Образовательный портал - Kurokt

Профессиональный стандарт учителя английского языка. Современные проблемы науки и образования. Термины и определения применительно к педагогу

Многомерные профессиональные компетенции учителя

иностранного языка в условиях перехода на новые стандарты ФГОС.

В рамках реализации национальной образовательной инициативы «Наща новая школа», в связи с переходом школы на федеральные государственные стандарты нового поколения, раскрытие личностного потенциала детей, воспитание в них интереса к учёбе и знаниям, их подготовка к профессиональной деятельности стали приоритетными задачами образования. Процесс развития личности ученика не может осуществляться в отрыве от развития личности самого учителя. Многомерность и многофункциональность профессиональных компетенций педагогических работников влечет за собой предъявление особых требований к личности учителя. В основу системы формирования компетентности учителя положены профессиональный стандарт педагогической деятельности и педагогические компетенции.

К компетенциям, обеспечивающим успешное решение профессиональных задач, относятся цели и задачи педагогической деятельности; мотивация учебной деятельности, обеспечение информационной основы педагогической деятельности; разработка программ и принятие педагогических решений, организация учебной деятельности.

Новые стандарты ставят во главу образовательные результаты надпредметного, общеучебного характера. Применение полученных учащимися знаний на практике и развитое критическое мышление учеников являются главным показателем успеха учителя. Во многом этот успех зависит от выбора учебно-методических комплектов. Комплексное сочетание УМК с эффективными средствами обучения позволяет создать новую учебную среду, обеспечивающую высокое качество подготовки учащихся не только по предмету, но и на уровне межпредметных и надпредметных связей. Реализуя новый стандарт, учитель должен выходить за рамки своего предмета, задумываясь о развитии личности ребенка, необходимости формирования универсальных учебных умений, без которых ученик не сможет быть успешным на следующих ступенях образования. Новый подход требует кропотливой работы учителя над собой.

Повышение уровня квалификации современного учителя заключается в перестраивании уже сложившейся профессиональной деятельности, который предполагает включение нового действия в состав сформированной деятельности, нового модуля профессии или новых профессиональных задач в структуру профессиональной деятельности, изменение мотивационных установок или придание им нового смысла, изменение профессиональных самооценок, овладение новыми приёмами профессионального мышления.

Но, к сожалению, задачи на перестройку школьные учителя часто не принимают по причине сложившихся устойчивых стереотипов мышления и уверенности в том, что их способ верен и соответствует нормам методики преподавания. Сегодня в школе мы наблюдаем как традиционные, укоренившиеся десятилетиями формы обмена опытом, так и изменившиеся подходы к преподаванию иностранного языка, новые цели и задачи, новые программы и учебники. Перестраивание сущности профессиональной деятельности возможно при условии организации профессиональной переподготовки учителя, которая стимулировала бы его развитие. Несмотря на разный уровень методического мастерства учительского состава школы, эффективно тесное взаимосотрудничество опытных и начинающих учителей, успешно сочетающих основы традиционной отечественной педагогики и новые технологии, методы и приемы. Наличие сплоченной команды учителей является залогом успеха в своей конечной цели.

Новой школе нужен новый учитель. Профессиональная деятельность человека не предопределена на весь период его профессиональной карьеры и требует непрерывного образования и самообразования, постоянного повышения своей профессиональной компетентности. Современный учитель может полностью реализовать себя как личность, добиться эффективного выполнения целей обучения, организовать эффективное учебное сотрудничество и педагогическое общение, только осознав свои профессионально-личностные качества и желая их совершенствовать. Деятельность учителя, основанная на самопознании и самоанализе, является способом саморазвития. Это означает, что весь процесс формирования самообразовательной компетентности нацелен на такие качества как «квалификация», «инновационность», «мобильность», «успешность», «продуктивность» и «репрезентативность», то есть многомерность личности современного учителя и его профессиональных качеств личности.

Профессиональная компетенция реализуется через психолого-педагогическую, методическую, коммуникативную, филологическую, общекультурную, информационную, социальную и управленческую компетенции. Многомерные профессиональные компетенции учителя иностранного языка выражают единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности в условиях введения стандартов второго поколения.

Учитель иностранного языка, обладая всеми качествами, присущими учителю любой другой учебной дисциплины в школе, определяется еще и специфическими чертами: умением найти, выбрать предмет общения, направить его таким образом, чтобы учащиеся не чувствовали превосходства ни в знаниях, ни в возрасте, ни в социальной роли учителя. Более того, учитель иностранного языка, будучи партнером общения, должен быть, заинтересован в процессе и результате этого общения.

Таким образом, самоанализ педагогической деятельности, планомерная работа учителя по перестройке собственного мышления, умение вести несколько видов деятельности одновременно, умелое применение традиционных и инновационных методов обучения и воспитания на уроках, безупречное владение информационными компьютерными технологиями, потребность в постоянном самообразовании и готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений, способность интегрировать различные направления - являются составляющими многомерности профессиональных компетенций учителя иностранного языка, внедряющего новые стандарты и решают задачи современной школы в рамках имеющих место координальных перемен в системе российского образования.

Список используемой литературы:

1. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. - М.: Просвещение, 1985.

2. Баранников А. В. Самообразование и компетентностный подход - качественный ресурс образования: Теория и практика. М.: Московский центр качества образования, 2009. С.60.

3. Блинов, В.И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности / В. И. Блинов. - М.: АРКТИ, 2007. - 132 с.

4. Методика оценки уровня квалификации педагогических работников. Под ред. В. Д. Шадрикова, И. В. Кузнецовой. М. 2010.-С.8.

5. Николаева Г.Д. Современный учитель.// Николаева Галина Дмитриевна.- 2012. - http://nikolaeva- uchitel.ru .

6. Сивкова С. И. Повышение профессиональной компетенции учителей иностранных языков учитель английского языка.//Фестиваль педагогических идей: Преподавание иностранных языков.-2011. - http://festival.1september.ru/articles/214054/ .

7. Халзакова Л. А. Модель формирования самообразовательной компетентности учителя английского языка / Л. А. Халзакова // Молодой ученый. — 2012. — №3. — С. 423-427.

8. Юсупова Н.В. Освоение стандартов нового поколения как условие повышения качества образования по английскому языку.// Социальная сеть работников образования. nsportal.ru.

4 блока профессиональных компетенций, для учителя иностранного языка
1. Методическая (успешность и перспективность планирования, подбора УМК и дополнительных учебных материалов, отбора и использования разных методов и форм работы).
2. Психолого-педагогическая
(знание программ, нормативно-правовых документов и требований государственного стандарта по предмету, равно как и знание педагогом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся и умение использовать их для решения широкого круга психолого-педагогических ситуаций).
3. Коммуникативная
(способность быть толерантным и уважать мнение других, полнота и эффективность владения педагогом лексикой классного обихода и необходимыми лингвистическими знаниями структуры и культурного наследия родного и иностранного

языков, основами риторики, общеречевой культурой и профессиональной терминологией на английском и русском языках).
4. Проектно-исследовательская
(умение учителя выделить фокус и провести исследование учебной ситуации с планированием основных этапов, использовать разнообразные источники информации и отбирать соответствующие методы для презентации, разработки и оформления конечного продукта своего исследования или проекта).
Методы оценки выполнения требований профессионального стандарта педагога.
1.Итоговая оценка профессиональной деятельности педагога по результатам обучения, воспитания и развития.
2.Оценка может быть проведена посредством внутреннего аудита (анализ планов, отчетов, посещение уроков и т.д.) и внешнего аудита.
3.Образовательные органы имеют возможность сформировать свои внутренние стандарты, закрепленные требования к квалификации педагога.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Лицей «Политэк» г. Волгодонска

Новый профессиональный стандарт педагога в контексте работы учителя английского языка.

Учитель английского языка:
Андреева Юлия Николаевна

Зачем нам нужен стандарт?

Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире.
Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.
Стандарт – объективный измеритель квалификации педагога.
Стандарт – средство отбора педагогических кадров в учреждения образования.
Стандарт – основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем.

Характеристики деятельности успешного педагога.
1. Мобильность
2. Самостоятельность в принятии решений
3. Готовность к переменам
4. Способность к нестандартной деятельности

Наполнения профессионального стандарта учителя новыми компетенциями.

Работа с одаренными детьми
Работа в условиях инклюзивного образования
Преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным
Работа с детьми, имеющими проблемы в развитии
Работа с девиантными, зависимыми, социально-уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.

Уровни освоения предмета.
Функциональная грамотность.
Для достижения первого уровня достаточно компетенций, зафиксированных в общих требованиях к педагогу (знание предмета, учебных программ и т.д.)- квалификация
Культура.
Для достижения второго уровня необходимо не только обучение учащихся программам повышенной сложности, но и осознание педагогом своего места в культуре – профессионализм
Профессионализм учителя обеспечивает ключевые, предметные, специальные компетенции.
Ключевые компетенции учителя –универсальны и обеспечивают успешную педагогическую деятельность в целом.
Предметные компетенции учителя- специфичны и обеспечивают успешное преподавание конкретной дисциплины.
Специальные компетенции учителя – узко направлены и обеспечивают решение специальных задач.

Схема 2Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 415


Приложенные файлы

Новый профессиональный стандарт педагога в контексте работы учителя английского языка.

В английском языке «стандарт» означает: ниже определенного уровня нельзя, выше – можно.

Стандарт – это документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к учителю, действующий на всей территории Российской Федерации.

Зачем нам нужен стандарт?

Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире.

Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.

Стандарт – объективный измеритель квалификации педагога.

Стандарт – средство отбора педагогических кадров в учреждения образования.

Стандарт – основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем.

Структура стандарта

Инвариант (неизменное)-

знание предмета

владение информационными технологиями

Вариативная часть –

новые профессиональные компетенции

1. Обучение

2. Воспитательная работа

3. Развитие

Характеристики деятельности успешного педагога.

1.Мобильность

2.Самостоятельность в принятии решений

3.Готовность к переменам

4.Способность к нестандартной деятельности

Необходимость наполнения профессионального стандарта учителя новыми компетенциями.

1.Работа с одаренными детьми

2.Работа в условиях инклюзивного образования

3.Преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным

4.Работа с детьми, имеющими проблемы в развитии

5.Работа с девиантными, зависимыми, социально-уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении

Уровни освоения предмета.

Функциональная грамотность.

Для достижения первого уровня достаточно компетенций, зафиксированных в общих требованиях к педагогу (знание предмета, учебных программ и т.д.)- квалификация

Культура.

Для достижения второго уровня необходимо не только обучение учащихся программам повышенной сложности, но и осознание педагогом своего места в культуре – профессионализм

Профессионализм учителя обеспечивает ключевые, предметные, специальные компетенции.

Ключевые компетенции учителя –универсальны и обеспечивают успешную педагогическую деятельность в целом.

Предметные компетенции учителя - специфичны и обеспечивают успешное преподавание конкретной дисциплины.

Специальные компетенции учителя – узко направлены и обеспечивают решение специальных задач.

4 блока профессиональных компетенций, для учителя иностранного языка

1. Методическая (успешность и перспективность планирования, подбора УМК и дополнительных учебных материалов, отбора и использования разных методов и форм работы с учетом особенностей обучаемых).

2. Психолого-педагогическая (знание программ, нормативно-правовых документов и требований государственного стандарта по предмету, равно как и знание педагогом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся и умение использовать их для решения широкого круга психолого-педагогических ситуаций в урочной и внеурочной деятельности).

3. Коммуникативная (способность быть толерантным и уважать мнение других, полнота и эффективность владения педагогом лексикой классного обихода и необходимыми лингвистическими знаниями структуры и культурного наследия родного и иностранного языков, основами риторики, общеречевой культурой и профессиональной терминологией на английском и русском языках).

4. Проектно-исследовательская (умение учителя выделить фокус и провести исследование учебной ситуации с планированием основных этапов, использовать разнообразные источники информации и отбирать соответствующие методы для презентации, разработки и оформления конечного продукта своего исследования или проекта).

Методы оценки выполнения требований профессионального стандарта педагога.

1.Итоговая оценка профессиональной деятельности педагога производится по результатам обучения, воспитания и развития.

2.Оценка может быть проведена посредством внутреннего аудита (анализ планов, отчетов, посещение уроков и т.д.) и внешнего аудита.

3.Образовательные органы имеют возможность сформировать свои внутренние стандарты, закрепленные требования к квалификации педагога.


НОВЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

для учителей иностранного языка

Учитель иностранного языка

Илюшкина И.А.

2016г.

С принятие нового профессионального стандарта изменятся подходы к педагогическому образованию. Согласно новому профессиональному стандарту, педагог должен иметь высшее или среднее профессиональное образование, уметь анализировать и планировать уроки, организовывать экскурсии, поддерживать деловую дружелюбную атмосферу в детском коллективе, объективно оценивать знания учащихся, защищать их интересы и достоинства.

Также новый стандарт предполагает, что каждый школьный учитель будет свободно говорить на иностранном языке, использовать вместе с учениками иноязычные источники информации, владеть методикой обучения детей-мигрантов, одаренных учеников, а также социально запущенных детей и учащихся с ограниченными возможностями здоровья. По новому стандарту учитель также должен уметь работать с обучающимися разных возрастных категорий и прекрасно владеть компьютером (разбираться в социальных сетях, вести уроки по скайпу, проводить презентации и видеоконференции).

По мнению экспертов, далеко не все учителя могут соответствовать требованиям профессионального стандарта. Необходимо сделать так, чтобы из педагогических институтов выходили уже профессиональные учителя.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УСПЕШНОГО ПЕДАГОГА:

Мобильность

Самостоятельность в принятии решений

Готовность к переменам

Способность к нестандартной деятельности

4 БЛОКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

1) методическая

2) психолого-педагогическая

3) коммуникативная

4)проектно-исследовательская

Существует необходимость наполнения профессионального стандарта новыми компетенциями:

1. Работа с одаренными детьми;

2. Работа в условиях инклюзивного образования;

3. Работа с детьми, имеющими проблемы в развитии;

4. Работа с девиантными, зависимыми, социально-уязвимыми детьми, имеющими серьезные отклонения в поведении.

СТРУКТУРА СТАНДАРТА:

Инвариант - знание предмета, владение информационными технологиями.

Вариативная часть – новые профессиональные компетенции.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА:

1) Обучение

2) Воспитание

3) Развитие

Эти три компонента образуют неразрывную связь, зависят один от другого в современных условиях нового профессионального стандарта.

Наибольшую заинтересованность вызывает аспект «Развитие»:

1. Приятие разных детей, независимо от их поведения, психического и физического состояния. Данный пункт является весьма спорным на мой взгляд, так как современная школа (особенно в лице обучающихся) не подготовлена к подобного рода лояльности, а также недопустимо попустительство в плане поведения, так как это приведет к ухудшению общей ситуации в классе (эффект цепной реакции).

2. Оказание помощи является и всегда являлось неотъемлемой частью любого учебного процесса. Важно создать плотное взаимодействие в системе ученик- ученик, ученик-учитель.

3. Взаимодействие с психологом и медиками. В современной школе педагог- психолог очень важный специалист, помогающий решить различные вопросы, связанные с воспитанием, внутренним состоянием ребенка. Именно психолог способен верно направить участников процесса обучения и найти общий язык с «трудными» детьми.

4. Программа индивидуального развития затруднена, так как школа является учреждением массового обучения, и зачастую у учителя просто не хватает времени, чтобы уделить внимание каждому, отслеживать динамику развития каждого ребенка также проблематично.

5. Защита того, кого не принимают в классе. Ребенок-изгой не способен стать полноценным членом общества, а его психоэмоциональное состояние может негативно сказываться на учебе. Задача учителя помочь такому ученику влиться в коллектив, наладить отношение со сверстниками. Зачастую положительное отношение взрослого способно возвысить ребёнка-изгоя в глазах одноклассников и изменить их отношение в лучшую сторону.

6. Безопасная среда, комфорт. Ситуация, складывающаяся на сегодняшний день в стране и мире, заставляет уделять особое внимание безопасности не только фактической, но и виртуальной. В современной школе регулярно поводятся тренировки по экстренной эвакуации. Задачей учителя является предостережение учащихся от угроз виртуального мира. Что касается комфортных условий обучения, то это не всегда зависит от учителя напрямую. Например, существует проблема нехватки кабинетов, и учитель вынужден вести уроки в непрофильном помещении, переходить из кабинета в кабинет. Также учебные классы не всегда имеют необходимое оборудование. Существует проблема переполненных групп, неравномерного распределения обучающихся по группам иностранного языка (при делении на английский и какой-либо другой язык, например, французский или немецкий).

7. Дополнительное образование становится неотъемлемой частью учебного процесса. Оно помогает раскрыть способности ребёнка или развить их. Сейчас без доп. образования не обходится ни одна школа.

Как мы могли заметить аспект «развитие» это очень важный компонент нового педагогического стандарта, хотя некоторые его пункты всё же являются достаточно спорными и вызывают ряд вопросов. Они заставляют изменить подход к обучению в целом не только педагогов, но и администрации школы.

1

Проведен анализ реализуемых в США языковых стандартов в системе высшего профессионального педагогического образования, включающих в себя не только педагогические и специальные знания учителя по его дисциплине, но и знания культурного и этнического разнообразия контингента учащихся; грамотное использование коммуникативных свойств языка; продуктивную организацию и управление социальным поведением детей; умелое интегрирование новейших технологий обучения иностранному языку, творческое применение существующих образовательных технологий и т.д. В языковых стандартах, исходя из этого, сформулированы соответствующие требования для осуществления вышеназванных целей: необходимость понимания культуры страны изучаемого языка, предполагающее развитие таких умений и навыков, как знание традиций и обычаев людей, говорящих на данном иностранном языке; знание музыки, танцев, народного, изобразительного и драматического искусств, архитектуры, литературы, условий жизни людей, говорящих на данном иностранном языке, а также знание истории страны изучаемого языка. В качестве примера приводится методика погружения в культуру, широко внедряемая рядом педагогических учебных заведений. Таким образом, американские национальные языковые стандарты, применяемые в преподавании иностранных языков, как в средней школе, так и в высших учебных заведениях, в качестве приоритетов выдвигают цели формирования коммуникативной компетентности студентов и детального проникновения в культуру стран изучаемых языков.

стандарты языкового образования

подготовка учителя иностранного языка

1. McKay S.L. Teaching English as an International Language. – Oxford: University Press, 2002. – 150 p.

2. Standards for Foreign Language Learning. Preparing for the 21st century. – Alexandria, VA: ACTFL, inc., 2010. – 8 p.

3. Американский Совет по вопросам преподавания иностранных языков: http://www.actfl.org.

4. Институт иностранной службы: http://fsi-languages.yojik.eu.

5. Национальный Совет по стандартам профессионального обучения: http://www.nbpts.org.

6. Межгосударственный консорциум по оценке и поддержке начинающих учителей: http://www.ccsso.org/projects/interstate_new_teacher_assessment_and_support_consortium/Projects/Standards_Development.

Постоянно обновляющийся контекст информационного общества с его особым интеллектуальным климатом диктует необходимость переосмысления концепций подготовки кадров в системе высшего образования. В этом смысле система высшего языкового образования приобретает новую поисковую энергетику не только в вопросах изменения содержания образования в сторону расширения академической его части, но и углублению узкопрофессиональной подготовки, связанной, например, с совершенствованием подготовки учителей иностранного языка.

Цель исследования . Источниками новых идей, на наш взгляд, могут выступать научно-педагогические исследования американской системы профессионального педагогического образования, обладающей высоким мобилизационным потенциалом. Философы американской системы образования опираются на приоритеты ЮНЕСКО в содействии применению методов двуязычного и многоязычного образования, опоры на родной язык в целях достижения инклюзивности и повышения общего качества образования согласно принципу равенства всех культур и языков.

Материал и методы исследования

Фактологический материал был отобран в результате изучения зарубежной историко-педагогической, социологической, педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме, среди которых особое место занимают разнообразные монографические работы американских педагогов и психологов, во многом определивших пути развития системы педагогического образования в США как переведенные на русский язык, так и на языке оригинала. К работе привлекались также официальные документы правительственных органов и профессионально-общественных ассоциаций США. Большое значение имел метод включенного наблюдения за деятельностью отдельных педагогических учебных заведений США, беседы и интервью с представителями американской высшей педагогической школы.

Результаты исследования и их обсуждение

Учебные планы и программы, технологии обеспечения качества подготовки учителей иностранных языков в американских университетах показывают, что процесс модернизации профессионального языкового образования происходит по линии их вариативности и плюрализма, в связи с чем в настоящее время в США все большее распространение получают смешанные методы обучения иностранному языку, где комбинируются традиционные и инновационные методы.

Существующие в США национальные языковые стандарты разработаны на основе ряда регламентирующих документов: Стандарты по изучению иностранных языков в XXI веке (1999 г.); Стандарты преподавания иностранных языков, разработанные Национальным Советом по стандартам профессионального обучения (NBPTS) (2001 г.); Стандарты подготовки будущих учителей иностранных языков, предложенные Американским Советом по вопросам преподавания иностранных языков (ACTFL) (2002 г.); Стандарты лицензирования учителей иностранных языков - стажеров, выдвинутые Межгосударственным консорциумом по оценке и поддержке начинающих учителей (INTASC) (2002 г.) и др. .

Языковые стандарты высшей школы предусматривают следующее: формирование коммуникативной компетенции через развитие межличностных и интерактивных речевых умений; формирование межкультурной компетенции через понимание различных аспектов культуры изучаемой страны; развитие междисциплинарных связей и социальной культуры средствами иностранного языка; сравнительно-сопоставительный анализ функционирования родного и иностранного языков и культур; участие в деятельности школьного и внешкольного сообщества в условиях поликультурной среды; участие в жизни многоязычных общин на территории США и за рубежом; формирование готовности к образованию средствами иностранного языка в течение жизни .

В США определены две категории программ подготовки учителей: Категория I: общие стандарты программ подготовки учителей по всем предметам и Категория II: стандарты программ подготовки учителей иностранного языка (LOTE - Languages Other Than English).

Рассмотрим подробнее Стандарты Категории II:

- Стандарт 3 касается разработки Программы с указанием основных положений и принципов, на которые она опирается, с подробным описанием структуры и предполагаемых результатов обучения. Концепция Программы и ожидаемые результаты должны соответствовать основным требованиям критериев степени владения иностранным языком для преподавания в школе K-12, Национальным общепринятым компетенциям владения иностранным языком. Важно, что основные положения Программы отражают идеи многоязычия и этнического многообразия в обществе, осознания разнообразия и разноуровневости учащихся с различными образовательными потребностями и возможностями.

- Стандарт 4 (Знание о природе языка): Программа подразумевает проведение курсов, необходимых для формирования представления о природе языка, возможностях использования знаний о языке в практических целях.

- Стандарт 5 (Знание лингвистических основ изучаемого языка): Программа гарантирует студентам получение глубоких знаний о лингвистических основах изучаемого языка. Предполагается, что будущие учителя смогут демонстрировать понимание риторических и стилистических приемов, лексических единиц, уровней и стилей языка, пригодных для использования в различных ситуациях общения, в зависимости от целей коммуникации.

- Стандарт 6 (Понимание литературных текстов и культурных традиций): осваивая Программу, студенты получают знания и учатся понимать литературные тексты и культурные традиции. С этой целью будущие учителя изучают основные литературные направления, жанры, авторов и их работы, используя тексты из разнообразных источников.

- Стандарт 7 (Культурный анализ и сравнение): в ходе прохождения Программы постулируется тезис о признании и понимании культуры как динамической, взаимосвязанной со всеми явлениями в обществе системы. Для достижения этого студентам важно научиться использовать разнообразные методы идентификации, анализа и оценивания культурных особенностей, ценностей и идей.

- Стандарт 8 (Язык и коммуникация: умения в области аудирования и понимания услышанного): в соответствии со Стандартами подготовки учителей иностранного языка, разработанными в 2002 г. Американским Советом по обучению иностранным языкам, будущие учителя должны демонстрировать мастерство в понимании устных текстов на иностранном языке. Исходя из этого, в качестве одного из ключевых профессиональных умений выступает способность прослушивать информацию и понимать содержание услышанного. В зависимости от коммуникативной задачи и жанра текста важно уметь выделять и понимать главную мысль и детали, прогнозировать его содержание, выбирать основные факты, опуская второстепенные, понимать информацию функциональных текстов с опорой на языковую догадку, критически обдумывать и давать стилистическую и социокультурную оценку прослушанному тексту с анализом целей и намерений говорящего.

- Стандарт 9 (Язык и коммуникации: умения в области чтения и понимания прочитанного): Программные требования относительно формирования навыка восприятия текстов на изучаемом языке касаются следующего: изучающие иностранный язык и использующие латинский алфавит должны уметь читать и понимать содержание текстов, выделять и понимать главную мысль и детали в прочитанном, понимать посыл и цели автора, а также выражать свое мнение, делать комментарии на иностранном языке. Изучающие иностранный язык и использующие не латинский алфавит должны демонстрировать умение понимать общее содержание прочитанного текста в соответствии с указанными Стандартами Программы.

- Стандарт 10 (Язык и коммуникации: речевые умения в области говорения): от будущих учителей иностранного языка ожидается мастерское владение навыком устного высказывании на изучаемом языке. Стандарты, разработанные Американским Советом по обучению иностранным языкам, предполагают, что родным языком для большинства будущих учителей иностранных языков является английский. Поэтому кандидаты в учителя, планирующие в будущем преподавать такие языки, как французский, немецкий, иврит, итальянский, португальский, русский и испанский языки (Группа I, II, и III языков по шкале Института иностранной службы (FSI), должны владеть минимальным уровнем преподаваемого языка - Advanced-Low, а те, кто планирует преподавать арабский, китайский, японский и корейский язык (Группа IV языков по шкале FSI), должны владеть минимальным уровнем - Intermediate-High .

- Стандарт 11 (Язык и письменная коммуникация: умения в области письменной речи): обучающиеся должны сформировать навык письменной речи, что предполагает умение писать тексты официального и неофициального стиля на социальную, профессиональную и иную тематику, используя и употребляя формулы речевого этикета, принятые в стране изучаемого языка. По всем остальным параметрам данный Стандарт соответствует Стандарту 10.

- Стандарт 12 (Связь с другими дисциплинами и языковыми сообществами: социокультурные и междисциплинарные знания и умения): Программа включает в себя новейшие разработки в области форм и методов обучения языку, а также осуществляет включение в процесс обучения и подготовки учителей разнообразных методик контекстуального аутентичного обучения с использованием современных информационно-коммуникативных технологий, других приоритетных образовательных стратегий. Подобный опыт позволяет будущим учителям взаимодействовать с культурными сообществами, связанными с изучением иностранного языка, с целью углубления их знаний, расширения возможностей и перспектив использования иностранного языка на практике и получения опыта общения, что является основной задачей изучения иностранного языка. В этом смысле использование метода погружения в культуру (Cultural Immersion) является одним из способов знакомства с ровесниками из разных этнических групп. В данном случае моделируется их образ жизни: и обучающиеся, и студенты становятся на время представителями различных культурных и языковых групп. Например, будущим учителям, наряду с работой в социальной сфере, предлагается выбор проживания в семьях детей, с которыми им придется работать. Например, такие программы активно действуют в Университете Кларк (штат Атланта). В Университете Северной Аризоны (штат Аризона) будущие учителя в области специального (языкового) образования могут жить и преподавать на территории резервации Наваха .

Как признает Американский Совет по обучению иностранным языкам, программы подготовки дипломированного учителя иностранного языка отличаются в разных штатах США, и тем не менее есть определенные унифицированные Стандарты по оценке уровня сформированности компетенций начинающего учителя:

  1. Знание педагогики. Учитель владеет основными терминами, педагогическим инструментарием, структурой дисциплины, которую преподает, и может превратить процесс обучения разным аспектам предмета значимым для каждого учащегося.
  2. Развитие студентов. Учитель проводит постоянный мониторинг личной образовательной траектории ученика и может обеспечить интеллектуальное, социальное и личностное развитие ребенка.
  3. Понимание и принятие «мозаики» личностей учащихся. Учитель, понимая, насколько учащиеся отличаются по своим подходам к учению и образованию, создает дифференцированные учебные возможности, применяет гибкие формы педагогического стиля. Учитель - гарант в процессе преодоления основных «дефицитов» в учебных умениях учеников.
  4. Разнообразие учебных стратегий. Учитель использует множество учебных стратегий с целью развития критического мышления учащихся, способности решения проблем и формирования навыков самопрезентации, обогащения личностного «тезауруса» учащегося. Учитель - провайдер образовательных услуг.
  5. Мотивация и управление. Учитель учитывает сущность мотивации индивида и группы с целью создания учебной среды, поощряющей позитивное социальное взаимодействие, активное участие в учении и самомотивацию.
  6. Коммуникация и технология. Учитель использует знание эффективных вербальных, невербальных и медийных средств коммуникации для того, чтобы способствовать активному участию, сотрудничеству и взаимодействию в классе.
  7. Планирование. Учитель планирует процесс обучения, основывая его на знании сущности предмета, особенностей учащихся, ученического сообщества и целей учебного плана.
  8. Оценивание. Учитель понимает и использует формальные и неформальные стратегии оценки для обеспечения гарантии непрерывного интеллектуального, социального и физического развития ученика.
  9. Рефлексивная практика: профессиональный рост. Учитель - рефлексирующий практик, который непрерывно оценивает эффекты методов и приемов воздействия на других (учащиеся, родители, другие участники обучающегося сообщества); изыскивает возможности для профессионального роста.
  10. Школа и участие сообщества. Учитель устанавливает отношения со школьными коллегами, родителями, общинными организациями. Учитель - коммуникатор социального опыта .

Заключение

Суммируя теорию и практику подготовки учителя иностранного языка в США, можно выделить следующие характеристики учителя-профессионала, которого готовят в американских педагогических колледжах и университетах: обладание качествами и навыками профессиональной деятельности в поликультурном пространстве; ориентация на развитие своих личностных качеств, а не только на трансляцию знаний, умений, навыков; умение практически работать с образовательными программами, строить и решать развивающие образовательные задачи на основе личностно-ориентированного подхода; демонстрация компетентности не только в сфере образования, но и в межличностном поликультурном общении; умение использовать язык как в реальных жизненных контекстах, так и в профессиональных целях; понимание сути политических, исторических, социальных и экономических реалий тех регионов, язык и культура которых изучаются.

Рецензенты:

Хузиахметов А.Н., д.п.н., профессор, зав. кафедрой методологии обучения и воспитания Института психологии и образования Казанского (Приволжского) федерального универ ситета, г. Казань;

Валеева Р.А., д.п.н., профессор, зав. кафедрой общей и социальной педагогики Института психологии и образования Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Казань.

Работа поступила в редакцию 30.04.2014.

Библиографическая ссылка

Сабирова Д.Р., Акмаева А.С. ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В США // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 6-6. – С. 1282-1285;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=34330 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»