Цели:
- Сформировать представление учащихся о разнообразных способах и формах ненаучного познания окружающего мира.
- Развивать умения и навыки самостоятельной работы с учебником и источниками, анализировать и делать выводы из изученного материала.
- Помочь в поиске собственной позиции в современных спорах о познавательной деятельности во всем её многообразии и противоречивости.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: урок-исследование.
Основные понятия: мифология, народная мудрость, здравый смысл, паранаука, художественный образ, миф.
Оборудование:
- Лист самооценки (Приложение 1).
- Листы формата А3.
- Маркеры.
- Проектор, экран, компьютер, презентация (Приложение 2).
- Иллюстративный материал для оформления доски.
- Чёрный ящик с материалами.
Подготовка урока: класс предварительно делится на 5 групп, знакомится с содержанием параграфа 23 учебника «Обществознание -10» авторы Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, Н.М. Смирнова (профильный уровень).
Учащиеся распределяются по группам:
- Знатоки мифологии;
- Специалисты по народному фольклору;
- Группа специалистов по паранормальным явлениям.
- Искусствоведы.
- Практики «И опыт, сын ошибок трудных».
План урока
Представить себе это нельзя, а понять можно. Л.Д. Ландау
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
III. Изучение нового материала. Работа в группах по направлениям.
- Мифология.
- Жизненный опыт.
- Народная мудрость и здравый смысл.
- Познание средствами искусства.
- Паранаука.
- Защита проектов.
IV. Рефлексия.
Домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный момент. Приветствие.
II. Актуализация знаний
На предыдущих уроках мы говорили о познавательной деятельности.
Что такое познание? Человек занимается познанием, чтобы прийти к истине. Процесс познания многогранен, вы согласитесь со мной.
Что такое истина?
Какие аспекты истины вы знаете?
Какие способы познания истины вы можете назвать?
Охарактеризуйте научное познание и приведите соответствующие примеры.
Какую роль, по-вашему, играет наука в жизни общества? (дает определение многим явлениям в природе; двигает человечество вперед по пути прогресса; предсказывает явления, события; определяет мировоззрение людей.)
Всегда ли наука отвечает на наши вопросы, все ли она может объяснить?
Как же относиться к науке?
Давайте проведем небольшой опрос «Верите ли Вы». Ваша задача отвечать в листочках– опросниках «да» или «нет». (слайд1)
Верите ли вы?
- Что есть жизнь после смерти?
- Что существуют привидения?
- Что человек имеет инопланетное происхождение?
- Что существуют аномальные зоны на Земле?
- Что люди обладают экстрасенсорными способностями?
- Что существуют НЛО?
- Что человек может передавать мысли на расстояние?
- Что существовала Атлантида?
- Что существует домовой?
- Что существует реинкарнация душ?
- Что сны сбываются?
По поводу различного отношения к науке людей делят на два типа:
- Ориентированные на науку, им свойственна активность, терпимость к точке зрения других, поиск объективных оценок, открытость новым идеям.
- Ориентированные на ненаучную картину мира, им свойственно интересоваться тайнами и чудесами, поиск практической пользы, отсутствие поиска доказательств, приоритет чувств, опора на мнение.
Если в ваших ответах больше 5 раз встречается – «да», значит, вы относитесь ко второй группе. В настоящее время в мире прослеживается следующая тенденция: по статистике увеличивается число людей, которые относятся ко второму типу.
Чем это объяснить?
Мы черпаем истину только из науки? (Нет, наука не является единственным источником знаний об окружающей действительности).
Несмотря на высокий уровень развития науки, большинство людей черпают свои знания отнюдь не из научных трактатов.
Предположите тему нашего урока? (ответы ребят)
Таким образом, сегодня на уроке мы поговорим о ненаучных способах познания мира или о многообразии путей познания мира. (Слайд 2)
Тема сегодняшнего урока «Многообразие путей познания мира . Ненаучное познание».
III. Изучение нового материала, исследование, создание проектов и их представление.
В течение урока мы должны заполнить лист самооценки (Приложении 1), в конце урока прокомментировать свою оценку работы на уроке.
Давайте немного пофилософствуем. На что похожа данная схема? (рисунок на доске) Варианты ответов учащихся.
Как вы думаете, почему колесо? (двигается, это символизирует, что познание – процесс развивающийся, этот предмет символизирует часть чего-то целого, более большего, это только одно колесо, которое двигает человеческое познание.
Американский писатель Ирвинг писал – «Познание подобно морю – тот, кто барахтается и плещется на поверхности, всегда больше шумит и потому привлекает к себе больше внимания, чем искатель жемчуга, без лишнего шума проникающий в поисках сокровищ до самого дна неизвестных глубин».
Мы с вами тоже занимаемся познанием, так как же нам лучше, плескаться или нырнуть поглубже?
Чтобы нырнуть туда, куда надо, необходимо правильно определить цели нашего подводного путешествия. Учащиеся самостоятельно формулируют цели работы: определить, что такое ненаучное познание; определить способы ненаучного познания; выявить, чем отличается ненаучное познание от научного.
У нас урок-исследование, а значит необходимо сформулировать гипотезу.
(Например: Можно ли утверждать, что ненаучное познание ведет человека к истине?
Слайд 3. Гипотеза пишется в презентации нажимая на значок – карандаш)
Чтобы доказать или опровергнуть гипотезу надо выяснить, в чем особенность ненаучных форм познания мира, чтобы понять, как они помогают человеку постигать истину. Вы получили опережающее задание найти информацию о мифологии, жизненном опыте, народной мудрости, художественном познании и паранауке. Вы заранее распределились по группам. Используя параграф 23, дополнительный материал проанализируйте его и подготовьте выступление, найдите свое решение поставленной проблемы. Каждая группа придумает свой проект, используя листы и маркеры, по предложенной теме и через 5 минут его представит.
Группа №1. Знатоки мифологии
Используя раздел “Мудрость мифа” параграф 23, выполните задание:
- Определите виды мифов.
- Черты мифологии.
- В чем отличие мифологии от науки?
Группа №2. Практики
Используя раздел “И опыт, сын ошибок трудных …” параграф 23, ответьте на вопросы:
- Что такое жизненный опыт?
- На чем основан жизненный опыт?
- Чем отличается жизненный опыт от науки?
- Почему жизненному опыту соответствует свой язык?
Приведите примеры жизненного опыта.
Группа №3. Специалисты по народному фольклору
Используя раздел “Народная мудрость и здравый смысл” параграф 23, ответьте на вопросы:
- Что такое народная мудрость?
- Выделите её отличительные черты?
- Что такое здравый смысл?
- Чем он характеризуется?
Группа №4. Искусствоведы
Используя раздел “Познания средствами искусства” параграф 23, ответьте на вопросы:
- В чем особенности познания средствами искусства?
- Что такое художественный образ?
- Чем отличается результат познания средствами искусства от других результатов познавательной деятельности человека?
Группа №5. Специалисты по паранормальным явлениям
Используя раздел “Там, где кончается наука” параграф 23, ответьте на вопросы:
- Что такое паранаука?
- Почему она возникла и существует?
- Каковы её черты?
Выступление представителей от групп.
Спасибо за работу.
Ребята, а вы смотрите телевизионную интеллектуальную игру «Что? Где? Когда?»?
Что является характерным атрибутом этой игры? (чёрный ящик)
У нас на уроке есть чёрный ящик. Представитель каждой группы достанет из ящика любой предмет и выполнит вся группа предложенное задание.
«Черный ящик» на уроке (книга «Кулинария», журнал «Знания – Сила» (любой источник информации об НЛО), книга «Мифа Древней Греции», картина Леонардо да Винчи «Мадонна Литта», книга «Золотые россыпи» (пословицы и поговорки)
Карточки с вопросами:
- Что вы узнали нового из предложенной информации?
- Как вы можете определить название этого вида или способа ненаучного познания?
- Какими особенностями обладает данный вид познания (для чего служит, как приобретается, объективен или субъективен)?
Возвращаемся в нашему колесу – познанию (Слайд 4).
- С какими ненаучными способами познания истины мы познакомились?
- Какой их них вам показался более убедительным?
- Можно ли утверждать, что ненаучное познание ведет человека к истине? Ответ аргументируйте.
Будет ли повозка передвигаться на одном колесе? А на двух? А на трёх? Необходимо четыре колеса, колеса познания. Всего их четыре вида познания: научное, ненаучное, социальное и самопознание. Именно они ведут человека к истинным знаниям.
IV. Рефлексия.
Продолжи фразы (Слайд 5)
- ненаучное познание представляет собой…
- видами ненаучного познания являются…
- ненаучное познание отличается от научного…
Завершение работы с листами самооценки, их представление.
Домашнее задание: одно на выбор и одно обязательно для всех сложный план на тему «Ненаучное познание» (Слайд 6).
Задания на выбор:
- Написать эссе «Представить себе это нельзя, а понять можно. Л.Д. Ландау.
- Вспомните и запишите несколько пословиц и поговорок. Дайте им оценочное суждение.
- Сделайте анализ русской народной сказки (на выбор) как форме познания и формирования способа мышления.
Спасибо за работу (Слайд 7).
Мифологическое познание пытается объяснить мир в фантастических и эмоциональных образах. На ранних этапах развития у человечества еще не было достаточно опыта для понимания истинных причин многих явлений, поэтому их объясняли при помощи мифов и легенд, без учета причинно-следственных связей. При всей своей фантастичности миф выполнял важные функции: в рамках своих возможностей он истолковывал вопросы происхождения мира и человека и объяснял природные явления, удовлетворяя тем самым стремление человека к познанию, предоставлял определенные модели для деятельности, определяя правила поведения, передавая опыт и традиционные ценности из поколения в поколение. 2. Религиозное познание
Религиозное познание представляет собой мышление на основе догматов,
признанных неопровержимыми. Реальность рассматривается через призму
«символов веры», основным из которых является требование верить в
сверхъестественное. Как правило, религия сосредоточена на духовном
самопознании, занимая нишу, в которой бессильны и обыденное познание, и
научное. Религия, будучи формой получения и расширения духовного опыта,
оказала значительное воздействие на развитие человечества.
3. Обыденно-практическое познание
Обыденно-практическое познание основано на здравом смысле, житейской сообразительности и жизненном опыте и необходимо для правильного ориентирования в повторяющихся ситуациях обыденной жизни, для физической работы. И. Кант называл познавательную способность, обеспечивающую такую деятельность, рассудком.4. Художественное познание
Художественное познание основывается не на научных понятиях, а на целостных художественных образах и позволяет ощутить и чувственно выразить — в литературе, музыке, живописи, скульптуре — тонкие оттенки душевных движений, индивидуальность человека, чувства и эмоции, уникальность каждого момента жизни человека и окружающей его природы.Художественный образ как бы дополняет научное понятие. Если наука пытается показать объективную сторону мира, то искусство (наряду с религией) — личностно-окрашенную его составляющую.5. Философское познание
Философское познание, рассматривая мир как целостность, представляет собой прежде всего синтез научного и художественного видов познания. Философия мыслит не понятиями и образами, но «понятиями-образами», или концептами. С одной стороны, эти концепты близки к научным понятиям, поскольку выражены в терминах, а с другой — к художественным образам, поскольку эти понятия не так строги и однозначны, как в науке; скорее, они символичны. Философия также может использовать элементы религиозного познания (религиозная философия), хотя сама по себе она не требует от человека веры в сверхъестественное.6. Паранаука
В отличие от этих видов научное познание предполагает объяснение, поиск
закономерностей в каждой области своего исследования, требует строгой
доказательности, четкого и объективного описания фактов в виде стройной и
непротиворечивой системы. При этом наука не полностью противопоставлена
обыденно-практическому познанию, принимая некоторые элементы опыта, а
сам житейский опыт в современности учитывает многие данные науки.
В духовном опыте человека наряду с научным существуют также и различные пути вненаучного познания. Они не укладываются в строгие рамки научного мышления, его язык, стиль и методы. Многообразие путей и способов познания мира свидетельствует о неисчерпаемом богатстве интеллектуальной и духовной культуры человека, о совершенстве его способностей и огромном потенциале возможностей и перспектив. Благодаря разностороннему познанию,
окружающий мир можно объяснить по-разному: не только чувствами и умом ученого, но и духовностью верующего человека, эстетическими образами или нравственными нормами.
Его можно постигать взором художника и скульптора, а также типичными, родовыми способностями всякого индивида. Только так познается и постигается истина - при рассмотрении объекта в разных ракурсах, с помощью многообразных способов его истолкования.
К вненаучным путям и способам освоения человеком окружающего мора и самого себя относятся: обыденное, мифологическое, религиозное, художественное, нравственное познание и другие.
В духовно-практической деятельности человека видное место занимает обыденное познание. Иногда его называют «повседневным» (или «житейским») чувственным отражением и мышлением, «обыденным разумом». В нем отражаются ближайшие, непосредственные условия и содержание жизнедеятельности людей - природная среда, быт, экономические и иные процессы, в которые каждый человек включен каждодневно. Ядром обыденного познания является так называемый здравый смысл, который включает элементарные верные сведения о мире. Человек получает их в ходе своей повседневной жизни и от других людей через передачу культурного опыта. Здравый смысл служит целям ориентации в мире и его практическом освоении. Известно, например, что человеку важно знать о том, что можно потреблять в пищу, а что нельзя, что вода существует в твердом, жидком и парообразном состоянии, а при нагревании до 100°С закипает, что до оголенного электропроводника дотрагиваться опасно и т.п.
Эта форма познания включает в себя не только простейшие и нужные человеку знания о внешнем мире, но также убеждения и идеалы человека, элементы народного фольклора как своеобразную кристаллизацию познавательной деятельности. Обыденное познание «схватывает» поверхностную информацию о связях бытия: если птицы стали летать низко над землей - значит быть дождю; если в лесу очень много красной рябины, то это к холодной зиме. В рамках повседневного познания люди в состоянии приходить к глубоким обобщениям и выводам, которые касаются их отношения к другим социальным группам, к политическому строю в обществе, к государству. В таких обобщениях и существует народная мудрость, социокультурный опыт народов.
Обыденное познание, особенно современного человека, включает элементы научных знаний и представлений. В целом же оно развивается стихийно, «по жизни», поэтому соединяет в себе не только здравый смысл, но и всякого рода предрассудки, верования и суеверия, мистику.
Мифологическое познание появилось в древнейшие времена, когда еще не было свободной личности с развитым интеллектом.
Миф - это фантазийное эмоционально-образное восприятие мира, закрепившее себя в сказаниях, легендах и преданиях, разного рода вымыслах. В древних мифах существовало очеловечивание сил окружающей природы и духа, которые были непонятны человеку и над которыми он еще не имел власти. Мир в мифологическом сознании - это арена деятельности и соперничества богов, титанов, леших, домовых, чертей и т.п., где человек является в основном зрителем их поединков и пиршеств.
Из древней мифологии дошли до нас, например, наивные представления о том, как мир возникал из темного Хаоса, как рождались Земля и Небо, Ночь и День, Свет и Тьма, как появились первые живые существа - боги и люди. Сохранились сказания о всемогущем Зевсе и титане Океане, о хранителе подземного царства Тартаре, о златокудром Аполлоне и могучей Афине, о других божествах. От древности сохранилось и предание о герое Прометее, который якобы похитил у богов огонь и подарил его людям, но был в наказание за это прикован к скале и обречен на вечные муки. Древние мифы оставили после себя не только образный стиль мышления и эмоционально окрашенное мировосприятие. Они дали очень богатую для пищу художественного творчества, развития других форм общественного сознания и всей культуры общества.
Элементы мифотворчества существуют и в сознании современного общества как архетипы культуры. Это обусловлено исторической преемственностью развития духовного мира людей, потребностями не только в приобретении различных истинных знаний, но и в достаточно свободном, нестрогом мышлении, связанном с мечтой, идеалом, фантазией, надеждой.
Среди путей познавательной деятельности человека специфическое место занимает религиозное познание-постижение. Оно представляет собой мышление догмами на основе веры в религиозное сверхъестественное, включает в себя сложный комплекс иллюзорных представлений о мире. Сущностью религии является вера в такое сверхъестественное, с которым человек может в особых условиях установить контакт, получить от сверхъестественного спасение, защиту и иные блага, а также наказание за грехи и другие негативные действия. Во многих религиях главное сверхъестественное - это Бог как творец мира, его великие созидательные деяния. В этом смысле, религиозное познание - богопознание. Религиозное чувствование и мышление основаны на обладающих якобы безусловной истинностью догмах. Так, в христианстве основными догмами являются положения о троичности Бога, о сотворенности всего сущего Богом из ничего, о присутствии божественного начала во всем земном, включая и самого человека.
Религиозное познание сформировало свою картину мира, которая наложила огромный отпечаток на мировоззрение людей и ду-
ховную культуру человечества. Религия - одна из важнейших форм духовного опыта человечества, в которой воплощены искания более человечного мира, нежели этот несовершенный земной мир.
Одно из проявлений вненаучного постижения человеком окружающего мира - художественное отражения действительности. Оно представляет собой мышление художественными образами, воплощенное в различных формах искусства и народном творчестве. Художественный образ является в данном случае основным средством познания и постижения мира, чувственно-наглядным воплощением объекта познания.
Познание мира в искусстве как профессиональном художественном творчестве осуществляется с помощью таких понятий, как прекрасное и безобразное, комическое и трагическое, возвышенное и низменное, серьезное и игровое. Важнейшими видами искусства являются театр, музыка, изобразительное искусство, архитектура, кино, аудио и видео искусство, художественная литература и др. Каждый вид искусства имеет свои методы и средства познания: звук в музыке, пластический образ в скульптуре, зрительно воспринимаемый образ в живописи, литературный персонаж и т.д. Благодаря искусству человек открывает совершенство, гармонию и красоту окружающей действительности и своего бытия, научается творить новый мир по законам красоты. Но изначально художественное постижение бытия сформировалось в необычайно многообразном и богатом по содержанию народном художественном творчестве.
Универсализм познавательной деятельности человека выражен философским познанием. Ему присуще стремление к обобщению и синтезу всех иных форм познавательной деятельности, теснейшая связь со всей духовной культурой общества. Для философского познания характерен специфический язык, глубоко личностное отношение мыслителя к исследуемому объекту, многие другие черты. Философия стремится привести совокупность сведений о мире в стройную систему, понять все сущее как единое и многообразное. Философия - это органическое единство научного знания и обыденной жизненной мудрости человека. Философствовать - означает не только размышлять о мире, но и вопрошать о самом себе в этом мире, о смысле и целях своей собственной жизни. Философия всегда пребывает в режиме диалога с иными формами познания - обыденным и научным, мифологическим и религиозным, художественным. Ее предназначение - постигать всеобщее в бытии (начала бытия, его законы, связи и принципы, свойства), находить ответы на важнейшие мировоззренческие вопросы. Философский интеллект - великий дар и обретение духовной культуры человечества.
Основные понятия Вненаучное познание, обыденное познание, мифологическое познание, религиозное познание, художественное познание, философское познание.
Раздел Познание
Познание: уровни и методы.
Познание - процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом - получение нового знания об окружающем мире .
Субъект познания | Результат | Объект познания |
||||
Познающий человек, наделенный волей и сознанием, или коллектив | Все общество | Познаваемый предмет, (процесс, явление, внутреннее состояние человека) | Весь окружающий мир |
Представители различных философских направлений по-разному отвечали на вопрос о возможности познания мира.
Агностицизм (гр. agnostos - Недоступный познанию) | Скептицизм (гр. skeptikos - рассматривающий, критикующий) | Оптимизм |
(лат. optimus - |
||
наилучший) |
||
Отрицает полностью или частично возможность по- знания мира, познание не дает достоверных сведений о мире | Не отрицая принципиальной возможности познания мира, выражает сомнение в том, что все знания о мире носят достоверный характер | Утверждает принципиальную познаваемость мира, принципиальную возможность получения достоверныхзнаний о мире |
Познание имеет два уровня (две стороны) - чувственное познание - осуществляется органами чувств (зрением, слухом, обонянием, осязанием, вкусом) и рациональное познание - присуще только человеку, является более сложным способом отражения действительности, который осуществляется посредством мышления.
Формы чувственного познания
Ощущение - отражение отдельных свойств предмета, I явления, процесса, возникающее в результате их непосред-
Ственного воздействия на органы чувств.
Восприятие - чувственный образ целостной картины I предмета, процесса, явления, непосредственно воздейст-
Вующих на органы чувств.
Представление - чувственно-наглядный, обобщенный образ предмета, процесса, явления, сохраняемый и воспроизводимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов познания на органы чувств.
Формы рационального познания
Понятие - мысль, утверждающая общие и существенные I свойства предмета, процесса, явления.
Суждение - мысль, утверждающая или отрицающая что-I либо о предмете, процессе, явлении.
Умозаключение (вывод) - мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения.
По-разному рассматривается вопрос о месте чувственного и рационального познания.
Эмпиризм - единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт.
Рационализм - наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства.
Чувственное познание | Рациональное познание |
Непосредственность, выражающаяся в прямом воспроизведении объекта Наглядность и предметность возникающих в результате познания образов Воспроизведение внешних сторон и свойств объектов | Опора на результаты чувственного познания Абстрактность и обобщенность возникающих в результате познания образов Воспроизведение объектов на основе внутренних закономерных связей и отношений |
Истина - это знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним.
Абсолютная истина - это исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое никогда не может быть опровергнуто.
Относительная истина - это неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает способы получения этого знания; это знание, зависящее от определенных условий, места и времени его получения.
Объективная истина - это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.
Критерии (измерители, показатели, то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения) истины:
соответствие законам логики;
соответствие ранее открытым законам науки;
практика;
простота, экономичность формы.
Заблуждение - это НЕсознательное искажение образа объекта, это содержание знания, не соответствующее реальности, но принимаемое за истину.
Ложь - это сознательное искажение образа объекта.
Знание - результат познания действительности, полученное человеком в ходе активного отражения объективных закономерных связей и отношений реального мира.
Виды знания
Наименование | Сущность |
Житейское | Носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании. |
Научное | достоверное обобщение фактов, облекается в форму отвлеченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые зачастую приобретают крайне абстрактные формы (формулы, графики, схемы и т. д.) |
Художественное | Строится на образе. Искусство как форма художественного познания обладает спецификой: является образным и наглядным; использует особые способы воспроизведения окружающей действительности, средства , при помощи которых происходит создание художественных образов (слово; звук; цвет и т. д.); большую роль в процессе познания играет воображение и фантазии познающего субъекта. |
Иррациональное | Не связано с рациональным мышлением и даже противоречит ему. Предметом являются эмоции, страсти, переживания, интуиция, воля, а также некоторые явления, например, аномальные, характеризующиеся парадоксальностью и не подчиняющиеся законам логики и науки |
Личностное | Зависимо от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности |
Научное познание
Научное познание - особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных , системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.
Основными особенностями научного познания являются следующие:
Объективность добываемого знания;
Развитость понятийного аппарата (категориальность);
Рациональность, связанная с непротиворечивостью,
Системность;
Доказательность и проверяемость;
Высокий уровень обобщения знаний;
Универсальность;
Использование специальных способов и методов познавательной деятельности.
Научное познание имеет свои уровни, формы и методы .
Уровни научного познания | Формы научного познания | Методы научного познания |
Эмпирический (выявление объективных фактов) | Научный факт | Наблюдение, эксперимент, измерение, классификация, систематизация, описание, сравнение |
Теоретический (выявление закономерностей, внутренних связей) | Проблема Гипотеза | Анализ и синтез, дедукция и индукция,аналогия, моделирование, абстрагирование, идеализация, формализация, математизация |
Закон - объективная, существенная, всеобщая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и процессами.
Проблема - осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих ответа.
Гипотеза (гр. hypothesis - основа, предположение ) - научное предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно, носит вероятностный характер и нуждается в доказательстве, проверке , обосновании.
Теория - наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности, система законов.
Метод (путь исследования) понимается как орудие, средство познания .
Наблюдение | Эксперимент (лат. - проба, опыт) |
Целенаправленное и организованное восприятие внешнего мира, доставляющее первичный материал для научного исследования | Исследование какого-либо явления путем активного воздействия на него при помощи создания новых условий, соответствующих целям исследования, или же через изменение течения процесса в нужном направлении |
Отсутствие преобладающего воздействия субъекта познания на объект исследования | Наличие преобладающего воздействия субъекта познания на объект исследования |
Возможность использования приборов и инструментов | Создание необходимых условий, включая устранение всех мешающих факторов; материальные воздействия на объект или условия; измерения с применением соответствующих технических устройств |
К универсальным методам научного познания относятся анализ и синтез.
Анализ (гр. analysis - разложение) - процесс мысленного или фактического разложения целого на составные части.
Синтез (гр. synthesis - соединение) - процесс мысленного или фактического воссоединения целого из частей.
Индукция (лат. inductio - наведение) - путь опытного изучения явлений, в ходе которого от отдельных фактор совершается переход к общим положениям. Отдельные факты как бы наводят на общее положение.
Дедукция (лат. deductio - выведение) - доказательство или выведение утверждения (следствия) из одного или нескольких других утверждений (посылок) на основе законов логики, носящее достоверный характер.
Универсальным методом научного познания является аналогия (гр. analogia - соответствие) - сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах, качествах, отношениях. В современной науке развитой областью систематического применения аналогии выступает так называемая теория подобия, широко используемая в моделировании.
Моделирование - воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения.
Абстракция (от лат. abstractio - отвлечение) - один из универсальных методов познания, заключающийся в мысленном отвлечении от ряда свойств предметов и отношений между ними и выделении какого-либо свойства или отношения.
Формализация (лат. forma - вид, образ) - уточнение содержания познания, осуществляемое посредством того, что изучаемые объекты, явления, процессы сопоставляются с некоторыми материальными конструкциями, позволяющими выявлять и фиксировать существенные и закономерные стороны рассматриваемых объектов.
Математизация - использование различных способов измерения, позволяющих приписывать материальным объектам и их свойствам определенные числа, а затем вместо трудоемкой работы с объектами действовать с числами по определенным математическим правилам.
«Свои выводы наука формулирует в____________(1), законах и формулах, вынося за скобки эмоциональное отношение познающего_____________(2) к изучаемым явлениям. Все, что наука делает своим___________(3), она исследует со стороны закономерностей и_______(4). Научное
познание опирается на систему__________(5) и вырабатывает свой собственный ___________(6), отличный от
обычного».
А)вопрос Е) теория
Б) предмет Ж) язык
В) проблема 3) субъект
Г) метод И) причина
Ответ: ЕЗБИГЖ.
Социальные науки, их классификация
Социальные науки - форма духовной деятельности людей, направления на производство знаний об обществе.
Наиболее общие знания об обществе в целом призваны давать такие науки, как философия и социология.
Важнейшие социальные науки
Наименование | Сущность |
Социология (гр. societas - общество и гр. logos - учение, слово) | Наука о закономерностях развития и функционирования социальных систем как глобальных (общество в целом), так и частных |
Философия (гр. phileo - люблю и sophia - мудрость) | Наука о наиболее общих законах развития природы, общества и познания |
История | Наука, изучающая прошлое человеческого общества |
Культурология (лат. cultu-га - возделывание, обрабатывание и гр. logos - учение, слово) | Комплексная гуманитарная наука, охватывающая всю совокупность знаний о культуре |
Политология (гр. polity - права гражданства, политический порядок и logos - учение,слово) | Наука, объектом изучения которой является многообразие политической жизни (институты, структуры, культура, процессы, поведение людей и групп в политике) как отдельных обществ, так и мирового сообщества в целом |
Правоведение | Наука, изучающая право как особую систему социальных норм и различные аспекты правоприменительной деятельности |
Экономика (от гр. oikos - домашнее хозяйство и по-mos - правило) | Наука, которая исследует, как люди в условиях ограниченности ресурсов удовлетворяют постоянно растущие потребности |
Эстетика (гр. aisthetikos - чувствующий, чувственный) | Наука о закономерностях эстетического освоения человеком мира, о сущности и формах творчества по законам красоты |
Этика (гр. ethos - привычка, обычай) | Одна из древнейших теоретических дисциплин, объектом изучения которой является мораль |
Социальное и гуманитарное знание
Социальное познание - процесс приобретения и развития знаний о человеке и обществе.
Особенности социального познания
1. Субъект и объект познания совпадают .
2. Получаемое социальное знание всегда связано с интересами индивидов-субъектов познания.
3. Социальное знание всегда нагружено оценкой , это ценностное знание. естествознание - «истины разума», обществознание - «истины сердца».
4. Сложность объекта познания - общества, которое обладает разнообразием различных структур и находится в постоянном развитии. Поэтому установление социальных закономерностей затруднено.
5. Поскольку общественная жизнь изменяется очень быстро, то в процессе социального познания можно говорить об установлении только относительных истин.
6. Ограничена возможность применения такого метода научного познания, как эксперимент.
Описать и понять социальные явления позволяет правильный подход к ним. Это означает, что социальное познание должно опираться на следующие принципы :
Рассматривать социальную действительность в развитии;
Изучать общественные явления в их многообразных связях, во взаимозависимости;
Выявлять общее (исторические закономерности) и особенное в общественных явлениях.
Интерпретация социального факта - это сложная процедура его истолкования, обобщения, объяснения.
1. Что такое познание; структура познавательной деятельности.
2. Ненаучные формы познания: мифологическое, религиозное, обыденное
3. Чувственное познание и его формы
3. Рациональное /логическое познание и его состав
4. Научное познание. Истина относительная и абсолютная
Познание («гносеология» от греч. gnosis –познание и logos – учение)– это деятельность, направленная на приобретение и развитие знания.
Знание – это результат познания, адекватное отражение действительности в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений и теорий, которые в значительной мере закрепляются в знаках естественных и искусственных языков.
Познание включает в себя:
- субъект познания - им является человек;
- объект познания – им является то, что познается человеком (природа, общество, человек);
- условия познания (базис познания) - материальные средства, используемые в познании (орудия, приборы, инструменты и др.), информация, имеющаяся в обществе, которую субъект может использовать в своей познавательной деятельности
До того, как сформировалась наука, в жизни людей преобладали ненаучные формы познания:
А) мифическое познание (мифология) – объясняла природную и социальную действительность деятельностью сверхъестественных сил;
Б) религиозное познание вырастает из мифического, но более развито, абстрактно и отличается хорошо разработанным учением о моральном поведении людей.
В) обыденное познание - складывается спонтанно на основе повседневного житейского опыта, бытовой практики. Здесь знания разрозненны и отсутствует учение о знаниях, слабо разработаны теории. Из обыденного опыта формируется здравый смысл – усвоенные навыки практической жизнедеятельности. Здравый смысл не проникает в сущность явлений, а дает поверхностное суждение. Опираясь на традиции, он живет настоящим временем, но слабо реагирует на новые веяния жизни, ограничен в прогнозировании будущего. Прогностическую задачу выполняет наука.
Существует такое философское учение о познании как агностицизм (от греч. agnostos –«недоступный познанию») – учение, отвергающее познаваемость мира (потому что ощущения и восприятия человеком внешнего мира всегда неполны и искажены).
Но сторонники гносеологического подхода доказывают возможность адекватного познания мира, что подтверждается практической деятельностью людей.
В процессе познания выделяют два уровня (способа) познания:
1) чувственное познание и 2) рациональное / логическое познание (мышление)
Чувственное познание -
является первичным источником, непосредственной связью организма с внешним миром. Существуют следующие формы чувственного познаний (в последовательности их усложнения):
А) Ощущение - исходная форма чувственного познания. Оно отражает отдельные свойства объекта, является результатом воздействия объекта на тот или иной орган чувств человека. Человек, лишенный органов чувств, вообще не мог бы познавать, более того, он вообще не мог бы существовать. У нас имеются зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые, температурные и другие ощущения.
Б) Восприятие - вторая форма чувственного познания. Это целостное (комплексное) отражение предмета или явления при прямом воздействии его на органы чувств. Здесь уже присутствует момент обобщения.
В) Представление - третья, высшая форма чувственного познания. В представлении наглядный образ объекта возникает без непосредственного контакта с организмом человека. Представление о каком-то объекте или его свойстве возникает на основе памяти, предшествующих ощущений и восприятии объекта. Это образы предметов, событий, возникающие на основе припоминания или же творческого воображения. Здесь образ объекта менее конкретный, а в большей мере «усреднённый» (обобщённый).