Образовательный портал - Kurokt

Дж родари предложил интересную игру бином фантазии. Мастер-класс "бином фантазии" методическая разработка по литературе на тему. Как это работает

Приложение 5.

Раскрою в общих чертах методику работы по некоторым из выше названных направлений.

«Бином фантазии».

Учащимся предлагаются два предмета или слова, между которыми в силу их смысловой отдаленности нет и не может быть никаких связей на уровне обыденной логики. Их соединение с помощью фантазии и есть « бином фантазии». Слова, включенные в его состав, выводятся из привычного для них семантического окружения, теряют свое обыденное значение и ту систему смысловых связей, которые они приобрели в процессе длительного употребления. Для того чтобы ввести их в один контекст, требуется включение продуктивного воображения. Примерами тем могу служить следующие: «Лев и стол», «Торт и дерево», «Крот и шкаф», «Барабан и орангутанг», «Тетрадь и яйцо», «Коньки и воробей» и др.

«Брошенный камень».

Испытуемым называется любое слово, которое подобно камню, брошенному в воду, вызывает в сознании детей волны мыслей, воспоминаний. При установке на сочинение они могут служить хорошим материалом для создания сказки или истории. Учащимся дается инструкция: «Писатели, когда им нужно сочинить сказку или историю по одному лишь слову, а им ничего не приходит в голову, пишут его сверху вниз, букву под буквой. Рядом с каждой буквой пишут любое слово, начинающееся с этой буквы. Слова, которые писателям не будут нужны, они не употребляют».

Например:

1. Сказка о книге: к арандаш 2. Сказка о ручке: р учка

н ож у чительница

и гра ч еловек

г ород к аша

а кула а стра

«Сказки о путешествиях».

Каждое путешествие – предпосылка для сказочных сюжетов. При обсуждении с детьми темы можно ввести ряд правил – взять только несколько предметов, придумать препятствия и способы их преодоления. Обыграв таким образом сюжет-путешествие, ученик легче сочинит сказку.

Например, «Путешествие в Австралию (на воздушном шаре)». На листе бумаги (или доске) учитель рисует большой шар. Ученики должны собрать в дорогу необходимые вещи (написать их названия на шаре).

«Новые свойства предметов, героев».

Персонажем нового сказочного сюжета может быть любой обыденный предмет, объект, герой, если ему приписываются несвойственные качества (Например, «Стеклянный человечек», «Железный котенок» и т. п.).

Можно выделить несколько приемов:

1. Знакомые герои в новых обстоятельствах. (Лиса и заяц вместо своих ледяной и лубяной избушек обитают на летающих тарелках.)

2. Коллаж из сказок, или переплетение ситуаций из разных сказок. (Буратино, Красную Шапочку и Колобка злой волшебник превратил в мышек. Горевали они, горевали и решили искать спасения. Встретили Старика Хоттабыча, а он забыл заклинание.)

3. Изменение ситуации в знакомых сказках. (Золотая рыбка захотела сама встретиться со старухой.)

4. Сказки по-новому, где ребятам предлагается наделить героев противоположными качествами. (Семеро козлят становятся злыми и капризными, убегают в лес, а добрый волк помогает козе их найти.)

5. Сказки из мусора. (Этот случай произошел зимой. Взбунтовался мусор. Холодно, голодно и скучно было ему лежать на свалке. И решили обитатели свалки сами друг другу помочь: пустые коробки превратились в театр, цветные мелки в человечков, стружки помогли человечкам обрести волосы… Начался пир на весь мир…)

«Знакомые герои в новых обстоятельствах».

Данный прием развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у ребят, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в совершенно другие обстоятельства. Обстоятельства могут быть чисто фантастическими, невероятными (лиса и заяц вместо своих ледяных и лубяных избушек обитают на летающих тарелках), а могут быть близкими к жизни детей (лиса, заяц и петух с помощью волшебной палочки оказались в одной клетке городского зоопарка, а возможно они застряли в лифте многоэтажного дома).

«Коллаж из сказок».

Детям предлагается придумать сюжет новой сказки, в которой Баба-Яга встретила в лесу Колобка и они вместе отправились в гости к лисе в ледяную избушку. Вариантов и переплетений ситуаций из различных сказок может быть множество, важно только не забыть о главных, первоначальных героях – и получится «Коллаж из сказок». Детям лучше преподносить этот прием в игровой ситуации: «У вас в доме наверняка есть толстая книжка со сказками. Вот что однажды приключилось с этой книжкой. В ней перепутались все страницы. Первой была сказка «Царевна-лягушка». Только собрался Иван-царевич в путь за Василисой Прекрасной в царство Кощея Бессмертного, как попал в совершенно другую сказку. Нет у царевича его верных помощников: зайца, медведя, утки. Как теперь освободить Василису Прекрасную? Делать нечего: пошел Иван-царевич по страницам других сказок. Не успел перешагнуть страницу, как… Как же ему помогли герои других сказок?»

«Сказки от фантастических явлений».

Фантастические явления (то есть то, чего не бывает в реальной жизни) послужат важным отравным моментом для сочинения сказки. При этом лишь не следует забывать о двух правилах:

1) дать понять детям, что сейчас они будут фантазировать;

2) предложить им разнообразие фантастических явлений.

Начать можно так: «Представьте, что вы можете уменьшиться до размеров муравья. Какое бы у вас было любимое занятие? Чего бы опасались? Захотели бы вы стать прежним?»

Или: «Представьте, что:

Из крана на кухне полился мандариновый сок;

Из тучки вместо дождя стал падать изюм;

Люди придумали таблетку от сна;

К вам в гости пожаловал пришелец со дна морского».

Постепенно диапазон таких явлений может расшириться:

Летел над нашим городом НЛО с волшебником на борту. Он бросил подарки: пять шапочек, три сапога, два красивых хрустальных волшебных башмачка, одну куклу Барби. Кому бы вы отдали все эти подарки? Придумайте продолжение.

Мама с папой купили ковер. Но никто не знал, что этот ковер из страны Сочиняйки, волшебный ковер-самолет. Один год провисел ковер-самолет на стене, другой. А на третий год ему стало скучно, и решил он… Расскажите о различных приключениях ковра-самолета.

«Магическое «если бы…».

Структура высказывания типа «магическое «если бы…» состоит из двух элементов: формулы «что случилось бы, если…» и предложения, высказывающего основное содержание вопроса. Этот прием широко используют писатели. Субъект переносит себя или другого человека из реальной в воображаемую, конкретно представляемую, ситуацию, пытается осмыслить предлагаемые обстоятельства и сочинить фабулу рассказа о самом себе или другом человеке. Подобные вопросы следует формулировать как можно абсурднее . Например, «Если бы я имел волшебную палочку», «Если бы я стала волшебницей», «Если бы я имел машину времени», «Что случится, если мой лифт полетит на Луну или спустится в центр Земли?», «Что случилось бы, если какой-нибудь крокодил вздумал постучаться в твою дверь и попросить несколько роз?», «Что случилось бы, если во всем мире исчезли деньги?», «Если бы я был один во всем мире».

«Сказка продолжается».

Мы почему-то привыкли к давно известным и логически завершенным концам сказок. Действительно все логически закончено в сказках: репку вытащили, Колобка съела лиса, Красная Шапочка и бабушка остались живы и невредимы, Золушка и принц поженились, семеро козлят остались жить-поживать с мамой-козой. Казалось бы, что тут еще можно придумывать и размышлять. Однако, не только можно, но и нужно. Сделать это можно с помощью вопроса «А что потом?». Этот прием (начало после конца) полезен и интересен тем, что мы можем:

Изменяя конец сказки, направить внимание учеников в нужное педагогическое русло;

Развивать воображение учащихся, ломая установившиеся стереотипы.

Ввести ребят в творчество поможет следующая инструкция: «Давайте поразмышляем:

Репку вытащили, а как ее делили – кто им мешал при этом, кто больше всего потрудился для этого;

Колобка съела лиса – а может быть, Колобок в животе у лисы с помощью волшебных слов превратился в волшебника и стал мешать лисе;

Что сделали спасатели Красной Шапочки и бабушки со злодеем волком;

Как живут Золушка и принц, поженившись, – может, им опять мешает мачеха с ее дочерьми;

Коза и семеро козлят, возможно, построили себе неприступную крепость, неприступную даже для волка.

Попробуйте придумать свое продолжение любимой сказки».

«Переработка известной сказки в связи с введением нового элемента».

Ученикам предлагается ряд слов (или картинок), которые напоминают хорошо известную им сказку. Например, слова: «волк», «лес», «цветы», «бабушка» - сразу вызывают в воображении сцены из сказки Красная Шапочка». Если включить в эту серию слово, не относящееся к содержанию этой сказки, то оно будет воспринято как «чужое», «лишнее». Например, слово «вертолет ». Оно требует уже иных ходов, иной логики развития повествования. Этот прием позволяет развивать воображение ребенка, приучает оригинально и в то же время адекватно реагировать на новый и неожиданный элемент, внесенный в канву известного контекста, «растворять» его в этом контексте, перестраивая систему смысловых связей.

«Для эффективного развития творческой фантазии нужна система упражнений и, главное, нужно обучение приемам фантазирования. Мало сказать: «Придумай то-то» - надо объяснить, какими приемами следует при этом пользоваться. (Приемы играют ту же роль, что и краски в живописи; не может быть и речи о том, что они мешают свободно фантазировать.)» Г.С.Альтшуллер

Одним из эффективных методов развития творческого воображения и причинно-следственного стиля мышления является «Бином фантазии», автором которого является известный итальянский писатель Джанни Родари.

Приставка «би-» обозначает «два»: би-нокль, би-план, би-цепс и др. Соответственно, «бином» — это «состоящий из двух частей». Для использования Бинома фантазии берутся два слова, лучше случайных, никак не ассоциирующихся друг с другом. Джанни Родари проводил такую аналогию: как один электрод не вызовет искру – необходимо два электрода, так и для фантазии необходимо два слова, провоцирующих друг друга, соседство которых необычно и необъяснимо на первый взгляд. Только тогда воображение активизируется в стремлении установить между этими словами связь, создать единое целое.

В ТРИЗ-педагогике Бином фантазии используется в двух сферах развития воображения:
- для генерирования идей новых объектов или преобразования имеющегося объекта;
- (речетворчество).
Сочетание двух несвязанных между собой слов осуществляется через изменение падежных окончаний и использование предлогов.

Например: ПЧЕЛА и ЛАМПА.

- Пчелиная лампа
- Ламповая пчела
- Пчела В лампе
- Лампа В пчеле
- Пчела ИЗ лампы
- Лампа ИЗ пчелы
- Пчела НА лампе
- Лампа НА пчеле
- Пчела ПОД лампой
- Лампа ПОД пчелой
- Пчела МЕЖДУ лампами
- Лампа МЕЖДУ пчелами

Алгоритм работы по методу:
1 шаг. Постановка цели (создание нового или совершенствование имеющегося объекта; получение идеи для написания фантастического рассказа).
2 шаг. Выбор двух слов, не связанных между собой по смыслу. В случае усовершенствования имеющегося объекта одно из слов будет обозначать этот объект.
3 шаг. Составление (запись) возможных сочетаний этих слов с помощью предлогов и изменения падежных окончаний.
4 шаг. Рассматривание полученных сочетаний, их оценка и отбор наиболее полезных для реализации или наиболее интересных для написания рассказа.

В работе с детьми дошкольного возраста есть свои нюансы. Так как мы используем изображения, схемы, рисунки для обозначения определенных слов и предлогов, дети зачастую воспринимают слова слишком предметно, отталкиваясь от предложенного образа. Поэтому следует обращать внимание на то, что каждый образ имеет разнообразные варианты воплощения.

Так, например:
- Пчела может быть реальным насекомым, стилизованной поделкой, нарисованной и т.п.
- Лампы бывают настольными, карманными, потолочными и др.
- Предлоги могут обозначать разные сочетания: ИЗ – может быть как сделанный/состоящий ИЗ…, так и «выходящий», извлекаемый ИЗ…, и т.д.

Пример организации игры.
1 шаг. В преддверии Нового года предлагается придумать новые интересные новогодние украшение и/или оформление помещения.

2 шаг. Двум детям предлагается выбрать, не советуясь, две картинки: из серии новогодней атрибутики и любую на выбор.
ЕЛКА и ЗЕРКАЛО.

3-4 шаг. Составление возможных сочетаний с использованием схем предлогов и падежных окончаний. Обоснование – как такое сочетание возможно.
Зеркальная елка – искусственная елочка из блестящей зеркальной мишуры.
Елочное зеркало – настенное зеркало в форме елки.
Зеркало на елке – маленькие зеркала-елочные украшения. В них будут отражаться огоньки гирлянды, другие игрушки, и елка будет выглядеть более нарядно даже с небольшим количеством украшений.
Елка на зеркале – наклейки на зеркала, трафареты.
Зеркало в елке – футляр для карманного зеркальца, наподобие пудренницы, в виде елочки.
Елка в зеркале – поставить елку напротив большого зеркала: будет казаться, что в комнате 2 елки.
Зеркало под елкой – зеркальная подставка-крепление для большой новогодней елки.
Елка под зеркалом – верхушка для елки в виде крутящегося зеркально шара: отражая огоньки гирлянды и елочные игрушки, шар будет отбрасывать блики на потолок, стены, пол.
Зеркало над елкой – Потолочная зеркальная наклейка, украшенная снежинками, можно объемными – создает эффект снежного неба.
Елка над зеркалом – композиция, воссоздающая участок леса с ледяной гладью озера, которое изображает зеркало и возвышенным берегом, на котором находится елка.
И т.д.

5 шаг. Отбор вариантов и обсуждение возможностей реализации идей. При необходимости – альтернативные средства и способы реализации. Расширение возможностей — приветствуется.
Зеркало можно заменить фольгой. Изготовление елочных игрушек из фольги. Наклеить на окна трафареты. Создать настольную композицию в виде участка леса с озером, с использованием маленькой елочки, снеговичка из ваты, фигурок зверей и Деда Мороза.

Одно слово оживает лишь тогда, когда оно встречает другое, его провоцирующее, заставляющее сойти с рельсов привычки, раскрыть новые смысловые возможности. Нет жизни без борьбы. Воображение отнюдь не составляет некую обособленную часть ума, оно – сам ум, одно с ним целое и реализуется путем одних и тех же приемов в самых различных областях. Ум же рождается в борьбе, а не в покое. Анри Валлон в своей работе “Истоки мышления у детей” пишет, что мысль возникает из парных понятий. Понятие “мягкий” появляется не до и не после появления понятия “жесткий”, а одновременно с ним, в процессе их столкновения, который и есть созидание. “Основа мысли – это ее двойственная структура, а не составляющие ее отдельные элементы. Пара, двойка, возникла раньше, чем единичный элемент”.

Итак, вначале было противопоставление. Того же мнения придерживается Поль Кли, когда пишет в своей “Теории формы и изображения”, что “понятие немыслимо без своей противоположности; не существует понятий самих по себе, как правило, мы имеем дело с “биномами понятий”.

Рассказ может возникнуть лишь из “бинома фантазии”.

Надо, чтобы два слова разделяла известная дистанция, чтобы одно было достаточно чуждо другому, чтобы соседство их было сколько-нибудь необычным, - только тогда воображение будет вынуждено активизироваться, стремясь установить между указанными словами родство, создать единое, в данном случае фантастическое, целое, в котором оба чужеродных элемента могли бы сосуществовать. Вот почему хорошо, когда “бином фантазии” определяется случаем. Пусть два слова будут продиктованы двумя детьми так, чтобы один не знал, что сказал другой; или можно прибегнуть к жеребьевке.

Я вызвала к доске двух учеников, одного попросила написать слово на видимой стороне доски, другого – на оборотной. Этот небольшой подготовительный ритуал имел определенный смысл. Он создает атмосферу напряженного ожидания, сюрприза. Если ребенок писал на виду у всех слово “жираф”, то оно уже было особым словом, готовым к определенной роли в необычной ситуации, к тому, чтобы стать участником некоего непредвиденного события. “Жираф” уже был не просто животным, он был героем приключения, вымышленным персонажем, полностью находящемся в нашем распоряжении. Повернув доску, мы обнаруживали, предположим, слово “котенок”. Дети встречали его взрывом смеха. Отдельно взятое, слово “котенок” не заставит ни смеяться, ни плакать. Оно инертно, бесцветно. Но “жираф” в паре с “котенком” – это совсем другое дело. Это уже открытие, изобретение, стимул.

В “биноме фантазии” слова берутся не в их обычном значении, а высвобожденными из языкового ряда, в котором они фигурируют повседневно. Они “отстранены”, “смещены”, выхвачены и витают на невиданном дотоле небосводе. Таковы, на мой взгляд, оптимальные условия для появления на свет занимательного рассказа.

Итак, возьмем все те же два слова: “жираф” и “котенок”.

Самый простой способ их сочленить – это прибегнуть к помощи предлога и падежа. Таким образом, мы получим несколько картин:

Жираф с котенком

Жираф у котенка

Котенок жирафа

Каждая из этих картин может послужить основой для придумывания конкретной ситуации, и мы с ребятами решили пофантазировать на данную тему.

  1. По улице идут жираф с котенком . Они закадычные друзья и всегда придумывают что-то интересное, необычное. В трудной ситуации они помогают друг другу, никогда не ссорятся. И так далее и тому подобное.
  2. Однажды “жираф у котенка” был в гостях. Друзья решили поиграть в прятки. Первым прятался котенок, и жирафу пришлось долго его искать, потому что его маленький друг мог забраться в самый тихий и укромный уголок своего дома, и найти его было очень сложно. Данную тему можно продолжить по своему усмотрению.

После того, как мы с ребятами попробовали сочинить несколько историй с выбранными словами, я предложила каждому прямо на уроке придумать свою историю про “жирафа” и “котенка”. Детей очень увлекло данное занятие, так как каждый мог реализовать свои фантазии и попробовать себя в придумывании сказок, историй.

Стоит отметить, что большинство учеников справились с этим заданием и получили удовольствие от процесса сочинительства. В качестве примера я предлагаю познакомиться с двумя историями “бинома фантазии”.

Котенок и жираф”. Жирафа поймали и привели в зоопарк. Он очень тосковал по Африке и другим зверям. Все, кто приходили в зоопарк, видели в клетке грустное животное. Однажды прилетел к нему котенок. Они стали друзьями. Но жираф по-прежнему грустил. Он сказал котенку, что хотел бы вернуться в Африку к маленьким жирафчикам. Котенок сказал: “Что-нибудь придумаю”. Он полетел в клетку к птице кондор и попросил у него крылья. Кондор давно не летал. У него были запасные крылья. Он отдал их жирафу. Крылья навесили на жирафа, и он улетел из зоопарка. Котенок улетел с ним в Африку.

(Сочинила Соловьева Дарья)

Котенок и жираф”. Жил-был котенок. И был он весь в рыжих пятнышках. И все его звали Маленьким Жирафом. Он никогда не видел настоящего жирафа, но очень хотел с ним познакомиться. Вот как-то раз мама отпустила его одного гулять. И котенок решил разыскать жирафа. Шел-шел и увидел за кустами пестрого гуся и спросил: “Вы жираф?” “Я? – разозлился гусь. – Я гусь, и никто другой! Понял?” “Спасибо”, - сказал котенок. И пошел дальше. Шел-шел и пришел в цирк. Там дрессировали тигра. Тигр вставал на задние лапы, и котенок подумал, что это и есть жираф и спросил: “Вы жираф?” “Нет, - прорычал в ответ тигр, - я тигр!” И котенок пошел дальше. Шел-шел и пришел в зоопарк. Там были разные звери, он долго искал жирафа. Сначала нашел обезьяну, потом леопарда и, наконец, дошел до большого зверя с длинной-длинной шеей. У него были такие же рыжие пятнышки, как и у маленького котенка. И котенок решил с ним познакомиться: “Вы, наверное, большой кот?” “Нет, - удивленно ответил большой пятнистый зверь. – Я жираф!” “Жираф! Жираф! Как хорошо, что я нашел вас! – запрыгал от радости котенок. – Я тоже Жираф, только маленький”.

И с тех пор они стали друзьями – Маленький Жираф и Большой Жираф.

(Сочинила Иванова Светлана)

Джанни Родари описал известный комбинаторный приём фантазирования, дав ему название - Бином фантазии:

«Рассказ может возникнуть лишь из «бинома фантазии». «Конь - пёс», в сущности, не представляет собой «бинома фантазии». Это всего лишь простая ассоциация внутри одного вида животных. При упоминании этих двух четвероногих воображение остаётся безразличным. Это - аккорд типа терции мажор, и ничего заманчивого он не сулит.

Надо, чтобы два слова разделяла известная дистанция, чтобы одно было достаточно чуждым другому, чтобы соседство их было сколько-нибудь необычным,- только тогда воображение будет вынуждено активизироваться, стремясь установить между указанными словами родство, создать единое, в данном случае фантастическое, целое, в котором оба чужеродных элемента могли бы сосуществовать. Вот почему хорошо, когда «бином фантазии» определяется случаем.

Пусть два слова будут продиктованы двумя детьми так, чтобы один не знал, что сказал другой; или можно прибегнуть к жеребьёвке, или пусть ребёнок, не умеющий читать, ткнёт пальцем в далеко отстоящие друг от друга страницы словаря.

Когда я был учителем, я вызывал к доске двух учеников, одного просил написать слово на видимой стороне доски, другого - на оборотной. Этот небольшой подготовительный ритуал имел определённый смысл. Он создавал атмосферу напряжённого ожидания, сюрприза. Если ребёнок писал на виду у всех слово «пёс», то оно уже было особым словом, готовым к определённой роли в необычной ситуации, к тому, чтобы стать участником некоего непредвиденного события. «Пёс» уже был не просто четвероногим, он был героем приключения, вымышленным персонажем, полностью находящимся в нашем распоряжении. Повернув доску, мы обнаруживали, предположим, слово «шкаф». Дети встречали его взрывом смеха. Слово «утконос» или «четырёхгранник» не имело бы такого успеха. Отдельно взятое, слово «шкаф» не заставит ни смеяться, ни плакать. Оно инертно, бесцветно. Но «шкаф» в паре с «псом» - это совсем другое дело. Это уже открытие, изобретение, стимул.

Много лет спустя я прочёл у Макса Эрнста обоснование его идеи «систематического смещения». Эрнст воспользовался как раз изображением шкафа, каким его нарисовал Де Кирико, - посреди классического пейзажа, в окружении оливковых деревьев и греческих храмов. Будучи «смещённым», попав в необычный контекст, шкаф превращался в какой-то загадочный предмет. Возможно, в этом шкафу висела одежда, а быть может, нет. Факт таков, что шкаф был полон притягательности.

Виктор Шкловский описывает эффект «остранения» , достигаемый Л.Н. Толстым , когда тот говорит об обычном диване словами, которые употребил бы человек, никогда дотоле дивана не видевший и никакого понятия о том, как им пользоваться, не имевший.

В «биноме фантазии» слова берутся не в их обычном значении, а высвобождёнными из языкового ряда, в котором они фигурируют повседневно. Они «остранены», «смещены», выхвачены и витают на невиданном дотоле небосводе. Таковы, на мой взгляд, отрицательные условия для появления на свет занимательного рассказа.

Итак, возьмём всё те же два слова: «пёс» и «шкаф». Самый простой способ их сочленить - это прибегнуть к помощи предлога. Таким образом, мы получим несколько картин:

пёс со шкафом
шкаф пса
пёс на шкафу
пёс в шкафу и т. д.

Каждая из этих картин может послужить основой для придумывания конкретной ситуации:

1. По улице бежит пёс со шкафом на спине. Это его будка - значит, в этом нет ничего особенного. Он всегда её таскает на себе, как улитка раковину. И так далее и тому подобное, по вашему разумению.

2. Шкаф пса: подобная идея, скорее всего, способна вдохновить архитектора, дизайнера, специалиста по богатым интерьерам. «Шкаф пса» предназначен для хранения собачьей одежды, набора намордников и поводков, тёплых тапочек, нахвостника с помпончиками, резиновых костей, игрушечных котят, путеводителя по городу (чтобы пёс ходил за молоком, за газетой и за сигаретами для хозяина). Никакой сюжет на эту тему мне в голову не приходит».

Текущая страница: 6 (всего у книги 10 страниц) [доступный отрывок для чтения: 7 страниц]

Шрифт:

100% +

Приложение

ДРАКА
(коллективный рассказ на занятии в 3 классе)

«Жил-был в аквариуме динозавр, который занимался выращиванием редиски. Однажды поехал он сажать семена и не заметил, как от автомобиля отвалилось блестящее колечко. Пришло время собирать урожай. Снова поехал динозавр на своё поле. Собирает редиску и вдруг видит: корона выросла. Обрадовался динозавр, а автомобиль говорит:

– Это моя корона, она из моего колечка выросла!

– Нет, моя, ведь она на моём поле росла! Так они и подрались.

А вы как думаете, чья корона?»

КОЛЮЧИЙ КРОКОДИЛ
(исходное предложение – в начале сказки)

«Однажды в Африке слон ананасом нарисовал крокодилу иголки. Крокодил был страшно доволен: его и так все боятся, а тут он ещё с колючками! А так как он был голодный, то решил пойти позавтракать и заодно проверить, как будет действовать новое приспособление…»

ЗА ИЗУМРУДАМИ
(исходное предложение – в середине сказки)

«В одном автобусном парке жили-были семь автобусов.

Жили они не очень дружно, постоянно спорили: кто из них быстрее ездит. Пассажирам от их споров было не очень-то хорошо: только автобус подъедет к остановке, тут же отъезжает. (Правда, если успел зайти, то домчишься очень быстро.)

Сами автобусы тоже страдали от этого: нередко попадали в аварии, быстро снашивали шины, от большой скорости начинали фары болеть…

Однажды в книжке, забытой на переднем сиденье, один автобус прочитал про изумруды – волшебные камни, обладающие целебной силой. Он решил раздобыть изумруды, чтобы стать самым быстрым и выиграть спор.

И ночью, когда все автобусы спали, он отправился в дорогу…

Изумруды были найдены во дворе ювелирного магазина… Правда, почему-то они были не изумрудного, а салатного цвета, но автобус решил, что ему это кажется из-за плохого освещения. И только он приготовился «подзаправиться» изумрудами, как сзади послышался шум моторов – это все остальные автобусы примчались за ним.

Распихивая друг друга, автобусы быстро подобрали камни и уехали обратно в парк.

Наутро оказалось, что семь автобусов наелись кислых изумрудов.

Что тогда началось! На каждой остановке автобусы простаивали по полчаса, а то и больше, чтобы прийти в себя; смену закончили гораздо раньше, ни про какие скорости в этот день они и думать не могли…

За ночь автобусы отдохнули, окрепли, но когда вышли на линию и привычно захотели мчаться наперегонки, задумались: «А может быть, хватит уже соревноваться, кто быстрее? Может быть, теперь пора выяснить, кто лучше работает, а?..»

РЕМОНТ
(исходное предложение – в конце сказки)

«Решила Баба-яга в лесу порядок навести. А то все говорят: «Дремучий лес! Дремучий лес!» Никто и заходить не хочет. А как же жить Бабе-яге, кого пугать, на кого страх нагонять? Вот если бы было в лесу, как в парке: дорожки асфальтовые, клумбы кругом, беседки, скамеечки… Народ бы сразу в лес потянулся…

Придумала так Баба-яга, потом села и, как хорошая хозяйка, подсчитывать начала: «Сколько цветов пересадить нужно? Сколько берёз на скамеечки пустить? Сколько асфальта нужно, чтоб на все лесные тропинки хватило? Какой толщины асфальт делать, чтоб Кощей своими костями его не проткнул?»

Подсчитала – пригорюнилась, это ж столько сил и средств потратить придётся! Решила пойти к Кощею за советом. Взглянул Кощей на её расчёты да как закричит: «Как ты посмела считать, сколько асфальта ноги Кощея истопчут?! Всё моё в лесу, где хочу – там и хожу! Не бывать лесу парком, пока я жив!..»

Так и остался лес дремучим, ведь Кощей-то – бессмертный…»

Занятие 18
Приёмы «Бином фантазии», «Произвольная приставка»

Основная мысль занятия: можно придумывать сюжеты сказок и новые слова с помощью приёмов «Бином фантазии», «Произвольная приставка».

1. Игра на внимание «Кто? – Что?» (3 мин)

Учитель называет слова, обозначающие живые и неживые объекты, а также может указывать на различные объекты в классе. Если называется или показывается «живое», дети хором говорят «Кто?», если «неживое» – «Что?».

2. Объяснение приёма «Бином фантазии» (15 мин)

– Один из самых известных приёмов фантазирования, придуманный Джанни Родари, называется «Бином фантазии».

Но вначале нужно разобраться, что обозначает новое для вас слово «бином».

Догадайтесь, что обозначает приставка «би-», если известно, что «бинокль» – это прибор, в который надо смотреть двумя глазами (биплан – самолёт с двумя плоскостями, бицепс – двуглавая мышца…)?

– Совершенно верно, «би-» – обозначает «два», а корень «-ном» очень похож на тот, который слышится в словах «антонимы», «синонимы», «омонимы»… Что обозначают эти слова?

– Корень «-ном» переводится как «слово». Таким образом, получается, что бином – это «два слова». Но это должны быть такие слова, чтобы при их столкновении возникала «искра», из которой потом появится сказка. Сегодня мы с вами будем учиться придумывать сказки с помощью приёма «Бином фантазии».


Последовательность работы по приёму:

1) Два ученика записывают по одному слову с разных сторон доски так, чтобы не видеть то, что пишет другой. Один из них записывает название живого существа, другой – неживого предмета. Затем доски открываются, и написанная пара слов становится отправной точкой для создания новой необычной истории. Например: варежка – муха.

2) При помощи различных предлогов составляются и записываются всевозможные словосочетания.

Например: муха на варежке, варежка из мух, муха в варежке, варежка без мухи, муха из варежки…

3) Развитие темы – сочинение истории с соответствующим названием.

Примечание. Не все истории будут одинаково интересны. Увлекательность истории зависит не только от выбора слов, но – прежде всего – от умения детей увидеть нечто необычное в предложенном сочетании, использовать слова не только в прямом значении; не бояться «уходить в сторону», когда следуешь за возникшей ассоциацией.

Например, ситуацию «Муха на варежке» можно рассмотреть как совершенно обыкновенную: «На варежку села муха, потом улетела», а можно – и как сказочную (различные варианты – см. приложение).

На занятии достаточно рассмотреть 2–3 различных бинома.

3. Проверка домашнего задания (5–7 мин)

Сказки «О том, как убежала буква…» оцениваются с точки зрения интересности, разработанности сюжета, отстройки от варианта Джанни Родари.

4. Объяснение приёма «Произвольная приставка» (10–12 мин)

– Вы придумывали сказки о приключениях обычных букв. А как вы себе представляете необычные буквы, например аква-букву-водяную или астробукву (звёздную), вице-букву (помощницу букв), монобукву (единственную на весь алфавит), экс-букву (бывшую букву, например букву «ять»)?

– Получается, что достаточно к слову «буква» добавить необычное начало – и возникает новая интересная идея. Такой приём называется «Произвольная приставка».

На доске записано 6–7 различных приставок в столбик.


Например:

супер-, вице-, полу-, аэро-, анти-, зоо-, мото-, астро-, видео-, архео-, мело-, моно-, аква-…

Затем обсуждаются значения приставок и приводятся соответствующие примеры (можно записать на доске).


Например:

Супер– сверх (супермен).

Вице– помощник (вице-президент).

Полу– половина (полушарие).

Аэро– воздушный (аэропорт).

Анти– против («антимоль»).

Зоо– животный (зоопарк).

Мото– приводящий в движение (мотоцикл).

Астро– звёздный (астрономия).

Видео– видеть (видеокамера).

Архео– древний (археолог).

Мело– музыкальный (меломан).

Моно– единственный (монолог).

Аква– водяной (аквариум).


Далее каждая пара или группа учеников получает название 1–2 объектов, которые необходимо «усовершенствовать», добавив произвольную приставку, и объяснить, где и для чего можно будет использовать новый объект.

Примеры объектов:

кисточка, кровать, топор, зонтик, ведро, лыжи, сковорода, будка…


Примеры «усовершенствований»:

– мелокровать (музыкальная кровать, играет спокойные мелодии, когда засыпаешь, и бодрые по утрам);

– видеокисточка (превращает рисунки в мультфильмы);

– вице-зонтик (помощник зонтика, раскрывается над ним, чтобы он не промокал…).

5. Домашнее задание (3 мин)

Придумать решение сказочной задачи (по сюжету сказки Дж. Родари «Планета Новогодних Ёлок»).

«Во время космического путешествия корабль, на котором летел мальчик Марко, был подвергнут нападению собак-пересобак. От обычных собак их отличали громадные размеры, собаки были похожи на каких-то чудовищ, и при этом оглушительно лаяли. С кораблём они сделать ничего не могли, но их лай, казалось, заполнил всё вокруг.

К счастью, корабль двигался быстрее, чем собаки, и вскоре они остались далеко позади.

… Но вот однажды, когда Марко уже находился на Планете Новогодних Ёлок, вдруг раздался из громкоговорителя взволнованный голос:

– Внимание! Внимание! Армада лающих собак-пересобак снова несётся к нашей планете. Немедленно заткните уши и оставайтесь в таком положении до конца тревоги!..

Вред жителям планеты собаки причинить не могут, но их оглушительный лай долго выдержать невозможно.

Что нужно сделать, чтобы собаки перестали лаять?»

6. Подведение итогов занятия (3 мин)

Можно обсудить «бином фантазии», связанный с неожиданным окончанием занятия (типа: «звонок + пантера», «перемена+ + таракан», «журнал + соловей»…)

Приложение
ВАРИАНТЫ СЮЖЕТОВ СКАЗКИ «МУХА НА ВАРЕЖКЕ»

– «Пятнышко на варежке напоминало муху, девочка стала с ним играть, и пятнышко ожило, превратилось в настоящую муху со своими желаниями, просьбами, капризами, которые девочке пришлось выполнять…»

– «Не желая засыпать на зиму, одна любопытная муха с осени забралась в варежку…» Её приключения зимой (ведь она никогда не видела снега, льда; не знает, что такое холод, метель…). Можно рассмотреть сюжет, как она познакомилась и подружилась со снежинкой – «зимней» мухой – и т. д.

– «Дед Мороз на Новый год дарил детям не только подарки, но и умения, в зависимости от того, какой узор был вышит на варежке: у кого ягодки, тот сразу стал прекрасным кондитером; у кого снеговик – перестал мёрзнуть зимой; у кого полоски, похожие на волны, – тот сразу же научился плавать… У одного мальчика на варежке узор был какой-то непонятный, напоминающий муху, – и Дед Мороз подарил ему умение летать…»

– «Варежка – кличка пушистого беленького котёнка ростом с варежку, а Мухой звали маленького чёрного цыплёнка, который постоянно откуда-то падал – учился летать… Рассказ об их дружбе и способе передвижения, когда они отправлялись в путешествия – Муха на Варежке, различные приключения и т. д.»

Занятие 19
Приём «Что потом?»

Основная мысль занятия: можно научиться придумывать продолжения сказок.

1. Загадки-шутки (3–5 мин)

Учитель предлагает 8–10 шуточных вопросов, неизвестных детям. Этот этап занятия можно провести в виде игры «да-нетка» с ограничением количества вопросов (не больше 3–5 по каждой загадке).

Затем анализируется выполнение задания: какие ответы сначала приходили в голову, а какие – потом, когда помогала отвечать психологическая инерция.


Примеры вопросов (в скобках – ответы):

– Под каким деревом заяц прячется во время дождя? (Под мокрым.)

– Как по-английски вытирать пыль? (Так же, как и по-русски: тряпкой.)

– Кто ходит сидя? (Шахматист.)

– Может ли курица назвать себя птицей? (Нет, она не умеет говорить.)

– Что находится посередине земли? (Буква М.)

– Что бывает в пустом кармане? (Дырка.)

– Сколько горошин может войти в пустой стакан? (Нисколько, горошины не ходят.)

– Сколько яиц голодный человек может съесть натощак? (Одно, все остальные будут уже не «натощак».)

– Профессор ложится спать в 8 часов вечера, а будильник ставит на 9 часов утра. Сколько времени будет спать профессор? (Один час, будильник «не различает» 9 часов утра и вечера.)

– Горело 7 свечей. 2 погасли. Сколько осталось? (Остались две погасшие, остальные сгорели.)

– Шли три чудака, нашли три пятака. За ними пятеро идут, сколько они найдут? (Неизвестно, но скорее всего – нисколько.)

2. Практическая работа «Что потом?» (12–15 мин)

Обычно дети воспринимают сказку как законченное целое, в котором «ни убавить, ни прибавить».

Использование приёма фантазирования «Что потом?» позволяет придумывать продолжения известных сюжетов.

Учитель предлагает придумать продолжения некоторых сюжетов.


Например:

– Лиса съела Колобка, что потом? Как Колобок себя вёл внутри Лисы? Может быть, он продолжал петь и мешал ей охотиться? А, может, он смог выскочить и убежать от Лисы, когда она зевнула?..

– Золушка стала жить с принцем во дворце, а что потом? Продолжала ли она заниматься хозяйством по привычке? Как складывались её отношения с сёстрами и мачехой? Осталась ли она доброй, кому она помогала во дворце?..

– За вредность старухе Шапокляк подарили связку воздушных шаров, и она улетела. А что было потом? Где она приземлилась? Как объяснила своё появление? Как потом отомстила Чебурашке и его друзьям?..

– Мойдодыр вымыл неряху, а что потом? Стал ли мальчик аккуратным? Как родители и товарищи отнеслись к тому, что он изменился?..


Желательно, чтобы 3–4 сюжета обсуждались кратко (ответы на вопросы), а один сюжет (по выбору детей) можно рассказать подробно, как «настоящую» сказку.

Возможен вариант, когда дети придумывают продолжение по цепочке, а затем учитель повторяет готовый сюжет.

3. Проверка домашнего задания (5 мин)

Варианты решения проблемы «Как спастись от лая собак-пересобак» оцениваются не только с изобретательской точки зрения, но и с позиций гуманности (предложения, связанные с тем, чтобы этих собак убить, взять в плен, покалечить… – не засчитываются).

Можно обсудить, почему эти варианты неприемлемы, к каким последствиям могут привести негуманные решения.

4. Работа в группах «Сказки с тремя концами» (10–12 мин)

– Можно сказать, что у нас получилась одна сказка, у которой много концов – ваших способов выхода из ситуации. Когда читаешь сказку, иногда бывает, что конец не очень нравится, хочется, чтобы он был другим, но что поделаешь – книга уже написана…

А Джанни Родари придумал необычные сказки – сказки с тремя концами, из которых читатель сам может выбрать тот, который ему больше нравится.

Например, сказка про приключения Буратино, у которого нос увеличивался, когда он начинал лгать. Буратино врал и разбогател на торговле строительными материалами (он нос отпиливал и продавал). А вот три конца этой сказки: в одном варианте Буратино стал богатым, но остался добрым и помогал другим; по другой версии, Буратино однажды случайно сказал правду и всё его богатство исчезло, а нос больше не «работал»; в третьем варианте один человек смог перехитрить Буратино и обмануть его, забрав себе всё его богатство…


Задание группам: придумать несколько концов к известным сказкам (сказки предлагает учитель, или дети выбирают их сами по желанию).

Подведение итогов работы: оцениваются концы сказок с точки зрения разнообразия сюжетов.

5. Домашнее задание (2–3 мин)

Придумать несколько продолжений ситуации: «Ученик пишет с ошибками. К чему ХОРОШЕМУ это может привести?».

6. Упражнение «Фантастические продолжения» (3–5 мин)

Учитель называет какое-либо реальное событие. Например: прошёл дождь, нарисовали портрет, замычала корова, сломался велосипед, выросла ромашка… Нужно придумать сказочные, необычные последствия.


Например:

– Прошёл дождь, но на земле вместо травы выросли новые дождики (капли были семенами дождя). А что было потом?

– Нарисовали портрет, а он умел слышать и говорить. Где и для чего его можно использовать?..

– Корова замычала, и у каждого, кто её слышал, появился в руках стакан молока. Чем всё закончилось?

7. Подведение итогов занятия (3 мин)

Можно провести в виде обсуждения: «Что было на занятии? Что будет потом? А чего бы хотелось?»

Занятие 20
Приём «Творческая ошибка»

Основная мысль занятия: для придумывания сказки можно использовать ошибки в словах.

1. Игра на внимание «Запрещённое движение» (3 мин)

Учитель показывает различные движения, которые нужно вслед за ним повторять. При этом какое-либо движение (например, руки вверх) объявляется запрещённым, его повторять нельзя (можно показать другое или остаться в предыдущем положении).

Игра проводится в быстром темпе на выбывание.

2. Проверка домашнего задания (5 мин)

– Мы играли в игру, в которой правила нельзя было нарушать. В жизни тоже существует множество правил и запретов, которые лучше не нарушать: нельзя играть со спичками, перебегать дорогу перед приближающейся машиной, чистить уши острыми предметами (продолжите сами).

В школе вас тоже окружают правила, и их нарушение имеет неприятные последствия: можно получить «двойку», могут наказать, придётся переделывать работу и др.

Но, может быть, в ошибках есть что-нибудь и хорошее?


Дети высказывают свои предположения, в конце учитель обобщает:

– Действительно, на ошибках учатся. А Джанни Родари открыл, что на ошибках можно не просто учиться, а учиться фантазировать. Этим сегодня мы будем заниматься.

3. Работа в группах «Объясни ошибку» (12–15 мин)

– Если написать слово «автомобиль» правильно, без ошибок, то фантазия не работает – это обыкновенная машина, которую все знают. А если ученик ошибся и пропустил какую-нибудь букву или нечаянно вписал лишнюю… И тогда могут получиться вот такие слова: «атомобиль» – наверно, он использует атомную энергию вместо бензина; «автомобил» – в нём, пожалуй, очень жёсткие сиденья; «автомобуль» – эта машина умеет плавать; а «автормобиль» – это специальный автомобиль для писателей.

Про каждую из таких машин уже можно сочинить какую-нибудь интересную историю… Приведите свои примеры, когда ошибка помогает увидеть в предмете что-то необычное, смешное.

– Интересные сюжеты получаются, когда берётся не отдельное слово, а слово в предложении, особенно если оно всем хорошо известно.

Например, ошибка в пословице «Ум – хорошо, а два лучше» привела к такому высказыванию: «Ус – хорошо, а два лучше». Такое действительно может быть, попробуйте объяснить: кому и для чего мало одного уса, а нужно обязательно два?

– А можно объяснить не одним предложением, а придумать сюжет…


Группы получают 1–2 предложения с ошибкой (можно использовать пословицы, стихотворные строчки, ошибочные предложения из детских работ – см. приложение), нужно объяснить, как и почему такое произошло.

Оценка работ производится с точки зрения разработанности сюжета, убедительности и оригинальности причин.

4. Упражнение «Кит и Кот» (15 мин)

– Поэт Борис Заходер придумал длинную сказку под названием «Кит и Кот». А сюжет её строится именно на том, что была допущена ошибка, и вот что получилось:


Кот – огромный, просто страшный,
Кит был маленький, домашний,
Кит мяукал, Кот пыхтел,
Кит купаться не хотел…
Кот плывет по океану,
Кит из блюдца ест сметану,
Ловит Кит мышей на суше,
Кот на море бьёт баклуши…

Но потом возникла проблема, когда перед китобойным судном вдруг появился Кот-великан… Всё заканчивается хорошо: в тексте обнаружили опечатку, исправили ошибку, и всё стало на свои привычные места…


Учитель предлагает детям сочинить аналогичную сказку.

Последовательность сочинения:

1) Выбрать два любых слова, схожие по звучанию.

Например:

Ворона – корона.


2) Поменять местами выбранные объекты.

Например:

Ворона оказалась на голове у королевы, а корона – на огороде.


3) Дать объяснение, как такое может быть.

Например:

«Однажды подул такой сильный ветер, что с головы королевы сдуло корону и занесло её на огород за городом… В это время спящая ворона свалилась с ветки прямо на голову королеве, но она ничего не заметила…»

4) Развить сюжет (придумать продолжение сказки).

Например:

«Ворона проснулась и очень удивилась, увидев, что она попала на бал во дворец. В это время королева подошла к зеркалу и обнаружила, что у неё на голове сидит ворона. Но так как дело было на балу, то королева не стала прогонять ворону, а, наоборот, велела украсить её драгоценностями… Придворные решили, что это новая мода, и по всей стране началась охота за воронами, чтобы они служили украшением женских причёсок…

В это время бедный крестьянин нашёл на огороде корону и решил её продать на базаре. Но оказалось, что корону никто не хотел покупать, потому что все покупали только ворон…

И крестьянин придумал вот что: он начал делать короны, украшенные воронами, и продавал их, уверяя, что искусственные вороны гораздо удобнее, чем настоящие, а драгоценности для украшения он брал из короны…»

Примечание. Обычно на занятии во время коллективной работы цельной законченной сказки не получается, только обозначаются направления развития сюжета.

5. Домашнее задание (2–3 мин)

Развить сюжет, придуманный на занятии, или сочинить свою аналогичную историю.

6. Подведение итогов занятия (3–5 мин)

«Жил как-то один молодой человек, который мечтал стать великим изобретателем. Он учился день и ночь, учился много лет и, наконец, сказал себе:

– Я многому научился, стал УЧОНЫМ, и теперь всем покажу, на что я способен!

Он сразу же принялся за эксперименты, и ему удалось изобрести дырки в сыре. Но потом он узнал, что дырки уже были изобретены.

И тогда он начал учиться заново. Учился с утра до вечера и с вечера до утра, учился многие месяцы и, наконец, сказал себе:

– Пора кончать. Теперь я уже УЧОННЫЙ… Надо посмотреть, на что же я способен.

И все увидели, что он изобрёл дырки в зонтике. И все очень смеялись. Но он не пал духом, а снова взялся за книги, продолжал свои эксперименты и, наконец, сказал себе:

– Ну, вот, теперь я уверен, что не ошибаюсь. Теперь я просто УЧЁННЫЙ.

Но всё-таки он опять ошибался. Он придумал окрашивать корабли акварельными красками. Это было очень дорого и меняло цвет моря.

– И всё-таки я не отступлюсь! – решил отважный изобретатель, у которого голова уже покрылась сединой.

Он снова сел за книги и занимался так много, что действительно стал УЧЁНЫМ. И тогда он смог изобрести всё, что ему хотелось. Он придумал, например, машину для поездок на Луну; поезд, которому достаточно было одного-единственного зёрнышка риса, чтобы промчаться тысячу километров; туфли, которые никогда не снашивались, и множество других таких же интересных вещей.

Одного только он не смог придумать – как научиться никогда не делать ошибок. И, наверное, никто не придумает этого».