Образовательный портал - Kurokt

Мать анны ярославны. Анна - дочь Ярослава Мудрого королева Франции. Порошенко: Путин пытался украсть Анну Ярославну

19 мая 1051 года, в день Пятидесятницы, в Реймском соборе – месте коронации и венчаний французских королей – празднично звонили колокола. Они оповещали народ о королевской свадьбе. Генрих I из династии Капетингов брал в жены дочь «короля Георга из земли рутенов».

Девушке, стоявшей перед алтарем рука об руку с уже немолодым по тем временам мужчиной, предстояло стать одной из самых ярких личностей в бурной французской истории, королевой Анной Русской. Нам она известна как Анна Ярославна.

Что предшествовало свадьбе

Анна родилась, предположительно, около 1031-го или 1036 года. Она была младшей дочерью великого князя киевского Ярослава Владимировича, в крещении получившего имя Георгий. Ярослав Владимирович, прозванный Мудрым, прославился своей активной внешней политикой и многочисленными союзами в государями Европы, которые он заключал самым надежным в ту пору способом – посредством брачных уз. Сам Ярослав был женат на шведской принцессе Ингегерде, получившей в крещении имя Ирина. Свою сестру Ярослав выдал замуж за польского короля Казимира, старшую дочь Елизавету – за норвежского короля Харальда Сурового, вторую дочь - Анастасию – за венгерского короля Андраша I. Сыновья Ярослава тоже были женаты на иноземных принцессах.

Анне повезло меньше всех. Франция, раздираемая феодальными войнами, в ту пору еще не была столь сильным королевством, как в более поздние времена. Первоначально Ярослав хотел выдать Анну за германского императора Генриха III, и это был бы, безусловно, более выгодный брак, но не получилось. И тут в Киев нагрянули послы из Франции.

Королю Генриху I в то время было уже сильно за сорок лет - возраст по тем временам почти старческий. Он был один раз женат и овдовел. Супруга умерла при родах, вместе с ней умер и неродившийся наследник. Королю нужен был сын. Но к тому времени в Европе сложилась весьма непростая ситуация: все короли, герцоги и князья были в родстве между собой, и Папа Римский, дабы прекратить кровосмесительные союзы, объявил, что отлучит от Церкви всякого, кто сочетается браком с родней ближе седьмого колена. Поэтому выбор пал на русскую принцессу. Она была знатна, состояла в родстве с многими королевскими домами, о могуществе и богатстве ее отца ходили легенды. К тому же до короля дошла молва о том, что Анна очень хороша собой.

После свадьбы

Уже через год молодая жена родила королю наследника, которого назвали Филиппом. После этого у королевской четы было еще трое детей.

О том, как складывались отношения между Генрихом и Анной, судить сложно, поскольку хронисты, подробно описывая военные походы и политические неурядицы, редко останавливали свое внимание на частной жизни. Все, что известно о годах, когда Анна сидела на королевском троне рядом со своим мужем, основано на легендах, преданиях и более поздних романтических вымыслах. Говорят, что народ прозвал Анну «рыжей» - за золотой цвет ее волос. Этот же цвет тщательно выписан и на средневековых миниатюрах, изображающих Анну. Говорят, что она была очень образована, во всяком случае, на фоне французского королевского двора, где нередко знатные сеньоры не умели читать. В Реймсе хранится Евангелие, написанное кириллицей. Это так называемое Реймское Евангелие, на нем присягали во время коронации все французские короли после Генриха I. Согласно легенде это Евангелие привезла из Киева Анна. Во многих документах, вышедших из канцелярии короля, стоит надпись: «В присутствии жены моей Анны» или «С согласия жены моей Анны», что свидетельствует о серьезном влиянии на короля со стороны молодой супруги. Есть и письмо Папы Николая II, датируемое 1059 годом, в котором сказано: «Слух о ваших добродетелях, восхитительная дева, дошел до наших ушей, и с великою радостью слышим мы, что вы выполняете в этом очень христианском государстве свои королевские обязанности с похвальным рвением и замечательным умом». Многие историки склонны считать этот текст подлинным, но с небольшой оговоркой: письмо не столько восхваляет Анну, сколько указывает на ее чрезмерное рвение в государственных делах и рекомендует ей быть несколько скромнее.

Анна – вдова

В 1060 году Генрих умер. Регентом при малолетнем Филиппе был назначен Бодуэн Фландрский. Анна не была отстранена от управления королевством и сохранила влияние при дворе. Она участвовала в поездках юного короля по его владениям, на документах появлялась ее подпись кириллицей «Анна реина» («королева Анна»). А потом Анна вновь вышла замуж.

Счастливый брак

Рауль де Крепи был настоящим наказанием для французского королевского дома. Он относился к числу самых знатных сеньоров Франции. Его владения составляли едва ли не половину тогдашней Франции. Всю свою жизнь проведя в распрях с соседями, Рауль де Крепи не очень-то опасался и самого короля, поскольку был богаче и сильнее монарха. В Анну он был, по-видимому, влюблен давно. Она овдовела, когда ей было около 30 лет, и оставалась по-прежнему красивой, желанной и богатой. От мужа ей достались в наследство город Санлис и владения между Ланом и Шалоном.

Однажды во время охоты, которую Анна очень любила, пылкий граф де Крепи похитил вдовствующую королеву и увез в один из своих многочисленных замков.

Разгорелся страшный скандал. Рауль, который приходился родственником покойному королю, был женат. Эту проблему он разрешил довольно просто: обвинил свою жену в прелюбодеянии и добился развода. Гораздо хуже был тот факт, что Анна была матерью короля Франции. Она покинула и Филиппа, и других своих детей, младшему из которых не было и семи лет. У архиепископа Реймского Жерве были основания писать Папе: «Наша королева вступила в новый брак с графом Раулем, из-за чего король и весь двор в большом горе». Дело усугубила жалоба оболганной первой жены Рауля, с которой она обратилась в Рим.

В итоге в 1062 году Рауля де Крепи отлучили от Церкви. Новобрачным было запрещено появляться при дворе. Однако влюбленные наслаждались свободой, охотой и предавались разнообразным забавам в богатых владениях графа де Крепи. Через 9 лет, когда началась война с Фландрией и королю понадобились сильные союзники, с дерзкого графа сняли отлучение - пара вернулась ко двору. В 1074 году граф Рауль де Крепи умер - Анна вновь стала вдовой.

Конец жизни

После своих скандальных похождений Анна не просто вернулась ко двору в статусе королевы-матери, но и возвратила себе былое влияние. Есть сведения о том, что она управляла дворцовым хозяйством. Дни свои Анна окончила в основанной ею обители святого Винсента в Санлисе около 1089 года. Есть легенда, что она вернулась на родину.

Двадцатилетняя дочь Ярослава Мудрого, красавица Анна, стала первой королевой Франции. Женщина, которая во многом изменила ход французской истории и вдохнула жизнь в культуру этого народа, родилась в Киеве, в семье могущественного князя Киевской Руси – Ярослава.

Дочери Ярослава Мудрого воспитывались отцом в строгости и в то же время получили известную свободу в овладении науками и искусствами. Они жили в роскошных палатах, имели слуг, могли участвовать не только в балах, но и в конных прогулках, изучали математику, грамматику, историю, учились рисованию и пению, знали греческий язык и латынь. Отец хотел видеть в дочерях не только хороших жен, но и будущих королев. Так и стало.

Фреска в Софиевском Соборе г. Киева, представляющая дочерей Ярослава Мудрого. Анна, предположительно, самая младшая.

Старшая сестра — Елизавета вышла замуж за короля Норвегии, младшая — Анастасия — за короля Венгрии. Любимую дочь Анну ждал брак с самым достойным человеком.

Но к ней посватался французский король Генрих І, пятидесятилетний старик со скверным характером. Первое сватанье не принесло результата. Конечно, Ярослав Мудрый не хочет отдавать за Генриха свою любимую дочь. Отец прочит ей в мужья более блестящую кандидатуру — третьего цесаря римской империи. Однако обстоятельства складываются иначе.

Цесарь внезапно отказывается от женитьбы, а Генрих оказался настойчив и не стыдится прислать сватов во второй раз. Ведь для укрепления шаткого положения на французском престоле ему срочно нужна жена. Скрепя сердце, Ярослав вынужден дать согласие на брак.

В начале XI века Европа раздроблена на мелкие государства, ослабленные междоусобными войнами. На востоке только одно сильное государство с единой властью – Киевская Русь. Породниться с таким соседом хотят многие государи Европы. В том числе, и Франция — в то время небольшая страна. В Париже в ХІ веке обитает всего 15 тысяч человек. Киев населяет — более 50.

Король Франции Генрих І — пятидесятилетний потерявший свою силу человек. Еще немного и его свергнут с престола. Сделать это может, в частности, очень сильный и коварный противник — граф Рауль де Валуа.

Если король немедленно не женится и не обзаведется наследниками, его ждет дворцовый переворот и узурпация власти. Генриху нужна королева, которая родит ему мальчика. Неужели рядом не нашлось достойной кандидатуры и королю пришлось обращаться к князю Ярославу, находившемуся за 2000 км от Франции?

Во-первых, претендентка обязательно должна быть принцессой. Во-вторых, все европейские невесты того времени приходились Генриху родственницами: племянницами, кузинами, тетками, так или иначе связанными с ним генетическими узами. Они не подходили на роль жены. Нужна была женщина, не состоявшая в родстве с европейскими монархами. И в то же время знатная, умная и достойная королевской власти. И вот она нашлась.

Об уме и красоте Анны ходили легенды. Она, как умная и благородная девушка могла бы не только родить наследника, но и помочь в управлении государством. Так рассудил Генрих и стал ожидать ее приезда, особо не теша себя надеждами на близкие отношения с русской княжной.

Два месяца добиралась Анна до Франции. По дороге учила французский и мечтала о том, как будет править новой страной, участвовать в светских развлечениях и общаться с образованными людьми, которые обязательно должны встретиться ей в окружении короля. Она везет с собой меха, золото, драгоценности и большое количество книг. Особенно дорожит самой главной для себя книгой – славянским Евангелием. Анна надеется на то, что её жених будет рад такому ценному подарку.

Первая встреча поразила княжну: её встретил угрюмый старик, не отличавшийся ни красотой, ни особым умом. Генрих, по меркам того времени, считался пожилым человеком. Замкнутый, молчаливый, угрюмый.

Красота Анны поразила Генриха, он увидел в ней не только мать своих будущих детей и поддержку Киевской Руси, в случае военного похода, но и прекрасную женщину. Не один король был поражен новой владычицей Франции. Весь Париж восхищен ее красотой, достоинством и умом. Французы полюбили королеву, они назвали её Агнесса рыжая.

Уже на свадебной церемонии в Реймсе Анна проявила твердость и принципиальность, сказав, что присягать на верность Франции сможет только на славянском Евангелии. В этом нет ничего удивительного: она была воспитана в христианской вере. Впоследствии книга осталась в соборе, где произошло венчание, и её стали называть Реймским евангелием, на котором присягали с тех пор все короли Франции. И только Петр І открыл французам тайну того таинственного языка, на котором была написана эта священная книга.

В 1051 году Анна присягнула на верность Франции. Теперь она стала французской королевой. Но нравы этой страны казались ей ужасными. Первым её шокировал муж, который поставил во время церемонии рядом с её подписью крестик.

О, ужас! Французский король Генрих не умеет ни читать, ни писать! Книги, привезенные Анной, оказались ему неинтересны. Ничего удивительного. В список добродетелей французского рыцаря того времени не входила грамотность. Образованными были только представители духовенства. А знающих грамоту женщин вообще не существовало в Париже.

Еще одно ужасное открытие ждало киевскую княжну. Французы не моются! Ополаскивают руки и лицо, а омовение тела считают грехом. Париж был маленьким, грязным городком, в котором не было канализации, водопровода, нечистоты выливали прямо на улицу.

Анна произвела настоящую революцию при французском дворе. На Руси в то время были бани. И тело полагалось держать в такой же чистоте, как и душу. Первое, что подарила Анна французам, привычку мыться. Она впервые ввела в обиход русскую баню, а также — обычную вилку. Ведь при дворе французского короля ели руками.

Постепенно Анна становится человеком, который играет ведущую роль в государственной игре. Она строит храмы, библиотеки, школы. Способствует христианскому просвещению народа. Её подписи отныне стоят рядом с подписями короля на важных государственных указах. Это была женщина с государственным мышлением. Властная и мудрая, она понимала свою роль в управлении страной. Франция стала её государством.

Анна — единственная женщина в Европе, которая переписывалась с Папой римским Николаем ІІ. Для средневековой Франции личные письма понтифика женщине были настоящей сенсацией. И Анна ценила это. Их было всего четыре. В первых трех он её хвалит и поучает. А четвертое — изменит её жизнь. Потому что в нем папа римский заставляет её сделать невозможное.

Но это будет позже. А пока в 1053 году Анна родила королю сына Филиппа. Свою роль матери королевского наследника она выполняла три года подряд, рожала сыновей. Филипп, Роберт и Гуго – законные наследники короля Генриха. Он счастлив, потому что по-настоящему любит эту женщину. Однако со стороны его жены не все так радужно. Влюбленный король стал замечать, что жена оказывает внимание совершенно другому человеку. Его злейшему врагу — Раулю де Валуа.

Юная королева слишком много времени проводит с тем, которого в народе называют дьяволом. Граф Рауль де Валуа — наглый, мужественный, воинственный, целеустремленный человек. Он так похож на её отца Ярослава. Анна всем сердцем полюбила Рауля и увидела за внешней жестокостью трогательного и доброго человека.

Генрих догадывался об их отношениях. Вопреки собственному желанию, Анна становится проклятием для обоих мужчин. Они полные антиподы: один — законный муж, и ему нужно хранить верность, второй — счастливый любовник, с которым невозможно воссоединиться.

После гневного письма папы, в котором Николай ІІ требует от королевы разорвать любые отношения с графом де Валуа, Анна решительно отвергает ухаживания Рауля. И разбивает свое серце.

Но склеить разбитое счастье невозможно. Король Франции в отчаянии, он угасает физически, предчувствуя свою смерть, решает короновать своего семилетнего сына, чтобы сделать Анну настоящей королевой. Хоть так удержать её. В то время быть опекуном и управлять страной могли только мужчины. Генрих нарочно идет против закона и отдает ей всю королевскую власть. Казалось бы, чего еще желать русской княжне. Теперь она может стать единоличной правительницей при своем несовершеннолетнем сыне. Анна могла бы изменить ход истории. Воссоединить Францию с Киевской Русью. Принять важные государственные решения.

Но она отказалась от власти. После смерти мужа от сердечного приступа, Анна управляет Францией только номинально и на расстоянии. В это время королева перебирается в загородную резиденцию короля — имение Санлис, где среди девственных лесов решает построить женский монастырь Мулэн де Санлис. Она много молится, винит себя в неправедной жизни и смерти мужа и хочет искупить свою вину.

Но любовь, однажды поселившаяся в её сердце, никуда не делась. Она разгорелась с новой силой. Однажды во время конной прогулки Рауль де Валуа выкрал свою возлюбленную и привез в свой замок.

Французская королева пропала! Несколько месяцев о ней не было никаких вестей! Когда позже стало известно, что она бросила детей и живет с любовником, Париж взорвался возмущением.

Это был страшный скандал: «Королева Франции оставила детей и тайно обвенчалась с Раулем де Валуа! Он, кажется, тоже любит Анну, но при этом граф де Валуа официально женат. О, эта связь вдвойне порочна!»

За дерзкий поступок общество и церковь дружно осудили Рауля и Анну. Папа римский в бешенстве, написал письмо графу, в котором отлучил его от церкви и приказал Анне вернуться во дворец. Но что значит слово пастора божьего, когда сердцами правит Любовь?

Любовники не выполнили приказание. Несколько лет Анна живет в замке Рауля. За это время она достроила свой монастырь. Пытается руководить государством, даже находясь в таком щекотливом положении. Ее репутация запятнана, но государственное мышление осталось в порядке. Пока сыновья росли, мать управляла Францией на расстоянии. Поэтому впоследствии королеву все-таки простили. Когда она стала близка с Валуа, то больше не могла выбирать власть, она выбрала то, что важнее — любовь.

Вместе они прожили 10 лет. Анна была счастлива. Но однажды она нашла короля мертвым. Он тоже умер от сердечного приступа. После смерти возлюбленного жизнь Анны утратила смысл.

Подпись Анны кирилицей на государственном документе

Постаревшая и одинокая, не нужная больше детям, королева-мать поселилась в Санлисе вдали от всех. Франция вновь стала для неё чужой страной. Анна постепенно утрачивает интерес к государственным делам, не выезжает на свои любимые конные прогулки. В 1075 году была поставлена ею последняя подпись под документами рядом с подписью Филиппа.

А потом … королева исчезла. Где она умерла, неизвестно. Среди мест, где это могло произойти называют Киев, Санлис, Реймс, Париж. Аббатство Санлис было разрушено, на его месте был построен новый замок, чем-то похожий на резиденцию Анны. Но и он частично разрушен. Сегодня в Парижской провинции Монжерон сохранились остатки так называемого русского замка, несколько башенок, увитые плющом стены, ворота, несколько старинных домов, где живут эмигранты из России, Украины, Молдовы и других постсоветских республик бывшего СНГ. Тут есть русская церковь, где отец Никодим ведет службу на славянских языках. Уже после своей смерти русская княжна хранит это место как уголок Руси во Франции.

А в 30-е годы ХХ века она сотворила еще одно чудо: помогла спасти Софиевский собор в Киеве от уничтожения советами. В это время уже был уничтожен Михайловский собор. Советская власть собиралась снести и Софию, построенную Ярославом Мудрым. Тут и вмешалась память о французской королеве. Французы попросили советскую власть не разрушать собор, возведенный отцом королевы Анны. Боясь испортить дипломатические отношения с Францией, собор оставили на месте.

70 лет назад, 8 мая 1949 года, в берлинском Трептов-парке, состоялось торжественное открытие памятника воинам Советской армии, погибшим смертью храбрых при штурме столицы Третьего рейха. «Известия» вспоминают, как это было

В Европе сотни памятников русским солдатам-освободителям - и наполеоновской эпохи, и времен мировых войн. Самый известный и, пожалуй, самый выразительный из них стоит в Берлине, в Трептов-парке.

Он узнаваем с первого взгляда - красноармеец с девочкой на руках, попирающий разбитую свастику - символ побежденного фашизма. Солдат, вынесший главные тяготы Второй мировой и завоевавший мир для Европы. О его подвиге можно говорить высокопарно, но скульптор Евгений Вучетич, видевший войну глазами солдата и офицера, создал непарадный, человечный образ бойца.

В годы Великой Отечественной к монументальному искусству относились с особым вниманием. После освобождения Новгорода в январе 1944 года наши солдаты увидели в древнем детинце осколки памятника «Тысячелетие России». Отступая, гитлеровцы взорвали его. Реставрационные работы начались без промедления - и многофигурную композицию восстановили задолго до Победы, к ноябрю 1944 года. Потому что символы во время войны важны не меньше пушек.

План Ворошилова

Место для воинского захоронения выбрали самое подходящее - старейший общедоступный парк немецкой столицы. В Берлине уже имелся советский воинский мемориал - в Большом Тиргартене. Но самым величественным советским армейским мемориалом, расположенным за пределами нашей страны, стал Трептов-парк.

Идея создания мемориала принадлежала Климу Ворошилову. «Первый красный офицер» знал, что там похоронены тысячи советских воинов, павших в битве за Берлин, и предложил достойно почтить память героев последних сражений великой войны.

Впрочем, первоначально встать на постамент должен был не простой солдат, а лично Иосиф Сталин. Генералиссимус возвышался бы над Берлином с глобусом в руках - символом спасенного мира. Примерно так будущий мемориал видел и скульптор Евгений Вучетич в 1946 году, когда военный совет группы советских оккупационных войск в Германии объявил конкурс на проект берлинского монумента воинам-освободителям.

Вучетич и сам был солдатом. Не тыловым, самым настоящим. Из последнего боя его вынесли полуживым. На всю жизнь из-за последствий контузии у него изменилась речь. Всю жизнь после этого он запечатлевал в камне и бронзе память героев Великой Отечественной. Вучетича иногда упрекали в гигантомании. Он действительно мыслил масштабно, хотя знал толк и в камерной скульптуре. Скульптор понимал Великую Отечественную как противостояние вселенского размаха - и за несколько десятилетий создал монументальный эпос нашего времени. Он служил памяти о фронтовом подвиге с таким же самозабвением, с каким древние иконописцы служили Богу, а художники эпохи Возрождения - идее величия человека.

Вучетич взялся за дело после беседы с Ворошиловым. Но «сталиноцентричная» концепция памятника его не окрыляла.

Я испытывал неудовлетворенность. Надо искать другое решение. И тут я вспомнил советских воинов, которые в дни штурма Берлина выносили из зоны огня немецких детей. Метнулся в Берлин, побывал в гостях у солдат, встречался с героями, сделал зарисовки и сотни фотографий - и вызрело новое, свое решение, - вспоминал скульптор.

Вучетич не был противником Сталина. Но как истинный художник он боялся подпасть под ярмо шаблона. Сердцем Вучетич понимал, что главный герой войны - это все-таки солдат, один из миллионов павших и выживших, прошедших от Сталинграда и Москвы до Праги и Берлина. Израненный, похороненный на чужбине, но непобежденный.

Как выяснилось, понимал это и Сталин. Но главными авторами памятника стали сами бойцы, герои последних сражений.

Разрубившие цепи

У советских бойцов имелось немало оснований для мести. Но мало кто из них доходил до слепого мщения - и наказание для таких было суровым. Памятник должен был показать: советский солдат дошел до Берлина не для того, чтобы поставить Германию на колени и поработить немецкий народ. У него другая цель - уничтожить нацизм и завершить войну.

30 апреля 1945 года гвардии сержант Николай Масалов в разгар боя на берегу Ландвер-канала услыхал детский крик.

«Под мостом я увидел трехлетнюю девочку, сидевшую возле убитой матери. У малышки были светлые, чуть курчавившиеся у лба волосы. Она всё теребила мать за поясок и звала: «Муттер, муттер!» Раздумывать тут некогда. Я девочку в охапку - и обратно. А она как заголосит! Я ее на ходу и так, и эдак уговариваю: помолчи, мол, а то откроешь меня.

Тут и впрямь фашисты начали палить. Спасибо нашим - выручили, открыли огонь со всех стволов», - рассказывал Масалов. Он выжил, получил за подвиги в берлинских боях орден Славы III степени. О его героизме написал в мемуарах маршал Василий Чуйков. Сержант познакомился с Вучетичем, тот даже делал с него зарисовки.

Но Масалов был не одинок. Схожий подвиг совершил минчанин Трифон Андреевич Лукьянович. Его жена и дочери погибли под немецкими бомбами. Отец, мать и сестра были казнены оккупантами за связь с партизанами. Лукьянович сражался в Сталинграде, не раз был ранен, его признавали непригодным к армейской службе, но сержант всеми правдами и неправдами возвращался на фронт. В конце апреля 1945 года он участвовал в сражениях в западной части Берлина - на Эйзенштрассе, неподалеку от Трептов-парка. Во время боя услышал плач ребенка и бросился через дорогу, в сторону разрушенного дома.

Писатель, военкор «Правды» Борис Полевой - свидетель подвига - вспоминал: «Потом мы увидели его с ребенком на руках. Он сидел под защитой обломков стены, обдумывая, как же ему дальше быть. Потом прилег и, держа ребенка, двинулся назад. Но сейчас двигаться по-пластунски ему было тяжело. Ноша мешала ползти на локтях. Он то и дело ложился на асфальт и затихал, но, отдохнув, двигался дальше. Теперь он был близко, и видно было, что он весь в поту, волосы, намокши, лезут в глаза, и он не может их даже отбросить, ведь обе руки заняты».

И тут пуля немецкого снайпера остановила его путь. Девочка вцепилась в мокрую от пота гимнастерку. Лукьянович успел передать ее в надежные руки товарищей. Девочка выжила и на всю жизнь запомнила своего спасителя. А Трифон Андреевич умер через несколько дней. Пуля перебила артерию, ранение оказалось смертельным.

И таких подвигов в боях за Берлин было немало! Словами Твардовского, «парень в этом роде в каждой роте есть всегда, да и в каждом взводе». Где бы ни шли бои, каждый из них защищал Родину. И - человечность, которую пытались искоренить в «тысячелетнем рейхе».

Вучетич знал и о Масалове, и о Лукьяновиче. Он создал обобщенный образ солдата, спасающего ребенка. Солдата, защитившего и свою страну, и будущее Германии.

В наше время, когда на Западе, а иногда и у нас, тиражируются легенды о «зверствах советских оккупантов» в Германии, помнить об этих подвигах втройне важно. Стыдно, что мы уступаем позиции фальсификаторам, - и голос исторической правды в столь политизированном контексте звучит всё тише.

Напомнить о подвиге, о человеколюбии тех, кто сражался за Берлин, могли бы кинематографисты. Только понадобятся не только талант и такт, но и тонкое понимание того времени, того поколения. Чтобы гимнастерки выглядели не как на показе мод, а в глазах была и боль, и слава той войны. Чтобы получилось полноценное художественное воплощение подвига.

70 лет назад это удалось Вучетичу и его постоянному соавтору московскому архитектору Якову Белопольскому. Вместе они работали и над памятником генералу Михаилу Ефремову в Вязьме, и над знаменитыми сталинградскими монументами. Работать с такой своенравной артистической натурой, как Вучетич, было непросто, но их дуэт скульптора и архитектора оказался одним из самых плодотворных в нашем искусстве.

А после смерти Вучетича вместе со скульптором Львом Головницким он создал в Магнитогорске исполинский памятник «Тыл - фронту». Уральский рабочий передает воину огромный меч - меч Победы.

Потом этот меч подхватит Родина-мать, поведшая за собой воинов в Сталинграде, а в Берлине его устало опустит солдат-освободитель. Так получился богатырский триптих Великой Отечественной, объединенный образом меча Победы. Открыли этот памятник в 1979 году, у него тоже юбилей - 40 лет. Именно тогда замысел Вучетича воплотился до конца.

Такой памятник нам и нужен…

В работе над солдатом из Трептов-парка Вучетич нашел свой стиль - на скрещении окопного реализма и высокого символизма. Но на первых порах он предполагал, что этот памятник будет установлен где-то на задворках парка, а в центре композиции встанет грандиозная фигура генералиссимуса.

На конкурсе было представлено около 30 проектов. Вучетич предложил две композиции: вождя народов с глобусом, который символизировал «мир спасенный», и солдата с девочкой, которого воспринимали как запасной, дополнительный вариант.

Во многих пересказах можно найти этот сюжет. Попыхивая трубкой, Сталин подходит к статуе и спрашивает скульптора: «А вам не надоел этот, с усами?» А потом присматривается к макету «Солдата-освободителя» и неожиданно произносит: «Вот такой памятник нам и нужен!»

Это, пожалуй, из разряда «дней минувших анекдотов». Достоверность этого диалога сомнительна. Бесспорно одно: Сталин не захотел, чтобы его бронзовое изваяние возвышалось над мемориальным кладбищем, и понял, что солдат «с девочкой спасенной на руках» - это образ на все времена, который будет вызывать и сочувствие, и гордость.

Генералиссимус внес в первоначальный «солдатский» проект лишь одну серьезную редакторскую правку. У Вучетича солдат, как положено, был вооружен автоматом. Сталин предложил заменить эту деталь на меч. То есть предложил дополнить реалистический памятник былинной символикой. Спорить с вождем было не принято, да и невозможно. Но Сталин как будто угадал намерения самого скульптора. Его привлекали образы русских витязей. Огромный меч - простой, но емкий символ, вызывающий ассоциации с далеким прошлым, с самой сутью истории.

Чтобы помнили

Строили монумент всем миром - вместе с немцами, под руководством военных инженеров Красной армии. Но не хватало гранита, мрамора. Куски драгоценного строительного материала находили среди берлинских развалин. Дело заспорилось, когда удалось обнаружить секретный склад гранита, предназначавшегося для памятника победе над Россией, о котором мечтал Гитлер. На этот склад свозили камень со всей Европы.

В 1949 году согласия среди недавних союзников по «большой тройке» и в помине не было. Германия стала ареной холодной войны. 8 мая, накануне Дня Победы, в Берлине звучали праздничные салюты. В тот день и был открыт мемориал в Трептов-парке. Не только для советских солдат, но и для всех немецких антифашистов это было настоящее торжество.

Дело не только в наглядном торжестве над бесчеловечной идеологией, не только в политическом присутствии Советского Союза в Германии. Дело еще и в эстетике. Многие признавали, что этот памятник - один из красивейших в Берлине. Его силуэт эффектно возвышается на фоне берлинского неба, а парковый ландшафт усиливает впечатление от ансамбля.

Военный комендант Берлина генерал Александр Котиков произнес речь, которую перепечатали едва ли не все коммунистические газеты мира: «Этот памятник в центре Европы, в Берлине, будет постоянно напоминать народам мира, когда, как и какой ценой была завоевана Победа, спасение нашего Отечества, спасение жизней настоящих и грядущих поколений человечества». Котиков имел к памятнику прямое отношение: его дочь Светлана, будущая актриса, позировала скульптору в образе немецкой девочки.

Вучетич создал траурную, но в то же время жизнеутверждающую симфонию из камня и бронзы. По пути к «Солдату» мы видим приспущенные гранитные знамена, скульптуры коленопреклоненных бойцов и скорбящей матери. Рядом со статуями растут русские плакучие березы. В центре этого ансамбля - могильный курган, на кургане - пантеон, а из него вырастает памятник солдату. Надписи по-русски и по-немецки: «Вечная слава воинам Советской армии, отдавшим свою жизнь в борьбе за освобождение человечества».

Оформление Зала памяти, открытого над курганом, задало тон многим музеям Великой Отечественной - вплоть до комплекса на Поклонной горе. Мозаика - процессия скорбящих, орден Победы на плафоне, книга памяти в золотом ларце, хранящая имена всех погибших в битве за Берлин, - всё это свято хранится вот уже 70 лет. Не стирают немцы и цитаты Сталина, которых в Трептов-парке немало. На стенах Зала памяти начертано: «Ныне все признают, что советский народ своей самоотверженной борьбой спас цивилизацию Европы от фашистских погромщиков. В этом великая заслуга советского народа перед историей человечества».

Макет легендарной скульптуры в наше время стоит в городе Серпухове, его уменьшенные копии - в Верее, Твери и Советске. Облик солдата-освободителя можно увидеть на медалях и монетах, на плакатах и почтовых марках. Он узнаваем, он по-прежнему вызывает эмоции.

Этот памятник остается символом Победы. Он - как часовой завоеванного мира - напоминает нам о жертвах и героях войны, которая в нашей стране затронула каждую семью. Трептов-парк дает нам надежду, что память о героях Великой Отечественной принадлежит не только нашей стране.

Арсений Замостьянов

Анна Ярославна, известная ещё как Анна Киевская и Агнесса Русская - дочь великого князя , ставшая королевой Франции.

Это одна из самых известных русских женщин на Западе

Ранние годы

О дочерях Ярослава, в том числе и об Анне, в русских источниках ничего не написано. Поэтому можно только предполагать, каковы были её детство и юность. Родилась она в 1024г или 1032 году.

Представляется вероятным, что она получила хорошее образование, поскольку сам Ярослав, образованный правитель - писатель и философ - стремился дать отличное образование и своим детям.

Судя по всему, Анна Ярославна могла не только читать и писать, но по крайней мере знала латынь и греческий. Матерью Анны была Ингигерда - шведская принцесса, происходившая из племени ободритов - полабских славян.

Некоторое время считалось, что дочерей Ярослава, в том числе Анну, изображает одна из фресок Софийского собора в Киеве. Однако впоследствии это предположение было оспорено, поскольку расположение предполагаемых дочерей не соответствует византийскому иконописному канону.

Королева Франции

Свадьбу с французским королём Генрихом I Анна сыграла, предположительно, в 1051 году. Причин, по которым король заинтересовался «русской принцессой», было несколько:

  • Главная причина - это, конечно же, красота и обаяние Анны, слухи о которых ходили по всей Европе.
  • Другой причиной считается политическая. Ярослав Мудрый планировал большую войну с Византией и для этого пытался заручиться поддержкой других европейских стран. Вначале он обращался к германскому императору, обещая выдать за него свою дочь, но успеха в этом деле не добился и переключился на союз с Венгрией и Венгрией; а венгерский король, друживший с Францией, склонил и Ярослава к попытке сблизиться с Генрихом.

Как бы то ни было, в назначенное время в Киев прибыли два посольства из Франции: первое было предварительным, а второе - итоговым, когда посланники Генриха приехали за невестой. Впрочем, некоторые историки отрицают наличие двух посольств и говорят об одной, но сильно затянувшейся миссии.

Став королевой, Анна родила мужу нескольких сыновей. Первого сына - Филиппа в 1052 году. Поначалу она принимала активное участие в управлении страной, но после 1054 года отошла от дел: в документах этих лет её имя почти не упоминается.

Позднее, когда Генрих сам отошёл от управления, супруга снова начала проявлять активность. Сохранилось письмо папы римского Николая II, написанное Анне. В нём автор восхищается силой и мужественностью королевы, прославляет её моральные качества. Письмо считается подлинным, однако некоторые историки считают его автором не папу, а Петра Дамиани - кардинала и «учителя церкви», католического святого.

Если это так, то смысл текста иронический: автор ненавязчиво советует Анне быть скромнее и не принимать решений, твёрдость которых не соответствовала поведению женщины. Касательно личных отношений Генриха и Анны нельзя сказать что-то определённое. Понятно, что брак с русской княжной не принёс королю ожидаемых территориальных приобретений, однако Ярослав компенсировал это богатыми дарами - деньгами и драгоценностями.

Среди них был гиацинт - редкий камень необычной красоты, который затем внук Анны король Людовик VI пожертвовал монастырю Сен-Дени. Можно предполагать, что после 1054 года Генрих разочаровался в браке с русской княжной.

Второй брак

Когда Генрих умер, королева вышла замуж вторично - за графа Рауля де Крепи. Это был весьма знатный человек и богатый землевладелец. Однако брак вызвал скандал, одна из причин которого была в том, что перед этим Рауль не развёлся со своей прежней женой; также он был родственником Генриха, что тоже считалось недопустимым для брака.

В итоге Рауль и Анна были отлучены от королевского двора и с тех пор жили в провинции. Только через девять лет Рауль был «помилован» и возвращён ко двору, поскольку королю Филиппу требовались союзники для планировавшейся военной кампании.

Филипп

Так или иначе, королева Анна произвела на Францию определённое культурное влияние. Одним из них стало распространение греко-византийского имени Филипп, которым она окрестила одного из своих сыновей. До этого данное имя не было принято в западных (будущих католических) странах. Имя Филипп быстро стало популярным во Франции, а вскоре и во всей Европе.

Реймсское Евангелие

В городе Реймсе в знаменитом местном соборе хранится пергаментная рукопись, написанная на церковнославянском языке. Первая часть, более древняя, написана кириллицей, а вторая, относящаяся к XIV веку, - глаголицей. Много столетий на этом «Евангелии» присягали французские короли. Считалось, что кириллическая часть памятника была привезена во Францию Анной Ярославной. Однако некоторые учёные считают, что этот текст возник значительно позже, притом на Балканах, а во Францию попал через Чехию.

Умерла Анна в период с 1075 по 1078 год, точная дата не известна.

АННА ЯРОСЛАВНА (около 1024 – не ранее 1075) – дочь в. кн. киевского Ярослава Мудрого, жена (1049–1060) французского короля Генриха I, правительница Франции на правах регентства при малолетнем сыне, короле Филиппе I.

Получившая в детстве хорошее воспитание и образование при киевском княжем дворе, к юности она уже знала греческий и латынь, знала азы врачевания. По свидетельству французских хроник, «золотоволосая» дочь могущественного киевского правителя славилась красотой. В 1044 прослышавший об этом овдовевший французский король Генрих I (сын короля Роберта II Благочестивого (996–1031), считавшегося ученым-богословом) послал первое свадебное посольство в далекую Русь. Он получил отказ. Возможно, в то время Ярослав надеялся с помощью аналогичного брачного союза закрепить отношения с Германией.

Однако бездетному Генриху I был необходим наследник. Зная о молодости и красоте русской княжны он послал в 1049 для новых переговоров шалонского епископа Роже. Тот привез в подарок русскому князю боевые мечи, заморские сукна, драгоценные серебряные чаши и добился согласия. Помимо него, в посольстве присутствовал епископ города Мо, богослов Готье Савейер, который стал впоследствии учителем и духовником Анны.

14 мая 1049 Анна прибыла во Францию в Реймс, где традиционно проводились коронации в церкви Святого Креста, привезя туда из Киева собственное Евангелие.

В этом поступке проявилась настойчивость будущей королевы: она отказалась присягать при возложении на ее голову золотой французской короны на латинской Библии и принесла клятву на славянской церковной рукописи.

Париж Анна не сочла красивым городом. «В какую варварскую страну ты меня послал, – писала она отцу в родной Киев. – Здесь жилища мрачны, церкви безобразны, а нравы ужасны». Однако ей было суждено стать королевой именно этой страны, где даже королевские придворные были неграмотными.


В 1053 Анна родила долгожданного наследника, Филиппа (это имя стало с тех пор королевским именем во Франции). Следом ею были рождены Роберт (умер во младенчестве) и Гуго (ставший Гуго Великим, графом Верманду). Дети получили под надзором матери хорошее домашнее воспитание, и Филипп стал впоследствии одним из образованнейших правителей своего времени.

Между тем, Анна стала по сути соправительницей мужа, Генриха I. Об этом говорят документы, скрепленные двумя подписями – короля и королевы. На государственных актах, на грамотах, дарующих льготы или жалующих вотчины монастырям и церквям, можно прочитать: «С согласия супруги моей Анны», «В присутствии королевы Анны».

«Слух о ваших добродетелях, восхитительная дева, дошел до наших ушей. И с великою радостию слышим мы, что вы выполняете свои обязанности в этом очень христианском государстве с похвальным рвением и замечательным умом» – писал ей римский папа Николай II.

Когда в 1060 Генрих I умер, по его завещанию, Анна стала регентшей при малолетнем сыне короле Филиппе I, поселилась в Санлисе, небольшом замке близ Парижа, где основала костел и женский монастырь.

Позже, при реконструкции костела на нем было воздвигнуто лепное изображение Анны Ярославны в полный рост с моделью воздвигнутого ею храма в руке: «Анна Русская, королева Франции, воздвигла этот собор в 1060».

В 1062 один из потомков Карла Великого, граф Рауль Крепи де Валуа, влюбился в королеву и «похитил ее, когда она охотилась в Санлисском лесу, увезя в свой замок как простую смертную». Местный священник в поместье графа обвенчал их.

Однако Рауль был женат, и его жена Алинора пожаловалась римскому папе Александру II на неблаговидное поведение мужа. Тот объявил брак недействительным, но знатные молодожены пренебрегли этим.

Есть и иная версия: граф развелся с Алиной, уличив жену в неверности после чего обвенчался с Анной. Так или иначе, Анна продолжала жить с Раулем в укрепленном замке Мондидье и в то же время управлять Францией вместе с сыном-королем.

От этого времени сохранились хартии с подписями «Филипп и королева, мать его», «Анна, мать короля Филиппа». Примечательно, что Анна подписывалась все так же, кириллицей, реже – латинскими буквами.

В 1074 умер второй муж Анны, и она вновь вернулась ко двору, к государственным делам. Сын окружил мать вниманием. Младший ее сын женился на дочери графа Вермандуа.

Женитьба помогла ему узаконить захват земель графа. Анне Ярославне жилось тоскливо: за прошедшие годы ушли из жизни оставленные в Киеве отец и мать, многие братья, умер епископ Готье. Последняя подписанная ею грамота относится к 1075.

Выбитая у подножия ее статуи в Санлиссе строка «Анна возвратилась на землю своих предков» дала основания историкам свидетельства ее попыток вернуться на Русь. По иным данным, Анна никуда не уезжала и дожила свой век при дворе сына Филиппа.

По словам Н.К.Карамзина, «честолюбие, узы семейственные, привычка и вера католическая, ею принятая, удерживали сию королеву во Франции».