Образовательный портал - Kurokt

Неандерталец чем занимался. Куда исчезли неандертальцы: их уничтожили кроманьонцы? Homo neanderthalensis и современный человек

Первый череп неандертальца, который признали относящимся к ранее не изученному виду человека, был обнаружен в 1856 году на территории современной Германии в Неандерской долине реки Дюссель, недалеко от города Дюссельдорф.

Одна из находок остатков неандертальского черепа была сделана в 15 км от Нидерландов на дне Северного моря. Погибший жил в эпоху позднего плейстоцена (примерно 40 тыс. до н.э.), питался исключительно мясом, о чём свидетельствует анализ костей. Рядом с человеческими останками были обнаружены каменные топоры и кости животных . Районы шельфа в то время были частью суши (затопленной 6500 лет до н.э.) и благоприятным местом для обитания растительноядных животных.

Анатомия

В облике неандертальцев имелись черты, которые и сегодня относят к примитивным: вдавленный назад подбородок, большие надбровные дуги, очень массивные челюсти. Голова их была больше, чем у современного человека, ибо вмещала значительно более крупный мозг (от 1400 до 1700 см 3). Средний рост мужчин составлял 1,65 м, женщины были на 10 сантиметров ниже. Но при этом мужчины весили около 90 кг, руки и ноги их были более короткими. Анализ ДНК костей неандертальцев показал, что они, возможно, были рыжими и светлокожими.

Физиология

Неандертальцы умели говорить, их речь была более высокой и медленной, чем у современных людей. Считается, что неандертальцы могли обладать более развитым абстрактным мышлением . По мнению антропологов, средняя продолжительность жизни неандертальцев составляла 30-40 лет.

Генетика

Сейчас установлено, что до 4% генов части современных людей принадлежит неандертальцу. Как показал генетический анализ, неандертальцы участвовали в формировании нескольких современных народов (французов, испанцев, греков и американских индейцев).

Период наибольшего распространения неандертальцев на планете пришелся на похолодание климата . Примерно 30 тыс. лет до н.э. последние представители этого вида жили на самом юге Испании, в районе Гибралтара, в Пиренеях. Материал с сайта

Образ жизни неандертальцев

Жили неандертальцы в небольших родовых общин ах, состоящих из 2-4 семей. Согласно реконструкции археологов домами неандертальцам служили овальные шалаши из вкопанных в землю жердей, связанных сверху вместе и покрытых шкурами животных. Внутри шалаша располагался очаг из плоских камней. Для охоты использовались копья.

Обычаи

Неандертальцы хоронили своих умерших. Обнаружено более двадцати случаев захоронения неандертальца. Никакие предшественники или родичи человека не делали этого — только современные люди и неандертальцы.

Судя по исследованиям эволюции людей, неандерталец мог произойти от одного из подвидов человека прямоходящего - . Гейдельбергский человек, был одним из нескольких видов и не являлся предком человека, хотя обладал способностью изготавливать орудия труда и пользоваться огнём. Неандерталец стал его потомком и последним в данной эволюционной линии.

Само название «неандерталец» относится к находке черепа представителя данного вида. Череп был найден в 1856 году в Западной Германии в ущелье Неандерталь. Само ущелье, в свою очередь, было названо так в честь известного теолога и композитора Иоахима Неандера. Стоит отметить, что это была не первая находка. Останки неандертальца впервые были найдены в 1829 году в Бельгии. Вторая находка была обнаружена в 1848 году на Гибралтаре. Впоследствии было найдено множество останков неандертальцев. Изначально их отнесли к прямым предкам человека, и даже высказывалось предположение, что эволюция человека могла выглядеть так - австралопитек-питекантроп-неандерталец-современный человек. Однако затем данная точка зрения была отвергнута. Как оказалось, ни , ни неандерталец к предкам людей не имеют отношения и являются параллельными ветвями эволюции, полностью вымершими.

После исследования останков неандертальцев стало ясно, что они были почти так же развиты, как и кроманьонцы. Больше того, существуют предположения, что неандерталец мог быть даже умнее кроманьонца, так как объём его черепной коробки был даже больше, чем у современного человека и составлял 1400-1740 см³. Ростом неандертальцы были примерно 165 см. Также они обладали массивным телосложением. По внешнему виду они отличались от современных людей и существовавших тогда же наших предков - кроманьонцев. Отличительными особенностями их лица были мощные надбровные дуги, широкий выступающий нос и маленький подбородок. Короткая шея наклонена вперёд. Руки у неандертальца были короткие, лапообразные. По некоторым предположениям, кожа у неандертальцев была светлая, а волосы - рыжими. Строение мозга и голосового аппарата неандертальца говорит о том, что они обладали речью.

Неандерталец по силе явно опережал кроманьонца. У него было на 30-40% больше мышечной массы, а скелет тяжелее. По всей видимости, встретившись один на один, неандерталец запросто мог одолеть кроманьонца. Однако, несмотря на это, кроманьонец оказался победителем в межвидовой схватке. Археологи находят на стоянках кроманьонцев кости неандертальцев, на которых имеются следы, характерные при поедании. Также были найдены ожерелья из зубов неандертальца - по всей видимости, принадлежали воинам и носились как трофей, показывающий боевые заслуги. Ещё одной любопытной находкой является берцовая кость неандертальца, которой кроманьонцы пользовались как шкатулкой, в которой содержался порошок охры. Эти и многие другие находки говорят о том, что кроманьонцы и неандертальцы могли вести войну за территории, а кроманьонцы даже употребляли неандертальцев в пищу.

Несмотря на то, что по внешним признакам неандертальцы были мощнее, кроманьонцы всё же смогли их истребить. Учёные делают предположения, что такой исход событий произошёл благодаря тому, что кроманьонцев было намного больше, что у кроманьонцев появилось новое оружие (метательное, более современные копья, топоры), которого не было у неандертальцев. Также есть предположения, что к тому времени предки людей смогли приручить собаку/волка, которые позволили охотиться на людей другого вида более эффективно. Кроме того, существуют предположения, что неандертальцы не были уничтожены полностью, а часть из этого вида ассимилировалась к кроманьонцами.

Неандертальцы умели создавать орудия труда и охоты. Они могли использовать копья с каменными наконечниками для ближнего боя. Также у неандертальцев появилось искусство. Так, например, было найдено изображение леопарда на кости зубра, украшения - раскрашенные ракушки с отверстиями. Находки птиц со срезанными перьями могут говорить о том, что неандертальцы украшали себя перьями, как американские индейцы.

Считается, что у неандертальцев могли впервые появиться зачатки возникновения религиозных представлений, жизни после смерти. Такой вывод можно сделать по исследованиям захоронений неандертальцев. В одном из захоронений неандерталец покоится в форме эмбриона. Такой способ захоронения исследователи относят к представлениям о перерождении души, когда умершему придают форму эмбриона, считая, что это поможет ему вновь стать новорождённым и прийти в мир уже в другом теле. Рядом с другой могилой неандертальца были найдены оставленные цветы, яйца и мясо, что говорит о культовых представлениях неандертальцев — кормление духа или подношения духам. Однако другие исследователи сомневаются в религиозных представлениях неандертальцев, объясняя наличие цветов и поз эмбриона случайными факторами или же позднейшими напластованиями.

Кроманьонцы. Археологические находки и реконструкции:

Эволюция привела к изменению строения тела древнейших людей, создав виды, которым было легче существовать в новых условиях. Так, около ста тысяч лет то-му назад на Земле появился неандерталец, получивший название от долины Неандерталь, по которой протекает река Неандер (Германия). Там впервые были найде-ны ископаемые останки первобытного человека этого вида.

Неандерталец — человек древнего физического типа, предок современного человека (100 тыс. лет до н. э. — 35 тыс. лет до н. э.)

Неандертальцы были невысокого роста (до 165 см). Массивная голова, корот-кое туловище, широкая грудь — строение тела значительно ближе к современно-му человеку, чем у предыдущих видов. Правда, руки были не такими ловкими и подвижными, как у нас с вами, но очень сильными, словно тиски. Живя в пещерах, неандертальцы начали строить себе жилища из костей больших животных, например мамонтов, покрывая их шкурами. Основ-ные места стоянок неандертальцев на территории Ук-раины найдены в Крыму: пещера Киик-Коба, Староселье, навес Заскальный, Чокурча.

Неандертальцы были значительно разумнее пите-кантропов и синантропов. Они научились добывать огонь: или вращая ладонями деревянную палочку в отверстии дощечки, или высекая искры на сухую тра-ву ударом о камень. Теперь не было необходимости ждать, когда молния подожжёт дерево или траву и тем самым подарит огонь; не нужно было переносить с со-бой горящую ветвь на новое место стоянки. Человек владел огнем — это стало одним из величайших его достижений.

Неандертальцы стали свободнее передвигаться, искать благоприятные районы для жизни. Они рассе-лились на значительных территориях, странствуя не-большими группами — первобытными стадами. Такая группа общими усилиями могла поддержать свое су-ществование, т. е. прокормиться и защититься от опасности. Первобытные люди могли существовать только вместе. Ни один из них не мог выжить один на один с природой, имея весьма примитивные орудия труда, а вместе люди охотились даже на больших жи-вотных — мамонтов, бизонов и т. п. Для этого исполь-зовались приёмы загонной охоты.

Загонная охота — способ охоты, когда охотники, пугая животных шумом и оружием, заставляли их бежать в ловушку. Материал с сайта

У неандертальцев возникает обычай хоронить умерших. Раньше люди этого не делали, так как не по-нимали, что такое смерть. Наверное, они считали, что соплеменник заснул и не может проснуться, поэтому оставляли его на месте. Неандертальцам смерть тоже казалась чем-то похожим на сон, поэтому умершим оставляли запас пищи и оружие. Неандертальцы бы-ли промежуточной ступенью эволюции от древней-ших людей до современного человека. Тем не менее, прошли еще десятки тысяч лет, прежде чем на плане-те появился человек современного физического ти-па, которого ученые называют « Homo sapience », т. е. «человек разумный».

Гомо сапиенс (с латин. Homo sapiens — «человек разумный») — человек современного физического типа, который появился около 40 тыс. лет тому назад.

В 2005 году археологи на территории Львовской области ногти останки неандертальца. Было установлено, что он и его родственники жили в пещерах, питались мясом жи-вотных, изготовляли копья с каменными наконечниками.

На этой странице материал по темам:

• Доклад про неандертальцев не большой

• Информация про неандертальцев

• Станислав ДРОБЫШЕВСКИЙ,
    антрополог, кандидат биологических наук, доцент кафедры антропологии биологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, научный редактор ANTROPOGENEZ.RU:

«Многие задаются вопросом: как же взаимосвязаны неандертальцы и кроманьонцы со своими предками? Откуда они взялись?

Многим известно, что были некие австралопитеки, потом ранние Homo (Хабилисы, Рудольфенсисы), потом были Homo erectus, потом бац – появляются неандертальцы и сапиенсы. И, с одной стороны, получается, что, если посмотреть издалека, то культура сапиенсов и неандертальцев в чём-то похожа, а у еректусов какие-то ашельские рубила, кливеры, и совсем уж они разные. И как это, с одной стороны, взаимосвязано культурно, а, с другой стороны, биологически для многих ускользает.

На самом деле, противопоставление эректусов с одной стороны и всех остальных с другой – напрочь искусственное. То есть это наследие времён, когда Фульрот нашёл неандертальца, Дюбуа нашёл питекантропа, а другие нашли кроманьонца. И существовали три точки: эректусы были древнее, потом позже – ледниковый – период с мамонтами и неандертальцами, затем тоже ледниковый период с теми же мамонтами, но уже с кроманьонцами. А между ними дырень. Со времён этих находок прошло 150 лет, и теперь то известно, что в промежутке было ещё много чего интересного.

Эжен Дюбуа — нидерландский антрополог, нашедший и описавший останки питекантропа в 1891 году

И, собственно, вероятно, в середине было самое интересное. А в середине между эректусами и всеми остальными поздними людьми были Homo heidelbergensis. Название условно, потому что конкретное название Homo heidelbergensis относится к конкретной челюсти из деревни Мауэр в Германии, которая, к слову, вообще мало понятно, кто такая, так как это челюсть.

В широком смысле Homo heidelbergensis или палеоантропы, или постархантропы – потомки эректусов, с одной стороны, предки неандертальцев. Это европейская линия, которая потом расселилась в Азию. И африканские тоже условно гейдельбергенсисы – их называют Homo rhodesiensis или Homo helmei, это всё одни и те же. Это предки сапиенсов, которые возникли в Африке. В некоторый момент они из этой Африки вылезли и стали взаимодействовать с неандертальцами. Зная, что существовали Хомо гейдельбергенсисы со своими культурами, мы видим, что есть прямая совершенно непосредственная преемственность между эректусами и более поздними гоминидами.

То есть эректурсы выходили из Африки несколько раз. Первый выход был, строго говоря, ещё до эректусов. Это люди в Дманиси в Грузии. По своему физическому типу, если они на кого-то и похожи, то на рудольфенсисов (Homo rudolfensis), которые ещё чуть раньше жили в Африке. Но эта линия, с большой вероятностью, была тупиковая и закончилась ничем.

Потом, вероятно, потомки этих дманисцев или, возможно, какая-то своя линия ещё раз вышла из Африки, дошла до Азии, там заселилась вплоть до Явы, а оттуда даже дошла до острова Флорес (Индонезия), где возникли хоббиты (Homo floresiensis). На Яве эволюция шла своим путем: там возникли люди из Нгандонга или Соло (река). Какие-то веточки зашли на Сулавеси – кто там был неизвестно, там нашли только орудия. Кто-то добрёл до Филлипин: там есть карликовая плюсневая кость с ноги, принадлежавшая карликовому человеку.

Кто-то эволюционировал в Азии, восточнее южнее как минимум Алтая. Самые известные – денисовцы, у них своя ветка, но про них известно крайне мало. Во эта вся восточная часть истории по ка покрыта мраком.

Хорошо известно, что было в Европе и в Африке. В Европе эти потомки эректусов назывались Хомо гейдельбергенсисы. У учёных имеется красивая цепочка: Сима-дель-Элефанте (Испания), Гран Долина Атапуэрка (Испания) и ещё масса находок: Сима-де-лос-Уэсос (Испания), Штенгейм (Германия), Сванскомб (Англия) и много чего ещё. Между этими людьми Европы вероятно были свои отдельные специфические группы. Более архаичные – ребята с огромными надбровьями и страшными затылками. Или люди из Чепрано (Италия) и другие – там были довольно массивные граждане. Были и довольно грацильные, например, из того же Сванскомба, они немного попроще. Были чуть более большие и чуть менее, но так или иначе, это были все Хомо гейдельбергенсисы. У них происходило много всего интересного потому, что с одной стороны по культуре это тоже Ашель, то есть наследие африканских эректусов в прямом виде.

Но Ашель довольно красивый, потому что если ашельские рубила в Африке все кривые, косые и корявые, то европейский поздний Ашель красивый. Там рубила идеальной симметрии, ровные и совершенно сделанные. То есть типологически это тоже Ашель, но видно, что это новый уровень. Это как телега и нормальная машина – вроде тоже с колёсами и ездит по дороге, но эта вся кривая, косая и рассохшаяся, а эта блестит и хочется на ней ездить. И у этих европейских гейдельбергенсисов появляется много замечательных инноваций, и они стали с момента около 350 000 лет назад или чуть раньше активно жечь огонь. У них появляется много использование огня, то есть до этого где-то как-то там раз 20 за миллион лет они его жгли, а тут вдруг начинают его активно использовать. Они начинают строить нормальные жилища. Правда, тут многие археологи спорят: многие их следы найдены. У них появляются составные орудия труда, где несколько элементов соединены между собой и появляется идея прикрепления наконечника на древко, примазать его туда смолой, привязать верёвками и т.д. У них появляются какие-то ритуалы, возникают комплексы, где видно, что что-то в голове у них творилось, что они мудрили, сталактиты складывали кругами, жгли медвежьи черепа и что-то ещё мудрили. В конце концов, у них появляются детские игрушки, когда орудие маленького размера сделано тоже по ашельской технологии.

И вот так потихоньку ко времени 150 000 лет назад всё это перетекает в неандертальцев. Ещё парочка ледниковых периодов – и вот готовые неандертальцы уже на подходе. У них совершенствуются орудия, которые выходят на новый уровень Мустьер. Всё совсем по-новому, появляются украшения, нормальные погребения и ещё много чего интересного. Но всё это прямое наследие вот этих самых европейских гейдельбергенсисов. И дальше они «варятся» в Европе, уходят на Ближний Восток, доходят до Алтая и дальше начинают развлекаться.

В то же самое время, когда гейдельбергенсисы жили в Европе, в Африке их ближайшие родственники, которые внешне от них почти не отличались, потихоньку эволюционировали в сапиенсов. Это культура так называемого среднего каменного века Африки, который не средний палеолит, а средний каменный век. Как ни странно, это разные слова. Это культуры, которые тоже наследницы Ашеля, и у них тоже иногда вполне себе красивые рубила, но при этом они начинают делать много наконечников, активно использовать охру, как-то активнее использовать ресурсы среды: есть растения, чуть ли не на тюленей с китами охотиться и т.д. У них массово появляются костяные орудия, с какого-то момента индивидуальные украшения.

И в интервале от 200 000 лет назад, когда ещё влияние Ашеля вполне себе чувствовалось, до 50 000 лет назад, когда оно исчезло напрочь, возникает сапиенс. Из вот этих самых что ни есть эректоидных исходных форм: мордастых, со страшными надбровьями, с огромными затылками, с большими челюстями без подбородка, и лицо поменьше стало, затылок покруглее, надбровье послабее, лоб повыпуклее, челюсть выступать стала… И 50 000 тысяч лет назад уже вполне себе сапиенс, может, даже чуть пораньше, уже и с подбородком и зубы поменьше стали. И орудия меняются.

Потом, когда они выдвигаются на Ближний Восток, возникает культура преориньяка. Здесь, правда, тоже немного темноватая история, потому что там имеются разные представления об этом, но в широком смысле остаётся преориньяк. И что характерно есть переходные культуры от среднего каменного века в Африке к классическому палеолиту в Европе. Например, на Ближнем Востоке есть ашельско-ябрудская культура. Она как бы и ашельская – ашело-ябрудская, а, с другой стороны, ябрудская, и там уже имеются пластины. То есть, с одной стороны, это рубила – страшные и вполне эректоидные, а, с другой, пластины, хотя и корявые, но пластины, а пластинчатая техника – это основа культуры верхнего палеолита. То есть совсем сапиентная. Потом напрочь исчезают эти рубила, остаются только пластины. Всё – вот у нас красивый замечательный переход от классического ашеля к классическому верхнему палеолиту. Плюс 150 000 лет среднего каменного века в промежутке, где что-то ещё менялось. Причём существовало много разных культур, и они не всегда были друг на друга похожи.

По морфологии есть переход и по культуре есть переход. Они на Ближнем Востоке – эти вышедшие сапиенсы встречаются с неандертальцами. Неандертальцы довольно быстро, всего за 10 000 лет исчезают, и остаются на всей планете одни сапиенсы. Вот и всё взаимодействие.»

1. Происхождение названия

1.1 Пересмотрены время и место появления человека разумного

3. Особенности физиологии

6. Культура

6.1 Жилища

6.2 Обычаи

6.3 Искусство

6.4 Наука (медицина)

7. Заселение Европы кроманьонцами. Вытеснение неандертальцев из низин на среднегорья и высокогорья

8. Исчезновение

9. Возникновение и развитие речи. Языкознание

10. Примечания

11. Литература

Человек неандертальский (лат. Homo neanderthalensis или Homo sapiens neanderthalensis) - ископаемый вид людей, обитавших 300-24 тысяч лет назад. Вследствие ассимиляции с кроманьонцами частично является предком современного человека.

1. Происхождение названия

Название происходит от находки черепа, выявленной в 1856 году в ущелье Неандерталь возле Дюссельдорфа и Эркрата (Западная Германия). Ущелье получило название в честь Иоахима Неандера, немецкого теолога и композитора. Спустя два года (в 1858) Шаафгаузен ввёл в научный обиход термин «неандерталец».

1.1 Пересмотрены время и место появления человека разумного

Международный коллектив палеонтологов пересмотрел время и место возникновения человека разумного (Homo sapiens). Соответствующее исследование опубликовано в журнале Nature, кратко о нем сообщает Science News.
    Специалисты обнаружили на территории современного Марокко останки древнейшего из известных науке представителя Homo sapiens. Человек разумный обитал в северо-западной части Африки 300 тысяч лет назад.
    Всего авторы исследовали 22 фрагмента черепов, челюстей, зуб, ног и рук пяти людей, среди которых был по крайней мере один ребенок. От современных представителей Homo sapiens останки, найденные в Марокко, отличает вытянутая задняя часть черепа и крупные зубы, что делает их похожими на неандертальцев.
    Ранее древнейшими останками Homo sapiens считались найденные на территории современной Эфиопии образцы, возраст которых оценивался в 200 тысяч лет.
    Эксперты сходятся во мнении, что находка позволит продвинуться в понимании того, как и когда произошло появление неандертальцев и кроманьонцев.

2. Важнейшие ископаемые находки

Места находок ископаемых типичных неандертальцев

Неандертальцы населяли:

Европу: Неандерталь в Германии, Ла-Шапель-о-Сен во Франции, Киик-Коба в Крыму, Пелопоннес в Греции

Кавказ: Мезмайская пещера в Краснодарском крае

Среднюю Азию (Тешик-Таш) и Алтай (пещера Окладникова)

Ближний и Средний Восток: Кармель в Израиле, Шанидар в иракском Курдистане.

3. Особенности физиологии

Неандертальцы обладали средним ростом (около 165 см), массивным телосложением и большой головой необычной формы. По объёму черепной коробки (1400-1740 см3) они даже превосходили современных людей. Их отличали мощные надбровные дуги, выступающий широкий нос и очень маленький подбородок. Шея короткая и как будто под тяжестью головы наклонена вперёд, руки короткие и лапообразные.

Неандертальцы были рыжими и светлокожими. У неандертальцев обнаружена мутация в гене рецептора MC1R. Рыжий цвет волос и белый цвет кожи современных европейцев также связаны с мутациями данного гена.

Средняя продолжительность жизни составляла 22,9 лет. Идентичность гена FOXP2 (связанного с речью) у современного человека и неандертальца, а также строение голосового аппарата и мозга неандертальцев, позволяют сделать вывод о том, что они могли обладать речью.

Мышечная масса неандертальца была на 30-40 % больше, чем у кроманьонца, скелет тяжелее. Также неандертальцы лучше приспособились к субарктическому климату, поскольку большая носовая полость лучше подогревала холодный воздух, тем самым снижая риск простуды.

Карен Штейдель-Намберс (англ. Karen Steudel-Numbers) из Висконсинского университета в Мадисоне определила, что вследствие плотного телосложения и укороченной берцовой кости, сокращающей шаг, энергетические затраты на передвижение у неандертальцев были на 32 % выше, чем у современного человека. При помощи модели Эндрю Фрейля (англ. Andrew W. Froehle) из Калифорнийского Университета в Сан-Диего и Стивена Черчилля (англ. Steven E. Churchill) из Университета Дьюка уточнено, что ежедневная потребность в пище неандертальца по сравнению с кроманьонцем, обитавшим в тех же климатических условиях, была больше на 100-350 килокалорий. А специальные химические исследования костной ткани показали, что неандертальцы постоянно ели мясо.

Учёные из Института эволюционной антропологии имени Макса Планка в Лейпциге (Германия) обнаружили у неандертальца ген, препятствующий усвоению молока (лактозы) в зрелом возрасте. Также в ходе исследований выяснилось, что неандертальцам были незнакомы многие наследственные заболевания современных людей - аутизм, болезнь Альцгеймера, синдром Дауна, шизофрения.

4. Реконструкции внешнего вида

Реконструкция неандертальского мужчины и женщины, Неандертальский музей, Меттман, Германия

Чем они отличались от нас

5. Родство с современным человеком

В 2010 году гены неандертальца были найдены в геномах целого ряда современных народов. «Те из нас, кто живёт за пределами Африки, несут некоторое количество ДНК неандертальца», - заявил профессор Паабо. «Генетический материал, унаследованный от неандертальцев, составляет от 1 до 4 %. Это немного, но достаточно, чтобы утверждать о достоверном наследовании существенной части признаков у всех из нас, кроме африканцев» - сообщил доктор Давид Райх из Гарварда, также участвовавший в работе. В исследовании геном неандертальца сравнивали с геномами пятерых наших современников из Китая, Франции, Африки и Папуа - Новой Гвинеи.

PS

Просто анекдот

Сын ученого лингвиста, отрываясь от учебника, где указано: утверждают, что язык – это отдельный модуль в мозгу - виртуальный, что ли, учебник данного языка, в который данный человек рождён», спрашивает отца:
    - Мой младший братик все лепечет и лепечет, только ничего непонятно. Он, что родился не русским?