Образовательный портал - Kurokt

Сталинская высотка на площади восстания. Площадь восстания Как раньше называлась площадь восстания

Площадь Восстания neznaiko wrote in January 20th, 2014

Наверное, каждый второй, приезжающий в Петербург, выходит с Московского вокзала на площадь Восстания. Первое, что видит гость - вечно стоящий в пробках Лиговский проспект, на самой площади - обелиск победы и здание гостиницы "Октябрьская" с надписью на фасаде "Город-герой Ленинград".


Площадь Восстания, н.в.

У площади очень интересная история. Также здесь можно заметить визуальный обман обелиска, и имеет свою, не менее интересную, историю.

В 1765 году императрица Елизавета Петровна распорядилась построить на пересечении Невского проспекта и церковь. В те времена это была граница того, первого Санкт-Петербурга. На месте Смольного собора располагалась деревня, вместо Лиговского проспекта был водный канал, берущий своё начало в реке Лиге. В 1794 году вместо церкви был заложен каменный храм, а в 1804 году строительство было закончено.
Знаменской церковь названа по пристроенному приделу. Главный придел был освящён во имя входа Господня в Иерусалим, боковые — во имя святителя Николая Чудотворца и Знамения Божией Матери.
Знаменская церковь была разобрана в начале 1941 года. (Дата 1936 год ошибочна — церковь ещё действовала в первой половине 1937 года).


Знаменская площадь, между 1890 и 1905 годами


Знаменская площадь, вид со стороны Лиговского канала (ныне - проспект), 1860-е

Саму же площадь образовали в 1840-х годах в связи со строительством железной дороги Санкт-Петербург - Москва. Чуть позже было построено здание Николаевского (ныне Московского) вокзала.


Здание вокзала Петербург-Московской железной дороги, между 1855-1862 годами


Площадь Восстания, съёмка с летательного аппарата, 1931 год.

В середине 19 века была построена . Гостиница потом называлась "Северной", "Большой Северной", а после революции стала "Октябрьской". В 1920-х годах в гостинице было организовано городское общежитие пролетариата, куда свозили всех Петроградских беспризорников. Сокращенно общежитие называли ГОП, а его малолетних обитателей — гопниками.

В 1909 году в центре площади был установлен памятник Александру III. В октябре 1937 года памятник был демонтирован и его перевезли во двор Русского музея. В 1994 году монумент установлен во дворе Мраморного дворца.


Открытие памятника Александру III 23 мая 1909 года


Площадь Восстания, памятник Александру III

17 ноября 1918 года площадь, на которой в 1917 году разворачивались масштабные события и манифестации Февральской революции, была переименована в площадь Восстания.
В конце 1930-х годов начались работы по строительству метрополитена, которые были заморожены в начале Великой Отечественной войны и блокады города.
Во время войны площадь Восстания была активным действующим пунктом - работал вокзал (эвакуация жителей блокадного города), были размещены ДОТы.


ДОТ (долговременная огневая точка) на площади Восстания, 1944 год



Сквер на месте Знаменской церкви, 1948 год

В послевоенное время, в 1952 году, проведена реконструкция площади, разбит парадный сквер, в центре которого в дальнейшем намечалось установить монумент в память об исторических событиях города.


Вид на площадь Восстания от Гончарной улицы, сквер по центру, 1970-е г.г.

В 1955 году была открыта станция метро "Площадь Восстания".


Открытие ст. м. "Площадь Восстания", 15 ноября 1955 года


Вид на Невский проспект и вестибюль ст. м. "Площадь Восстания", между 1960-1970 годами

Обелиск "Городу-герою Ленинграду" был установлен в 1985 году.



Обелиск "Городу-герою Ленинграду", вид с Лиговского проспекта, 2000-е г.г.


Обелиск "Городу-герою Ленинграду", вид с Невского проспекта, 2000-е г.г.

Что интересно: на Невском проспекте в Санкт-Петербурге две высотных доминанты — Башня Городской Думы и Обелиск "Городу-герою Ленинграду" являются в плане правильными пятиугольниками.
Это создаёт благоприятный эффект со всех точек обзора и хорошо вписывается в городской ландшафт, поэтому многие горожане традиционно считают, что оба эти сооружения — в своём плане квадратные.

Площадь Восстания занимает одну из лидирующих позиций среди площадей Северной столицы. Она находится на пересечении проспектов - и . Ее основали в 40-х годах девятнадцатого столетия по проекту русского архитектора Николая Ефимовича Ефимова. Хотя ее биография начинается еще с 18-го века.

Предыстория

В 1765-м на месте современной площади был пустырь, на котором выстроили Знаменскую церковь из дерева. Сорок лет спустя ее сменила каменная. Классический храм с пятью куполами-луковками задал важный тон будущему архитектурному ансамблю.

В 1840-х обширные пустоты вокруг храма решили обустроить в площадь. Поэтому она и получила его имя и стала Знаменской. В 1851 году на ней возвели великолепное здание Николаевского железнодорожного вокзала (одного из первых в России), в 1857-м - красивую гостиницу в четыре этажа, в 1870-м - причтовый дом при церкви, ставший значимым элементом архитектуры площади. В 1909-м ее центральное место занимал памятник Александру Третьему, восседающему на коне.

Сейчас можно увидеть на площади здания вокзала, переименованного в “Московский” и являющийся точной копией Ленинградского в Москве, и гостиницы “Октябрьской”, признанной одной из самых старых в городе, а также причтовый дом (Лиговский, 39). Судьба царя и церкви оказалась сложнее.

В череде революций XX века Знаменская площадь попала в центр массовых выступлений, манифестаций. Храм выдержал. Но в 1918 году площадь переименовали созвучно времени – Восстания. Православный приход работал до 1938 года благодаря знаменитому академику Ивану Павлову. Ученый-физиолог был его почетным старостой. Со смертью Павлова хлопотать о культовом сооружении стало некому. К 1941 году храм разобрали под предлогом строительства метрополитена. Судьба камней неизвестна.

Монумент конному императору служил центром площади вплоть до 1937 года. Потомки не уничтожили реликвию. Но дополнили надписью на постаменте: “Торчу здесь пугалом чугунным для страны”... Соответствующие строки нашлись у “левого” поэта Бедного. Затем памятник переехал в пространство Русского музея, потом Мраморного, где, наконец, нашел покой.

Дальнейшая судьба

В Великую Отечественную площадь служила городу как могла. Подготовительные работы по прокладке метро под ней прекратились. Вольное пространство заняли долгосрочные огневые укрепления. Вокзал без отдыха отправлял составы с детьми, реликвиями, заводами. И затих только с блокадой. Едва ее сняли, доты стали разбирать, площадь восстанавливать, не дожидаясь конца мировой войны.

В 1953 году, к 250-летию Северной столицы, площадь Восстания реконструировали и дополнили парковой зоной. Здесь был заложен камень с клятвой - установить памятник Ленину. Не получилось. В 1985 году сердцем территории стал обелиск городу-герою Ленинграду.

Сейчас место Знаменской церкви занимает вестибюль станции метро “Площадь Восстания”. Об этом информирует установленная в 2007 году памятная надпись на стене.

Зеленые насаждения рядом

На Невском и Лиговском проспектах – череда купеческих особняков, доходных домов, культовых сооружений. В 15 минутах ходьбы:

  • Сад Прудки, или Некрасовский, или Греческий. Появился в конце XIX века на средства горожан. В 2007-м реконструирован по лекалам начала прошлого века.
  • Овсянниковский сквер, или сад Чернышевского. Место гражданской казни писателя Николая Чернышевского. Разбит в 1864 году на личные деньги купца Овсянникова, особняк которого сохранился рядом.
  • Сквер Галины Старовойтовой. Зеленый уголок с монументом известной правозащитнице, погибшей в 1998 году от рук киллеров.

На площади Восстания всегда людно, так как на ней находится много памятных и инфраструктурно важных достопримечательностей:

  • Обелиск "Городу-герою Ленинграду";
  • Московский вокзал;
  • Станция метро “Площадь Восстания”;
  • ТК "Невский центр" и ТРЦ "Галерея";
  • Гостиницы “Park Inn by Radisson” и “Октябрьская”, в ней, кстати, размещается один из книжных магазинов сети “ ”, где показывают бесплатно кино, проводят встречи-обсуждения с известными писателями и другими творческими деятелями, а также мастер-классы, лекции, семинары.

На площади часто и шумно проходят праздничные события, для которых она преображается и выглядит весьма эффектно и колоритно, что приятно лицезреть не только жителям, но и гостям Санкт-Петербурга.

Через территорию, называющуюся сейчас площадью Восстания, ещё в XVII веке пролегал Новгородский тракт, который шёл по намытой древним Литориновым морем песчаной гряде. Естественная возвышенность защищала эту местность от наводнений. В 1710 году началась прокладка Большой першпективной дороги (будущий Невский проспект), спустя два года соединившей Адмиралтейство с Новгородским трактом. Получившийся перекрёсток впоследствии и стал площадью Восстания. С 1712 года в течение шести лет сюда же прокладывалась дорога от Александро-Невского монастыря . Она соединилась с Новгородским трактом чуть севернее Большой першпективной дороги, что предопределило единственный излом Невского проспекта.

В 1718-1725 годах по трассе Новгородского тракта был прорыт Лиговский канал для питания водой фонтанов Летнего сада . Через канал здесь был перекинут деревянный мост.

Часто в путеводителях встречается версия, что Пётр I изначально хотел проложить дорогу от Адмиралтейства до монастыря по прямой. Но две бригады строителей ошиблись, и вывели два отрезка магистрали сюда, из-за чего якобы и получился единственный поворот Невского проспекта. Для пущей убедительности рассказчики дополняют эту историю тем, что Пётр I приказал выпороть строителей на месте поворота. Эта байка не имеет ничего общего с действительностью.

При императрице Анне Иоанновне в 1730-х годах была предпринята попытка вывести Невский проспект на купол Свято-Троицкого собора. Параллельно Невской першпективной дороге проложили новую, создав таким образом трассы современных улиц Гончарной и Тележной. Но впоследствии от этой идеи отказались, вернув старой дороге прежнее название - Невский проспект.

В середине XVIII века между улицами Восстания и Маяковского находился царский птичий двор, а напротив через першпективу - конюшни и псовый двор. Площадь Восстания в то время представляла собой огромный пустырь. С 1744 до 1778 года к северу от пустыря располагался Слоновый двор - один из первых в России зверинцев. Его территорию обнесли оградой, а у ворот повесили табличку с надписью "Слоновая её величества охота". Рядом со зверинцем с возов велась торговля разной снедью.

Вместе с тем, это место тогда ещё оставалось мало обжитым. По сведениям историка П. Н. Столпянского здесь однажды "в 9-м часу вечера появился... волк, набежал на пожарного смотрителя, осматривавшего фонари, сбил его с ног и, разорвав зубами левую его щёку, бросился бежать... ". [Цит. по: 2, с. 11]

На углу Невского проспекта и Лиговского канала в 1765-1767 годах по повелению императрицы Елизаветы Петровны была построена деревянная церковь Во имя Входа Господня в Иерусалим, ставшая известная в народе как Знаменская. Это название храм приобрёл от одного из своих приделов - Знамения Пресвятой Богородицы, освящённого в 1765 году.

После закрытия Слонового двора на его месте выросли каретные сараи, рядом с которыми находились деревянные жилые дома. Они стояли в основном в глубине участков, выставляя к будущей площади лишь заборы.

Это место долгое время оставалось за чертой Петербурга. В плохую погоду пустырь превращался в болото. Для проезда транспорта по нему укладывали брёвна, поверх которых устраивали колёсопроводы (два ряда досок). В 1772 году вдоль проезжей части устроили временные тротуары, которые появились по повелению Екатерины II для прохода к Александро-Невскому монастырю. Булыжная мостовая появилась здесь только в конце XVIII столетия.

Архитектурной доминантой площади в 1794-1804 годах стала возведённая по проекту Ф. И. Демерцова новая каменная Знаменская церковь. В 1809 году храм обнесли чугунной оградой с двумя часовнями по углам.

Атмосферу этого места 1840-х годов описал знаменитый адвокат А. Ф. Кони: "Знаменская площадь обширна и пустынна... Двухэтажные и одноэтажные дома обрамляют её, а мимо... протекает речка, по крутым берегам которой растёт трава. Вода в ней мутна и грязна, а по берегу тянутся грубые деревянные перила ". [Цит. по: 2, с. 13]

С 1849 года это место упоминается как площадь к Знаменскому мосту. С 1857 года - Знаменская площадь, по находящейся рядом Знаменской церкви.

Восточную сторону площади в первой трети XIX века обозначил деревянный дом купца А. Тимофеева, на месте которого в 1835 году было построено трёхэтажное каменное здание. За ним в 1846-1850 годах архитектором З. Ф. Краснопевковым был перестроен съезжий дом Каретной части (Невский пр. 91). Каланча съезжего дома была хорошо видна со Знаменской площади, она являлась заметной частью облика этого места.

Особая роль выпала этому месту, когда на его южной окраине было решено построить конечную станцию железной дороги между Петербургом и Москвой. В связи с этим архитектором Н. Е. Ефимовым в 1844 году был разработан план планировки Знаменской площади. Высочайше утверждён он был 8 февраля 1845 года . Реализовывался план в рамках строительства в 1847-1851 годах Николаевского (ныне Московского) вокзала по проекту К. А. Тона (Невский пр. 85). С его открытием Знаменская площадь стала главными "воротами" в Петербург.

Ещё с 1843 года от Знаменской площади до Адмиралтейства начали возить пассажиров "калиберы" (их ещё называли "гитары") - дрожки с узким сиденьем для двух человек. С открытием железнодорожного движения от Петербурга до Колпино в 1847 году отсюда начали ходить омнибусы - крытые кареты на 20 человек. Их петербуржцы прозвали "обнимусь" или "сорок мучеников".

О строительстве железнодорожной станции в городе знали заранее. Поэтому земля в округе быстро подорожала и стала скупаться деловыми людьми для строительства гостиниц и доходных домов. Участок на северной границе площади Николаем I был безвозмездно отдан купцу Понамарёву "с товарищами" для возведения здесь гостиницы. Купца обязали в 1845 году строительство начать и завершить его спустя три года. Но Понамарёв обязательство не выполнил. Участок был передан графу Стенбок-Фермору. К 1851 году, то есть к открытию железной дороги между Петербургом и Москвой, северную сторону Знаменской площади оформило здание гостиницы Стенбок-Фермора (Невский пр. 118).

С августа 1863 года на Знаменской площади располагалось кольцо конно-железной дороги ("конки"). Вагоны должны были ходить каждые 10 минут ежедневно с 9 утра. Однако, расписание почти никогда не соблюдалось, так как вагоны стояли на конечной остановке до полной занятости пассажирами.

До середины XIX века Знаменская площадь и её окрестности освещались масляными фонарями. Их четырёхугольные столбы были окрашены чёрно-белыми полосами, на каждом из них висело по четыре горелки. Светили они слабо, давая свет только на несколько шагов от себя. Во второй половине XIX века их сменили газовые фонари.

За порядком на Знаменской площади следил будочник, чёрно-белая будка которого стояла у широкого Знаменского моста. Он был одет в серый мундир грубого сукна и вооружён алебардой. На голове будочник имел кивер внушительных размеров. Дежурство осуществлялось в две смены. Один из стражей отдыхал в будке, а второй следил за порядком. Им помогал помощник-подчасок. Приказом петербургского обер-полицмейстера 1866 года предписывалось:

"Стража от Аничкина моста... должна быть усилена в ночное время для пресечения грабежей, и кроме того подчаски... должны обходить Знаменскую площадь поочерёдно в течение всей ночи" [Цит по: 2, с. 13].

В 1867 году дом купца А. Тимофеева по заказу нового владельца, мебельного фабриканта К. А. Тура, был надстроен и перестроен архитектором Г. М. Барчем (Невский пр. 87). Ещё через один год было построено здание на противоположной стороне Невского проспекта - четырёхэтажный дом купцов Чесноковых (Невский пр. 120). Лиговский канал в районе Знаменской площади был взят в трубу и засыпан в 1892 году. Его сменила Лиговская улица, теперь проспект. Знаменский мост был разобран за ненадобностью.

Первое петербургское такси начало возить пассажиров в 1897 году от Знаменской площади до Адмиралтейства. Спустя десять лет сюда начали ходить сменивший конку трамвай и автобус. О последнем 5 октября 1907 года писала газета "Петербургский листок": "Вчера... члены товарищества совершили... пробный рейс пока на единственном в Петербурге омнибусе-моторе. Весь рейс от Николаевского вокзала и до Александровского сада омнибус прошёл в 9 минут, обогнав 5 вагонов конки ". [Цит. по: 2, с. 40]

Центр площади в 1909 году был украшен конным памятником императору Александру III работы скульптора П. П. Трубецкого.

С 1910 года, когда торцами покрыли Невский проспект до Фонтанки до Знаменской площади, здесь работал один из первых светофоров. Тогда он представлял собой раскрашенный тремя цветами круг со стрелкой, перемещаемой регулировщиком.

В феврале и июне 1917 года на Знаменской площади проходили многолюдные демонстрации и митинги, столкновения восставших с полицией. В память о революционных событиях в октябре 1918 года это место стало называться площадью Восстания.

Регулярные автобусные маршруты от площади Восстания появились в декабре 1926 года. Отсюда автобус ехал до Витебского вокзала и далее к Дворцовой площади . Всего на линии первоначально было пять машин.

В начале 1930-х Знаменскую церковь собирались закрыть. Но тогда влияние на власть города имел всемирно известный учёный Иван Петрович Павлов. По одной из легенд в этой церкви Павлов венчался. Также известно, что учёный был глубоко верующим человеком и часто бывал здесь. Сразу после его смерти храм в 1936 году был снесён, занимаемый им участок долгое время оставался огорожен забором, за которым сооружалась первая станция ленинградского метрополитена.

В 1937 году памятник Александру III был перенесён во двор Михайловского дворца .

Великая Отечественная война остановила бурную жизнь площади Восстания. Последний эшелон с Московского вокзала ушёл 29 августа 1941 года. Зимой не работал трамвай, но следующей весной ленинградцам удалось вновь наладить его работу. 20 марта 1944 года от Московского вокзала отошёл первый послеблокадный поезд до столицы. На площади по этому поводу состоялись торжественные проводы состава.

В 1950-1952 годах фасады всех зданий на площади Восстания были отреставрированы. Её центр в 1952 году занял сквер, в котором установили закладной камень. На его месте планировалось поставить памятник В. И. Ленину. К этому времени с площади сняли трамвайное кольцо, трамвай перестал ходить по Невскому проспекту. Проезжую часть площади залили асфальтобетоном.

Место Знаменской церкви занял построенный по проекту И. И. Фомина, Б. Н. Журавлёва и В. В. Ганкевич павильон станции метро "Площадь Восстания", открытой 5 ноября 1955 года. Эта станция метрополитена стала одной из первых восьми, открывшихся в Ленинграде.

Обелиск "Городу-герою Ленинграду" открыт в центре площади Восстания 8 мая в 1985 года, к 40-летию Победы в Великой Отечественной войне.

В 1980-х годах начали создаваться проекты создания двухуровневой развязки на площади Восстания, благодаря которой был бы развязан уже тогда сильно загруженный транспортный узел. Лиговский проспект согласно планам советских инженеров должен был пройти под Невским. Однако, из-за дороговизны проект к 1990-м годам осуществлён не был, а затем из-за смены экономической системы его вовсе забыли. В 2000-х годах широко обсуждался проект создания под площадью Восстания нового торгового центра. Но из-за того, что подземные работы могут негативно сказаться на состоянии соседних исторических зданий, к этому проекту современные архитекторы относятся с большой осторожностью. Его реализация дорога и для современной капиталистической экономики. Вместе с тем, до сих пор поступают предложения о замене обелиска на памятник Александру III.

Дата открытия:

Проектное название:

Московская

Центральный

Смольнинское, Лиговка-Ямская

пилонная

Глубина заложения, м:

Количество платформ:

Тип платформы:

островная

Форма платформы:

Архитекторы:

Б. Н. Журавлёв, И. И. Фомин, В. В. Ганкевич

Архитекторы вестибюлей:

Б. Н. Журавлёв, И. И. Фомин, В. В. Ганкевич; А. С. Гецкин, В. П. Шувалова

Инженеры-конструкторы:

Е. А. Эрганов

Выход к улицам:

улица Восстания, Лиговский проспект

Переходы на станции:

Маяковская, Московский вокзал

Время открытия:

Время закрытия:

Код станции:

Соседние станции:

Чернышевская и Владимирская

Посадочные платформы

Малые эскалаторы

Пешеходный тоннель

Перспективы развития

«Площадь Восстания» - станция Петербургского метрополитена. Входит в состав Кировско-Выборгской линии, расположена между станциями «Владимирская» и «Чернышевская».

Станция открыта 15 ноября 1955 года в составе первой очереди метрополитена «Автово» - «Площадь Восстания». Название связано с расположением на Площади Восстания (бывшей Знаменской площади).

15 декабря 2011 года Советом по сохранению культурного наследия станция внесена в единый государственный реестр объектов культурного наследия регионального значения.

Наземные сооружения

Павильон северного выхода станции выполнен по проекту архитекторов В. В. Ганкевич, Б. Н. Журавлёва, И. И. Фомина, инженера Е. А. Эрганова и располагается на пересечении Невского и Лиговского проспектов и улицы Восстания, на месте снесённой Знаменской церкви.

Павильон оформлен в классическом стиле - круглое здание с пристроенными по сторонам ризалитами. Здание, являющееся одним из символов Петербургского метро, завершает ротонда со шпилем, который с момента постройки был увенчан звездой в лавровом венке. За месяц до открытия возведённого на площади Восстания монумента, также увенчанного звездой, звезда на шпиле станции метро была заменена буквой «М» (то есть «Метро»). Позднее буква была утрачена.

13 августа 1960 года был открыт второй вестибюль в Московском вокзале с выходами на Московский вокзал и Лиговский проспект. Архитекторы - А. С. Гецкин и В. П. Шувалова. В 2004 году вестибюль был реконструирован, на наклонном ходе оригинальные бордовые панели эскалаторных балюстрад были заменены на металлические.

В обоих вестибюлях действуют трёхленточные эскалаторные марши с эскалаторами типа ЛТ-1. Высота подъёма в северном вестибюле составляет ≈ 57 м, в южном ≈ 54 м.

Подземные сооружения

«Площадь Восстания» - пилонная станция глубокого заложения (глубина ≈ 58 м). Подземный зал сооружён по проекту архитекторов В. В. Ганкевич, Б. Н. Журавлёва, И. И. Фомина и инженера Е. А. Эрганова.

При строительстве станции произошло проникновение грунтовых вод в Ленинградский метрополитен.

Центральный зал

Тема оформления подземного зала - Октябрьское вооружённое восстание 1917 года. При проектировании подземной части станции архитекторы применяли классические методы формообразования, что соответствовало традиции, которая преобладала в советской архитектуре 1950-х годов

Архитекторы сохранили конфигурацию тоннеля, стараясь как можно ближе подойти к габаритам конструкции, и использовать пространство зала с максимальной эффективностью. Задумав сохранить такое очертание станции, архитекторы подчинили этому замыслу всё:

  • Цоколь, облицованный красным уральским мрамором, поднимается на высоту всего ~1.05 метра, сверху его ограничивает лепной карниз. Этот цоколь является самым низким среди станций Петербургского метрополитена.
  • Свод центрального зала пересечён белыми лепными арками, со встроенными в них световыми дугами. В богатой декоративной отделке использованы элементы архитектуры эпохи классицизма.
  • Со стороны центрального зала пилоны украшены декоративными решётками в круглых вентиляционных отверстиях и барельефными медальонами.

Между пересадочным эскалатором и выходом на Московский вокзал на пилонах центрального подземного зала размещены четыре барельефа:

  • «Выступление В. И. Ленина в Таврическом дворце». Скульптор А. И. Далиненко (содержит сохранившееся в Санкт-Петербурге изображение И. В. Сталина)
  • «В. И. Ленин у шалаша в Разливе». Скульптор В. Б. Пинчук
  • «Выстрел „Авроры“». Скульптор А. В. Разумовский
  • «Штурм Зимнего дворца». Скульптор В. И. Татарович

Торцевую стену центрального подземного зала украшал барельефный портрет В. И. Ленина работы скульпторов А. Г. Плискина и В. И. Сычёва. Был демонтирован при обустройстве второго выхода на поверхность.

Пол центрального зала выложен красным гранитом, возле пилонов имеются полосы из чёрного лабрадорита, со стороны центрального зала украшенные закономерно расположенными декоративными зубчиками, ограниченными белой полосой.

Посадочные платформы

Путевые стены украшены тем же красным мрамором и декоративным лепным карнизом, как и остальная станция. В нижней части стен проходит полоса плитки чёрного цвета, как и на остальных станциях первой очереди. На дверях путевых стен установлены декоративные решётки с надписью «1955», по году открытия станции. Посадочные платформы освещаются богато декорированнымилюстрами, в оформлении которых используются серп и молот, а также пятиконечные звёзды.

Платформа в сторону станции «Автово» существенно сужена в месте эскалаторного наклона, размещённого над перроном. На противоположной платформе в середине станции потолок поддерживают балки, также разделяя объём платформы на две части.

В 1993 году полы на платформах были заменены с асфальтовых на гранитные, причём гранит на двух разных платформах разный - платформа в сторону «Чернышевской» выложена серым гранитом, а платформа в сторону «Владимирской» - красным.

Пересадка

Станция является пересадочным узлом к поездам Невско-Василеостровской линии, на станцию «Маяковская».

Значительный пассажиропоток на пересадке привёл к тому, что на станции используется два направления пересадки.

В отличие от пересадочного узла «Гостиный двор» ←→ «Невский проспект», пассажиропотоки при пересадке двухсторонние, однако для пересадки со стороны «Маяковской» дежурные по станции рекомендуют пользоваться пешеходным тоннелем.

Были случаи, когда из-за перегруженности выхода на Московский вокзал пассажиров, наоборот, призывали пользоваться эскалаторным переходом в обоих направлениях.

Малые эскалаторы

Связывают середину станции «Площадь Восстания» и восточный торец «Маяковской». Изначальный проект предусматривал три ленты эскалаторов, после реконструкции в 1992-1993 годах количество эскалаторов увеличено до четырёх.

Эскалаторный наклон оформлен упрощённо, повторяя первоначальную отделку станции. Стены и потолок оштукатурены, освещение внизу закарнизное, наверху по периметру свода утоплены лампы дневного света. Туннели третьей линии значительно выступают из-под потолка станции «Площадь Восстания».

Стена напротив эскалаторного наклона отделана мрамором. На ней висел текст указа Президиума Верховного совета СССР о присвоении метрополитену имени В. И. Ленина.

Во время реконструкции перехода на «Маяковскую» в 1992-1993 годах этот указ был снят. По состоянию на лето 2007 года на мраморной отделке стены видны следы протечек, большая часть стены закрыта рекламными плакатами. На полу станции белый узор в месте примыкания перехода заменён на прямую полосу.

Пешеходный тоннель

Тоннель ведёт от лестницы в южном торце платформы станции «Площадь Восстания», где сходятся пассажиропотоки станции и эскалаторного подъёма на Московский вокзал, к лестничным спускам в центре «Маяковской».

Отделка тоннеля простая, применена плитка двух цветов. Оформление тоннеля пропорциями низкого цоколя и красным цветом перекликается с оформлением станции «Площадь Восстания». Освещение выполнено в виде двух полос ламп дневного света, положенных на металлические подложки. В тоннеле находится медпункт и служба управления движением.

Под станционным тоннелем станции «Маяковская» пешеходный тоннель разделён стенкой надвое, под лестничным спуском со станции находится оригинальный металлический указатель.

Особенности проекта и станции

  • Длина перегона «Владимирская» - «Площадь Восстания» - 720 метров. Это самый короткий перегон в Петербургском метрополитене.
  • За станцией в тоннеле в сторону станции «Чернышевская» находится оборотный тупик, который также является служебной соединительной ветвью (ССВ), ведущей на Невско-Василеостровскую линию.

Привязка общественного транспорта

Возле станции проходят следующие маршруты городского общественного транспорта:

  • Автобусные социальные маршруты: № 1М, 1Мб, 3, 3М, 3Мб, 4М, 4Мб, 7, 15, 22, 24, 26, 27, 54, 65, 74, 76, 91, 105, 141, 181, 191.
  • Троллейбусные маршруты: № 1, 5, 7, 10, 11, 22.

Перспективы развития

Со станции «Площадь Восстания» будет сделана пересадка на планируемую станцию «Знаменская».

Также под площадью предполагается построить трёх- или четырёхуровневый торговый комплекс, из которого будет сделан вход в метро - либо на «Площадь Восстания», либо на планируемую «Знаменскую».

Площадь Восстания - одна из главных площадей Санкт-Петербурга. Она располагается на пересечении Невского и Лиговского проспектов. Площадь была основана в 1840-х годах по проекту архитектора Н. Е. Ефимова и носила название «Знаменская», в честь Знаменской церкви, которая находилась здесь до 1941 года. После Февральской революции в 1917 году площадь получила нынешнее название.

Здесь, и днём, и ночью многолюдно, так как на площади находятся: «Московский вокзал», станция метро «Площадь Восстания», гостиница «Октябрьская», отель «ParkInn», а также множество разнообразных магазинов, кафе и ресторанов. В центре площади располагается обелиск «Городу-герою Ленинграду».

На площади Восстания, как и на других главных площадях города, часто проходят демонстрации, праздники и различные массовые мероприятия, во время которых она очень красиво украшена и радует глаз как жителей, так и гостей города.

Сайт: moskovsky-vokzal.ru

Обелиск «Городу-герою Ленинграду»

Первое, что можно увидеть, выходя с Московского вокзала - это огромный обелиск «Городу-герою Ленинграду» расположенный в самом центре площади Восстания. Он был торжественно открыт в канун для победы 8 мая 1985 года, через 20 лет, после присвоения Ленинграду звания «Города-героя». Монумент выполнен из монолитного гранита весом 2200 тонн, привезённого из карьера, расположенного недалеко от Выборга. Общая высота обелиска 36 метров, а общий вес монумента с основанием и базой составляет 750 тонн. На верхней части обелиска красуется увеличенная копия медали «Золотая Звезда Героя» - высшей степени отличия для Героев Советского Союза. Монумент является вторым по высоте в Санкт-Петербурге, после Александровской колонны, расположенной на дворцовой площади.

Станция метро «Площадь Восстания»

Станция метро «Площадь Восстания» находится на между улицей Восстания и Лиговским проспектом, а также имеет второй вестибюль на территории Московского вокзала. Станция была открыта в 1955 году одной из первых в городе и является объектом культурного наследия регионального значения.

Часы работы станции: с 5:40 до 00:25. Для выхода станция закрывается в 00:45.

Сайт: metro.spb.ru

Гостиница «Октябрьская»

Гостиница «Октябрьская» расположена на пересечении Невского и Лиговского проспектов, напротив Московского вокзала. Одна из самых старых существующих и по сей день гостиниц, она была спроектирована архитектором А. П. Гемилианом и открыта в 1851 году. На протяжении всего своего существования она не раз перестраивалась и меняла названия: «Знаменская», «Северная», «Большая Северная», и наконец - «Октябрьская». Во время Великой Отечественной Войны в гостинице находился стационар работников трамвайно-троллейбусного транспорта.

Городское туристско-информационное бюро

Расположен на площади Восстания рядом с гостиницей «Октябрьская». Обратившись к сотрудникам центра, гости города могут получить бесплатные информационные материалы, карты, путеводители, а также информацию о городских событиях, работе транспорта и музеев. Время работы центра: ежедневно с 10:00 до 19:00.

Сайт: ispb.info

Театральные кассы

Дирекция театрально-зрелищных касс «ДТЗК»

В 5-ти минутах ходьбы от площади Восстания находится Дирекция театрально-зрелищных касс «ДТЗК», где можно купить билеты на все культурные мероприятия города: концерты, театральные постановки, экскурсии, шоу.

Время работы:

Пн.-Пт.: 10:00 – 21:00 (обед с 15:00 до 16:00)

Сб.-Вс.: 10:00 – 21:00

Тел: +7 812 380-80-50

Адрес: ул. Марата д.3

Сайт: dtzk.ru

Касса №44 - партнёр «ДТЗК»

Время работы:

Пн.-Пт.: 10:00 – 21:00 (обед с 14:00 до 15:00)

Сб.-Вс.: 10:00 – 21:00

Адрес: ул. Восстания д.1

Касса №17 - партнёр «ДТЗК»

Время работы:

Пн.-Пт.: 09:00 – 21:00 (перерыв с 11:00 до 11:30 и с 15:30 до 16:00)

Сб.-Вс.: 09:00 – 21:00

Адрес: Лиговский пр., д.10

Магазины и салоны мобильной связи

На территории площади и рядом с ней, находятся киоски практически всех мобильных операторов, где можно пополнить счёт, купить сим-карту или флэшку, а также другие аксессуары и принадлежности к телефону, планшету или компьютеру.

Магазины «Евросеть»

Время работы: ежедневно, круглосуточно

Адрес: Невский пр., д. 87 к. 2

Сайт: euroset.ru

Салоны сотовой связи «Связной»

Адрес: ул. Восстания д. 1, Литер Б

Адрес: Лиговский пр. 51, Литер А

Время работы: ежедневно с 09:00 до 22:00

Сайт: svyaznoy.ru

Салоны «МТС»

Адрес: Лиговский пр., д. 30 А

Время работы: ежедневно с 10:00 до 23:00

Адрес: Невский пр., д. 79

Время работы: ежедневно с 10:00 до 22:00

Время работы: ежедневно с 09:00 до 22:00

Адрес: Невский пр., д. 98, Литер А

Время работы: ежедневно с 09:00 до 22:00

Сайт: spb.shop.mts.ru

Салоны «Билайн»

Адрес: Невский пр., д. 85, Литер А3 (на территории Московского вокзала)

Время работы: ежедневно, круглосуточно

Адрес: Лиговский пр., д. 30 (в ТК «Галерея»)

Время работы: ежедневно с 10:00 до 23:00

Адрес: Лиговский пр., д. 43-45

Время работы: ежедневно с 09:00 до 22:00

Сайт: spb.beeline.ru

Салон «Теле2»

Адрес: Невский пр., д. 85 (в главном здании Московского вокзала)

Время работы: ежедневно, круглосуточно

Сайт: spb.tele2.ru

Салоны «Мегафон»

Адрес: Лиговский пр., д. 43-45, Литер А

Время работы: ежедневно с 09:00 до 22:00

Адрес: Лиговский пр., д. 10/118, Литер А

Время работы: ежедневно с 09:00 до 21:00

Сайт: spb.megafon.ru

Книжный магазин «Буквоед»

Один из многочисленных книжных магазинов сети «Буквоед» находится в здании гостиницы «Октябрьская» со стороны Лиговского проспекта. В этом магазине можно приобрести не только книги различной тематики и канцелярские принадлежности, но и сувениры с символикой Санкт-Петербурга, причём, в любое время, ведь магазин работает круглосуточно. Также, в «Буквоеде» часто проводятся различные мероприятия, например, такие как: встречи с писателями, мастер-классы, лекции, семинары.

Сайт: bookvoed.ru

Маршрутные такси из/в Финляндию

На площади Восстания на протяжении уже многих лет находится начальная и конечная остановка маршрутных такси, следующих в различные города Финляндии, а также в аэропорт Хельсинки. Место посадки пассажиров располагается на стороне гостинцы «Октябрьская», напротив магазина «Буквоед», и на улице Восстания у дома №6.

Столовая №1

Недорогая круглосуточная столовая, располагается в здании гостиницы «Октябрьская» на пересечении Лиговского и Невского проспектов. Богатый выбор первых и вторых блюд, а также кондитерских изделий никого не оставит голодным. Меню состоит из русской и европейской кухонь: борщ, солянка, шницель, рататуй, пирожки, пирожное «Картошка», десерт «Тирамису» и многое другое.

Адрес: Лиговский проспект 10/118

Сайт: st1.one

Ресторан быстрого обслуживания «Щелкунчик»

Ресторан «Щелкунчик» находится в здании гостиницы «Октябрьская» и состоит из 9-ти залов и 2-ух баров. На территории площадью в 700 кв. метров будет удобно как гостям с детьми, так и шумным компаниям. Ресторан работает по схеме «Фри-Фло» со свободным перемещением гостей по залу и самообслуживанием. На территории ресторана находится собственная пивоварня, где варят традиционное немецкое пиво марки «Гоффман». Средний чек составляет 250 рублей на человека.

Время работы: с 8:00 до 23:00.

Адрес: Лиговский проспект 10/118

Сайт: schelkunchik.spb.ru

Отель «Park Inn by Radisson» и ресторан

Отель «Park Inn by Radisson» находится в 50 метрах от Московского вокзала и состоит из 269 номеров.

На первом этаже находится ресторан баварской кухни «Paulaner», где можно попробовать немецкие блюда: Мюнхенский Вурстсалат, Баварский луковый суп на пиве, Нюрнбергские колбаски. А также, попробовать такие сорта пива как: Паулайнер Вайссбир, лагер Хэлль, Хефе-Вайсбир и другие. Время работы ресторана: с 06:00 до 01:00.

Адрес: Гончарная ул. 89

Сайт: parkinn.ru

ТК «Невский центр»

Является одним из крупнейших комплексов в центре Петербурга и располагается на углу Невского проспекта и улицы Восстания. В комплексе насчитывается более 100 различных магазинов: Pandora, Laurel, Braccialini, H&M, М. Видео и другие. Более подробная информация о торговом комплексе находится здесь: сайт/stockmann-nevsky-centr

Торгово-развлекательный центр «Галерея»

Расположен на углу Невского и Лиговского проспектов. На 5-ти этажах торгового центра находится более 300 магазинов, 28 ресторанов и кафе, 10 кинозалов, а также подземная парковка, рассчитанная на 1200 автомобилей.