Образовательный портал - Kurokt

Презентация по МХК на тему " Эволюция греческого рельефа от архаики до высокой классики" (10 класс). Технологическая карта урока МХК на тему "Эволюция греческого рельефа от архаики до высокой классики" (10 класс) Учитель расставляет акценты

«Сосуды Древней Греции» - Использовалась для разливания напитков во время пиршеств. Гомер. Считался атрибутом бога Диониса. Объем амфоры (26,3 л) применялся римлянами для измерения жидкости. Часто роспись наносилась только на ручки. Типы сосудов. Древняя Греция. Иногда делалась из бронзы, серебра, дерева или стекла.

«Театр Диониса» - Комедия. Солон (594 г.до н.э.). Постройка, к стене которой прикреплялись декорации. Функции Народного собрания. Орхестра. Мероприятия Перикла, приведшие к дальнейшей демократизации афинского государственного строя. Древнегреческий поэт-драматург. В театре Диониса. Металлическая или костяная палочка с острым концом, которой ученики выдавливали буквы.

«Музыка Древней Греции» - Орфей. Лира. Пан. Стадион в Дельфах. Театральные соревнования. Владыка мертвых. Музыкальная культура. Памятники. Пифийские игры. Античные музыкальные инструменты. Основные понятия. Музыка Древней Греции. Формирование мировоззрения. Авлос. Мыслители. История Пифийских игр. Марсий.

«Храм Артемиды в Эфесе» - Храм Артемиды простоял более тысячи лет. Где же добывать мрамор. Огромное беломраморное здание. От величественного храма не только не осталось и следа. Храм Артемиды в Эфесе. Греция, IV век до н. э. По преданию Артемида была сестрой-близнецом Аполлона. Восстановленный храм просуществовал ещё более шестисот лет.

«Греческий храм» - Классический дорический периптер. Антаблемент. Греческий архитектурный ордер. Коринфский ордер. Стройная колоннада. Интерьер Парфенона. Составные части ордеров. Жилая архитектура. Колонна. Храм. Храм Геры. Храм Зевса. Дорический ордер. Ионический ордер. Архитектурный ордер. Дорический периптер. Архитектура Древней Греции.

«Мифология Древней Греции» - «Смерть Адониса». Прелести и достоинства. Античность. Афина. Грации. Из треснувшего ствола рождается ребёнок удивительной красоты - Адонис. Посейдон. Афродита. Однажды Аид влюбился в нимфу Менту или Мяту. А. И. Иванов “Селена и Эндимион”, 1797. Пан наводил на людей беспричинный, так называемый панический страх.

Всего в теме 31 презентация

МБОУ «Колонтаевская средняя общеобразовательная школа»

Льговский район Курская область

Урок 12

Эволюция греческого рельефа от архаики до высокой классики

Храм Афины в Селинунте. Храм Зевса в Олимпии.

Метопы и ионический фриз Парфенона

(УМК Емохоновой Л.Г., 10 класс)

Учитель русского языка, литературы, МХК

Курбатова Г.Н.

2017 год

Тип урока: урок-исследование.

Цели:

Познакомить учащихся с особенностями греческого рельефа периодов архаики и

классики; дать представление о рельефах храмов Афины в Селинунте, Зевса в

Олимпии, Парфенона.

Развивать умение сравнивать произведения одного вида искусств в разное

историческое время; соотносить изученные произведения с определенной эпохой.

Выражать собственные суждения о произведениях классики.

Оборудование: ПК, проектор, учебник, тетрадь.

Ход урока.

    Организационный момент . Привлекает внимание к новому поисковому направлению деятельности. Ищем «Самый интересный факт, связанный с искусством и изучаемой темой».

Эпиграф.

И. Винкельман.

    Изучение нового материала.

    Отвечают на вопрос, что они знают о рельефе и его видах. (Приложение 1 ). Выполняют задание 1.

Учитель расставляет акценты:

    Особенность греческого рельефа – не в правдоподобии и передаче внешнего сходства, а в умении находить те формы и тот линейный ритм, которые предельно точно отражают суть сюжета и соответствуют архитектурному стилю.

    Эволюция рельефа шла от занимательной пестроты архаики к простым формам классики, строгим и человечным.

Архаика

Метопа храма Афины в Селинунте (6 в.до н.э.)

Потрясающее стилистическое созвучие рельефа и тяжеловесной архитектуры.

На метопе изображен Персей, который при поддержке Афины поражает горгону Медузу.

Ранняя классика

Храм Зевса в Олимпии (начало 5 века до н.э.)

Греки нашли более одухотворенные формы рельефа, взаимодействие которого с архитектурой стало легче и тоньше, т.к. дух рационализма преодолевал сопротивление материи и храм приобретал более сухие, четкие очертания. Каждый рельеф передает драматическое действие, и выражением его является простое движение, жест.

Метопа храма Зевса в Олимпии украшена сценой предпоследнего подвига Геракла, связанного с обретением золотых яблок Гесперид – яблок вечной молодости.

Поздняя классика

Метопы Парфенона (? Ок.431 г. до н.э.)

Уникальная способность греческого искусства найти точное движение и ритм линий, чтобы выявить внутреннюю закономерность сюжета и создать цельный образ. Это очевидно в рельефах метоп и ионического фриза Парфенона – творениях великого Фидия.

    Закрепление нового материала . Выполнение задания 2. Проводят мини-тестирование после выполнения заданий 1 и 2.

    Контроль задания.

    Работа в рабочей тетради: задание № 7.

    Исследовательское задание: проанализировать рельеф Фидия «Водоносы» (учебник, с.30 – 31).

    Рефлексия. Итоги урока.

    Домашнее 12. Вопросы 1 задание. Выучить урок - 2.

Литература.

2. Гузик М.А. В поисках золотого руна. МХК в викторинах, ребусах, кроссвордах и криптограммах. – М.,1994.

3. Культурология. Учебное пособие для студентов. – Ростов-на-Дону,1995.

4. Кто есть кто в античном мире. Справочник. – М.,1993.

5. Искусство. Энциклопедия для детей. Том 1,2. «Аванта», - М.,1999.

Приложение 1

Рельеф – вид изобразительного искусства , один из основных видов скульптуры, в котором все изображаемое создается с помощью объемов, выступающих из плоскости фона. Выполняется с применением сокращений в перспективе, обыкновенно рассматривается фронтально, чем отличается от круглой скульптуры. Фигурное или орнаментальное изображение выполняется на плоскости из камня, глины. Металла, дерева с помощью лепки, резьбы и чеканки. В зависимости от назначения различаются архитектурные рельефы (на фронтонах, фризах, плитах). Виды рельефа:

    Барельеф (низкий рельеф) – вид скульптуры, выпуклое изображение выступает над плоскостью фона, как правило, не более чем на половину объема.

    Горельеф (высокий рельеф) – вид скульптуры, выпуклое изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину объема.

    Контррельеф (против и «рельеф») – вид углубленного рельефа, представляющий собой «негатив» барельефа. Применяется в печатях и в формах (матрицах) для создания барельефных изображений и инталий.

    Койланаглиф (или анкрё) – вид углубленного рельефа, то есть вырезанный на плоскости контур. В основном применялся в архитектуре Древнего Египта.

Задание 1 «Виды рельефа»

Определите вид рельефа:

    _

    __________________________________________________________________

    __________________________________________________________________


4.

Задание 2.

«Фидий»

    Прочтите текст.

    Найдите в тексте описание метоп фриза Парфенона.

    Запишите найденную информацию в тетрадь.

Фидий (ок. 490 до н.э. – ок. 430 до н.э.)– древнегреческий скульптор и архитектор, один из величайших художников периода высокой классики. Друг Перикла. Фидий – один из лучших представителей классического стиля, и о его значении достаточно сказать, что он считается основоположником европейского искусства. Фидий и возглавляемая им аттическая школа скульптуры (2-й пол.5 в. до н.э.) занимали ведущее место в искусстве высокой классики. Это направление наиболее полно и последовательно выражало передовые художественные идеи эпохи. Так было создано искусство, «Синтезирующее все то прогрессивное, что несли в себе работы ионических, дорических и аттических мастеров ранней классики до Мирона и Пэония включительно». Отмечают огромное мастерство Фидия в трактовке одежды, в котором он превосходит и Мирона, и Поликлета. Одежда его статуй не скрывает тело: не рабски ему подчинена и не служит его обнажению. Большинство работ Фидия не сохранились, о них мы можем судить только по описаниям античных авторов и копиям. Тем не менее, слава его была колоссальной:

    Статуя Зевса в Олимпии – одно из семи чудес Древнего мира. Фидий работал над статуей Зевса вместе с учеником Колотом и братом Паненом.

    «Афина Промахос» - гигантское изображение богини Афины, замахивающейся копьем, на афинском Акрополе. Воздвигнута ок.460 до н.э. в память побед над персами. Ее высота достигала 60 футов и возвышалась над всеми окрестными зданиями, издалека сияя над городом. Литье из бронзы. Не сохранилась.

    «Афина Парфенос». 438 г. до н.э. была установлена в афинском Парфеноне, внутри святилища и представляла собой богиню в полном вооружении. Наиболее полной копией считается т.н. «Афина Варвакион» (Афины), золото (одежда), слоновая кость (руки, лицо), украшенная мелкими драгоценными камнями.

    Скульптурное оформление Парфенона (фриз Парфенона, метопы, проч.) было выполнено под его руководством.

Скульптурная отделка Парфенона, как отмечает Плутарх велась под руководством великого мастера Фидия и при его непосредственном участии. Эта работа делится на 4 части: метопы внешнего (дорического) фриза, сплошной ионический (внутренний) фриз, скульптуры в тимпанах фронтонов и известнейшая статуя Афины Парфенос. Метопы входили в состав традиционного для дорического ордера триглифо-метопного фриза, который опоясывал внешнюю колоннаду храма. Всего на Парфеноне насчитывалось 92 метопы, содержавших различные горельефы. Они были соединены тематически по сторонам здания. На юге изображалась битва кентавров с лапифами, на западе – амазономахия, на севере – вероятно, сцены из Троянской войны, на востоке – гигантомахия. Сохранилось 57 метоп: 42 в Афинах и 15 в Британском музее.

Цицерон писал о Фидии так:

«Когда он создавал Афину и Зевса, перед ним не было земного оригинала, которым он мог воспользоваться. Но в его душе жил тот прообраз красоты, который и воплощен им в материи. Недаром говорят о Фидии, что он творил в порыве вдохновения, который возносит дух надо всем земным, в котором непосредственно виден божественный дух – этот небесный гость, по выражению Платона».

Как пишет Плутарх в своей «Жизни Перикла», Фидий был главным советником и помощником Перикла в осуществлении масштабной реконструкции Акрополя в Афинах и придании ему нынешнего облика в стиле высокой классики. Несмотря на это, во взаимоотношениях с согражданами Фидия преследовали неприятности (ок.432-431 г. до н.э.). его начали обвинять в утайке золота, из которого был сделан плащ Афины Прафенос. Но художник опрпвдался очень просто: золото было снято с основы и взвешено, недостачи не было обнаружено. Следующее обвинение повлекло гораздо большие проблемы. Его обвинили в оскорблении божества: на щите Афины в числе прочих изваяний Фидий поместил свой и периклов профиль. Скульптора бросили в тюрьму, где он скончался, либо от яда, либо от лишений и горя.по иным данным, скончался в изгнании в Элиде. Плутарх пишет: «Так как он был другом перикла и пользовался у него большим авторитетом, у него было много личных врагов и завистников. Они уговорили одного из помощников Фидия, Менона, сделать донос на Фидия и обвинить его в воровстве. Над Фидием тяготела зависть к славе его произведений…При разборе его дела в Народном собрании улик в воровстве не оказалось. Но Фидий был отправлен в тюрьму и там умер от болезни».

В честь Фидия назван кратер на Меркурии.

«Фидий, показывающий фриз Парфенона друзьям»,

картина Лоуренса Альма-Тадемы, 1868

Перикл - афинский стратег (ок.494 г. до н.э. – 429 г.до н.э.)

Фидий – древнегреческий скульптор, архитектор

Перечень иллюстраций

    Бегущие нереиды. Рельеф. 6 в.до н.э. Метопа храма Афины в устье реки Селе. Археологический музей. Пестум.

    Зевс и Гера. Рельеф. 5 в. до н.э. Метопа храма Геры в Селинунте. Археологический музей. Палермо.

    Фидий. Грек, борющийся с кентавром. Рельеф. 447-438 гг.до н.э. Метопа Парфенона. Британский музей. Лондон.

    Похищение Европы. Рельеф. 6 в. до н.э. Метопа храма Афины в Селинунте. Археологический музей. Палермо.

Записи учащихся в тетради.

Тема. Эволюция греческого рельефа.

Эпиграф. Как глубина морская остается всегда спокойной, сколько бы

не бушевало море на поверхности, точно так же образы, созданные

греками, обнаруживают среди волнений страстей великую и твердую

И. Винкельман.

Особенности греческого рельефа периодов архаики и классики.

Вопросы для сравнения.

Рельеф периода архаики.

Рельеф периода классики.

Особенности изображения фигуры.

Фигуры приземистые, с толстыми ногами и коротким туловищем. Вблизи тяжеловесны.

Рельеф передает все особенности человеческого тела: резко обозначенные мышцы. Напрягшиеся икры,

Соблюдение пропорций человеческого тела.

Пропорции не соблюдались, головы очень большие.

Соблюдение основных пропорций человеческого тела.

Особенности композиции.

По краям храма располагались динамичные композиции, к центру более безжизненные и застывшие.

В композиции найдена идеальная пропорция между повторами и контрастом, свидетельствующая о чувстве меры.

Особенность рельефа

Чередование светлых и затемненных участков рельефа.

Каждый рельеф передает драматическое действие, и выражением его является простое движение, жест.

Раздаточный материал к уроку.

Работа с документом.

« Все эти – то лучезарные, то грозные, живые, мертвые, торжествующие, гибнущие фигуры, эти извивы чешуйчатых змеиных колец, эти распростертые крылья. Эти орлы, эти тела, эти кони, оружия, щиты, эти летучие одежды, эти пальмы и эти тела, красивейшие человеческие тела во всех положениях, смелых до невероятности, стройных до музыки, - все эти разнообразнейшие выражения лиц, беззаветные движения членов, это торжество злобы, и отчаяние, и веселость, божественность, и божественная жестокость – все это небо и вся земля – да, это мир, целый мир, перед откровением которого невольный холод восторга и страстного благоговенья пробегает по всем жилам…» (И.Тургенев)

Вопросы к документу.

    В чем на ваш взгляд состоит прелесть греческого рельефа?

    Выскажите собственные суждения об изученных на уроке произведениях.

Предмет, класс
Окружающий мир, 2 класс

УМК
Образовательная система Школа 2100

Тема:
Материки и океаны

Тип урока по целеполаганию:
Изучение нового материала

Цель урока:
Формирование общего представления о нашей планете, материках и океанах; понятий география и географическая карта;

Задачи урока:
1. Проверить знания обучающихся о глобусе как модели Земли.
2. Познакомить с новыми терминами «океан», «материк».
3. Дать первоначальные сведения об океанах и материках нашей планеты.
4. Продолжить формирование умений работы с глобусом и навыка устного составления рассказа.
5. Формировать коммуникативную компетенцию: умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнера по совместной деятельности.
6. Развивать самостоятельность мышления, познавательный интерес к окружающему миру.

Основные термины и понятия темы:
Океан, море, материк, полушарие, часть света,

Планируемые результаты:
-личностные
-предметные
-метапредметные

Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре и в группах.

Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Организация пространства
Парты расставлены для работы в группах

Правила работы на уроке (если они существуют)
Правила работы в группе, правила работы с нетбуком

Используемые виды оценивания
Самооценивание

Межпредметные связи
Ритмика, математика («Площадь»), изобразительное искусство («Спектр цветов»).

Формы работы
Фронтальная, индивидуальная

Оборудование и программное обеспечение, сетевые сервисы
Мобильный класс, программа управления классом Classroom Management, интерактивная доска, мультимедийный проектор

Использованные ресурсы:
-литература;
-дидактические материалы
-ссылки на ЭОР
1. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

На интерактивной доске появляются ответы теста, в которых выделены буквы.
- А теперь из выделенных букв ответов теста, составьте слово, и вы узнаете цель нашего путешествия
- Если с помощью астрономии мы совершили путешествие в космос и посмотрели на Землю как бы со стороны, то следующая наука предлагает нам путешествие по самой Земле. А наука эта называется география.
- Что же нам поможет совершить это путешествие?
На интерактивной доске демонстрация снимка Земли из космоса
- Какие два вида земной поверхности можно разглядеть на снимке из космоса?
На интерактивной доске демонстрация диаграммы «Вода и суша»

Посмотрите и ответьте, что изображено на круговой диаграмме.

А вы хотите отправиться в заочное кругосветное путешествие?
- Какой транспорт выберем? Посмотрите на карту.

1 команда отправляется в плавание
Задание: Найти 4 океана. Установить самый большой и самый маленький.

2 команда отправляется искать 6 участков суши.
Задание: Отметить самый маленький и самый большой.

Что нам понадобится в путешествии?
-Чем удобнее пользоваться?

В любом путешествии принято вести бортовой журнал. Там сведения о том, что встретилось на пути. – В любом плаванье принято вести бортовой журнал. Там сведения о том, что произошло в дороге, или о том, что встретилось на пути. Возьмите свои судовые журналы. Будем двигаться влево, начиная с Западного полушария.
А теперь представьте краткий отчет своих наблюдений!

Опишите увиденные вами участки воды. Что общего в них?
.

Опишите встреченные вами участки суши. Что у них общего?

Какое общее название они имеют?

Как вы думаете, чему сегодня будет посвящён урок?
-А чего на Земле больше: воды или суши?
Из выделенных букв учащиеся составляют слово «Земля» и формулируют цель путешествия

Дети высказывают предположения


- Большая часть земной поверхности покрыта водой. Это - океаны Земли. И огромные участки суши, которые окружены водными пространствами.

Звучат ответы-предположения детей

Звучат ответы-предположения детей
- Думаем, что это будет корабль, т.к. почти всё пространство занимает вода

Работа в группах. Дети работаю с картами полушарий.

Глобус или карта, компас
-Глобус больше похож на нашу планету, но картой пользоваться удобней. Карта – это изображение поверхности Земли на плоскости.
Дети заполняют журналы

1 группа: Вода: Атлантический океан, Тихий океан, Индийский океан, Северно-Ледовитый.
-Это огромные водные просторы, простирающиеся от одного участка суши до другого.
-Они называются океанами
2 группа: Суша: Северная Америка, Южная Америка, Евразия, Австралия, Африка, Антарктида
- Это большие участки суши, окружённые со всех сторон водой.

Ответы-предположения участников путешествия.

4. Поиск решения проблемы

– Как вы думаете, ребята, как можно было бы назвать такие участки суши?
Проверим свои предположения по учебнику на с. 96.
(Огромные участки суши, окружённые водой, называются материками. Всего материков шесть.)
На доске появляется тема урока: «Материки и океаны»
Дети предлагают названия.
Встречаются с недостаточными знаниями. Испытывают затруднения. Предлагают проверить по учебнику.
Формулируют новое знание
3 минуты

5.Физкультминутка

Перед дальнейшим путешествием мы с вами немножко отдохнем.
Выполнение движений под музыку
2 минуты

6. Первичное восприятие и усвоение новых знаний

А теперь пора в путь. Давайте сначала отправимся на самый большой материк, который называется: Евразия. Найдите у себя на карте этот материк.

А теперь мы с вами отправимся на самый жаркий материк - в Африку. Найдите этот материк на карте. Африка – второй по величине материк. Это самый жаркий континент. Здесь не бывает зим. Поверхность нагревается до +70 градусов. Африку называют «черным континентом», из-за того, что там живут чернокожие жители.
- А теперь, ребята, наш путь лежит в Северную Америку. Найдите Северную Америку на карте.
- Следующая остановка в Южной Америке. Это самый влажный материк. Найдите у себя на карте этот материк.
- Ну и следующая остановка на самом маленьком и сухом материке - Австралии. Найдите у себя на карте этот материк. Здесь обитают самые необычные животные. С латыни название материка означает «Южный».
- А теперь наш путь лежит в Антарктиду – самый холодный материк.На карте она изображена и на западном полушарии, и на восточном. Найдите у себя на карте этот материк.
Находят на своих картах по аналогии с рассказом учителя материки. Закрепляют понятие «материк».
Находят и показывают океаны.
7 минут

7. Закрепление новых знаний и умений.

Вернёмся к нашим маршрутам. Теперь вы сможете рассказать более подробно о вашем маршруте? Приготовьте свои рассказы.

– Сделайте вывод: для чего надо знать карту, материки и океаны?
1 группа.
Мы пересекли 4 океана: Атлантический, Тихий, Индийский, Северо-Ледовитый

2 группа.
Мы пересекли 6 материков:: Южную Америку, Африку, Австралию: Северную Америку, Евразию, Антарктиду

Это позволяет путешествовать по карте, легко находить места интересующих тебя событий
5 минут

8. Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков

Программа Classroom Management

– Ребята, а скажите, могут ли животные китенок и лисенок путешествовать вместе?

1.Получите творческое задание – работа в группах
Задание для первой группы.
- Расположите материки по площади, начиная с наибольшего

Задание для второй группы
- Расположите океаны по площади, начиная с наименьшего.
-Нет. У них разная среда обитания. Один может путешествовать только по материкам, другой по водоемам.
Дети выполняют задания, отправляют ответы сообщением преподавателю
5 минут

9. Обобщение усвоенного.

Программа управления классом Classroom Management
Модель Земли - ___________ .
На глобусе синим цветом обозначена ____________, коричневым, жёлтым, зелёным обозначена ________________.
На земном шаре _____ океана и _______ материков.
Планета Земля наш общий дом и её надо __________!
Учитель передает с помощью программы (передача файлов) задание для каждой группы, дети каждой подбирают подходящие по смыслу слова: ГЛОБУС, ВОДА, СУША, ЧЕТЫРЕ, ШЕСТЬ, БЕРЕЧЬ, ЛЮБИТЬ, вставляют их и отправляют учителю.
5 минут

«Я»-
«Мы»-
«Дело»-
Реализуют рефлексивный алгоритм:
«Я» (как чувствовал себя, с каким настроением работал, доволен ли собой),
«МЫ» (комфортно ли было работать в малой группе, какие затруднения были в общении),
«ДЕЛО» (достиг ли цели учения, какие затруднения возникли, как преодолеть свои учебные проблемы)
3 минуты

Как устроена поверхность Земли
Энциклопедическая справка
Большая часть поверхности Земли покрыта водой. Суша распределена очень неравномерно, её отдельные массивы разобщены широкими морскими и океаническими пространствами.
Такое распределение суши и моря оказывает большое влияние на движение воздушных масс, морские течения и в целом на климат Земли.
Материки объединяют в две группы. Южную группу составляют Африка, Австралия и Южная Америка. Многие географы включают в эту группу и Ан¬тарктиду, которая, как и все уже названные, входила в состав Гондваны. В северную группу входят Северная Америка и Евразия. Северные материки протянулись от жаркого пояса освещённости до полярного, а южные большей частью расположены в жарком поясе.
Каждый материк имеет свои особенности, отличающие его от других. Двух одинаковых материков нет. Евразия – самый большой по площади материк с очень разнообразной природой, Северная Америка отличается большими контрастами в природе, Южная Америка – самый увлажнённый и «зелёный», Африка – самый жаркий, Австралия – самый сухой, Антарктида – самый холодный, покрытый льдом материк.
Часть света – это материк или часть материка с прилегающими к нему островами. Частей света, как и материков, шесть: Европа, Азия, Африка, Америка, Австралия с Океанией и Антарктида.
Географическое положение определяется по отношению к экватору, тропи¬кам, полярным кругам, крупным географическим объектам.
Главное отличие нашей планеты – обилие океанов, составляющих единый Мировой океан. Первое деление океана на части провёл в 1650 году голландский географ Варений. Океанов на нашей планете пять. Южный океан омывает берега Антарктиды. Северную границу его проводят по условной линии схождения вод полярных и умеренных широт (между 50" и 60" ю. ш.).
В жизни планеты роль океана огромна. Океан – накопитель тепла на планете, что определяется замечательными свойствами воды. Поверхность океана поглощает гораздо больше тепла, чем поверхность суши. Океан поставляет в атмосферу влагу, питает осадками сушу. Во взаимодействии океана и суши особенно велика роль воздушных масс.
Огромную роль во взаимодействии океана и суши играют океанические течения. Они усиливают обмен теплом и влагой между ними. Течения от экватора к полюсам переносят значительно больше тепла, чем воздушные массы. Мировой круговорот воды обеспечивает поступление воды с океана на сушу. Эта вода стекает в реки, озёра, образует часть подземных вод, увлажняет почвы, обеспечивает жизнь различных организмов на суше. Таким образом, Мировой океан, взаимодействуя с сушей, определяет облик всей нашей планеты.

Изучение дополнительного материала по теме «Материки и океаны»
2 минуты

Технологическая карта разработа для проведения урока во втором классе, по теме "Материки и океаны" с целью формирования общего представления о нашей планете, материках и океанах; знакомства с понятием география и географическая карта; Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи: 1. Проверить знания обучающихся о глобусе как модели Земли.2. Познакомить с новыми терминами «океан», «материк».
3. Дать первоначальные сведения об океанах и материках нашей планеты.4. Продолжить формирование умений работы с глобусом и навыка устного составления рассказа. 5. Формировать коммуникативную компетенцию: умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнера по совместной деятельности.
6. Развивать самостоятельность мышления, познавательный интерес к окружающему миру. Для проведения урока потребуется следующее оборудование:Мобильный класс, программа управления классом Classroom Management, интерактивная доска, мультимедийный проектор. В технологической карте указанны используемые интернет-ресурсы. Урок предполагает две формы работы: фронтальная и групповая, вид оценивания: самооценка.

Лучшее средство от хандры в серый холодный зимний день – воспоминание о весенней Сицилии, где не только голубое небо, зеленая трава, красные маки, но и руины греческих храмов выглядят жизнеутверждающе. Среди самых поразительных мест острова – археологический заповедник в Селинунте. Один из дорических храмов, построенных на юго-западе Сицилии, был поднят реставраторами двадцатого века из руин:

Селинунт был основан в 628 г. до н.э. колонистами из Мегар Гиблейских, греческой колонии, появившейся на Сицилии столетием раньше. Основателем колонии был Памилл, призванный из первоначальной метрополии – Мегар в Греции. Конкретных сведений о Селинунте очень мало, и это удивительно, потому что масштабы его построек фантастические. Здесь найдены остатки 8 дорических храмов! Но посвящение ни одного из них нам пока точно неизвестно, поэтому в литературе они до сих пор обозначаются просто буквами. Храм Е не самый большой из них. Датируют его 480-460 гг. до н.э.

Возможно, он был посвящен Гере. По типу это периптер, с соотношением колонн: 6 х15. Восточный фасад выделен лестницей, состоящей из 10 ступеней. Движение вверх продолжалось и в интерьере, где уровень пола от одного помещения к другому повышался:

Не знаю, как сейчас, но во время нашей поездки можно было зайти внутрь храма, прогуливаться вдоль колоннад:

Залезать на громадные камни, из которых сложены стены:

Сверху любоваться фантастическими панорамами окрестностей:

Дорический ордер здесь такой, как надо: надежный, очеловеченный при помощи энтазиса, согретый золотистым цветом местного известняка:

Но полное представление о храме Е может сложиться только после посещения Археологического музея в Палермо, где находятся метопы, которые когда-то украшали этот храм. Расположены они были не на наружном архитраве, а находились за колоннами, в верхней части целлы:

Интересно, что известняк здесь дополнен мраморными частями. Головы, руки и ноги женщин выполнены из мрамора. На этой метопе Геракл борется с амазонкой:

А здесь Афина преследует гиганта Энкелада. Очень значимый для Сицилии эпизод! По одному из вариантов мифа, богиня, метнув камень, раплющила гиганта, и он стал островом Сицилия. По другому, более распространенному, бессмертный гигант был накрыт громадным камнем – горой Этной, и время от времени он дает о себе знать землетрясениями и извержениями вулкана.

А это такая спокойная и милая Артемида травит собаками Актеона:

Закончим же мы знакомство со скульптурой храма Е одной из самых выразительных любовных сцен, которую подарило нам греческое искусство. Это встреча Зевса и Геры. Он отводит руку сестры от лица, их взгляды встречаются, вспыхивает страсть, и Зевс уже тянет Геру к себе на ложе: