492 г. с падением Гранады, последней области,

Из книги Всемирная история. Том 2. Средние века автора Йегер Оскар

Из книги «Русские идут!» [Почему боятся России?] автора Вершинин Лев Рэмович

Реконкиста Впрочем, все только начиналось. Вторую после поражения под Судьбищами плюху подряд Девлет-Гирей, видимо, воспринял как вызов Судьбы на поединок, а он был из тех людей, которые не боятся побороться и с Судьбой. Не бросаясь на рожон сразу, он на время занялся

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 2: Средневековые цивилизации Запада и Востока автора Коллектив авторов

СТРАНЫ ПИРЕНЕЙСКОГО ПОЛУОСТРОВА На Пиренейском полуострове во второй половине XIV в. существовали пять крупных государственных образований: королевства Арагон, Кастилия и Леон, Португалия, Наварра и Гранадский эмират. Правители христианских королевств находились в

Из книги История Средних веков. Том 1 [В двух томах. Под общей редакцией С. Д. Сказкина] автора Сказкин Сергей Данилович

Реконкиста На севере Пиренейского полуострова сохранялись независимые от арабов территории - Астурия, Галисия и Баскония. Из этих христианских государств началось отвоевание (по-испански - реконкиста) захваченных арабами земель. Началом реконкисты считается битва

Из книги Рыцари Христа. Военно-монашеские ордены в средние века, XI-XVI вв. автора Демурже Ален

Реконкиста В 711 г. мусульманские войска из Северной Африки захватили практически весь Пиренейский полуостров, покончив с Вестготским королевством. Сохранились только мелкие христианские королевства в Кантабрийских горах (Астурия и Галисия) и Пиренейских (Наварра,

автора Коллектив авторов

СТРАНЫ ПИРЕНЕЙСКОГО ПОЛУОСТРОВА В КОНЦЕ XV–XVI ВЕКЕ Испания и Португалия в конце XV–XVI в. находились на вершине своего могущества, их роль в истории Европы и всего мира была в эту эпоху как никогда высока, однако в том же XVI в. обе страны вступают в период упадка, для

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 3: Мир в раннее Новое время автора Коллектив авторов

СТРАНЫ ПИРЕНЕЙСКОГО ПОЛУОСТРОВА И ЮЖНЫЕ НИДЕРЛАНДЫ В XVII ВЕКЕ Испанская монархия вступила в XVII в. могущественной державой - одной из самых обширных, какие только знала история. Помимо Пиренейского полуострова в ее состав входили южная часть Нидерландов, Франш-Конте и

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 3: Мир в раннее Новое время автора Коллектив авторов

СТРАНЫ ПИРЕНЕЙСКОГО ПОЛУОСТРОВА В КОНЦЕ XV–XVI ВЕКЕ Альтамира-и-Кревеа Р. История Испании. М., 1951. Т. 1–2.История Испании / ред. В.А. Ведюшкин, Г.А. Попова. М., 2012. Т. 1.Кеймен Г. Испания: дорога к империи. М., 2007.Перес Ж. Изабелла Католичка. Образец для христианского мира? СПб., 2012.

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 3: Мир в раннее Новое время автора Коллектив авторов

СТРАНЫ ПИРЕНЕЙСКОГО ПОЛУОСТРОВА И ЮЖНЫЕ НИДЕРЛАНДЫ В XVII ВЕКЕ Дефурно М. Повседневная жизнь Испании Золотого века. М., 2004.Силюнас В.Ю. Стиль жизни и стили искусства (Испанский театр маньеризма и барокко). СПб., 2000.Abelian J.L. Historia critica del pensamiento espanol. Madrid, 1986. Vol. 3.Dominguez Ortiz A. La sociedad espanola

Из книги История Португалии автора Сарайва Жозе Эрману

7. Реконкиста Мусульмане не захватили Астурию. Это горный район с сильно пересеченной местностью; там не было крупных населенных пунктов, а население жило бедно. Согласно распространенному преданию, по многим признакам легендарному, здесь скрывались после нашествия

Реконкиста Первые надежные сведения о еврейских общинах в христианских государствах Испании относятся к IX веку. В это время уже существовала процветающая община в окрестностях Барселоны. Она поддерживала отношения с вавилонским гаоном Амрамом, который в 870 или 880 году

Из книги Всеобщая история. История средних веков. 6 класс автора Абрамов Андрей Вячеславович

§ 25. Государства Пиренейского полуострова. Реконкиста Арабское завоевание Испании и его последствияВ начале VIII века из Северной Африки на Пиренейский полуостров вторглись арабские завоеватели. Несмотря на упорное сопротивление местных жителей, арабы захватили

Из книги История Индонезии Часть 1 автора Бандиленко Геннадий Георгиевич

РАСЦВЕТ КОРОЛЕВСТВА КЕДИРИ. ИМПЕРИЯ ШРИВИДЖАЯ И ГОСУДАРСТВА МАЛАККСКОГО ПОЛУОСТРОВА В XII в. ПОЛИТИКА КЕДИРИЙСКИХ МОНАРХОВ В XII в. ЭВОЛЮЦИЯ АГРАРНОГО СТРОЯЗа период с 1100 по 1222 г. (последний год существования самостоятельного государства Кедири) эпиграфические документы

1. Мусульманская Испания. В середине VIII века арабские владения в Испании отделились от халифата и образовали эмират с центром в Кордове. С X века правитель мусульманских владений в Испании - Андалусии - носил ти­тул халифа. Арабов и берберов, проживавших в Испании, христиане именовали маврами: ведь завоеватели пришли из области в Северной Аф­рике - Мавритании.

Мусульманская Испания была процветаю­щей частью Европы. Сеть оросительных кана­лов на юге полуострова позволила поднять уро­жаи зерна и винограда. На плоскогорье разво­дили большие стада овец. Большинство мавров расселилось в городах, число которых достига­ло четырехсот. Кордова, один из красивейших городов мира, насчитывала до полумиллиона жителей. Андалусия славилась своими шелко­выми и шерстяными тканями, изделиями из металла, кожи и стекла. Обладая большим фло­том, она активно торговала с Африкой, Багдад­ским халифатом, Италией, Византией.

Мавры сначала не мешали местному населе­нию Испании исповедовать свою религию. В Ан­далусии бок о бок уживались потомки басков и других жителей прежней римской провин­ции, вестготы, арабы, берберы, евреи. Здесь было немало христиан, принявших ислам, но были и те, кто, сохранив христианскую веру, переняли арабский язык, одежду, некоторые обычаи.

2. Реконкиста. Сразу же после завоевания маврами Испании началась Реконкиста - об­ратное отвоевывание захваченной территории. Реконкиста длилась около восьми столетий.

Господа в ходе Реконкисты получали новые земли и должности на отвоеванной территории. Крестьяне, участвуя в войнах, приобретали не только землю, но и личную свободу. Города, вновь основанные или отвоеванные у мавров, добивались самоуправления и различных прав. Все участники войн с маврами мечтали захватить богатую добычу. Кроме ко­ренных жителей полуострова, в Реконкисте временами участво­вали французские и итальянс­кие рыцари. Папы не раз призы­вали христиан к Крестовым по­ходам против мусульман в Испа­нии.

В ходе Реконкисты на севере Пиренейского полуострова обра­зовались королевства Кастилия (в переводе - «Страна замков»), Арагон, а в Пиренейских горах - Наварра. На западе полуострова из Кастилии выделилось королевство Португалия.

Около 1030 года Кордовский халифат рас­пался на десятки независимых княжеств. С середины XI и до середины XIII века в Рекон­кисте были достигнуты самые крупные успехи. Ослабленные междоусобными войнами, мусуль­манские княжества стали легкой добычей для христианских правителей. В конце XI века хри­стиане заняли город Толедо и вскоре перенесли в него столицу Кастильского королевства. По­зднее Арагон завладел крупным мусульман­ским центром Сарагосой, а португальцы взяли Лиссабон и сделали его своей столицей. Рекон­киста проходила не постепенно, а как бы скачками. Она замедлялась враждой между христианскими государями, ей мешали вторжения фа­натичных приверженцев ислама - воинствен­ных берберских племен из Северной Африки. Берберы наносили тяжелые поражения христи­анам, но и они не смогли объединить враждую­щих мусульманских эмиров. Давление христи­ан на юг нарастало.


В 1212 году объединенные силы Кастилии и других христианских государств полуострова сокрушили мавританские войска в сражении у селения Лас Навас де Толоса. Силы мавров в Испании были окончательно подорваны. В сле­дующие десятилетия Кастилия заняла крупней­шие мусульманские княжества с центрами в Кордове, Севилье и другие. Арагон утверждал свою власть на Балеарских островах, островах Сицилия и Сардиния, а позднее - в Южной Ита­лии. У мавров осталась лишь богатая область на юге - Гранадский эмират.

3. Жизнь евреев в Испании. На Пиренеях еще с римских времен проживало много евреев.В мусульманской Испании возник один из цент­ров еврейской культуры Средневековья. Евреи были земледельцами, ремесленниками, торгов­цами, а наиболее образованные участвовали в управлении страной: выполняли торговые и дипломатические поручения, служили врачами, послами, ведали сбором налогов. Но с XII века, после вторжений фанатичных берберов, ев­реев начали принуждать переходить в ислам. Многие евреи, не желая отказываться от веры своих предков, бежали на север к христианам.

Отношение к евреям в христианской Испа­нии долгое время было намного лучше, чем в других странах. Но с конца XIV века, когда Ре­конкиста близилась к завершению, начались преследования и травля евреев. Их поставили перед выбором: крещение или смерть. Многие приняли мученическую смерть ради своей ве­ры, другие предпочли переход в христианство, надеясь переждать грозу и в будущем вернуть­ся к своей вере. Крестившиеся евреи не были признаны, однако, равноправными с христиа­нами.

4. Образование Испанского королевства. Возникшие на Пиренейском полуострове госу­дарства были сословными монархиями. Сначала в Кастилии короли созывали на совет высшую светскую и церковную знать. Позднее на заседания стали приглашать представителей го­рожан и даже свободных крестьян. Так возник­ло собрание представителей сословий - корте­сы (от слова «корт» - королевский двор). Кортесы в Кастилии, как и Генеральные штаты во Франции делились на три палаты. Кортесы утверждали новые налоги и участвовали в изда­нии законов. Сословные учреждения возникли и в других королевствах на Пиренейском полу­острове. Но кастильские кортесы были первым в Европе парламентом с участием крестьян.

После решающих успехов Реконкисты на­чались затяжные междоусобные войны между христианскими государствами. Только в конце XV века наступил последний этап в объедине­нии страны. В 1479 году под властью супружес­кой пары Изабеллы Кастильской и Фердинан­да Арагонского произошло объединение двух государств в единое Испанское королевство. Наварра была поделена между Арагоном и Фран­цией. Теперь настало время полного изгнания мавров из Испании.

В 1492 году после 10-летней войны войска Фердинанда и Изабеллы взяли Гранаду. На территории Пиренейского полуострова остались два христианских королевства - Испания и Португалия.

5. Введение инквизиции в Испании. Рекон­киста проводилась под лозунгом борьбы христи­ан против ислама. Мавры сдали Гранаду при условии, что за ними и евреями сохраняются их имущество и вера. Но эти обещания не были выполнены. Многим мусульманам и евреям при­шлось переселиться в Северную Африку. Испа­нию покинула значительная часть торговцев и ремесленников, что оказалось для страны тяже­лой потерей.

Фердинанд и Изабелла недаром называли себя «католическими королями»: они пожела­ли сделать Испанию чисто христианской стра­ной. За оставшимися в Испании маврами и евреями, вынужденно принявшими крещение, велась постоянная слежка: церковь стремилась уличить их в отступлении от истинной веры, обвинить в ереси и колдовстве.

Для искоренения еретиков в Испании была учреждена инквизиция. Ее возглавил свирепый и беспощадный Томас Торквемада, облеченный званием «великого инквизитора». За 10 лет, по­ка Торквемада стоял во главе инквизиции, ты­сячи людей были сожжены на кострах, еще больше подверглись пыткам и содержались в тюрьмах. Казнь еретиков в Испании получила название аутодафе («дело веры»). Она проводи­лась как церковный праздник: костер пылал на городской площади, при большом стечении на­рода, знати и воинов. Подчас одновременно сжи­гали десятки невинных людей. Появились по­собия по обличению ведьм, колдунов и ерети­ков, в Толедском университете специально изу­чали «демонологию».

Сразу после взятия Гранады король и коро­лева издали указ об изгнании всех евреев из Испанского королевства. 120 тысяч человек должны были в течение трех месяцев покинуть страну. Оставив дома и имущество, изгнанники направились в мусульманские страны, в испан­ские колонии в Америке или в Нидерланды.

1. Мусульманская Испания. В середине VIII века арабские владения в Испании отделились от халифата и образовали эмират с центром в Кордове. С X века правитель мусульманских владений в Испании - Андалусии - носил ти­тул халифа. Арабов и берберов, проживавших в Испании, христиане именовали маврами: ведь завоеватели пришли из области в Северной Аф­рике - Мавритании.

Мусульманская Испания была процветаю­щей частью Европы. Сеть оросительных кана­лов на юге полуострова позволила поднять уро­жаи зерна и винограда. На плоскогорье разво­дили большие стада овец. Большинство мавров расселилось в городах, число которых достига­ло четырехсот. Кордова, один из красивейших городов мира, насчитывала до полумиллиона жителей. Андалусия славилась своими шелко­выми и шерстяными тканями, изделиями из металла, кожи и стекла. Обладая большим фло­том, она активно торговала с Африкой, Багдад­ским халифатом, Италией, Византией.

Мавры сначала не мешали местному населе­нию Испании исповедовать свою религию. В Ан­далусии бок о бок уживались потомки басков и других жителей прежней римской провин­ции, вестготы, арабы, берберы, евреи. Здесь было немало христиан, принявших ислам, но были и те, кто, сохранив христианскую веру, переняли арабский язык, одежду, некоторые обычаи.

2. Реконкиста. Сразу же после завоевания маврами Испании началась Реконкиста - об­ратное отвоевывание захваченной территории. Реконкиста длилась около восьми столетий.

Господа в ходе Реконкисты получали новые земли и должности на отвоеванной территории. Крестьяне, участвуя в войнах, приобретали не только землю, но и личную свободу. Города, вновь основанные или отвоеванные у мавров, добивались самоуправления и различных прав. Все участники войн с маврами мечтали захватить богатую добычу. Кроме ко­ренных жителей полуострова, в Реконкисте временами участво­вали французские и итальянс­кие рыцари. Папы не раз призы­вали христиан к Крестовым по­ходам против мусульман в Испа­нии.

В ходе Реконкисты на севере Пиренейского полуострова обра­зовались королевства Кастилия (в переводе - «Страна замков»), Арагон, а в Пиренейских горах - Наварра. На западе полуострова из Кастилии выделилось королевство Португалия.

Около 1030 года Кордовский халифат рас­пался на десятки независимых княжеств. С середины XI и до середины XIII века в Рекон­кисте были достигнуты самые крупные успехи. Ослабленные междоусобными войнами, мусуль­манские княжества стали легкой добычей для христианских правителей. В конце XI века хри­стиане заняли город Толедо и вскоре перенесли в него столицу Кастильского королевства. По­зднее Арагон завладел крупным мусульман­ским центром Сарагосой, а португальцы взяли Лиссабон и сделали его своей столицей. Рекон­киста проходила не постепенно, а как бы скачками. Она замедлялась враждой между христианскими государями, ей мешали вторжения фа­натичных приверженцев ислама - воинствен­ных берберских племен из Северной Африки. Берберы наносили тяжелые поражения христи­анам, но и они не смогли объединить враждую­щих мусульманских эмиров. Давление христи­ан на юг нарастало.

В 1212 году объединенные силы Кастилии и других христианских государств полуострова сокрушили мавританские войска в сражении у селения Лас Навас де Толоса. Силы мавров в Испании были окончательно подорваны. В сле­дующие десятилетия Кастилия заняла крупней­шие мусульманские княжества с центрами в Кордове, Севилье и другие. Арагон утверждал свою власть на Балеарских островах, островах Сицилия и Сардиния, а позднее - в Южной Ита­лии. У мавров осталась лишь богатая область на юге - Гранадский эмират.

3. Жизнь евреев в Испании. На Пиренеях еще с римских времен проживало много евреев.В мусульманской Испании возник один из цент­ров еврейской культуры Средневековья. Евреи были земледельцами, ремесленниками, торгов­цами, а наиболее образованные участвовали в управлении страной: выполняли торговые и дипломатические поручения, служили врачами, послами, ведали сбором налогов. Но с XII века, после вторжений фанатичных берберов, ев­реев начали принуждать переходить в ислам. Многие евреи, не желая отказываться от веры своих предков, бежали на север к христианам.

Отношение к евреям в христианской Испа­нии долгое время было намного лучше, чем в других странах. Но с конца XIV века, когда Ре­конкиста близилась к завершению, начались преследования и травля евреев. Их поставили перед выбором: крещение или смерть. Многие приняли мученическую смерть ради своей ве­ры, другие предпочли переход в христианство, надеясь переждать грозу и в будущем вернуть­ся к своей вере. Крестившиеся евреи не были признаны, однако, равноправными с христиа­нами.

4. Образование Испанского королевства. Возникшие на Пиренейском полуострове госу­дарства были сословными монархиями. Сначала в Кастилии короли созывали на совет высшую светскую и церковную знать. Позднее на заседания стали приглашать представителей го­рожан и даже свободных крестьян. Так возник­ло собрание представителей сословий - корте­сы (от слова «корт» - королевский двор). Кортесы в Кастилии, как и Генеральные штаты во Франции делились на три палаты. Кортесы утверждали новые налоги и участвовали в изда­нии законов. Сословные учреждения возникли и в других королевствах на Пиренейском полу­острове. Но кастильские кортесы были первым в Европе парламентом с участием крестьян.

После решающих успехов Реконкисты на­чались затяжные междоусобные войны между христианскими государствами. Только в конце XV века наступил последний этап в объедине­нии страны. В 1479 году под властью супружес­кой пары Изабеллы Кастильской и Фердинан­да Арагонского произошло объединение двух государств в единое Испанское королевство. Наварра была поделена между Арагоном и Фран­цией. Теперь настало время полного изгнания мавров из Испании.

В 1492 году после 10-летней войны войска Фердинанда и Изабеллы взяли Гранаду. На территории Пиренейского полуострова остались два христианских королевства - Испания и Португалия.

5. Введение инквизиции в Испании. Рекон­киста проводилась под лозунгом борьбы христи­ан против ислама. Мавры сдали Гранаду при условии, что за ними и евреями сохраняются их имущество и вера. Но эти обещания не были выполнены. Многим мусульманам и евреям при­шлось переселиться в Северную Африку. Испа­нию покинула значительная часть торговцев и ремесленников, что оказалось для страны тяже­лой потерей.

Фердинанд и Изабелла недаром называли себя «католическими королями»: они пожела­ли сделать Испанию чисто христианской стра­ной. За оставшимися в Испании маврами и евреями, вынужденно принявшими крещение, велась постоянная слежка: церковь стремилась уличить их в отступлении от истинной веры, обвинить в ереси и колдовстве.

Для искоренения еретиков в Испании была учреждена инквизиция. Ее возглавил свирепый и беспощадный Томас Торквемада, облеченный званием «великого инквизитора». За 10 лет, по­ка Торквемада стоял во главе инквизиции, ты­сячи людей были сожжены на кострах, еще больше подверглись пыткам и содержались в тюрьмах. Казнь еретиков в Испании получила название аутодафе («дело веры»). Она проводи­лась как церковный праздник: костер пылал на городской площади, при большом стечении на­рода, знати и воинов. Подчас одновременно сжи­гали десятки невинных людей. Появились по­собия по обличению ведьм, колдунов и ерети­ков, в Толедском университете специально изу­чали «демонологию».

Сразу после взятия Гранады король и коро­лева издали указ об изгнании всех евреев из Испанского королевства. 120 тысяч человек должны были в течение трех месяцев покинуть страну. Оставив дома и имущество, изгнанники направились в мусульманские страны, в испан­ские колонии в Америке или в Нидерланды.

Когда и как Испания оказалась под властью арабов? Когда мусульманские правители Испании отделились от Арабского халифата? Как называлось это государство? Кого называли эмирами? 1.

Мусульманская Испания.

В середине VIII века арабские владения в Испании отделились от халифата и образовали эмират с центром в Кордове. С X века правитель мусульманских владений в Испании - Андалусии - носил титул халифа. Арабов и берберов, проживавших в Испании, христиане именовали маврами: ведь завоеватели пришли из области в Северной Африке - Мавритании.

Мощные средневековые стены испанского города

Мусульманская Испания была процветающей частью Европы. Сеть оросительных каналов позволила увеличить урожаи зерна и винограда. На плоскогорье разводили большие стада овец. Большинство мавров расселилось в городах, число которых достигало четырёхсот. Кордова, столица мусульманских владений, один из красивейших городов мира, насчитывала до полумиллиона жителей. Андалусия славилась своими тканями, изделиями из металла, кожи и стекла. Обладая большим флотом, она активно торговала с Африкой, Багдадским халифатом, Италией, Византией.

Мавры сначала не мешали местному населению Испании исповедовать свою религию. В Андалусии бок о бок уживались потомки басков и римлян, вестготы, арабы, берберы, евреи. Здесь было немало христиан, принявших ислам, но были и те, кто, сохранив христианскую веру, переняли арабский язык, одежду, некоторые обычаи. Соединение многих культур - арабской, латинской, готской (германской), местной кельтской, влияние берберов-африканцев и евреев придали неповторимую оригинальность и красоту искусству Испании. 2.

Реконкиста. Сразу же после завоевания маврами Испании началась Реконкиста - обратное отвоевание захваченной ими территории. Реконкиста длилась около восьми столетий.

іе-Компостел;

Леон Бургос

Барселона

Мадрид ° толедЬ J

"^Лас-Навас1- Кордова ~4-;

J ^ЭМИРЛ,!^- 1ИЛЬЯ^7Су ® [

" т? ГРАНАДА, Территории, освобождённые в ходе Реконкисты:

| к концу XI в.

I | к началу XIII в.

_] к концу XIII в.

] к концу XV в.

Решающее сражение с арабами в 1212 г. Границы королевства Испании в конце XV в. Границы государств в середине XV в. Реконкиста на Пиренейском полуострове

1Г“"Т Найдите на карте королевства, упоминаемые в тексте.

Какие государства остались на полуострове в конце

Господа в ходе Реконкисты занимали новые земли и получали должности на отвоёванной территории. Крестьяне, участвуя в войнах с маврами, приобретали и землю, и личную свободу. Города добивались самоуправления и различных прав. Все участники войн с маврами мечтали захватить богатую добычу. Кроме жителей полуострова, в Реконкисте временами участвовали французские и итальянские рыцари. Папы римские не раз призывали христиан к Крестовым походам против мусульман в Испании.

В ходе Реконкисты в центре Пиренейского полуострова образовались обширные королевства Кастилия (в переводе - «Страна замков») и Арагон, а в Пиренейских горах - Наварра. На западе полуострова из Кастилии выделилось королевство Португалия.

С середины XI и до середины XIII века в Реконкисте были достигнуты самые крупные успехи. Мелкие и ослабленные междоусобицами мусульманские княжества стали лёгкой добычей для христианских правителей. В конце XI века христиане заняли город Толедо, который стал столицей Кастильского королевства. Позднее Арагон завладел крупным мусульманским центром Сарагосой, а португальцы взяли Лиссабон

Из договора короля Арагона Хайме I с эмиром Валенсии

(отрывок)

Это - договор о перемирии между двумя равными владыками. Начало его соответствует 621 году хиджры.

Война между сторонами прекращается, и устраняются её последствия к пользе обеих общин - мусульманской и христианской, причинённые ею бедствия общинам и ущерб ликвидируются. Причинение тайных и явных обид запрещается. Нет места ни для запутанности и сложности, ни для зла и хитрости. Должна быть только гарантированная безопасность для всех.

Если кто-то из жителей королевства Арагон отправится к мусульманам, то такое намерение допустимо, и нет никакого греха в использовании такового на службе и в проявлении в отношении него благодеяния.

Путь для купцов, обычно прибывающих из страны Арагон в Валенсию по суше и по морю, открыт.

В случае если кто-либо из людей одной из общин переберётся в какую- либо крепость другой общины, то этот человек должен быть в полной безопасности, получить гарантию сохранности своей жизни и имущества и мог бы вернуться на родину невредимым.

1. Попробуйте датировать документ по христианскому календарю. 2. Сопоставьте текст документа с текстом учебника: какие новые сведения о периоде Реконкисты сообщает источник? 3. Какие правила отношений между представителями двух различных народов выражены в этом документе? Могут ли они быть полезны и поучительны в наши дни? и сделали его своей столицей. Реконкиста происходила не постепенно, а как бы скачками. Она замедлялась враждой между христианскими государями, ей мешали вторжения фанатичных приверженцев ислама из Северной Африки - берберов. Берберы наносили тяжёлые поражения христианам, но и они не смогли объединить враждующих мусульманских эмиров. Давление христиан на юг нарастало.

В 1212 году объединённые силы Кастилии и других христианских государств полуострова сокрушили мавританские войска в сражении у селения Лас Навас де Толоса. Силы мавров в Испании были окончательно подорваны. У них осталась лишь богатая область на юге - Гранадский эмират.

Королевский замок (резиденция Фердинанда и Изабеллы) в Сеговии 3.

Образование Испанского королевства. Возникшие на Пиренейском полуострове государства были сословными монархиями. Сначала в Кастилии короли созывали на совет только высшую светскую и церковную знать. Позднее на заседания стали приглашать представителей горожан и даже крестьянских общин. Так возникло собрание представителей сословий - кортесы (от слова «корт» - королевский двор). Кортесы в Кастилии, как и Генеральные штаты во Франции, делились на три палаты. Подобно сословным собраниям в других странах, они утверждали новые налоги и участвовали в издании законов. Сословные учреждения возникли и в других королевствах на Пиренейском полуострове. Но кастильские кортесы были первым в Европе парламентом с участием крестьян.

Фердинанд Арагонский

После решающих успехов Реконкисты начались затяжные междоусобные войны между христианскими государствами. Только в 1479 году под властью супружеской пары Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского произошло объединение двух государств в единое Испанское королевство. Наварра была поделена между Арагоном и Францией. Теперь настало время полного изгнания мавров из Испании.

Изабелла Кастильская. Статуи в королевском замке в Сеговии

В 1492 году после 10-летней войны войска Фердинанда и Изабеллы взяли Гранаду. На территории Пиренейского полуострова остались два христианских королевства - Испания и Португалия. 4.

Жизнь евреев в Испании. На Пиренеях ещё с римских времён проживало много евреев. В мусульманской Испании возник один из центров еврейской культуры Средневековья. Отношение к евреям в арабской, а затем и в христианской Испании долгое время было намного лучше, чем в других странах. Но с конца XIV века, когда Реконкиста близилась к завершению, начались преследования и травля как евреев, так и оставшихся мавров. Их поставили перед выбором: крещение или смерть. Многие приняли мученическую смерть ради своей веры, другие предпочли переход в христианство, надеясь в будущем вернуться к своей вере. Крестившиеся евреи и мавры не были, однако, признаны равноправными с христианами. 5.

Инквизиция в Испании. Реконкиста проводилась под лозунгом борьбы христиан против ислама. Мавры сдали Гранаду при условии, что за ними и евреями сохраняются их имущество и вера, но эти обещания не были выполнены. Сразу после взятия Гранады король и королева издали указ об изгнании всех евреев из Испанского королевства. 120 тысяч человек должны были в течение трёх месяцев покинуть страну. Оставив дома и имущество, изгнанники направились в мусульманские страны, в испанские колонии в Америке или в Нидерланды. Испанию покинула значительная часть торговцев и ремесленников, что оказалось для страны тяжёлой потерей.

Статуя святого Иакова из собора в Сантьяго (Испания)

Фердинанд и Изабелла недаром называли себя католическими королями: они пожелали сделать Испанию чисто христианской страной.

Искоренением еретиков в Испании занималась инквизиция. Её возглавил свирепый и беспощадный Томас Торквемада, облечённый званием великого инквизитора. За 10 лет, пока Торквемада стоял во главе инквизиции, тысячи людей были сожжены на кострах, ещё больше подверглись пыткам и содержались в тюрьмах. Казнь еретиков в Испании получила название аутодафе («дело веры»). Она проводилась как церковный праздник: костёр пылал на городской площади при большом стечении народа. Подчас одновременно сжигали десятки невинных людей. Появились пособия по обличению ведьм, колдунов и еретиков, в Толедском университете специально изучали «демонологию». И сегодня имя Торк- вемады и слова «испанская инквизиция» употребляют, чтобы сказать о крайней жестокости.

1. Какие слои населения Пиренейского полуострова участвовали в Реконкисте? С какой целью они это делали? 2. Какие христианские государства возникли на Пиренейском полуострове? 3. Что тормозило Реконкисту? Чем и когда она завершилась? 4. Когда образовались королевства Испания и Португалия? 5. Почему изгнание мавров и евреев из Испании обернулось бедой для страны? 6. Чем кортесы Испании отличались от других известных вам органов сословной монархии? Предположите, почему появилось это отличие.

1. Почему решающие успехи Реконкисты относятся к XI-XIII векам, а её завершение стало возможным лишь в конце XV века? Назовите не менее двух причин. 2. Уточните по словарю значение понятия «религиозная война». Можно ли Реконкисту назвать религиозной войной? 3. Сравните Реконкисту и Крестовые походы XI-XIII веков в Святую землю: что между ними общего и чем они различаются? 4. Католическая церковь в Испании в XV веке была самой сильной в Европе. Случайно ли это? Аргументируйте свой ответ. 5. Чем объединение Испании отличалось от процессов объединения в Англии и во Франции? 6. Подготовьте сообщение на тему «Влияние мусульманской культуры и образа жизни на народы Пиренейского полуострова». Используйте дополнительную литературу и интернет-ресурсы. 44