Образовательный портал - Kurokt

Тест типология профессий по климову. Какой тип профессии тебе подходит? Ч-П — профессии типа «человек — природа»

Дифференциально-диагностический опросник (ДДО), он же опросник Климова на профориентацию, предназначен для выявления предрасположенности человека, которая выражается в его ценностных ориентациях , к определенным типам профессий.

Опросник Климова основан на предположении, что человек, пройдя необходимое и соответствующее профессии обучение, сможет выполнять любую работу, независимо от того, к какой категории из перечисленных ниже она относится. И вместе с тем, если бы у человека изначально была возможность выбора своего будущего и профессионального поприща, какой бы вид деятельности он на самом деле предпочел?

Инструкция к тесту

Ниже приведены 20 пар утверждений, которые раскрывают в сжатой форме тот или иной вид деятельности. Каждое утверждение в свою очередь имеет два буквенных обозначения — а и б.

Прочитайте каждое из двух утверждений внимательно, а потом выберите одного из них, проставив рядом знак «+», которое Вы сочли наиболее соответствующим и подходящим именно Вам. Можете поставить два знака «+», что будет говорить о еще большей привлекательности выбранного Вами вида деятельности. В случае, если выбранная работа Вам очень нравится Вы можете, поставить три знака «+».

Знаком «-» отметьте работу, которая Вам не привлекательна. По степени несоответствия данного вида деятельности Вашим предпочтениям, Вы можете поставить два знака «-», и в случае, когда эта работа очень не нравится Вам, поставьте три знака «-».

1а. Ухаживать за животными 1б. Обслуживать машины
2а. Помогать больным людям, лечить их 2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин
За. Участвовать в оформлении книг, плакатов, журналов 3б. Следить за состоянием и развитием растений
4а. Обрабатывать материалы (древесину, ткань, металл, пластмассу и др.) 4б. Доводить товары до потребителя (рекламировать)
5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи 5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты)
6а. Содержать животных 6б. Тренировать товарищей (или младших школьников) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)
7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты) 7б. Управлять подъемным краном, трактором, тепловозом и т. п.
8а. Сообщать (разъяснять) людям какие-либо сведения (в справочном бюро, на экскурсии) 8б. Художественно оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)
9а. Ремонтировать вещи (одежду, технику), жилище 9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках
10а. Лечить животных 10б. Выполнять вычисления, расчеты
11а. Выводить новые сорта растений 11б. Конструировать, проектировать новые виды изделий (машины, одежду, дома и т. п.)
12а. Разрешать споры, предупреждать ссоры, убеждать, разъяснять, поощрять, наказывать 12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)
13а. Участвовать в работе кружков художественной самодеятельности 13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов
14а. Налаживать медицинские приборы, аппараты 14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах и т. п.
15а. Составлять точные описания, отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и т.п. 15б. Художественно описывать, отображать события (наблюдаемые или представляемые)
16а. Выполнять лабораторные анализы в больнице 16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение
17а. Красить или расписывать стены или помещения, поверхность изделий 17б. Осуществлять монтаж зданий или сборку машин, приборов
18а. Организовывать культпоходы сверстников или младших товарищей (в театры, музеи), экскурсии, туристические походы и т. п. 18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах
19а. Изготавливать по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания 19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты
20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада 20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе и др.)

Ключи к тесту:

После заполнения таблицы, состоящей из пяти рядов, каждый из которых соответствует конкретному типу профессии, по вертикали подсчитывается число знаков «+». Полученное число плюсов записывается в первую из трех пустых строчек внизу таблицы. Затем аналогичным образом подсчитывается число знаков «-» и их количество записывается во вторую пустую строку таблицы.

После этого по каждому из пяти вертикальных рядов необходимо проделать следующую операцию: из числа плюсов вычесть число минусов и полученный результат записать в последнюю пустую строку внизу таблицы.

При интерпретации результатов рекомендуется использовать не только показатели последней строки таблицы, в которой прописана общая сумма набранных баллов, но и показатели двух других строк: число плюсов и число минусов. Например, в столбце «Ч-Ч» содержится 7 плюсов и 1 минус, сумма соответственно получается 6; а в столбце «Ч-Т» содержится 13 плюсов и 7 минусов, сумма в итоге получается тоже 6; Вам в таком случае более соответствует профессия типа «Ч-Т», так как плюсов в данной колонке больше.

Ч- X

Анализ теста и интерпретация результатов

Таким образом, в этой последней строке может появиться как положительное, так и отрицательное число. Полученный результат является показателем степени выраженности осознанной склонности к одному из пяти типов профессий, которые и закодированы в опросном листе под буквами Ч-Ч, Ч-Т, Ч-П, Ч-З, Ч-X:

Ч-Ч — профессии типа «человек — человек»;

Ч-Т — профессии типа «человек — техника»;

Ч-П — профессии типа «человек — природа»;

Ч-3 — профессии типа «человек — знаковая система»;

Ч-X — профессии типа «человек — художественный образ».

Человек — Человек (Ч-Ч).

  • воспитанием, обучением, тренировкой других людей (воспитатель дошкольных учреждений, детских домов, преподаватель в школах и других учебных заведениях, мастер производственного обучения, тренер по спорту и др.);
  • медицинским обслуживанием людей и уходом за ними (врач, зубной техник, медицинская сестра);
  • правовой помощью (судья, адвокат, юрисконсульт, работник милиции и т.д.);
  • организацией людей, руководством и управлением ими (администратор, менеджер и пр.);
  • изучением, описанием, исследованием других людей (социолог, психолог, журналист, следователь и пр.).

Человек- Техника (Ч-Т).

Труд людей этой группы профессий связан с:

  • преобразованием деталей, изделий, механизмов (изготовление деталей, машин, механизмов вручную, на станках и автоматических линиях, слесарно-сборочные работы, монтажные и электромонтажные, строительно-отделочные, работы по добыче и переработке промышленного сырья, изготовление пищевых продуктов);
  • обслуживанием технических объектов (наладка и обслуживание оборудования, управление станками, машинами, механизмами, транспортными средствами и строительными машинами);
  • восстановлением (восстановление и ремонт технического оборудования, изделий);
  • изучением (контроль и анализ качества изделий и механизмов, испытание качества изделий).

Человек — Природа (Ч-П).

Труд людей этой группы профессий связан с:

  • преобразованием, переработкой (садовник, технолог пищевой промышленности, рыбообработчик и пр.);
  • обслуживанием, охраной флоры и фауны (работник лесного хозяйства, цветовод, птицевод, животновод и пр.);
  • заготовкой продуктов, эксплуатацией природных ресурсов (охотник, рыбак, лесоруб, агроном, зоотехник и пр.);
  • восстановлением, лечением (ветеринар, эколог, лесовод и пр.);
  • изучением, описанием, изысканием (генетик, геолог, ботаник, зоолог, метролог и пр.).

Человек — Знаковая система (Ч-З).

Труд людей этой группы профессий связан с:

  • преобразованием, расчетом, сортировкой (бухгалтер, экономист, почтальон и пр.);
  • шифровкой, дешифровкой, распознаванием символов (стенографист, радист, лингвист, филолог, историк, математик, библиотекарь и пр.);
  • управлением движения (диспетчер, инспектор ГИБДД и пр.);
  • составлением и хранением документации (нотариус, архивариус, делопроизводитель и пр.);
  • восстановлением, устранением искажений (корректор, редактор и пр.).

Человек — Художественный образ (Ч-Х).

Труд людей этой группы профессий связан с:

  • преобразованием, созданием (архитектор, дизайнер, скульптор, модельер, художник, режиссер, композитор и пр.);
  • исполнением, изготовлением изделий по образцу в единичном экземпляре (дирижер, музыкант, вокалист, актер, ювелир, реставратор, оформитель и пр.);
  • с воспроизведением, копированием, размножением художественных произведений (мастер по росписи, шлифовщик по камню, маляр и пр.).

Как это работает

Вы указываете ваш пол К видам деятельности мы подобрали картинки. Наборы картинок разные для девочек и мальчиков. Так вам будет проще понять, подходит ли вам тот или иной вид деятельности. Также пол учитывается в наборах профессий в результатах теста.

Вы выбираете предпочтительную деятельность из 20 пар Вам нужно выбрать предпочитаемую деятельность из 20 пар видов деятельности. Выполнение онлайн теста займет не более 4 - 5 минут.

Мы покажем вам результаты теста В результатах теста мы определим ваш преобладающий тип профессии и познакомим вас с его описанием. Также в результатах теста вы найдете список подходящих профессий.

Вы выбираете профессии Вы получите ваш персональный список профессий. Для удобства выбора профессий мы предложим вам фильтры по предметам, экзаменам ЕГЭ, направлениям обучения, перспективности профессии и др. Интересные профессии вы можете сохранить в Личном кабинете, добавить к сравнению.

Мы покажем, где можно получить профессию Мы покажем, где можно получить профессию. Если вы хотите выбрать учебное заведение, где получить выбранную профессию, мы покажем вам вузы, ссузы, их конкретные программы образования, где вы сможете получить базу для карьеры в профессии.

Мы покажем рынок труда профессии в России и в вашем городе Мы подобрали реальные должности компаний к каждой профессии и интегрировали возможности агрегатора вакансий Яндекс Работа в наш сервис. В результате вы можете видеть актуальную информацию по текущему состоянию рынка труда профессии: количество вакансий, заработную плату, делать срезы информации по городам.

Что это за тест и можно ли ему верить

Этот тест предназначен для выявления предрасположенности человека к определенному типу профессий. Тест используется для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А.Климова. Это классический профориентационный тест «Дифференциально-диагностический опросник (ДДО)», который используется при профориентации и профессионального отбора подростков и взрослых. По результатам обследования выявляется ориентация человека на 5 типов профессий, по классификации Е.А.Климова:

  • человек - природа;
  • человек - техника;
  • человек - человек;
  • человек - знаковая техника, знаковый образ;
  • человек - художественный образ.

В чем преимущества тестирования на нашем сайте
Наш тест имеет ряд преимуществ перед оригинальным тестом. Мы добавили к тесту визуальные образы деятельности, которые позволяют более точно понять, о каком виде деятельности идет речь, представить себя в определенной роли. Для того, чтобы достичь максимального эффекта, мы создали два набора визуальных образов для женщин и мужчин. В результате тест получился не таким скучным и выполняется легче и быстрее.
Результат теста содержит не только подходящий тип деятельности и его описание. Уникальность нашего теста состоит в том, что в результате теста вы увидите совершенно конкретные профессии из нашего атласа профессий, который содержит более 1100 профессий.

И это еще не все возможности нашего варианта теста. Профессии можно фильтровать по направлениям, перспективности, экзаменам ЕГЭ! На странице каждой профессии вы найдете конкретные программы вузов, где можно ее получить, увидеть список вузов, где обучают этой профессии. Программы вузов имеют информацию о проходных баллах, конкурсе, количестве мест, стоимости платного обучения. Мы предоставляем наиболее полный спектр информации для принятия решения о будущей профессии и по поступлению в вуз.

Пройдите тест Климова на нашем сайте и примите правильное решение о вашей будущей профессии, программе образования и вузе!

Евгений Александрович Климов (1930-2014) - доктор психологических наук, профессор, разработчик системно-генетической психофизиологии стиля профессиональной деятельности. Наибольшую известность в отечественной психологии получила разработанная им классификация профессий по предмету труда, которая выделяет пять типов современных профессий: человек – живая природа, человек-техника, человек-человек, человек-знаковая система, человек-художественный образ.

Методика предназначена для выявления склонности (предрасположенности) старшеклассника к определенным типам профессий. Представляет собой достаточно короткий опросник, состоящий из 20 альтернативных суждений.

Использование методики возможно как индивидуально, так и в группе. Над вопросами не следует долго задумываться.

Испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать наиболее предпочтительные.

Номера и буквенные обозначения в клетках листа ответов соответствуют номерам и обозначениям вопросов. Каждый вопрос имеет как бы две части, соединенные союзом «или». В зависимости от того, нравится ли занятие, о котором говорится в первой части вопроса, поставить в листе ответов знак « + » или « - ». Подобным образом следует поступить и со второй половинкой вопроса. Одну из половинок следует обязательно предпочесть - в ней должно быть больше плюсов.

Предположим, что после соответствующего обучения ты сможешь выполнять любую работу. Однако, если бы тебе пришлось выбирать только из двух возможностей, что ты предпочтешь?

ТЕКСТ ОПРОСНИКА

Ухаживать за животными.

Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать).

Помогать больным людям, лечить их

Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин

Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок

Следить за состоянием, развитием растениий

Обрабатывать материалы (дерево, ткань, пластмассу, металл и т.п.)

Обсуждать научно-популярные книги, статьи

Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты)

Выращивать молодняк (животных какой-либо породы)

Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных).

Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты).

Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством: подъемным краном, трактором, тепловозом и др.

Художественно оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)

Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище

Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках

Лечить животных

Выполнять вычисления, расчеты.

Выводить новые сорта растений

Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины или одежду, дома, продукты питания и т.п.)

Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять поощрять, наказывать.

Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок).

Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности

Наблюдать, изучать жизнь микробов.

Обсуждать, налаживать медицинские приборы, аппараты

Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.

Составлять точные описания - отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.

Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые или представляемые)

Делать лабораторные анализы в больнице

Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение.

Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий.

Осуществлять монтаж зданий или сборку машин, приборов.

Играть на сцене, принимать участие в концертах

Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду) строить здания

Заниматься черчением, копированием чертежей, карт

Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада.

Работать на клавишных машинах

Анализ результатов

Наибольшие количества плюсов и наименьшие количества минусов - симптомы предпочтения, склонностей оптанта. Очень часто они косвенно говорят и о способностях испытуемого.

Данный опросник помогает хотя бы отчасти ограничить область выбора профессии, предпочесть те или иные зоны карты мира профессий. Не следует преувеличивать точность измеренных предпочтений. По результатам опросника можно узнать, к какой области деятельности человек более склонен, к какой - менее. Баллы указывают лишь направление, а не величину изменения оцениваемого признака. Вот почему неправомерно, строго говоря, взаимно уничтожать плюсы и минусы, полученные в обработке каждого столбца. Также нельзя придавать значения различиям в величине итоговых (по столбцам) чисел при сравнении результатов диагностики двух разных людей. Например, если у одного оптанта по какому-либо столбцу (шкале) результат 11, а у другого - 15, неправомерно делать вывод о том, что во втором случае предпочтение выражено «сильнее». Правомерно делать выводы о различиях в предпочтении профессий определенного типа. Итак, ДДО позволяет определить, какие профессии человек предпочитает (но не на сколько).

В соответствии с объектом труда выделяются пять типов профессий:

1. «Человек-природа» (П).

Представителей этих профессий объединяет одно очень важное качество - любовь к природе. Но любовь не созерцательная. Которой обладают практически все люди, считая природу наиболее благоприятной средой для отдыха, а деятельная связанная с познанием ее законов и применением их. Одно дело - любить животных и растения, играть с ними, радоваться им. И совсем другое - регулярно, день за днем ухаживать за ними, наблюдать, лечить, выгуливать, не считаясь с личным временем и планами. Специалист должен не просто все знать о живых организмах, но и прогнозировать возможные изменения в них и принимать меры. От человека требуется инициатива и самостоятельность в решении конкретных задач, заботливость, терпение и дальновидность. Человек, работающий в сфере «человек-природа», должен быть спокойным и уравновешенным.

2. «Человек-техника» (Т).

Особенность технических объектов в том, что они, как правило, могут быть точно измерены по многим признакам. При их обработке, преобразовании, перемещении или оценке от работника требуется точность, определенность действий. Техника как предмет руда представляет широкие возможности для новаторства, выдумки, творчества, поэтому важное значение приобретает такое качество, как практическое мышление. Техническая фантазия, способность мысленно соединять и разъединять технические объекты и их части - важные условия для успеха в данной области.

3. «Человек-знаковая система» (З).

Мы встречаемся со знаками значительно чаще, чем обычно представляем себе. Это цифры. Коды, условные знаки, естественные или искусственные языки, чертежи, таблицы формулы. В любом случае человек воспринимает знак как символ реального объекта или явления. Поэтому специалисту, который работает со знаками, важно уметь с одной стороны, абстрагироваться от реальных физических, химически, механических свойств предметов, а с другой -представлять и воспринимать характеристики реальных явлений или объектов, стоящих за знаками. Чтобы успешно работать в какой-нибудь профессии данного типа, необходимо уметь мысленно погружаться в мир, казалось бы, сухих обозначений и сосредотачиваться на сведениях, которые они несут в себе. Особые требования профессии этого типа предъявляют к вниманию.

4. «Человек-художественный образ» (Х).

Важнейшие требования, которые предъявляют профессии, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью человека - наличие способности к искусствам, творческое воображение, образное мышление, талант, трудолюбие.

5. «Человек-человек» (Ч).

Главное содержание труда в профессиях типа «человек-человек» сводится к взаимодействию между людьми. Если не наладится это взаимодействие, значит, не наладится и работа. Качества, необходимые для работы с людьми: устойчивое, хорошее настроение в процессе работы с людьми, потребность в общении, способность мысленно ставить себя на место другого человека, быстро понимать намерения, помыслы, настроение людей, умение разбираться в человеческих взаимоотношениях, хорошая память (умение держать в уме имена и особенности многих людей), терпение.

Примеры профессий в соответствии с представленными типами отношений человека к окружающему миру

Тип профессий

Примеры профессий

Человек - природа (П)

Садовник, зоотехник, ветеринар, животновод, геолог, агроном, биолог, лесник, пчеловод, почвовед и т. д.

Человек - техника (Т)

Слесарь, токарь, радиотехник, связист, швея, водитель, электрик, инженер, монтажник и т. д.

Человек - знаковая система (3)

Чертежник, машинистка и оператор ЭВМ, радист, плановик, экономист, корректор, программист, телеграфист, наборщик и т. д.

Человек - художественный образ (Х)

Маляр, гравер, архитектор, фотограф, актер, шлифовальщик камней, художник, музыкант, модельер, стеклодув и т. д.

Человек - человек (Ч)

Продавец, учитель, воспитатель детского сада, няня, пре-подаватель училища, техникума, вуза; врач; медицинская сестра, официант, администратор и т. д.

Конечно, строго распределить по пяти типам все профессии невозможно. Более правилен такой подход к классификации профессий: надо исходить из того, что профессия может характеризоваться одновременно признаками разных типов, но в равной мере. Так, дирижер хора - это и собственно музыкант, и организатор группы людей. Агроном - это специалист в области растениеводства, и организатор производства, и знаток сельскохозяйственной техники, и в какой-то мере и картограф (кто, кроме него, составит специальные карты угодий данного хозяйства?). Поэтому, группируя такие сложные много признаковые явления, как профессии, надо учитывать факт нечеткости их границ и ориентироваться на главные, основные группы признаков. Для разных целей возможны разные группировки.

Обработка данных опросника

В каждом столбце отдельно подсчитываются суммы плюсов и суммы минусов. Сумма плюсов ставится в третьей снизу строчке в соответствующем столбце, сумма минусов - во второй строчке. Алгебраическая сумма проставляется в нижней строчке.

Проф. тестирование

Тест-профориентация Е.А. Климова

Методика предназначена для выбора профессии в соответствии с классификацией типов профессий Е.А.Климова:

«Человек-природа»

Профессия данного типа подходит Вам, если Вы любите работать в саду, огороде, ухаживать за растениями, животными, любите предмет биологию. Вероятно, Вы - человек мечтательный, лиричный, добрый. Любите животных, растения, вообще живую природу. Умеете чувствовать «настроение» пейзажа, времени года.

Для Вас природа - живое, одухотворенное существо. Вы предпочитаете уединяться в каком-нибудь живописном уголке. Скорее всего, у Вас дома есть домашние животные. Неудивительно, если Вы немного пишете стихи и всегда с удовольствием перечитываете в книгах описание пейзажей.

Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек-природа» являются: животные, условия их роста, жизни; растения, условия их произрастания.

Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности: изучать, исследовать, анализировать состояние, условия жизни растений или животных (агроном, микробиолог, зоотехник, гидробиолог, агрохимик, фитопатолог); выращивать растения, ухаживать за животными (лесовод, полевод, цветовод, овощевод, птицевод, животновод, садовод, пчеловод); проводить профилактику заболеваний растений и животных (ветеринар, врач карантинной службы).

Психологические требования профессий «человек-природа»: развитое воображение, наглядно-образное мышление, хорошая зрительная память, наблюдательность, способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы; поскольку результаты деятельности выявляются по прошествии довольно длительного времени, специалист должен обладать терпением, настойчивостью, должен быть готовым работать вне коллективов, иногда в трудных погодных условиях, в грязи и т. п.

«Человек-техника»

Профессия данного типа подходит Вам, если Вам нравятся лабораторные работы по физике, химии, электротехнике, если Вы делаете модели, разбираетесь в бытовой технике, если Вы хотите создавать, эксплуатировать или ремонтировать машины, механизмы, аппараты, станки.

У Вас технический склад мышления. Любимые предметы - математика и физика, в свободное время возитесь с различными механизмами. Знаете практически все модели автомобилей.

По характеру такой человек немногословен, предпочитает сразу же приступить к делу, любит ручной и физический труд. Вы сдержанны, основательны в своих поступках и решениях.

Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек-техника» являются: технические объекты (машины, механизмы); материалы, виды энергии.

Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности: создание, монтаж, сборка технических устройств (специалисты проектируют, конструируют технические системы, устройства, разрабатывают процессы их изготовления. Из отдельных узлов, деталей собирают машины, механизмы, приборы, регулируют и налаживают их); эксплуатация технических устройств (специалисты работают на станках, управляют транспортом, автоматическими системами); ремонт технических устройств (специалисты выявляют, распознают неисправности технических систем, приборов, механизмов, ремонтируют, регулируют, налаживают их).

Психологические требования профессий «человек-техника»: хорошая координация движений; точное зрительное, слуховое, вибрационное и кинестетическое восприятие; развитое техническое и творческое мышление и воображение; умение переключать и концентрировать внимание; наблюдательность.

«Человек-знаковая система»

Профессия данного типа подходит Вам, если Вы любите выполнять вычисления, чертежи, схемы, вести картотеки, систематизировать различные сведения, если Вы хотите заниматься программированием, экономикой или статистикой и т.п. Большинство профессий этого типа связано с переработкой информации.

Можно предположить, что Вы склонны к уединению. Предпочитаете кропотливый труд - проведение сложных расчетов, занятие кодированием. Любите рассуждать на абстрактные темы.

Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек-знаковая система» являются: тексты на родном или иностранном языках (редактор, корректор, машинистка, делопроизводитель, телеграфист, наборщик); цифры, формулы, таблицы (программист, оператор ЗВМ, экономист, бухгалтер, статистик); чертежи, схемы, карты (конструктор, инженер-технолог, чертежник, копировальщик, штурман, геодезист); звуковые сигналы (радист, стенографист, телефонист, звукооператор).

Психологические требования профессий «человек-знаковая система»: хорошая оперативная и механическая память; способность к длительной концентрации внимания на отвлеченном (знаковом) материале; хорошее распределение и переключение внимания; точность восприятия, умение видеть то, что стоит за условными знаками; усидчивость, терпение; логическое мышление.

В ГБОУ «Курганский промышленный техникум» представлен следующий выбор профессий и специальностей данного типа:

«Человек-художественный образ»

Профессия данного типа подходит Вам, если Вы любите создавать. Это все творческие специальности. Вы - человек эмоциональный, увлекающийся, часто действуете по настроению, импульсивно. Мечтательны, любите фантазировать. Может, владеете музыкальным инструментом, рисуете, пишете стихи, увлекаетесь моделированием одежды, дизайном.

Такие люди любят модно одеваться, стараются придать своей внешности блеск, артистичность, оригинальность. В жизни не любят однообразия и уныния, всегда стремятся наполнить ее особым смыслом.

Предметом труда для представителей большинства профессий этого типа является: художественный образ, способы его построения, его роли, элементы и особенности.

Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности: создание, проектирование художественных произведений (писатель, художник, композитор, модельер, архитектор, скульптор, журналист, хореограф); воспроизведение, изготовление различных изделий по образцу (ювелир, реставратор, гравер, музыкант, актер, столяр-краснодеревщик); размножение художественных произведений в массовом производстве (мастер по росписи фарфора, шлифовщик по камню и хрусталю, маляр, печатник).

Психологические требования профессий «человек-художественный образ»: художественные способности; развитое зрительное восприятие; наблюдательность, зрительная память; наглядно-образное мышление; творческое воображение; знание психологических законов эмоционального воздействия на людей.

В ГБОУ «Курганский промышленный техникум» представлен следующий выбор профессий и специальностей данного типа:

«Человек-человек»

Профессии данного типа подходят Вам, если Вы - человек общительный, активный, живой и подвижный. У Вас много друзей, Вам нравится бывать в компаниях. Вы наблюдательны, умеете понимать характеры людей, их настроения, знаете, как вести себя в той или иной ситуации, как разрядить напряженную атмосферу, уладить ссору между друзьями.

Вам интересно размышлять о том, какие внутренние причины лежат в основе того или иного поступка знакомого человека, какие цели он перед собой ставил, чего добивался. Вы умеете установить психологический контакт с собеседником, поддержать интересную беседу.

Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек-человек» являются: люди. Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности: воспитание, обучение людей (воспитатель, учитель, спортивный тренер); медицинское обслуживание (врач, фельдшер, медсестра, няня); бытовое обслуживание (продавец, парикмахер, официант, вахтер); информационное обслуживание (библиотекарь, экскурсовод, лектор); защита общества и государства (юрист, милиционер, инспектор, военнослужащий).

Психологические требования профессий «человек-человек»: стремление к общению, умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми; устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми; доброжелательность, отзывчивость; выдержка; умение сдерживать эмоции; способность анализировать поведение окружающих и свое собственное, понимать намерения и настроение других людей, способность разбираться во взаимоотношениях людей, умение улаживать разногласия между ними, организовывать их взаимодействие; способность мысленно ставить себя на место другого человека, умение слушать, учитывать мнение другого человека; способность владеть речью, мимикой, жестами; развитая речь, способность находить общий язык с разными людьми; умение убеждать людей; аккуратность, пунктуальность, собранность; знание психологии людей.