Образовательный портал - Kurokt

Основатель первой библиотеки на руси. Методическая копилка. Условия хранения книг в древнерусских библиотеках

Герчикова Людмила Дмитриевна,
учитель русского языка и литературы высшей категории
МБОУ УСОШ №1 им. А.С.Попова г.Удомля Тверской обл.
Литературная игра, посвящённая 975 - летию (1037)
со дня основания Ярославом Мудрым в Киеве при Софийском соборе первой библиотеки Древней Руси

Цели и задачи игры: способствовать развитию познавательной активности обучающихся общеобразовательных школ, формированию интереса к истории библиотеки и чтению книг, поддержке талантливых детей.
Участники литературной игры: обучающиеся 7-8 классов в составе команды из шести человек.
1 ведущий:
Я книги выбираю с наслажденьем
На полках, в тишине библиотек.
То радость вдруг охватит, то волненье.
Ведь книга каждая как будто человек.
Одна стара, мудра, зачитана до дыр.
В другой все необычно, странно, ново.
Мне книги открывают целый мир.
За шагом шаг иду от слова к слову. На Севере могу я побывать
И в тропиках там, где растут бананы.
Какая радость открывать, читать
Рассказы, сказки, повести, романы!
Могу узнать, что было век назад.
И что когда-нибудь, наверно, будет.
О многом книги людям говорят.
Во многом книги помогают людям
2 ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья! Мы начинаем литературную игру, посвящённую девятисот семидесяти пятилетию со дня основания Ярославом Мудрым в Киеве при Софийском соборе первой библиотеки Древней Руси.
1-й ведущий: Представление жюри.
1-й ведущий: Библиотека - слово - то какое,
Оно почти как Библия - святое
Для тех, кто любит книгу, чтение в тиши,
Недаром говорят: "Аптека для души".
2-й ведущий: Проверим готовность команд. Капитанов просим представить свою команду. Средняя школа №1 готовы? И т.д. (три фишки-книжки командам в подарок)
2-й ведущий: Начнём с разминки. Номинация 1 «Первые библиотеки на Руси».
На столах лежат флажки, ими вы воспользуетесь во время игры. Если команда готова будет дать ответ, нужно поднять флажок. На обсуждение ответов в данной номинации даётся не более 15 секунд, отвечает команда, которая первой поднимет флажок. За верный ответ или дополнение команда получает фишку-книжку.
1-й ведущий Историческая справка
975 лет назад (1037) при Софийском соборе в Киеве князем Ярославом Мудрым была основана первая библиотека Древней Руси. Об этом сообщает «Повесть временных лет» - первый летописный свод начала XII века. Ярослав Мудрый собрал писцов для перевода греческих и переписки уже имеющихся славянских книг, приказав хранить их в Софийском соборе в Киеве. Созданная таким образом первая библиотека на Руси в последующие годы росла и обогащалась книжными сокровищами. Каждая книга вначале переводилась с греческого, болгарского и других языков, и только лишь после этого вручную копировалась и переплеталась.
Ярослав был настоящим полиглотом, и поэтому историки уверены, что он тоже мог принимать активное участие в этой кропотливой и тяжелой работе. В результате удалось сделать около тысячи книг. Каждая рукописная книга была подлинным шедевром.
Итак, вопросы первой номинации. 1. Но своё название библиотеки получили не сразу. Как называли библиотеки в Древней Руси?
Правильный ответ: в разных городах помещения для книг имели названия «книгохранительница», «книгохранилище», «книгохранильня», «книгохранилица», «хранильная казна», «книжная клеть», «книжная палата», «книговник».
2. Когда и где впервые на Руси встречается слово «библиотека»?
Правильный ответ: в Геннадиевской библии 1499 года - первого в России полного рукописного свода книг Священного Писания Ветхого и Нового Завета на славянском языке. Термин «библиотека» был для русских еще непривычен, поэтому на полях против него переводчик сделал пояснение - «книжный дом». Геннадиевская Библия - церковнославянский перевод Библии, подготовленный при участии Дмитрия Герасимова по инициативе и под руководством архиепископа Геннадия Новгородского.
3. Почему в Древней Руси книги ценились очень высоко?
Правильный ответ: Все рукописные книги, а их называли еще "источниками мудрости”, "реками, наполняющими вселенную”, "утешением в печали”, ценились очень высоко. Сама культура была доступна немногим, книги стоили дорого, так как делались из очень дорогого материала – пергамента. Бумаги еще не существовало, тексты были написаны на пергаментах, которые были сделаны из кожи молодых телят и овец. Чтобы создать одну книгу средних размеров, необходима кожа целого стада телят… обложки были сделаны из сафьяновой кожи и украшенные золотом, серебром с вставками из бриллиантов, изумрудов и жемчуга
4. Сколько томов насчитывала библиотека, основанная Ярославом Мудрым?
Правильный ответ: 950 томов. В библиотеке хранились книги в основном церковного содержания: евангелия, книги пророков, премудрости Соломона, апостол, жития святых. Исследователи полагают, что трудились над их созданием 20 мастеров в течение двенадцати с половиной лет.
5. Какова судьба первой библиотеки?
Правильный ответ: Во время татаро-монгольского нашествия следы богатейшего книжного собрания, насчитывавшего 950 томов, затерялись. По одной из современных версий, часть книг из первой библиотеки находится на территории Спасо-Преображенского монастыря в урочище Межигорье (Киевская обл.). Предполагается, что под фундаментами зданий имеются более древние постройки, в подвалах которых и хранятся старинные книги.
6. Наши предки могли читать в княжеской библиотеке, помимо богослужебных книг, различные "Жития святых», «Изборники» Святослава 1073 и 1076г.г.- древ. сб. Киевской Руси., в которые входили церковные сочинения, статьи по грамматике, логике, притчи, загадки, а также разнообразные поучения. А что было написано в книге "Шестидневы”?
Правильный ответ: "Шестидневы”- сборник правил для соблюдения их на каждый день в течение недели.
7. Для чего при монастырях создавались скриптории?
Правильный ответ: Скрипторий - «книгописныя келлии», мастерская рукописных книг в монастырях или при дворах влиятельных особ в VI-XII вв.
8. В чём заключается значение древнерусских библиотек?
Правильный ответ: Были и просветительскими учреждениями, и книжными мастерскими, и ”книгохранилищами”: они сберегли, сохранили для нас ценнейшие памятники старины. То же относится и к монастырским библиотекам. Они были основными хранилищами памятников древнерусской письменности, дошедшей до наших дней благодаря им.
2-й ведущий: Капитаны, с фишками для подведения итогов первой номинации подойдите к жюри.
1-й ведущий: Номинация 2 «Мудрые книжники Древней Руси» проводится в виде Аукциона (делаются ставки от одной до трёх фишек-книжек, это фиксируется в бланке ответов. Затем звучит вопрос, записывается в бланк ответ на вопрос, после чего озвучивается правильный ответ, ответы команд и ставки. Если ответ верный, команда получает фишки, если ответ неверный – отдаёт фишки в казну)
Ответы после каждой ставки. Делаем первую ставку.
Что в руках Ярослава Мудрого? Книга
Ставка 2. Автор, название, год…
Иван Яковлевич Билибин. Великий князь Ярослав Мудрый. 1926 г
Ставка 3. Что изображено на слайде? Что? Где? Когда?
Памятный знак в честь библиотеки Ярослава Мудрого. При Софии Киевской князь Ярослав устроил помещение для переписчиков книг и для библиотеки. Его книжное собрание, как утверждают, насчитывало до тысячи рукописных томов. В память об этом на Софийском подворье, недалеко от входа в собор, поставлен в 1969 году символический камень (скульптор Иван Кавалеридзе). На камне помещен портрет Ярослава и летописный текст: "В лето 6545 (по современному летосчислению 1037 – М.К.). Сей же Ярослав, сын Володимер, насея книжными словесы сердца верных людей. Велика бо польза бывает человеку от учения книжного".
Ставка 4 Мудрость Ярослава. Почему прозвали Мудрым?
Древнерусские летописцы поднимают тему мудрости Ярослава начиная с «похвалы книгам», помещённой под 1037 годом в «Повести временных лет», которая состояла, по их сказаниям, в том, что Ярослав мудр потому, что построил храмы Святой Софии в Киеве и Новгороде, то есть посвятил главные храмы городов Софии - премудрости Божьей, которой посвящён главный храм Константинополя. Тем самым Ярослав объявляет, что русская церковь стоит наравне с церковью византийской.
1-й ведущий: Подведём итоги второй номинации. Капитаны, с фишками для подведения итогов второй номинации подойдите к жюри.
Выступление поэтессы Марины Павловны Борисовой
2-й ведущий: 3 номинация «Самый, самый, самый…»
Найти соответствия за три минуты. (У команд распечатанные листы)
Капитаны, сдайте листы с ответами жюри для подведения итогов третьей номинации
2-й ведущий: Проверим. 1. Российская национальная библиотека Санкт-Петербурга – старейшая государственная библиотека страны, вторая по величине фондов в России.
1- й ведущий: 2. Сегодня самой крупной библиотекой в мире по количеству книг является Российская государственная библиотека в Москве. На ее полках, общая длина которых свыше 350 километров, хранится более 34 миллионов книг. В библиотеке сосредоточены рукописные книги, начиная со II века. Международный книгообмен ведется более чем со 100 странами мира.
2-й ведущий: 3. Крупнейшая университетская библиотека в мире - научная библиотека Московского Государственного университета имени М. В. Ломоносова. В собрании библиотеки более 7 миллионов томов.
1-й ведущий: 4. Самой высотной стала библиотека на борту орбитального комплекса «Мир». Космическая библиотека насчитывает более ста книг - от работ
К. Э. Циолковского до романов И. Ильфа и Е. Петрова.
2-й ведущий: 5. Если вы любите читать, то уж наверняка не раз задавались вопросом - какая из ныне существующих книг считается самой читаемой в мире?
Ответ, впрочем, знает почти каждый - это легендарная Библия. Ее безоговорочное лидерство было уже не раз доказано тем огромным тиражом, в каком она разошлась по всему миру - это порядка 6 млрд. экземпляров! В настоящее время Библию можно прочитать на 2377 языках мира.
1-й ведущий: 6. Японская типография с мировым именем "Топпан" издала самую маленькую в мире книгу. Размер их миниатюрной книги составляет всего 0,75 на 0,75 мм, а сама она насчитывает 22 страницы. Книге дано название "Цветы четырех сезонов" - она представляет собой справочник, где изображены и подписаны все цветы Японии в черно-белом варианте
2-й ведущий: 7. «Апостол» Ивана Фёдорова (1564) - самая первая русская печатная книга
1-й ведущий: Дом книг
О, сколько в этом доме книг!
Внимательно всмотрись –
Здесь тысячи друзей твоих
На полках улеглись.
Они поговорят с тобой
И ты, мой юный друг,
Весь путь истории земной
Как бы увидишь вдруг…
(С. Михалков)
2-й ведущий: 4 номинация «Библиотеки родного края»
Объявляем розыгрыш дополнительных фишек-книжек. Отвечает команда, первая поднявшая флажок. Готовы?
Академик Дмитрий Лихачев считал, что цивилизацию можно будет возродить, даже если погибнут все музеи, архивы, университеты и школы, но сохранятся... Что?
(Библиотеки.)
1-й ведущий: Пушкин-лицеист писал: «Певцы торжественны, прозаики шутливы в порядке стали тут». О чем он так писал?
(О книжных полках библиотеки.)
2-й ведущий: А теперь в данной номинации разыгрываем 2 пакета вопросов, оценка каждого – 3 фишки – книжки. Команды на бланках пишут ответ, сдают жюри. Время на работу не более 2 минут.
1-й ведущий: 1. На слайде цифры. Какое они имеют отношение к библиотекам нашего города?
Внимание на экран! Правильные ответы.
85.000- экземпляров составляет универсальный фонд документов Удомельской межпоселенческой центральной библиотеки
2008 с этого года стала называться Удомельская центральная библиотека Удомельской межпоселенческой центральной библиотекой.
1901 В этом году возникла первая в удомельском крае библиотека. Находилась она на содержании Троицкого Приходского Братства.
Вы можете заработать балл, если ответите, что это за эмблема? Логотип Удомельской межпоселенческой центральной библиотеки
2-й ведущий: 2. Перед вами портреты русских писателей. Как имена этих писателей связаны с нашей темой? Время обсуждения – 1 минута.
Правильный ответ:
Библиотека им. М.Е.Салтыкова-Щедрина,
Библиотека им. Б.Н. Полевого
Тверская Ордена «Знак почета» областная универсальная научная библиотека
им. А.М. Горького.
1 ведущий: Тверская областная библиотека была основана 9 (21) мая 1860 г. В 1985 году признанием её культурно-просветительской деятельности стал Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении библиотеки орденом «Знак Почёта». Ежегодно отделы библиотеки обслуживают около 80 тысяч читателей, выдавая им более 2 млн. экземпляров книг, периодических и электронных документов.
Центральная городская библиотека им. А.И. Герцена
ГУК «Тверской центр детского и семейного чтения им. А.С. Пушкина»
Библиотека № 5 имени С. Дрожжина
1-й ведущий: Спиридон Дмитриевич Дрожжин (1848-1930) - русский поэт. Родился 6 (18) декабря 1848 года в семье крепостных крестьян в деревне Низовка Тверской губернии. К концу XIX века становится самым известным русским крестьянским поэтом.
Распустились почки, лес зашевелился,
Яркими лучами весь озолотился.
На его окраине из травы душистой
Выглянул на солнце ландыш серебристый,
И открылись кротко от весенней ласки
Милой незабудки голубые глазки.
2-й ведущий:
На стеллажах стоят в тиши
Всемирной мудрости тома,
Здесь есть "лекарство для души",
Найдется "пища для ума»
1-й ведущий: Всегда, во все времена, во всех странах мира люди славили Книгу, это "великое чудо из всех чудес".
Объявляется конкурс капитанов. Написать слоган по фотографии. Жюри оценивает слоганы от 1 до 3 баллов.
А для команд объявляется конкурс «Кто больше?»
Пословицы и поговорки о книгах и пользе чтения (команды записывают в течение трёх минут пословицы на бланке. Получают столько жетонов, сколько записано пословиц).
Пауза для зрителей
* Как на латинском языке звучит слово «книга»?
А. Кодекс. В. Конституция.
Б. Догма. Г. Документ.
* Закончите крылатую фразу Максима Горького: «Любите книгу – источник...»:
А. Диктантов и изложений. В. Гонораров.
Б. Знаний. Г. Киносценариев.
* На какой странице библиотечной книги обычно стоит штамп?
А. На 3-й. В. На 13-й.
Б. На 17-й. Г. На 77-й.
* Как называется библиотечная учётная карточка, которая заводится на каждого посетителя?
А. Читательский дневник. В. Читательский паспорт.
Б. Читательские права. Г. Читательский формуляр.
* Как читают очень понравившуюся интересную книгу?
А. От А до Я. В. От случая к случаю.
Б. От звонка до звонка. Г. От корки до корки.
* Какой новый вид книги появился в ХХ веке?
А. Электронный. В. Плазменный.
Б. Атомный. Г. Нейтронный.
2-й ведущий: Номинация 5. Золотой фонд наших библиотек
1. Назвать произведение по началу, указать его автора и жанр (записаны на листах, сдают жюри) 3 минуты (литературные произведения школьной программы 7 -8 классов)
Проверим! *«Городничий, уже постаревший на службе и очень неглупый по-своемучеловек. Хотя и взяточник, но ведет себя очень солидно; довольно сурьезен; несколько даже резонер; говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало. Его каждое слово значительно» (Николай Васильевич Гоголь. Комедия «Ревизор»).
*«- Вот вы говорите, что человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно, что все дело в среде, что среда заедает. А я думаю, что все дело в случае. Я вот про себя скажу» (Лев Николаевич Толстой. Рассказ «После бала»).
* «Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь - как отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран. Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее…» («Поучение» Владимира Мономаха в переводе Дмитрия Лихачёва).
* «Но вот наконец я сдал экзамен в третий класс, получил в награду Евангелие, басни Крылова в переплёте и ещё книжку без переплёта, с непонятным титулом - "Фата-Моргана", дали мне также похвальный лист. Когда я принёс эти подарки домой, дед очень обрадовался, растрогался и заявил, что всё это нужно беречь и что он запрёт книги в укладку себе». (Максим Горький. Повесть "Детство")
* Старик! я слышал много раз,
Что ты меня от смерти спас -
Зачем?.. Угрюм и одинок,
Грозой оторванный листок,
Я вырос в сумрачных стенах
Душой дитя, судьбой монах.
Я никому не мог сказать
Священных слов «отец» и «мать». (М.Ю. Лермонтов поэма «Мцыри»)
1-й ведущий: Факты
Прообразом Митрофанушки в «Недоросле» Фонвизину послужил президент Академии художеств и директор Публичной библиотеки Санкт-Петербурга А.Н. Оленин. Как объяснить, что прообразом этакого бездельника Фонвизину послужил образованнейший человек своего времени? (Митрофанушкой Оленин был в молодости. Но, узнав себя на сцене, 18-летний Оленин засел за учёбу. Вот вам яркий пример волшебной силы искусства.)
1-й ведущий: Пока жюри подводит итоги игры, нас ждёт чудесная встреча с удомельской потессой Татьяной Северовой.
2-й ведущий: Так ради чего мы сегодня собрались? Отгадаем ребус и поймём.

(книга, чтение)
Итоги игры. Слово жюри.
К. Паустовский сказал: " Человек, любящий и умеющий читать, - счастливый человек». Любите книги! Читайте и будьте счастливы!


Появление первых библиотек на Руси связывают с возникновением на территории нашей страны древнерусского государства - Киевская Русь.
Еще до складывания централизованного государства, Древняя Русь славилась высоким уровнем развития экономики и культуры, выдающимися архитектурными сооружениями. Широко распространялась письменность: переписка древнерусских и перевод иностранных книг. Первые сведения о появлении книг на Руси относятся примерно к 9-10 вв. Создатель славянской азбуки и христианский миссионер св. Кирилл (Константин) столкнулся в Корсуне (Херсонесе) с книгами: Евангелие и Псалтирь, написанными “роусьными письмены ”. Все рукописные книги, а их называли еще “источниками мудрости”, “реками, наполняющими вселенную”, “утешением в печали” , ценились очень высоко. Сама культура была доступна немногим, книги стоили дорого, так как делались из очень дорогого материала– пергамента.
Греческие, славянские и древнерусские рукописные книги в конце 10– начале 11 вв. употреблялись для обучения грамоте, для приобретения определенного круга знаний.
Из летописи известно, что в 988 г. великий киевский князь Владимир Святославович собирал детей знатных лиц и отдавал их ”на учение книжное” . Позже летопись рассказывает о Ярославе Мудром, который приказал в Новгороде до 300 детей “учите книгами ”. Книги и другие памятники письменности в 10-11 вв., главным образом, собирались в монастырях, церковных соборах великих князей и высшего духовенства. Все это и привело к возникновению первых библиотек на Руси.
Кстати, само слово “библиотека” в Древней Руси почти не употреблялось. Впервые оно встречается в знаменитой “Геннадиевской Библии”, которая была переведена и переписана в Новгороде в самом конце 15 в. (1499 г.). Термин этот был для русских людей непривычным, поэтому на полях против него переводчик даже сделал пояснение: “книжный дом”. Второй раз термин встречается в начале 17 в. (1602 г.) в Соловецкой летописи, которая сообщала: «Построена у соборской церкви в паперти каменная палата для библиотеки».
Что же касается первого летописного указания на библиотеки, то оно относится к 1037 г., когда Ярослав Мудрый собрал писцов для перевода греческих и переписки уже имеющихся славянских книг, приказав хранить их в Софийском соборе в Киеве. Созданная таким образом первая библиотека на Руси в последующие годы росла и обогащалась книжными сокровищами.
В разное время делались попытки хотя бы примерно определить фонд этого книжного собрания. Некоторые источники утверждают, что оно «насчитывало великие тысячи книг на разных языках ». Историк русской церкви Голубинский определил книжный фонд первой библиотеки в 500 томов. Но несомненно: в этой библиотеке имелись основные произведения Древней Руси, как переводные, так и оригинальные, и что ее фонд непрерывно увеличивался.
Что же читали наши предки, что могло быть в княжеской библиотеке, помимо богослужебных книг? Особенно охотно читали тогда «Жития святых», имелись сочинения энциклопедического характера - «Изборники» (“Изборники” Святослава. 1073 и 1076 гг., в который входят церковные сочинения, статьи по грамматике, логике, поэтике, притчи, загадки, а также разнообразные поучения (например, поучение о том, какими правилами должен руководствоваться человек в жизни), «Шестидневы» (сборники правил для соблюдения их на каждый день в течение недели), “Физиологи” (сборник рассказов на греческом языке о свойствах реальных и фантастических животных, в сопровождении аллегорических толкований в духе христианского вероучения)
О читателях этой библиотеки мы ничего сегодня, к сожалению, не знаем. Ее богатствами пользовался по всей вероятности, составитель “Изборника” по имени Иоанн. В конце своего труда он сам написал: “Коньчашася книга сия рукою грешного Иоанна …”. Дан здесь и один из древнейших советов, как читать: “Когда читаешь книгу, не тщись торопливо дочитать до другой главы, но уразумей, о чем говорят книги и словеса те.”
Сохранить библиотеку в то время было делом весьма сложным. Можно говорить о том, что Софийский собор насчитывал ряд библиотек: одни гибли, на их месте возникали новые. В 1169 г., например, Мстислав, сын св. кн. Андрея Боголюбского, взял Киев, три дня грабил собор и вывез оттуда все книги. В 1203 г. Софию грабили половцы в союзе с русскими князьями, и опять пострадал книжный фонд библиотеки. Но эта библиотека вовсе не была единственной в Киеве.
Обширное собрание книг - не только русских, но и греческих, - имелось в Киево-Печерском монастыре. Часть книг была принесена и оставлена мастерами, которые расписывали соборную церковь. Книги хранились на “палатях " - хорах этой церкви. Помимо этого, к 12 в. книгохранилища были уже во Владимире, Рязани, Чернигове, Ростове, Суздале, Полоцке, Пскове и других городах.
В связи с упоминанием г. Полоцка сделаем небольшое отступление... Необычайно интересен тот факт, что первой женщиной-библиотекарем на Руси можно назвать св. прп. Евфросинию, кн. Полоцкую.
Одной из крупных русских «книгохранительниц» была в те времена библиотека полоцкого Софийского собора, на становление которой существенное влияние оказала деятельность знаменитой просветительницы ХII в. княгини Евфросинии. Именно св. Евфросиния Полоцкая считается первой женщиной-библиотекарем на Руси. Юная княжна с позволения полоцкого епископа Ильи поселилась в церкви Святой Софии в боковой комнатке - «голубнице», т. е. в чердачной пристройке, где имелось помещение для хранения книг. Свободное от молитвы время она проводила в переписывании рукописей. Часть переписанных св. Евфросинией книг продавалась богатым церквам и монастырям, а вырученные деньги по ее просьбе раздавали нуждающимся. Для бедных церквей она делала списки Евангелия бесплатно. Евфросиния писала стихи, переводила с греческого языка, а возможно, и с латинского, пополняла Полоцкую летопись.
Княжна мечтала о том, чтобы перепиской книг в Полоцке занимались не единицы, а десятки грамотных людей. Мечта воплотилась в реальность после основания ею двух церквей - Св. Спаса и Пресвятой Богородицы. При церкви Св. Спаса Евфросиния основала женский монастырь, а при церкви Пресвятой Богородицы - мужской. В созданных ею монастырях она организовала школы. Здесь обучались и сестры Евфросинии - Горислава и Звенислава, которым после пострига в монахини дали имена Евдокия и Евпраксия. При монастырях были созданы скриптори и - мастерские по переписке книг, в которых существовала специализация: один мастер делал цветные инициалы и заголовки, второй - миниатюры, третий - переплеты. В основанных св. Евфросинией монастырях создавались прекрасные памятники книжного искусства, например, Погодинское Евангелие ХI в.
Но вернемся к нашему рассказу... Вторым по величине крупнейшим культурным центром был Новгород Великий. И здесь, правда, книги гибли от многочисленных пожаров, но город избежал татаро-монгольского нашествия. Именно по этой причине из общего числа книг 12-14 вв. более половины приходится на долю Новгорода. И, прежде всего, именно здесь сохранилась первая датированная рукописная русская книга - “Остромирово евангелие”. Оно было создано дьяконом Григорием. Интересен путь этой рукописи. Иван Грозный вывез рукопись наряду с другими в Москву, где она хранилась в одной из церквей. Потом, по распоряжению Екатерины Второй, ее привезли в Петербург. В 1805 г. она была "найдена " в гардеробе императрицы. Как и когда она туда попала - никому не известно, так как ни в каких описях она не значилась. По распоряжению Александра Первого ее перевезли в Публичную библиотеку.
Новгород в течение столетий накапливал и сохранял древнейший памятники русской письменности. Находились они в Софийском соборе. Сама библиотека была под наблюдением новгородского владыки. В библиотеку приезжали монахи из отдаленных русских монастырей и переписывали здесь книги.
Как же выглядела эта библиотека? Где хранилась? Это поразительно, но ее можно осмотреть в наши дни. Сейчас она открыта там же, где размещалась прежде - в длинной анфиладе залов на хорах собора. Книжный фонд Софийской библиотеки насчитывал около тысячи рукописных книг в кожаных переплетах и старопечатных изданий. Есть уникальные: трактат “Наказ писцам”, подлинные письма Петра Первого, первый топографический план Москвы, напечатанный на развороте Библии.
Однако вопрос о времени появления библиотек на Руси нельзя считать решенным основательно. Предполагается, что в Киеве библиотеки существовали еще в 10 в.
Так, библиотеку могла иметь основанная в 988 г. школа обучения детей, в которой требовалось наличие требуемого числа книг. Они могли быть открыты и при строительстве соборов. Например, на Подоле, еще до принятия Христианства, уже существовала Ильинская церковь. В 996 г. было закончено сооружение величественной Десятинной церкви. В некоторых источниках говорится, что кн. Владимир украсил эту церковь не только иконами, крестами и церковными сосудами, но и книгами, привезенными из Корсуни.
Таким образом, все больше и больше становилось на Руси людей, “насыщающихся сладостью книжной”.
“Для продолжения и углубления образования, а также и для самообразования ,- писал академик Б. Греков,- служили библиотеки. Они были введены в русские монастыри вместе со студийным монастырским уставом. Библиотеки находились в ведении брата- библиотекаря. Братия по его распоряжению должна была являться в определенные часы для чтения книг”.
Именно так стали возникать на территории нашей страны первые монастырские библиотеки. Их характерной особенностью стало объединение ими функций создания, использования и хранения книги. Библиотека сочетала в себе элементы проветительского учреждения, книжной мастерской и книжного склада. В монастырских библиотеках создавались летописи, переписывались и переводились книги, организовывалось их хранение и распространение. В Соловецком монастыре, например, для библиотек выстроили специальное каменное здание. На должности монастырских книгохранителей, как правило, назначались образованные монахи. Основной их задачей являлось бережное хранение книг и рукописей и выдача их для чтения. Надо сказать, что этими библиотеками пользовались и лица, находящиеся за пределами монастыря.
По-видимому, в некоторых библиотеках, наряду с церковными каноническими, т.е. “истинными” книгами, находились апокрифические, т.е. “ложные”, “отречённые” сочинения, с распространением которых боролась христианская Церковь.
Большое место в фондах древнерусских библиотек занимала оригинальная древнерусская литература, древнейшие русские летописные своды, государственные документы, юридические памятники. Среди них, в первую очередь, должны быть названы: “Слово о законе и благодати” митрополита Илариона, ”Поучение Владимира Мономаха”, ”Сказание о Борисе и Глебе”, Поучения Феодосия Печорского и проповеди новгородского епископа Луки Жидяти. Из произведений 18 в. в библиотеке хранились проповеди Кирилла Туровского, знаменитое ”Слово о полку Игореве” и другие сочинения.
Этим кратким перечнем сохранившихся до нашего времени древнерусских оригинальных произведений, разумеется, далеко не исчерпывается состав книжного фонда библиотек. Подавляющее большинство книг было уничтожено во время войн, феодальных набегов татаро-монгольских захватчиков на Русскую землю. В летописях и других исторических источниках приводятся многочисленные сведения о расхищении и ограблении городов, церковных соборов и монастырей, о пожарах и стихийных бедствиях. Всё это сопровождалось гибелью и уничтожением культурных ценностей и памятников древнерусской письменности.
Не сохранилось каталогов, описей древних книг в библиотеках, позволяющих судить об организации и расстановке книжного фонда, о выдаче книг и порядке работы этих библиотек. Однако, нет сомнения в том, что такая работа велась в крупных древнерусских библиотеках.
Древнерусские летописи ничего не писали о жизни народа, о его духовных запросах и чаяниях, стремлении к образованию. Но новейшие археологические разыскания и изучения древнейших памятников письменности позволяют утверждать, что грамотные люди имелись и в среде простых людей. Не имея возможности приобрести книгу, простой народ использовал для письма бересту. Конечно, круг грамотных людей из народа был невелик. Жестокая эксплуатация, недоступность школ и библиотек для простого люда препятствовали распространению грамотности. Книга и библиотека были достоянием феодалов и духовенства. Древнерусские библиотеки служили орудием распространения и укрепления христианской религии - идеологической основы феодального государства.
Несомненно, что на организацию первых библиотек на Руси повлиял факт принятия Христианства как официальной государственной религии, направленной на укрепления могущества древнерусского феодального государства.
О составе книжного фонда библиотек этого периода можно судить по немногим сохранившимся памятникам древнерусской письменности. В большинстве своём это религиозные произведения, церковные богослужебные книги, богословские сочинения, поучения христианских писателей. Таким образом, из более чем 130 рукописных книг 11-12 вв., около 80 были богослужебными. Это было необходимо, ведь Христианство меняло в корне все представления людей об устройстве вселенной, о происхождении рода человеческого. Что же касается книг светского содержания, их имелось не более двух процентов.
К 16 в. уже сложилась практика составления описей (списков книг) библиотек. Эти описи содержали уже первые элементы систематизации книг, являясь как бы предтечами библиотечных каталогов. По ним можно проследить и динамику роста фондов библиотек.
По мере усиления процессов централизации государства роль самостоятельных княжеств как центров собирания, создания и хранения книг ослабевает. С другой стороны, с ростом книгопечатания, особенно после организации Московского печатного двора, усиливается проникновение в провинцию новой книги. В целом библиотеки, при продолжающемся количественном росте их собраний, теряют потенцию качественного обновления фондов. Постепенно уходит в прошлое их роль ведущей культурной силы. Из-за плохой сохранности памятников письменности происходит также постоянное ”вымывание” из библиотек книг более раннего периода. Но одновременно с этими процессами растёт число и значение личных библиотек.

Богатыми книжными коллекциями владели представители придворной знати, духовенство. В библиотеке патриарха Никона насчитывалось, например, более тысячи книг. Уникальной была, по некоторым данным, библиотека московских царей: Ивана III, Василия III, Ивана Грозного (Либерия или Либерея), исчезнувшая, предположительно, в Смутное время. Возможно, она включала и книжное собрание византийских императоров, вывезенное в Москву после завоевания Константинополя турками.
Таким образом, значение древнерусских библиотек, которые были и просветительскими учреждениями, и книжными мастерскими, и ”книгохранилищами” огромно: они сберегли, сохранили для нас ценнейшие памятниками старины. То же относится и к монастырским библиотекам. Оценивая историко-культурное их значение, необходимо подчеркнуть, что насаждая церковную идеологию, они, в то же время, были основными хранилищами памятников древнерусской письменности, дошедшей до наших дней благодаря им.

    Список используемой литературы:


  1. Глухов А.И. Из глубины веков: Очерки о древних библиотеках мира. - М.: Книга, 1971 - 110с.,ил.
  2. Глухов А. И. ...Звучат лишь письмена. Судьбы древних библиотек. - М.: Книга, 1981 - 208с., ил. - (Всесоюзное общество любителей книг)
  3. Бендерский И. В стенах древних монастырей // Библиотека. - 1991. -№4. - C.58-61
  4. Бендерский И.Л. Библиотечное дело в СССР и вопросы его теории // НТБ. - 1988. - №10. - C.14-21
  5. Бакун Д. О временах дано минувших и теперешних // Библиотека. - 1997. - №4. - C.60-63
  6. Абрамов К.И. История библиотечного дела в СССР. - М.: Книга, 1970. - 143с.

Первая библиотека на Руси была основана в городе Киеве в 1037 году киевским князем Ярославом Мудрым, при Софийском Соборе в Киеве. Об этом сообщает «Повесть временных лет», первый летописный свод начала XII века.

Об этом событии летописец Нестор писал: «...Ярослав же книги многие написав, положил в Святой церкви, которую создал сам и украсил ее златом и серебром» . Книги для библиотеки покупались и в других странах. В стенах Софии Киевской создано знаменитое «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, разработаны основы первого сборника законов Киевской Руси «Русская правда» .

Во время татаро-монгольского нашествия следы богатейшего книжного собрания, насчитывавшего 950 томов, затерялись. По одной из современных версий, часть книг из первой библиотеки находится на территории Спасо-Преображенского монастыря в урочище Межигорье, где в советское время были сооружены дома высших руководителей партии и правительства Украины и куда не проникал даже взгляд постороннего человека. Предполагается, что под фундаментами зданий имеются более древние постройки, в подвалах которых и хранятся древние книги...

Книжные собрания возникали в Киеве и до Ярослава. Например, его отец Владимир Святославич, по утверждению летописца, «любил словеса книжные и владел, видимо, библиотекой...».

Само слово «библиотека» в Древней Руси почти не употреблялось. В разных городах Руси помещения для книг имели самые разные названия: «книгохранительница» , «книгохранилище» , «книгохранильня» , «книгохранилица» , «хранильная казна» , «книжная клеть» , «книжная палата» .

Впервые слово «библиотека» встречается в знаменитой Геннадиевской библии 1499 года. Термин «библиотека» был для русских еще непривычен, поэтому на полях против него переводчик сделал пояснение - «книжный дом».

Какими были книги первой библиотеки?

Очевидно, рукописными. Среди них: «Сказание о Мамаевом побоище», факсимиле лицевой рукописи XVII века из собрания Государственного исторического музея, «Повесть о Куликовской битве», факсимиле из Лицевого летописного свода XVI века. Обе рукописи украшены цветными миниатюрами. Из первопечатных книг - подлинное издание 1701 года «Букваря» Ф. Поликарпова, одного из видных деятелей русского просвещения начала XVIII века. В «Предисловии» Поликарпов сообщает, что «Букварь» был составлен им по повелению Петра I.

Старинные русские книги... Их было, видимо, много. Но одни - погибли во время войн, другие - сгорели, а третьи - разграблены. Тем не менее, до нас дошли книги Древней Руси. И сохранились они благодаря древним библиотекам, которые очень часто создавались при монастырях, о чем свидетельствуют книги выставки.

Особый интерес представляют издания, рассказывающие о личных библиотеках Ивана Грозного, Петра I, Я.В. Брюса, А.А. Блока, И.А. Крылова, А.Ф. Смирдина и многих других.

Всегда, во все времена, во всех странах мира люди славили книгу.

Старейшая действующая библиотека

Старейшей библиотекой Восточной и Центральной Европы является библиотека Вильнюсского университета. Она основана при Вильнюсской иезуитской коллегии в 1570 году Великим князем Литвы Жигимантасом Аугустасом и Вильнюсским епископом Альбиниюсом. В настоящее время крупнейшая библиотека Литвы является также депозитарной библиотекой ООН, ЮНЕСКО и Всемирной организации здравоохранения.

Крупнейшая университетская

Крупнейшая университетская библиотека в мире — научная библиотека Московского Государственного университета имени М. В. Ломоносова. В собрании библиотеки более 7 миллионов томов.

Самая высотная библиотека

Самой высотной стала библиотека на борту орбитального комплекса «Мир». Космическая библиотека насчитывает более ста книг — от работ К. Э. Циолковского до романов И. Ильфа и Е. Петрова.

Самая крупная библиотека

Самой крупной библиотекой в мире по количеству книг является Российская государственная библиотека (бывшая Государственная библиотека СССР имени В. И. Ленина) в Москве.На ее полках, общая длина которых более 350 километров, хранится более 34 миллионов книг. В фондах библиотеки имеются произведения печати на 247 языках народов мира, в том числе на 80 языках народов бывшего СССР. В библиотеке сосредоточены рукописные книги начиная с II века. Международный книгообмен ведется более чем со 100 странами мира.

Считается, что первая библиотека Древней Руси была основана Ярославом Мудрым при Софийском Соборе в Киеве. Об этом сообщает "Повесть временных лет", первый летописный свод начала XII века.

Все правители европейских стран, которым выпало счастье породниться с великим киевским князем (дети Ярослава были женаты или состояли в замужестве с представителями царствующих династий Франции, Норвегии, Польши, Венгрии, Риме и Византии), знали о пристрастиях своего восточного родственника и при каждом удобном случае дарили ему книги. Причем книги не простые, а в роскошных окладах, украшенных драгоценностями.

Дальнейшее накопление книжных сокровищ заставило Ярослава выделить под библиотеку специальное помещение. Десятки ученых монахов трудились над перепиской отдельных древних рукописей; занимались они и переводом священных книг. В частности, очень много книг переводили монахи с греческого языка на русский. Примером такого перевода является историческое сочинение «Хроника Георгия Амартола».

Ипатьевская летопись писала о пользе книг: «Велико бо польза бывает человека от учения книжного. И книгами бо кажеми и учили если пути покаянию и мудрости бо обретаем и воздержание от словес книжных». Нет, недаром князь Ярослав получил прозвище Мудрый! Летописцы уважительно писали о нем: «Сам книги читал!»

Книжные собрания возникали в Киеве и до Ярослава. Например, его отец Владимир Святославич, по утверждению летописца, "любил словеса книжные и владел, видимо, библиотекой...".

Само слово "библиотека" в Древней Руси почти не употреблялось. В разных городах Руси помещения для книг имели самые разные названия: "книгохранительница", "книгохранилище", "книгохранильня", "книгохранилица", "хранильная казна", "книжная клеть", "книжная палата". Впервые слово "библиотека" встречается в знаменитой Геннадиевской библии 1499 года. Термин "библиотека" был для русских еще непривычен, поэтому на полях против него переводчик сделал пояснение - "книжный дом".

Куда же девалась первая библиотека Древней Руси? Не могла она пропасть, потеряться полностью и бесследно. Думается, что хранилась она не так, как сейчас, то есть на виду у всех, со свободным доступом к книгам каждого желающего. Скорее всего, помещение библиотеки находилось в подвале храма Святой Софии. Причем для наиболее ценных и богато украшенных книг просто необходимо было иметь тайное хранилище, типа современного несгораемого сейфа.

По утверждению известного советского исследователя и спелеолога И. Я. Стеллецкого, «ни археологи, ни архитекторы этим вопросом не интересовались и никогда ничего на эту тему не писали». Зато кладоискатели держат библиотеку Ярослава Мудрого в поле зрения с давних времен. Многие уверены, что под Софийским собором имеются обширные подвалы, которые по-настоящему никем не обследовались.

Первые книги на Руси появились еще до появления там знаменитых книгопечатников из Моравии - Кирилла (Константина) и Мефодия. Предпосылками развития книжного дела на русских землях было их высокое экономическое и культурное развитие. Немаловажную роль в формировании такого уровня развития Руси сыграло ее политическое и географическое положение - на старейшем торговом пути "из варяг в греки", обеспечивавшем постоянный продуктивный культурообмен со странами западной и восточной Европы. Появление же книг, в свою очередь, дало толчок для возникновения и развития библиотек на Руси. В 9-13 веках этот процесс начался в связи с распространением на русских землях христианства.

Вклад Владимира Красно Солнышко в повышение грамотности населения Киевской Руси

Когда появились первые библиотеки на Руси? Почти тогда, когда великие русские князья озаботились просвещением своего народа.

Историки считают, что первые книги на Руси появились еще в 9-10 веках. Они были рукописными. Писали в то время тексты на пергаменте - хорошо выделанной телячьей коже. Украшали обложки золотом, жемчугом, драгоценными камнями. Поэтому стоимость рукописных древнерусских книг была весьма высока.

Приобщение к чтению книг началось в знатных семьях. Еще киевский князь Владимир Святославович, заняв престол и "крестив Русь" в православие, особое внимание уделял повышению грамотности и образованию приближенных. Детей из знатных семей он велел отправлять на обучение в открытые по его указу школы, где одним из предметов было чтение книг. В основном эта литература имела церковное содержание или включала исторические и философские сведения. Владимир велел украсить книгами и интерьер возведенной Десятинной церкви.

Несмотря на то что термин "библиотека" в то время еще не употреблялся, по сути подборки греческих, славянских и русских книг для обучения грамоте уже могли считаться таковыми.

К 12 веку собрания книг имелись уже в столицах крупных княжеств Руси: Владимиро-Суздальского, Рязанского, Черниговского и др. Следует отметить, что книга была на Древней Руси предметом роскоши и богатства. Владеть ею могли лишь знатные люди и духовенство. Постепенно наблюдался рост количества частных библиотек, принадлежавших прежде всего княжеским и боярским домам.

Библиотека Ярослава Мудрого

В правление киевского князя Ярослава Мудрого впервые по его указу начали массово переписывать книги как иностранного, так и отечественного происхождения. Переписанные тома хранились в Софийском соборе. насчитывала около пятисот книг и содержала произведения церковного, исторического, естественнонаучного содержания (в том числе и описания фантастических животных), географию и грамматику. Были здесь и сборники народного фольклора.

Эта библиотека сильно пострадала во время разграбления Киева князем Мстиславом Андреевичем Боголюбским. Большое количество книг он вывез к себе в Москву. Сохранившийся фонд постепенно пополнился новыми томами, но в начале 13 века вновь был разграблен русскими князьями и половцами, совершавшими объединенные набеги на Киев. Возможно, Ярослав Мудрый - тот, кто создал первую библиотеку на Руси.

Исчезнувшая библиотека

Речь идет о легендарной библиотеке русского царя Иоанна Васильевича Грозного, одной из первых на Руси. Фонды этой коллекции складывались из трех источников:

  • подарков великих князей;
  • приобретений на Востоке;
  • привнесений от греческих церковников, прибывающих в Древнюю Русь с целью установления здесь православия.

Существует и легендарная версия о том, что большую часть коллекции составила немалая толика знаменитой Константинопольской библиотеки, привезенная в русские земли женой Ивана III Зоей Палеолог, племянницей императора Византии. Именно эти книги составили основу фонда литературы на греческом, латинском и еврейском языках. После присоединения Казанского ханства в состав царской библиотеки вошли и привезенные оттуда книги на арабском языке.

Считается, что книги хранились в кремлевских подвалах. В качестве аргумента приводятся три основные причины:

  • большое количество пожаров могло бы уничтожить книги, если бы их оставили на поверхности;
  • слишком много за этими ценностями было охотников из Европы;
  • Иоанн Грозный был очень подозрительным и не доверял книги никому или только особо приближенным, но в связи с его скоропостижной смертью выяснилось, что они все, возможно, были казнены раньше.

После внезапной кончины царя секрет библиотеки Иоанна Грозного остался неразгаданным. И до сих пор никто не знает ее местонахождения. Возможно, царь предусмотрительно вывез ее и перепрятал вне Москвы. Ведь есть свидетельства того, что Грозный часто покидал столицу с обозом, закрытым от любопытных глаз рогожею.

Поиски утраченного

По поводу тайны библиотеки Ивана Грозного до сих пор существует множество версий. Так, в 1933 году А. Ф. Иванов опубликовал в известном журнале "Наука и жизнь" статью, в которой говорилось о том, что к исчезнувшей библиотеке Грозного ведет потайной ход через подземелье под храмом Христа Спасителя в Кремлевские кладовые. Однако и по сей день все поиски библиотеки тщетны, а множественные гипотезы не находят подтверждения.

Первым "кладоискателем" называется Конон Осипов, пономарь Он во второй половине 17 века рыл подкопы под Тайницкую и Собакину башню, чтобы найти две комнаты, доверху заполненные сундуками с неизвестным содержимым, увиденные дьяком Большой казны Василием Макарьевым, недопущенным туда царевной Софьей Алексеевной. Нашел под Тайницкой башней засыпанный ход, но проникнуть в него так и не смог. При Петре I он же исследовал ход под Собакиной башней, но фундамент Цейхгауза не дал возможности довести начатое до конца. Позже Осипов пытался отыскать библиотеку через траншеи, прокопанные над искомой галереей, но и эта попытка была обречена на неудачу.

В конце 19 века раскопки начал князь Н. Щербатов. Но поскольку все ходы были заполнены землей и водой, работы также были остановлены.

Перед Игнатий Яковлевич Стеллецкий занялся этим вопросом. Ему удалось отыскать и исследовать часть галереи Макарьева, но библиотеку Иоанна Грозного снова не нашли.

Монастырские библиотеки и библиотекари на Руси

Первые библиотеки, собранные и сохраненные древнерусскими монастырями, оказали огромное влияние на развитие библиотечного дела.

Одной из знаменитейших библиотек Средневековья на Руси по праву считается собрание книг Киево-Печерского монастыря. Книги привозились сюда мастерами, расписывающими главный храм обители, и хранились на его хорах.

Именно в первых русских монастырских библиотеках впервые определилась должность библиотекаря, которую исполнял один из монахов обители. Прочая же братия была обязана посещать библиотеку для просвещения через общение с книгами в строго отведенное монастырским уставом время. Библиотекарем обычно назначался один из самых просвещенных и образованных монахов. В его обязанности входило и выдача их прочим монахам для изучения и ознакомления, а также повышение собственной грамотности и просвещенности. Кроме того, были написаны специальные правила для библиотекаря, которых тот должен был строго придерживаться.

Каких только книг не было в этих библиотеках! И церковные фолианты, и исторические тома, философские трактаты и летописи, древнерусская литература и народный фольклор, государственные документы... Была даже ложноцерковная литература! Личные библиотеки имели и отдельные монахи, например инок Киево-Печерского монастыря Григорий. Он занимался собирательством книг всю свою жизнь и не имел никакого иного имущества.

Монастырская библиотека того времени соединяла в себе три основные функции:

  • хранение книг (складская функция);
  • создание книг (творческо-созидательная функция): в монастырях книги не только создавались, но и переписывались, а также велось систематическое летописание;
  • выдача книг (просветительская функция).

Начало монастырским библиотекам могли положить 2-3 книги, принадлежавшие монаху-основателю, как, например, библиотека Троице-Сергиева монастыря началась с Евангелия и Псалтыря Сергия Радонежского. А всего монастырская библиотека могла содержать от 100 до 350 томов.

Библиотека патриарха Никона

Патриарх Никон, долгое время служивший в Ферапонтовом монастыре, считается основателем Патриаршей библиотеки.

История трепетных отношений Никиты Минина (так звали в миру будущего московского патриарха) с книгами начала складываться еще в детстве, когда умерла его мать, отца подолгу не было дома и воспитанием нелюбимого пасынка занималась злобная мачеха. Именно ее гнев и издевательства привели к тому, что Никита все время искал возможности уединиться и спасался чтением церковных текстов. Начавший самостоятельное обучение грамоте, подросток продолжил его в Желтоводском Макарьевском монастыре, где с 12 лет был послушником. После смерти любимой бабушки и неудачной женитьбы, Никита уединяется в где принимает постриг. Все время нахождения в ските он молится и читает священные книги.

Дальнейший путь Никона до сана московского патриарха был сложен и тернист. На посту патриарха Никон провел целый ряд церковных реформ, среди которых была и "книжная": священные книги должны были переводиться и переиздаваться согласно греческим канонам. Реформы привели к расколу русской церкви, а Никон впал в немилость царя Алексея Михайловича и был вынужден покинуть Москву. После долгого изгнания скончался от тяжелой болезни.

Никон был очень образованным и начитанным человеком. Из книг он черпал опыт и мудрость, которая помогала ему и его пастве в жизни и служении. Всю жизнь собирал свою личную коллекцию книг. Хранил и собственные рукописи. Все его достояние было описано перед отправлением ссыльного патриарха в Кирилло-Белозерский монастырь. Собрание его насчитывает 43 печатных книги и 13 рукописных.

Источники личной библиотеки патриарха Никона:

  • дар царя Алексея Михайловича;
  • дар из Воскресенского монастыря;
  • из рассылки печатной продукции московской типографии по монастырским библиотекам;
  • заказы Никона из Кирилло-Белозерского монастыря;
  • переписка патриарха.

Фонды Никоновской библиотеки можно условно разделить:

1. По типу издания:

  • рукописные;
  • печатные.

2. По месту издания:

  • "киевские";
  • "московские" (изданные на Московском печатном дворе).

История формирования системы библиотечного учета

До сих пор остается непонятной система организации фондов и каталогов древнерусских монастырских библиотек, так как огромное количество коллекций и документов было уничтожено в годы войн и нашествий, в период советской власти, погибло в пожарах, которые были частыми на Руси.

Состав книжного фонда формировался постепенно и разделялся традиционно на три основные части, но можно среди них было бы выделить и четвертую:

  • для ведения церковных служб;
  • для обязательного коллективного чтения;
  • для личного чтения (в т. ч. и светская литература);
  • для образования ("Травники", "Лечебники" и т. д.).

Первые библиотечные описи появились в конце 15 века и представляли собой систематизированный перечень книг, хранящихся в библиотеке. Благодаря древним описям можно проследить историю формирования библиотечных фондов и их пополнения. А также определить тематические группы сочинений, что уже можно считать предтечей библиотечных каталогов. При изучении таких описей было выявлено, что с течением времени в древнерусских библиотеках происходил процесс "вымывания" более старых изданий и процесс их обветшания.

Формирование фондов в монастырских библиотеках происходило за счет переписывания рукописей из книжных собраний других монастырей. Это стало возможным в связи с налаживанием тесных культурных связей между древнерусскими обителями. Процесс обмена книгами происходил за счет внесения в залог книги, аналогичной по стоимости как с точки зрения денежной цены, так и с точки зрения духовной ее значимости и содержательности. Подобный обмен осуществлялся не только между русскими монастырями, но и с монастырскими библиотеками других стран.

Кроме того, эти фонды накапливались и благодаря пожертвованиям прихожан, приносивших в дар монастырю книги из личных коллекций.

Значение и формирование термина

Дословно термин "библиотека" переводится с греческого языка как сочетание двух его частей: "библион" - книга, и "тека" - хранилище. Словари же дают нам неоднозначное толкование понятия. Прежде всего, библиотека - это хранилище книг, что соответствует прямому переводу слова. Так называется и учреждение, предназначенное для хранения и выдачи книг для чтения широкому кругу лиц. Кроме того, часто библиотекой называют и собрание книг для чтения. А также серии книг, схожих по типу или тематике или предназначенных для конкретной группы читателей. Иногда словом "библиотека" называют даже кабинет, предназначенный для занятий, в котором находится много необходимых для этого книг.

На Руси термин "библиотека" начал применяться лишь к 18 веку. До этого времени библиотеки называли "книгохранительницами". Однако встречается упоминание о библиотеках и в летописях 15 века, но с пометкой "книжный дом". Известны случаи, когда использовались такие наименования, как "книгоположница", "книгохранилище", "книгохранительная казна" или "книжная казна". В любом случае смысл наименования сводился к месту, куда складывали книги и где их хранили при определенных условиях.

Условия хранения книг в древнерусских библиотеках

Книги хранились в обычных с бытовой точки зрения помещениях, но при обязательном исполнении нескольких условий:

  • на двери должны быть замки, на окнах - решетки;
  • помещение должно быть "спрятанным" от людских глаз, в отдаленном и труднодоступном уголке монастыря;
  • попасть в помещение можно было лишь через путаные переходы и лестницы;
  • книги хранились в специальных коробах, ларцах или сундуках, в более позднее время - на полках в вертикальных шкафах, отчего они значительно меньше портились, чем от горизонтального способа хранения, и легче доставались;
  • компоновались по тематике: церковная, историческая, правовая и т. д. (именно в таком порядке они расставлялись по полкам);
  • в особую группу отделяли так называемые "ложные" книги (их читать строго-настрого запрещалось);
  • корешки книг не подписывали, а все пометки делались на первом листе или наружной части обложки, иногда - в конце книги;
  • использовались для маркирования книг специальные "скрепы" - длинные фразы, переходящие из страницы в страницу от начала и до конца книги, из которой на полях, у обреза или корешка писалось только по слову или слогу;
  • позже стали применять наклеиваемые на обложку или корешок ярлыки.

Находки XX века: берестяная библиотека

Первые экземпляры этой коллекции были собраны у новгородцев еще в конце 19 века Василием Степановичем Передольским. Они стали основой коллекции музея берестяных грамот, открытого Передольским в Новгороде. Но поскольку прочитать их не смог никто, власти музей закрыли, а коллекция была утеряна.

Однако через столетие в ходе археологических раскопок на Неревском раскопе была найдена старинная берестяная грамота. В тот же сезон таких же грамот было обнаружено еще девять. А сейчас коллекция уже насчитывает более тысячи экземпляров, самый древний из которых датируется 10 веком и найден на Троицком раскопе.

Можно выделить четыре группы берестяных грамот:

  • деловая переписка;
  • любовные послания;
  • послания с угрозами Божьим судом;
  • с нецензурной лексикой.

Там же были найдены и старинные рукописные книги, представлявшие собой деревянные доски с углублением в центре, залитым воском. Для написания букв служило специальное писало, один из концов которого был острым, а другой напоминал лопаточку - разравнивать воск. Такие книги-"тетради" использовали для обучения грамоте. Этим же способом изготавливали и книги, соединяя дощечки с текстами.

Извлечение и пополнение уникальной библиотеки продолжается и до сих пор. Для ее полного извлечения потребуется около тысячелетия.