Образовательный портал - Kurokt

В мире животных. Конспект урока по литературному чтению на тему «Самостоятельное чтение. Д. Хармс «Весёлый старичок», «Небывальщина»» (2 класс) Из дома вышел человек

Воздушные шары

Маланьины дети

Маленький народ

Игра проводится с подгруппой детей. Ее содержательную основу составляет стихотворение Д. Хармса. Педагог просит детей заранее обдумать, какого дядю и какую тетю они будут изображать, затем предлагает в процессе прослушивания текста разыграть небольшие этюды, отражающие те или иные настроения.

Тра‑та‑та, тра‑та‑та

Растворились ворота,

А оттуда, из ворот,

Вышел маленький народ.

Один дядя – вот такой!

Другой дядя – вот такой!

Третий дядя – вот такой!

А четвертый – вот такой!

Одна тетя – вот такая!

А вторая – вот такая!

Третья тетя – вот такая!

А четвертая – вот такая…

Д. Хармс

Игра проводится по аналогии с предыдущей. Дети имитационными движениями передают содержание народной потешки, которую читает педагог:

У Маланьи, у старушки,

Жили в маленькой избушке

Семь дочерей,

Семь сыновей,

Все без бровей.

С такими глазами,

С такими ушами,

С такими носами,

С такими усами,

С такой головой,

С такой бородой…

Ничего не ели,

Целый день сидели,

На нее глядели,

Делали вот так…

Игра проводится с подгруппой детей. Педагог предлагает детям «превратиться в воздушные шары». Для этого, подходя к каждому ребенку, он имитирует процесс накачивания шаров, затем «скручивает» из каждого «шарика» различных животных (например, Саша становится лошадкой, Вика – зайцем, Оля – обезьянкой и т. д.). Педагог предлагает детям изобразить «воздушные шарики», летящие по небу, и читает стихи:

Шарики воздушные

По небу летят.

Шарики воздушные

Похожи на зверят.

Разноцветные шары

Очень ярки, посмотри!

Дети стремятся передать движениями особенности формы своего шарика. При повторении игры педагог изменяет форму «шаров».

Игра проводится индивидуально или с подгруппой детей. Педагог просит детей произносить предложения с различной интонацией, выражая радость, удивление, страх, злость, грусть, обиду, удовольствие и т. д. Например: «Кате подарили щенка», «Дети играют с мячом», «Мама увидела рисунок сына», «Мы идем в парк» и т. д.

Педагог делит детей на две команды: одна – «зрители», другая – «животные» разных стран. Педагог в роли ведущего телевизионной передачи предлагает «зрителям» понаблюдать за «животными».

Педагог. Уважаемые телезрители! Начинаем передачу «В мире животных». Давайте посмотрим, кто живет в жарких странах.

Перед вами индийский слон. Это крупное животное, питается листьями. В жаркую погоду любит обливать себя водой из хобота. Это доставляет ему массу удовольствия. Он бережно охраняет своих детей, а когда им грозит опасность, приходит в яростное, злобное состояние.



Ребенок из команды «животных» изображает слона: как питается, как обливается водой, как отдыхает в жаркую погоду, как заботится о своих слонятах.

А вот обезьяна – быстрое, ловкое животное. Посмотрите, как она смело прыгает с одного дерева на другое! Большую помощь в этом ей оказывает длинный хвост. Обратите внимание на веселый, озорной нрав обезьяны. Она может рассмешить каждого, посмотрите как! Огорчает обезьяну появление хищников: тигра, пантеры и т. п. Она начинает тревожиться и старается быстро спрятаться.

Другой ребенок изображает повадки обезьяны, способы ее передвижения и т. д.

Таким образом представляются самые различные животные.

Даниил Хармс

Русская литература не заслуживает Хармса…
в Небесной Канцелярии планировали…
очередной подарок каким-нибудь англичанам
Макс Фрай

Чудачества этого человека начали проявляться еще на школьной скамье, когда вместо фамилии Ювачев он взял себе странный псевдоним – Хармс, который поэт постоянно варьировал. Его удивительный, яркий образ дополняла незаурядная внешность: цилиндр, монокль, необыкновенный красный пиджак – были его постоянными атрибутами. Этот образ ещё раз подчеркивал сильнейшую тягу Хармса к экспериментам. Поэт относил себя к обэриутам (Объединение реального искусства), цель которых «очистить предмет от шелухи литературных понятий» и посмотреть на него «голыми глазами». Поэт создавал много недетской поэзии. Обращаясь к его биографии, невольно задаемся вопросом, зачем вообще шизофреник, человек, детей не имевший и никогда не питавший к ним любви, стал писать стихи для детей? Может быть, это была суровая необходимость, диктуемая невозможностью печататься открыто, то есть желание скрыть свою поэзию под маской «детской». Можно ли его поэзию предлагать детям? Выбор остается за родителями и педагогами. Обратитесь к творчество Хармса сами, постарайтесь его понять, прочитайте и обдумайте его стихи. Вы обязательно найдете несколько шедевров, которые по праву вошли в сокровищницу мировой детской литературы, а к каким-то произведениям поэта, возможно, вам не захочется возвращаться.

Его детская поэзия полна неожиданностей, загадочных случайностей. Наверняка вы сами помните «Иван Иваныч Самовар», «Плих и Плюх». Что отличает поэзию Хармса? Во-первых, динамизм и движение. Сам Хармс из всех человеческих действий он любил ходьбу и бег. Без движения немыслима жизнь героев его стихов: кошка несчастна от того, что «сидит и ни шагу не может ступить». Движению в его поэзии противостоит «думанье», которое оказывается в итоге бессмысленным. Другая интересная мысль: вся жизнь, реальность – это оптический обман, и даже очки и телескопы не смогут приоткрыть завесу тайны. Особое место в творчестве Даниила Хармса занимают числа, их пифагорейская суть. Многие его произведения походят на арифметические задачи или учебники по математике («Миллион», «Веселые чижи» и др.). Хармса увлекает сложение: «сто коров, двести бобров, четыреста двадцать ученых комаров», цифры конструируются и причудливо трансформируются: сорок четыре стрижа «объединяются» в квартиру 44 и т.д. В его книгах вы встретите и множество веществ: керосин, табак, кипяточек, чернила.

Но самое важное в поэзии Хармса в целом, и в его творчестве для детей – это абсурд, разрыв с действительностью, который напрямую связан с «минимализмом действия». Его удивительный герой в стихотворении «Что это было?» удивительно похож на него самого: «В галошах, в шляпе и в очках…». В чем Хармс видит спасение в чужом жестоком мире? В шарме, в том, чем человек увенчан, как шляпой. Сам Хармс прекрасно знал о тесной связи, существующей между шармом и вредом, что и подчеркивал в своем псевдониме. Сегодня тема полезного и обаятельного вреда находит свое продолжение в детской поэзии Григория Остера. Корни «Вредных советов», без сомнения, – в хармсовских стихах.

Кстати, обратите внимание и на географическое пространство его произведений:

Я шел зимою вдоль болота…
Вдруг по реке пронесся кто-то…

Какой самый важный предмет в причудливом мире Хармса? Конечно, это воздушный шар, вслед которому люди машут предметами домашнего обихода: палками, булками, стульями. Они верные помощники кошки в беде (рецепт смотри в стихотворении «Удивительная кошка»). У каждого человека непременно должно быть некое родство с шаром, полным воздуха, праздника, жизни.

По вторникам над мостовой
воздушный шар летал пустой.
Он тихо в воздухе парил,
в нем кто-то трубочку курил,
смотрел на площади, сады...

Стихи Хармса полны юмора и иронии, например, «Как Володя быстро под гору летел», в котором мы видим бесконечную игру формы, что, наверное, более всего интересно детям, которые сами любят заниматься словотворчеством, словесными и звуковыми играми, придумывать звукоподражательные слова. Что в его поэзии найдет даже самый неискушенный читатель? Простоту внешней формы, мгновенно возникающие смыслы, господство случайности. Эти свойства поэзии приглянулись С.Я. Маршаку, который разглядел в детоненавистнике Хармсе потенциального любимца детей.

Как уже было упомянуто в начале, не все соглашаются с С. Маршаком. На форумах и в блогах обеспокоенные родители боятся читать детям Хармса, некоторым его стихи могут показаться даже кровавыми. Как например, его известный «О том, как папа застрелил мне хорька», в финале которого звучит такое четверостишие:

Я был рад, в ладоши бил,
Из хорька себе набил,
Стружкой чучело набил,
И опять в ладоши бил.

Шизофрения, неприятие детей породили и «черные» рассказы в его творчестве с невинным, детским началом. Вряд ли вы захотите прочитать вашему ребенку рассказ «Кассирша» с невинным началом «Нашла Маша гриб...», в котором за прилавком сидит зеленеющий труп кассирши. Или рассказ «Отец и Дочь» с менее трогательным началом «Было у Наташи две конфеты...», завершается отчетом о внезапных смертях, воскресениях и похоронах отца и дочери.

Знакомить своего ребенка или нет с поэзией Даниила Хармса – выбор каждого родителя. Возможно, это нужно делать избирательно и учитывать возраст ребенка. Тогда ваш малыш обязательно оценит «Удивительную кошку», или «Вруна», или «Веселого старичка», всё-таки сам поэт в глубине души ребенок, играющий словами, образами, рифмами, ритмом. В его поэзии смешиваются форма и содержание, слова и звуки, в итоге получается причудливый смысл, основанный на замысловатой бессмыслице.

Очень страшная история

Доедая с маслом булку,
Братья шли по переулку.
Вдруг на них из закоулка
Пес большой залаял гулко.

Сказал младший: "Вот напасть,
Хочет он на нас напасть.
Чтоб в беду нам не попасть,
Псу мы бросим булку в пасть".

Все окончилось прекрасно.
Братьям сразу стало ясно,
Что на каждую прогулку
Надо брать с собою... булку.

Веселый старичок

Жил на свете стаpичок
Маленького pоста,
И смеялся стаpичок
Чpезвычайно пpосто:
"Ха-ха-ха
Да хе-хе-хе,
Хи-хи-хи
Да бyх-бyх!
Бy-бy-бy
Да бе-бе-бе,
Динь-динь-динь
Да тpюх-тpюх!"

Раз, yвидя паука,
Страшно испугался.
Hо, схватившись за бока,
Громко рассмеялся:
"Хи-хи-хи
Да ха-ха-ха,
Хо-хо-хо
Да гyль-гyль!
Ги-ги-ги
Да га-га-га,
Го-го-го
Да бyль-бyль!"

А yвидя стpекозy,
Страшно pассеpдился,
Hо от смеха на тpавy
Так и повалился:
"Гы-гы-гы
Да гy-гy-гy,
Го-го-го
Да бах-бах!
Ой, pебята не могy!
Ой, pебята,
Ах-ах!"

Как Володя быстро под гору летел

На салазочках Володя
Быстро под гору летел.

На охотника Володя
Полным ходом налетел.

Вот охотник
И Володя
На салазочках сидят,
Быстро под гору летят.
Быстро под гору летели -
На собачку налетели.

Вот собачка,
И охотник,
И Володя
На салазочках сидят,
Быстро под гору летят.
Быстро под гору летели -
На лисичку налетели.

Вот лисичка,
И собачка,
И охотник,
И Володя
На салазочках сидят,
Быстро под гору летят.
Быстро под гору летели -
И на зайца налетели.

Вот и заяц,
И лисичка,
И собачка,
И охотник,
И Володя
На салазочках сидят,
Быстро под гору летят.
Быстро под гору летели -
На медведя налетели!

И Володя с той поры
Не катается с горы.

Кораблик

По реке плывет кораблик.
Он плывет издалека.
На кораблике четыре
Очень храбрых моряка.

У них ушки на макушке,
У них длинные хвосты,
И страшны им только кошки,
Только кошки да коты!

Кошки

Однажды по дорожке
Я шел к себе домой.
Смотрю и вижу: кошки
Сидят ко мне спиной.

Я крикнул:- Эй, вы, кошки!
Пойдемте-ка со мной,
Пойдемте по дорожке,
Пойдемте-ка домой.

Скорей пойдемте, кошки,
А я вам на обед
Из лука и картошки
Устрою винегрет.

Ах, нет!- сказали кошки. -
Останемся мы тут!
Уселись на дорожке
И дальше не идут.

Очень-очень вкусный пирог

Я захотел устроить бал,
И я гостей к себе...

Купил муку, купил творог,
Испек рассыпчатый...

Пирог, ножи и вилки тут -
Но что-то гости...

Я ждал, пока хватило сил,
Потом кусочек...

Потом подвинул стул и сел
И весь пирог в минуту...

Когда же гости подошли,
То даже крошек...

Из дома вышел человек

Из дома вышел человек
С дубинкой и мешком
И в дальний путь,
И в дальний путь
Отправился пешком.

Он шел все прямо и вперед
И все вперед глядел.
Не спал, не пил,
Не пил, не спал,
Не спал, не пил, не ел.

И вот однажды на заре
Вошел он в темный лес.
И с той поры,
И с той поры,
И с той поры исчез.

Но если как-нибудь его
Случится встретить вам,
Тогда скорей,
Тогда скорей,
Скорей скажите нам.

Удивительная кошка

Несчастная кошка порезала лапу -
Сидит, и ни шагу не может ступить.

Скорей, чтобы вылечить кошкину лапу
Воздушные шарики надо купить!

И сразу столпился народ на дороге -
Шумит, и кричит, и на кошку глядит.

А кошка отчасти идет по дороге,
Отчасти по воздуху плавно летит!

Врун

Вы знаете?
Вы знаете?
Вы знаете?
Вы знаете?
Ну, конечно, знаете!
Ясно, что вы знаете!
Несомненно,
Несомненно,
Несомненно знаете!

Нет! Нет! Нет! Нет!
Мы не знаем ничего,
Не слыхали ничего,
Не слыхали, не видали
И не знаем
Ничего!

А вы знаете, что У?
А вы знаете, что ПА?
А вы знаете, что ПЫ?
Что у папы моего
Было сорок сыновей?
Было сорок здоровенных -
И не двадцать,
И не тридцать,-
Ровно сорок сыновей!

Ну! Ну! Ну! Ну!
Врешь! Врешь! Врешь! Врешь!
Еще двадцать,
Еще тридцать,
Ну еще туда-сюда,
А уж сорок,
Ровно сорок,-
Это просто ерунда!

А вы знаете, что СО?
А вы знаете, что БА?
А вы знаете, что КИ?
Что собаки-пустолайки
Научилися летать?
Научились точно птицы,-
Не как звери,
Не как рыбы,-
Точно ястребы летать!

Ну! Ну! Ну! Ну!
Врешь! Врешь! Врешь! Врешь!
Ну, как звери,
Ну, как рыбы,
Ну еще туда-сюда,
А как ястребы,
Как птицы,-
Это просто ерунда!

А вы знаете, что НА?
А вы знаете, что НЕ?
А вы знаете, что БЕ?
Что на небе
Вместо солнца
Скоро будет колесо?
Скоро будет золотое -
Не тарелка,
Не лепешка,-
А большое колесо!

Ну! Ну! Ну! Ну!
Врешь! Врешь! Врешь! Врешь!
Ну, тарелка,
Ну, лепешка,
Ну еще туда-сюда,
А уж если колесо -
Это просто ерунда!

А вы знаете, что ПОД?
А вы знаете, что МО?
А вы знаете, что РЕМ?
Что под морем-океаном
Часовой стоит с ружьем?

Ну! Ну! Ну! Ну!
Врешь! Врешь! Врешь! Врешь!
Ну, с дубинкой,
Ну, с метелкой,
Ну еще туда-сюда,
А с заряженным ружьем -
Это просто ерунда!

А вы знаете, что ДО?
А вы знаете, что НО?
А вы знаете, что СА?
Что до носа
Ни руками,
Ни ногами
Не достать,
Что до носа
Ни руками,
Ни ногами
Не доехать,
Не допрыгать,
Что до носа
Не достать!

Ну! Ну! Ну! Ну!
Врешь! Врешь! Врешь! Врешь!
Ну, доехать,
Ну, допрыгать,
Ну еще туда-сюда,
А достать его руками -
Это
Просто
Ерунда!

Иван Топорышкин


С ним пудель пошел, перепрыгнув забор.
Иван, как бревно, провалился в болото,
А пудель в реке утонул, как топор.

Иван Топорышкин пошел на охоту,
С ним пудель вприпрыжку пошел, как топор.
Иван повалился бревном на болото,
А пудель в реке перепрыгнул забор.

Иван Топорышкин пошел на охоту,
С ним пудель в реке провалился в забор.
Иван, как бревно, перепрыгнул болото,
А пудель вприпрыжку попал на топор.

Место в системе уроков: урок № 6 в разделе «Весёлый хоровод» (10 часов).

Ресурсы и оборудование:

  • Литературное чтение. Учебник. 2 класс. Часть 1.
  • Литературное чтение. Творческая тетрадь. 2класс.
  • Книги с произведениями устного народного творчества.
  • Интерактивная доска для работы с текстом, с заданием. Микрофон, видеокамера.
  • Аудиозапись с песней «Весёлый старичок». Мультфильм «Весёлый старичок».
  • Карточки со словами малых форм устного народного творчества. Картинки «Весёлого старичка».
  • Карточки для работы в парах. (Картинка клавиатуры. Таблица – собери пословицу).
  • Листы с текстом для работы в группе. Иллюстрации к тексту для выполнения групповой и индивидуальной работы.

Тип урока: урок «открытия» нового знания с использованием метода проблемной технологии, ИКТ.

Задачи урока, направленные на достижение предметных результатов обучения:

  • познакомить учащихся с произведениями Д. Хармса «Весёлый старичок», «Небывальщина» в обработке К. Чуковского;
  • учить сравнивать авторские и народные произведения;
  • формировать правильное, выразительное чтение стихотворного произведения;
  • подготовить к осознанному самостоятельному чтению, умению выражать своё отношение к прочитанному и услышанному, определять главную мысль текста, выбирать заглавие.

Задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  • развитие познавательных способностей учащихся;
  • расширение и обогащение словаря читателя;
  • осуществление взаимного контроля в совместной деятельности;
  • развитие навыка соотношения элементов произведения с иллюстрациями;
  • развитие навыка выполнение учебных действий в соответствии с поставленной задачей;
  • использование речевых средств, ИКТ.

Задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

  • привитие любви к русской литературе;
  • развитие навыков самостоятельности, доброжелательности, сотрудничества со сверстниками;
  • развитие умения работать в паре и группе, не создавая конфликтов, находить выход из спорных ситуаций;
  • использование речевых средств для представления результата деятельности;
  • развитие творческого потенциала.

Формы работы:

  • Фронтальная, индивидуальная;
  • Работа в парах, в группе.

Сценарий урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Комментарии
(Формируемые УУД)

1. Организационный момент

Цель: подготовить учащихся к включению в познавательную деятельность.

– После весёлого хоровода зарядки, мы продолжаем работу на уроке литературного чтения в разделе «Весёлый хоровод».

Страну чудес откроем мы,
И встретимся с героями.

Приветствие учителя. Эмоциональный настрой на работу.

Личностные: проявлять внимание и положительное отношение к познавательному процессу.
Регулятивные: нацеливание на позитивную деятельность.

2. Актуализация знаний

Цель: формирование способностей к разным способам действий, сотрудничестве в паре.

– Чтобы узнать сегодня на уроке что-то новое, интересное, нам необходим очень важный предмет. Но, что, же нам поможет? Попробуйте отгадать!

Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.

– Посоветуйтесь. Если вы догадались, то возьмите карандаш. – Какое слово получилось?
Объясните значение слов в этой загадке: листочки, рубашка, рассказывает. В прямом или переносном смысле употреблены слова? – А слово «книга»?

Работа в паре.
У детей на парте жёлтый карандаш, листок с компьютерной клавиатурой, таблица для работы с пословицами.
Отгадывают загадку.
Закрашивают буквы жёлтым карандашом.
Ответы детей. (Книга).
Ответы учеников: листочки – листы книги; рубашка – обложка, переплёт, рассказывает – даёт информацию. В переносном значении.
В прямом значении.

Познавательные: осуществлять мыслительную операцию, выделять необходимую информацию, сравнивать значение слов.
Регулятивные: ориентироваться на знании клавиатуры и её применении при выполнении задания, уметь видеть языковые средства, используемые в загадке.
Коммуникативные: осуществлять сотрудничество, аргументируя свою позицию.

3. Подготовка к основному восприятию учебного материала

Цель: контроль и самоконтроль изученных понятий.

Постановка проблемного вопроса.
– Кто догадался, что необходимо выполнить в таблице? Соедините начало и конец пословицы, в которых говорится о книге. Проверка. – Какие пословицы не подходят к отгадке слова «книга»?
Почему?
– Какие ещё формы устного народного творчества, кроме пословиц, мы изучили? (Вывешивает таблички со словами на доске).
Информация учителя о фольклоре.

Работа в паре.
Собрать пословицы.
У детей задание на листке, дано в таблице.
Остальные пословицы о чтении, а не про книгу.

Ответы детей:
поговорки, потешки, заклички, небылицы.

Познавательные: уметь находить соответствия начала и конца пословицы, развивать творческие способности.
Регулятивные: понимать значение смысловых частей пословицы и дополнять их.
Коммуникативные: проявлять инициативу и сотрудничество при работе в паре.

4. Проверка домашнего задания

Цель: создание ситуации успеха, оценить реальное подготовку и продвижение каждого ученика.

Учитель снимает рассказ учащихся на видеокамеру.
Поддерживает и поощряет учеников, создаёт психологический комфорт.

Три ученика рассказывают потешки наизусть.
Один ученик записывает ответ детей на звукозапись.
Остальные учащиеся слушают, чтобы оценить ответы.

Личностные: формировать индивидуальный стиль и самостоятельность.
Познавательные: умение слушать, анализировать правильность передачи текста.
Регулятивные: умение правильно и выразительно передать смысл потешки.
Коммуникативные: обосновывать своё мнение при оценке ответов детей.

Физминутка

«Две весёлые подружки…»

Выполняют упражнения.

Личностные: развитие физического здоровья.

5. Определение темы и цели урока

Цель: учить определять предполагаемую тему и цель урока, принятие собственной ученической позиции, сравнение произведений.

Постановка проблемы.
– А что же мы сегодня будем изучать? Чтобы ответить на этот вопрос, вам необходимо собрать рассыпавшиеся слоги.
Как вы думаете, что мы узнаем из произведения с таким названием?
Работа с учебником с.103. Вы удивились при чтении? В чём необычность названия? Можно ли сказать, что это вымысел?
Есть ли у этих произведений автор?
Какова цель урока? Попробуйте сформулировать! Помощь учителя при затруднении. Словарная работа.

Решение проблемного вопроса.
Дети составляют слово «Небывальщина».
Ответы и мнения детей.
Не мешать при чтении, уважать того, кто читает.
Читает вслух 1 ученик. Произведение на с.103 «Небывальщина» в обработке К.Чуковского.
Такого не может быть.
Это вымысел.
Эти произведения авторские. Сравнение их с устным народным творчеством.
Пробуют объяснить значение незнакомых слов.

Познавательные: включаться в процесс поиска для достижения результата, уметь выделять необходимую информацию, анализировать её, отвечать на проблемные вопросы, развивать творческую фантазию.
Регулятивные: уметь понимать, принимать и сохранять учебную цель и задачу.
Коммуникативные: уметь отвечать на поставленные вопросы, объяснять значение отдельных слов и выражений.

6. Введение в тему. Знакомство с авторскими произведениями

Цель: расширение понятийной базы, включение новых элементов. Эмоциональная направленность этапа.

1.Информация учителя. Биография Даниила Хармса.
Работа со стихотворением Д.Хармса «Весёлый старичок». Учебник с.102-103.
Прочитайте название стихотворения. В чём его необычность? О чём может рассказываться в этом стихотворении?
Звучит аудиозапись песни «Весёлый старичок».
Понравилось ли вам это произведение? Почему? Какие строчки вызвали смех? Всё ли совпало?
Назовите главных героев стихотворения.

Слушают информацию.

Ответы учащихся.

Дети слушают, следят по книге за текстом.
Повторное прослушивание и самостоятельное чтение. Дети подпевают, читая текст в учебнике.
Старичок, насекомые.

Познавательные: уметь видеть языковые средства, использованные в тексте, выделять существенное.
Регулятивные: уметь слушать в соответствии с целевой установкой, формировать осмысленно и выразительно читать произведения.
Коммуникативные: создание внутренней потребности включения в учебную деятельность, проявлять активность в коллективном пении и прочтении произведения.
Личностные: умение проявлять эмоциональную реакцию, выражать свои чувства.

7. Включение в систему знаний и повторение

Цель: автоматизация умственных действий по изученным нормам, введение новых способов, работа на восприятие, развитие логики, речи, внимания.

Сейчас вы узнаете новое и интересное о других насекомых, увидите, как они выглядят. Любопытно?
Текст дан на интерактивной доске.
Повторное чтение учителем. Вам раздали текст на листке. Посоветуйтесь и решите: какая фраза из текста может быть заглавием? В каком предложении выражена главная мысль?
Сейчас составим картинный текст.
Соотнесите предложение и картинку. Определите, какое по счёту предложение и ваша картинка.

Работа в группах.
Самостоятельное чтение. Задание к тексту.
1 ученик выполняет задание на доске с «мышкой».
У детей листы с текстом. Коллективная работа. Делегат от группы выходит к доске, отвечает. Самопроверка по интерактивной доске.
Дети перечитывают текст. Решают и находят место своей картинке в тексте. Делегаты от групп выходят к доске для составления картинного произведения. При возникновении затруднений или ошибки вступают в диалог. Проверка.

Познавательные: уметь понимать содержание, последовательность смысловых частей текста, находить информацию, заданную в явном виде, объяснять и оценивать прочитанное, находить соответствие. Получение реального результата при составлении картинного текста.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную цель и задачу, устанавливать соответствие полученного результата к поставленной цели. Коммуникативные: ведениедиалога,создание атмосферы сотрудничества, сотворчества, социализации.

8. Рефлексия учебной деятельности

Цель: фиксируется новое содержание, организуется рефлексия и самооценка учебной работы, соотнести цель и задачи, коррекция понятий.

Как вы считаете, достиг ли наш урок цели? Что нового вы узнали на данном уроке? Что повторили? Какой вид работы вам понравился больше всего? Получилось ли у нас следовать правилам сотрудничества? Получите картинку весёлого старичка на память. Аудиозапись можно прослушать в пространстве.
Показать мультфильм: «Весёлый человечек».

Учитель корректирует оценки, если возникли противоречия, привлекает других учащихся.

Урок цели достиг. Понравилась песенка про «Весёлого старичка».
Получают картинку «Весёлого старичка» на память, для хорошего настроения.

Смотрят мультфильм «Весёлый старичок».

Учащиеся оценивают свою работу на уроке, выставляют отметку по 10-балльной системе.

Познавательные: формирование у учащихся способностей к рефлексии, умение работать по правилу и творчески, понимать критерии результативности урока.
Регулятивные: осмысление учебной ситуации, осознание качества и уровня усвоения учебного материала.
Коммуникативные: владение технологией диалога, распределение ролей, активное сотрудничество с учителем и детьми.
Личностные: оценивать собственную и коллективную деятельность, фиксирование затруднений, выявление причин, создание ситуации успеха.

9. Домашнее задание

Цель: продолжить работу над небылицей в авторском переводе.

Выполнить задание в «Творческой тетради» с. 42-44.
Дать рекомендации к выполнению.

Дети получают задание, записывают в дневник.

Познавательные: повторить текст произведения, прослушав произведение Д.Хармса.
Личностные: формировать наличие мотивации к творческому труду, работать на получение результата.

Использованные источники.

1. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.
2. Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения (из опыта работы)//Серия «Новые образовательные стандарты». – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2011.
3. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006 г.
4. Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе http://festival.1september.ru/articles/527236/
5. Л.А.Ефросинина. Урок литературного чтения.
6. «Перспектива» учителям. Планируемые результаты изучения курса «Литературное чтение», 2 класс.

Даниил Хармс. Стихи для детей

Широко известен как детский писатель и автор сатирической прозы. С 1928 по 1941 г. он постоянно сотрудничает в детских журналах Еж, Чиж, Сверчок, Октябрята. У Хармса выходит около 20 детских книг. Стихи и проза для детей дают своеобразный выход игровой стихии Хармса, но писались они исключительно для заработка и особого значения автор им не придавал. Отношение же к ним официальной партийной критики было однозначно отрицательным. В нашей стране долгое время Хармс был известен, прежде всего, как детский писатель. К. Чуковский и С. Маршак высоко ценили эту ипостась его творчества, даже в какой-то степени считали Хармса предтечей детской литературы. Переход на творчество для детей (и феноменальный успех у детской читательской аудитории) был обусловлен не только вынужденными внешними обстоятельствами, но более всего тем, что детское мышление, не связанное привычными логическими схемами, более склонно к восприятию свободных и произвольных ассоциаций. Неологизмы Хармса напоминают исковерканные ребенком слова или сознательные аграмматизмы («скаска», «песенька», «щекалатка», «валеньки», «сабачка» и т.д.).