Образовательный портал - Kurokt

Решу егэ русский язык 7 задание. Алгоритмы выполнения заданий егэ по русскому языку. Нарушение однородности понятий

1. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А)Читая текст, возникает такое приятное чувство. 1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.
Б) Те, кто увлечённо работает в какой бы то ни было области знаний, тянется к новаторству
В)Узкая дорожка была покрыта проваливающимсяснегом под ногами
Г) Семён был уволен согласно приказа.
Д) Игрок, который играет в команде «Зенита», получил замечание судьи.
А Б В Г Д

2. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом.
Б) Проблемы экономики и бизнеса были в центре внимания ведущего телепередачи «Деловой Москвы». 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) Дима признался, что я сегодня не готов к уроку 3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г) Те, кто согласились с этим решением, об этом пожалели. 4) ошибка в построении предложения с однородными членами
Д). Подростки редко прислушиваются и выполняют советы старших. 5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7) неправильное построение предложения с косвенной речью

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В Г Д

3. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца

А)Мы любим и гордимся нашими боксёрами. 1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Б)Те, кто отстал, не терял надежды догнать передовой отряд 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В)Благодаря доброты и взаимопонимания родителей в семье всегда царили мир и согласие. 3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.
Г)Лучшие из русских народных сказок, переведённые на все языки мира, стали добрыми спутниками детей в разных странах 4) ошибка в построении предложения с однородными членами
Д) Студент сказал, что я ещё не подготовился к ответу. 5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7) неправильное построение предложения с косвенной речью

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В Г Д

4. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца

А)Кто бы ни изучали биографию А.С.Пушкина, все знали о необычайном расцвете его поэтического таланта в осеннюю пору. 1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Б)По приезду в Петербург экскурсанты сразу же отправились в Русский Музей. 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) Метеоролог заявил, что я затрудняюсь дать точный прогноз погоды на завтра. 3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г)В автобиографической трилогии Л.Толстого “Детстве”, “Отрочестве”, “Юности” главным героем стал Николенька Иртеньев. 4) ошибка в построении предложения с однородными членами
Д) Зрители телепередачи ожидали и надеялись на встречу с известным поэтом. 5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7) неправильное построение предложения с косвенной речью

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В Г Д

5. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца

А) Те, кто бывали летом в лесу, ощущали на себе его благотворное влияние 1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Б) В одном из старинных домов, сохранившимися в центре Москвы, бывали знаменитые русские поэты и писатели, композиторы и художники. 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) В пьесе Н.В. Гоголя “Ревизоре” есть целый ряд персонажей, чьи фамилии стали нарицательными. 3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г) Прочитав пьесу, многое для меня осталось непонятным. 4) ошибка в построении предложения с однородными членами
Д) Пугачев сказал, что я проучу Швабрина. 5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7) неправильное построение предложения с косвенной речью

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В Г Д

6.Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца

А)Увидев красный сигнал светофора, машина была остановлена.
Б) Автор сказал, что яне согласен с мнением рецензента.
В) На встречу с писателем пришли те, кто любят современный детектив. 3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г)Страна любила и гордиласьспортсменом. 4) ошибка в построении предложения с однородными членами
Д) Мы заинтересовались книгами, привезённых из типографии.
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В Г Д

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца

А) Нужно верить и ждать чуда. 1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Б) По окончанию лекции у студентов всегда есть возможность задать вопросы преподавателю. 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) Студент утверждал, что я это знаю. 3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г) Живущие родственники в Сибири гостили у нас. 4) ошибка в построении предложения с однородными членами
Д) Журнал «Работницу» мы выписываем регулярно. 5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7) неправильное построение предложения с косвенной речью

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В Г Д

8.Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца

А) Плохая погода препятствует и затягивает уборку урожая. 1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Б) Прищурив глаза, мама кажется крошечной. 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) Не каждый может сказать, что моя жизнь счастливая. 3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г). Благодаря доброту и взаимопонимания родителей в семье всегда царили мир и согласие. 4) ошибка в построении предложения с однородными членами
Д). Он видит лицо сына, внимательно прислушивающимся к разговору. 5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7) неправильное построение предложения с косвенной речью

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В Г Д

9.Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца

А) По приезду в Петербург экскурсанты сразу же отправились в Русский Музей. 1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Б) Люди не видят и проходят мимо своего будущего. 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) Осуждая своих современников, М.Ю.Лермонтов пишет, что «печально я гляжу на наше поколенье». 3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г) В журнале «Неве» напечатана рецензия. 4) ошибка в построении предложения с однородными членами
Д) Питаясь правильно, язва заживает быстро. 5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7) неправильное построение предложения с косвенной речью

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В Г Д

10.Установите соответствие между предложениями и допущенными в них
грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите
соответствующую позицию из второго столбца

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В Г Д

Ответы:

А Б В Г Д
1 5 2 4 1 3
2 6 3 7 2 4
3 4 2 1 6 7
4 2 1 7 3 4
5 2 6 3 5 7
6 5 7 2 4 6
7 4 1 7 6 3
8 4 5 7 1 6
9 1 4 7 3 5
10 1 4 5 3 6

Наверное, это самое «неприятное»задание: здесь надо многое учить наизусть. Поступайте, как с заданием 4: отрабатывайте те моменты, в которых сомневаетесь, постепенно сужайте круг ошибок. Утешайте себя тем, что на экзамене вам дадут не десятки, а всего 5 слов.

Задание 7

Формулировка задания

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы

слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

НЕЛЕПЕЙШИЙ наряд

за СЕМЬЮ замками

пачка МАКАРОНОВ

в ДВУХТЫСЯЧНОМ году

ВКУСНЕЕ торта

Разнообразие грамматических ошибок, связанных с образованием формы слова, велико. Конкретных правил образования форм слов различных частей речи не существует, это вопрос сложившейся в языке практики. В работе над заданием 7 вам поможет память, речевой слух, терпение.

Мы предлагаем вам списки слов, сгруппированных по частям речи. Таблицы составлены так, чтобы все-таки облЕгчить вам запоминание. Читайте вслух правильные варианты и запоминайте. Следите за своей речью. Здесь, как и с заданием 4 по орфоэпии, важно неоднократное обращение к грамматическим нормам, привыкание к ним, и через некоторое время правильное образование слов не будет вызывать у вас затруднений.

Существительные в именительном падеже

Именительный падеж множественного числа с окончанием -Ы -И Именительный падеж множественного числа с окончанием -А -Я
Бухгалтеры Адреса
Возрасты Векселя
Выговоры Вороха
Диспетчеры Директора
Договоры Доктора
Инженеры Катера
Инструкторы Кителя
Компрессоры Кузова
Конструкторы Купола
Контейнеры Н едра
Лекари Окорока
Месяцы Округа
Плееры Повара
Полисы Погреба
Порты Профессора
Почерки Пояса
Пудели Сорта
ректоры Стога
Слесари Сторожа
Слоги Тополя
Снайперы Хутора
Столяры Штемпеля
Табели Якоря
Токари
Торты
Тренеры
Флигели
Фронты
Шофёры

Запоминаем пары:

Корпусы (туловища) – корпуса (здания)

Лагери (политические) – лагеря (туристические)

Мужи (государственные) – мужья (в семьях)

Зубы (у человека) – зубья (у пилы)

Пропуски (пробелы) – пропуска (документы)

Образы (литературные) – образа (иконы)

Ордены (рыцарские) – ордена (награды)

Тоны (звуки) – тона (оттенки цвета)

Курица – куры

Полено – поленья

Судно – суда

Существительные в родительном падеже (Подставляем слово МНОГО)

Фрукты и овощи:

Одежда и обувь:

Бахил Гольфов
Ботинок Джинсов
Бутс Лампасов
Валенок Носков
Гетр
Кроссовок
Мокасин
Панталон
Погон
Сапог
Тапок
Туфель
Чулок
Шаровар
Шорт
Эполет

Национальности:

Армян Монголов
Башкир Таджиков
Болгар Хорватов
Бурят Якутов
Грузин
Лезгин
Осетин
Румын
Татар
Турок
Туркмен
Цыган

Группы людей по роду деятельности:

Единицы измерения:

Учим, учим, учим:

Окончание ОВ, ЕВ

Нет окончания ОВ, ЕВ

Бронхов Гнездовий
Георгинов Запястий
Заморозков Копий
Консервов Кушаний
Нервов Ожерелий
Рельсов Оладий
Верховьев Печений
Кореньев Побережий
Комментариев Поверий
Лохмотьев Подземелий
Низовьев Ружей
Платьев Сидений
Подмастерьев Солений
Устьев Ущелий
Хлопьев Угодий
Увечий

Окончание ЕЙ

Нулевое окончание

Будней Басен
Гантелей Брызг
Кеглей Вафель
Ладоней Дел
ПростынЕй (простЫнь) Кочерёг
Распрей Кухонь
СкатертЕй Макарон
Чукчей Манжет
Яслей Нянь
ПЕтель
Сабель
Серёг
Сплетен
Сумерек
Цапель
Шпрот

Род имен существительных

Мужской, средний род Женский род
Рояля, роялем Антресолью
Рельса, рельсом Бандеролью
Тюля, тюлем Виолончелью
Шампуня, шампунем Мозолью
Повидла, повидлом Кроссовку, кроссовкой
Плацкарту, плацкартой
Тапку, тапкой
ТУфлю, тУфлей

Сравнительная и превосходная степень прилагательных и наречий

Внимание! Нельзя смешивать простую и составную форму. Более красивее, самый красивейший, наиболее тончайший – это грамматическая ошибка.

Склоняем числительные

40, 90, 100

Р. П. Д. п. Т. п. П. п.

Сорок, девяносто, сто Сорока, девяноста, ста

50, 60, 70, 80

Р. П. «нет»

Д. п. «дать»

Т. п. «горжусь»

П. п. «думаю о»

пятидесяти пятидесяти пятьюдесятью пятидесяти
шестидесяти шестидесяти шестьюдесятью шестидесяти
семидесяти семидесяти семьюдесятью семидесяти
восьмидесяти восьмидесяти восемьюдесятью и восьмьюдесятью восьмидесяти

Здесь вызывает трудность творительный падеж. При склонении разделите числительное на две части и произнесите отдельно: восемью домами, десятью домами.

200, 300, 400 и 500, 600, 700, 800, 900

При склонении этих числительных разделите их на две части и вместо слова сот подставляйте нога. Их окончания совпадут: двух ног – двухсот; пятью ногами – пятьюстами.

двухсот двумстам двумястами О двухстах
трехсот тремстам тремястами О трехстах
четырехсот четыремстам четырьмястами О четырехстах
Пятисот Пятистам Пятьюстами Пятистах
Шестисот Шестистам Шестьюстами Шестистах
Семисот Семистам Семьюстами Семистах
Восьмисот Восьмистам Восемьюстами Восьмистах
Девятисот Девятистам Девятьюстами Девятистах

Различия в склонении составных количественных и порядковых числительных

У составных количественных числительных склоняется каждое слово, а у порядковых – только последнее. Сравните:

Нет двух тысяч пятисот сорока двух слов – нет две тысячи пятьсот сорокового чемодана;

Двумя тысячами пятьюстами сорока словами – две тысячи пятьсот сороковым чемоданом.

Порядковые числительные, заканчивающиеся на -сотый, -тысячный, миллионный, -миллиардный , пишутся в одно слово. Они похожи на сложные прилагательные: первая часть в таких словах стоит а родительном падеже. Сравните: трехсотого – трехголового; трехсотым – трехголовым; о четырехтысячном – о четырехметровом .

Полтора, полторы, полтораста

Собирательные числительные (двое, трое, четверо и т. д.) употребляются

1) с именами существительными, называющими лиц мужского пола, словами дети, люди, ребята: двое друзей, трое братьев;

2) с существительными, называющими детенышей животных: семеро козлят;

3) с существительными, имеющими форму только множественного числа: четверо, ножниц, трое брюк.

Оба (обоих, обоими, обоим) употребляется с существительными мужского и среднего рода: оба брата, обоих сердец .

Обе (обеих, обеими, обеим) употребляется с существительными женского рода: обе сестры, по обеим сторонам .

Местоимения

1. В русском языке не употребляются ихний, ихняя, ихние и т. п. Надо использовать его, её, их .

2. После предлогов у личных местоимений появляется буква Н: с ней, без него, для них.

Глаголы

  1. 1. Повелительное наклонение
лечь ляг лягте
ехать поезжай поезжайте
разъехаться разъезжайся разъезжайтесь
ездить езди ездите
положить положи положите
трогать трогай трогайте
махать маши машите
класть клади кладите
бежать беги бегите
высыпать высыпи высыпите
прополоскать прополощи прополощите
  1. 2. Спряжение глаголов
ездить езжу ездит ездят
лазить лажу лазит лазят
махать машу машет машут
жечь жгу Жжёт, жжёшь жгут
испечь испеку испечёт испекут
стеречь стерегу стережёт стерегут

3. Суффикс –СЬ после гласных: встретились (неправильно встретилися ), договорились .

4. «Вежливое слово» - извините (неправильно извиняюсь )

5. По стричься, по скользнуться, по черк, но под черкнуть, на смехаться

6. Выздороветь – выздоровею

обессилеть – обессилею

7. Сохнуть –сох

промокнуть – промок

замерзнуть – замерз

окрепнуть – окреп

Деепричастие

У деепричастий несовершенного вида (что делая?) суффиксы -А, - Я: говоря (неправильно говорив ), скучая (неправильно скучав ).

У деепричастий совершенного вида (что сделав?) суффикс -В, -ВШИ: прочитав, поговорив (неправильно поговоря), обидевшись (не обидясь).

Вернемся к заданию . Проанализируйте каждый ответ, найдите в объяснении ту часть, где встретилось это или подобное слово. (Ошибка: МАКАРОНОВ. Правильно: МАКАРОН.)

Задание 7 ЕГЭ по русскому языку, теория.

Задание 7 ЕГЭ 2018 - это проверка ваших знаний синтаксических норм.

За это задание Вы можете получить 5 баллов . Поэтому его правильное выполнение очень важно. Это одно из самых объемных сложных заданий ЕГЭ.

Итак, в демоверсии это задание сформулировано следующим образом:

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

В) ошибка в построении предложения с однородными членами

Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

1) Путники невольно залюбовались появившейся радугой на небе после дождя.

2) Картину И.И. Шишкина «Корабельную рощу» считают одной из самых величественных по замыслу картин художника.

3) Все, кто бывал в небольших городах Италии, видел каменные мосты, заросшие плющом, обветшалые старинные мраморные фасады зданий, мерцание позолоченных куполов.

4) В журнале «Этнографическое обозрение» Д.Н. Ушаков не только опубликовал ряд статей об обычаях, но и о поверьях русских крестьян.

5) Научившись 40 тысяч лет назад добывать огонь, развитие человечества заметно ускорилось.

6) Вопреки мнению скептиков, есть факты, подтверждающие существование внеземных цивилизаций.

7) В.Г. Белинский написал около двадцати статей и рецензий, посвященных творчеству Н.В. Гоголя.

8) Читая древние рукописи, можно узнать много любопытного.

9) Циолковский писал, что основная цель его жизни - продвинуть человечество хоть немного вперёд.

Изменения в ЕГЭ 2018 не затронули 7 задание, поэтому как и в прошлом году к каждой ошибке необходимо подобрать пример.

Сложность задания заключается в том, что вариантов предложений 9, а наименования ошибок всего пять. Это значит, что 4 предложения могут относиться:

1) К другому типу ошибки, не указанному в левом столбце.

2) К предложениям без ошибки (такое тоже встречается).

Помните, что задание 7 - это задание на правильную связь слов между собой, на правильное управление и согласование. Поэтому нужно внимательно следить за тем, чтобы все слова были в необходимом роде, числе, падеже, времени.

Алгоритм выполнения:

1) Для правильного выполнения задания 7, нужно научиться видеть слова маркеры.

2) Как и в других заданиях информация сгруппирована по названиям ошибок. Во-первых, вам необходимо выучить и понимать все термины, встречающиеся в задании. Например, знать, что такое приложение и как оно выглядит. Важно уметь различать причастный и деепричастный обороты, а также знать правильное их построение, находить однородные члены и двойные союзы, находить подлежащее и сказуемое и проверять их на правильность связи, знать глагольное управление, а предложно-падежное управление.

Нарушение построения предложения с несогласованным

приложением

Приложение - это определение, выраженное существительным, название газет, журналов, картин, книг, географических объектов и т.д. Озеро (какое?) Байкал. Определяемое слово (от него задается вопрос к приложению) и приложение дают разные обозначения одного и того же предмета.

Что нужно помнить:

Несогласованное приложение стоит в именительном падеже, независимо от того, в каком падеже определяемое слово (Озеро (И.П.) Байкал (И.П.), озера (Р.П.) Байкал (И.П.), озеру (Д.П.) Байкал (И.П.)

МОЖНО

НЕЛЬЗЯ

Мы встретились, отъехав от города Сочи несколько километров.

В кинофильме «Война и мир» С. Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова.

В «Войне и мире» С. Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова.

Мы встретились, отъехав от города Сочей несколько километров.

В кинофильме «Войне и мире» С. Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова.

Нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Причастие с определяемым словом должно быть согласовано в роде, числе и падеже.

Определяемое слово не должно входить в причастный оборот.

Не должно быть замены действительного причастия на страдательное.

МОЖНО

НЕЛЬЗЯ

1. Мы гордимся нашими футболистами (Т.П.), победившими (Т.П.) английскую команду

2. Оладьи, приготовленные мамой, были необыкновенно вкусны.

3. Задание, выполняемое нами, не вызывает особых затруднений.

1. Мы гордимся нашими футболистами (Т.П.), победивших (Р.П.) английскую команду

2. Приготовленные оладьи мамой были необыкновенно вкусны.

Задание, выполняющееся нами, не вызывает особых затруднений.

Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Деепричастие обозначает дополнительное действие, которое совершает подлежащее. Деепричастие в предложении можно заменить однородным сказуемым. (Улыбаясь, он шел по улице. - Он шел по улице и улыбался).

1. Деепричастный оборот не употребляется, если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам.

2. Деепричастный оборот не употребляется в безличном предложении, если в нём сказуемое выражено не инфинитивом.

3. Деепричастный оборот не употребляется, если сказуемое выражено кратким страдательным причастием.

МОЖНО

НЕЛЬЗЯ

1. Когда я подъезжал к городу, начался сильный ветер.

2. Когда я приехал в Москву, мне стало грустно.

3. Когда я сдал экзамены, меня приняли в вуз.

1. Подъезжая к городу, начался сильный ветер. (ветер не может подъезжать к городу)

2. Приехав в Москву, мне стало грустно.

3. Сдав экзамены, я был принят в вуз (кем-то принят)

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

1. Род сложносокращённых слов определяется по ключевому слову: ООН - Организация Объединённых Наций (организация - главное слово в ж. р.)

2. Сказуемое согласуется с первым (главным) словом сложного существительного.

3. В главной и придаточной частях сложного предложения подлежащее и сказуемое должны быть согласованы в числе: все (те) + сказуемое во мн.ч., кто (тот) + сказуемое в ед.ч.

МОЖНО

НЕЛЬЗЯ

1. ООН объявила о решении вопроса по грузино-осетинскому конфликту.

2.Кресло-качалка отремонтировано.

3.[Все, (кто интересуется театром), знают имя Алексея Бахрушина].

1.ООН объявил о решении вопроса по грузино-осетинскому конфликту.

2. Кресло-качалка отремонтирована.

3. [Все, (кто интересуются театром), знает имя Алексея Бахрушина].

Неправильное построение предложения с косвенной речью

При переводе прямой речи в косвенную местоимения и глаголы в форме 1 лица следует заменить местоимениями и глаголами 3 лица

МОЖНО

НЕЛЬЗЯ

Ошибки в построении предложения с однородными членами

1. Каждый из однородных членов должен быть грамматически соотнесён с общим словом.

2. Каждый из однородных членов должен быть лексически соотнесён с общим словом.

3. Если однородные члены - прилагательные или причастия, они должны быть оба в одной форме (полной или краткой).

4. Если перед однородными членами предполагаются разные предлоги, то их нельзя опускать.

5. Все однородные члены должны стоять в том же падеже, что и

обобщающее слово.

6. Нельзя смешивать родо-видовые понятия в ряду однородных

членов.

7. Нарушен порядок слов при использовании двойных союзов (Как…, так и…
Не только…, но и…
Если не…, то…
Не столько…, сколько…
Не то чтобы…, а….), повторяющихся союзов (то... то; не то... не тои др.).Части таких союзов должны стоять непосредственно рядом с однородными членами!

8. Части двойного союза постоянны, их нельзя заменять другими словами:

не только … но и

если не…, то

как…, так и

МОЖНО

НЕЛЬЗЯ

1. Раскольников придумал (кого? что? В.п.) свою теорию и восхищается (кем? чем? Т.п.) ею.

2. Натянуть тетиву и выстрелить из лука непросто

3. Книги эти интересны (крат.форма) и хорошо иллюстрированы (крат.форма) или

Книги эти интересные (полн. форма) и хорошо иллюстрированные (полн. форма).

4. Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, в скверах.

5. Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков (Р.п.): Гоголя, Тургенева, Толстого (Р.п.).

6. В пакете лежали сок и фрукты: апельсины, бананы.

7. Можно утверждать, что настроение было главным не только для создателя стихотворения, но и для читателей.

8. В Северной Африке мы наблюдали много особенностей как в природе, так и в людских нравах.

1. Раскольников придумал и восхищается своей теорией. (глаголы сочетаются с существительными в разных падежах)

2. Натянуть и выстрелить из лука непросто

3. Книги эти интересны (крат.форма) и хорошо иллюстрированные (полн. форма).

4. Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, скверах.

5. Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков (Р.п.): Гоголь, Тургенев, Толстой (И.п.).

6. В пакете лежали апельсины, сок, бананы, фрукты.

7. Можно утверждать, что настроение было не только главным для создателя стихотворения, но и для читателей.

8. В Северной Африке мы наблюдали много особенностей как в природе, а также и в людских нравах.

(нет союза не только…, а также)

Ошибки при построении сложного предложения

1. Неверное присоединение придаточной части создаёт неоднозначность восприятия смысла предложения. Придаточное определительное должно стоять после того слова, от которого зависит.

2. Придаточное изъяснительное присоединяется к главному с помощью частицы ли, выступающей в роли подчинительного союза, поэтому союз что здесь лишний.

МОЖНО

НЕЛЬЗЯ

1. [В письме говорилось], (что в город, (которым управляет Сквозник -Дмухановский), едет ревизор).

2. Перед дуэлью Печорин любуется природой, а Вернер спрашивает, (написал ли он своё завещание).

1. [В письме говорилось], (что в город едет ревизор), (которым управляет

Сквозник - Дмухановский) (при таком построении предложения создаётся впечатление, что Сквозник-Дмухановский управляет ревизором, а не городом)

2. Перед дуэлью Печорин любуется природой, а Вернер спрашивает, (что написал ли он своё завещание).

Неправильное употребление падежной формы сущ. и мест. с предлогом и без

1. Предлоги СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, БЛАГОДАРЯ, СООБРАЗНО, НАПЕРЕЗ, ПОДОБНО употребляются только с Д. п. (кому? чему?)

Предлог ПО в значении «после чего-либо, в результате чего-либо» употребляется с П. п. (по ком? чём?)

в меру, в силу, в течение, в продолжение, в заключение, по причине, по завершении, наподобие, посредством+ Р.п. существительного.

Если требуются разные предлоги с разными существительными, они должны быть использованы. Пропуск предлогов в таких случаях недопустим.

2. Предлоги в -из, на — с.

МОЖНО

НЕЛЬЗЯ

1. Вопреки (кому? чему? Д.п.) обстоятельствам

благодаря (кому? чему? Д.п.) старанию

По окончании срока

По истечении срока

По прибытии поезда

По приезде

2.в город - из города

1. Вопреки (кого? чего? Р.п.) обстоятельств

благодаря (кого? чего? Р.п.) старания

По окончанию срока

По истечению срока

По прибытию поезда

По приезду

2.с города


Для выполнения задания 7 необходимо знать типичные случаи нарушения синтаксических норм. Материал для расширения речевого опыта систематизирован по темам.

Ошибкоопасные конструкции

1. Управление

1) Глаголы с разным управлением в качестве однородных членов предложения:

Слова с разным управлением могут использоваться в качестве однородных членов, если каждое из них имеет свои зависимые слова, употреблённые в нужном падеже. Например:

Она ждала его и звонила ему весь вечер.

Она ждала (кого?) его (В.п.) и звонила (кому?) ему (Д.п.) весь вечер.

Часто построить такие предложения правильно помогают местоимения:

Дети редко прислушиваются к советам взрослых и следуют им.

Дети редко прислушиваются (к чему?) к советам (Д.п. с предлогом к ) взрослых и следуют (чему?) им (Д.п.).

Люди были измучены, но верили в победу и надеялись на неё.

Люди были измучены, но верили (во что?) в победу (В.п. с предлогом в ) и надеялись (на что?) на неё (Д.п. с предлогом на ).

2) Разное управление у глаголов и существительных:

интересоваться искусством (Т.п.) — интерес к искусству (Д.п.)
любить литературу (В.п.) — любовь к литературе (Д.п.)
ненавидеть беспорядок (В.п.) — ненависть к беспорядку (Д.п.)
уважать коллег (В.п.) — уважение к коллегам (Д.п.)
доверять другу (Д.п.) — доверие к друзьям (Д.п.)
сочувствовать слабому (Д.п.) — сочувствие к слабому (Д.п. с предлогом)

3) Разное управление у слов со сходным значением:

беспокоиться о чём-либо (П.п.) — тревожиться за что-либо (В.п.)
оплатить что-либо (В.п.) — заплатить за что-либо (В.п. с предлогом за )
уплатить за проезд (В.п. с предлогом за ) — оплатить проезд (В.п.)
уделить внимание чему-либо (Д.п.) — обратить внимание на что-либо (В.п. с предлогом на )
сообщать кому-либо (Д.п.) — информировать кого-либо (В.п.)
упрекать в чём-либо (П.п. с предлогом в ) — осуждать за что-либо (В.п. с предлогом за )
отзыв о чём-либо (П.п. с предлогом о ) — рецензия на что-либо (В.п. с предлогом на )
вера во что-либо (В.п. с предлогом в (во) ) — уверенность в чём-либо (В.п. с предлогом в)
свойственный чему-либо (Д.п.) — характерный для чего-либо (Р.п. с предлогом для )

4) Разное управление у глаголов с отрицанием и без него:

замечать реакцию (В.п.) — не заметить реакции (Р.п.)
Он замечал (что?) реакцию зала на его слова. — От волнения он не замечал (чего?) реакции зала на его слова.

5) Употребление названий произведений литературы и искусства.

В «Войне и мире» актёр В. Тихонов сыграл роль князя Андрея.
В кинофильме «Война и мир» актёр В. Тихонов сыграл роль князя Андрея.

После слов — родовых обозначений, например, сказка, роман, повесть, рассказ, картина, кинофильм и других подобных, называющих жанр произведения литературы или искусства, имя собственное ставится в именительном падеже. Если такие слова в предложении отсутствуют, то названия произведений литературы и искусства используются в тех падежах, каких необходимо для контекста предложения.

В сказке «Репка» либо: В «Репке»
В кинофильме «Война и мир» либо: В «Войне и мире»
В балете «Щелкунчик» либо: В «Щелкунчике»

Запомни:

Многие глаголы требуют после себя определённого падежа существительного.

Родительного падежа требуют глаголы:

Достигать, добиваться, желать, жаждать, хотеть, ожидать, наделать, опасаться, остерегаться, бояться, избегать, лишаться, пугаться, стыдиться, сторониться, стоить, искать, просить, требовать и др. (кого? чего?)

Глаголы с отрицанием: не видеть, не замечать, не слышать и др. (кого? чего?)

Дательного падежа требуют глаголы:

Давать, верить, доверять, угрожать, потакать, учиться, радоваться, улыбаться, говорить, отвечать, грозить, угрожать, возражать, кланяться, кивать, махать, сигналить, звонить, писать, говорить, рассказывать, объявлять, отвечать, объяснять, сообщать, нравиться, казаться, мешать, вредить, мстить, изменять, вредить, мстить, надоедать, опротиветь, дарить, покупать, приносить, посылать, показывать, помогать, обещать, сниться и др. (кому? чему?)

Винительного падежа требуют все переходные глаголы:

Давать, дарить, продавать, покупать, посылать, показывать, обещать, строить, шить, убирать, мыть, стирать, брать, класть, ставить, вешать, видеть, смотреть, слышать, слушать, чувствовать, испытывать, замечать, любить, ненавидеть, презирать, уважать, ценить, помнить, понимать, изучать, решать, учить, рассказывать, объяснять, сообщать, говорить, благодарить, поздравлять, вспоминать, встречать, ругать, ждать и др. (кого? что?)

Творительного падежа требуют глаголы:

Править, руководить, распоряжаться, командовать, управлять, верховодить, заведовать, увлекаться, интересоваться, заниматься, любоваться, восхищаться, восторгаться, наслаждаться, гордиться, восторгаться, восхищаться, пленяться, дорожить, владеть, пользоваться, обладать, овладевать, хвалиться, гордиться, хвастаться, клясться, торговать, жертвовать, рисковать, быть, стать, становиться, явиться, оказаться, остаться, считаться, слыть, называться и др. (кем? чем?)

Для многих глаголов характерно двойное управление:

Дать, передать, вручить, выдать, продать, возвратить, дарить, сдать, предоставить, вверить, уступить, оставить кому-либо что-либо
Сказать, объяснить, объявить, внушить, рассказать, заявить, ответить, обещать, рекомендовать кому-либо что-либо
Обещать, гарантировать кому-либо что-либо
Учить кого-либо чему-либо
Считать, вообразить, признать, представить, называть, изображать, обругать, объявить кого-либо кем-либо

Варианты норм

Хотеть, желать, жаждать, просить, заслуживать награду - награды (В.п. и Р.п), но: заслужить награду (В.п.)
Спрашивать совета, разрешения - совет, разрешение (Р.п. и В.п.)
Ждать поезда, звонка - поезд, звонок (Р.п. и В.п.), но ждать бабушку, сестру (В.п.)
Дать, брать, добыть, получить, прислать, купить, положить, налить, насыпать, выпить, глотнуть, попробовать воду, сахар - воды, сахара (В.п. и Р.п.)

Внимание:

Скучать (по чему? кому?) по работе, по дому, по матери, по мужу. Но с местоимениями: скучать (по ком?) по нас, по вас. Такое использование местоимений в предложном падеже долгое время считалось единственно правильным.

Например, в справочнике Д. Э. Розенталя «Управление в русском языке» указано, что с существительными и местоимениями 3-го лица правильно: скучать по кому—чему , например: скучать по сыну, скучать по нему. Но с личными местоимениями 1-го и 2-го лица мн. числа правильно: скучать по ком , например: скучали по нас, скучаем по вас.

Но в последнее время допустимыми признаются оба варианта. Считается, что скучаю (а также грущу, тоскую и т. п.) по вас - старая норма; по вам - новая. Сегодня эти варианты конкурируют, что находит отражение и в справочниках. Так, «Русская грамматика» (М., 1980) формы скучать по вам и скучать по вас рассматривает как вариативные.

2. Конструкции с предлогами

1 ) предложное управление:

благодаря, согласно, вопреки, наперекор, подобно + Д.п. существительного, например: вопреки указанию, правилам, мнению близких , согласно приказу ...

по (в значении «после чего-либо») + П.п. существительного, например: по приезде , по возвращении , по завершении эксперимента ...

в меру, в силу, в течение, в продолжение, в заключение, по причине, по завершении, наподобие, посредством + Р.п. существительного,
например: в продолжение разговора , в течение недели .. .

2) использование предлогов в беспредложных конструкциях:

Статья послужила толчком мыслям.

Ошибочно: к мыслям

Ошибочно: к заводу-изготовителю

3) предлоги при однородных членах предложения:

Мне нужно на вокзал, на почту и в магазин.
Занятия проходят на стадионе, в парке и в зале.

Если требуются разные предлоги с разными существительными, они должны быть использованы. Пропуск предлогов в таких случаях недопустим.

4) предлоги в, на — с, из:

В Камергерском переулке, магазин в Камергерском

на улице, магазин на Тверской

Из Ростова, из театра, из магазина, из парка, из ссылки, из цирка, из клуба, из консерватории, из ресторана, из школы, из класса, из аэропорта, из порта, из института, из университета, из библиотеки, из больницы

с юга, с площади, с бульвара, с почты, с рынка, с лекции, с представления, с концерта, со станции, с вокзала

3. Употребление полной формы прилагательных вместо краткой

1) в роли сказуемого выступают краткие формы прилагательных:

Сестра больна уже неделю.

Ошибочно: Сестра больная уже неделю.

Эта фотография дорога нам.

Ошибочно: Эта фотография дорогая нам.

2) полные и краткие формы не употребляются в качестве однородных членов предложения :

Сестра была красива и грустна .

Ошибочно: Сестра была красива и грустная.

4. Предложения, придаточная часть которых начинается с союзного слова кто

Относительное местоимение кто в функции союзного слова употребляется только с глаголами в единственном числе, например:

Кто у того отличный шанс поступить в самые престижные вузы.
Кто не опоздает, будет участвовать в конкурсе.

Подлежащее и сказуемое в главной части должны быть в форме либо единственного, либо множественного числа. Сказуемое не может употребляться в единственном числе, если подлежащее стоит во множественном, и наоборот. Например:

Те , кто напишет ЕГЭ на 85 баллов и выше, смогут поступить в самые престижные вузы.
Все , кто напишет ЕГЭ на 85 баллов и выше, смогут поступить в самые престижные вузы.

5. Нарушения в предложениях с деепричастными оборотами

Поднявшись на гору, туристы увидели море.

Это означает, что
1) туристы поднялись (несколько производителей действий),
2) туристы увидели.

Следовательно:
1) есть действующие лица: туристы ,
2) они произвели действия: поднялись, увидели,
3) основное действие выражено глаголом, дополнительное — деепричастием.

Подобные двусоставные простые предложения — это самые типичные примеры использования деепричастных оборотов в речи.
Бывают предложения, построенные по-другому? Бывают. Рассмотрим их ниже.

Готовясь к ЕГЭ, выполняю тренировочные задания.

Определённо-личное предложение. Действующее лицо есть: об этом свидетельствует форма глагола. Подлежащего нет, но оно может быть восстановлено. Здесь им может быть личное местоимение 1-го лица ед.ч. я .
Следовательно, употребление деепричастных оборотов возможно в определённо-личных предложениях со сказуемым, выраженным глаголом в формах 1-го или 2-го лица в ед. или мн.ч. Важно, что такие предложения соотносятся с ситуацией, в которой есть действующее лицо или действующие лица и совершаемые ими действия: основное и добавочное.

Готовясь к ЕГЭ, выполняй тренировочные задания.

Определённо-личное предложение. Действующее лицо есть: к нему обращено повелительное предложение. Сказуемое в определённо-личном предложении выражено глаголом в форме повелительного наклонения ед.ч. Предложения такого рода соотносятся с ситуацией, в которой есть действующее лицо и совершаемые им действия: основное и добавочное.

Готовясь к ЕГЭ, нужно выполнять тренировочные задания.

Подлежащего нет, сказуемое выражено глаголом в неопределённой форме глагола (=в форме инфинитива). В подобных предложениях обязательны слова: нужно, можно, до´лжно, следует (следовало, следовало бы), приходится (пришлось, приходилось, пришлось бы), удалось, нельзя, невозможно, не следует, не приходится, не удалось . В таких предложениях частотны личные местоимения в форме Д.п.: мне, нам, тебе, вам, ему, ей, им, которые и будут обозначать действующее лицо. Это одна из разновидностей безличных предложений.

Нарушения:

Деепричастные обороты невозможны в безличных предложениях, кроме предложений с инфинитивом, описанных выше.

По-русски нельзя сказать: Поднявшись на гору, стало совсем темно.
Правильно: Когда он (я, она, мы, они и т.п.) поднялся на гору, стало совсем темно.

Деепричастия невозможны в страдательных конструкциях.
По-русски нельзя сказать: Поднявшись на гору, им было написано стихотворение.
Правильно: Поднявшись на гору, он написал стихотворение.

Деепричастия невозможны в предложениях с личными местоимениями в Д.п., если в них не входит инфинитив.
По-русски нельзя сказать: Готовясь к ЕГЭ, нам было трудно.
Правильно: Когда мы готовились к ЕГЭ, нам было трудно.

Деепричастия невозможны в предложениях с личными местоимениями в В.п., если в них не входит инфинитив.

По-русски нельзя сказать: Сдавая ЕГЭ, его трясло от волнения.
Правильно: Когда он сдавал ЕГЭ, его трясло от волнения.

6. Нарушения в предложениях с причастными оборотами

1) согласования причастия с определяемым словом:

Травы, (какие?) использующиеся для изготовления лекарства , собираются в Китае.
Он задал зрителям ряд вопросов, (каких?) волнующих всех .
Протест Катерины, (какой?) отстаивающей свои права , показан в этой постановке по-новому.

2) смешение страдательных и действительных причастий:

Задание,выполняемое нами , не вызывает затруднений.

Ошибочно: Задание, выполняющееся нами.

3) совмещение конструкций а) с причастным оборотом и б) с который :

Дождь, ливший с утра и помешавший нашей прогулке , закончился после обеда.

Дождь, который лил с утра и помешал нашей прогулке, закончился после обеда.

Ошибочно: Дождь, ливший с утра и который помешал нашей прогулке, закончился после обеда.

7. Предложения с союзным словом который

Это сложноподчинённые предложения с придаточным определительным.

1) Ошибочно делать разрыв между определяемым словом и придаточным предложением со словом который :

Ошибочно: Я хочу сдать ЕГЭ по русскому, математике, и истории, которым я раньше не занимался серьёзно.
Правильно: Я хочу сдать ЕГЭ по математике, истории и русскому языку, которым я раньше серьёзно не занимался .

Ошибочно: Посмотри подарок на день рождения моей мамы, который сестра сделала сама.
Правильно: Посмотри подарок, который моя сестра сделала сама на день рождения моей мамы .

2) ошибочное управление словом который:

Ошибочно: Вчера выпал снег, по которому мы все обрадовались.
Правильно: Вчера выпал снег, которому мы все обрадовались. И: Вчера выпал снег, по которому мы все соскучились .

8. Ошибочная передача косвенной речи

Ошибочно: Петька сказал, что я еще не готов к экзамену и очень боится не сдать его. (Петька сказал: «Я еще не готов к экзамену и очень боюсь не сдать его».)
Местоимения 1-го и 2-го лица в косвенной речи не используются.
Правильно: Петька сказал, что он еще не готов к экзамену и очень боится не сдать его.

Ошибочно: Петька сказал, что ждал маму, которая должна приехать вчера. (Петька сказал: «Я жду маму, которая должна приехать вчера».)
Правильно: Петька сказал, что ждал маму, которая должна была приехать вчера.

9. Предложения с двойными союзами

1) неправильное расположение союзов в предложении:

Как…, так и…
Не только…, но и…
Если не…, то…
Не столько…, сколько…
Не то чтобы…, а…

Ошибочно: Экзамены не только сдали девятые, но и одиннадцатые классы. (Нарушение логики, союз употреблен неправильно)
Правильно: Экзамены сдали не только девятые, но и одиннадцатые классы.

2) ошибочное удвоение союза чем : нежели чем:

Ошибочно: Он талантливее, нежели чем его брат. (Союз чем простой)
Правильно: Он талантливее, чем его брат.

3) нарушение структуры союза не так…, чем вместо не так…, как :

Ошибочно: Моя сумка не так красива, чем у подруги. (Допущено искажение вида союза так, как )
Правильно : Моя сумка не так красива, как у подруги. Или: Моя сумка менее красива, чем у подруги.

Ошибочно: Он выступил не так удачно, чем его друзья. (Допущено искажение вида союза так, как)
Правильно : Он выступил не так удачно, как его друзья. Или: Он выступил менее удачно, чем его друзья.

10. Предложения с однородными членами

1) использование разных частей речи в качестве однородных членов предложения:

Ошибочно: Прошу тишины и выслушать меня.
(Ошибочное использование разных частей речи в качестве однородных членов предложения)
Правильно: Прошу тишины и внимания.

Ошибочно: Он любит футбол и стрелять.
Правильно: Он любит играть в футбол и стрелять. Или: Он любит футбол и стрельбу.

2) использование полных и кратких форм прилагательных:

Ошибочно: Деревья высокие и стройны.
Правильно: Деревья высокие и стройные. Или: Деревья высоки и стройны.

Вконтакте

Среднее общее образование

Русский язык

Задание №7 по русскому языку ЕГЭ-2020: изменения, теория и практика решения

Предлагаем вашему вниманию разбор 7 задания по русскому языку к ЕГЭ-2019 с комментариями.

Разбор заданий демоверсии ЕГЭ – 2019 по русскому языку

Задание 7

Экзаменационная работа по русскому языку состоит из двух частей, содержащих 27 заданий. Часть I содержит 26 заданий, часть II содержит 1 задание. В данной статье рассмотрена теоретическая часть задания номер 7 с дальнейшим разбором примера на практике.

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

опытные ТРЕНЕРЫ

по ОБОИМ сторонам

звучит не менее ГРОМКО

ПОЕЗЖАЙТЕ вперёд

нет ТУФЕЛЬ

Актуализация знаний по теме

В задании 7 необходимо найти грамматическую ошибку, т.е. найти пример, про который можно сказать: «Так не говорят».

Повторите основные грамматические нормы.

Формы имён существительных
Род имен существительных

I. Слова, относящиеся к м.роду.

Банкнот, ботфорт, зал, занавес, овощ, погон, рельс, рояль, табель, толь, эполет, тюль.

II. Слова, относящиеся к ж.роду.

Бакенбарда, мозоль, манжета, клавиша, вуаль, свиристель, туфля.

III. Слова, относящиеся к ср. роду.

Монисто, мочало, повидло, чучело, щупальце.

Несклоняемые имена сущ. иноязычного происхождения, обозначающие неодушевленные предметы, в своем большинстве относятся к ср. р.: интервью, такси, алоэ, кашне.
Правило имеет ряд исключений, к м. роду относятся: бри (сорт сыра), га (гектар), кофе, пенальти (одиннадцатиметровый штрафной удар), сирокко (ветер), шимми (танец); к ж. роду относятся: авеню (улица), кольраби (капуста), салями (колбаса).

Несклоняемые имена сущ., обозначающие одушевленные предметы (кроме лиц), относятся к м.роду: азиатский зебу, забавный пони, пестрый какаду, серый кенгуру; ж.роду: иваси (рыба), цеце (муха); двуродовым является слово колибри.

Род несклоняемых сущ., обозначающих географические собственные имена, определяется по грамматическому роду нарицательного сущ., выступающего в роли родового понятия: солнечный Сочи (город), полноводное Эри (озеро).

По родовому наименованию определяется также род несклоняемых названий органов печати: "Таймс" опубликовала (газета).

Окончания И.п. мн.ч. сущ. м.рода -ы(и) – -а(я)

Из форм на -а(я) наиболее употребительны в нормативном плане следующие: адреса, берега, бока, борта, веера, векселя, директора, доктора, егеря, ордера, паруса, паспорта, писаря, повара, погреба, профессора, сорта, сторожа, фельдшера.

Из форм на -и(ы) – годы, договоры, инспекторы, корректоры, лекари, пекари, слесари, токари, якори, торты, порты.

Окончания Р.п. мн. числа.

Многие имена сущ. м. рода с непроизводной основой на твердый согласный (кроме шипящих) имеют в Р.п. мн.ч. форму без окончаний

  1. Названия предметов, употребленных обычно парами: (пара)ботинок, валенок, сапог, чулок (но носков), погон, эполет.
  2. Названия некоторых национальностей: англичан, армян, грузин, румын, турок, цыган, НО киргизов, монголов, узбеков, якутов.
  3. Названия воинских групп, прежних родов войск: (отряд) партизан, солдат, гренадёр, гусар, драгун, кадет, улан.
  4. В некоторых названиях единиц измерения: ампер, ватт, вольт, аршин, НО граммов, килограммов, ньютонов, гектаров.

Сохраняется окончание -ОВ в формах: апельсинов, мандаринов, помидоров, томатов, рельсов.

Нормативными являются формы Р.п.: вафель, кочерёг, туфель, кровель, оглобель, розог, свадеб, сплетен, усадеб, долей, пригоршней, свечей, цапель, нянь, простынь, ремесел, захолустий, побережий, верховьев, устьев, плеч, яблок, блюдец, зеркалец, корытец, одеялец, полотенец, щупалец, болотцев, кружевец (кружевцо), кружевцев (кружевце), клипсов, лохмотьев, будней, шаровар, дровней, яслей.

Формы степеней сравнения имен прилагательных
1. Сравнительная степень

Способы образования:

а) при помощи суффиксов -е, -ее, -ше: строже, скорее, тоньше.

б) с помощью слов более, менее, которые присоединяются к прилагательному: более строгий, менее тонкий.

Объединять эти способы нельзя!

2. Превосходная степень

Способы образования:

а) с помощью суффиксов -ейш, -айш: сильнейший, величайший.

б) с помощью слов наиболее, самый, которые присоединяются к прилагательному: самый смелый, наиболее красивый.

в) с помощью слова всех, которое присоединяется к сравнительной степени прилагательного: строже всех.

Имя числительное

Согласно норме в сложных количественных числительных (от 50 до 80 и от 200 до 900)) при склонении изменяются обе части. В составных количественных числительных изменяются все образующие его слова.

Числительные 40, 90, 100 при склонении имеют только две падежные формы: И.п. и В.п. – сто, сорок, девяносто, остальные падежи – ста, сорока, девяноста.

У составных порядковых числительных изменяется только последнее слово.

В нормативной речи строго разграничено употребление слов обоих(м.род) и обеих (ж.род). поэтому: с обеих сторон, по обеим сторонам.

В сочетании два, три, четыре и более... управляемое существительное ставится в Р.п. ед.ч. – два и более варианта.

Правильными являются конструкции 35, 5 процента (не процентов), 12, 6 километра (не километров), т.е. сущ. управляет дробь, а не целое число.

Собирательные числительные двое, трое, четверо и т.д. сочетаются:

а) с сущ. м. и общего рода: двое друзей, трое сирот;

б)с сущ., имеющими формы только мн.ч.: двое саней:

в) с сущ. дети, ребята, люди;

г) с личными местоимениями: мы, вы, они

Формы местоимений

В некоторых формах личных местоимений 3-го лица добавляется начальное "н". Это происходит в следующих случаях:

  1. Если местоимение стоит после любого из простых предлогов (без, в, для, до, за, из, к, на, над, о, от, по, под, перед, при, про, с, у, через), а также после многих наречных предлогов (возле, вокруг, впереди, мимо, напротив, около, после, посреди, сзади и др., употребленных с Р.п. Однако такие предлоги, как внутри, вне употребляются в основном без вставки начального "н".

Не добавляется начальное "н"

  1. Если местоимение стоит после предлогов наречного происхождения, управляемых Д.п.: вопреки ему, наперекор ей, навстречу ей, подобно им, соответственно им, благодаря ему.
  2. Если местоимение стоит после предложных сочетаний, состоящих из простого предлога и имени существительного: в отношении его, при помощи её, не в пример им, в противовес ему, по поводу её, за исключением их, со стороны его, насчёт их.
  3. Если местоимение стоит после сравнительной степени прилагательного или наречия: выше её, старше её, лучше их.
Формы глагола

Глаголы победить, убедить, очутиться, ощутить, чудить, дудеть, пылесосить и др., принадлежащие к так называемым недостаточным глаголам (т.е. глаголам, ограниченным в образовании или употреблении личных форм), не образуются формы 1-го лица ед.ч. настоящего и будущего времени. Если необходимо употребить эти глаголы в указанной форме, используются описательные конструкции: сумею победить, буду чудить.

Некоторые глаголы (так называемые изобилующие) образуют двоякие формы настоящего времени: полоскать – полоскает и полощет. Первая форма свойственна разговорному стилю и просторечию, вторая форма – общелитературному языку.

Запомните следующие формы повелительного наклонения:

Лежать – ляг, лягте, ехать – поезжай, поезжайте, бежать – беги.

Формы причастий

Ошибки в образовании форм причастий могут быть связаны с

  1. Отбрасыванием суффикса СЯ
    Не соответствует норме: Проголодавшего медведя запрут, бывало, в дальний комнате.
  2. НЕ нормативным употреблением причастий с суффиксами НН и Т
    Не соответствует норме: сдатая работа, порватая одежда, орехи расколонные.
Формы деепричастий

Ошибки в образовании форм деепричастий могут быть связаны с

  1. С использованием суффикса В вместо А(Я) при образовании деепричастий несовершенного вида и наоборот.
    Не соответствует норме: мы шли и шли, находив все новые грибы.

Исходя из данного теоретического материала, ошибка в словосочетании «по обоим сторонам».

Ответ: по обеим сторонам.

Книга содержит задания разных типов и уровней сложности по темам, знание которых проверяется на ЕГЭ, а также комментарии к ним. Ко всем заданиям приводятся ответы. Поможет потренироваться в выполнении заданий, повторить пройденный материал и эффективно подготовиться к сдаче ЕГЭ по русскому языку.