Образовательный портал - Kurokt

Пьер жозеф прудон. Краткая биография пьера прудона Диалектика с Бакуниным

Пьер-Жозеф Прудон - известный французский философ, политик и социолог. Многие знают его как основателя анархизма. Именно ему приписывают идею первого «свободного» общества, по крайней мере известную историкам. Однако каким человеком был Пьер Прудон? Каких вершин смог добиться за свою жизнь? И в чем особенности его мировоззрения?

Пьер-Жозеф Прудон: биография ранних лет

Родился будущий политик 15 января 1809 года в семье простых крестьян. Естественно, подобное сословие означало, что все детство юноша провел в тяжелой работе. И тем не менее это не погубило его талант и расчетливость. В двадцатилетнем возрасте он проявляет невиданную решимость и устраивается работать в небольшую типографию.

Изначально Пьер-Жозеф Прудон был простым наборщиком, днем и ночью печатающим тонны газетного материала. За счет своих внутренних качеств он быстро притягивает к себе благосклонность руководства. Вскоре Прудон начинает стремительно продвигаться по карьерной лестнице. К тому же новаторские идеи юноши принесли компании неплохую прибыль, в конечном счете он становится совладельцем этой типографии.

Но больше всего поражает то, что в 1838 году Пьер-Жозеф Прудон умудряется успешно сдать экзамены на степень бакалавра. И это при том факте, что все знания он приобрел сам, упорно занимаясь в свободное от работы время. Подобный социальный скачок позволил ему быстро приумножить свой капитал.

Политическая деятельность

Свои деньги Пьер-Жозеф Прудон тратил с умом. Более того, он упорно копил их, чтобы переехать жить в Париж. И вот в 1847 году его мечта сбывается, правда с неким недочетом. Ведь спустя год в столице разгорается революция, и он оказывается в самом ее эпицентре. Понятное дело, характер Прудона не позволяет ему стоять в стороне, и он принимает активное участие в революционном движении страны.

В частности, Пьер-Жозеф Прудон становится депутатом Национального собрания. Имея неосторожность, он открыто критикует политику Луи Наполеона Бонапарта. Подобные выходки сильно удручают правительство, а посему они возбуждают против него дело. В итоге свободолюбивого философа сажают на три года в тюрьму, что дает ему время хорошо поразмыслить над своими поступками. В будущем он будет более приветливо встречать те события, что пришли вслед за бонапартистским переворотом 1851 года.

Выйдя на свободу, Пьер-Жозеф Прудон попытался оградить себя от политики. Но его книга «О справедливости в революции и в церкви» (1858) вновь всколыхнула умы правительства. Боясь оказаться в тюрьме, философ иммигрирует в Бельгию, где проживает следующие четыре года. Лишь чуя приближение смерти, он возвращается домой.

А 19 января 1865 года Пьер-Жозеф Прудон умирает по неизвестным причинам. Приятным является лишь то, что происходит это недалеко от Парижа. Того города, где и мечтал провести свою жизнь великий философ.

Пьер-Жозеф Прудон: идеология

Прудон был первым анархистом. Под этим словом философ подразумевал разрушение всех государственных законов, работающих на благо правящей элиты. Он считал, что их нужно заменить на «социальную конституцию», которая будет основываться на общечеловеческой справедливости.

Достигнуть подобной утопии можно было в несколько этапов. Но важнейшим из них было свержение современной экономики, ведь она всецело поддерживала неравенство среди народа. По его мнению, более правильным является равноценный обмен товарами или услугами. Например, при такой системе сапожник сможет смело рассчитываться в магазине ботинками, а фермер - продуктами питания.

Прудон Пьер Жозеф (1809-1865) - французский мелкобуржуазный политический деятель, философ, социолог и экономист, один из основоположников анархизма . В философии Прудон - идеалист, эклектик; вульгаризировал гегелевскую диалектику, превратил ее в грубую схему, в учение о механическом сочетании в каждом явлении «хороших» и «плохих» сторон. Историю человеческого общества Прудон рассматривал как борьбу идей. Объявляя крупную капиталистическую собственность «кражей», Прудон увековечивал мелкую собственность. Он отстаивал реакционную и утопическую идею организации при капитализме «справедливого обмена» между отдельными товаропроизводителями. Основоположники марксизма подвергли Прудона и его сторонников резкой критике. Основные сочинения: «Что такое собственность?» (1840), «Система экономических противоречий, или Философия нищеты» (1846) и др.

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова . М., 1991, с. 373.

Представитель мелкобуржуазной идеологии

Другим представителем мелкобуржуазной идеологии [Франции навала XIX века наравне с Луи Бланом] был Пьер Жозеф Прудон (1809- 1865). Он выражал стремление мелкой буржуазии защитить свою мелкую собственность от натиска крупного капитала. Заявляя, что «собственность - это кража», он на деле осуждал лишь крупную собственность. Прудон выдвигал проекты организации безденежного обмена и дарового кредита, которые должны были, по его мнению, избавить мелких производителей от эксплуатации и угрозы разорения со стороны крупного капитала и разрешить все социальные противоречия. Прудон выступал против коммунизма, утверждая, что он якобы представляет собой насилие над свободой личности. К стачкам и другим формам классовой борьбы пролетариата он относился резко отрицательно и даже пытался доказать, что стачки вредят интересам рабочего класса. В. И. Ленин следующим образом характеризовал идеи Прудона: «Не уничтожить капитализм и его основу - товарное производство, а очистить эту основу от злоупотреблений, от наростов и т. п.; не уничтожить обмен и меновую стоимость, а, наоборот, «конституировать» ее, сделать ее всеобщей, абсолютной, «справедливой», лишенной колебаний, кризисов, злоупотреблений - вот идея Прудона» *.

Прудон отвергал политическую борьбу, отрицательно относился к государству. Он был одним из родоначальников анархизма. В своем сочинении, опубликован ном в 1846 г., «Система экономических противоречий, пли философия нищеты» он отзывался о коммунизме с крайней враждебностью.

Мелкобуржуазное учение Прудона находило отклик и в рабочей среде. Это объяснялось живучестью мелкобуржуазных настроений и иллюзий среди ремесленных рабочих, а также среди части фабрично-заводских рабочих - недавних выходцев из деревни, мечтавших вновь стать самостоятельными хозяевами. Поддерживая среди рабочих эти иллюзии, прудонизм играл реакционную роль.

Примечания

* В. И. Ленин, Критические заметки по национальному вопросу, Соч., т. 20, стр. 17.

Цитируется по изд.: Всемирная история. Том VI. М., 1959, с. 196-197.

Один из основоположников анархизма

ПРУДОН (Proudhon) Пьер-Жозеф (15 января 1809, Безансон – 19 января 1865, Пасси) – французский социальный мыслитель, один из основоположников анархизма. Известность Прудону принесла уже его первая работа «Что такое собственность?» (1840), где на поставленный вопрос он отвечает формулой Бриссо «собственность – это кража». В дальнейшем он развивает эти идеи в книгах «Предупреждение предпринимателям» (1843) и «Система экономических противоречий, или Философия нищеты» (Système des contradictions economiques, ou Philosophie de la misère, t. 1–2, 1846), где требует равенства во всем: Евангелие постулировало равенство всех людей перед Богом, 17–18 вв. открыли равенство перед лицом научных знаний, 1789 г. установил равенство перед законом, теперь же требуется установить равенство и в экономической области.

Центральные темы зрелого творчества Прудона – антиэтатизм и федерализм. Он считает, что государственный абсолютизм неприемлем, т.к. он противоречит истинной природе социальности. Современное государство отрицает автономию индивидов и различных сообществ, из которых и состоит живая ткань общества. Тем самым бюрократическое государство гасит свободу, местную и индивидуальную жизнь. Вне зависимости от происхождения и целей этатизм незаконен. Революции в истории приводили лишь к усилению тирании, т.к. их лидеры не видели опасности в централизации власти. Поэтому ни демократическое государство, ни диктатура народа не способны привести к освобождению людей, – они лишь воспроизводят под новыми наименованиями все то же отчуждение и угнетение.

Источник федерализма Прудона – плюралистическая концепция общества, в котором он пытался примирить порядок и единство целого с автономией каждой из составляющих его частей. Общество должно быть организовано на базе мютюэлизма, сотрудничества и взаимопомощи всех мелких товарных производителей. В 1840–50-х гг. он эволюционирует к «позитивной анархии», т. е. к федерализму («Общая идея революции в 19 веке» – Idée générale de révolution aux XIX siècle..., 1851). Центральная власть хотя и необходима для координации всех видов социальной деятельности, но она должна обладать минимальными прерогативами. Эти идеи получили дальнейшее развитие в его работе «О федеративном принципе» (Du principe fédératif et de la nécessité de reconstituer le parti de la révolution, 1863). Основой общества, по Прудону, выступает «федеративный пакт», посредством которого один или несколько глав семейств, одна или несколько общин берут на себя взаимные и равные обязательства, серия договоров связывает общество в единое целое, все части которого, однако, сохраняют свою автономию. Компетенции федерального государства должны быть сугубо ограниченными: его ведению не принадлежат ни правосудие, ни финансы, ни образование, ни даже оборона страны; забота о них возлагается на местные сообщества. Эта федеративная организация со временем должна распространиться на всю Европу, а затем и на человечество в целом.

В последних работах Прудона федерализм распространяется на все сферы человеческой деятельности: Прудон выступает за создание «земледельческо-промышленной федерации», цехов и общин, сохраняющих свою власть под контролем граждан-производителей. Только при этом условии могут быть соблюдены Справедливость и Свобода – главнейшие ценности человеческого общества.

Творчество Прудона еще при его жизни вызвало оживленные споры. Маркс видел в нем порождение мелкобуржуазного сознания, Бакунин же считал его выражением подлинного анархистского социализма. Идеи Прудона оказали влияние на формирование политических концепций М.Барреса, Ш.Морраса, революционного синдикализма и «нонконформистов 30-х годов» 20 века.

M.M. Федорова

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин , А.А. Гусейнов , Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. III, Н – С, с. 382.

Пьер Жозеф Прудон.

Раздробить современные централизованные государства на мелкие автономные области

В дальнейшем Прудон пришёл к выводу, что решение общественных противоречий мыслимо лишь посредством уравновешивания действующих в обществе социальных сил. Он заменил также проекты «ликвидации государства» идеей его федеративного переустройства, призывая раздробить современные централизованные государства на мелкие автономные области. Перед лицом усиливающегося могущества крупного капитала и развития фабрично-заводской промышленности Прудон признал необходимость перевода крупных промышленных предприятий и железнодорожного транспорта в руки ассоциаций рабочих и служащих; но продолжал отстаивать сохранение частной собственности на средства производства во всей остальной промышленности и в сельском хозяйстве. К. Маркс подверг сокрушительной критике идеи Прудона в книге «Нищета философии» (1847).

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв , П. Н. Федосеев , С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения: в рус. пер.: Война и мир, т. 1-2, М., 1864; Бедность как экономич. принцип, М., 1908.

Литература: Mapкс К., О Прудоне, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 16; 3астенкер Η. Ε., Π. и Февр. революция 1848 г., в сб.: Франц. ежегодник. 1960, М., 1961; его же, Идейное банкротство совр. неопрудонизма, «ВИ», 1968, № 9; Hуаms E. S., P.-J. Proudhon. His revolutionary life, mind and works, L., 1979.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Сочинения:

Oeuvres complètes, t. 1–15. P., 1923–59;

Carnets, v. 1–5. P., 1960–61;

Oeuvres choisis, sous red. de J.P.Balcan. P., 1977;

в рус. пер.: Что такое собственность? М., 1998.

Литература:

Ansart P. Sociologie de Proudhon. P., 1967;

Voyenne В. Histoire de l"idée fédéraliste, t. 2. Le fédéralisme de Proudhon. P., 1973;

Langlois J. Défense et actualité de Proudhon. P., 1976.

ПРУДОН ПЬЕР ЖОЗЕФ

(род. в 1809 г. – ум. в 1865 г.)

Французский философ и общественный деятель. Создатель теории анархизма.

Будущий «отец анархизма» родился 15 января 1809 года в наполеоновской Франции в предместье Безансона. Его отец был из крестьян, работал на пивоваренном заводе, семья жила на грани нищеты. В 1814 году во время осады Безансона пивоваренный завод был разрушен. Отец Пьера Жозефа купил домик и занялся изготовлением бочек. До 12 лет Прудон работал пастушком, потом поступил в услужение в гостиницу. По протекции бывшего владельца пивоваренного завода родителям удалось устроить Пьера Жозефа в лицей, где он стал одним из первых учеников. Учась в лицее, юноша посещает городскую библиотеку и читает огромное количество книг, мечтая найти в них истину и открыть смысл жизни.

В 19 лет Прудон бросает лицей, не окончив курса из-за недостатка денег, поступает на работу в типографию в Безансоне, которая печатает книги по теологии. В 1831 году Прудон вместе с товарищем открывает собственную небольшую типографию. В 1837 году он пишет свое первое сочинение: «Опыт всеобщей грамматики». В 1838 году компаньон Прудона застрелился, и Пьер Жозеф был вынужден типографию закрыть. Неожиданно для всех Безансонская академия присудила Прудону стипендию Сюара для проведения научных исследований. Его новая работа называлась «О праздновании Воскресения».

В 1840 году Прудон переезжает в Париж, мечтает стать литератором. Пережив кризис отчуждения и непризнания, он пишет главную работу всей своей жизни – «Что такое собственность, или Исследования принципа общественного порядка и правления». Но это выдающееся произведение было встречено молчанием со стороны прессы. После публикации книги разразился скандал в Безансонской академии: поскольку книга была посвящена ей, академия оказалась как бы соучастницей выпадов Прудона против собственности и государственного устройства. Только заступничество Бланки спасло Прудона от потери стипендии.

С 1842 по 1847 год Прудон работает секретарем в суде, позже – делопроизводителем на предприятии по перевозкам и одновременно пишет научную работу «Создание порядка в человеческом обществе». В 1840 году в Париже Прудон знакомится с революционно настроенными интеллектуалами-эмигрантами, которые мечтали о переустройстве общества. Маркс и Энгельс становятся его постоянными собеседниками и оппонентами. В первое время Маркс оказывал на французского философа известное влияние. «Во время долгих споров, часто продолжавшихся всю ночь напролет, – вспоминал Маркс, – я заразил его, к большому вреду для него, гегельянством…»

Но после критики Марксом «Экономических противоречий» Прудона всякие отношения между ними были прерваны. В 1846 году Прудон пережил жестокий кризис, потеряв отца и мать.

Февральская революция 1848 года во Франции уничтожила монархию Луи Филиппа. Прудон не принял участия в революции, остро раскритиковал революционное Временное правительство за соглашательство и нежелание радикально изменить мир. Для идеологической борьбы с Временным правительством он основал газету “Le represantant du peuple”. В своих статьях Прудон утверждал, что единственный путь равенства – это организация «менового» беспроцентного кредита. Он считал, что для «благоденствия» достаточно устроить «меновой банк», где все производители Франции могли бы без посредства денег обмениваться своими продуктами.

Прудон попытался осуществить этот проект народного банка собственными силами, объявил в газете “Le peuple” подписку. Число акционеров дошло до 12 тысяч человек. 11 февраля 1849 года Народный банк был объявлен открытым, но уже 12 апреля того же года Прудон обратился ко всем акционерам банка с заявлением, что он не может руководить банком и вынужден его закрыть.

В начале июня 1849 года состоялись дополнительные выборы в Национальное собрание Франции, куда Прудон был избран депутатом от Парижа и в котором не примкнул ни к одной политической партии, не принимал участия в парламентской борьбе. Он внес предложение о коренной реформе действующей системы налогов, заявил, что те, кто платит капитальную ренту, должны ежегодно вносить в казну государства 1/6 часть своих платежей, а 1/6 оставлять себе. Все иные доходы должны быть обложены подоходным налогом. Но это предложение было отвергнуто. В Национальном собрании Прудон повздорил с левым депутатом Феликсом Пиа, а вскоре между ними состоялась дуэль, окончившаяся для обоих благополучно.

В своей газете “Le peuple” (тираж 70 тыс. экземпляров) Прудон продолжал критиковать существующие во Франции порядки. Когда Луи Наполеон был избран президентом, Прудон обвинил его в заговоре против Республики, после чего был предан суду по обвинению в оскорблении президента и в возбуждении ненависти между классами. Прудона приговорили к 3 годам тюрьмы и денежному штрафу. После суда Прудону удалось бежать в Бельгию, но через неделю он возвратился в Париж и под чужим именем несколько месяцев скрывался от полиции. Однако 6 июля 1849 года снова был арестован и заключен в тюрьму, а его газета закрыта.

Но друзья Прудона основали новую газету – “Le voix du peuple”, в которой печатались письма и статьи Прудона, написанные в тюрьме. За эти публикации правительство несколько раз возбуждало против автора судебное преследование, но суд не признал его виновным. Прудона в тюрьме лишили права свидания со всеми, кроме жены. Для того чтобы добиться послаблений режима, Прудон пишет письмо властям: «Отныне мое единственное желание – заниматься научными вопросами с самой общей точки зрения, исключающей всякие соображения буржуазии или пролетариата… Я критиковал при всеобщих аплодисментах социалистические утопии. Если доверять показаниям биржи, то я больше содействовал восстановлению порядка и спокойствия, чем вся полиция и жандармы».

Но Прудон продолжает печатать свои революционные политические статьи. Тогда его поместили в тюрьму с более строгим режимом в Дуллене и запретили все свидания. Однако со временем стороны достигли компромисса: Прудон решил передавать в руки полиции всю свою корреспонденцию, и режим ему смягчили.

За три года заключения Прудон создал две крупные работы – «Призвания революционера» и «Идея революции XIX столетия». Выйдя из заключения, он написал брошюру «Государственный переворот как проявление революции», в которой доказывал, что диктатура Наполеона Бонапарта должна ставить своей целью осуществление идей Французской революции. Радикалы обвинили Прудона в бонапартизме, Бонапарт разрешил издание его брошюры, но правительство запретило ввоз во Францию его сочинения «Философия прогресса», которое было напечатано в Брюсселе. Прудон пишет и экономические труды, например «Руководство биржевого спекулянта».

После выхода из тюрьмы Прудон ведет уединенную жизнь. Он задумал учредить компанию для проведения железной дороги от Парижа до Безансона, но и этот план провалился. В 1854 году Прудон заразился холерой, болезнь протекала в тяжелой форме, он выздоровел, но его здоровье было подорвано навсегда.

В 1858 году Прудон написал сочинение «О справедливости в революции и церкви» и, опасаясь преследования со стороны правительства, послал экземпляр новой книги принцу Жерому Наполеону. Книга вышла в свет. Но через неделю правительство конфисковало весь тираж и привлекло автора к суду. Его приговорили к трем годам тюремного заключения и штрафу за оскорбление религии и общественной нравственности. Прудон бежал в Брюссель. Позже семья переехала к нему. В 1860 году Лозаннская академия объявила премию за лучшее сочинение по теории налогов. Было представлено 40 сочинений. Премию получил Прудон. В это же время он пишет трактат по международному праву «Война и мир», где утверждает, что «право основывается на силе». Прудон верил, что единственно возможной, справедливой и истинно правильной формой общественного устройства является свободная ассоциация, свобода, ограниченная соблюдением равенства в средствах производства и эквивалентности в обмене.

В 1860 году особым декретом императора Прудон получил амнистию, но еще в течение нескольких лет оставался жить в Брюсселе. В 1863 году он печатает в Париже книгу «О принципе федерации и необходимости реорганизации революционных партий», где признает неосуществимость своих анархических идеалов. Анархию автор заменил федерацией. В начале 1864 года здоровье Прудона резко ухудшилось. В течение нескольких месяцев он не покидал постели и 19 января 1865 года умер.

Прудон призывал к разрушению существующих норм жизни. Он писал:

«Что касается меня, я поклялся и останусь верен своему разрушительному делу, буду искать истину на развалинах старого строя. Я ненавижу половинчатую работу; и вы можете мне верить, читатель: если я осмеливался занесть руку на новые заветы, я не ограничусь уже только тем, что сниму с него крышку. Надо развенчать таинства святая святых несправедливости, разбить скрижали старого завета и бросить все предметы старого культа на съедение свиньям…»

Маркс так писал о творениях Прудона: «Вызывающая дерзость, с которой он посягает на «святая святых» политической экономии, остроумные парадоксы, с помощью которых он высмеивает пошлый буржуазный рассудок, уничтожающая критика, едкая ирония, проглядывающая тут и там, глубокое и искреннее чувство возмущения мерзостью существующего, революционная убежденность – всеми этими качествами книга «Что такое собственность?» электризовала читателей и при первом своем появлении на свет произвела сильное впечатление».

Прудон стал основателем современного анархистского мировоззрения, но хотя его лозунги звучали устрашающе и вызывающе, прудоновская модель переустройства общества не содержала мысли о необходимости террора. Более того, он надеялся, что переход к «новому миру» может произойти и без революции.

Из книги Папийон автора Шаррьер Анри

Тетрадь девятая СЕН-ЖОЗЕФ

Из книги Три Дюма автора Моруа Андрэ

Глава третья «ЖОЗЕФ, МОЕ ДВУСТВОЛЬНОЕ РУЖЬЕ!» Дюма никогда не отличался постоянством в любви. И хотя Мелани Вальдор оставалась «его ангелом», Дюма окружал еще целый сонм ангелов второстепенного значения. Он увлекался не только Виржини Бурбье из Комеди Франсез, но,

Из книги 100 великих военачальников автора Шишов Алексей Васильевич

ЖОФФР ЖОЗЕФ ЖАК 1852-1931 Главнокомандующий французской армией в Первой мировой войне. Маршал Франции.Жозеф Жак Жоффр был сыном мелкого виноторговца. Он окончил Политехническую школу. Во время франко-прусской войны 1870-1871 годов служил младшим офицером (в офицеры произведён в

Из книги Признаюсь: я жил. Воспоминания автора Неруда Пабло

Пьер Реверди Я никогда бы не назвал магической поэзию Пьера Реверди. Это слово стало в наши дни общим местом – оно похоже на шляпу ярмарочного фокусника: лесной голубь не взмоет из ее пустоты.Реверди был материальным поэтом, он прикоснулся к несметному количеству земных

Из книги Полутораглазый стрелец автора Лившиц Бенедикт Константинович

МАРИ-ЖОЗЕФ ШЕНЬЕ 179. ГИМН НА ПЕРЕНЕСЕНИЕ ПРАХА ВОЛЬТЕРА ВО ФРАНЦУЗСКИЙ ПАНТЕОН (11 июля 1791 г.) Музыка Госсека Нет, слезы проливать теперь совсем не время; Сегодня - торжества, не сожалений день: Пусть песни бодрости славнейшую меж всеми Французами венчают тень. Давно ли

Из книги Воспоминания Главного конструктора танков автора Карцев Леонид Николаевич

MAPИ-ЖОЗЕФ ШЕНЬЕ Шенье М.-Ж. (1764–1811) - драматический поэт, автор трагедий, сатир и гимнов, внушенных революционным духом, направленных против религиозного фанатизма тирании; младший брат Андре Шенье (1762–1794), казненного на эшафоте за протесты против террора. Переводы

Из книги Почти серьезно... [С иллюстрациями автора] автора Никулин Юрий Владимирович

Жозеф Яковлевич Котин Жозеф Яковлевич Котин – прямая противоположность А. А. Морозова. Это был талантливый организатор и незаурядный политик. Далее названия создаваемых КБ тяжелых танков имели политический оттенок: СМК (Сергей Миронович Киров), КВ (Клим Ворошилов), ИС

Из книги 50 знаменитых любовников автора Васильева Елена Константиновна

Пьер и Пэр В Калинине мне рассказали, что у клоуна Николая Лаврова, когда он ехал поездом в Пензу, взорвались в чемодане хлопушки. Подложив под голову злополучный чемодан, Лавров спал на второй полке. Ночью вагон сильно тряхнуло, от этого взорвались хлопушки. Взрыв, дым и

Из книги 100 знаменитостей мира моды автора Скляренко Валентина Марковна

Абеляр Пьер (род. в 1079 г. - ум. в 1142 г.)Французский философ, теолог, поэт, чье имя обессмертили не только ученые труды, но и любовь.Мыслитель раннего Средневековья Пьер Абеляр был личностью исключительной. Его жизнь и творчество наполнены триумфами и трагедиями, славой и

Из книги Одна жизнь - два мира автора Алексеева Нина Ивановна

КАРДЕН ПЬЕР Настоящее имя – Пьер Кардин(род. в 1922 г.) Французский модельер, дизайнер, художник по театральным костюмам, первым создал коллекцию модной мужской одежды. Владелец 24 разнопрофильных компаний, объединенных в холдинг Espace Cardin, и театра, в котором является

Из книги Три Дюма [Другая редакция] автора Моруа Андрэ

Католическая больница «Сен-Жозеф» в Бронксе И так я попала, как говорят, из огня да в полымя.Всю ночь бушевала буря. В плохо закрепленные рамы со свистом проникал в палату ветер, всю ночь - гу-гу-гу, фю-фю-фю-фю, соседка всю ночь, бедная, кашляла так, что уснуть было

Из книги автора

Из книги автора

ЖОЗЕФ ЛУИ ГЕЙ-ЛЮССАК (1778–1850) В доме прокурора Гей-Люссака царило необычное оживление.Слуги то и дело выбегали из большого, празднично убранного зала в кухню, спускались в подвал и возвращались с корзинами, полными груш, винограда и бутылок вина. Хозяйка дома время от

Пьер Жозеф Прудон (1809-1865) - французский социалист, теоретик анархизма, философ, экономист, политический деятель. Родился в предместье Безансона в бедной крестьянской семье. По протекции хозяина пивоваренного завода, у которого работал его отец, юноше удалось поступить в местную гимназию. В 19 лет он вынужден был оставить ее из-за отсутствия материальных средств и поступить работать в типографию Готье в Безансоне. Затем Прудон работал в типографиях Марселя, Парижа и других городов. Такая работа дала ему возможность познакомиться с различной литературой. Увлечение лингвистикой завершилось написанием сочинения «Опыт всеобщей грамматики» (1837), после чего Прудон занялся основательным изучением истории, философии, экономики и политики.

Прудон считал себя республиканцем, но противопоставлял свои взгляды республиканскому деспотизму Робеспьера и его последователей. Республика, по его мнению, является «естественным следствием социальной эволюции Франции». Но он не считал возможным достигнуть чего-либо путем насильственной революции. В 1840 г. Прудон пишет крупное сочинение «Что такое собственность?», в котором закладываются первые социально-экономические основы теории анархизма и элементы политико-экономического реформаторства. Объявляя крупную капиталистическую собственность кражей, Прудон отстаивал мелкую собственность, не связанную с эксплуатацией чужого труда. Собственность разрушает равенство, ведет к порабощению слабого сильным, в собственности неравенство условий порождается силой. В то же время, критикуя капиталистическую эксплуатацию труда, Прудон резко нападал и на коммунизм, считая его «системой худшего рабства».

В 1846 г. он публикует книгу «Система экономических противоречий, или Философия нищеты», где пытается объяснить источник классовой эксплуатации существующим в буржуазном обществе неэквивалентным обменом. Его устранение, по мысли Прудона, возможно только посредством экономических реформ в сфере обращения: безденежного обмена товаров и беспроцентного кредита. Труд должен быть для всех свободным, а свобода эта состоит в том, что «все одинаково должны трудиться для общества» и проходить все ступени производства от ученика и рабочего до хозяина.

В период февральской революции 1848 г., будучи ее противником, он принимал все же некоторое участие в борьбе на стороне восставшего народа, считая необходимым воспользоваться революцией, раз уж она произошла.

Наиболее полно и четко развил теорию анархизма в работе «Общая идея революции XIX столетия» (1851). Основная мысль этого произведения - осуществить «социальную революцию» мирными средствами, путем разрушения государства и трансформации общественной организации в экономическую федерацию. В обществе созрели условия для такой революции. Социальная революция начинается с крушения прежней власти, через различные правительственные преобразования, ее. Ее результатом должно быть общество, при котором «идея власти исчезает, власти нет; закона, выражения воли власти нет, политического порядка нет. Его заменяет порядок экономический или промышленный; принцип власти заменен принципом взаимности; люди здесь не повинуются закону, т. е. внешней воле, а соблюдают договоры, свободно обсуждаемые и свободно принятые. Этот порядок есть анархия - безвластие» .

Идее закона как продукта монархической власти или республиканской власти большинства Прудон противопоставил идею договора, заключенного между членами общества. Социальную реформацию он пытался осуществить не посредством поголовной и безвозмездной экспроприации собственников в пользу общества, а законодательными мерами, в результате которых все крестьяне превратились бы в собственников, а работники промышленности на основе дарового кредита обладали бы орудиями производства. Прудон полагал, что в будущем, с укрупнением средств производства, промышленные предприятия могли бы приводиться в действие лишь рабочими, организованными в ассоциации.

Выступая против теории общественного договора Руссо, Прудон находит в ней начало якобинской и конституционной правительственной теории, олицетворявшей принцип власти, погубивший первую революцию. Разрешение социальных противоречий, по его мнению, возможно только без всякого диктата власти, диктата одного класса над другим. Осуществление задач социальной революции по ликвидации государства и заключению общественного договора между правительством и народом Прудон рассчитывал увидеть уже в ближайшем будущем, еще при жизни.

Вся его последующая литературная деятельность представляет собой безуспешную попытку примирить идеалы свободы и равенства и на этой основе создать свое собственное направление в экономике и политике. В неосуществимости своих замыслов, анархических идеалов Прудон признается в книге «О принципах федерации и необходимости реорганизации революционной партии» (1863). Проекты ликвидации государств заменяются идеей о федеративном переустройстве. Анархию он заменяет федерацией, которая в своем содержании уже не несет в себе ничего утопического. Все идеи Прудона оказались утопичными вследствие их формы. Несмотря на критику анархических идей Прудона как со стороны социалистов и коммунистов (слева), так и со стороны клерикальных буржуазных радикалов (справа), он вошел в историю социально-политической мысли как борец за справедливое, равное и свободное сообщество.

  • Анархия по Прудону. Киев, 1907. С. 22.

Прудон Пьер Жозеф (1809-1865), французский социалист, философ, экономист, теоретик анархизма.

В начале жизни занимался тяжёлым физическим трудом, добывая средства к существованию. С 1827 г. Прудон работал в небольшой типографии, пройдя путь от наборщика и корректора до её совладельца. После упорных самостоятельных занятий в 1838 г. он выдержал экзамены на степень бакалавра, заслужив стипендию Безансонской академии для научных занятий. Улучшение материального положения позволило ему в 1847 г. переехать в Париж, где буквально через год его застала революция.

Прудон участвовал в митингах, шествиях, собраниях, входил в редакции ряда газет, стал депутатом Национального собрания.

После прихода к власти Луи Наполеона Бонапарта опубликовал несколько резких отзывов о новом президенте Франции, за что был приговорён к трём годам тюремного заключения. Неожиданно для многих Прудон выступил с поддержкой бонапартистского переворота 1851 г., расценив его как «социальную революцию». Угроза нового ареста толкнула его на отъезд в 1858 г. в Бельгию, откуда он вернулся через четыре года.

Уже первый научный труд («Что такое собственность?», 1840 г.) принёс Прудону широкую известность. Полагая, что «собственность - это кража», он резко критиковал владельцев крупных состояний.

Среди множества книг и статей, принадлежащих его перу, наиболее значительными являются «Система экономических противоречий, или Философия нищеты» (1846 г.), «Исповедь революционера» (1849 г.) и «О политической способности рабочих классов» (1865 г.). В них обосновывается теория анархического устройства общества, в котором отсутствует государство, а люди живут в небольших самоуправляющихся общинах.

Обмен товарами должен происходить на основе всеобщего доверия и свободного договора. Прудон являлся противником государственного насилия в любых формах, как монархического, так и революционного. Он полагал, что целей можно достичь лишь через реформы. Только на основе широчайшей и полной свободы личности, подчёркивал Прудон, в результате осознания людьми своих интересов и их взаимного согласования возможно нормальное устройство общества.