Образовательный портал - Kurokt

Многовариантность общественного развития (типы обществ). Что такое многовариантность общественного развития? Какие бывают типы обществ Многовариантность общественного развития обществознание

Многовариантность общественного развития. Типология обществ

Общественное развитие может носить реформистский или революционный характер.

Реформа (от фр. reforme, лат. reformare - преобразовывать) - это какая-либо степень усовер­шенствования в какой-либо сфере общественной жизни, проводимого одновременно, че­рез ряд постепенных преобразо­ваний, не затрагивающих фун­даментальные основы (систе­мы, явления, структуры) Виды:

Прогрессив­ные (реакционные) (например, реформы 60-70-х гг. XIX в. в России - Великие ре­формы Алек­сандра II)

Регрессивные (реакционные) (например, ре­формы второй половины 80-х - начала 90-х гг. XIX в. в России - «Контррефор­мы» Александ­ра III)

Революция (от лат. revo-lutio - поворот, переворот) - это коренное, качествен­ное изменение всех или большинства сторон об­щественной жизни, за­трагивающее основы су­ществующего социально­го строя

Кратко­временные (напри­мер, Фев­ральская революция 1917 г. в России)

Долговре­менные (например, неолитиче­ская револю­ция - 3 тыс. лет; промыш­ленная рево­люция XVIII-XIX вв.)

Реформы могут проходить во всех сферах общественной жизни:

4. Отношения власти

Принцип разделе­ния властей. Сослов-но-представитель-ные структуры. Пар­ламентаризм

Политический монизм. Восточная деспотия (не­ограниченная власть, обожествление монарха)

5. Отношения собственности

Господство частной собственности

Преобладание государст­венной и общинной соб­ственности. Принцип власти - собственности (власть рождает собст­венность, а утративший власть становится, как и все, бесправным)

Окончание табл.

Западная

Восточная

сравнения

цивилизация

цивилизация

6. Отношение

Стремление к про-

Стремление к воспроиз-

к прогрессу

грессу, постоянное

водству самих себя, под-

изменение форм де-

держанию традиционно-

ятельности, исполь-

го образа жизни.

зование новаций.

Развитие общества носит

Развитие общества

циклический характер

носит постепенный,

поступательный ха-

Сравнительный анализ позволяет сделать вывод, что су­ществующие в науке подходы не следует рассматривать как взаимоисключающие друг друга. К ним необходимо относить­ся с точки зрения принципа дополнительности, принимая внимание отмеченные достоинства каждого из подходов.

Понятие общественного прогресса

Проблема направленности совершающихся в обществе из­менений зародилась еще в древности и оставалась достаточно дискуссионной.

Различные взгляды на направленность общественного развития

Французские просветители - история непрерывное обновление, совершенствование всех сторон жизни общества.

Религиозные течения - преобладание регресса во многих сферах жизни общества.

Платон, Аристотель, Дж. Вико, О. Шпенглер, А. Тойнби - движение по определенным ступеням в рамках замкнутого цикла, т. е. теория исторического круговорота.

Современные исследователи - положительные изме­нения в одних сферах общества могут сочетаться с застоем и регрессом в других, т. е. вывод о противоречивости прогресса.

Сущность понятий «прогресс» и «регресс». Особенности прогресса и его критерии

Прогресс (от лат. progres-sus - движение вперед, успех) - это направле­ние развития, для кото­рого характерен переход от низшего к высшему, от простого к более слож­ному, движение вперед к более совершенному.

Регресс (от лат. regressus - об­ратное движение) - это та­кой тип развития, для ко­торого характерен переход от высшего к низшему, про­цессы деградации, понижение уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций.

Относительность прогресса

Есть области, к кото­рым понятие про­гресса не применимо

Противоречивость прогресса

Совершенствование в одних областях обо­рачивается потерями в других. Одним со­циальным силам про­гресс в данной об­ласти может быть вы­годен, а другим нет.

Критерии общественного прогресса.

Развитие человеческого разума.

Совершенствование нравст­венности людей.

Развитие производитель­ных сил, включая самого человека.

Прогресс науки и техники.

Возрастание степени сво­боды, которую общество может предоставлять человеку.

Человечество в целом никогда не регрессировало, но его движение вперед могло задерживаться и даже на время оста­навливаться, что называется стагнацией.

Понятие прогресса в современных условиях все более трансформируется в сторону обогащения его гуманистически­ми параметрами, характеристиками. Развитие человека в его духовном и телесном измерении, осознание самоценности че­ловеческого существования, создание благоприятных усло­вий для человека - в этом видится прогресс современного об­щества. В качестве гуманистических критериев выдвигают­ся такие показатели прогрессивного развития общества: средняя продолжительность жизни человека, детская и ма­теринская смертность, состояние здоровья, уровень образо­вания, развитие различных сфер культуры, чувство удовле­творенности жишью, степень соблюдения прав человека, отношение к природе и др.

Революции и реформы - первое, с чем нам предстоит познакомиться. Вперёд!

Реформы

Для начала стоит сказать, что многовариантность общественного развития - это все те пути, которыми развиваются разные социумы. Не секрет, что развитие общества не может быть линейным, из-за чего возникает достаточное количество различных групп, которые очень разнятся между собой. Характер общественного развития может иметь две основные формы: реформы и революции. Давайте подробнее остановимся на первой.

Итак, что же собой представляет реформа? С латинского языка это слово переводится как «преобразовывать». Реформа - это метод общественных преобразований, который реализуется постепенно, через последовательное изменение отдельных элементов. Характерной чертой является то, что они не нарушают каких-то базисных норм. Реформы могут быть прогрессивными и регрессивными. К сожалению, заранее предсказать это весьма трудно. Очевидно, что первый вид изменений приносит обществу благо сейчас или в будущем (к примеру, великие реформы Александра II), а второй - вред (к примеру, контрреформы Александра III). Стоит понимать, что прогрессивные реформы позволяют социуму сделать шаг вперёд в своем развитии, а регрессивные или реакционные возвращают социум на предыдущую ступень развития.

Направленность реформ

Есть три основных направления, в которых осуществляются реформы. Конечно, их можно выделить гораздо больше, но базисные - только эти три: политические, экономические и социальные. Первые направлены на некоторые преобразования в политической жизни общества (изменение законов, расширение прав, модернизация избирательной системы и т. д.). Вторые имеют целью преобразование экономического аспекта, то есть всего, что связано с управлением хозяйством (антимонопольный закон, акцизы, частный бизнес и т. д.). Социальные реформы направлены на само общество. Они позволяют улучшить или усложнить жизнь людей (изменение пенсионного возраста, социальная защита, предоставление рабочих мест и т. д.).

Реформы могут проводиться во всех сферах жизни общества, ибо нет того, что бы не поддавалось изменениям. Они могут иметь незначительные последствия, а могут тянуть за собой изменение общественного строя или смену власти: реформы Петра I, реформы 90-х годов прошлого столетия в России и т. д.

Революции

Многовариантность общественного развития - это не только реформы, но и революции. С латинского этого слово переводится как «переворот». Можно сказать, что революция - это процесс, противоположный реформам. Он предполагает качественное и количественное изменение многих или даже всех сфер жизни социума, которое достигается решительными действиями. Чаще всего это перевороты и бунты, которые несут за собой долговременные последствия. Революции могут быть долговременными и кратковременными. Первые могут длиться очень долго: например, неолитическая революция. Вторые длятся до года.

Инновации и модернизация

Ключевое понятие в их подходе - это общественно-экономическая формация. Если обобщить, то получается, что это то же самое, что и общество - социум, который находится на определенной ступени развития и рассматривается в единстве своих производственных и экономических сил, над коими обязательно должна быть надстройка. Она представляет собой некую идеологию или систему взглядов, присущую всему обществу, и играет важнейшую роль в формировании общественного мнения, а также тесно переплетается с экономическими постулатами. Также должен присутствовать некий базис, который представляет собой определённый экономический строй, не зависящий от субъектов, которые вступают в экономические отношения.

В теории Маркса важное место занимают производительные силы - люди и средства производства, которые обладают необходимыми знаниями или навыками. Надстройка выбирается в зависимости от того, какой был выбран базис. Последний определяет основу формации и решает вопрос принадлежности общества к тому или иному типу.

Цивилизационный подход

Что такое многовариантность общественного развития? Это определение в цивилизационном подходе имеет ряд отличий от первого рассмотренного подхода:

  • Объект исследования - не тип экономической системы, а общество индивидов, которое развивается в зависимости от своих потребностей и интересов.
  • Человек рассматривается не только как производительный ресурс, но и как личность со своими нравственными, моральными и социальными принципами.
  • Разные сферы жизни общества равны между собой (политик, культура, право, экономика). Экономическое развитие не играет главенствующей роли.

Многовариантность общественного развития: типы обществ

Есть три основных типа обществ:

  1. Традиционное, в котором главный фактор производства - это земля. Само оно направлено на получение пищи и выполняется посредством ручного индивидуального труда. Сельское хозяйство в таком обществе занимает около 80 %. Человек живет 40-50 лет. Характерные черты: закрытые социальные системы, нет никакого контакта с другими странами, низкая социальная мобильность.
  2. Индустриальное, в котором на первое место выходит промышленность и накопление капитала. Общество становится контролируемым, налаживаются связи с другими государствами, провозглашается власть закона.
  3. Постиндустриальное, в котором ценность имеют знания и услуги. Резко возрастает уровень автоматизации труда, повышается длительность жизни (более 70 лет). Общество остается контролируемым, возникает политический плюрализм, развивается демократия.

Как мы видим, многовариантность общественного развития (типы обществ мы рассмотрели выше) имеет много различий. Не все страны на сегодняшний день перешли к постиндустриальному виду. Что могут сделать государства, оставшиеся на индустриальной ступени? Составить план. Многовариантность общественного развития позволит подобрать необходимую стратегию развития на ближайшие годы для того, чтобы перейти к постиндустриальному типу.

Общество постоянно изменяется. Уходят в прошлое прежние формы его организации, на их месте появляются новые. Узнаем, в чем заключаются особенности динамики общественного развития, и выявим черты современного общества.

Процесс развития общества

Становление общества прошло несколько этапов. В науке принято выделять три стадии исторического развития и, соответственно, типов общества:

  • доиндустриальное;
  • индустриальное;
  • постиндустриальное.

Каждый из типов характеризуется своими признаками, которые показывают, как менялось общество: политические режимы, культура, социальная структура, способы производства, формы собственности, образ жизни людей.

Динамика общественного развития

Учеными выявлены закономерности, которые показывают, как происходило развитие общества.

  • ускорение истории

Каждая стадия меньше предыдущей. Самым долгим был первобытный строй.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

В последующие эпохи все быстрее развивалось производство, делались научные открытия, совершенствовались орудия труда. Эти изменения все сильнее ускоряли общественное развитие.

  • неодинаковое развитие разных народов

Наряду с высоко развитыми странами сейчас продолжают существовать отсталые племена, сохраняющие родоплеменные отношения.

Прогрессивные государства пытаются ускорить развитие таких народов. В этом проявляются и положительные, и отрицательные моменты. С одной стороны, они становятся более цивилизованными, вовлекаются в новые отношения, с другой – оказываются неготовыми к вступлению в более высокую стадию развития, теряют свою самобытность, традиции.

Такое понимание особенностей исторического процесса позволяет утверждать, что данные тенденции будут характерны для общества и в будущем.

Социальный прогресс

Этим термином называют глобальный длительный процесс, в течение которого происходило развитие обществ от первобытности с ее примитивными орудиями труда, родоплеменными отношениями, к цивилизации, научно-технической революции, новым типам отношений.

Виды прогресса:

  • реформа : социальная, экономическая, политическая;
  • революция : кратковременная и долговременная.

Реформа – это проведение государством частичного усовершенствования какой-либо сферы. Революция – полное или масштабное изменение, резкие перемены, затрагивающие основы существующего строя.

В этом случае можно говорить о многовариантности общественного развития. В зависимости от условий, времени, общественного строя историческое развитие шло по-разному. Как показывают теория и практика, есть страны, где развитие шло примерно по одной линии, но при этом нет государств, история которых совпадает – все они имеют свои уникальные черты.

Что мы узнали?

Общество – это динамически развивающаяся система. Его становление началось еще в эпоху первобытности. Приобретая новые черты, общество все более приближалось к современности. Среди тенденций, характерных для общества. выделяют ускорение и неравномерное развитие разных народов. Социальный прогресс – это постоянное усовершенствование орудий труда, научные открытия и внедрение их в производство. Прогресс проявляется в двух своих разновидностях: реформа и революция.

Общественное развитие может носит реформистский или революционный характер.

Реформы могут проходить во всех сферах общественной жизни:

– экономические реформы – преобразования хозяйственного механизма: форм, методов, рычагов и организации управления хозяйством страны (приватизация, закон о банкротстве, антимонопольные законы и т. п.);

– социальные реформы – преобразования, изменения, переустройства каких-либо сторон общественной жизни, не уничтожающие основ социальной системы (эти реформы непосредственным образом связаны с людьми);

– политические реформы – изменения в политической сфере общественной жизни (изменения в конституции, избирательной системе, расширение гражданских прав и т. п.).

Степень реформистских преобразований может быть очень существенной, вплоть до изменений общественного строя или типа экономической системы: реформы Петра I, реформы в России в начале 90-х гг. XX в.

В современных условиях два пути общественного развития – реформа и революция – противопоставляются практике перманентного реформирования в саморегулирующемся обществе. Следует признать, что и реформа, и революция «лечат» уже запущенную болезнь, в то время как необходима постоянная и возможно ранняя профилактика. Поэтому в современном обществознании акцент переносится с дилеммы «реформа – революция» на «реформа – инновация». Под инновацией (от англ. innovation – нововведение, новшество, новаторство) понимается рядовое, однократное улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в данных условиях.

В современной социологии общественное развитие связывается с процессом модернизации.

Модернизация (от фр. moderniser – современный) – это процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным . Классические теории модернизации описывали так называемую «первичную» модернизацию, исторически совпавшую с процессом развития западного капитализма. Более поздние теории модернизации характеризуют ее через понятия «вторичная», или «догоняющая» модернизация. Она осуществляется в условиях существования «образца», например в виде западноевропейской либеральной модели, часто такая модернизация понимается как вестернизация, т. е. процесс прямого заимствования или насаждения. По сути данная модернизация представляет собой всемирный процесс вытеснения локальных, местных типов культур и социальной организации «универсальными» (западными) формами современности.

Можно выделить несколько классификаций (типологий) общества:

1) дописьменные и письменные ;

2) простые и сложные (в качестве критерия в данной типологии выступает число уровней управления обществом, а также степень его дифференциации: в простых обществах отсутствуют руководители и подчиненные, богатые и бедные, в сложных обществах существует несколько уровней управления и несколько социальных слоев населения, расположенных сверху вниз по мере убывания доходов);

3) первобытное общество, рабовладельческое общество, феодальное общество, капиталистическое общество, коммунистическое общество (в качестве критерия в данной типологии выступает формационный признак);

4) развитые, развивающиеся, отсталые (в качестве критерия в данной типологии выступает уровень развития);

Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества

Наиболее распространенными в российской исторической и философской науке подходами к анализу общественного развития являются формационный и цивилизационный.

Первый из них принадлежит марксистской школе обществознания, основоположниками которой являлись немецкие экономисты, социологи и философы К. Маркс (1818–1883) и Ф. Энгельс (1820–1895).

Ключевым понятием этой школы обществознания выступает категория «общественно-экономическая формация».

Несмотря на относительную самостоятельность, тип надстройки определяется характером базиса. Он же представляет собой основу формации, обусловливая принадлежность того или иного общества. Производительные силы являются динамичным, постоянно развивающимся элементом способа производства, тогда как производственные отношения статичны и косны, не меняются веками. На определенном этапе возникает конфликт между производительными силами и производственными отношениями, разрешающийся в ходе социальной революции, слома старого базиса и перехода на новую ступень общественного развития, к новой общественно-экономической формации. Старые производственные отношения заменяются новыми, которые открывают простор для развития производительных сил. Таким образом, марксизм понимает общественное развитие как закономерную, объективно обусловленную, естественно-историческую смену общественно-исторических формаций:

Ключевым понятием цивилизационного подхода к анализу общественного развития является понятие «цивилизация», которое имеет множество трактовок.

Термин «цивилизация» (от лат. civis – гражданин) в мировой исторической и философской литературе употребляется:

– как определенная стадия в развитии локальных культур (например, О. Шпенглер);

– как ступень исторического развития (например, Л. Морган, Ф. Энгельс, О. Тоффлер);

– как синоним культуры (например, А. Тойнби);

– как уровень (ступень) развития того или иного региона либо отдельного этноса.

Любая цивилизация характеризуется не столько производственным базисом, сколько специфическим для нее образом жизни, системой ценностей, видением и способами взаимосвязи с окружающим миром.

В современной теории цивилизации выделяются два подхода.

Различными исследователями выделяется множество локальных цивилизаций (например, английский историк, социолог, дипломат, общественный деятель А. Тойнби (1889–1975) насчитывал в истории человечества 21 цивилизацию), которые могут совпадать с границами государств (китайская цивилизация) или охватывать несколько стран (античная, западная). Обычно все многообразие локальных цивилизаций делят на две большие группы – западную и восточную.

Таким образом, формация концентрирует внимание на универсальном, общем, повторяющемся, а цивилизация – на локально-региональном, уникальном, своеобразном.

Сравнительный анализ позволяет сделать вывод, что существующие в науке подходы не следует рассматривать как взаимоисключающие друг друга. К ним необходимо относиться с точки зрения принципа дополнительности, принимая во внимание отмеченные достоинства каждого из подходов.

Образец задания B1. Запишите слово, пропущенное в схеме.

Многовариантность общественного развития.

Современное человечество – это около 5 млрд человек, более тысячи народов и около полутора сотен государств. Причины такого разнообразия кроются в различии природных и климатических условий жизни, различных исторических путях развития.

В современном мире можно выделить 3 группы стран:

1) промышленно развитые (страны индустриальной западной цивилизации – США, Япония, западноевропейские страны) – характерен высокий уровень развития, высокий душевой доход (душевой доход – валовой национальный продукт в расчете на душу населения), интенсивный тип производства (внедрение новой техники, технологий и методов управления). Техногенная, научно-техническая цивилизация с высокоразвитой промышленностью группы А (группа А – тяжелая промышленность);

2) развивающиеся государства (традиционные общества – страны Азии и Африки) – низкий уровень развития и показателей душевого дохода, экстенсивный тип производства (количественное расширение производства и использование традиционной техники). Эти государства специализируются на выпуске сельскохозяйственной продукции и промышленной продукции группы Б (группа Б – легкая промышленность);

3) страны с переходной экономикой (Россия, Восточная Европа, Корея, Гонконг и т. д.) – средний уровень развития и показателей душевого дохода. Россия переживает переходный период, ее экономика носит смешанный характер. После реформ 1990-х гг в стране наблюдался глубокий социально-экономический кризис, падение доходов, снижение рождаемости. Начиная с 2002 г. начался эволюционный подъем экономики, в основном за счет поступления денег в экономику от продажи нефти.

Эволюция и революция как формы социального изменения – это два типа развития, которые различаются по скорости, качеству и количеству изменений.

Эволюция (от лат. разворачивание) – медленный процесс развития (постепенные изменения, например биологическая эволюция по Дарвину). Идею социальной эволюции разработал Спенсер. Он приравнивал социальную эволюцию к развитию общественного прогресса. Ход общественной эволюции может быть самостоятельным (с постепенным появлением новых явлений) или реформаторским (изменения с помощью социальных реформ, например отмена крепостного права). Двигателем социальной эволюции может выступать человек, природа или общество.

Революция (от лат. поворот) – быстрый скачок в развитии, связанный с качественными изменениями (например, научно-техническая революция или классовая революция).

Общественный прогресс (от лат. движение вперед) – поступательное развитие общества по восходящей линии, от низшего к высшему. Критерий прогресса – уровень развития экономики, науки, культуры и правовых отношений. Регресс (от лат возвращение, движение назад) – возврат к старому застой и деградация общества.