Образовательный портал - Kurokt

Конспект урока литературного чтения «Наш театр. С.Михалков «Упрямый козлёнок» Инсценирование сказки»(3 класс) план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему. Сказка упрямый козленок Главные герои сказки упрямый козленок


Конспект урока литературного чтения «Упрямый козленок»
Составитель Ивахина Алина Евгеньевна.
Место проведения: 3 класс, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 с углублённым изучением отдельных предметов» г.Котовска Тамбовской области
Дата проведения: 17.04.17
Цель: развить интерес к чтению, знакомство с творчеством С. Маршпка, отработка выразительного чтения.
Тип урока: знакомство с новым материалом.
УУД
Познавательные УУД
-Умение вычленять жанр сказки из других жанров;
-Видеть различия между литературной сказкой и народной;
-Совершенство умения составлять план рассказа;
-Умение выразительно передать текст устно;
-Развитие памяти посредством пересказа текста
Регулятивные УУД
- Умение видеть учебную задачу;
- Ориентация в тексте;
- Умение направлять свою деятельность на получение результата;
- Оценивание своих знаний;
Коммуникативные УУД
-Умение работать с классом;
-Грамотное изложение своих мыслей в речи, с опорой на изученные правила построения предложений и согласование частей речи;
-Способность строить конструктивный диалог;
-Решение конфликтов, нахождение компромиссов при делении на группы;
Личностные УУД
-Понимание смысла изучения литературы;
-Стремление к красивой разговорной речи.
Ход урока.
Этап мотивации.
Здравствуйте ребята, приготовимся к уроку литературы.
Литература – необыкновенная сказочная страна. Авторов литературных произведений несомненно можно назвать волшебниками. Авторы книг, излагая свои мысли, иногда даже угадывали будущее.
Так Жюль Верн в книге «20000 лье под водой» (1870 г) есть удивительная и нереальная для того времени подлодка «Наутилус» работает на электричестве. Реальные субмарины с электрическим двигателем появились спустя 90 лет – в 60-е годы ХХ века.
Актуализация ранее усвоенных знаний.
На прошлом уроке вы познакомились со «Сказкой о серебряном соколе» В. Коваля.
К какому жанру относилась она?
Что подтвердит нам что это сказка?
Ребята, а какие сказки бывают (литературные и фольклорные)
Назовите главные отличия литературной сказки от фольклорной.
Ребята, а слышали ли вы когда-либо фамилию Маршак? Что вы можете сказать об этом человеке?
Верно, Самуил Яковлевич Маршак детский писатель он автор таких знакомых вам произведений как «Сказка о глупом мышонке», «Кошкин дом», «Вот какой рассеянный», стихов.
У него есть произведение «Упрямый козленок» слышали ли вы о нем?
Как думаете какой будет тема урока?
Этап планирования деятельности
Ребята, как вы обычно знакомитесь с произведением?
(Прочтение, беседа, составление плана)
Этап работы над темой урока.
Итак, давайте прочтем текст.
Ребята, кто действующие лица в этой сказке?
Как автор изобразил героев? Зачитайте фрагмент.
Какой момент в сказке самый напряженный?
Давайте составим план сказки.
Что мы узнаем вначале сказки? Зачитайте.
Как назовём эту часть?
Что мы узнаем после того, как видим, что Козленок, не умеющий плавать, остался один посреди озера?
Как назовем эту часть?
После того, как козленка не спасла свинья, что случилось с козленком?
Как назвать эту часть?
Что произошло после того, как скрылись волки? Как озаглавил эту часть?
Как утка стала помогать козленку?
Как назовем эту часть?
Что случилось после спасения Козленка?
«Козленок потерялся»
«Равнодушие Хрюшки»
«Лесные грабители» (встреча с Волками)
«Мудрая утка»
«Помощь лесных жителей»
«Пир»
Этап обобщения во внешней речи.
Ребята, кто перескажет сказку по плану?
Кто хочет поучаствовать в инсценировке сказке?
Остальные будут критиками, вам необходимо отметить лучшего актера, назвать его ошибки и его плюсы. И проанализировав наш спектакль дать советы начинавшим актерам. (Дети не участвующие в инсценировке сидят за сдвинутой партой)
Рефлексия.
С каким писателем вы познакомились на этом уроке?
Кому вы бы посоветовали прочитать сказку «Упрямый козленок»?

Марина Ситникова
Занятие по сказке С. Михалкова. «Упрямый козленок».

Задачи :

1 .Учить детей понимать свои чувства и чувства других; продолжать учить передавать заданное эмоциональное состояние.

2. Развивать коммуникативные способности, эмпатию, воображение; развивать мелкую моторику; формировать внутреннюю речь, образное и логическое мышление.

3. Воспитывать у детей желание оказать помощь попавшим в беду.

Дидактический материал (на каждого ребенка)

Трафарет

Цветные карандаши

Веточки

Счетные палочки

Полоски цветной бумаги

Карточки с цифрами

Для всей группы : макет большого озера с маленьким островком по середине; театральные куклы : козленок , волк, свинья, заяц, утка.

Ход занятия :

Воспитатель : Ребята, все вы знаете, что наступил новый год. Скажите, какой он по счету? Правильно. А знаете ли вы, что по восточному календарю 2015 год- год Козы? Так вот, я хочу вам рассказать одну историю , которая произошла с обыкновенным Козленком . А вас я попрошу быть не только слушателями, но и активными участниками в этой истории.

Слушайте.

Жил на свете обыкновенный Козленок . Как все козлята был мал , но упрям . Он хотел делать все по-своему. Однажды ему пришло в голову уйти погулять подальше от дома.

Не ходи далеко!- предупредила его мама - Собираются тучи, будет гроза.

Никакой грозы не будет!- ответил Козленок и поскакал по тропинке в далекий лес.

Вопросы детям : Сколь ног у Козленка ? А копыт? А у медведя сколько лап? А

сколько копыт? А у волка хвостов? А у вас ушей?

В лесу было темно, а скоро стало еще темнее. Макушки высоких сосен гнулись от порывов сильного ветра. Большая туча нависла над самым лесом.

Задание на листке бумаги.

Обведите лекало черным карандашом,

дорисуйте, на что была похожа эта черная туча.

И вдруг сверкнула ослепительная молния, а за нею грянул гром оглушительной силы и пошел дождь. Кап-кап-кап.

Игра забава «Дождик» (развитие мелкой моторики)

Дождик, дождик на дорожке Он намочит наши ножки

(Дети ударяются кончиками пальцев по поверхности стола, начиная с мизинца- это

«идет дождь, капают стуча, капельки» ) Нужно ножки поднимать Через лужицы скакать Так, вот так, так, вот так Через лужицы скакать

(Поочередно отрывают каждый палец от поверхности стола и вытягивают вверх-

«поднимаем высоко ножки, шагая через лужицы» ) Поспешим мы, поспешим, От дождя мы убежим. Поспешим мы, поспешим, От дождя мы убежим.

(Быстро перебирают по столу пальчиками, на месте или с движение вперед (в

сторону, начиная с мизинца - это «пальчики убегают от дождя» )

Задание на листике бумаги.

Перед детьми «молния» . По хлопку проводят линию сверху вниз посередине рисунка. Задание повторяется три раза, при этом меняется цвет карандаша. Слушая ритм, заданный педагогом, дети рисуют капельки дождя.

Не помня себя от страха, маленький Козленок бросился наутек . Он промок до ниточки, до последней шерстинке на теле. Когда же вся вода из тучи вылилась и небо прояснилось, Козленок очутился на небольшом островке посредине настоящего озера. Все вокруг было затоплено. До сухого берега было далеко.

Нарисуйте большое озеро и маленький островок посредине озера

Козленок не умел плавать . Ему ничего не оставалось делать, как ждать спасения. Дрожа от холода он присел на корточки и стал думать, как ему перебраться на берег

Вопрос : Как Козленку перебраться на берег?

Скоро он увидел знакомую Свинью. Она плыла мимо на лодочке.

Спаси меня, Хрюша! Сними меня с островка! - взмолился Козленок - Забери меня с собой! Вопрос : Как вы думаете, что ответила Хрюша?

Мне самой места мало! - прохрюкала в ответ Хрюша и, покачиваясь на волнах, проплыла совсем близко от островка.

Свинья уплыла на своей лодочке, и Козленок опять остался один . И в это самое время на берегу появились лесные разбойники.

Вопрос : Как вы думаете, кто эти лесные разбойники?

Это были известные и кровожадные грабители Волк и Волчица. Первое что они увидели, было новое озеро, а посередине озера на маленьком островке - маленький Козленок . -Как бы нам до него добраться? - сказал старый Волк- Можно было бы и вплавь, да я не люблю купаться перед обедом.

Недолго раздумывая, разбойники скрылись в кустах. А Козленок , ничего не подозревая, продолжал сидеть на своем островке.

Неужели я так и погибну? - думал бедный Козленок , в тревоге глядя по сторонам. - Скоро ночь, а меня что-то никто не спасает.

Кряк! Кряк! - послышалось вдруг над самой головой Козленка . Козленок поднял голову и увидел дикую утку Крякву.

Кряк! Что ты тут делаешь? - спросила Кряква, делая круг над островком.

Сижу и жду помощи. Плавать я не умею, летать тоже, а до берега видишь как далеко!

Хорошо - сказала Кряква . - Наберись терпения и жди. Мы тебе поможем! - С этими словами она взмыла в вышину и быстро скрылась из виду.

Весть о том, что маленький Козленок попал в беду , как по телеграфу разнеслась по окрестным лесам, полям, болотам. Не прошло и часа, как на зеленой полянке собрались добрые звери и птицы. Прискакали Зайцы, притащились Бобры, прилетели Журавли. Старуха Цапля привела с собой двух Пеликанов.

Дикая утка Кряква рассказала всем о том , как она летала над лугом, который стал озером, и как она увидела на маленьком островке одинокого Козленка , попавшего в беду.

Надо ему помочь! - сказали все . - Но как?

Надо постоит плот и на нем вывезти Козленка с островка ! - предложили Бобры

И закипела работа. Бобры тотчас повалили большое дерево. За ним упало второе, за ним третье

Вопрос : А скажите, пожалуйста, а за третьим какое?

Задание : Разложить цифры по порядку от одного до десяти.

Зайцы очищали столы от ветвей и сучков. Задание : Очистите веточку от коры.

Журавли таскали готовые бревна на берег озера и там связывали их по одному.

Задание : Перенесите счетные палочки большим пальчиком и мизинцем на середину стола.

Каждому нашлось дело.

Задание : Сплетите плот из полосок цветной бумаги.

Плот был готов и его столкнули в воду. Еще одно мгновение - и он уже покачивался на волнах, отдаляясь от берега. Команда Зайцев налаживала парус. Ими командовал самый храбрый Заяц по прозвищу Трусохвостик. Плот пристал к островку. Козлик был очень рад . Прямо на плоту Зайцы разожгли костер, чтобы Козлик мог обсушиться и обогреется. Звери накормили Козленка . А чем,вы сейчас узнаете!

Задание : Обведите трафареты и заштрихуйте их. Назовите, что съел Козленок .

Предложить детям трафареты овощей и фруктов.

Мы не будем описывать возвращение Козленка домой , к родителям. Скажем только по секрету, чо два дня ему было больно сидеть на своем хвостике. Но этого следовало ожидать. На третий день Козел и Коза пригласили на праздничный обед всех, кто принимал участие в спасении Козленка .

Вопросы : Кого Коза пригласила в гости? А почему же не позвала Свинью? Коза всех угощала чаем, конфетами, печеньем. Игра «Сложи узор»

В доме Козла и Козы до поздней ночи были слышны песни и смех, да хруст кочерыжек. Так, за празднично накрытым столом в кругу настоящих и верных друзей радостно и весело закончилась эта история, которая могла бы закончится весьма печально.

А вам - фотография Козленка на память . Разукрасьте её.

Сергей Михалков сказка "Упрямый козленок"

Главные герои сказки "Упрямый козленок" и их характеристика

  1. Козленок, очень непослушный, упрямый, самоуверенный. Попал в беду и громко плакал.
  2. Свинья Хрюшка, равнодушная, бессердечная
  3. Утка Кряква, добрая и отзывчивая, организовала спасение Козленка
  4. Волки, жадные и страшные разбойники
  5. Пеликаны, Зайцы, Бобры, Аист, Журавли, Синичка и Воробей - спасатели.
План пересказа сказки "Упрямый козленок"
  1. Непослушный Козленок
  2. Веселая прогулка
  3. Гроза
  4. Остров
  5. Равнодушная свинья
  6. Волки на берегу
  7. Обещание Кряквы
  8. Сбор зверей и птиц
  9. Предложение бобров
  10. Сообщение воробья
  11. Еда для Козленка
  12. Волки плывут к острову
  13. Синичка поднимает тревогу
  14. Потопление Волков
  15. Спасение Козленка
  16. Пир горой.
Кратчайшее содержание сказки "Упрямый козленок" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Козленок не послушал маму и пошел гулять, несмотря на то, что приближалась гроза
  2. Козленок оказался на острове и Хрюшка отказалась помогать ему на лодке
  3. Кряква обещает Козленку помощь и собирает зверей и птиц
  4. Спасатели строят плот и Пеликаны относят Козленку еду
  5. Волки плывут к Козленку, но птицы их топят, а звери спасают Козленка
  6. Родители Козленка устраивают обед, а свинье указывают на дверь
Главная мысль сказки "Упрямый козленок"
Непослушание и упрямство до добра не доведут.

Чему учит сказка "Упрямый козленок"
Сказка эта учит слушаться родителей, быть осторожным и предусмотрительным, не гулять перед грозой. Учит помогать попавшим в беду, учит действовать сообща, учит тому, что по заслугам и почет.

Отзыв на сказку "Упрямый козленок"
Эта сказка мне очень понравилась, звери в ней проявили такое единодушие, так хорошо вместе работали, что просто любо-дорого смотреть. Козленок конечно был не прав, упрямо не слушая маму, но он получил хороший урок и наверное больше никогда не станет так поступать.

Пословицы к сказке "Упрямый козленок"
Друг познается в беде.
Упрямого исправит дубина, а горбатого могила.
По заслугам и почет.

Краткое содержание, краткий пересказ сказки "Упрямый козленок"
Жил упрямый Козленок, который не послушал маму и отправился гулять, утверждая, что никакой грозы не будет.
Но гроза все-таки началась и Козленок страшно перепугался и промок. А когда дождь прошел, Козленок оказался на острове, и повсюду была вода.
Мимо в лодке проплывала Хрюшка и Козленок попросил помочь ему, но Хрюшка ответила, что ей самой мало места.
На берег вышли Волки и увидели Козленка. Они решили пойти позвать друзей.
Тут прилетела утка Кряква и узнав, что случилось с Козленком, обещала ему помочь. Кряква собрала всех зверей и те решили помочь Козленку.
Бобры предложили сделать плот и повалили три дерева.
В это время прилете Воробей и сказал, что Козленок плачет от голода. Пеликаны хотели угостить его рыбой, но Зайцы принесли морковь и капусту и Пеликаны отнесли еду Козленку.
Три молодых Волка оседлали бревна и плыли к островку, а звери и птицы спускали плот.
Синичка увидела Волков и сказала про это зверям, птицы полетели на встречу разбойникам и утопили их.
Потом звери на плоту спасли Козленка.
Коза и Козел устроили большой пир, а когда пришла Хрюшка, ей просто указали на дверь.
Все остальные долго веселились.

Рисунки и иллюстрации к сказке "Упрямый козленок"

Жил-был обыкновенный Козлёнок. Как все козлята, он был мал, но упрям. Он хотел всё делать по-своему. Однажды ему пришло в голову уйти погулять подальше от дома.

Не ходи далеко! - предупредила его мать. - Собираются тучи. Быть грозе.

Никакой грозы не будет! - ответил Козлёнок и поскакал по тропинке в дальний лес.

В лесу было темно, а скоро стало ещё темнее. Макушки высоких сосен гнулись от порывов сильного ветра. Большая чёрная туча нависла над самым лесом. И вдруг сверкнула ослепительная молния, а за нею грянул оглушительный гром.

Не помня себя от страха, маленький Козлёнок бросился наутёк. Ему казалось, что молния и гром гонятся за ним: так они сверкали и гремели за его спиной. Наконец большая чёрная туча прорвалась, и из неё полил ужасающий дождь. Целые потоки холодной воды обрушились на Козлёнка, который всё бежал и бежал. Он уже выбежал из леса и теперь скакал по незнакомому лугу. Он промок до ниточки, до последней шерстинки на теле, а дождь не унимался. Когда же вся вода из тучи вылилась и небо прояснилось, Козлёнок очутился на небольшом островке посредине настоящего озера. Всё вокруг было затоплено. Из воды тут и там торчали только верхушки каких-то кустов. До сухого берега было далеко.

Козлёнок не умел плавать. Ему ничего не оставалось делать, как ждать спасения. Дрожа от холода, он присел на корточки и стал ждать.

Скоро он увидел знакомую Свинью. Откуда ни возьмись она плыла мимо на лодочке.

Спаси меня, Хрюшка! Сними меня с островка! - взмолился Козлёнок. - Забери меня с собой!

Мне самой места мало! - прохрюкала в ответ Свинья и, покачиваясь на волнах, проплыла совсем близко от островка.

Как тебе не стыдно! Апчхи! Апчхи! - два раза чихнул ей вслед Козлёнок, который не успел ещё обсохнуть, но уже успел простудиться.

Свинья уплыла на своей лодочке, и Козлёнок опять остался один.

В это самое время на берегу появились лесные разбойники. Это были известные кровожадные грабители Волк и Волчица. Ветер донёс до их разбойничьего логова запах мокрой козлиной шерсти, и они по запаху вышли на опушку леса.

Первое, что они увидели, было новое озеро, а посредине озера, на маленьком островке, маленького Козлёнка.

Давно мы не лакомились свежей козлятинкой! - прорычал старый Волк.

Сладкий кусочек! - облизнулась Волчица.

Как бы нам до него добраться? - сказал старый Волк. - Можно было бы и вплавь, да я не люблю купаться перед обедом!

Недолго раздумывая, разбойники скрылись в кустах. А Козлёнок, ничего не подозревая, продолжал сидеть на своём островке.

Неужели я так и погибну? - думал бедный Козлёнок, в тревоге глядя по сторонам. - Скоро ночь, а меня что-то никто не спасает...

Кряк! Кряк! - послышалось вдруг над самой головой Козлёнка.

Козлёнок поднял голову и увидел дикую утку Крякву.

Кряк! Что ты тут делаешь? - спросила Кряква, делая круг над островком.

Неужели ты не видишь? - жалобно отвечал Козлёнок. - Сижу и жду помощи. Плавать я не умею, летать тоже, а до берега видишь как далеко!

Хорошо! - сказала Кряква. - Наберись терпения и жди. Мы тебе поможем! - С этими словами она взмыла в вышину и быстро скрылась из виду.

Весть о том, что маленький Козлёнок попал в беду, как по телеграфу, разнеслась по окрестным лесам, полям и болотам.

Не прошло и часа, как на зелёной полянке собрались добрые звери и птицы. Прискакали Зайцы, притащились Бобры, прилетели Журавли. Старуха Цапля привела с собой двух Пеликанов, которые гостили у неё перед отлётом на юг.

Дикая утка Кряква рассказала всем о том, как она летала над лугом, который стал озером, и как она увидела на маленьком островке одинокого Козлёнка, попавшего в беду.

Надо ему помочь! - закончила она свой рассказ.

Все, как один, согласились с Кряквой.

Надо помочь! - хором сказали Зайцы.

Выручим! - сказали Журавли.

Поможем! - сказала Цапля и посмотрела на Пеликанов.

Те молча закивали головами.

А как? - спросил только что подлетевший Аист.

Надо построить плот и на нём вывезти Козлёнка с островка! - предложили Бобры.

Они были строителями и всегда предлагали что-нибудь построить.

Тут закипела работа. Бобры тотчас повалили большое дерево. За ним упало второе, за вторым третье.

Зайцы очищали стволы от ветвей и сучков. Журавли таскали готовые брёвна на берег озера и там связывали их одно к одному. Каждому нашлось дело.

Неожиданно в самый разгар работы прилетел Воробей.

Я только что видел Козлёнка! - прочирикал он, запыхавшись. - Он плачет. Он голоден. Он с самого утра ничего не ел.

Надо его накормить! - как всегда, хором сказали Зайцы.

Накормить! - согласились Журавли.

И посытнее! - предложили Бобры, не отрываясь от работы.

А как? - спросил Аист.

Цапля промолчала. Она только многозначительно посмотрела на своих друзей Пеликанов. Те поняли её и молча открыли свои большие клювы. У каждого в сумке под клювом был припрятан порядочный запас свежей рыбы. Потому-то они и молчали всё время!

Кряк! Козлята не едят рыбы! - воскликнула дикая утка Кряква. - Разве вы этого не знаете?

Пеликаны посмотрели друг на друга и, проглотив рыбу, быстро освободили сумки. Два шустрых Зайчонка куда-то исчезли и тут же вернулись с охапками свежей морковки и кочанами капусты.

Пеликаны разинули свои клювы, нагрузили пустые сумки овощами и, разбежавшись, поднялись в воздух вслед за провожатым - Воробьем.

Через несколько минут они уже сбрасывали провиант прямо к ногам обрадованного Козлёнка. Освободившись от груза, Пеликаны повернули обратно к берегу, где с невероятной быстротой достраивался плот.

Но в разбойничьем логове тоже не дремали. Здесь точили ножи и кипятили воду в котле. А три самых отчаянных головореза, три молодых Волка, оседлав три толстых бревна, уже плыли по направлению к островку, на котором жалобно блеял маленький, глупый Козлёнок.

Хорошо, что разбойников заметила пролетавшая мимо Трясогузка. Вовремя прилетела она к тому месту, где трудились верные друзья.

Скорей, братцы! Скорей! - прощебетала она, кружась над строителями Бобрами. - Вы можете не успеть! Разбойники уже подплывают к островку!

Плот был уже почти готов, и его столкнули в воду. Ещё одно мгновение, и он уже покачивался на волнах, отдаляясь от берега. Команда Зайцев налаживала парус. Ими командовал самый храбрый Заяц, по прозвищу Трусохвостик.

Тем временем все, кто имел крылья, поднялись в воздух. Первыми поднялись Журавли, за ними дикая утка Кряква, Аист и Цапля. Развернувшись над лесом, они построились в треугольник и взяли курс на островок посредине озера.

Разбойники Волки вовсю работали вёслами, тихо переговариваясь друг с другом.

Уже недалеко! - говорил один. - Уже недалеко!

Никуда он от нас не уйдёт! - говорил второй Волк. - Не уйдёт!

Сейчас мы его сцапаем! - рычал третий разбойник. - Сцапаем!

Но не тут-то было! Не успели разбойники опомниться, как на них налетели дружные птицы: их острые клювы больно вонзались в волчьи шеи. Журавля сменял Аист, Аиста - Цапля. Разбойникам некуда было деться, а тут ещё налетели Пеликаны. Они летели медленно, потому что на этот раз были нагружены камнями. Весь свой тяжёлый груз они обрушили на головы Волков. Этого уже разбойники не могли выдержать. Хватаясь лапами за головы, воя от боли, они теряли вёсла и падали в воду. Спасая свою шкуру, они хотели было вплавь повернуть назад к берегу, но длинноклювые птицы кружились над ними и не давали плыть до тех пор, пока последний разбойник навсегда не скрылся под водой.

Ну, а плот пристал к островку. Козлик вне себя от радости расцеловался с Трусохвостиком и от души обнял каждого Зайца в отдельности.

Прямо на плоту Зайцы разожгли костёр, чтобы Козлик мог обсушиться и обогреться.

Мы не будем описывать возвращение Козлёнка домой к родителям. Скажем только по секрету, что два дня ему было больно сидеть на своём хвостике. Но этого следовало ожидать.

На третий день Козёл и Коза на праздничный обед пригласили всех, кто принимал участие в спасении Козлёнка. Никто не был забыт. Нашлось место и для Воробья, и для Трясогузки. На почётном месте сидела дикая утка Кряква, которая первая пришла на помощь маленькому упрямцу.

Неожиданно, без приглашения, заявилась Свинья.

А где моё место? - прохрюкала она ещё с порога. Но в ответ ей указали на дверь.

Здесь место только тем, кто знает, как помогать друг другу в беде! - вежливо, но сухо и решительно заявил хозяин дома Козёл. - Вы же, соседка, поступили по-свински?

Так Хрюшка и ушла не солоно хлебавши.

А в доме Козла и Козы до поздней ночи были слышны песни и смех, да хруст кочерыжек.

Так, за празднично накрытым столом, в кругу настоящих, верных друзей, радостно и весело закончилась история, которая могла бы закончиться весьма печально...