Образовательный портал - Kurokt

Как гроулить под дэт метал. Школа гроулинга Группы поющие гроулингом

Нет, не то чтобы я сама хотела, но просто интересно. Можно ли научиться низкочастотно рычать, что называется, «по бумажке», с нуля — или сначала следует освоить какие-то техники пения, дыхания?.. Чуть позже я попробую провести опрос среди брутальных вокалистов и попытаться выяснить, как они достигли вершины искусства. Пока же — небольшой самоучитель по данному виду экстремального вокала, единственный толковый из существующих в рунете. Написал это несколько лет назад вокалист группы InSKYnity из города Прокопьевск — с тех пор мануал неоднократно тиражировался на специализированных сайтах и на форумах… но… вдруг кто-то решит попробовать именно сегодня? Вот текст, а результатами, надеюсь, поделитесь.

Гроулинг или гроул - прием пения c расщеплением связок в некоторых экстремальных музыкальных стилях, в основном в блэк-, дэз- и дум-метале, а также в грайндкоре и дэзкоре. Звучит примерно как утробный рык, исходящий из области живота вокалиста. Научно гроулинг можно назвать диафрагмальным басом. Данный вокальный прием основывается на пении на опоре от диафрагмы при сильном выдохе воздуха из низа живота с дальнейшим расщеплением ложных связок - так достигается эффект рычания. В силу физических особенностей гроулинга звук получается весьма низким по тону.

У людей, недавно начавших использовать гроулинг, часто наблюдаются болевые ощущения в области гортани, которые со временем проходят (сказывается неправильное звукоизвлечение). При неправильной постановке дыхания (то есть при частом вдохе-выдохе слишком большого объема воздуха) возможно головокружение. Пагубное влияние гроулинга на вокальные данные певца весьма условны, и имеют место лишь при неправильной технике звукоизвлечения, излишнем напряжении, различных вирусных заболеваниях, болезнях горла.

Разрушаем мифы

Если ты думаешь, что для того, чтобы иметь хороший гроул, нужно пачками курить беломор и ведрами пить всё, что горит (неразбавленный спирт, водка, портвейн «Три топора», бензин — нужное подчеркнуть, недостающее дописать) — ты ошибаешься. Вообще забудь о том, что разнообразные вредные привычки или вещества, негативно воздействующие на связки, могут поставить или улучшить тебе гроул. У тебя просто прогниет весь твой голосовой аппарат и ты разнесешь его в клочья попытками рычать. Для гроула нужно здоровое горло. Кстати, если у тебя ангина или еще какое-либо заболевание горла — о гроуле забудь до выздоровления.

Далее. Пиво. Кто-то говорит, что оно помогает гроулу. Возможно, и помогает, но это скорее допинг. Пиво через какое-то время сушит горло и вызывает привыкание. Со временем ты уже не сможешь без него обходиться, и твой гроул будет нуждаться в пивном подкреплении через каждый куплет. Не думаю, что при исполнении быстрых композиций ты сможешь со скоростью пылесоса выливать в себя по стакану пива между куплетами. Да и при длинном сет-листе, есть большая вероятность того, что ближе к концу выступления ты уже будешь лежать под стойкой микрофона в пьяном делирии. Так что, с разумной точки зрения, пиво и гроул несовместимы. Учись работать без допингов.

У многих новичков есть привычка — учась гроулить, они сравнивают себя с каким-нибудь своим идеалом, вроде Денвера, Криса Барнса, Мауризио Иаконо и т.д. Это ошибка. Не бывает двух одинаковых гроулов, запомни. Начинающие часто впадают в отчаяние от того, что у них не получается звучать также, как и их любимцы. Ну извините, мастера гроула рычат уже не первый год, у них куча опыта, голосовой аппарат натренирован — это раз. Во-вторых, каждый гроул уникален. Твой в том числе. И если у тебя не получается копировать кого-то, это не значит что у тебя не получается гроулить. К тому же не забывай, что многие вообще «примачивают» гроул специальными эффектами на студии. Хотя бывает полезно вслушиваться в чей-либо стиль, чтобы найти там что-то интересное для себя с технической точки зрения. Стремись вырабатывать свой уникальный стиль.Также подмечу, что обладатели от природы низкого голоса могут извлечь более низкий и сочный гроул, соответственно. Но, если твой голос не такой низкий, как скажем у Тиля Линдемана или Йохана Эдлунда, это вовсе не значит, что тебе не судьба гроулить. Со временем придет все.

Урок первый

1) Первые звуки.
Не думай, что узнав основы, вы сразу же сможете гроулить вокальные партии Cannibal Corpse или Deicide. Для начала нужно научиться понять сам механизм рыка и освоить извлечение основных звуков. Многие думают что гроул — это орание на низких частотах. А вот и нифига – поори так, и посмотрим, что станет с твоими связками. В лучшем случае — охрипнешь.

Традиционный гроул, по сути, ничто иное, как отрыжка. Да-да-да, именно отрыжка — механизм тот же. Кстати, можешь поотрыгивать немного, чтобы прочувствовать, какие именно части твоего горла задействованы в этом звуке. Только делай это подальше от людей — тебя могут неправильно понять.

Итак, научимся извлекать основные звуки. Самый первый и легкий шаг — звук «и-и-и» или «у-у-у». Скажем сразу: не подключай свой голос к звукоизвлечению. Вообще, чтобы гроулить, не обязательно орать. Начни с тихой громкости. Главное — понять механизм, а потом уже, регулируя поток воздуха и/или добавляя свой голос, ты найдешь нужное звучание.

Касательно того, какие же части горла образуют гроул, сказать точно довольно-таки сложно. Есть мнение, что гроул достигается путем направления потока воздуха на мягкое небо, кто-то говорит о ложных связках, которые расположены чуть выше основных. Я же склонен ко второму варианту. Многие говорят о важности дыхания. Да, оно важно, но на более поздних этапах. Для начала научись просто извлекать звуки.

Попробуем извлечь звук «у-у-у» или «и-и-и». Скажу сразу: с первого раза может и не получится, но… терпение и труд все перетрут. Со временем ты адаптируешься как физически, так и психологически — и все будет идти как по маслу.

Итак, нам необходимо сжать горло в определенной точке, чтобы проходящий поток воздуха вызывал необходимую вибрацию, а следовательно, и звук. Сильно прижми кончик языка к небу. Одновременно с этим подбородок должен выпукло опустится вниз, а кадык подняться вверх, к подбородку. Ты должен ощутить напряжение под нижней челюстью. Теперь сделай губы трубочкой, как при произношении обычного «у», и выдохни. Просто выдохни. Должен получиться рык, если все было сделано правильно. Вибрация и рык должны исходить из той области, где у тебя окажется кадык. Звук «и», произносится по той же схеме, только уже без губ трубочкой. При звуке «и» чуть-чуть подними уголки губ, словно слегка улыбаешься. Но только чуть-чуть! Иначе звук смажется. Со временем ты научишься контролю за гроулом.

На начальных этапах, возможно, в горле будет першить, или потянет на кашель. Со временем это пройдет. Как я уже писал выше, ты привыкнешь физически, и все неприятные ощущения исчезнут. Если же неприятные ощущения не исчезают после длительного периода упражнений — ослабляй сдавливание и напряжение. Больше экспериментов. И о-о-о-очень важный совет: пей воду! — связки не должны быть сухими. Это особенно важно на начальных этапах, когда горло еще не привыкло к новым способам звукоизвлечения. Но и позднее, когда овладеешь определенным мастерством в рыке, не забывай про воду. Даже если чувствуешь, что все в порядке и сухости нет, все равно сделай пару глотков. Не даром на концертах около барабанной установки стоит куча бутылок с водой…

Урок второй

Итак, если тебе удалось овладеть основными звуками, можно переходить к более сложному: извлечению других гласных. Трудность в том, что их нужно извлекать без упора языка. Язык — на начальных этапах это своего рода поддержка. Со временем ты отучишься от него.

Учись фиксировать положение подбородка и кадыка, удерживать необходимое напряжение в горле. Звуки «о», «а» и прочие пытайся извлечь от начальных «и» или «о». Просто убери язык и произноси эти звуки так, как произносишь «о» или «а» в обычной речи. Пока никакого голоса, просто поток воздуха через горло.

Больше практикуйся. И для этого не обязательно рычать на всю квартиру. Просто поставь в нужное положение гроулообразующие части голосового аппарата и, при небольшом потоке воздуха, гроуль себе что-нибудь под нос.

Овладев основами, начинай произносить отдельные слова. Кстати, некоторые шипящие нельзя произнести гроулом, так что не напрягайся по этому поводу (это как нельзя сказать звук «п» с открытым ртом). Попробуй другие варианты. Например, в том месте, где есть шипящие, перейти на скрим, или в букве комбинировать простой вокал и гроул. Шипящее «ЩЕ» можно пропеть так: «щ» сказать нормально, а «э» — гроулом. Если сможешь сделать это быстро, слушатели даже не заметят.

Кстати, существует мнение, что после правильного гроула остается ощущение, словно горло и надгоратнную полость кошки поцарапали. Да, в принципе, я с этим согласен. Но это ощущение возникает после сильного и длительного гроула.

Итак, мы научились традиционному гроулу. На рык здесь влияет степень сдавливания, сила дыхания и добавление чистого вокала. Вперед, комбинируй-экспериментируй, вырабатывай свобственный стиль.

Урок третий

Вот, теперь о дыхании. Оно имеет огромное значение. Правильное дыхание помогает рационально расходовать воздух и держать стабильный воздухопоток, что дает ровный, сильный гроул. Многие говорят о том, что они гроулят животом или желудком. На все 100% неправильная формулировка! Они просто выдыхают из области живота или желудка. Гроулить там нечем, хотя если у кого-то получится издать что-то рычащее из желудка, сквозь пищевод… То он просто мутант! «Гроул» даже легче выходит с другого конца пищевода, но никак не из желудка. В общем, «гроула желудком» или животом не существует — не впадай в заблуждение. Существует выдох из этой области, рык от живота, но никак не животом.

Поначалу автор этой статьи сам не особо верил в то, что дыхание особо нужно в гроуле — вроде бы и без особых техник удавалось хорошо извлекать звук. Но однажды попробовав гроулить «от живота», понял, что многое терял раньше.

Итак, научимся правильно дышать. Большую роль здесь играют мышцы пресса. Выдохни, опустоши от воздуха нижнюю часть легких и живота. Живот должен оказаться как бы вдавлен, но не втянут (не создавай вакуум)! Теперь неспеша набери воздух в нижнюю часть легких и живота. Но в пределах разумного! Чтобы тебя не раздувало как жабу и ты не выглядел, словно беременная женщина. Важен не объем, а точка концентрации. Теперь, выдыхая, как бы выдавливай воздух снизу вверх, работая прессом, слегка приподнимая, вслед за потоком, диафрагму. Но не должно быть никаких резких толчков. Плавно, неспеша выдыхай, оставляя пресс чуть напряженным. Снизу вверх, словно перекатывая воздух. Ты не забыл, что нужно рычать? Не просто выдыхаем, а с рыком. Да, и не кушай особо плотно перед концертами и репетициями. Такое дыхание давит на желудок, можно проблеватья или продристаться. А то и прямо на сцене…

Если все делаешь правильно, твой гроул должен выходить равномерным и продолжительным. Не теряй концентрацию. Поначалу кажется, что трудно следить за тем, чтобы воздух набирался в нужную точку. Уже скоро ты будешь делать это автоматически, бессознательно, и все будет получаться легко и естественно.

Итак, основы получены. Теперь можно брать тексты песен твоих любимых исполнителей и пытаться гроулить — поначалу отдельные строки. Потом, приноровившись, — куплеты, а там и целые песни. А может, даже и альбомы…

Кстати, если ты собираешься исполнять композиции в стиле funeral doom metal, то дыхание важнее всего. В этом стиле необходимо тянуть звуки равномерно, без скачков и провалов.

Гроул на расщеплении

На мой взгляд, самый полезный материал по этому типу гроула — небольшой видеоурок Игоса из Аматори. Он все хорошо и понятно объясняет.

В этом виде гроула самое важное — дыхание, открытая гортань и расщепление связок. Нет-нет, не пугайся этих слов. Все намного проще, чем ты думаешь!

О дыхании ты уже знаешь. Но в этом типе гроула оно особенно важно, так как без потока воздуха нужной силы не будет вибрации связок, а будет просто гулкий рев раненого медведа. Не забывай: одна из главных прелестей гроула, наравне с силой и низким звучанием — это вибрация.

Итак. Дыханием мы уже владеем, а что значит «открытая гортань»? Вспомни ощущение, когда ты зеваешь — кадык уходит вниз, а горло расширяется. Открытая гортань очень важна при расщеплении, так как она позволяет связкам спокойно вибрировать, создавать звук, не задевая друг друга и не принося неприятных болевых ощущений. Кстати, в этом виде гроула вода очень важна, так что не забывай смачивать связки.

А теперь о расщеплении. Что же это? Вспомни голоса Луи Армстронга (песню «What A Wonderful World» помнишь?), Высоцкого, Круга, группы Бутырка. А чего смешного? Это расщепление. А если бы они пели с открытой гортанью и дыханием от живота, то был бы гроул на расщеплении. Хотя Высоцкий гроулом — это перебор:)

Итак, для начала научимся расщеплять связки. Мне кажется, это умеют делать многие. Когда у тебя першит в горле, вспомни, как ты пытаешься его прочистить? Ты делаешь этакое рычащее «кххРРРРРм-кхРРРРРм». Вот этот самый звук «РРРР» и является основой расщепления.

Есть еще один способ поймать момент расщепления. Встань, расслабься (только не упади). Расслабь тело, руки. И главное — расслабь рот, язык и горло. Теперь слегка подпрыгни на носочках, одновременно хлопнув над собой в ладоши, и в этот момент, как собачка, произнеси что-то вроде «вввввуф!» или «аааааф!». Ты почувствуешь грубый, вибрирующий звук от связок. Главное на этом этапе — понять, как же достигать расщепления.

Когда ты научился расщеплять связки, можно пытаться гроулить. Итак, помним: дыхание и открытая гортань. Начни с продолжительных звуков «а-а-а» или «о-о-о». Учти, тренироваться тихо не получиться, здесь иной механизм. Но это и не значит, что нужно орать. Не перенапрягайся. Чрезмерный поток воздуха только портит гроул.

Возможно, поначалу, у тебя будут неприятные ощущения вроде покалывания или легкого сдавливания в районе связок. Не переусердствуй с тренировками, так как при этом гроуле связки могут очень сильно пострадать при неправильных начальных нагрузках, или если ты не используешь открытую гортань. Кстати, учись держать концентрацию на открытой гортани, следи за тем, чтобы связки вибрировали свободно.

На звучание здесь влияет смещение кадыка чуть выше или чуть ниже, уровень расщепления и изменение объема рта, работой губ или челюстей. Также важно положение головы. Как ты думаешь, почему у Денвера из Аматори микрофон всегда расположен выше его рта, и поет он как бы снизу микрофона? Потому что когда он гроулит, он держит линию рта и горла прямо — всегда открытая гортань+он получает нужный ему звук. Экспериментируй.

Смешанный гроул а-ля Барни Гринуэй (Napalm Death)

Здесь все просто. Здесь идет не смешивание гроула с чистым вокалом, а наоборот — смешивание чистого вокала с гроулом. Основа — чистый голос. Попробуй гроулить как обычно, только не сильно сдавливая горло. А теперь, одновременно, добавляй свой чистый голос. Смешивай. Если не получается, убирай часть гроула. Этот стиль рыка, на мой взгляд, самый легкий. Главное здесь — найти нужную пропорцию между гроулом и голосом. А если еще и умудриться добавить расщепления (да, такое возможно, но при должном уровне мастерства), то получается крайне красивый, звонкий гроул. А можно получить и булькающий, но это тоже путем экспериментов. Кстати, получить булканье на смешанном гроуле проще, чем на традиционном.

Squealing или «хрюканина»

Основа — традиционный гроул. У тебя не получится изображать из себя кабана и хрюкать, если ты не овладел как следует традиционным гроулом. Итак, здесь ты поднимаешь кадык до предела вверх. Сильный упор языка поначалу будет твоим главным помощником. Здесь главное — не внятность произношения, а смачность похрюкивания. Основные звуки в хрюканине — «у» и «и», что-то другое здесь произнести крайне сложно, иначе весь свинячий звук теряется.

Итак, ты сделал все вышеперечисленное, прижал язык, поднял кадык. Сдавливание максимально (но разумно). Поехали! Пытаемся произнести что-то вроде «уи-уи-уи». Контролируй себя с помощью диктофона (диктофон на мобильнике — лучший помощник в самоконтроле). Очень важно положение твоих губ. Они должны быть напряжены и слегка вытянуты вперед.

Если уж ты и не будешь играть в грайндкор-группе, то наверняка сможешь повеселить друзей или шокировать обывателей своими поросячьими наклонностями:)

Заключение

Ну что ж, я попытался максимально подробно объяснить, как овладеть разными видами гроула плюс дал некоторые основные советы. Все остальное ты приобретешь и поймешь со временем и опытом.

Открою напоследок еще один метод выработки и постановки своего стиля. Если ты не можете овладеть каким-то элементом, бывает полезно поставить своего любимого исполнителя и подпевать. Часто бывает так, что в процессе повторения сам неожиданно понимаешь, что и как делать. Вслушивайся.

Обобщим напоследок:
1) Не копируй никого, вырабатывай свой стиль.
2) Не насилуй горло табаком и алкоголем
3) Пей воду
4) Дыши правильно
5) При расщеплении держи гортань открытой

И в финале — небольшой видео-мануал на тему правильной артикуляции в гроулинге. На английском, но вроде все понятно.

Табачный дым и ОРВИ), равнозначно запрету работы с голосом.

Не копируйте своих кумиров. Как нет двух одинаковых , так не будет одинаковых рыков. Попытка подстроиться под кого-то может только навредить, поскольку голосовой аппарат в неестественном для него режиме, испытывает чрезмерные нагрузки. Ищите свой собственный тембр, отличный от всех остальных.

Гроул – это не крик на низких частотах. Пытаясь добиться рычащего звука таким образом, вы только надорвете связки – они не рассчитаны на такую нагрузку, тем более рык зависит не от тех , которые вы напрягаете. Ваша – разработать ложные связки.

Гортань в момент гроула должна работать как при отрыжке. Воспроизведите те же ощущения, как при отрыгивании, запомните их. Затем напрягите мышцы живота, словно поднимаете что-то тяжелое. Не прибегая к помощи основных связок, тихо произнесите звук «и». Держите гортань в том же состоянии, что на предыдущем упражнении, прибавьте к нему положение зевка. С первого раза у вас не получится, поэтому повторяйте, пока не добьетесь результатов. Не увеличивайте громкость. После первой повторите упражнение на гласную «у». Следите, чтобы зев был открыт, диафрагма активно выталкивала воздух из легких, а мышцы живота ее поддерживали. Эта позиция вам должна быть знакома, если вы занимались оперным вокалом: требования к положению голосового аппарата совпадают, поскольку оно является оптимальным и требует от связок наименьшего напряжения.

Видео по теме

Обратите внимание

В первые месяцы занятий возможны болевые ощущения в области гортани. Это связано с неправильным положением голосового аппарата в момент звукоизвлечения. Обратитесь к педагогу по экстремальным видам вокала и спросите его совета по устранению причины. Если вы не исправите дефекты сейчас, впоследствии голос не прослужит вам долго.

Источники:

  • как правильно петь гроулом

В последние годы на российской и зарубежной сцене появилось много команд, использующих в песнях такую необычную технику пения, как гроулинг (от английского growling – «рычание»). И, действительно, такой вокал больше похож на животное рычание, нежели на пение. Такой вокал характерен для Black-, Death- и DoomMetal, а также для Grindcore, Metalcore и Deathcore, другими словами для тяжелой музыки. Однако научиться гроулу могут не только представители сильного пола, от природы обладающие низкими голосами, но и молодые люди с более высокими тембрами голоса, и даже девушки.

Инструкция

Условно гроулинг можно разделить на несколько подвидов: традиционный, на расщеплении голосовых связок, смешанный гроулинг и squealing (более известный как «хрюканина»). Основной для всех видов в любом случае выступает традиционный гроул.
Есть несколько мнений о том, какие части горла образуют гроул. Первое – «рычащий» звук достигается из-за направления потока воздуха на мягкое небо; второе – поток воздуха направляется на ложные связки, расположенные чуть выше основных. Однако, по сути, механизм гроула не отличается от отрыжки, то есть при правильном исполнении гроулинга, задействованы те же самые части тела и в особенности горла, что и при отрыжке. Можно попробовать несколько раз отрыгнуть, чтобы лучше понять механизм.

Далее переходим к звукоизвлечению. Самые звуки на первых порах – это «и-и-и» и «у-у-у», для того, чтобы они получились, необходимо одновременно прижать кончик языка к небу, опустить подбородок вниз, а кадык при этом должен наоборот подняться вверх, к подбородку, при этом под нижней челюстью должно ощущаться напряжение. Теперь осталось лишь выдохнуть, сложив губы либо трубочкой, для того, чтобы получился звук «у», либо чуть-чуть приподняв уголки губ для того, чтобы получился звук «и». Если все правильно, должен получиться необходимый рык. Не стоит сразу это на большой громкости, и уже тем более не стоит орать (можно связки). Начинайте с маленькой громкости.
После того, как вы овладели мастерством извлечения простых звуков, можно переходить к извлечению оставшихся гласных. Поначалу будет трудно, так как в их извлечении не должен участвовать язык, то есть он не должен упираться в небо. Язык нужен лишь на начальных этапах, как вспомогательный аппарат, чтобы привести голосовой аппарат в нужное положения для гроула. После того, как все гласные освоены, переходите к произношению слов.

При гроулинге также важно не забывать о правильном дыхании. Чтобы звук был ровный и необходимо «дышать ». Выдохните, опустошив при этом нижнюю часть легких, живот при этом должен быть немного вдавлен, но не втянут. После того, не спеша, набирайте воздух в ту же нижнюю часть легких, живот при этом слегка надувается. Не перетрудитесь, иначе можно потерять сознание. После того, как вы набрали воздух, выдыхайте, выталкивая мышцами пресса воздух снизу вверх и приподнимая диафрагму, и не забывайте рычать. Пресс при этом постоянно остается в напряжении.
Здесь важно не плотно перед упражнениями, так как напряжение давит на желудок, а соответственно может привести к нежелательным последствиям. Если все сделано правильно, то гроул должен получиться ровным и продолжительным.

Полезный совет

На начальных этапах в горле будет першить, а возможно захочется прокашляться, в этом нет ничего страшного. Со временем все неприятные ощущения пройдут, если же не уходят – необходимо ослабить сдавливание гортани и напряжение. И важно не забывать пить воду. Особенно на начальных этапах, так как горло не привыкло еще к новым способам извлечения звука.

Вокальная техника гроулинг (мелодичное произношение рычащих звуков) довольно распространена в современном мире и научиться ей хочет достаточно много музыкантов. Обращаясь за помощью к профессионалам, они и не подозревают, что овладеть данной техникой можно самостоятельно, выполняя некоторые простые задания (тренировки). Практические советы о том, как научиться гроулингу, представлены в данной статье.

Инструкция

Первое, что следует знать при самостоятельном обучении гроулингу – это то, что вы должны иметь абсолютно здоровое . Если вы на момент обучения охрипли или имеете любое другое заболевание гортани, о гроуле следует забыть до полного выздоровления.

Сожмите горло в определенной точке так, чтобы проходящий поток воздуха создавал необходимую вибрацию, а, следовательно, выходил звук.

Направляйте поток воздуха через ложные связки, расположение которых чуть выше основных, извлекая изо рта указанные звуки.

Прижмите сильно язык к небу.

Подбородок опустите вниз. Должно ощущаться напряжение нижней челюсти.

Сделайте губы трубочкой и выдохните. При этом должен получиться своего рода рык.

Произносите по указанной выше схеме – «у».

Выполняя вышеуказанные , вы и сможете освоить традиционный гроул.

Шаринганом увлекаются те люди, которые занимаются техникой интуитивного боя. Если вы хотите обладать приемами абсолютного зрения, которое отличается от обычного на 100%, то вам предстоит полностью избавиться от параллакса, природного свойства ваших глаз. Чтобы развить полный шаринган, занимайтесь пять лет. Для развития начальной ступени шарингана выделите от 0.5 года до 1 года.

Впервые использован группой Hellhammer в 1982 году. Позднее встречался в альбомах американских групп Possessed Seven Churches (1985), Death Scream Bloody Gore (1987) и Necrophagia Season of the Dead (1987). В готик -, дум -, дэт-метале широко применяется сочетание мужского гроулинга и высокого чистого женского вокала . В последнее время получает распространение женский гроулинг . В таких жанрах, как блэк-метал и дэт-метал часто используется сочетание гроулинга и скриминга , причём в некоторых группах оба вокальных приёма используются одним и тем же вокалистом . Появляется также всё больше вокалистов, использующих и гроулинг, и чистое пение , в основном, в жанрах мелодик-дэт-метал и дум-метал . Гроулинг часто используется в сочетании с другими экстремальными приёмами звукоизвлечения (scream, guttural, pigscream, squeal).

Техника

Научно гроулинг можно назвать диафрагмальным басом. Данный вокальный приём основывается на пении на опоре от диафрагмы при сильном выдохе воздуха из низа живота с дальнейшим расщеплением ложных голосовых связок - так достигается эффект рычания. В силу физических особенностей гроулинга звук получается весьма низким по тону.

Близкая техника используется в стиле тувинского горлового пения «каргыраа».

У людей, недавно начавших использовать гроулинг, часто наблюдаются болевые ощущения в области гортани, которые со временем проходят (сказывается неправильное звукоизвлечение). При неправильной постановке дыхания (то есть при частом вдохе-выдохе слишком большого объёма воздуха) возможно головокружение.

Со временем некоторые певцы, использовавшие и гроулинг, и «чистый» вокал, делают выбор в пользу либо одного, либо другого. Так Йонас Ренксе (Katatonia) со временем «утратил способность» петь гроулингом, прибегая к нему лишь иногда на концертах, а Дан Сванё сознательно отказался «рычать», чтобы не лишиться своего «чистого» вокала, но все же многолетнее наблюдение за многими «смешанными» вокалистами не обнаруживает отрицательного влияния «рычания» на чистый голос. Примерами тому могут служить, например, вокалист Bring Me The Horizon Оливер Сайкс , (ранее исполнявший исключительно экстремальный вокал, после перешедший на вокал), Бьорн Стрид из Soilwork , Микаэль Окерфельдт из Opeth , Кристиан Альвестам (Scar Symmetry , Solution .45 , The Few Against Many), Влад Шахин из Mournful Gust и многие другие.

Пагубное влияние гроулинга на вокальные данные певца весьма условны (так как при правильном гроуле голосовые связки не участвуют в звукоизвлечении), и имеют место лишь при неправильной технике звукоизвлечения, излишнем напряжении, различных вирусных заболеваниях, болезнях горла.

Гуттурал

Впервые данный приём был употреблён вокалистом финской группы Demilich Антти Боманом на альбоме Nespithe (). Сейчас наиболее популярными группами с вокалистами, поющими гуттуралом, являются: Devourment, Prostitute Disfigurement, Internal Suffering, Mental Demise, Artery Eruption, Sikfuk, Insidious Decrepancy, Chelsea Grin , Whitechapel, Oceano, I Declare War, Guttural Secrete; русские Abominable Putridity, Katalepsy. Появляются также коллективы с женским гуттуралом - Awaiting the Autopsy, Cerebral Bore. Кроме того, следует добавить, что гуттурал является обычным вокалом для групп, играющих в стиле TXDM (Texas death metal или slamming brutal death metal)

Напишите отзыв о статье "Гроулинг"

Примечания

Отрывок, характеризующий Гроулинг

«Une maitresse femme! Voila ce qui s"appelle poser carrement la question. Elle voudrait epouser tous les trois a la fois», [«Молодец женщина! Вот что называется твердо поставить вопрос. Она хотела бы быть женою всех троих в одно и то же время».] – подумал Билибин.
– Но скажите, как муж ваш посмотрит на это дело? – сказал он, вследствие твердости своей репутации не боясь уронить себя таким наивным вопросом. – Согласится ли он?
– Ah! Il m"aime tant! – сказала Элен, которой почему то казалось, что Пьер тоже ее любил. – Il fera tout pour moi. [Ах! он меня так любит! Он на все для меня готов.]
Билибин подобрал кожу, чтобы обозначить готовящийся mot.
– Meme le divorce, [Даже и на развод.] – сказал он.
Элен засмеялась.
В числе людей, которые позволяли себе сомневаться в законности предпринимаемого брака, была мать Элен, княгиня Курагина. Она постоянно мучилась завистью к своей дочери, и теперь, когда предмет зависти был самый близкий сердцу княгини, она не могла примириться с этой мыслью. Она советовалась с русским священником о том, в какой мере возможен развод и вступление в брак при живом муже, и священник сказал ей, что это невозможно, и, к радости ее, указал ей на евангельский текст, в котором (священнику казалось) прямо отвергается возможность вступления в брак от живого мужа.
Вооруженная этими аргументами, казавшимися ей неопровержимыми, княгиня рано утром, чтобы застать ее одну, поехала к своей дочери.
Выслушав возражения своей матери, Элен кротко и насмешливо улыбнулась.
– Да ведь прямо сказано: кто женится на разводной жене… – сказала старая княгиня.
– Ah, maman, ne dites pas de betises. Vous ne comprenez rien. Dans ma position j"ai des devoirs, [Ах, маменька, не говорите глупостей. Вы ничего не понимаете. В моем положении есть обязанности.] – заговорилa Элен, переводя разговор на французский с русского языка, на котором ей всегда казалась какая то неясность в ее деле.
– Но, мой друг…
– Ah, maman, comment est ce que vous ne comprenez pas que le Saint Pere, qui a le droit de donner des dispenses… [Ах, маменька, как вы не понимаете, что святой отец, имеющий власть отпущений…]
В это время дама компаньонка, жившая у Элен, вошла к ней доложить, что его высочество в зале и желает ее видеть.
– Non, dites lui que je ne veux pas le voir, que je suis furieuse contre lui, parce qu"il m"a manque parole. [Нет, скажите ему, что я не хочу его видеть, что я взбешена против него, потому что он мне не сдержал слова.]
– Comtesse a tout peche misericorde, [Графиня, милосердие всякому греху.] – сказал, входя, молодой белокурый человек с длинным лицом и носом.
Старая княгиня почтительно встала и присела. Вошедший молодой человек не обратил на нее внимания. Княгиня кивнула головой дочери и поплыла к двери.
«Нет, она права, – думала старая княгиня, все убеждения которой разрушились пред появлением его высочества. – Она права; но как это мы в нашу невозвратную молодость не знали этого? А это так было просто», – думала, садясь в карету, старая княгиня.

В начале августа дело Элен совершенно определилось, и она написала своему мужу (который ее очень любил, как она думала) письмо, в котором извещала его о своем намерении выйти замуж за NN и о том, что она вступила в единую истинную религию и что она просит его исполнить все те необходимые для развода формальности, о которых передаст ему податель сего письма.
«Sur ce je prie Dieu, mon ami, de vous avoir sous sa sainte et puissante garde. Votre amie Helene».
[«Затем молю бога, да будете вы, мой друг, под святым сильным его покровом. Друг ваш Елена»]
Это письмо было привезено в дом Пьера в то время, как он находился на Бородинском поле.

Во второй раз, уже в конце Бородинского сражения, сбежав с батареи Раевского, Пьер с толпами солдат направился по оврагу к Князькову, дошел до перевязочного пункта и, увидав кровь и услыхав крики и стоны, поспешно пошел дальше, замешавшись в толпы солдат.
Одно, чего желал теперь Пьер всеми силами своей души, было то, чтобы выйти поскорее из тех страшных впечатлений, в которых он жил этот день, вернуться к обычным условиям жизни и заснуть спокойно в комнате на своей постели. Только в обычных условиях жизни он чувствовал, что будет в состоянии понять самого себя и все то, что он видел и испытал. Но этих обычных условий жизни нигде не было.
Хотя ядра и пули не свистали здесь по дороге, по которой он шел, но со всех сторон было то же, что было там, на поле сражения. Те же были страдающие, измученные и иногда странно равнодушные лица, та же кровь, те же солдатские шинели, те же звуки стрельбы, хотя и отдаленной, но все еще наводящей ужас; кроме того, была духота и пыль.
Пройдя версты три по большой Можайской дороге, Пьер сел на краю ее.
Сумерки спустились на землю, и гул орудий затих. Пьер, облокотившись на руку, лег и лежал так долго, глядя на продвигавшиеся мимо него в темноте тени. Беспрестанно ему казалось, что с страшным свистом налетало на него ядро; он вздрагивал и приподнимался. Он не помнил, сколько времени он пробыл тут. В середине ночи трое солдат, притащив сучьев, поместились подле него и стали разводить огонь.

  • Вряд ли вы будете походить на вашего любимого исполнителя. Каждый человек имеет свой собственный набор аккордов и будет производить собственные, уникальные вокальные партии. Если вы будете пытаться походить на кого-то, то вы лишь навредите себе.
  • Гроул должен напрягать и тренировать ваши голосовые связки, но больно быть не должно. Рекомендуется избегать повреждений ваших связок.
  • Гроул в стиле блэк-метал может навредить вашим связкам если увеличить звук слишком сильно или во время долгого пения. Имейте это ввиду и старайтесь избегать подобных ситуаций.
  • Всегда разминайтесь более 10 минут прежде, чем приступить к практике.
  • Ешьте здоровую пищу (чтобы избежать изжоги), не пейте молоко и газировку или, как минимум, не пейте их перед и во время пения.
  • Возьмите в привычку пить теплый чай с медом. А ещё это вкусно:)
  • Держите ваше тело и горло полностью расслабленными. Вообразите звук у себя в голове и изобразите его с помощью голосовых связок. Не пытайтесь заставить делать их делать то, что они не могут.
  • Если вы не практиковались долгое время, ваши навыки заметно упадут. Если вы возобновили пение, не стоит бросаться в это дело сломя голову, так как ваша выносливость упала. Хотя вы научитесь намного быстрее, чем в первый раз. Здесь как в тренажерном зале: когда вы надолго перестаете поднимать веса, вы не сможете сразу поднять вашу старую норму, однако придете к ней быстрее, чем в первый раз.
  • Записывайте себя, чтобы найти правильный звук, тон, высоту и стиль. Рекомендуется записать, прослушать, а затем прослушать еще раз через несколько часов, тогда ваш мозг сможет выловить даже самые незначительные ошибки.
  • Не забывайте пить теплую воду во время занятий и шоу.
  • Не практикуйтесь более 10-15 минут на ранних этапах. Ваши голосовые связки должны приспособиться к злоупотреблению и в конечном итоге вы будите звучать лучше.
  • Гроул не должен быть громким. Если вы не можете исполнять гроул на низких частотах, то вы либо делаете что-то неправильно, либо вам нужно больше практики,чтобы достичь лучшего контроля звука.
  • Не пейте алкоголь и не курите. Некоторые говорят, что это помогает, но это лишь пошатнет ваше здоровье и никак не поможет в пении.
  • Гроул в стиле дэт-метал не должен причинять боль вашим голосовым связкам. Так что если это больно для вас, то пересмотрите свою технику, хотя мышечная боль вокруг горла и шеи не всегда плохо. Когда вы начинаете тренироваться, вы используете те мышцы, которые до этого не работали так активно. Если мышцы вокруг горла и шеи устали, отдохните до тех пор, пока усталость не пройдет. Это как в тренажерном зале: вы используете свои мышцы более интенсивно, чем в обычной жизни и необходимо подождать, пока они восстановятся, прежде чем продолжить занятие.
  • Такой стиль вокала трудно объяснить на словах, в отличие от простого пения, потому, что это очень личное, и отчасти даже нельзя говорить об этом (своего рода табу). В любом случае, это лишь базовые рекомендации, которые помогут понять годитесь ли вы для гроула или нет.

Если ты хочешь петь в какой-нибудь злой банде, ты должен уметь правильно «рычать». Такой вокал характерен для Death, Doom, Black. «Рык» по-научному называется «grawling», или «grawl vocal». Правильная постановка голоса здесь также важна , как и при пении clean vocal, ведь вы, видимо, хотите хорошо и громко рычать и при этом не выплюнуть свои связки в первые же пять минут пения. Я прописывал вокал к альбому MEMORIAL TO SUFFERING группы PAINFUL MEMORIES за один день — пришлось рычать около восьми часов подряд, но я нисколько не устал и нисколько не охрип. Правда, я периодически смачивал глотку жидкостью и в то время абсолютно не курил. Было время, когда мой grawling считался одним из лучших в Питере.

Сразу отмечу, что все байки о том, что перед тем, как рычать надо выкурить пачку беломора для получения хорошего звука — лажа. Курение моментально сажает дыхалку и раздражает связки , так что после пачки беломора ты не сможешь даже говорить, не только рычать. Если хочешь петь, лучше вообще бросить курить, хотя курение в разумных дозах при правильно поставленном голосе не оказывает существенного влияния на вокал.

У всех типов grawling"а есть общее в том, что практически все они представляют собой форсированный вокал , т.е. чтобы так петь, нужно поднапрячься. Но при этом распространенная ошибка начинающих гроулеров состоит в повышенном расходе воздуха при звукоизвлечении. Воздух нужно расходовать по возможности экономно : от того, что от тебя идет целый ураган, звук не всегда становится громче, но в него добавляются левые шипяще-свистящие призвуки, затрудняется артикуляция и управление высотой тона, также через некоторое время от гипервентиляции легких у вас подскочит давление и поедет крыша. Да, я не ошибся — рыком можно петь по нотам! Но не всяким рыком.

«Низкий» grawling

Существует несколько стилей низкого рыка, хотя для лоха рык везде кажется одинаковым. Сейчас мы рассмотрим основные:

Брутальный grawling
характерен для брутального Death metal. Звук как бы идет из самого нутра, из кишечника и т.д. Это — шумовой grawling, не имеющий определенной высоты тона. Базовый звук для получения такого рыка есть звук «У». Итак, наберите побольше воздуха в легкие и зарычите максимально низко, насколько вы можете — «У-У-У...». Но именно зарычите, а не замычите как корова, напрягитесь и не бойтесь испугать соседей — туда им и дорога... При этом старайтесь, чтобы воображаемая точка излучения звука находилась как можно ниже. Следите за расходом воздуха! Следите за артикуляцией — губы в трубочку! На самом деле это — грудной рык, т.е. вы поете на грудь. Поэтому при пении таким вокалом человек даже с небольшими вокальными данными может добиться достаточно низкого и сильного звука. Этот стиль гроулинга недостаточно выразителен и дает большую неразборчивость текста, но он имеет характерный подонческий окрас. Если у вас хорошие вокальные данные, то я порекомендую вам другие стили.

Гортанный grawling
характерен для Doom metal. Звук рождается в горле, пение идет в голову. При достаточном умении позволяет петь по нотам. Базовый звук — что-то среднее между «А» и «Э». Правильная артикуляция — рот открыт не широко, губы чуть втянуты внутрь. Важно найти правильное положение головы и гортани для получения максимального резонанса.

Горловой гроулинг
или гроулинг типа Barney Grinway — это на самом деле практически не рык, а хрип, но звучащий как рык. В значительной мере в его формировании участвует чистый голос, поэтому перед занятиями лучше распеться чистым голосом (отчасти это можно отнести и к гортанному гроулингу). Базовый звук — «A». Артикуляция — рот широко открыт. Для данного стиля характерна развитая артикуляция, движения челюстей имеют большую амплитуду, что требует наличие мощных челюстно-лицевых мускулов. При пении таким вокалом получается хорошая разборчивость текста.

Высокий гроулинг

Вокал типа Quorton
назван так по имени одного из основоположноков стиля, основателя группы BATHORY — характерен для BLACK METAL . Это типа достаточно высокое верещание. Собствено такой вокал применяют многие блэкстеры — это типа рык на миксте или даже на фальцете. Но вообще в BLACK вокал применяется различный — тут могут присутствовать также и рассмотренные выше стили низкого гроулинга, поэтому рассмотрим высокий гроулинг на ряде показательных примеров.

Речитативный высокий гроулинг
Банды IMMORTAL, SATYRICON и многие другие применяют в основном не слишком высокий скрипучий вокал. Он носит речитативный характер и не может применяться для пения по нотам — вокалист как бы злобно проговаривает свой текст так, что кажется, что он читает какие-то жуткие магические заклинания. По технике это — чисто гортанное пение. Это можно назвать речитативным высоким гроулингом. Как получить скрипучий звук? Объясню. Представьте, что вы какой-нибудь злобный лепрекон и исказите голос так, чтобы он звучал как голос небольшого и очень злобного существа. При этом происходит подъем гортани и появляются высокие обертона, голос начинает звучать неестественно, в его звуке появляется что-то магическое и нереальное, потустороннее и инфернальное...

Шведский гроулинг
Вокал, характерный для шведского BLACK/DEATH , соответственно применяют шведские банды, такие, как DARK TRANQUILLITY, IN FLAMES, DISSECTION и др., но, конечно, не только шведы могут так петь — и норвежцы, финны (CHILDREN OF BODOM например) и даже наши могут это делать ничуть не хуже. Такой вокал достаточно высок, он горловой и в нем часто подмешан чистый голос (например, у AT THE GATES). Свои особенности данный стиль вокала приобретает благодаря характерной артикуляции. Понять принципы артикуляции в этом стиле можно так: произнесите «вау!» А теперь крикните тоже самое погромче, больше задержавшись на «а» и проглотив «у». Чувствуете? На «а» рот открывается широко, на «у» — соответственно закрывается. Считайте, что вы произнесли один звук — «а», а окончание «у» придает ему как бы некоторую сиренообразность, что круто. Крикните теперь то же самое с усиленной артикуляцией (теперь вы знаете как) и представляя, что ваш рот — раструб мощного громкоговорителя. Круто? Но если все это делать на чистом голосе, то получается этакий рок-н-рольный вокал, применяемый также в метал-роке, преимущественно — не нордическом. Поэтому добавьте в голос distortion и повторите то же самое. Заметьте — «у» все равно звучит довольно чисто, что придает атмосферности, но «а» — это просто зло! Круто, да? Можно петь и по нотам и довольно высоко. Некоторые доводят эту высоту почти до коларотурного сопрано, например, аглицкие банды CRADLE OF FILTH и HECATE ENTHRONED.

  1. Периодически, но не часто, во время занятий вокалом глотку можно смачивать жидкостью. Старайтесь не применять для этого пиво, так как оно сушит (как ни странно). Лучше применять типа чай (я понимаю, насколько сложна для исполнения моя последняя рекомендация, ха-ха).
  2. Не употребляйте «минтон» и другой подобный shit часто, так как у вас может возникнуть привыкание к нему. Употребление таких средств допустимо только в экстренных случаях, например, если у тебя через пять минут концерт, а ты окончательно охрип от курева.
  3. Не старайтесь петь слишком громко, не перенапрягайтесь! Ведь есть же микрофоны и усилители.