Образовательный портал - Kurokt

Презентация трудности адаптации пятиклассников в школе. Презентация к родительскому собранию "проблемы адаптации пятиклассников". Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий


  • очень много разных учителей (их надо запомнить, привыкнуть к требованиям каждого);
  • непривычное расписание (новый режим);
  • много новых кабинетов, которые неизвестно как расположены;
  • новые дети в классе (или я сам в новом классе);
  • новый классный руководитель;
  • в средней школе мы снова - самые маленькие, а в начальной были уже большими;
  • проблемы со старшеклассниками (например, в буфете или в туалетной комнате).

Проблемы школьной адаптации.

1. Изменение условий обучения.

Учась в начальной школе, ребенок был ориентирован на одного учителя . Уже через некоторое время после начала учебы этот учитель знал, на что способен ваш ребенок, как его ободрить, поддержать, помочь разобраться в сложной теме. Ребенок спокойно развивался: приобретал знания в ОДНОМ кабинете, с ОДНИМ основным учителем, его окружали ОДНИ и те же ребята, и требования к выполнению заданий и ведению тетра­дей были ОДИНАКОВЫЕ.

При переходе же в 5- й класс ребенок сталкивается с проблемой множественности . Во-первых, стало МНОГО учителей-предметни­ков. Во-вторых, каждый предмет изучается в своем кабинете, и таких кабинетов МНОГО. Зачастую на этом этапе дети переходят в другую школу, в новый коллектив - МНОГО новых ребят.


2. Изменение требований.

Период адаптации еще усложняет рассогласованность требований разных учителей-предметников. Все эти требования надо не только ВЫУЧИТЬ, но и СОБЛЮДАТЬ, и не запутаться, где что надо делать.

Чем можно помочь?

Ребёнок учится учитывать все требования, соотносить их, преодолевать трудности, а значит, учится взрослой жизни, где « многотребовательность » в порядке вещей. Это учит подростка строить отношения с разными людьми, становясь более гибким. Помогите ребенку запомнить все требования и правила, предъ­являемые учителями. Один из путей - совместное с подростком составление расписания с указанием особенностей выполнения заданий


3. Отсутствие контроля.

Всю начальною школу вашему ребенку помогал один учитель. Он выполнял функцию и учителя, и классного руководителя, и контролера. При переходе в пятый класс такой индивидуальный подход исчезает. У каждого предметника большая нагрузка и много учащихся из разных параллелей. Поэтому у ребенка создается впечатление, что он никому из учителей не нужен, что можно «похалявить» и что-то не сделать - в общей массе это может пройти незамеченным.

Чем помочь?

Это будет прекрасный повод поговорить с ребенком об ответственности за выполнение заданий, даже когда тебя не контролируют. К тому же подросток хочет свободы - вот ему и пробный шар.

Будьте терпеливы. Чаще расспрашивайте ребенка о школьной жизни. Контролируйте поначалу выполнение домашних заданий с учетом требований учителей.


4. Пробелы в знаниях.

За годы обучения в начальной школе практически у каждого ученика появляются неусвоенные темы, неотработанные умения и навыки. Они накапливаются как снежный ком. В начальной школе эти «шероховатости» сглаживаются индивидуальным подходом учителя и повторными объяснениями сразу. В пятом классе такого отслеживания не происходит. И, не усвоив тему (и не подойдя сразу за разъяснением к учителю или родителям), ребенок рискует не понять следующую.

Чем можно помочь?

Перед выполнением домашних заданий проверьте, усвоен ли классный материал. Важно добиться, чтобы ребенок понимал мель­чайшие детали выполнения заданий и мог выполнить аналогичные. Если ребенок все понимает, но проблема успеваемости все равно остается, то займитесь развитием мышления, памяти, внимания. Ведь и наблюдательность, и внимательность, и способность уви­деть мельчайшие детали - все это поможет разбору и усвоению ма­териала.



  • Первое условие школьного успеха пятиклассника – безусловное принятие ребёнка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.

  • Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.
  • Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребёнка, особенно в присутствии других людей.
  • Исключение таких мер наказания, как лишения удовольствий, физические и психические наказания.

  • Мои любимые предметы:
  • Математика – 12
  • История – 6
  • Труды -8
  • Физическая культура -5
  • Русский – 4
  • Геометрия – 3
  • ОБЖ - 3

Иностранный язык – 14 литература – 4 информатика – 1 история – 1 ИЗО – 1 труд - 2


  • Высокая – 11
  • Средняя – 2
  • Низкая - 2

  • умение устанавливать межличностные отношения с педагогами;
  • умение принимать и соблюдать правила жизни класса и школы;
  • навыки общение и достойного поведения с одноклассниками;
  • навыки уверенного поведения;
  • навыки совместной (коллективной) деятельности;
  • навыки самоподдержки;
  • навыки адекватной оценки собственных возможностей.

  • овладение базовыми школьными знаниями и умениями;
  • формирование умения учиться в средней школе;
  • развитие учебной мотивации, формирование интересов;
  • развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться с другими;
  • формирование умения добиваться успеха и правильно относиться к успехам и неудачам, развитие уверенности в себе.




Родительское собрание в 5 классе

Адаптация

пятиклассников


Представьте себе ситуацию:

«Вы сменили работу и оказались в незнакомом коллективе.

Какие чувства вы испытываете в первое время на новом месте?»


Представьте себя на месте ребят, пришедших в 5-й класс.

С какими трудностями могут встретиться дети, придя в 5 класс?


5 класс


Вопросы родителям:

  • Сколько учебных предметов изучалось Вашим ребёнком в 4 классе? В 5 классе?
  • Какова недельная учебная нагрузка была у Вашего ребёнка в 4 классе? В 5 классе?
  • Сколько учителей обучало Вашего ребёнка в 4 классе? В 5 классе?
  • Сколько времени в среднем тратил Ваш ребёнок на подготовку домашних заданий в 4 классе? В 5 классе?

Сравнительная таблица

4 класс

5 класс

предметов

1 0

предметов

часа

часов

учителя

учителей

часа

часа

Родители отвечают на вопросы предыдущего слайда и заполняется сравнительная таблица.


Много учителей

Новые виды домашних заданий

Увеличения числа предметов

Кабинетной системы

Изменения в школьной жизни пятиклассника


Возникающие проблемы:

  • очень много разных учителей;
  • непривычное расписание;
  • новый классный руководитель;
  • возросший темп работы;
  • возросший объем работ в классе и д/з;
  • необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному

темпу, особенностям речи учителей;

«Какие проблемы возникли у ваших детей с переходом в 5 класс?» -вопрос родителям. Список дополняется ответами на этот вопрос учителями и детьми.


Признаки успешной адаптации:

  • удовлетворенность ребенка процессом обучения;
  • ребенок легко справляется с программой;
  • степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;
  • удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителями.

Признаки дезадаптации:

  • Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.
  • Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.
  • Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
  • Нежелания выполнять домашние задания.
  • Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
  • Беспокойный сон.
  • Трудности утреннего пробуждения, вялость.
  • Постоянные жалобы на плохое самочувствие.

Опросник «Отношение к учебным предметам». Предлагается напротив предмета в одной из трех граф поставить «+» и выразить тем самым свое отношение.

Предмет

Русский язык

Изучаю

с интересом

Равнодушен

Литература

Не люблю

Английский язык

Математика

Природоведение

Технология

Физическая культура


  • Школа для меня (путь к знанию, домик, где я получаю много знаний, как дом, второй дом)
  • В школе я (пытаюсь работать активно, люблю разговаривать с друзьями, ходить в другие классы, чувствую себя хорошо, испытываю себя, проверяю свои знания, учусь, общаюсь с друзьями, узнаю много нового, стаю образованным человеком, получаю большое количество знаний и мне это нравится, люблю учиться)
  • Больше всего в школе мне (заниматься на уроках, нравится изучать математику, литературу, физкультуру, нравятся разные уроки, нравятся перемены)
  • Учителя меня (уважают, хвалят, не ругают, не орут, не обижают, учат и радуют новостями, иногда ругают, не очень хвалят, но иногда я их удивляю)
  • В классе я чувствую себя (комфортно и уютно, хорошо, лучше, чем в остальных классах, уютно, как дома)
  • В классе у меня много (учителей, друзей, одноклассников, подруг)

  • Тебе нравится в школе?

Не очень (2 человека)

Нравится (8 человек)

Не нравится


2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе хочется часто остаться дома?

Чаще хочется остаться дома

Бывает по-разному (10 человек)

Иду с радостью


3.Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?

Не знаю (4 человека) - остался бы дома (1 человек) - пошел бы в школу (5 человек)


4.Тебе нравится, когда отменяют какие-нибудь уроки?

Не нравится - бывает по-разному (8 человек) - нравится (2 человека)


5.Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

Хотел бы (5 человек) - не хотел бы - не знаю (5 человека)


6.Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

Не знаю (1 человек) - не хотел бы (6 человек) - хотел бы (3 человека)


7.Ты часто рассказываешь о школе родителям?

Часто (7 человек) - редко (3 человека) - не рассказываю


8.Ты хотел бы, чтобы у тебя были менее строгие учителя?

Точно не знаю (5 человек) - хотел бы - не хотел бы (5 человек)


9.У тебя в классе много друзей?

Мало (1 человек) - много (9 человек) - нет друзей


Слова, которые поддерживают и которые разрушают его веру в себя:

Слова поддержки:

Слова разочарования:

  • У тебя это не получится
  • Зная тебя и твои способности, я думаю, ты смог бы сделать это гораздо лучше.
  • Эта идея никогда не сможет быть реализована.
  • Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю.
  • Зная тебя, я уверен, что вы все сделали, хорошо.
  • Ты делаешь это очень хорошо.
  • У тебя есть некоторые соображения по этому поводу? Готов ли ты начать?
  • Это серьезный вызов. Но я уверен. Что ты готов к нему.

Способы преодоления тревожности:

  • Не сравнивайте ребенка с окружающими.
  • Доверяйте ребенку.
  • Чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
  • Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.
  • Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.
  • Будьте последовательны в воспитании ребенка. Не запрещайте без всяких причин того, что разрешали раньше.
  • Старайтесь делать ребенку меньше замечаний.
  • Используйте наказание лишь в крайних случаях.
  • Не унижайте ребенка, наказывая его.
  • Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых взрослых людей. Например, нельзя говорить ребенку: «Много ваша учительница понимает, лучше меня слушай!».
  • Помогите ему найти дело по душе.
  • Разговаривайте со своим ребёнком. Постарайтесь услышать ЕГО.

Создание благоприятной семейной атмосферы

(памятка для родителей)

  • От того, как родители разбудят ребенка, зависит его психологический настрой на весь день. Важно, чтобы ребенок выспался и легко проснулся, когда его будят родители.
  • Если у родителей есть возможность дойти до школы вместе с ребенком, не упускайте ее. Совместная дорога - это совместное общение, ненавязчивые советы.
  • Научитесь встречать детей после уроков. Не стоит первым делом спрашивать: «Какие оценки ты сегодня получил?», лучше задать ней- тральные вопросы: «Что было интересного в школе?», «Чем сегодня занимались?», «Как дела в школе?»
  • Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач.
  • Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни.
  • Ребенок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации, создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.

Всё начинается с любви:

И озаренье, и работа,

Глаза цветов, глаза ребёнка –

Всё начинается с любви…

Р. Рождественский

Слайд 2

Уважаемые родители! Давайте вместе подумаем, какие у нас были сложности при переходе в 5 класс?

Слайд 3

Проблемы пятиклассников

очень много разных учителей (их надо запомнить, привыкнув к требованиям каждого); непривычное расписание (новый режим); много новых кабинетов, которые неизвестно как расположены новые дети в классе (или я сам в новом классе); новый классный руководитель; в средней школе мы снова - самые маленькие, а в начальной были уже большими; проблемы со старшеклассниками (например, в столовой или в туалетной комнате).

Слайд 4

Учащиеся переходят из начальной школы в среднюю. В этот период происходят существенные изменения в психике ребенка. Перестраиваются житейские понятия. Развивается теоретическое мышление, т. е. мышление в понятиях и это способствует возникно­вению рефлексии.

Слайд 5

В этом возрасте появляются притязания детей на определенное положение в системе и деловых, и личных взаимоот­ношений класса, формируется достаточно устойчивый статус ученика в этой системе.

Слайд 6

Камень 1: изменение условий обучения

Один кабинет, один учитель, одни и те же ребята

Слайд 7

Камень 2: изменение требований

Период адаптации еще усложняет рассогласованность требований разных учителей-предметников.

Слайд 8

Помощь

Во-первых, увидеть плюсы этих «рассогласованностей». Эти «ме­лочи», которые поначалу так затрудняют ребенку школьную жизнь, приносят и пользу. Он учится учитывать все требования, соотно­сить их, преодолевать трудности, а значит, учится взрослой жизни, где «многотребовательность» в порядке вещей. Во-вторых, это учит подростка строить отношения с разными людьми, становясь более гибким.

Слайд 9

Камень 3: отсутствие контроля

При переходе в пятый класс индивидуальный подход исчезает. Происходит как бы обезличивание школьника.

Слайд 10

Помощь

Будьте терпеливы. Чаще расспрашивайте ребенка о школьно жизни. Контролируйте поначалу выполнение домашних заданий том требований учителей Если увидите проблемы, не затягивайте: подойдите к учителя, выясните причину появившихся сложностей. Расскажите об особенностях своего ребенка.

Слайд 11

Камень 4. Пробелы в знаниях

За годы обучения в начальной школе практически у каждого ученика появляются неусвоенные темы, неотработанные умения и навыки. Они накапливаются как снежный ком. В начальной эти «шероховатости» сглаживаются индивидуальным подходе учителя и повторными объяснениями сразу, как только это было замечено. В пятом классе такого не происходит.

КУ «ОШ I-III ступеней № 6 г. Енакиево»

«Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения»

Практический психолог

Володина Н.И.

2016-2017 уч. г.


Мысль в подарок

Лучший способ сделать детей хорошими - сделать их счастливыми.

Уайльд Оскар


Это странное слово «АДАПТАЦИЯ»

Адаптация – не только приспособление к успешному функционированию в новой среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию.

Дезадаптация – неумение решать новые задачи, поставленные самой жизнью.


Основные задачи развития в 5 классе:

  • формирование умения учиться в средней школе;
  • развитие учебной мотивации, формирование интересов;
  • развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умение соревноваться с другими, правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других;
  • формирование умения добиваться успеха и правильно относиться к успехам и неудачам, развитие уверенности в себе;
  • формирование представлений о себе как об умелом человеке с большими возможностями развития.

Возрастные особенности младшего подростка:

  • открытие нового уровня самосознания
  • желание понять себя, свои способности – сравнивание себя с другими, поиск уникальности;
  • познание себя через общение – развитие коммуникативных навыков;
  • формирование системы самооценки;
  • ярко выраженная эмоциональность.

Признаки успешной адаптации:

  • удовлетворенность ребенка процессом обучения;
  • ребенок легко справляется с программой;
  • степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;
  • удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.

Признаки дезадаптации :

  • Физиологический уровень – повышенная утомляемость, слабость, снижение работоспособности, головные боли и боли в животе, нарушения аппетита и сна, обгрызание ногтей, дрожи в пальцах, двигательной заторможенности или, наоборот, активности.
  • Познавательный уровень – ребенок не усваивает школьную программу и требуемый объем знаний.
  • Эмоциональный уровень – негативное отношение к школе и классу, нежелание туда ходить, проблемы в отношениях с учителями и сверстниками.
  • Поведенческий уровень – импульсивное поведение, низкий уровень самоконтроля, неприятие школьных правил, агрессивность или же, наоборот, зажатость.



Результаты опросника «Идеальный учитель»


Результаты опросника «Отношение к учебным предметам»


Чем помочь?

  • Не забывайте учитывать трудности адаптационного периода и возрастные особенности при выборе способа подачи материала.
  • Познакомьте учеников с более рациональными способами выполнения домашнего задания по вашему предмету.
  • Постарайтесь находить в ответах каждого ученика положительные моменты, что-то особенное или необычное и поощряйте его за это.
  • Старайтесь создавать обстановку успеха, подбадривайте своих учеников, даже если у них не все получается.
  • Работайте в тандеме с классными руководителями для лучшего понимания особенностей класса.
  • Не упускайте случая в конце урока приободрить перед всем классом тех, кто еще недостаточно уверен в себе, малоактивен, боится отвечать.


Спасибо за внимание!

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения Подготовила: Практический психолог Домбровская Анна Владимировна

2 слайд

Описание слайда:

Основные виды деятельности человека в период «детство – юность» дошкольник – игра младший школьник – учение подросток – отношения со сверстниками, самоутверждение

3 слайд

Описание слайда:

Что такое адаптация??? Адаптация – приспособление организма к новым условиям среды.

4 слайд

Описание слайда:

1)удовлетворенность ребенка процессом обучения; 2)ребенок легко справляется с программой; 3)степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому; 4)удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителями. Признаки успешной адаптации:

5 слайд

Описание слайда:

Признаки дезадаптации: 1)усталый, утомлённый внешний вид ребёнка; 2) нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне; 3)стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы; 4)нежелания выполнять домашние задания; негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников; 5)жалобы на те или иные события, связанные со школой; 6)беспокойный сон; 7)трудности утреннего пробуждения, вялость; 8)постоянные жалобы на плохое самочувствие.

6 слайд

Описание слайда:

1. изменение условий обучения Начальная школа ОДИН основной учитель ОДИН кабинет ОДИН классный коллектив ОДНИ требования Завоевать авторитет у ОДНОГО учителя Переход в 5-й класс МНОГО учителей-предметников МНОГО кабинетов МНОГО других ребят МНОГО разных требований Заново завоевать авторитет у МНОГИХ учителей

7 слайд

Описание слайда:

2. изменение требований Период адаптации еще усложняет рассогласованность требований разных учителей-предметников.

8 слайд

Описание слайда:

Чем можно помочь? Во-первых, увидеть плюсы этих «рассогласованностей Во-вторых, это учит подростка строить отношения с разными людьми, становясь более гибким.

9 слайд

Описание слайда:

3. отсутствие контроля Всю начальную школу вашему ребенку помогал один учитель. Он выполнял функцию и учителя, и классного руководителя, и контролера. При переходе в пятый класс такой индивидуальный подход исчезает. Происходит как бы обезличивание школьника. Есть только пятиклассники в целом. Отсюда и внезапно появившаяся у некоторых детей регрессия: ребенок начинает капризничать, как маленький, уходит к своей первой учительнице или бегает зa классным руководителем. А у других, наоборот, восторженное опьянение свободой передвижения приводит к нарушениям школьных правил.

10 слайд

Описание слайда:

Чем можно помочь? 1) Это будет прекрасный повод поговорить с ребенком об ответственности за выполнение заданий, даже когда тебя не контролируют. К тому же подросток хочет свободы - вот ему и пробный шар. Найдите и здесь плюс: такое отношение приобщает подростка к миру взрослых 2) Будьте терпеливы. Чаще расспрашивайте ребенка о школьной жизни. 3)Контролируйте поначалу выполнение домашних заданий с учетом требований учителей. 4) Помогите классному руководителю организовать досуг ребят, взяв часть забот на себя (и родительский комитет). 5)Если увидите проблемы, не затягивайте: подойдите к учителю, выясните причину появившихся сложностей. Расскажите об особенностях своего ребенка.

11 слайд

Описание слайда:

4. пробелы в знаниях За годы обучения в начальной школе практически у каждого ученика появляются неусвоенные темы, неотработанные умения и навыки. Они накапливаются как снежный ком. В начальной школе эти «шероховатости» сглаживаются индивидуальным подходом учителя и повторными объяснениями сразу, как только было замечено неусвоение ребенком материала.

12 слайд

Описание слайда:

Перед выполнением домашних заданий проверьте, усвоен ли классный материал. Важно добиться, чтобы ребенок понимал мельчайшие детали выполнения заданий и мог выполнить аналогичные. Просите ребенка объяснять, как он выполняет то или иное упражнение, почему именно эти вычисления применяет при выполнении определенных задач. Если ребенок все понимает, но проблема успеваемости все равно остается, то займитесь развитием мышления, памяти, внимания. Ведь и наблюдательность, и внимательность, и способность увидеть мельчайшие детали - все это поможет разбору и усвоению материала. Развитие этих психических процессов лучше всего пойдет в играх, потому что в игре появляется более сильная мотивация, чем в учебной деятельности. Потом закрепленные навыки перенесутся на саму учебную ситуацию. Чем можно помочь?