Презентация на тему "Землетрясения и вулканы" по ОБЖ в формате powerpoint. Знакомит с чрезвычайными ситуациями природного характера: землетрясениями и вулканами. Автор презентации: Шевченко Иван Сергеевич
Фрагменты из презентации
Вся земля сотряслась, туч метнулась гряда.
Сотрясенье земли унесло города…
Все оковы небес разомкнуться смогли.
Свел разгул сотрясенья суставы земли,
Сжал он бедную землю в такие тиски,
Что огромные скалы разбил на куски…
Землетрясение – это подземные толчки и колебание земной поверхности.
Очагом землетрясения называют место в земных глубинах, где зарождается землетрясение, откуда во все стороны расходятся упругие сейсмические волны.
Эпицентром землетрясения называют место на поверхности земли, наиболее близкое к очагу.
А территорию, где уже были или ожидаются очаги землетрясений, называют сейсмической областью.
12-бальная международная сейсмическая шкала. (Шкала Рихтера).
- Слабые - 1-3 балла
- Умеренные - 4 балла
- Довольно сильные – 5 баллов
- Сильные – 6-7 баллов
- Разрушительные - 8 баллов
- Опустошительные – 9 баллов
- Уничтожающие – 10 баллов
- Катастрофические – 11-12 баллов.
Вот некоторые печальные цифры.
- 1995 году – полностью разрушен город Нефтегорск. Из 3 тысяч его жителей погибли и были ранены свыше 2 тысяч человек.
- Самое крупное землетрясение 20 века произошло 7 декабря 1988 г. в 11 ч. 41 мин. В Армении. Оно охватило территорию с населением свыше 700 тысяч человек. Сила подземных толчков в эпицентре стихийного бедствия достигла более 10 баллов. Особенно пострадали города Кировокан, Степанакерт, Ленинакан, а Спитак был практически стерт с лица земли.
Признаки близкого землетрясения:
- резкие изменения уровня воды в водоемах или ее помутнение;
- запах газа в районах, где раньше этого не было;
- беспокойство птиц и домашних животных;
- слабые толчки земной поверхности;
- нарушение в работе радио, телеграфа, электромагнитных приборов.
Правила безопасного поведения во время землетрясения.
- При первом толчке постараться немедленно покинуть здание в течение 15-20 минут.
- Спускаться только по лестнице, оповещая соседей о необходимости покинуть здание.
- Если остались в квартире, необходимо встать в дверной проем или в углу комнаты, подальше от окон, светильников, шкафов и зеркал.
- Не допускать возникновения паники.
- Если землетрясение застигло вас в машине, нужно немедленно остановиться и не выходить из машины до окончания толчков.
Вулкан – это возвышение, связанное каналом с магматическим очагом на глубине.
Магма – это расплавленная масса, которая может подниматься с парами воды и газами из глубины наверх. Когда магма изливается из отверстий (кратер, жерло) ее называют лавой.
Как предсказать предстоящее извержение? Вот некоторые признаки:
- Усиление сейсмической активности.
- «Ворчание», доносившееся из кратера вулкана и из-под земли.
- Запах серы, исходящий из протекающих рядом с вулканом рек и ручьев.
- Выпадение кислотных дождей.
- Вырывающиеся время от времени из кратера газы и пепел.
Обычно землетрясения происходят вблизи границ литосферных плит.
Эти плиты находятся в постоянном движении. Плиты движутся по горизонтали и по вертикали. Когда края соприкасающихся плит «застревают», а затем плиты сдвигаются, возникают подземные толчки.
Районы, где особенно часты землетрясения, называют сейсмически активными (от греческого слова «сейсмос» – землетрясение.
Место, где происходит сдвиг горных пород называют очагом землетрясения.
Над очагом на земной поверхности расположено место наибольшего проявления землетрясения. Его называют эпицентром (слово «эпи» в переводе с греческого означает «над»).
Карта крупнейших землетрясений
Литосферные плиты разделены глубинными разломами. Существуют 6 больших плит и более 20 плит меньшего размера. Литосферные плиты подвижны. Большинство землетрясений сосредоточено в двух протяженных, узких зонах. Одна из них обрамляет Тихий океан, а вторая тянется от Азорских о-вов на восток до Юго-Восточной Азии. Выделяется также зона меньшего размера в центральной части Атлантического океана, следующая вдоль Срединно-Атлантического хребта.
Прибор для определения силы землетрясения.
Сила землетрясений определяется по шкале Рихтера в баллах от 1 до 12 баллов.
Цунами - длинные волны , порождаемые мощным воздействием на всю толщу воды в океане или другом водоёме. Причиной большинства цунами являются подводные землетрясения , во время которых происходит резкое смещение (поднятие или опускание) участка морского дна. Цунами образуются при землетрясении любой силы, но большой силы достигают те, которые возникают из-за сильных землетрясений (с магнитудой более 7). В результате землетрясения распространяется несколько волн
Вулканы называют огнедышащими горами.
Название произошло от имени древнеримского бога огня Вулкана.
Вулкан – это гора конической формы
в верхней части которой имеется углубление – кратер, из которого изливается расплавленная лава.
Карта крупнейших вулканов
Если лава густая и вязкая, то она быстро остывает, образуя высокую гору с крутыми склонами, имеющую форму конуса. Это КОНИЧЕСКИЙ вулкан.
Жидкая лава растекается быстрее, остывает медленнее, поэтому она успевает стечь на более значительные расстояния. Склоны таких вулканов пологие.
Это ЩИТОВЫЕ вулканы.
Землетрясения и вулканы
Цель урока:
Осознание и осмысление информации о природных явлениях,
Познакомить учащихся с видами движения земной коры,
Сформировать представление о происхождении землетрясения и
вулкана, цунами и гейзера.
Ресурсное обеспечение: учебник, физическая карта полушарий, физическая карта России, плакат «Литосфера», рабочая тетрадь.
Составил: Белицкая Т.Н, учитель географии МБОУ «Марьевская ООШ им. В.Д. Федорова», д. Марьевка, Яйского р-на, Кемеровской обл.
Землетрясения
Землетрясение – подземные удары и колебания земной поверхности.
Землетрясение происходит тогда, когда долго накапливающиеся напряжения в литосфере превышают предел упругости и происходит быстрое, почти мгновенное смещение больших масс литосферы, относительно друг друга.
Это грозное природное явление.
Схема землетрясения
эпицентр
- Землетрясения страшны внезапностью.
- В эпицентре происходят большие разрушения, а порой и изменение ландшафта в целом (в зависимости от силы землетрясения).
- Предсказать землетрясение практически невозможно.
Цунами (от японского «волна в гавани»)- гигантская волна, возникающая на поверхности океана в результате сильных подводных землетрясений или извержений подводных и островных вулканов.
При средней глубине 4000 метров скорость распространения цунами 200 м/с или 720 км/час. В открытом океане высота волны редко превышает один метр, а длина волны (расстояние между гребнями) достигает 500-1000 километров. При выходе волн на мелководье, их скорость и длина уменьшаются, а высота увеличивается. У берега высота цунами может достигать высоты до 30-40 метров. Районы побережья с закрытыми бухтами являются менее опасными.
- Цунами в Японии
- 2011г.
Наука, занимающаяся изучением
землетрясений, называется
сейсмология («сейсмос»- колебания).
Прибор для
Регистрации
движения
в земной коре –
сейсмограф.
- В областях сильных землетрясений, происходящих раз в десятки лет, чем дольше нет землетрясения, тем вероятность сильного землетрясения возрастает.
- Перед землетрясением часто изменяется магнитное поле, акустические свойства среды.
- Необычное поведение животных: собаки начинают выть, всплывают глубоководные рыбы, приплывают к берегам угри, улетают птицы, кошки покидают дома, домашние животные отказываются от еды, беспокоятся, пытаются покинуть помещение. Эти симптомы усиливаются за 1-2 часа до землетрясения.
Районы, где часто происходят землетрясения называют сейсмически активными.
- 1 балл - колебания ощущаются исключительно приборами. Человек колебаний не ощущает.
- 2 балла - колебания могут почувствовать только люди, что находятся в спокойном, неподвижном состоянии.
- 3 балла - колебания чувствуют некоторые люди, находящиеся дома.
- 4 балла - колебания чувствует большинство людей. В зданиях могут дребезжать стекла.
- 5 баллов - колебания могут разбудить спящего человека. В помещениях нетрудно заметить раскачивание висячих предметов (например, ламп или люстр).
- 6 баллов - зданиям наносятся некоторые косметические повреждения, в штукатурке могут возникать небольшие трещины.
- 7 баллов - неизбежны трещины в штукатурке, ее частичное разрушение. Возникают трещины в стенах, а в некоторых зданиях возникает угроза частичных обрушений.
- 8 баллов - существенные конструктивные повреждения зданий: крупные трещины в стенах, обрушение балконов, карнизов и дымовых труб.
- 9 баллов - в некоторых зданиях возникают обвалы, обрушение перекрытий и стен.
- 10 баллов - большинство зданий находятся под угрозой обрушения. На поверхности земли возникают трещины шириной до 1 метра.
- 11 баллов - полномасштабное обрушение всех построек и конструкций, крупные обвалы в горах, большое количество крупных трещин на поверхности земли.
- 12 баллов - изменение рельефа местности вплоть до неузнаваемости. Катастрофические последствия землетрясений.
Самые разрушительные землетрясения в истории
Эпицентр
в 22 км от Порт-о-Пренс
Сила землетрясения
Таншан/провинция Хэбэй
Индонезия
Погибших
в 90 км от Токио
Туркменская ССР
Эрзинджан
Пакистан
в 25 км от Чимботе
Консепсьон
Гватемала
в 160 км от столицы
штат Махараштра
Вулкан – это конусообразные горы, состоящие из застывших лав и сцементированных обломков горных пород
Вулкан – это геологическое образование,
возникшее над трещиной в земной коре, по
которой извергается на земную поверхность
Гейзеры- это источники,периодически выбрасывающие фонтаны горячей воды и пара на земную поверхность.
Долина гейзеров на п-ве Камчатка
Выберите правильный ответ.
1. Место наибольшего проявления землетрясения на поверхности Земли называется:
а) эпицентр б) очаг в) сейсмограф г) жерло
2. Районы, где наиболее часто происходят землетрясения, называются:
а) тектоническими в) сейсмически активными
б) литосферными г) сейсмически устойчивыми.
3. Вулкан, образовавшийся в результате застывания жидкой лавы, называется:
а) конусовидный б) щитовой.
4. Вулкан, который извергался хотя бы раз на памяти людей, называется:
а) потухший б) действующий.
5. В глубине вулкана находится:
а) кратер б) лава в) очаг магмы г) вулканическая бомба.
6. Вставьте пропущенное слово.
Вулкан – это... , в верхней части которой есть углубление - ... . Излившаяся на поверхность магма называется... . Самый крупный вулкан нашей страны и Евразии называется... .
Словарные слова: лава, гора, кратер, Ключевская Сопка.
Домашнее задание (в зависимости от курса в котором использования презентация):
2 рок -§26, ответить на вопросы стр.103. (География. Землеведение. 5-6 кл. Дронов В.П., Савельева Л.Е.)
- http://images.yandex.ru/
- http://vulcanism.ru/volcano-types.html
- http://www.google.ru/imgres?imgurl
- edgarcaysi.narod.ru › zemlyatreseniya.html
- http://www.klass39.ru/wp-content/uploads/2013/01/22045-1440x900.jpg
- Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И., География: Физическая география: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009.
- Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 6 класс. – М.: «ВАКО», 2005.
- Плешаков А. А., Сонин Н. И., Природоведение. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений.- 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008.
- Природоведение. 5 класс: поурочные планы по учебнику А. А. Плешакова, Н. И. Сонина/ авт.-сост. Т.В. Козачек. – Волгоград: Учитель, 2007.
- Дронов В.П., Савельева Л.Е., География.Землеведение. 5-6 кл.: учебник-4-е изд., пересмотр. – М.: Дрофа, 2014.
Разработка урока в 5 классе по теме "Землетрясения и вулканы". Что такое землетрясение и вулканы. Причины возникновения вулканов и землетрясений. Сейсмически активные районы. Очаг и эпицентр землетрясения. Конический и щитовой вулканы их строение, сходство, различие.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
МБОУ «Хову-Аксынская СОШ» Учитель биологии: Дирчин С.А Землетрясения и вулканы
Очаг Очаг землетрясения
О бласть на поверхности земли, расположенная над очагом землетрясения. Эпицентр
Шкала землетрясений по шкале Рихтера Баллы Явления 1-2 Человек не чувствует. 3-4 Небольшие движения люстр, звон посуды. 5-6 Падают небольшие предметы. 7-8 Отмечаются трещины на стенах домов. 9-10 Разрушение построек. 11-12 Разрушаются многие постройки.
документы продукты на 3 дня аптечку спички Электрический фонарь одежду по сезону
Вулканы Конический Щитовой
Конический вулкан кратер жерло лава очаг магмы
Шкала землетрясений по шкале Рихтера Человек не чувствует. 1-2 б Небольшие движения люстр, звон посуды. 3-4 б Падают небольшие предметы. 5-6 б Отмечаются трещины на стенах домов. 7-8 б Разрушение построек. 9-10 б Разрушаются многие постройки. 11-12 б 2 1 4 3 6 5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тестирование проводилось в 5 и 8 классах. Первый этап тестирование в сентябре-октябре 2008 года, второй в апрель-май 2009. Всего в тестирование приняло участие 40 человек, что составило 98 % учеников...
Комплексный мониторинг показателей физического развития и физической подготовленности в начале и в конце года, учеников 5 и 8 классов МОУ Саввинской средней общеобразовательной школы.
Комплексный мониторинг показателей физического развития и физической подготовленности в начале и в конце года, учеников 5 и 8 классов МОУ Саввинской средней общеобразовательной шко...
Презентация к уроку "Проценты" в 5 классе. Материал полезен и для повторения темы проценты и 6 классе и в 9 классе по подготовке к ГИА. Разобраны все типы задач. Приведены образцы решения двумя способами.
Материал подготовлен для учащихся 5 класса для изучения темы "Проценты". Так же эти слайды будут полезны для повторения этой темы в 6 классе, и для подготовки к ГИА в 9 классе. Здесь разобраны все тип...
Методическая разработка урока географии в 5 классе «Землетрясения и вулканы»
Маслиенко Лариса Анатольевна, учитель МБОУ СОШ №96 г. Барнаул, Алтайский край.Описание материала: Предлагаю вам методическую разработку урока географии в 5 классе по ФГОС «Землетрясения и вулканы». Данный материал будет полезен учителям географии в общеобразовательном учреждении. Это конспект урока по учебнику географии И.И. Бариновой, А.А. Плешакова, Н.И.Сонина.
Цели:
Образовательные
– формировать представления о землетрясениях, вулканизме.
Развивающие
– развивать географическое мышление, устную речь; расширять кругозор, умения анализировать текст.
Воспитательные
- формировать умение работать самостоятельно, повышать интерес к предмету.
Методы:
наглядный, частично- поисковый, практический.
Формы:
индивидуальные, фронтальные.
Этапы урока:
I. Организация урока.
II. Мотивация и целепологание.
III. Основной.
IV. Рефлексивно- оценочный этап.
V. Домашнее задание
Оборудование урока: Физическая карта полушарий, учебник, рабочая тетрадь, атлас, компьютер, проектор.
Планируемые результаты:
Предметные:
Научатся называть и приводить примеры природных явлений в земной коре.
Научаться устанавливать с помощью географических карт сейсмические пояса на Земле.
Метапредметные УУД:
Познавательные
: ставят и формулируют цели и проблему урока.
Коммуникативные
: принимают активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные:
составляют план последовательности действий.
Личностные УУД:
Выражают устойчивый учебно - познавательный интерес к новым способам решения задач. Осознают целостность природы Земли.
ХОД УРОКА
I Этап:
Приветствует учащихся, визуально определяет отсутствующих. Проверяет готовность класса к работе, устанавливая расположения учащихся в кабинете и наличие необходимого оборудования, при необходимости корректирует ситуацию. (Учитель обеспечивает положительный эмоциональный, комфортный настрой, - что в дальнейшем создает ситуацию успеха, доверия, взаимопонимания)
П Этап:
На прошлом уроке мы изучили строение Земной коры. Земная кора и расположенный под ней самый верхний твердый слой мантии состоит из отдельных частей- плит. Плиты очень медленно движутся по размягченному, пластичному слою мантии. Что происходит на границе литосферных плит?
Назовите тему нашего урока «Землетрясения и вулканы.» (слайд№1)
Ученики называют цель урока «Формировать представления о землетрясениях, вулканизме.» (слайд№2)
Ш Этап:
Ученики рассматривают слайд№3 , находят районы землетрясений на карте и делают вывод, что вблизи границ плит возникают землетрясения. Плиты движутся горизонтально и вертикально, края соприкасающихся плит «застревают», плиты сдвигаются и возникают подземные толчки.
В результате толчков из глубин Земли в течение нескольких секунд одни участки земной коры поднимаются, другие – опускаются на несколько сантиметров или даже метров.
Место на глубине, где образуется разрыв и смещение пород, называют очагом землетрясения. Место на земной поверхности, находящееся над очагом, называют эпицентром землетрясения. (слайд№5)
Ученики рассматривают слайд№ 6 , определяют зависимость между силой землетрясения в баллах и вызванными им разрушениями.
Слайд№7 позволяет учащимся более наглядно увидеть последствия землетрясения.
Вдоль границ литосферных плит располагаются особые по форме и составу пород горы, которые называют Вулканами.
Место где находится расплавленная магма называется очагом магмы.
Магма поднимается на поверхность земли, прожигая себе проход, который называется жерлом. В верхней части горы находится кратер. Магма при извержении вулкана изливается на поверхность в виде лавы и застывает, образуя слои застывшей лавы. (слайд№8)
В зависимости от деятельности вулканов их делят на действующие и потухшие (слайд№ 9)
Действующие- это вулканы которые извергаются или извергались на памяти человечества.
Потухшие- это вулканы об извержении которых не сохранилось никаких сведений.
Видиофрагмент слайда № 10 знакомит учащихся с дейструющем вулканом Этна.
При извержении вулканов земля вокруг покрывается слоем вулканического пепла. Вулканические бомбы и лава вызывают пожары, которые сжигают все живое на своем пути. (слайд№ 11)
После изучения материала ученикам нужно приступить к индивидуальному заданию в рабочей тетради.
Задание №1
На контурной карте обозначить сейсмические зоны Земли.
Задание №2
Обозначить на той же контурной карте вулканы: Каратау, Ключевая Сопка, Везувий, Гекла, Котопахи, Орисоба, Килиманджаро, Камерун, Этна.
IУ Этап:
1. Что вы узнали нового на уроке?
2. Что было для вас интересно?
3. Что сложного было для вас?
Презентация на тему: Землетрясения и вулканы