Образовательный портал - Kurokt

Вложения для кисин евгений игоревич. Евгений кисин женился на подруге детства Пианист евгений кисин биография

ПРЕДИСЛОВИЕ.

Материал получился просто огромным, несмотря на многоразовые усекновения по живому. В целях лучшей усвояемости для тех, кто осмелится его асилить, текст разбит на несколько частей. Дополнительные материалы и собственно музыка поначалу были вынесены в последний раздел. Но из-за одного ласкового человека, которому я от души желаю сдохнуть пораньше, всё это будет вставлено в комментарии.

ЧАСТЬ 1. ВСТУПЛЕНИЕ.

Разбирал я недавно свою музыкальную библиотеку, вернее то, что от неё осталось. В руки попалась книга маститого музыкального критика Г.М.Цыпина «Портреты советских (хе-хе - прим. ВМ) пианистов», издание 2-е, Москва, 1990 год. В течение нескольких заседаний перелистал её, вспомнил усё былоэ. Мимо прошли люди, многих из которых давно нет на этом свете, но которые навсегда останутся для меня живыми. Ещё немного и книга легла бы на полку, а потревоженная память успокоилась, но… Последний портрет в книге - «советский пианист» Евгений Кисин, которому на момент выхода книги шёл 19-й год. И тут попался на глаза пассаж, который, что называется, зацепил.

«Вместе с ним на концертной сцене находилось некоторое время ещё одно удивительно яркое природное дарование - юная Полина Осетинская. Как и Кисин, она также была в центре внимания специалистов и широкой публики; и о ней, и о нём много говорили, в чём-то сравнивая их, проводя параллели и аналогии. Потом разговоры такого рода как-то сами собой прекратились, иссякли. Подтвердилось (в который уже раз!), что признание в профессиональных кругах требует, и со всей категоричностью, соблюдения п р а в и л х о р о ш е г о т о н а в и с к у с с т в е. Требует умения красиво, достойно, корректно держать себя на эстраде. Кисин в этом отношении был безупречен. А потому и остался вне конкуренции среди своих сверстников.

Выдержал он и ещё одно испытание, не менее трудное и ответственное. Ни разу не дал он повода упрекнуть себя в самопоказе, в чрезмерном внимании к собственной персоне, чем часто грешат юные дарования. Да ещё являющиеся любимцами широкой публики. «Когда поднимаешься по лестнице искусства, не стучи каблуками», - остроумно заметила в своё время замечательная советская актриса О.Андровская».

Два имени, волею обстоятельств и по прихоти автора поставленные рядом. Но как же по-разному сложилась их судьба.

ЧАСТЬ 2. ДЕТСТВО.

Оба наших героя получили широкую известность в начале 80-х. Нужно сказать, что так называемые вундеркинды были, есть и будут всегда и во все времена. Причём в количествах, о которых широкая публика даже не подозревает. Почему же именно эти двое буквально взорвали своим появлением музыкальную общественность? Во-первых, благодаря своим талантам, масштаб которых выделял их даже на фоне им подобных. Во-вторых, благодаря некоторым внемузыкальным обстоятельствам, о которых мы поговорим ниже. В-третьих - и это главное, пожалуй - время было такое.

Полина Осетинская: «Страна уже гордилась Евгением Кисиным, на подходе к славе были юные скрипачи Вадим Репин и Максим Венгеров, сочиняла стихи Ника Турбина. Начиналась вундеристерия. Одновременно с ней произрастали различные методики воспитания, грянул настоящий бум прогрессивной педагогики. Друг за другом штамповались передачи о выдающихся достижениях ребят, которых закаливали зимой в проруби, или с годовалого возраста сажали на шведскую стенку, или рожали в воде. Повсеместно родители искали следы гениальности в сыновьях и дочерях, ибо новое веяние гласило: нет бесталанных детей, есть бестолковое раскрытие их способностей».

Женю Кисина (родился 10.10.1971 г.) привели в музыкальную школу имени Гнесиных в шесть лет и он сходу поразил свою учительницу Анну Павловну Кантор музыкальными способностями - великолепным слухом, импровизациями, живостью фантазии и воображения. Благодаря природному таланту ученика и уверенной руке учителя, обучение пошло невероятными темпами. Кисин представлял собой классический пример вундеркинда и с каждым годом всё больше обходил своих сверстников. В 12 лет он дал свой первый сольный концерт в Гнесинке, а в 13 лет состоялось его знаменитое выступление в Большом зале Московской консерватории - с оркестром под управлением Дмитрия Китаенко он сыграл оба фортепианных концерта Шопена. Свежесть музыкального чувства, красивый маленький жыдёнок с широко распахнутыми глазами, вдохновенными кудряшками и пионерским галстуком на шее - это выступление стало настоящей сенсацией. Запись с концерта разошлась на пластинках огромным тиражом, с этого дня Женя Кисин стал знаменитым концертирующим артистом. Концертирующим не только у нас в стране, но и за рубежом, включая самые что ни на есть капстраны. Кто хоть немного знаком с темой выезда советских артистов на зарубежные гастроли, оценят этот факт. В его судьбе принимали горячее участие видные деятели музыкальной культуры, по странному стечению обстоятельств принадлежавшие, так же, как и Женя, к «симпатичному национальному меньшинству» (с).

Несколько иначе начинался творческий путь Полины Осетинской. До пяти лет девочка не обнаруживала ни музыкальных способностей, ни желания учиться музыке. Узнав, что её ведут в музыкальную школу, она встала посреди дороги и решительно заявила, что дальше не сделает ни шагу. Однако очень быстро вошла во вкус, а дальше её музыкальное развитие даже не пошло - понеслось, помчалось, полетело. Будучи младше Кисина на четыре года, Полина получила широкую известность раньше него. Уже в 6 лет она дала свой первый сольный концерт в Вильнюсе, а в девять лет сыграла с оркестром Пятый концерт Бетховена - вещь, с которой нормальные люди заканчивают консерваторию. Поражало ещё одно обстоятельство. Формально Полина училась в Центральной музыкальной школе, но фактически всеми её занятиями руководил отец - известный кинодраматург Олег Осетинский («Звезда пленительного счастья», «Михайло Ломоносов»). Мечтавший в молодости стать пианистом, но не ставший им по воле несчастного случая, сам не умеющий толком играть, но досконально изучивший это ремесло - от устройства рояля до физиологии и рефлексов - Олег создал целую систему обучения, не похожую ни на одну из существовавших когда-либо, с выразительным названием «дубль-стресс». Она предполагала, помимо музыкального, всестороннее развитие ребёнка на фоне тотальной мобилизации возможностей организма. День Полины был расписан поминутно. Ранний подъем, физические упражнения, минимум пищи, максимум времени за инструментом. Тренировка памяти - к 10 годам репертуар Полины составлял 30 часов музыки, а это более 15 сольных программ - то, что люди обычно копят десятилетиями. Домашние занятия перемежались многочисленными концертами, число которых доходило до четырёх в день и до нескольких сотен в год. Олег Осетинский, имея многочисленные связи и легко заводя новые, по выражению Полины, «пахал непаханное поле музыкального маркетинга». Каждый день приносил новые впечатления - поездки, города, музеи и картинные галереи, встречи с новыми людьми, и концерты, концерты, концерты. И 10 новых стихотворений в день наизусть. И десятикилометровые пробежки. И опять занятия. И снова концерты. И ошеломляющий успех у публики.

ЧАСТЬ 3. ОТРОЧЕСТВО.

Конец 80-х годов подвёл первые итоги в судьбе наших героев.

В 1988-м году Женя Кисин сыграл и записал Первый фортепианный концерт Чайковского со знаменитым дирижёром Гербертом фон Караяном. Слёзы растроганного после выступления Караяна обсуждались не меньше, чем недавние слёзы Путина. Вряд ли кто-нибудь, включая самого Кисина, думал тогда о том, что взятая вершина так и останется самой высокой…

В следующем году должна была впервые выехать за рубеж и Полина - и сразу в США. Её выезд курировала с нашей стороны лично Раиса Максимовна, а с американской - Сьюзенн Эйзенхауэр, жена бывшего Президента.

Любопытно, что примерно в это время, а может чуть раньше, пути наших героев пересеклись. Сменившая по воле отца несколько педагогов в ЦМШ, Полина была представлена учительнице Жени - А.П.Кантор. Женя саккомпанировал Полине на втором рояле концерт Шумана. После этого, пока взрослые вершили судьбы, дети вышли во двор школы. Женя показался Полине совершенно «эфирным существом» и она была немало удивлена, узнав, что он играет в футбол. Под конец прогулки Женя галантно занёс даму в помещение на руках. К тому времени взрослые тоже закончили свой разговор, итог которого легко можно было предвидеть: Анна Павловна отказалась заниматься с Полиной, благоразумно решив, что с неё хватит и одного гения.

В это же время готовится к печати упомянутое в начале второе издание «Портретов советских пианистов» и публикуется строгая рецензия того же автора, Цыпина, на очередной концерт Полины. В этих материалах впервые в адрес наших героев публично высказывается существенная критика.

Кисину предъявляются претензии по части «подгоняющихся» темпов, гулко звучащего рояля, педальных пятен. И очень интересное замечание: «пианизм Кисина сам по себе не представляет пока выдающейся эстетической ценности, что отличает обычно мастеров экстра-класса». И ещё: «Сегодня замечается в первую очередь то, что идёт от его уникального природного дарования. И это прекрасно, конечно, но лишь до поры до времени».

ЧАСТЬ 4. ЮНОСТЬ.

Год 1989.

Евгений Кисин продолжает успешно гастролировать здесь и за рубежом, попутно обдумывая варианты продолжения учёбы. Недавно он признался, что они с Анной Павловной рассматривали вариант продолжения учёбы у… Эмиля Гилельса. Утверждение более чем сомнительное. Во-первых, Эмиль Григорьевич распрощался с консерваторией в далёком 1974-м году, когда Женя делал первые шаги не только в музыке, а вообще в жизни. Во-вторых, с октября 1985-го года Гилельс преподавал исключительно на Новодевичьем, о чём Женя, по идее, должен был знать. С подобного рода несуразицами в исполнении Кисина мы ещё столкнёмся, они характеризуют его не менее ярко, чем выступления в концертах.

После не слишком, по-видимому, мучительных раздумий, Женя и его родные принимают решение продолжать учёбу у А.Кантор. Сам Кисин объяснил его тем обстоятельством, что Анна Павловна фактически стала членом их семьи и он был (и остаётся по сей день) к ней очень привязан. «От добра добра не ищут» - так и сказал.

Кроме того, Женя отвергает поступающие в его адрес предложения об участии в музыкальных конкурсах, в частности - в конкурсе имени Чайковского. Понять его можно: лауреатские звания являются для начинающих артистов билетом, пропуском на эстраду, а у Кисина такой билет уже давно был в кармане. Иное дело учёба в консерватории. Наш видный педагог и выдающаяся пианистка Татьяна Петровна Николаева в конце 70-х и совсем не по поводу Кисина написала следующее: «Особую остроту приобретает проблема продолжения учёбы … молодых исполнителей… Увлекаясь концертной деятельностью, они перестают уделять внимание своему всестороннему образованию, что нарушает гармоничность их развития, отрицательно сказывается на их творческом облике». И ещё: «…Гораздо сложнее бывает удержать завоёванное, укрепить свои творческие позиции, убедить окружающих в своём творческом credo. Именно тут и возникают трудности».

Но родственники нашего героя, да и сам он, придерживались противоположного мнения. В итоге Женя не только ни одного дня не учился в консерватории - чего не позволили себе даже такие титаны, как Рихтер и Гилельс - но даже из-под юбки первой учительницы не вылез.

В это время Полина усиленно готовится к ответственным зарубежным гастролям. Назначена дата «прощального» концерта в Большом зале Ленинградской филармонии. Согласован гастрольный график в Америке. Более того, согласованы даже суммы гонораров - за каждый из 40 концертов Осетинские должны были получить по 50 тысяч долларов, совершенно фантастические по тем временам деньги. Внезапно, незадолго до концерта в Ленинграде, Полина бесследно исчезает из дома. Исчезает, чтобы несколько дней спустя, когда отец и правоохранительные органы сбились с ног в поисках пропавшего гения, появится в знаменитой программе «600 секунд». Выступление Полины у Александра Невзорова получилось не менее резонансным, чем на сцене. Выяснились шокирующие подробности. Оказалось, неотъемлемой частью системы «дубль-стресс» было ежедневное насилие над ребенком - моральное и физическое. Переполнившим чашу терпения Полины стал эпизод, когда отец её, 14-летнюю девушку, при гостях избил, разорвал на ней платье и заставил играть голой. «При этом присутствовали пятеро мужчин и ни один из них не проронил ни слова. И спустя двадцать лет для меня это остаётся загадкой». Позже Полина признается, что в этот период своей жизни она была очень близка к самоубийству… А тогда, в передаче Невзорова, Полина объявила об отмене концерта в Ленинграде и гастролей в Америке, заявила о желании продолжать обучение музыке и выразила просьбу более не ассоциировать её имя с именем отца, потому что отныне у каждого из них своя дорога в жизни. Некоторое время она вместе с матерью скрывается от преследований отца у своих знакомых, а затем поступает в класс к знаменитому ленинградскому педагогу Марине Вениаминовне Вольф. Юная девочка, поражённая, как многим казалось, звёздной болезнью в неизлечимой форме, сумела - в отличие от клана Кисиных - критически посмотреть на свои исполнительские достижения. Имя Полины исчезает с афиш, для неё наступает новый, но тоже тяжёлый период в жизни - период мучительного переучивания уже сложившегося артиста, осмысления произошедшего и накопления нового жизненного и исполнительского опыта.

ЧАСТЬ 5. ВЕЛИКИЙ ПЕРЕЛОМ.

В начале 90-х «советский пианист» Кисин вместе с дружною семьею покинул пределы этой страны. В лучших ростроповическо-вишневских традициях был разыгран спектакль с гонениями на выдающегося артиста. В этот раз, правда, пришлось изображать из себя не диссидента, а потенциальную жертву призыва на военную службу. Возмущенные защитники гения как-то забыли, что их кумир нигде официально не учился и к тому времени должен был, по идее, не только давно призваться, но и уже вернуться со службы. Почему все эти годы военкомат о нём не вспоминал и вдруг почему-то вспомнил аккурат перед отъездом к новому ПМЖ - загадка. Тем не менее, в очередной раз сработало - Женя прибыл на Запад в ореоле великомученика и начал жить-поживать и добра наживать. В музыкальном аспекте для него ничего не поменялось - концерты, записи. Иногда, для души, всякие там грэмми-шмэмми. Важные перемены произошли в ментальном плане. Внезапно в нашем герое проснулось сильное еврейское чувство, которое, как выяснилось, всегда в нём жило, но не имело возможности выражения в условиях тоталитаризма. Женя выучивает иврит настолько хорошо, что читает с эстрады стихи. Женя с удовольствием комментирует события в Израиле, хотя там и не живёт. С неменьшим удовольствием Женя комментирует события в России, хотя и бывает там исключительно с гастролями, исключительно в Москве и исключительно редко. И вообще, выступает неприемлемо редко для современного артиста - около 40 концертов год. В общем, ведёт размеренный и нравственный образ жизни.

А что же наша героиня? Она учится. Вернее, переучивается, что намного хуже. Она мучительно привыкает к Питеру. У неё есть хорошие и преданные друзья, которые поддерживают её, вводят в высший круг питерской интеллигенции. Тем не менее, несколько лет она живёт в общежитии, без особых удобств и кишащем крысами.

Неоднократно её пытается преследовать отец, который публикует о ней нелицеприятные материалы в прессе, при этом заводит девочек-клонов, которые под именем Полины Осетинской разъезжают по стране, дают концерты и зарабатывают деньги.

Вместе с классом своей учительницы Полина впервые выезжает за рубеж. Даёт концерты, с переменным успехом. Зарабатывает первые самостоятельные деньги. Оканчивает школу, поступает в консерваторию. Получает стипендию, как молодой талант. Снимает более приличное жильё, которое, тем не менее, по разным причинам приходится часто менять. Безуспешно пытается принять участие в Международном конкурсе им. Королевы Елизаветы в Брюсселе, где члены жюри тащат своих учеников, а её не пропускают даже во второй тур. После чего она получает нервный срыв и даёт себе зарок никогда больше в конкурсах не участвовать. И всё-таки именно выступая на конкурсе, Полина впервые ощущает своё новое рождение как артистки, с принципиально другим не только своим отношением к музыке, но и музыки к ней - очень тонкий и важный момент. Первая профессиональная запись. Первый профессиональный контракт. И ещё один нервный срыв, после которого она попадает в психиатрическую больницу с диагнозом «маниакально-депрессивный психоз, синдром неживого состояния». К счастью, ненадолго. Нашёлся врач, который сумел убедить её в том, что всё, исключительно всё, находится не в его, а её руках - и голове.

ЧАСТЬ 6. ТОЛЬКО О НЕЙ.

В 1998-м году Полина оканчивает Петербургскую консерваторию. Комиссия во главе с профессором Московской консерватории Михаилом Воскресенским ставит ей пять с плюсом, чего не случалось в Питере более десяти лет. Затем она возвращается в Москву и поступает в аспирантуру к Вере Васильевне Горностаевой - своей любимой учительнице в ЦМШ, с которой много лет назад вынуждена была расстаться из-за отца. В 2000 году учёба закончена. Полина сложившая личность и артистка. К ней возвращаются известность и признание. Признание не только среди публики, которая с большим восторгом принимает её выступления, но и среди коллег. Михаил Плетнёв называет её пианизм «безупречным». Она выступает на известных площадках у нас и за рубежом, с известными коллективами и дирижёрами. Критика отмечает её прекрасный вкус, великолепный звук, масштабность трактовок, сравнивая их с великими именами Гилельса и Рихтера.

В 2008-м году Полина издаёт автобиографическую книгу «Прощай, грусть». Сама она полушутя говорит, что книга не столько автобиографическая, сколько психотерапевтическая. Ей было важно, рассказав свою драматическую историю, сбросить груз прошлого. А сбросив, обратиться к будущему. Вскоре после выхода книги Полина узнала, что ждёт ребёнка…


ЧАСТЬ 7. СЕГОДНЯ И ЗАВТРА.

Возвращаясь к цитате из книги, приведённой в начале, не так-то просто, убрав имена, понять, кто же из наших героев «стучит каблуками, поднимаясь по лестнице искусств»? Кто из них соблюдает «правила хорошего тона в искусстве», а кто ими пренебрёг и ни разу не пожалел об этом? Или напротив - ответ на этот вопрос лежит на поверхности?

В 2009-м году Женя Кисин побывал в Москве. Раздал несколько интервью на тему «Россия - дикая страна». Дал концерты. Восторг в зале, как всегда, был хорошо организован. Совсем другой градус был в интернете - всякие задроты, неудачники и завистники толанту, вроде автора этих строк, констатировали прискорбный факт - за 20 лет ничего в игре Кисина не поменялось. Как не поменялся и он сам. Не очень умный сорокалетний мальчик. Последнее утверждение, впрочем, под сомнением. Особы, приближённые к гению, тихонько говорят, что «Женя пока не определился, с кем ему лучше». Ну ничего, поживём - увидим.

Полина же решительно обрела своё женское счастье. Её муж - известный спортивный журналист Игорь Порошин, она счастливая мама троих детей (старшая девочка - дочка Игоря от первого брака).

Что ждёт наших героев в будущем? Сильно сомневаюсь, что не повзрослев за последние два десятка лет, Женя вдруг предстанет не мальчиком, но мужем. Да оно ему и не надо. И его преданной публике это не надо - она его любит таким, как есть. Даже непонятка может случиться, если что-то резко поменяется. И уж совсем это не надо организаторам его концертов. Так и будет жить популярным овощем, типа морковки.

Полина - сможет ли она иметь такой же успех, как Кисин? Может да, а может и нет. Мир музыки очень жесток внутри. Закон рынка, закон кассы там действует крайне сурово. К счастью, сама Полина считает, что востребованность намного важнее славы. И это очень правильно с её стороны. Ведь ценность исполнительского искусства определяется внутренним содержанием, а не внешней шумихой. По масштабу и свойствам своего таланта Полина достойна встать в один ряд с самыми выдающимися нашими исполнителями. На её концерт я всегда пойду с удовольствием - если, конечно, достану билет:)

ЧАСТЬ 8. ПРИЛОЖЕНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ.

«Пусть твоя тревога станет моей». Так Эмилия, мать русского пианиста Евгения Кисина, пыталась оградить его от «внешнего мира». И в то же время создала все необходимые условия для того, чтобы невероятный талант ее сына стал достоянием планеты. А раскрылся он, когда мальчику было всего 11 месяцев: родители заметили, как малыш напевал тему фуги ля минор из второй части «Хорошо темперированного клавира» Баха, которую разучивала на фортепиано его старшая сестра Аллочка.

Кисин — одно из самых недавних явлений пианиста-вундеркинда в долгой череде других имен, начало которой положил непревзойденный Вольфганг Амадей Моцарт, писавший симфонии, когда ему еще не было десяти. Если в одиннадцать месяцев Женя напевал, то в два года, по свидетельству близких (Эмилия была учителем фортепиано), уже импровизировал на пианино. В шесть лет мальчик попал к преподавателю Анне Павловне Кантор в музыкальную школу имени Гнесиных в Москве, где родился и жил.

Анна Кантор по сей день является его бессменным учителем. В десять лет Кисин впервые выступил с оркестром, исполнив 20-й концерт Моцарта; в 11-летнем возрасте отыграл свой первый сольный концерт в Москве. А в 1984 году, в возрасте 13 лет, дебютировал в престижном Большом зале Московской консерватории, исполнив два концерта Шопена вместе с оркестром Московской государственной филармонии под руководством Дмитрия Китаенко.

В последующие месяцы в Советском Союзе было выпущено пять записей его живых выступлений. В 1987 году, в возрасте 16 лет, Кисин уже давал концерты в Восточной Европе, Японии, а кульминацией его гастролей стало выступление на Берлинском фестивале в 1988 году, где он играл вместе с «Виртуозами Москвы» Владимира Спивакова — в том же году в декабре он дебютировал с Гербертом фон Караяном на концерте Берлинского филармонического оркестра.

© РИА Новости, Простяков

Заключавший контракт только с одной звукозаписывающей компанией Deutsche Grammophon, Кисин оставался для широкой публики своего рода сфинксом. Выдающийся пианист, законный преемник великих русских музыкантов, таких как Рихтер и Гилельс, тщательно скрывал подробности своей личной жизни.

Один из ценителей музыки, уроженец Сан-Паулу и завсегдатай самых известных европейских летних фестивалей классической музыки, рассказал, что Кисин стал «более земным», вырос как человек и «даже обзавелся невестой». Свадьба с Кариной Арзумановой, состоявшаяся 11 марта в Праге, и публикация этого букета личных и творческих откровений завершают нынешний облик пианиста.

В недавно опубликованной автобиографии Кисина «Воспоминания и размышления», которая состоит из трех частей («Детство, молодость и разное»), читатель найдет такие признания пианиста: «говорят, что меня в раннем возрасте заставляли играть на фортепиано. Неправда. Я сам все время рвался к инструменту, хотел играть, импровизировать» или «меня все время спрашивают, кем бы я стал, если бы не выбрал музыкальное поприще: гидом или внештатным журналистом. Эти профессии объединяет то, что они позволяют делиться с другими тем, что самому человеку дорого, важно и интересно». Помимо более близкого знакомства с пианистом еще важнее для нас понять, каким образом исполнительские интерпретации Кисина обретают столь личный, проникновенный характер. Всякий, кто присутствовал на его концерте в Сан-Паулу два года назад, осознал, какой риск берет на себя пианист.

Он доводит до предела драматизм Бетховена, подчеркивая и без того разительные контрасты между лиризмом и неистовством, которые сменяют друг друга в его мощном прочтении Appassionata (соната № 23, опус 57), и в то же время держит слушателя в страшном напряжении.

После концерта я долго размышлял о причинах столь необузданной (и именно потому замечательной) версии исполнения. Ответ нашелся в этой книге. В ней Кисин пишет о том, что Бетховен, играя свои сонаты, менял темп в соответствии с музыкальным настроением, это общеизвестный факт. «Но в России, даже среди самых уважаемых музыкантов, по сей день непоколебимо предубеждение, что „венских классиков следует исполнять в одном и том же темпе"».

Из другого отрывка мы узнаем, что музыкант «любит декларировать стихи и прозу. Дома у меня есть записи того, как в три года я читал „Трех медведей" Толстого на разные голоса. Я регулярно провожу поэтические вечера, читаю стихи на русском и идише. На одном из таких вечеров мне довелось участвовать с Жераром Депардье: я читал русские и еврейские стихотворения в оригинале, а он читал их подстрочные переводы на французский». Именно Депардье побудил Кисина заняться декламацией. Любопытно, что Кисин, стоя под душем, не поет, а читает статьи и стихи: «Это мой способ расслабиться».

Одна из таких статей — «Два приветствия колониализму» (Two Cheers for Colonialism), в два раза больше, чем статья, которую вы читаете сейчас, была написана в 2002 году индийским режиссером Динешем Д"Суза. «Он блестяще развенчивает марксистские мифы о том, что Запад возвысился ценой разграбленных колоний и что без западного империализма страны третьего мира могли развиваться быстрее, а население — жить лучше. Д"Суза один за другим уничтожает эти стереотипы, встроенные в сознание, а также в подсознание многих адептов левой политкорректности».

Контекст

Музыка на службе Великой Руси

Polonia Christiana 26.05.2017

Музыка - лекарство для уставшего мозга

Helsingin Sanomat 22.04.2017

«Музыка у него в крови»

Радио Свобода 25.06.2016
Простим музыканту его политическую наивность. В конце концов «дома взрослые никогда не говорили о политике при детях». О том, что «Сталин был плохим», Кисин узнал только в школе, тогда же научился собирать и разбирать знаменитый автомат Калашникова. Ах, эти универсальные парадоксы репрессивных режимов. Кисин, немного стесняясь, расточает похвалы Хренникову, самому изворотливому «Сарнею» русской музыки советского периода, за то, что тот достал ему ордер на новую квартиру, которая была значительно больше предыдущей (площадью 36 квадратных метров), где вся семья (шесть человек) ютилась на протяжении десятилетий. Подобные жесты «завоевали сердце» вундеркинда.

А ведь это тот самый негодяй Хренников, который в 1948 году помог Жданову подвергнуть репрессиям Шостаковича и Прокофьева; он всегда оставался близок власти, манипулируя струнами музыкальной политики до самой своей смерти в 2007 году в возрасте 94 лет.

Уже на протяжении 20 лет Кисин выходит на сцену с талисманом в кармане. «Сразу же после моего концерта в Карнеги-холл ко мне подошла старшая дочь Артура Рубинштейна Ева и вручила платок с инициалами „А. Р.", сказав: „Вы единственный пианист, чье исполнение напоминает мне отца"».

Кисин носит с собой еще один талисман, которым, к счастью, поделится с нами в сентябре. После 25 лет с Sony Classical пианист возвращается к Deutsche Grammophon и выпускает альбом по своему вкусу: двойной альбом, посвященный Бетховену, с записями только живых выступлений на концертах по всей планете.

В репертуаре, разумеется, Appassionata (Амстердам, 2016), а также четыре другие наиболее известные сонаты композитора: Лунная, опус 27, № 2 (Нью-Йорк, 2012), Прощальная, опус 81, № 26 (Вена, 2006), опус 2, №. 3 (Сеул, 2006), 32 вариации на оригинальную тему (Монпелье, 2007) и соната-завещание, опус 111, №. 32 (фестиваль в Вербье, 2013).

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Дополните информацию о персоне

Биография

В 6 лет поступил в музыкальную школу имени Гнесиных. Первый и единственный педагог - Анна Павловна Кантор.

Первоначально, как вундеркинд, выступал под именем Женя Кисин.

В 10 лет впервые выступил с оркестром, исполнив 20-й концерт Моцарта. Год спустя дал свой первый сольный концерт.

В 1984 году (в 12 лет) исполнил 1 и 2 концерты Шопена для фортепиано с оркестром в Большом зале Московской консерватории.

В 1985 году выехал с концертами за рубеж, в 1987 дебютировал в Западной Европе на Берлинском фестивале.

В 1988 году выступает с Гербертом фон Караяном на Новогоднем концерте Берлинского филармонического оркестра, исполнив 1-й концерт Чайковского.

В сентябре 1990 года, состоялся дебют Кисина в США, где он исполнил 1 и 2 концерты Шопена с Нью-Йоркским филармоническим оркестром под управлением Зубина Меты. А неделю спустя музыкант выступает с сольным концертом в Карнеги Холл.

В феврале 1992 года принимает участие в церемонии "Грэмми" в Нью-Йорке, транслировавшейся по телевидению на аудиторию, состоявшую, согласно подсчетам, из миллиарда шестисот миллионов зрителей.

В августе 1997 года дал сольный концерт на фестивале «Proms» в лондонском Альберт Холле - первый фортепианный вечер за более чем 100-летнюю историю фестиваля.

Ведет интенсивную концертную деятельность в Европе, Америке и Азии, собирая неизменные аншлаги; выступал с ведущими оркестрами мира под управлением таких дирижеров, как Клаудио Аббадо, Владимир Ашкенази, Даниэль Баренбойм, Валерий Гергиев, Карло Мария Джулини, Колин Дэвис, Джеймс Ливайн, Лорин Маазель, Рикардо Мути, Сэйдзи Одзава, Мстислав Ростропович, Евгений Светланов, Юрий Темирканов, Георг Шолти и Марис Янсонс; среди партнеров Кисина по камерной музыке - Марта Аргерих, Юрий Башмет, Наталья Гутман, Томас Квастхофф, Гидон Кремер, Александр Князев, Джеймс Ливайн, Миша Майский, Исаак Стерн и другие.

Выступает с поэтическими вечерами на идише и на русском языке.

С 1991 года жил в Нью-Йорке и Лондоне, в настоящее время - в Париже.

Почётные звания

  • Почетный доктор музыки Манхэттенской школы музыки (05.2001)
  • Почетный член Королевской академии музыки (Лондон, июнь 2005)
  • Почетный доктор Гонконгского университета (2009)
  • Почетный доктор Еврейского университета в Иерусалиме (2010)

Премии и награды

Является лауреатом множества премий:

  • Премия Академии музыки «Chigiana» «Лучший пианист года» (Италия, 1991)
  • Премия журнала «Музыкальная Америка», «Инструменталист года» (1994)
  • Почетная премия «Триумф» (Россия, 1997)
  • Премия имени Шостаковича (Россия, 2003)
  • Премия имени Караяна (Германия, 2005)
  • Премия Грэмми в категории «Лучшее классическое сольное исполнение на музыкальном инструменте» за исполнение произведений Скрябина, Метнера и Стравинского (США, 2006)
  • Премия имени Бенедетти Микеланджели (Италия, 2007)
  • Премия Грэмми 2010 год в номинации «лучшее сольное инструментальное исполнение с оркестром» за запись второго и третьего концертов для фортепиано Сергея Прокофьева.

Об Армении

Впервые он побывал в Армении в 1984 году, а в 1988 он организовывал множество благотворительных концертов, перечисляя деньги пострадавшим во время спитакского землятресения.

Известие о землетрясении в Армении 1988 года застало Евгения Кисина и Владимира Спивакова в Италии, где они тогда находились с концертами. С тех пор они дали множество благотворительных концертов, выручку от которых направляют в Фонд «Дети Армении» и детям-сиротам Спитака. Часть вырученных от концертов средств была предоставлена Национальной службе сейсмической защиты и затрачена на строительство гимназии в Гюмри, а также приобретение компьютеров.

С армянской музыкой его связывает своя история. В декабре 1988 года, еще учась в десятилетке, пианист сыграл на «бис» элегию Бабаджаняна в знак поддержки армян, пострадавших во время землятресения в Спитаке. Как говорит сам музыкант:

Выдающийся российский пианист Евгений Кисин, находящийся в Армении в рамках фестиваля «Ереванские перспективы», сообщил журналистам, что он отвергает приглашения участвовать в музыкальных фестивалях в Турции из-за отказа этой страны признать Геноцид армян.

. Вместе с тем он ответил, что его не раз приглашали в Турцию.

Награды РА

  • Орден «Почета» (РА, за укрепление и развитие армяно-российских культурных связей и за значительный вклад в оказание гуманитарной помощи пострадавшим от разрушительного землетрясения 1988 года в Армении)
  • почетный гражданин города Спитака
  • медаль Валерия Брюсова (за большой вклад в развитие российско-армянских культурных и гуманитарных связей)
  • Почетный профессор (Ереванской Государственной консерватории)
  • Серебрянная медаль имени Бетховена
  • Орден имени Ф.Нансена

Изображения

- Женя, наше с вами интервью девятилетней давности закончилось вопросом: какой самый большой триумф в жизни вы испытали? Ваш ответ был: «Наверное, самый большой тот, который еще не испытал». Позвольте мне задать тот же вопрос, но с коррекцией: какой самый большой триумф вы испытали за последние 9 лет?

Было несколько ярких моментов. Вспоминаю свой первый приезд в Россию в 1997 году после пятилетнего отсутствия, получение там премии «Триумф». Другое событие, о котором не могу не упомянуть, произошло летом того же года. Я сыграл сольный концерт на фестивале «Proms» в лондонском Альберт-холл, вмещающем 6 тысяч зрителей. Это был первый фортепианный концерт за всю более чем столетнюю историю этого фестиваля.

- На российский «Триумф» вас выдвигал Василий Павлович Аксенов - теперь этот секрет можно раскрыть.

Я не знал этого, но, если это так, то не только Аксенов предложил мою кандидатуру. Меня выдвигали также, независимо друг от друга, Владимир Спиваков и Зоя Богуславская.

- На какое время вперед расписан ваш график? Знаете, например, где вы будете 6 мая 2005 года? (Мы беседовали 6 мая 2003 года в Нью-Йорке).

В год я играю 40-45 концертов. 6 мая 2005 года буду в Нью-Йорке, так как 1 мая в Карнеги-холл играю в четыре руки с Ливайном. В программе - Шуберт, концерт будет записываться «живьем». Почему я помню точную дату? Потому что недавно обсуждал ее с одним из своих многочисленных импресарио.

- Извините, Женя, мою неосведомленность, но я знаю лишь Джеймса Ливайна - дирижера оркестра Метрополитен опера.

Он же прекрасный пианист! Правда, не выступает с сольными концертами, но довольно часто исполняет камерную музыку. Кроме того, сделал немало записей, будучи аккомпаниатором таких певцов, как Лучано Паваротти, Джесси Норман, Кэтлин Бэттл, Криста Людвиг. Пару раз мы с Ливайном уже играли в четыре руки - на фестивале в Вербье, в Швейцарии.

Лучшие дня

- Не могли бы вы назвать несколько имен ваших коллег-пианистов, чье творчество вам симпатично?

Вы, наверное, имеете в виду пианистов современных, то есть ныне живущих? Это пианистка из Аргентины Марта Аргерих, с которой мы тоже играли в Вербье, и в четыре руки, и на двух роялях. Кто еще? Кристиан Циммерман, Ричард Гуд, Мюрей Пирайя, Даниэль Баренбойм. Очень люблю Раду Лупу. Он румын, точнее, румынский еврей. Ну и, наконец, Андраш Шифф.

- Что же вы, Женя, не назвали ни одного русского имени?

Пожалуйста: Григорий Соколов, конечно, Владимир Ашкенази, который, к сожалению, в последнее время больше дирижирует, чем играет на фортепиано.

- Ваш репертуар, насколько мне известно, огромен. В него входят только произведения классиков? А Шнитке, например, или Шостаковича исполняете?

Шнитке - нет, а вот Шостаковича играю с большим удовольствием, впрочем, пока не так много: сыграл только его Первый концерт. Хотя сочинений для фортепиано у Дмитрия Дмитриевича достаточно: две сонаты, цикл из 24 прелюдий. Им же написаны прекрасные сочинения с участием фортепиано: Трио, Квинтет, виолончельные, скрипичные и альтовые сонаты. Его виолончельную сонату я играл в 1988 году, когда был еще учеником Гнесинской десятилетки. Партию виолончели исполнял мой хороший приятель Ваграм Сараджян, ныне живущий в Хьюстоне.

- Один музыкальный критик назвал вас романтиком. Вы согласны с этой характеристикой?

Да. Определенно согласен.

- Знатоки вашего творчества говорят также, что у вас в руках все произведения Шопена. Это так, Женя?

Ну, нет, не все, конечно, и всех никогда не будет. Потому что не все произведения Шопена гениальны, особенно - ранние. Из трех его сонат Первая, я бы сказал, совсем неинтересная. Конечно, Шопен занимает центральное место в моем репертуаре, я играю довольно много его произведений: оба Концерта, Вторую и Третью сонаты, 24 прелюдии, разные ноктюрны, полонезы, мазурки, 4 баллады - много чего.

Сразу приходят в голову Шуберт и Моцарт - рано умершие в нищете. Конечно, Чайковский, Шостакович, всю жизнь тайно сопротивлявшийся режиму. Хотя, может, не испытав на собственной шкуре всего того, что ему пришлось испытать, он не написал бы такую музыку. Впрочем, так же, как и Чайковский, только в другом смысле. Вспомню еще Владимира Владимировича Софроницкого, который тоже жил в бедности и довольно рано умер.

- Я где-то читал, что Сталин иногда приглашал В.В. на дачу, любил слушать его игру. И однажды спросил, в чем Софроницкий нуждается. Тот, нуждавшийся во многом, ответил: «Спасибо, ни в чем».

Я знаю другую версию. По приказу Сталина Софроницкий вместе с Гилельсом, скрипачкой Галиной Бариновой и виолончелисткой Мариной Козолуповой был отправлен в Потсдам, куда Трумэн привез Юджина Листа (в 1945 году в Потсдаме проходила конференция глав правительств СССР, США и Великобритании). Мне рассказывали, что Сталин спросил тогда Софроницкого: «Говорят, у вас тяжелое жилищное положение?» И Софроницкий ответил: «Да», но никаких позитивных последствий этот ответ не имел. Сталину больше понравился Гилельс, потому что был некрасив, маленького, как и Сталин, роста. А Софроницкий был высоким и красивым мужчиной.

- Вы успели посмотреть фильм Романа Поланского «Пианист»?..

Фильм замечательный, произвел на меня огромное впечатление.

- Теперь спрошу вас о книге Солженицына «Двести лет вместе»…

У меня есть пока первая книга его дилогии. Я ее не читал, только бегло просмотрел, поэтому вынести какое-либо твердое суждение пока что не могу. Тем более, что второго тома я даже не видел.

- Со времени нашего первого интервью вы не раз бывали в России. Что вас там поразило?

Прежде всего скажу о волнующих чувствах, рожденных самими приездами туда, особенно - первым. Это была встреча с моим прошлым - детством, отрочеством, юностью. А что поразило там? Конечно, то новое, что там построили. Это, к примеру, громадный трехэтажный комплекс под Манежем. Последний раз я побывал в России в конце декабря-начале января нынешнего года. Играл в Санкт-Петербурге, на фестивале Темирканова «Площадь искусств». На открытии фестиваля мы (с оркестром под управлением Темирканова) играли Второй концерт Брамса, а двумя днями позже я сыграл сольный концерт. Запомнилось, как пограничница в аэропорту Петербурга попросила у меня автограф - это было очень приятно.

А потом я снова столкнулся с тем, что уже подзабыл и что раньше не до конца сознавал, потому что был еще ребенком. Пожалуй, нигде в мире нет такого, чтобы люди, работающие в концертных залах, так горячо интересовались музыкой. Имею в виду уборщиц, гардеробщиков, буфетчиц, рабочих сцены. Они чувствуют себя частью всего этого, любят музыку и слушают ее. Это был один из самых трогательных моментов. А в Москву я попал последний раз летом прошлого года, приехал туда без концертов, и жили мы в нашей собственной квартире в Сокольниках.

- У вас не возникало мысли - не желания, а именно мысли - вернуться? И были ли соответствующие предложения?

А от кого, собственно говоря, могло поступить такое предложение? Вы говорите: не желания, а мысли… Скорее, мысли были желанием, чтобы жизнь в России стала нормальной. И если бы она стала таковой, я хотел бы жить там. Это все-таки свое, я там прожил первые 20 лет своей жизни, и за эти 20 лет в России не произошло ничего такого, из-за чего я мог бы хотеть вырвать эти годы из своей души. Нет, предложений вернуться не было.

- Ваши занятия на фортепиано сейчас ежедневные?

В принципе - да, хотя обычно я не занимаюсь на следующий день после концерта. Бывают и целые периоды, они случаются раз в году, когда я не занимаюсь. В Москве, в наш последний приезд, я в течение двух недель не поднимал крышку рояля. А вообще каждый сам должен для себя определять, сколько ему заниматься. Известный виолончелист Даниил Шафран говорил: «Когда я не позанимаюсь, я голодный и злой». Судя по всему, он своих занятий не пропускал. Кстати, вчера я у одного известного врача расспрашивал: сколько нужно спать, есть, заниматься физкультурой, сексом и так далее? Он ответил, что всё индивидуально, каждый должен установить свою норму и придерживаться ее. Так же и с занятиями на фортепиано или другом инструменте.

- Ваша работа требует хорошего здоровья. Что вы делаете для его поддержания?

Делаю по утрам зарядку. Я не могу сказать, что моя работа сама по себе требует хорошего здоровья, однако огромных затрат энергии - определенно. Поэтому необходимо высыпаться. Когда я не высыпаюсь, заниматься трудно.

- Страдаете бессонницей?

После концерта никогда не могу заснуть. Прибегаю к снотворным, но даже они не всегда помогают.

- Вы бываете, Женя, в концертах, слушаете музыку?

Конечно. Слушать музыку - это и удовлетворение моих личных потребностей, и часть моей профессиональной жизни.

- Вы - человек известный. К вам часто обращаются с просьбами? Кого-то послушать, что-то рекомендовать?

Только что я вернулся из Вашингтона. После концерта ко мне подошла китайская семья - родители и двое маленьких детей. Вручили мне видеокассету с просьбой посмотреть и послушать игру их восьмилетнего сына. Я просмотрел запись, позвонил этим людям и мы обстоятельно поговорили.

- Сейчас очень большое число китайцев и японцев, по крайней мере, здесь, в Америке, занимаются музыкой. Как вы считаете, они составляют конкуренцию русским?

В будущем - составят. И тот китайский мальчик, и японские дети, чьи видеокассеты я смотрел раньше, если будут развиваться правильно, составят всем, а не только русским, сильную конкуренцию, поскольку они невероятно талантливы. Кроме того, и у японцев, и у китайцев богатая музыкальная культура. В Китае музыкальные традиции существовали еще тогда, когда нынешних европейских народов и в помине не было. Японцы - тоже музыкальный народ. Я был в Японии десять раз и очень люблю их народную музыку. И вообще, несмотря на свою внешнюю сдержанность, я бы сказал, на чрезвычайную внешнюю сдержанность, японцы - народ сентиментальный и горячий.

- Что читаете сейчас, Женя?

Дневники Святослава Рихтера. Это необыкновенная книга. В течение четверти века, в последний период жизни, он записывал свои впечатления о многих концертах и прослушанных записях. Мысли Рихтера узнаешь от первого лица, а не в чьем-то пересказе. В конце книги приведены данные о количестве сыгранных им концертов, о том, в каких городах и странах мира он играл. Меня поразил полный репертуар Рихтера, составивший колоссальную цифру - 903 произведения!

- А правда ли, что Рихтер, послушав игру 12-летнего Жени Кисина, сказал: «Учить этого мальчика нечему»?

Я о таком никогда не слышал, во всяком случае, я для него никогда специально не играл. В его дневниках моя фамилия один раз упомянута, он слышал мою игру по телевизору. Правда, это было не лучшее мое выступление.

- В нашем разговоре прозвучали фамилии Рихтера и Гилельса, и это естественно. Я вспоминаю покойного педагога моей дочери - Марию Александровну Шарикову. Она считала Гилельса более лиричным, более глубоким пианистом, чем Рихтер…

Это музыканты бездонной глубины. Что же касается лиризма, то и у того, и у другого лирика вряд ли была одной из главных черт. Между ними, я думаю, гораздо больше сходств, чем различий. А кто из них лучше - невозможно сказать, ибо речь идет о музыкантах высочайшего уровня. Конечно, всегда находились люди, отдававшие предпочтение либо одному, либо другому. Иногда это предпочтение принимало ненужные формы, то есть, отдавая дань одному, другого люди чуть ли не отрицали. Нет, не отрицали, а принижали. Я ценю и люблю обоих. Ни тот, ни другой не являлись лириками в чистом смысле этого слова. Конечно, лирика не может не играть роли в творчестве любого крупного музыканта. И все же, говоря о Рихтере и Гилельсе, я сперва назвал бы глубину, а потом уже - лирику.

- Не могли бы вы, Женя, прокомментировать строки Евгения Евтушенко: «Я знаю, что такое слава. / Она - ошейник из цветов».

Абсолютно согласен с поэтом, кое-что знаю по себе. Во-первых, слава в большой степени лишает человека свободы: чем больше человек известен, тем менее свободным он становится. Во-вторых, слава накладывает на тебя огромную ответственность.

- Закончу интервью традиционно: что бы вы пожелали нашим эмигрантам в Америке?

Я хотел бы пожелать им обретения того, о чем они мечтали, отправляясь в эмиграцию. Желаю всем им счастья в новом доме.

Евгений Кисин - пианист-виртуоз высокого класса, известный во всем мире. Это музыкальный вундеркинд 80-х годов двадцатого столетия. Его карьера музыканта-исполнителя началась в Советском Союзе. Сегодня он является гражданином Великобритании и Израиля, живет в Нью-Йорке. Его концертные гастроли с большим успехом проходят в европейских странах и США. В Россию он приезжает редко. Биография Евгения Кисина - это история жизни музыкального гения.

Детство

Кисин Евгений родился 10 октября 1971 года в еврейской семье. Его отец Игорь Борисович Отман был инженером, мать Эмилия Ароновна Кисина - преподавателем по классу фортепиано в детской музыкальной школе. Яркие музыкальные способности маленького Жени проявились очень рано. Когда его старшая сестра играла на фортепиано, младенец повторял за ней голосом разучиваемые музыкальные фрагменты. В два года он уже самостоятельно играл на фортепиано.

Легко ли быть преподавателем чудо-ребенка?

С шести лет Евгений начал заниматься в музыкальной школе имени Гнесиных. Его первым и единственным преподавателем стала Анна Павловна Кантор. По ее воспоминаниям, когда Женю привели в школу, он уже все мог играть, но абсолютно не знал ни музыкальную грамоту, ни правил, необходимых для исполнения на фортепиано. Начинающий ученик поражал своего педагога необыкновенными музыкальными данными, способностью импровизировать, живостью воображения. По воспоминаниям Анны Кантор, она сначала пребывала в некотором замешательстве: как обучить этого ребенка необходимым знаниям, как не подавить его необузданную одаренность сухими требованиями. Благодаря опыту, такту и педагогическому чутью, Кантор удалось воспитать из талантливого мальчика настоящего великого пианиста.

Смена фамилии

Отношения со сверстниками у мальчика-вундеркинда складывались не слишком гладко. Чтобы сын мог избежать насмешек, родители приняли решение поменять ему фамилию Отман на материнскую фамилию Кисин, более привычную для русского языка. В семье мальчик всегда находил понимание и поддержку.

Первые успехи

Необыкновенная природная одаренность учащегося и высокий профессионализм педагога быстро стали давать свои результаты. Обучение юного пианиста шло в стремительном темпе. С каждым годом он оставлял своих сверстников далеко позади. В 10-летнем возрасте он впервые выступает с Ульяновским симфоническим оркестром, исполняя 20-й концерт Моцарта. Через год он уже дает сольный концерт.

Его выступление в Большом концертном зале Московской консерватории с симфоническим оркестром Московской филармонии под управлением Дмитрия Китаенко прошло с оглушительным успехом, и стала настоящей сенсацией. Первый и второй концерты Шопена Евгений Кисин исполнил блестяще. Юному исполнителю было 12 лет. По воспоминаниям Анны Кантор, Кисин с огромным нетерпением ожидал своего выхода на сцену. Ему очень хотелось поскорее начать исполнение своей концертной программы. С этих пор мальчик стал знаменитым концертирующим пианистом. В его судьбе стали принимать участие видные деятели советской музыкальной культуры.

Зарубежные гастроли

С 1985 года юный пианист концертирует за пределами Советского Союза. Сначала в Восточной Европе, затем, в 1986 году, в Японии. В 1987 году состоялся его дебют в Западной Европе на Берлинском фестивале. В 1988 году он совершает концертное турне с «Виртуозами Москвы» под управлением Владимира Спивакова. В этом же году на новогоднем концерте Берлинского филармонического оркестра Евгений Кисин исполнил с Гербертом фон Караяном Первый концерт Чайковского.

Осенью 1990 года состоялся дебютный концерт Евгения Кисина в США. Здесь он играл с Нью-Йоркским филармоническим оркестром под управлением Зубина Меты. Через неделю пианист дает сольный концерт в Карнеги Холл.

Испытание славой

Талант юного музыканта был настолько ярким, что с раннего детства Кисин был в центре внимания специалистов-музыкантов и публики. О нем много говорили, писали в прессе, сравнивали с другими талантливыми исполнителями. В связи с этим в детстве у мальчика возникало много проблем в общении со сверстниками, поскольку здесь почти всегда присутствовала зависть. Но Евгений всегда безупречно держал себя и на сцене, и в жизни. Его нельзя упрекнуть в чрезмерном к себе внимании, самолюбовании, которое свойственно юным дарованиям, рано пришедшим к успеху. Пианиста отличала скромность и корректность. Он всегда соблюдает правила хорошего тона в искусстве.

Позже, уже став опытным концертирующим пианистом, Кисин в интервью отмечает, что слава лишает человека свободы и накладывает на него огромную ответственность.

На вершине успеха

В 1995 году в США Евгения Кисина назвали самым молодым лучшим инструменталистом года.

В августе 1997 года у него состоялся сольный концерт в лондонском на фестивале Proms.

Знаменитый пианист ведет активную концертную деятельность, выступая в самых лучших залах с ведущими оркестрами мира под управлением прославленных дирижеров Владимира Ашкенази, Клаудио Аббадо, Валерия Гергиева, Евгения Светланова, Мстислава Ростроповича, Даниэля Баренбойма, Юрия Темирканова и многих других.

Гражданство пианиста

В самом начале 90-х годов двадцатого столетия семья Кисина эмигрирует. С 1991 года Кисин живет в Нью-Йорке, Париже, Лондоне.

В 1997 году, через пять лет после эмиграции, Кисин приехал в Россию получать премию «Триумф». Это стало одним из самых ярких событий в его жизни.

В 2002 году пианист стал подданым Великобритании. В конце 2013 года получил гражданство Израиля.

В настоящее время Евгений Кисин живет в Праге.

Личная жизнь музыканта

Евгений Кисин не любит говорить о подробностях своей личной жизни. В интервью, которые он дает, пианист избегает разговоров о своих отношениях с женщинами. Поэтому личная жизнь Евгения Кисина была скрыта от посторонних глаз, тем самым рождая множество различных слухов.

Он не был женат достаточно долго. Но весной 2017 года поклонники его таланта были удивлены - в возрасте 46 лет именитый пианист наконец женился. Женой Евгения Кисина стала подруга детства Карина Арзуманова. Она ранее уже была замужем и имеет троих сыновей. Свадебные торжества прошли в Праге, где живет невеста.

Кисин сегодня

В отличие от многих чудо-детей, которые, став взрослыми, утратили свой необыкновенный дар, Кисину удалось не только сохранить свой необыкновенный талант, но и приумножить его.

Евгений Кисин - пианист, который никогда в своей жизни не участвовал в конкурсах исполнительского мастерства. Однако он является лауреатом множества премий, среди которых премия имени Д. Д. Шостаковича, имени Герберта фон Караяна, российская премия «Триумф», премия Грэмми в номинации «Лучшее сольное инструментальное исполнение с оркестром» за исполнение второго и третьего концерта для фортепиано С. С. Прокофьева. В настоящее время он полон творческих планов и вполне доволен жизнью. Он занимается любимым делом. Его жизнь достаточно размеренна и вся расписана на несколько лет вперед: ведь он востребован как исполнитель. В год он дает 40-45 концертов. На них по-прежнему аншлаги. Публика в восторге от его исполнительского мастерства.

В его творчестве есть место и камерно-инструментальному жанру. Иногда он с удовольствием выступает в камерных ансамблях с Юрием Башметом Натальей Гутман, Владимиром Спиваковым и другими замечательными исполнителями. Также он играет и в четыре руки, и на двух роялях со знаменитыми пианистами Мартой Аргерих, Джеймсом Ливайном и другими. Но в связи с напряженным графиком концертных выступлений и репетиций именитых музыкантов, такие составы звучат довольно редко.

Кроме музыки у него есть еще одно увлечение - он читает поэзию на идише и на русском языке, выступая с поэтическими вечерами.

В рейтинге лучших пианистов мира Кисин занимает второе место после аргентинской пианистки Марты Аргерих, оставляя позади всех известных и успешных пианистов российского происхождения (к примеру, Владимир Ашкенази занимает 8 позицию, Николай Луганский - 16, Даниил Трифонов - 21, Михаил Плетнев - 23, Денис Мацуев - 36 и т. д.)