Образовательный портал - Kurokt

Лексика домашние задания для родителей. Родительское собрание "домашние задания". Подобрать действия к предметам

Уважаемые родители!

«Фрукты »

По возвращении домой из продовольственного магазина, рассмотрите вместе с ребёнком купленные вами продукты. Предложите ему отложить отдельно фрукты и назвать их. Попросите ребёнка рассказать о внешних признаках этих фруктов (величине, цвете, форме).

Желательно как можно чаще использовать в своей речи слова, обозначающие обобщающие понятия: «продукты», «фрукты», «овощи», «продукты питания».

помогает детям развивать внимание, пространственную ориентировку, умение различать предлоги ЗА, ИЗ, В, НА, ПОД.

Попросите ребёнка вам помочь разложить продукты и предложите ему выполнить следующие действия с ними:

Пожалуйста, положи бананы НА стол.

Достань ИЗ шкафа красную тарелку.

Положи бананы В красную тарелку. И т.д.

помогает развитию волевых усилий детей, слуховой памяти и внимания.

Предложите ребёнку поиграть с вами в игру на запоминание слов. Вы называете ему 6 – 8 названий продуктов питания или фруктов/овощей (молоко, яблоко, банан, помидор, репа, сыр, хлеб, груша или: персик, яблоко, банан, апельсин, лимон, груша ) и просите повторить их.

Затем предложите ребёнку поменяться ролями. Пусть он называет вам 6 – 8 названий фруктов, овощей, продуктов питания, а вы их запомните и повторите.

Дидактическая игра «Какой? Какая? Какое? Какие?» развивает умение образовывать притяжательные прилагательные, подбирать определения к названному предмету и согласовывать имена прилагательные с именами существительными:

Сок из яблок (значит, он какой?) – яблочный сок.

Варенье из персиков (значит, оно какое?) – персиковое варенье.

Банан (какой?) – жёлтый, длинный, грязный, вкусный, … .

Яблоко (какое?) – круглое, сочное, чистое, красное, … .

Уважаемые родители!

Предлагаем вашему вниманию развивающий дидактический материал по ознакомлению детей с лексической темой

«Лес. Деревья »

Во время совместной прогулки побеседуйте с ребёнком о деревьях и кустарниках, о лесе, о том, какую пользу он приносит людям и диким животным. Спросите, знает ли он названия деревьев, и предложите ему их перечислить.

Рассмотрите внешнее строение дерева (ствол, ветви, листья, семена и плоды и т.д.).

Обратите внимание ребёнка на красоту осенней природы, на изменение в окраске листьев в это время года.

Предложите ребёнку ответить на вопросы:

Чем отличается дерево от кустарника?

Чем отличается ель от сосны?

Что есть общего у куста и дерева?

Дидактическая игра «Назови лист» (развивает умение образовы-вать относительные прилагательные):

лист берёзы – (какой это лист?) берёзовый ;

лист дуба – (какой это лист?) дубовый ;

лист осины – ... ;

лист тополя – … ;

лист рябины – .... и т.д.

Во время прогулки предложите ребёнку найти листья от разных деревьев и определить, с каких деревьев они слетели. А ещё – найти и собрать одинаковые по цвету (по форме) листья, разложив их на отдельные кучки.

Уважаемые родители!

Предлагаем вашему вниманию развивающий дидактический материал по ознакомлению детей с лексической темой

«Осень – время года »

Во время совместной прогулки по городу или парку спросите ребёнка, какое сейчас время года и как оно называется. Обратите его внимание на осенние изменения погоды (стало холоднее, дует ветер, часто идёт холодный дождь); на изменения в природе (как изменился облик деревьев, трав, цветов). Вместе с ребёнком найдите и назовите 2–4 признака осени в лесу, на улицах города, во дворе, в парке, в лесу, у пруда.

Спросите ребёнка о том, что происходит в жизни насекомых, животных и птиц с наступлением осени. Предложите вспомнить названия 3 х – 5 ти перелётных птиц и ответить на вопрос: «Почему они так называются?».

Дидактическое упражнение «Назови, какая (какое, какие, какой)?»

(развивает умение подбирать признаки (имена прилагательные) к предмету).

Осень (какая?) – золотая, дождливая, холодная ... .

Дождь (какой?) – … .

Небо осенью (какое?) – … .

Осенние листья (какие?) – … .

Дидактическая игра «Чей? Чья? Чьи?» (развивает умение подбирать и согласовывать имена существительные с местоимениями «мой», «моя», «мои»).

Чья шапка? – Это моя шапка.

Чей шарф? – Это мой шарф.

Чьи сапоги? – Это мои сапоги. И т.д.

Дидактическая игра «Большой – маленький»

Лист – листик, листочек.

Туча – … … .

Трава – … … .

Облако – … … .

Птица – … … .

Солнце – … … .

Зонт – … … и т.д.

Уважаемые родители!

Предлагаем вашему вниманию развивающий

«Посуда »

Возвратившись из детского сада домой, можно рассмотреть вместе с ребёнком предметы посуды, находящиеся у вас дома. Предложите ему назвать предметы посуды и их составные части (у кастрюли: крышка, носик, дно, ручка, стенки). Попросите ребёнка рассказать о внешних признаках предметов посуды (цвет, форма, величина).

Желательно как можно чаще использовать в своей речи слова, обозначающие названия предметов посуды, и сам термин обобщающего понятия – «посуда».

В группе мы играли с детьми в следующие игры.

Дидактическая игра «Поручение»

Попросите ребёнка вам помочь и предложите ему выполнить следующие действия с предметами:

Пожалуйста, принеси мне большую пластмассовую красную чашку и поставь её на стол (в шкаф и т.д.).

(Аналогично проделать с другими предметами посуды).

Дидактическая игра «Что где лежит?» (развивает слуховое восприятие, мышление, внимание, речь).

Хлеб лежит в хлебнице.

Сахар – в... (сахарнице).

Соль насыпают в... (солонку).

Масло положили в... (маслёнку).

Чай заваривают в... (чайнике).

Конфеты лежат в... (конфетнице). И т.д.

( развивает умение согласовывать имена прилагательные с существительными, подбирать определения к названному предмету, образовывать относительные прилагательные):

Нож (какой?) – железный, острый, грязный, синий, … .

Тарелка (какая?) – большая, глубокая, чистая, красивая, … .

Бокал из стекла (значит, он какой?) – бокал стеклянный.

Тарелка из пластмассы (значит, она какая?) – тарелка пластмассовая.

Дидактическая игра "Без чего не может быть?" (развивает внимание, мышле-ние, умение согласовывать слова в предложении).

Взрослый показывает предмет посуды и начинает предложение, а ребёнок его заканчивает, добавляя/проговаривая название указанной части этой посуды):

Не бывает чайника без... (носика/стенок/дна/ручки/крышки).

Не бывает тёрки без... (дырочек).

Не бывает кастрюли без... (крышки/ручек/стенок/донышка).

Не бывает сковороды без... (дна/стенок/ручки/крышки).

Не бывает ножа без... (лезвия/ручки) и т.д.

Уважаемые родители!

Предлагаем вашему вниманию

дидактический материал по лексической теме

« Зима – время года »

Во время совместной прогулки по городу или парку можно побеседовать с ребёнком о наступившем времени года – о зиме. Обратите его внимание на зимние изменения в природе (стало холодно, за ночь лужи замерзают и покрываются льдом; часто идёт снег, но иногда с дождём, как изменился облик деревьев).

Во время прогулки полезно отметить и понаблюдать за изменениями в одежде людей.

В группе мы с детьми играли в следующие игры.

Дидактическая игра «Скажи ласково» , развивающая у ребёнка умение образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов:

Снег – снежок, снежочек.

Снеговик – … … .

Шарф – … … .

Санки – … … .

Ветер – … … и т.д.

Дидактическая игра «Подбери признак» (развивает у ребёнка умение

подбирать и согласовывать имена прилагательные с существительным):

Снежинки (какие?) – лёгкие, блестящие, красивые, … .

Дидактическая игра «Чей? Чья? Чьи?» ( развивает у ребёнка умение согласовывать существительные с местоимениями «мой», «моя», «моё», «мои»):

Это чья снежная баба? – Это моя снежная баба.

Это чей снеговик? – Это мой снеговик.

Это чьи санки? – Это мои санки.

Аналогично с другими словами на зимнюю тематику.

Дидактическая игра «Что бывает снежным?» (развивает умение подбирать предметы (существительные) к признаку (прилагательному) и согласовывать их друг с другом):

Снежный – ком, сугроб, дом, человек … ;

Снежная – … ;

Снежное – ... .

Уважаемые родители!

Предлагаем вашему вниманию

дидактический материал по лексической теме

« Дикие животные »

Как хорошо вместе с ребёнком сходить в детскую библиотеку и выбрать книги (сказки, стихи, рассказы, загадки) о диких животных наших лесов! По возвращении, интересно всей семьёй ознакомиться с их содержанием, внимательно рассмотреть в них иллюстрации, вспомнить названия частей тела животных и их количество (4 е лапы; 2 а уха, …; 1 н хвост, … и т.д.). Попросить ребёнка объяснить : «Почему эти животные называются дикими?»; а папу – рассказать о том, «Какую пользу (и какой вред) дикие животные приносят людям?».

Предложить всем вместе поиграть в следующие игры:

Дидактическая игра «Запомни и повтори» помогает развитию волевых усилий детей, слуховой памяти, внимания.

Предложите ребёнку поиграть с вами в игру на запоминание слов. Сначала Вы называете ему 6 – 9 названий диких животных (3 раза в одной и той же последовательности – белка, лиса, медведь, мышь, волк, лось ) и после этого просите ребёнка повторить те названия животных, которые он запомнил.

(Вместе с названиями диких животных в игре можно использовать и наименования других предметов: заяц, дом, снег, волк, лес, мышь, морковь, хвост ).

Затем поменяетесь с ребёнком ролями!

Дидактическая игра «Какой? Какая?» развивает у ребёнка умение согласовывать имена прилагательные с существительными и подбирать определения к названному животному.

Ёж (какой?) – маленький, колючий, быстрый, осторожный, опасный , … .

Лиса (какая?) – хитрая, пушистая, рыжая , … .

Лось – … … . Кабан – … … . Волк – … … . Белка – … … . Заяц – … … .

Медведь – … … . Мышь – … … .

Дидактическая игра «Назови, не ошибись!» способствует умению ребён-ка образовывать названия детёнышей диких животных с помощью уменьши-тельно-ласкательных суффиксов.

Мама – лиса , а детёныш(и) – лисёнок (лисята).

Мама – белка , а детёныш(и) – бельчонок (бельчата).

Волк – … . Заяц – … . Медведь – … . Ёж – … ; Лось –… . и т.д.

Дидактическая игра «Чей хвост? Чья лапа? Чьи уши?» развивает умение образовывать притяжательные прилагательные.

Ведущий показывает картинку с изображением любой части тела дикого животного (или целое его изображение) и задаёт вопрос:

Чья это лапа? – Это волчья, заячья, лисья лапа. Чей хвост? – Это волчий, заячий, лисий хвост. Чьи это уши? – Это волчьи, заячьи, лисьи уши. И т.д.

Уважаемые родители!

Предлагаем вашему вниманию

дидактический материал по лексической теме

« Транспорт »

Как хорошо вместе с ребёнком погулять по улицам родного города! Во время прогулки понаблюдайте с ребёнком за движением различного транспорта и спросите, знает ли он его виды (наземный, водный, воздушный); на какие две группы можно разделить наземный транспорт (легковой и грузовой) и почему он так называется. А во время поездки в автобусе вспомните профессии людей, связанных с работой на транспорте (шофёр/водитель, кондуктор, контролёр, автослесарь …).

Во время прогулки побеседуйте с ребёнком о правилах уличного движения; вместе рассмотрите светофор и обратите внимание ребёнка на его цветовые сигналы. Поинтересуйтесь у сына/дочери помнит ли он(а), на какой цветовой сигнал можно переходить улицу, а когда следует остановиться перед дорогой.

Предложите ребёнку поиграть в следующие дидактические игры:

«Кто управляет?» (развивает умение согласовывать слова в словосочетании):

Автомобилем управляет – шофёр, водитель.

Самолётом управляет … ;

Поездом управляет – … ;

Кораблём управляет – … ;

«Без чего не может быть?» (способствует закреплению составных частей/деталей машины):

Без чего не может быть самолёта? – Самолёта не может быть без шасси.

Без чего не может быть грузовика? Лодки? Автомобиля? Корабля? Велосипеда? Плота? Вертолёта? и т.д.

«Скажи ласково» (развивает умение образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов):

Машина – машинка, машинюшечка.

Самолёт – … , корабль – … , лодка – … , паровоз – … , велосипед – … , вертолёт – … , грузовик – … и т.д.

«Подбери признак»

Поезд (какой?) – длинный, грузовой, пассажирский, чистый, красивый, зелёный, железный, мощный, быстрый.

Маршрутное такси (какое?) – быстрое, удобное, жёлтое, … , … . Машина (какая?) –… , … . Велосипед (какой?) – …, … .

Лодка (какая?) – … , … . Воздушный шар (какой?) – … , … . Самолёт (какой?) – … , … и др.

Уважаемые родители!

Вы можете ознакомиться с содержанием игр и упражнений по лексическим темам

« Одежда » (для детей 4 – 5 лет)

«Одежда. Головные уборы» (для детей 5 – 6 лет)

Совершая прогулку по улицам города или возвращаясь домой из детского сада, можно побеседовать с ребёнком о времени года – осени и обратить его внимание на сезонные изменения, произошедшие в природе. Предложите ответить на вопрос: Почему, по его мнению, человек меняет одежду в зависимости от времени года? А дома вместе с ребёнком можно рассмотреть и сравнить летнюю и осеннюю одежду и их детали.

«Что есть у платья? (брюк, куртки и т.д.)»

у куртки: воротник, карманы, пуговицы, рукава, пояс, капюшон; (4 – 6 лет)

у брюк: штанина/брючина, пояс, карманы, застёжка-молния; (4 – 6 лет)

у шляпы: поля, тулья, козырёк; (5 – 6 лет)

«Скажи ласково» (развивает умение образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов): (4 – 6 лет)

Рубашка – рубашечка, рубашонка, рубашоночка.

Платье – … , носки – … ,

майка – … , шляпа – … ,

куртка – … , брюки – … ,

шапка – … , шапка-ушанка – … и т.д.

«Подбери признак» (развивает умение подбирать и согласовывать имена прилагательные с существительным): (4 – 6 лет)

Шапка (какая?) – красная, тёплая, осенняя, вязаная, меховая, резиновая, лёгкая, удобная, красивая. … .

Носки (какие?) – коричневые, шерстяные, короткие, грязные, ... .

Шарф (какой?) – длинный, короткий, синий, зелёный, вязаный, … .

Пальто (какое?) – осеннее, тёплое, модное, жёлтое, чистое, …

«Жадина» (развивает умение подбирать и согласовывать имена существительные с местоимениями МОЙ, МОЯ, МОЁ, МОИ):

Моя – майка, рубашка, пижама, …. Моя – шапка, рубашка, косынка, кофта, … .

Мой – шарф, свитер, пояс, носок, … . Мой – шарф, носок, джемпер, платок, … .

Мои – носки, куртки, рубашки, … . Мои – носки, куртки, шляпы, косынки, рубашки, … .

Моё – пальто, платье, … . (4 – 5 лет) Моё – пальто, платье, … . (5 – 6 лет)

Уважаемые родители!

по лексической теме

« Обувь »

Совершая прогулку по улицам города, можно побеседовать с ребёнком о времени года – поздней осени, обратив его внимание на сезонные изменения, произошедшие в природе и обуви/одежде людей.

В качестве экскурсии можно посетить с ребёнком магазины, где продают обувь, внимательно рассмотрев вместе с ним детали обуви.

«Что есть у сапога?» (способствует закреплению составных частей/деталей предметов одежды):

У сапога есть: подошва, каблук, голенище, пятка, носок, язычок, шнурки (для детей 4 – 5 лет).

У сапога есть: подошва, каблук, голенище, носок, пятка/задинка/задник, язычок, стелька, рант, шнурки, застёжка-«молния»/«липучка» (для детей 5 – 6 лет) .

«Чья? Чей? Чьи?» (развивает умение согласовывать существительные с местоимениями МОЙ, МОЯ, МОИ):

Это чья обувь? – Это МОЯ обувь.

Это чьи ботинки? – Это МОИ ботинки.

Это чей сапог? – Это МОЙ сапог. и др. (для детей 4 – 5 лет)

«Жадина» (развивает умение подбирать названия предметов обуви к местоимениям МОЙ, МОИ):

МОИ – туфли, кроссовки, валенки, сапоги, … .

МОЙ – шарф, ботинок, туфель, костюм, сапог, ... . и т.п. (для детей 4 – 6 лет)

«Подбери признак» (развивает умение согласовывать прилагательные с существительным):

Туфелька (какая?) – красная, модная, женская, удобная, красивая, ... .

Сапоги (какие?) – коричневые, резиновые, высокие, грязные, ... .

Валенок (какой?) – высокий, тёплый, зимний, серый, … . и т.д. (для детей 4 – 6 лет)

Уважаемые родители!

Вы можете ознакомиться с содержанием игр и упражнений

по лексической теме « Дом. Мебель »

Возвращаясь из детского сада или с прогулки, можно обратить внимание ребёнка на дом, в котором вы живёте: какого он цвета, сколько этажей, есть ли балконы, сколько подъездов и т.д. Предложите назвать известные ему части дома (крыша, стены, дверь, окно, балкон, подъезд, этаж, лифт …). В квартире можно рассмотреть с ребёнком домашнюю мебель, предназначенную для спальни, гостиной, кухни, прихожей и вспомнить названия предметов мебели, их составные части (у стола – крышка/столешница, ножки; у стула – спинка, сиденье, ножки, у шкафа – дверца/дверка, ручка, ящик, стенки, дно и т.д.).

Игра «Подбери признак» , развивающая у ребёнка умение согласовывать имена прилагательные с существительным: (для детей 4 – 6 лет)

Стул (какой?) – удобный, высокий/низкий, сломанный, синий, … .

Кровать (какая?) – мягкая, широкая, узкая, чистая, заправленная, … .

Стол (какой?) – кухонный, низкий/высокий, письменный, белый, … .

Игра «Поручение» , развивающая у дошкольника слуховую память, внимание, пространственную ориентировку, различение предлогов НА, ЗА, ПОД, В (для детей 4 – 6 лет).

Предложите ребёнку помочь вам точно выполнить следующие действия с предметами:

Пожалуйста, возьми с дивана жёлтую подушку, отнеси её на кухню и положи на стул (за диван, под стол, в шкаф и т.д.).

Аналогично проделать с другим предметом или игрушкой и с другими предметами мебели.

Игра «Загадки и отгадки» помогает развитию логического мышления, слухового восприятия и воображения у детей (для детей 4 – 6 лет) .

Интересно было бы сходить с ребёнком в библиотеку и вместе выбрать книгу с загадками о предметах мебели, о доме? А дома внимательно рассмотреть иллюстрации в ней; предложить ему попробовать отгадать загадки о доме, о предметах (деталях) мебели и нарисовать отгадки.

Уважаемые родители!

Вы можете ознакомиться с содержанием игр и упражнений по лексическим темам

«Продукты питания » (5 – 6 лет) и «Зима – время года» (4 – 5 лет)

Во время совместной прогулки по городу или парку можно побеседовать с ребёнком о наступившем времени года – о зиме. Обратите его внимание на зимние изменения в природе (стало холодно, за ночь лужи замерзают и покрываются льдом; часто идёт снег, но иногда с дождём, как изменился облик деревьев). Во время прогулки полезно отметить изменения в одежде людей (для детей 4 – 5 лет) .

Возвратившись с покупками из продовольственного магазина домой, можно рассмотреть вместе с ребёнком продукты питания, которые вы купили вместе. Предложите ему назвать известные продукты питания и их виды (мясные, кондитерские, хлебобулочные, рыбные, молочные).

Старайтесь как можно чаще употреблять в своей речи слова, обозначающие названия продуктов питания, их видов и сам термин обобщающего понятия – «продукты питания» (для детей 5 – 6 лет) .

Игра «Поручение» (развивает внимание, пространственную ориентировку, умение различать предлоги ЗА, В, ПОД, С, НА).

Предложите ребёнку помочь вам разложить покупки, выполнив следующие действия с предметами:

Нам понадобится красная глубокая тарелка для фруктов, которая стоит на кухне в шкафу. Сможешь её принести? Помоги мне красиво разложить на неё фрукты! Какие фрукты мы купили? Ты сможешь их назвать? (Аналогично проделать с другими предметами посуды и продуктами питания, купленными в магазине) (для детей 5 – 6 лет) .

Игра «Так бывает или нет?» (для детей 4 – 5 лет) .

И т.д.

Дидактическая игра «Какой? Какая?» ((для детей 4 – 6 лет) .

Снег (какой?) – белый, пушистый, чистый, холодный, … .

Ёлочка (какая?) – зелёная, колючая, высокая, … .

Пельмени (какие?) – мясные, вкусные, горячие, … .

Творог (какой?) – свежий, полезный, белый, рассыпчатый, … . И т.д.

Уважаемые родители!

Вы можете ознакомиться с содержанием игр и упражнений по лексической теме

«Зима – время года »

можно побеседовать с ребёнком о наступившем времени года – зиме. Обратите его внимание на зимние изменения в природе (стало холодно, за ночь лужи замерзают и покрываются льдом; часто идёт снег, как изменился облик деревьев). Во время прогулки полезно отметить изменения в одежде людей. Предложите ребёнку найти и назвать 4 –5 признака зимы в лесу, на улицах города, во дворе, в парке, в лесу, у пруда.

Обратите внимание на изменения в одежде людей.

Спросите ребёнка о том, что происходит в жизни животных и птиц с наступлением зимы. Предложите вспомнить названия 5 ти зимующих

птиц и ответить на вопрос: «Почему они так называются?».

Игра «Так бывает или нет?» (развивает слуховое восприятие, мышление, внимание, речь) (для детей 4 – 5 лет) .

Зимой с юга прилетают перелётные птицы.

Выходя с санками на улицу, мы берём с собой зонт.

Зимой вся земля покрыта снегом.

Снеговик обязательно днём растает.

Зимой на ветвях деревьев соловьи распевают свои песни. И т.д.

Дидактическая игра «Какой? Какая?» (развивает умение согласовывать имена прилагательные с существительными, подбирать определения к названному предмету): (для детей 4 – 6 лет) .

Снег (какой?) – белый, пушистый, чистый, холодный, … .

Ёлочка (какая?) – зелёная, колючая, высокая, … .

Снежинки (какие?) – холодные, хрупкие, искристые, … .

Зимнее небо (какое?) – низкое, серое, хмурое, … . И т.д.

«Скажи ласково» (развивает умение образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов): (4 – 6 лет)

Снег – снежок, снежочек.

Зима – … , дерево – … ,

снеговик – … , сугроб – … ,

санки – … , снежный ком – … . И т.д.

Уважаемые родители!

Вы можете ознакомиться с содержанием игр и упражнений по лексической теме

«Зимующие птицы » (для детей 4 – 6 лет)

Во время совместной прогулки по городу или парку можно рассмотреть встретившихся зимующих птиц, обратить внимание на то, какие птицы часто прилетают во двор; вспомнить их названия; части тела птицы (голова, клюв, крылья, туловище, лапы, хвост, шея, перья);

места обитания; чем питаются и почему называются зимующими. Поучительным и интересным станет посещение детской библиотеки, где можно найти множество иллюстрированных книг о зимующих птицах, а дома вместе с ребёнком внимательно их рассмотреть и прочитать.

Можно совместно с ребёнком изготовить кормушку и повесить её на улице (в своём дворе), предварительно поговорив о бережном отношении к птицам, о необходимости помощи пернатым друзьям зимой.

Игра «Подбери признак» (развивает умение согласовывать имена прилагательные с существительными, подбирать определения к названному предмету): (для детей 4 – 6 лет) .

Синица (какая?) – маленькая, юркая, желтогрудая, непоседливая, пернатая, зимующая и т.п.

Аналогично: голубь, воробей, сорока, дятел, ворона, сова.

Игра «Четвёртый лишний» (развивает логическое мышление, умение классифицировать птиц по характерным признакам): (для детей 4 – 6 лет) .

Синица, воробей, грач, ворона. (для детей 4 – 6 лет) .

Воробей, синица, ворона, поползень. (для детей 5 – 6 лет) .

Дятел, голубь, сова, скворец. (для детей 4 – 6 лет) .

Сова, голубь, воробей, сорока. (для детей 5 – 6 лет) .

Сорока, журавль, снегирь, ворон. (для детей 4 – 6 лет) .

«Скажи ласково» (развивает умение образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов): (для детей 4 – 6 лет)

Сова – совушка.

Голубь – … , воробей – … ,

синица – … , сойка – … и т.д.

Уважаемые родители!

Вы можете ознакомиться с содержанием игр и упражнений по лексической теме

«Новый год »

Во время совместной прогулки по городу можно поговорить с ребёнком о приближающемся зимнем празднике – Новый год; обратить внимание на праздничное новогоднее убранство улиц и парков города. Желательно рассказать ребенку историю Деда Мороза: Добрый Дед Мороз, живущий в зимнем лесу, – один из самых молодых героев русских сказок. Время его рождения - девятнадцатое столетие. Именно тогда в России закрепился обычай дарить детям в новогоднюю ночь подарки, принесенные Дедом Морозом. Позже появилась Снегурочка. Совсем недавно наш Дед Мороз поселился в городе Великий Устюг, которому насчитывается почти 800 лет. Много стран на свете, везде встречают Новый год по-своему, но во всех странах этот праздник является самым любимым и у взрослых, и у детей.

Игра «Вопросы и ответы» (развивает грамматический строй речи):

Предложить ребенку нарисовать в альбоме елочные игрушки: синие шары, разноцветные флажки и ответить на вопросы:

Что это? - ... (Это синие шары и разноцветные флажки )

Нет чего? - ... (Нет синих шаров и разноцветных флажков )

Радуешься чему? - ... (Радуюсь синим шарам и разноцветным флажкам )

Видишь что? - ... (Вижу синие шары и разноцветные флажки )

Доволен чем? - ... (Доволен синими шарами и разноцветными флажками )

Говоришь о чем? - ... (Говорю о синих шарах и о разноцветных флажках )

Дидактическая игра «Один – много» (развивает умение образовывать множественное число существительных в именительном падеже):

В коробке лежит один шар, а на елке висят шары.

На верхушке елки звезда, а на небе – звезды.

И так далее обо всех игрушках, которыми украшена елка.

«Скажи ласково» (развивает умение образовывать существительные единственного и множественного числа с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов):

Шар – шарик, шарики .

Звезда – звездочка, звездочки .

Бусина – бусинка, бусинки .

Фонарь – фонарик, фонарики .

Флаг – флажок, флажки, флажочек, флажочки. И т.д.

Существительные: пассажир, автобус, троллейбус, маршрутка, водитель, кондуктор, поручень, салон, рельсы, вагоновожатый, такси, маршрутка, электровоз, машинист, проводник, вагон, купе, тамбур, перрон, вокзал, станция, самолет, аэробус, ракета, корпус, крылья, пропеллер, шасси, парашют, сопло, аэродром, пилот, стюардесса, корабль, катер, яхта, парус, пристань, причал, весла, палуба, каюта, мачта, мель, якорь, метро, эскалатор, касса, туннель.

Прилагательные: грузовая, легковая, моечная (машины), спасательный (круг), наземный, подземный, воздушный, водный (транспорт), моторная, парусная, вёсельная, подводная (лодки), резиновое, железное (колесо), асфальтированная (дорога).

Глаголы: отъехать-приехать, улететь-прилететь, взлететь-приземлиться, отчалить-причалить, входить-выходить, садиться-вставать, отдать-поднять (якорь), отдать-убрать (конец), стартовать, грести, пропускать (пассажиров), уступать (место), обходить.

Наречия: быстро-медленно, высоко-низко, впереди-сзади, тихо-громко, спокойно, вежливо, налево-направо, справа-слева.

Задания

Задание 1 .

Познакомить его с такими видами транспорта, как наземный, воздушный, водный и подземный.

Наземный транспорт – это грузовые и легковые машины, автобусы, троллейбусы, трамваи, поезда, электрички; основные части машины: кабина, кузов, колёса, фары, мотор, руль, тормоза.

Воздушный транспорт – самолёты, вертолёты, ракеты; их части: корпус, кабина пилота, салон для пассажиров, крылья, шасси, пропеллер.

Водный транспорт – корабли, катера, яхты, лодки – подводные, моторные, парусные, вёсельные; части корабля: палуба, каюты, рубка и т.д.

Подземные транспорт – метро. Линии метрополитена прокладываются в туннелях под землёй. Спускаться и подниматься на станцию можно по движущейся лестнице – эскалатору. Метро – скоростной транспорт.

Задание 2 .

Для закрепления у ребенка знаний о транспорте и уличном движении задать следующие вопросы: «Какие машины перевозят грузы, людей? На какой свет светофора можно переходить улицу?»

Задание 3. Дидактические игры

Подобрать действия к предметам

Поезд (что делает?) – едет по рельсам; самолет (что делает?) – …; пароход (что делает?) – трамвай (что делает?) – …; троллейбус (что делает?) – …; вертолет (что делает?) – …; велосипед (что делает?) – …

«Один – много» (закрепление в речи детей множественного числа имен существительных)

Самолет – самолеты; машина – … (самокат, трамвай, автобус, троллейбус, ракета, велосипед, вертолет, теплоход, вагон, машинист, каюта, якорь и т.д.).

«Кто чем управляет?»

Самолетом управляет летчик, автобусом – водитель, кораблём – капитан… (поездом, трамваем, вагоном метро).

«Четвертый лишний» (развитие логического мышления).

Послушай и скажи, какое слово здесь лишнее и почему?

Пароход, лодка, самолет, парусник (предполагаемый ответ ребенка: «Самолет, потому что это воздушный транспорт, а пароход, лодка и парусник относятся к водному транспорту).

  • Автомобиль, трамвай, автобус, корабль.
  • Пароход, лодка, самолет, парусник.
  • Автомобиль, трамвай, троллейбус, метро.
  • Самолет, вертолет, ракета, велосипед.

«Что общего?»

У автобуса и троллейбуса – передвигаются по асфальту, резиновые колеса, за рулем водитель; у троллейбуса и трамвая – работают на электричестве; у самолета и вертолета – …; у велосипеда и мотоцикла – …

Пересчёт различных видов транспорта (согласование числительного с существительным)

Количественные числительные: один самолёт, два самолёта, три самолёта, четыре самолёта, пять самолётов, шесть самолётов и т.д.; один автобус, два автобуса, три автобуса, четыре автобуса, пять автобусов, шесть автобусов и т.д..

Задание 4. Отгадать загадки о транспорте

  • Летит птица-небылица, а внутри народ сидит, меж собою говорит. (Самолёт )
  • Бежит конь вороной, много тащит за собой. (Паровоз )
  • Многолюден, шумен, молод – под землёй грохочет город. (Метро )

Задание 5. Пословицы и поговорки

  • Большому кораблю – большое плавание.
  • Телега впереди коня не ходит.

1. Рассмотрите вместе с ребенком свой дом. Ответь на вопросы:

  • Сколько этажей в твоем доме?
  • Как его можно назвать?
  • На каком этаже ты живешь?
  • Кто строит дома? (Дома строят строители.)
  • Кто их красит? (Красят их маляры.)

2. Посчитай в домах этажи. Скажи, сколько этажей в каждом доме. Дом, в котором один этаж, называется одноэтажным . А как назовем дом, в котором два этажа - … (3 этажа, 7 этажей, 12 этажей, много этажей)?

3. Скажи, как называется дом из кирпичей - … (кирпичный дом) (то, что ребенок не сможет назвать, стоит заучить!)

Слова : бетон, дерево, блок, камень.

4. Крыша у домов тоже из разных материалов.
- Крыша из железа - … (железная крыша). Скажи, какая крыша из черепицы -…, металла -… ?

5. Закрепить части дома. Назови части дома во множественном числе и со словом «много» по образцу: фундамент - фундаменты - много фундаментов

Слова : стена, окно, балкон, крыша, чердак, лестница, этаж, квартира, лестничная площадка, подвал, лифт.

6. Выучи с ребенком Ваш адрес, и запишите его.

7. Нарисуй свой дом и по своему рисунку составь рассказ о нем.
Например: «Дом высокий, девятиэтажный, пяти подъездный, красный, блочный дом с серым фундаментом и с зеленой крышей».

8. Закончи предложение подходящим словом - действием:

  • Лена по улице шла, через дорогу... (перешла) .
  • Лена к дому... (подошла) .
  • Она за угол дома... (зашла) , из-за дома... (вышла) , вокруг дома... (обошла) , и в подъезд … (вошла) , а потом из подъезда... (вышла) , по тротуару в магазин... (пошла) .

9. Рассмотрите вместе с ребенком свою квартиру. Покажи и назови, что ты видишь в квартире.

(Прихожую, комнаты, кухню, ванную, туалет.)

10. Посмотри и скажи, что есть в каждой комнате. (Пол, стены, потолок, окно, дверь.)

11. В квартире три комнаты - это трехкомнатная квартира . А как назвать квартиру, если в ней одна (2, 4, 5) комната(ы)?

12. В квартире есть детская комната, гостиная, спальня, прихожая. Подумай и скажи, почему эти помещения так называются. (Это прихожая, потому что сюда приходят с улицы.) И т.д.
Подумай и перечисли, какую мебель, в какую комнату (помещение) ты поставишь.



13. Измени слово «шкаф» (шифоньер) в соответствии с текстом предложений. Повтори каждое предложение.

  • В спальне стоит большой...
  • На кухне нет большого...
  • В прихожей тоже есть большой...
  • Я подошел(ла) к большому...
  • Я повесил(а) одежду в большой...
  • Я достал(а) белье из большого...
  • Я любуюсь большим...
  • Я рассказал(а) вам о большом...

14. По желанию - раскрась аккуратно.

Интересная статья)

Какой должна быть атмосфера домашних уроков, и чем она должна отличаться от школьной? Прежде всего, занятия дома должны быть лишены школьной напряженности, ребенок может встать и подвигаться, как ему хочется. Родитель в роли учителя не ставит оценок. Дома можно не знать, не уметь, не понимать, не успевать, ошибаться - никто не поставит двойку, не сделает запись в дневнике.

Безоценочность рождает обстановку свободы, спокойствия, творчества, безопасности, в которой можно учиться новому в ситуации поддержки и веры в успех, а не стресса. Именно в такой атмосфере у ребенка развивается и усиливается интерес к новым знаниям и умениям, а не стремление получить хорошую оценку любой ценой.

Еще один плюс: домашние занятия могут организовываться с учетом индивидуальных особенностей работоспособности ребенка. Для некоторых детей характерна так называемая эпизодическая работоспособность, при которой ребенок может удерживать внимание на учебных задачах в течение 7-10 минут, а затем отвлекается, давая своей нервной системе время для восстановления. Пятиминутный перерыв для отдыха - и школьник готов продолжать заниматься. В школе нет возможности предусматривать подобные перерывы для каждого ученика, а дома родители для собственного ребенка могут организовать индивидуальный режим обучения, учитывающий пики и спады его работоспособности. Особенно полезен индивидуальный подход тем детям, у которых трудно проходит привыкание к школе, а также гиперактивным или слишком тревожным.

Если вы решили помогать ребенку в приготовлении домашних заданий, стоит запастись терпением и выдумкой, чтобы превратить занятия не в мучительную процедуру, а в увлекательный способ общения и познания, приносящий истинное удовольствие и пользу ребенку и вам. Представьте, что вы вместе отправляетесь в непростое путешествие из пункта "Не могу, не знаю, не умею" в пункт "Могу, знаю, умею!". Причем главная роль принадлежит не вам - вы только сопровождаете отважного маленького путешественника, однако наблюдать, направлять, помогать намного сложнее и ответственнее, чем делать самому. Поэтому вам понадобится больше выдержки, сил, уверенности в успехе, чем ребенку. Чтобы облегчить вашу миссию, ниже мы приводим основные правила организации индивидуальной помощи ребенку дома, которые способны принести ему действительно пользу, а не вред.

Правила совместного выполнения домашних заданий:

1. Выполняйте домашние задания вместе с ребенком, а не вместо него. Ответственность за их выполнение в любом случае остается на ученике, а не на родителях. Постарайтесь убедить ребенка в том, что добросовестное приготовление уроков значительно облегчает выполнение классных заданий, что дома можно выяснить все то, о чем он не смог спросить в школе и без стеснения потренироваться в том, что пока не получается. Найдите другие, важные именно для вашего ребенка, аргументы - например, если ему важно иметь успех у одноклассников, скажите, что хорошо выученный урок позволит блеснуть своими знаниями в школе.

2. Выполняйте с ребенком только то, что задано в школе. Не стоит перегружать школьника дополнительными заданиями. Помните, ребенок находится в школе 6-7 часов, а затем его "рабочий день" продолжается, когда он выполняет уроки дома. Жизнь ребенка не должна состоять из одной умственной деятельности! Ребенок - целостное существо, и для его полноценного развития важны движение, общение, труд и творчество.

3. Какие бы отметки ребенок ни получил, все же сейчас он готов заниматься - поддержите его в этом своей похвалой и одобрением. Важно, чтобы ребенок поверил, что вы его продолжаете любить независимо от оценок, полученных в школе. Радуйтесь каждый раз, когда заметите в его глазах интерес к знаниям, пусть даже при выполнении простых задач. Помните, человеку нравится то, что у него получается. Задавайте ребенку задания и вопросы по силам. Даже маленький успех, увеличенный родительским вниманием и одобрением, окрыляет, разжигает интерес, рождает желание решать более сложные учебные задачи.

4. Ограничьте время на приготовление уроков в целом и время совместной вашей работы. Договоритесь с ребенком, что будете работать вместе 1-1,5 часа, но с полной отдачей. Выполнение уроков в течение двух и более часов истощает силы ребенка, в результате умственную работу он связывает только с негативными эмоциями. Ограничение времени совместной работы учит ребенка ценить вашу поддержку и помощь.

5. Исключите из своей речи негативные оценочные высказывания. Подобные фразы никоим образом не стимулируют умственную деятельность ребенка, но значительно ухудшают его эмоциональное состояние. Как правило, они произносятся под действием накопившихся за время занятий эмоций раздражения, обиды, пренебрежения, страха, злости, а иногда и ненависти. Если вы решили помочь ребенку, оставьте на заранее оговоренное время все свои дела и заботы. В противном случае возникает ситуация, когда перспектива заняться более привлекательным делом приводит к тому, что взрослому становится жалко "тратить драгоценное время" на обучение ребенка ("я бы уже за это время "), и в результате вырываются обидные (и отнюдь не способствующие повышению умственной активности) слова: "Ну неужели нельзя это было сделать правильно с первого раза"", "Это неправильно, думай еще!"

Иногда взрослые употребляют в общении с ребенком фразы, подобные следующим: "Ты просто не хочешь думать!", "Ты очень невнимателен" или "Если будешь так стараться, никогда не получишь ничего больше двойки!" Это так называемые формулы прямого внушения, которые можно распознать по часто используемым в них словам: "всегда", "никогда", "опять", "все время", "вечно". Иногда в них содержатся негативные характеристики ребенка: "Ты невнимательный", "Ты ленишься", "Ты нытик". Еще родители могут показывать ребенку его малопривлекательное (по причине сегодняшних неудач в учебе) будущее. Стоит ли говорить, что такие фразы нужно по возможности исключать из родительского репертуара общения с ребенком.

6. Если ребенок сделал ошибку, то взрослый должен помочь ему найти ее и исправить. Ваша цель - упростить задачу для ребенка, построить ему такую новую мини-задачу, которая окажется ему по силам и поможет понять причину совершенной ошибки. Например, если ребенок при сложении 27 и 15 получает 32, вы его спрашиваете: "А сколько будет 17 и 15?". Получив ответ в новой задаче - 32, ребенок натыкается на противоречие: 15 складывается с разными числами, а ответ один! Так он приводит его к обнаружению ошибки.

7. Выполняя домашние задания с ребенком, придерживайтесь удобного для него темпа . Если вы будете торопить и подгонять, это лишь создаст нервозную обстановку, не способствующую мыслительной работе, но вряд ли увеличит скорость выполнения. Призывы: "Внимательнее", "Не отвлекайся!" тоже не принесут пользы. Ребенок отвлекается потому, что его нервная система требует времени для восстановления. Если ребенок продолжает заниматься под принуждением, то он устанет гораздо быстрее. Заметив признаки утомления (ребенок роняет карандаш или ручку, не будучи голодным просит есть или пить, задает отвлеченные вопросы, берет в руки посторонние предметы и т. д.), предоставьте ему возможность отвлечься от занятий на 5-7 минут, затем вновь вовлеките в учебный процесс.

8. Не ставьте перед ребенком несколько разноплановых задач одновременно . Например, сидеть прямо, писать красиво, думать быстро. Постоянное торпедирование командами-приказами: "Выпрямись", "Не дергай ногой!", "Не кусай губы!", "Пиши ровно" - приводит к прямо противоположному результату: ребенок тут же отвлекается, и ему трудно вновь сосредоточиться. Выделите для себя ту главную задачу (прочитать и разобраться с текстом, понять решение задачи, грамотно переписать упражнение и т. д.), а остальные отодвиньте на другое время.

Домашние задания младших школьников по способам выполнения можно разделить на следующие основные виды: письменные, текстовые, математические, мнемонические.

К письменным заданиям отнесем переписывание упражнения или решения задачи в тетрадь. Причем следует отделить письмо от непосредственного решения. Процесс письма сам по себе является достаточно трудоемким для младшего школьника. Его ощущения можно сравнить с ощущениями человека, который пишет ручкой, постоянно меняющей свою длину. Процесс письма требует от школьника непрерывного приспособления, и поэтому ребенок не может долго заниматься письменной работой, а значит, количество выполненных упражнений не улучшает качества письма.

Родители могут способствовать улучшению почерка ребенка:

1. Заглядывая в тетрадки школьника, каждый раз находите красиво написанные буквы, строчки, страницы и хвалите за них.

2. Работать над красотой почерка можно, положив кальку на странички прописей и обводя буквы.

3. Не заставляйте писать ребенка безотрывным письмом, если видите, что это ему сложно. Пусть он после написания каждой буквы отрывает ручку от листа, такой способ существенно облегчит ребенку процесс письма.

4. Во время выполнения заданий, где письмо выполняет второстепенную роль, никогда не критикуйте качество почерка ребенка.

К текстовым заданиям можно отнести задание прочитать и пересказать текст. Бывает, что младшие школьники при виде большого, по их мнению, текста вообще отказываются его читать. Особенно часто это случается с детьми, у которых недостаточная техника чтения и, как следствие, нелюбовь к предмету. Причинами отрицательного отношения к чтению могут быть трудности овладения навыком чтения, низкие оценки за чтение, отсутствие семейной традиции интереса к книгам и т. д. Младший школьный возраст предоставляет родителям еще один шанс привить любовь к чтению. Те дети, которые много читают, как правило, имеют меньше проблем в школе. Что же могут сделать родители, чтобы заинтересовать младшего школьника книгой? Прежде всего, следует помнить о значительном влиянии семейной атмосферы на формирование устремлений человека. Если в доме много книг, если в семье принято читать и обсуждать прочитанное, скорее всего, и ребенок будет неравнодушен к книгам. Можно ввести в семейный уклад чтение вслух.

Иногда родители, поняв, что ребенок научился читать, говорят. "Вот и читай теперь сам". При этом взрослые упускают из вида, что даже для быстро читающих детей процесс чтения представляет достаточную трудность. Когда ребенок читает вслух, он старается читать громко, четко, выразительно, быстро. На то, чтобы понимать весь смысл прочитанного, остается не так много сил. А на то, чтобы получать удовольствие от этого, и вовсе не остается. Поэтому процесс чтения тесно связывается в представлении школьника с неприятными эмоциями, и любовь к книгам исчезает без следа.

Чтобы сохранить тлеющий огонек интереса к чтению , нужно продолжать ребенку читать вслух те книги, которые привлекают его своим сюжетом, красочным оформлением, современными или героическими персонажами. При этом родителям нельзя забывать о важнейшей задаче младшего школьного возраста - улучшении техники чтения. В школе не уделяется должного внимания этой проблеме, хотя хорошая школьная успеваемость невозможна без высокой техники чтения.

Чтобы научить своего ребенка быстрому и легкому чтению.

1. Сделайте чтение для ребенка необходимым в жизни навыком. Оставляйте ему короткие записки, пишите письма, составляйте различные списки: продуктов, которые надо купить, вещей, которые надо взять в поход, книг, которые надо прочитать.

2. Организуйте дома просмотры диафильмов. Старенький диапроектор - хороший помощник в этом деле. Медленная смена кадров, короткие подписи, удобные для чтения, - все, что нужно для поддержки в освоении техники чтения.

3. Предлагайте ребенку текст для чтения только тогда, когда вы ему его уже прочитали. Читать знакомый текст школьнику намного легче и интереснее (!), чем совершенно незнакомый. Радость узнавания того, что читаешь, - прекрасная помощница в процессе улучшения техники чтения.

4. Используйте прием параллельного чтения: взрослый читает текст вслух, а ребенок вслед за ним - про себя, водя пальчиком по строчкам. Таким образом устраняется ситуации проверки и оценки качества детского чтения с сопутствующими им тревогой, скованностью, напряжением.

5. Интересный прием для тренировки навыка чтения "Секретное письмо". Им с удовольствием занимаются даже те дети, которые с отвращением относятся к чтению. На большом листе бумаги взрослый пишет какое-нибудь слово крупными буквами с помощью белой свечи. Понятно, что написанное вами не будет видно на белом листе. Теперь ребенку предлагается закрасить разными цветами с помощью красок и кисти весь лист так, чтобы не осталось незакрашенного места. Тот момент, когда неожиданно на цветном фоне появляются белые буквы, неизменно освещается чувством радостного удивления ребенка. Так процесс чтения и приятные эмоции крепко связываются в представлении школьника, а прочитанные таким необычным способом слова хорошо запоминаются.

6. Устраивайте для своей семьи различные игры в слова и буквы. Такая увлекательная тренировка поможет ребенку легко ориентироваться в пространстве букв и слов, быстро прочитывать знакомые слова, пополнять багаж слов, в конечном итоге улучшить технику чтения.

Намного легче готовить текстовые домашние задания не только тем школьникам, у которых высокая техника чтения, но и тем, кто знает определенные приемы работы с текстами. Ниже мы приводим некоторые из этих приемов, чтобы вы могли помочь ребенку овладеть ими. Ваша помощь может длиться до тех пор, пока он не почувствует преимущества их использования и не привыкнет к ним.

1. Для усвоения текста любого содержания используйте прием разделения на части, количество которых не должно превышать 6-7. Выделите в каждой из них главную мысль, придумайте название. Можно к каждой части нарисовать небольшой схематичный значок - пиктограмму, с помощью которой легко вспоминается основная мысль данной части.

2. Метод пиктограмм хорошо подходит и для заучивания наизусть стихов. Прочитайте одно четверостишие, запомните его, придумайте и нарисуйте подходящую для каждой строчки пиктограмму. Проверьте, как вы запомнили четверостишие, и переходите к следующему. Каждый раз, работая с очередным четверостишием, припоминайте все предыдущие. Конечно, если что-то забыли, всегда можно воспользоваться текстом и подсмотреть.

3. Готовя текст для пересказа, четко сформулируйте первую фразу. Повторите ее несколько раз с тем, чтобы хорошо запомнить. Теперь вам не надо долго думать, прежде чем начать пересказывать. Вы хорошо знаете начало пересказа. Этот простой прием позволяет придать уверенность учащемуся, задать нужный темп речи и произвести благоприятное впечатление, что тоже немаловажно.

4. При работе с текстами гуманитарного содержания (литература, история) используйте метод выделения важной информации. Нарисуйте таблицу со следующими столбцами: "Люди", "События", "Даты", "Трудные слова". Читая текст, постепенно заполняйте таблицу. Затем повторите прочитанное с опорой на информацию в таблице. Этот прием помогает ученику выделить и лучше запомнить трудную для него часть текста.

5. При работе с текстом любого содержания используйте метод контрольных вопросов. Пусть и ребенок и взрослый, прочтя текст, придумают несколько вопросов по нему и подготовят ответы на них. Затем они обмениваются вопросами и контролируют ответы на них. В случае необходимости задавший вопрос может дополнить отвечающего или помочь ему.

При выполнении математических заданий у детей могут возникать трудности с пониманием смысла задачи. В этом случае родители могут предложить школьнику рисовать картинки и схемы к задачам (тем более что некоторые программы предусматривают составление схемы), разыгрывать их содержание с помощью различных предметов и игрушек. Решая задачи, объясняя их ребенку, можно использовать прием сведения к противоречию. Если ребенок сделал ошибку, то, как мы уже отмечали выше, взрослому следует упростить задачу настолько, чтобы ее решение не вызывало трудности.

Иногда родители считают, что ребенку, чтобы научиться решать задачи, надо их решить огромное количество. Но сегодня ребенок может с горем пополам прорешать их десяток, а завтра споткнется на первой же подобной. Значит, он не знает алгоритма решения, не понимает, как связаны между собой величины задачи. В таком случае важно научить ребенка распознавать в задаче известное и то, что надо узнать, а также научить определять, достаточно ли данных для того, чтобы решить задачу, - далеко не всегда ребенок понимает, что в задаче может "чего-то не хватать". Если ваш маленький ученик испытывает сложности с математикой, наберитесь терпения: вполне возможно, что понять, какие конкретно вычисления (сложение или вычитание, умножение или деление) предстоит сделать, у него получится далеко не сразу. Для ребенка само слово "задача" может внушать страх, из-за которого он уже не видит ни условия, ни вопроса, ни тем более способа решения.

Чтобы ребенок не боялся задач, просите его решать их в повседневных ситуациях ("Сколько пар обуви будет стоять в коридоре, когда с работы вернется папа?А когда ты уйдешь гулять?" или "Сколько яблок нужно купить на три дня, если каждый из нас будет съедать в день по одному яблоку?"). Обязательно поощряйте ребенка, если сразу не получится решить правильно, не огорчайтесь (и тем более не демонстрируйте огорчение ребенку) - значит, ваша задача пока еще сложна. Освоить практические навыки решения задач нередко помогают ситуации, в которых ребенок оказывается в позиции покупателя ("Сколько тебе надо взять денег, чтобы купить хлеб и молоко? Я тебе дам 50 рублей. Сколько сдачи тебе должны сдать?"). И не сомневайтесь: рано или поздно все ваши старания принесут свои плоды.

В начальной школе большую часть домашних уроков составляют мнемонические задания, нацеленные на запоминание информации. Учащимся необходимо запомнить буквы и цифры, законы и правила, стихотворения и прозу, слова с трудными орфограммами и иностранные слова. Если ребенок использует для запоминания только один, самый распространенный прием - повторение, то это неизбежно привнесет в обучение скуку. Родители могут помочь освоить школьнику интересные игровые приемы запоминания .

Домашнее задание для взрослых. Для обучения ребенка буквам (русским или английским), цифрам, таблице сложения или умножения, иностранным словам или словам русского языка с трудными орфограммами познакомьте его с игрой "Умные парочки". Эта игра - модификация известной обучающей игры "Парные картинки" - развивает зрительную память и внимание детей, увлекая даже самых неусидчивых. Ее несомненное преимущество в том, что она представляет собой одинаковую трудность для взрослых и детей, то есть родителям придется основательно потрудиться, чтобы оказать достойное сопротивление детям.

Заранее приготовьте карточки размером 4x4 сантиметра. Не забывайте, что карточек одного вида должно быть две. Карточки перемешиваются и выкладываются на столе в несколько рядов одинаковой стороной кверху. Игроки делают ход по очереди, открывая по две карточки. Если попадаются две карточки с одинаковой надписью, то играющий забирает их себе и делает ход еще раз. Если карточки оказываются с разными надписями, игрок показывает их всем играющим и возвращает на место. Выигрывает тот, у кого окажется больше картинок.

Известный с древности прием - размещение информации, которую нужно запомнить, по всему своему жилищу. Например, ваш ребенок должен выучить таблицу умножения. Вы вместе с ним пишете соответствующие примеры на отдельных карточках и расклеиваете по

всей своей квартире в самых неожиданных местах: на шкафу в спальне, на холодильнике, в ванной на зеркале, в туалете, в прихожей. Сделайте сначала 7-9 карточек и оставьте их висеть на неделю - 10 дней. Затем вы можете поиграть со своим ребенком в веселую и полезную игру. Вы задаете ему вопрос: "Сколько будет 3 х 4?", а он не только дает ответ, но и вспоминает, где висит соответствующая карточка, а затем снимает ее. Так вы соберете все примеры, разбросанные по вашей квартире, и повесите новые карточки с таблицей умножения.

Для запоминания правил, законов, формул в школьной среде давно существуют разные забавные способы. Наверняка вам известна веселая потешка, помогающая запомнить последовательность названий падежей: "Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку", в которой первые буквы обозначают именительный, родительный, дательный, винительный, творительный и предложный падежи. Такие забавные способы помогают сохранить информацию в нашей памяти очень надолго. Собирайте их, ищите новые, придумывайте сами, рассказывайте о них детям.

Родителям школьников часто приходится нелегко при выполнении с детьми домашних заданий. Во-первых, не всегда удается уговорить ребенка сеть за уроки вовремя, а во во-вторых, после рабочего дня, когда нужно успеть переделать домашние дела, не всегда получается выкроить достаточно времени для решения задач по математике или заучивания правил русского языка .

Конечно, больше всего времени и внимания требуют учащиеся младшей школы, но и старшеклассникам иногда требуется помощь родителей.

Сегодня мы поговорим о том, как правильно делать уроки с детьми, чтобы этот процесс не утомил вас и ребенка и прошел без конфликтов.

Отдых после школьных занятий

Прежде чем приступать к выполнению домашних заданий, ребенку необходимо отдохнуть от занятий в школе.

Прогулка после школы обязательна! Если ваш ребенок не посещает продленку, где педагог выводит ребят на улицу, задержитесь после уроков на школьном дворе, пусть ваше чадо немного побегает с одноклассниками (так сказать, «проветрит голову»), перед тем как продолжит «грызть гранит науки». Минимальное время прогулки - полчаса, но лучше час-полтора.

Затем, вернувшись домой, пообедав и немного отдохнув, можно приниматься за уроки.

Дети бывают разные

Мало у кого из родителей дети без разговоров садятся за уроки и делают их аккуратно и правильно. Большинство учеников, как правило, делятся на две категории. Одних не заставишь сесть за уроки , другие стараются сделать все сразу и быстро, чтобы потом с чистой совестью спокойно поиграть. Второй вариант конечно лучше, но впопыхах не всегда материал усваивается хорошо. В обоих случаях необходимо вмешательство родителей или близких.

Если ребенок не хочет садиться за уроки, вам придется ввести определенные правила, которые должны четко выполняться. Хорошо, когда ребенок соблюдает режим дня, но это не всегда просто и удобно, поэтому научитесь с ним договариваться спокойно, но жестко. Например, разрешите ему поиграть или посмотреть телевизор до определенного времени, а потом сразу же приступите к занятиям.


При этом, если ваш сын или дочь смотрит любимую передачу, не надо выключать телевизор на середине. Но напомните, что времени на уроки (и, соответственно, на игры после) у него останется меньше.

С маленькими торопыжками немного проще, но вам придется следить, чтобы ребенок не сделал ошибок. Лучше попросите его выполнить работу на черновике, затем проверьте и разрешите переписать в тетрадь. Если ошибка обнаружена в чистовике, научите красиво ее исправлять. Если ошибок мало, не стоит заставлять ребенка переписывать всю работу.

Сколько делать уроки

По утверждению психологов, лучшее время для домашних занятий - с 15 до 18 часов. Обязательны перерывы на 5-10 минут каждые 30-40 минут, особенно для младших школьников. Это необходимо, чтобы отдохнули глаза, руки и спина. Ребенку полезно сделать несколько физических упражнений, съесть кусочек шоколада или фрукт.

Желательно, чтобы на выполнение домашней работы уходило не более 1,5-2-х часов.

Начинать лучше с самых сложных заданий, например, с русского языка или математики, а устные предметы выучить позже.

Как помочь с уроками ребенку

Основная цель родителей - научить ребенка работать самостоятельно! Если ребенок не научится сам делать уроки, он рано или поздно может просто перестать их выполнять либо вам придется почти каждый день тратить свое время и сидеть возле него вместо того, чтобы отдыхать после работы и домашних дел.

Конечно, уделять ребенку время необходимо, но лучше потратить его на более приятное совместное времяпровождение. Что же делать?

На первых порах вам придется помогать ребенку, особенно младшекласснику. Помогая ребенку, научите его пользоваться схемами и таблицами, а задачки по математике, с которыми чаще всего возникают трудности, рисовать на бумаге. Покупайте ему красивые энциклопедии и книги на историческую тематику.

С первых же дней дайте ребенку возможность думать самостоятельно, не торопитесь помочь ему с решением и подсказывать ответ. Возможно, сначала придется сидеть рядом с ним, но лучше, если вы будете заняты своими делами, а малыш будет звать вас по мере возникновения трудностей. Если таковых не возникает, обязательно проверьте готовую работу и укажите на ошибки.

Ребята постарше (в идеале - со 2 класса) должны работать самостоятельно и уже не звать вас к себе, а подходить и спрашивать, если что-то непонятно

К сожалению, мало найдется детей, которые делают уроки хорошо и внимательно. Если ваш ребенок такой, можно ослабить контроль, в остальных случаях обязательно проверяйте задания - как письменные, так и устные.

Ни для кого не секрет, что старшеклассники иногда не делают уроки или делают только основные, по которым будут сдавать экзамены . Что тут поделаешь? Если подросток в целом учится хорошо, не доводите до конфликта, научитесь доверять ему и позвольте самостоятельно выбирать, что делать, а что - нет.

Ваш контроль необходим тогда, когда в дневнике у него живут только тройки и двойки. Попробуйте выяснить причину: он не хочет учиться или просто не понимает? Может, ему нужны дополнительные занятия по предмету?

***

В любом случае помните, что оценки в дневнике не всегда говорят о том, какой будет жизнь ребенка после школы. Часто бывшие отличники живут от зарплаты до зарплаты, а двоечники становятся преуспевающими людьми. Главное - вырастить доброго и порядочного человека, сохранить его здоровье и ваши теплые взаимоотношения!


В работе представлены программа и методический материал для обучения детей по новой технологии. Предлагаемая методика организации занятий направлена на развитие системного диалектического мышления дошкольников средствами экологических знаний на основе принципов развивающего обучения. Пособие адресовано тем, кто занимается воспитанием детей дошкольного возраста.
Содержание 1-2 части:см. продолжение...


Звуки природы - это необычайно красивая музыка звуков живой природы. Прогулка по тропинке под звуки леса в окружении пения птиц, шума дождя, мелодия ветра, плеска воды, шороха листвы и других звуков живой природы.
Музыка природы разделена на четыре времени года, где каждый сезон соответствует определенному настроению, характерной мелодией природы. Весна - пение птиц, пробуждение природы после сна. Лето - лесное царство, звуки леса, озера, пение птиц и грозы. Осень - музыка листьев, шума осеннего леса. Зима - замирание спящей природы, вьюга и одинокий вой ветра в поле.
От одного времени года к другому меняется природа, меняет свое настроение и музыка природы, звуки леса, летний шум дождя сменяют звуки ветра зимней стужи. То разлилась река и зашумят весенние ручьи, то осень листопадом накидывает грусти ноток на аллею в парке, то разрастаются в зелени сады, как вдруг нагрянет летняя гроза, то сдержанно зима остудит спящую природу, покроет снегом и оденет в белые наряды. Как же все-таки красива музыка звуков природы, как в любую погоду, так и в любое время года.


В данном пособии представлены комплексные занятия по экологии для старших дошкольников. Дана работа эколога с педколлективом по созданию экологоразвивающей среды в ДОУ, работа с родителями. Знание основ экологии - это фундамент экологической культуры педагога. Предназначено специалистам дошкольного воспитания, руководителям ДОУ, методистам, практическим работникам детских садов.
Содержание: см. продолжение...


Цель программы: воспитывать с первых лет жизни гуманную, социально-активную, творческую личность, способную понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним. «Наш дом - природа» - авторская программа, обеспечивающая преемственность в экологическом образовании дошкольников с начальной школой по предметам «Окружающий мир», «Природоведение». Предназначена для работы с детьми 5 и 6 лет (старшая и подготовительная к школе группы), может быть использована дошкольными учреждениями как общеразвивающего типа, присмотра и оздоровления, так и коррекционного.


книга Черемошкиной Л.В. "Развитие памяти у детей"
Популярное пособие для родителей и педагогов.
Предлагаемая книга направлена на развитие памяти детей разного возраста, то дошкольников до подростков. В книге содержаться игры, задания и упражнения, применение которых не требует дополнительной подготовки и специального образования. Книга может быть рекомендована родителям, педагогам, воспитателям.


Электронный вариант книги "Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте " 1-год обучения старшая группа.
Конспекты, дидактический материал.
О.М. Ельцова
В данном материале представлены практический мате­риал по подготовке детей 5-ти лет к обучению грамоте с учетом их особенностей, интересов и потребностей. Конспекты занятий в старшей группе, литературный и дидактический ма­териал, помогут определить цели, содержание и объем работы.
Предназначено воспитателям старших групп ДОУ, может быть полезно родителям для самостоятель­ных занятий с детьми.


В пособии серии «Дошкольник» представлены планы занятий по обучению грамоте детей подготовительной группы детского сада. В разработанной программе обучения грамоте в подготовительной группе детского сада предполагается: развитие фонематического слуха детей, работа над узнаванием, выделением и различием фона; обучение детей первоначальному чтению, введение понятия "слог", затем предложения как целого; подготовка базы для успешного овладения навыками написания приписных букв; обогащение детей живыми впечатлениями от окружающей действительности, получаемыми детьми в процессе наблюдения и экскурсий, и на этой основе расширение и уточнение представлений детей о жизни; обеспечение общего развития детей путем углубления содержания изучаемого материала.
Пособие предназначено воспитателям детских садов и учителям начальной школы, может быть полезно родителям.


Автор: Шорыгина Т.
Издательство: ГНОМ и Д
Год выпуска: 2008
Серия: Знакомство с окружающим миром и развитие речи
Количество страниц: 72
Формат: jpg
Размер: 39,3 Мб
Домашние животные. Какие они? В книге содержатся увлекательные и полезные сведения о домашних животных, их внешнем виде, повадках, условиях содержания. Эмоциональные добрые сказки, рассказы и стихи автора помогут пробудить у детей интерес к окружающему миру, воспитать бережное отношение к природе. Книга способствует развитию речи и логического мышления, активизирует внимание и память детей.
Материал пособия может быть использован при коллективной и индивидуальной форме обучения. Книга полезна воспитателям, гувернерам, родителям.