Образовательный портал - Kurokt

Классный час на тему "И.И. Шишкин — великий художник". С природой одной он жизнью дышал




В.Л.Боровиковский В 18 веке эту болезнь лечить не умели. Мария в скором времени умерла, ее жизнь была очень короткой и несчастливой. Портретом восхищались не только современники. К примеру, спустя сто лет, поэтом Я. Полонским написаны эти замечательные строки, посвященные ей: Она давно прошла, и нет уже тех глаз И той улыбки нет, что молча выражали. Страданье – тень любви, и мысли – тень печали, Но красоту её Боровиковский спас. Так часть души ее от нас не улетела, И будет этот взгляд и эта прелесть тела К ней равнодушное потомство привлекать, Уча его любить, страдать, прощать, молчать. О какой картине идет речь и о какой болезни говорит автор




Художник-самоучка, всегда шел в искусстве своим путем ища новые методы в технике изобразительного искусства. Почти каждая его картина разжигала нешуточные сплетни и страсти: его обвиняли в стремлении к дешевым эффектом, использовании тайных приемов, вроде скрытой подсветки полотен, использовании светящихся красок. О каком художнике идет речь.


Архип Иванович Куинджи ()


Художник снял комнату в мезонине большого деревенского дома. Но первые дни, даже недели, работа не клеилась. Долго стоял у окошка, смотрел на хмурое небо да узловатые голые березы с черными прошлогодними гнездами. Ничто не трогало в этом пейзаже сердца художника. Надевал сапоги, долго шел по побуревшей от навоза дороге, присматривался, прислушивался, но весна не приходила. В сапогах мерзли ноги. Надел валенки- за первый же час промокли насквозь. -Весна близко, -сказала хозяйка, помогая художнику переобуться. Она печально вздохнула. -Далеко еще до весны, Дарья Петровна. Ой далеконько… Но весна пришла, как приходит всегда,- неожиданно, сразу. Однажды утром разбудили художника неугомонные птичьи крики. Он глянул за окошко и рассмеялся: за окном голубое небо. Резкий холод ворвался в комнату, но художник не замечал ничего. Вот оно! Началось! О создании какой картины идет речь, назовите автора картины?


Алексей Кондратьевич «Грачи прилетели» Саврасов ()




Архип Иванович Куинджи () «Березовая роща»


До глубокой старости дожил художник и до последнего дня не выпускал кисти из рук. Ни возраст, ни болезни не могли заставить его отказаться от любимой работы. Когда ему было за пятьдесят, у него стала сохнуть правая рука он был в расцвете своего дарования, не мог бросить живопись, не выполнив своих замыслов. Пришлось писать левой рукой, для чего он сделал привесную палитру: прикрепляя ее к поясу на ремнях. Назовите имя художника?


Иван Иванович Шишкин ()


Виктор Михайлович Васнецов () Как художник называл свою картину «Три богатыря» ?



Автор: Усманова Римма Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Актанышская СОШ №2 с УИОП» Актанышского района Республики Татарстан
Описание материала: Нетрадиционное внеклассное мероприятие направлено на формирование социальной компетентности школьников средствами музейной педагогики; рассчитано на совместную деятельность учащихся 8-11 классов. Учащиеся проектируют, моделируют и презентуют свою картинную галерею в соответствии с музейными законами и атрибутами.
Цели мероприятия:
1) приобщение учащихся к проектно-исследовательской деятельности;
2) развитие умений и навыков составления устной монологической речи, публичного выступления;
3) воспитание любви к родному краю, эстетического вкуса учащихся
Дидактико-техническое обеспечение мероприятия: мультимедийная система, подготовленный группой видеосюжет «В музее Шишкина»; видеопрезентация
Подготовительная работа . Актив класса проектирует, моделирует воображаемую картинную галерею и в кабинете создаёт свою модель, придумывает её интерьер. (Для учащихся сельских школ всё ново и незнакомо, нет возможности посещать известные залы картинной галереи, музеи. До проведения данного мероприятия на одном из классных часов пройдёт урок этикета «Как вести себя в общественных местах»)
1 группа – творческая группа учащихся готовит презентацию (слайд-шоу) репродукций картин художника, собирает картины по разным источникам Интернета, предлагает принести репродукции картин Шишкина из домашней коллекции. Гости рассматривают репродукции картин как по презентации, так и по «живым» картинам (показать детям, как оформляются картины в музее, картинных галереях; знакомство с паспарту)
2 группа – группа экскурсоводов: собирает материал для описания данных репродукций.
3 группа – исследовательская группа находит портреты Шишкина и их описания; биографические сведения о художнике; составляет вопросы для проведения викторины.
4 группа – проектно-издательская группа, создает и готовит проект буклета-путеводителя для каждого посетителя выставки.
Третья и четвертая группы формируются из учащихся старших классов.

Лесной бог из Елабуги…
Шишкин – художник народный. Всю жизнь он изучал русский лес, русское дерево, русскую чащу, русскую глушь. Это его царство, и тут он не имеет соперников, он единственный.
В. Стасов.

Ход мероприятия

1 экскурсовод: Ребята! Сегодня мы с вами совершим необычную интерактивную экскурсию в картинную галерею известного художника-пейзажиста, нашего земляка Ивана Ивановича Шишкина. Мы организовали выставку живописца, которая позволит увидеть многое из того, что сделано было художником, и каким был путь к вершинам искусства уроженца Елабуги.
I этап – знакомство с портретами и биографией художника
2 экскурсовод: Портреты И.И.Шишкина (показывает портреты- слайд-шоу)
В течение своей жизни Иван Крамской несколько раз рисовал и писал своего товарища по передвижным художественным выставкам И.И.Шишкина. В большом портрете Крамской создал образ преуспевающего художника, который находится в зените славы и известности. Но портрет свободен от парадности. Ясная лаконичная композиция подчеркивает значительность, основательность модели. Темный компактный силуэт плотной фигуры четко читается на светлом фоне холста. Выразительны не только взгляд чуть прищуренных глаз, свободно раскиданные волосы, густая борода, но и естественная поза, руки, непринужденно засунутые в карманы. Целостность натуры, спокойная уверенность в себе, в своей деятельности – эти черты, присущие личности художника, запечатлены на полотне. (портреты)


Ивану Ивановичу Шишкину словно самой судьбой было предначертано стать певцом русской природы. Друзья шутили, что у него не только «лесная» фамилия, но еще и внешность настоящего лешего: бородатый, косматый, такому в самый раз жить в лесу…
В поисках вдохновлявшей его натуры художник ездил и ходил по российским проселкам, по лесным дорогам и тропам. Таким «легким на ногу», в высоких сапогах изобразил живописца на одном из полотен художник Крамской. Стоит на лоне величественной русской природы и внимательно наблюдает за происходящим, любуясь широким раздольем России, лесными далями.
3 экскурсовод: Биографическая справка
Иван Иванович Шишкин (1832-1898) родился в городе Елабуге в семье купца. Он с детства мечтал стать художником. После уездного училища окончил четыре класса казанской гимназии №2. С 1852 года учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Окончил училище с золотой медалью. 1856-1861 годы- годы, проведенные в Петербуржской академии художеств, которую он закончил с тремя серебряными и двумя золотыми медалями. И.Шишкин стал убежденным передвижником, профессором академии, участником всех выставок передвижников и нескольких европейских выставок.
Справка. В городе Елабуге находится Дом-музей И.Шишкина, который открыт с 1946 года, где собраны личные вещи, его картины, их более 50. Побывав в Елабуге, вы обязательно посетите этот музей. Не пожалеете!
Презентация видеосюжета «В музее Шишкина» (Учащиеся нашей школы посетили музей и сняли видео)

II этап – демонстрация (слайд-шоу) и описание картин И.И.Шишкина
4 экскурсовод: «Утро в сосновом лесу» (1889)


«Утро в сосновом лесу» - одно из самых широко известных произведений русской живописи. Художник как бы приоткрывает зрителю глухую чащу леса, передает состояние природы, только что начинающей пробуждаться. Седой туман окутал лесную глушь. Бурелом. Тишина. Первые лучи солнца начинают проникать в чащу, золотая верхушки деревьев. Это глухой лес, следов человека не видно. Медвежата играют на сломанном дереве, а медведица внимательно следит за ними. Медвежата и медведица добавлены на картину Константином Аполлоновичем Савицким и оживляют образ дремучего леса.
5 экскурсовод: Несколько картин Шишкин посвящает дубу.
1) «Среди долины ровныя…» (1883) Какой дуб! Ему, наверное, тысяча лет! Именно чувство вечности, прочности видишь в этой картине. И какой простор!
2) «Дубовая роща» (1887) Богатырская сила родной земли проступает на этом полотне, на котором исполинские дубы похожи на умудренных жизнью крепких стариков рядом с подступающей к ним древесной молодью.
3) «Дождь в дубовом лесу» (1891) В этой картине какой-то неожиданный Шишкин. Здесь схвачено мимолетное состояние природы, очень трудно передаваемое в живописи, - летний дождик с туманом, со спешащими по дороге в дубраве людьми.

1 экскурсовод: «Рожь» (1878)
Это одно из лучших произведений художника, ставшее хрестоматийной картиной. Магической силой веет от этой картины. Все просто, ясно и убедительно в ней, как в самой жизни. Главное тут – хлебное поле, дорога во ржи с низко летящими ласточками, цветочками на обочине и сама рожь, желтым морем уходящая к горизонту.
Нечто похожее видим и на более ранних полотнах художника. Новые тут – сосны во ржи. Они соединяют небо и землю. Золотая нива под ними словно бы паруса обретает. Вся картина становится символом жизни, от нее исходит надежда, благополучье. Это вершина творения живописца, хотя лес тут представлен лишь частью всего, что нас радует на земле.
Можно на выставке проследить путь живописца к своим шедеврам. Вот, например, небольшое полотно с ржаным полем, написанное в Подмосковье. Удача явная – картину у молодого художника сразу покупает для своей коллекции Третьяков. Но сам живописец видел в этом сюжете что-то более значительное. Еще раз было написано поле созревающей ржи. Но только с третьей попытки художник создал ту «Рожь», которую все мы знаем. Зеленые паруса сосен над полем сделали свое дело. Неизвестным осталось: видел ли Шишкин именно этот пейзаж или, подчиняясь законам искусства, перенес со свойственным ему мастерством к дороге во ржи сосны из иного какого-то места.

III этап – самостоятельное составление связного текста-описания картин И.И.Шишкина
2 экскурсовод: Обращает внимание на репродукции картин «Лесные дали» (1884 г.), «Лесная глушь» (1872 год), «Первый снег» (1875 год) и предлагает творческое задание: описание представленных картин (ребята выступают в роли экскурсовода).
IV этап – Знакомство с репродукциями картин И.И.Шишкина из Государственного музея изобразительных искусств в Казани
3 экскурсовод: «Корабельная роща» («Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии») (1898)


На 26 передвижной выставке в 1898 году появилось последнее произведение И.И.Шишкина «Корабельная роща». Эту картину художник написал у себя на родине, на Урале, в окрестностях города Елабуги, в Александровской роще.
Русский человек, глядя на это полотно, испытывает чувство гордости за величие Родины. Образ Родины донесен до зрителя таким, каким он живет в сознании народа, в его думах, чувствах и представлениях, в его песнях, сказаниях, былинах. Картина является итогом огромной работы художника, в нее он сумел вложить весь свой опыт, все знания, накопленные за долгую творческую жизнь.
Непроходимые дебри уральских лесов. Горит на солнце корабельная роща. Стволы сосен, их хвоя, берег лесного с каменистым дном ручья купаются в чуть розоватых лучах. Художник проникновенно передал тишину леса. Это состояние покоя подчеркивает прозрачный, скользящий по чистым камням ручей. Ни души вокруг, ни тропинки. Как на часах, стоят вековые сосны, охраняя лесной покой. Громадные, в несколько охватов, стволы деревьев сообщают полотну особую монументальность.
«Корабельная роща» - лебединая песня художника. В ней он воспел Россию с ее могучими лесами, хрустальными водами, смолистым воздухом, голубым небом, ясным солнцем. Передал любовь и гордость за красоту земли, которые чувствовал на протяжении всей жизни. (выразительное чтение высказывания В.Стасова)
2 экскурсовод: Заключительное слово. Организованная нами юбилейная выставка показывает, как много успел И.И.Шишкин сделать: исходил-избороздил леса чуть ли не всей средней полосы России. Лес он знал и чувствовал не хуже ученого-лесовода, но, кроме этого, художника волновала поэзия и эпическая сила зеленого творенья Природы.
Шишкин знал все тонкости жизни леса в разные времена года и в разное время дня (особенно любил солнечный летний полдень). Главный «герой» его живописи – лес. Это дубравы и хвойное царство красавиц-елей и сосен-великанов, корабельные рощи и редколесье с просеками и прогалинами. Пройдя по выставке, видишь: у Шишкина было два особо любимых дерева – дубы и сосны.
Шишкин хорошо знал и любил лесное свое отечество. «Безмерная любовь к родной земле, к русской природе сообщила силу его искусству и сохранила полотнам художника популярность до наших дней».

Посетители выставки самостоятельно просматривают картинную галерею. Отводится 5 минут. Звучит медленная музыка.
V этап – Викторина «По следам заочной экскурсии»
Вопросы
1. На какой картине изображены люди? («Дождь в дубовом лесу»)
2. Кто рисовал И.Шишкина? (И.Крамской)
3. Какое дерево изображено на картине «Среди долины ровныя…»? (дуб)
4. Какое время суток запечатлено в сосновом бору? (утро)
5. Как называются леса, изображенные на полотнах Шишкина? (бор, роща, лес, чаща)
6. Подберите синонимы к словам «картина», «художник».
(картина- полотно, этюд, произведение живописи, репродукция; художник – живописец, мастер, пейзажист)
7. Сколько медведей изображено на картине «Утро в сосновом бору»? (4)
8. В каких музеях находятся картины художника-пейзажиста?
(Третьяковская галерея (Москва), Дом-музей И.И.Шишкина (Елабуга)
9. Перечислите полотна Шишкина, ключевым словом которых является «роща» («Дубовая роща», «Корабельная роща»)
10. Назовите известных художников-пейзажистов.(И.И.Левитан, К.А.Саврасов …)
11. Последняя картина И.И.Шишкина. (Корабельная роща)

Всем посетителям выставки экскурсоводы раздают буклеты-путеводители, в котором представлены репродукции картин И.Шишкина, высказывания о пейзажисте, указаны адреса нахождения полотен художника, дана другая информация о Шишкине.

VI этап – Обобщение в форме интервью
1. Что дало вам посещение данной выставки?
2. Каково было у вас представление о художнике, и изменилось ли оно после посещения?
3. Как можно узнать картины Шишкина?
4. Какая репродукция вам стала ближе и почему?
5. Каково пожелание организаторам выставки?

ИГРА ПО ТВОРЧЕСТВУ ШИШКИНА

В сокровищнице русского искусства Ивану Ивановичу Шишкину принадлежит одно из самых почетных мест. С его именем связана история отечественного пейзажа второй половины XIX столетия. Произведения выдающегося мастера, лучшие из которых стали классикой национальной живописи, обрели огромную популярность.

Среди мастеров старшего поколения И. И. Шишкин представлял своим искусством явление исключительное, какого не знали в области пейзажной живописи предыдущие эпохи. Подобно многим русским художникам, он от природы обладал огромным талантом самородка. Никто до Шишкина с такой ошеломляющей открытостью и с такой обезоруживающей сокровенностью не поведал зрителю о своей любви к родному краю, к неброской прелести северной природы. Правила проведения:

В игре участвуют 2 команды по одинаковому количеству человек. Игра состоит из конкурсов. За каждый конкурс команда получает по определенному количеству баллов.

Перед входом в зал участники получают фигурки кругов и треугольников (равное к-ву участников). Круги образуют первую команду, треугольники - другую. Команды рассаживаются по местам. Предлагается выбрать капитанов. Капитанам вручается знак отличия (табличка с надписью»Капитан»).

Добрый вечер, дамы и господа! Мы рады видеть вас сегодня здесь, в нашем клубе « Интеллектуальной игры».

Последний штрих и, если хотите напутствие перед открытием. Как любое уважающее себя заведение, мы имеем свои правила:

    Чем активнее каждая команда будет действовать, тем больше заработает баллов.

    Чем больше каждый из участников заработает баллов для своей команды, тем реальнее выигрыш всей команды.

    Команда сама решает, кто в её рядах оказался самым большим умником.

И так,дамы и господа, мы начинаем!

1. «Разминка» (максимальное количество баллов – 5)

Начнём с разминки. Суть этого конкурса заключается в следующем: я буду задавать вам вопросы о жизни и творчестве художника по очереди, а вы давать ответы:

Даты:

    В каком году родился Иван Иванович Шишкин (1832г.)

    В каком году Шишкин поступил в Московское Училище живописи и ваяния. (1852г)

    В каком году Шишкин закончил Академию Художеств. (1860г.)

    В каком году художник едет за границу как пенсионер Академии. (1862г.)

    В каком году художник получил звание академика за картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа». (1865 г.)

Семья:

    Фамилия племянницы ученицы художника. (А. Т. Комарова)

    Кем был отец художника (купец, городской староста, увлекался краеведением, археологией)

    Как звали мать художника (Дарья Романовна – посвятила себя 6 –м детям и дому)

    Как звали первую жену художника (Васильева Евгения Александровна «Милая Женька») в октябре 1868 года обвенчались, умерла в 1874 году от болезни.

    Шишкин с детства любил рисовать. Какое прозвище дали Ване дома за его увлечение? («мазилка»).

Друзья соратники:

    Имя любимого ученика Шишкина. (Фёдор Александрович Васильев 1850-1873г.)

    Кто наряду с Крамским и Шишкиным были инициаторами создания Товарищества Передвижных Выставок? (Г.Г. Мясоедов, В. Перов, И.М. Прянишнико,в устав был подписан в 1870 году)).

    Имя художника передвижника написавшего в картине «Утро в сосновом лесу» 1889 г. – медведей. (Константин Аполлонович Савицкий 1844-1905)

    В 1891 году Шишкин и Репин организовали в залах Академии художеств выставку «Подобной выставки у нас ещё не было», - заявляли газеты. Что было выставлено. (Этюды – 300, рисунков - 200)

    «Верстовым столбом русского пейзажа» был назван И. И. Шишкин, - чьи это слова? (Иван Николаевич Крамской)

Творчество:

    Кто в 1873 году написал портрет Шишкина с этюдником на плече? (Иван Николаевич Крамской)

    Где наиболее полно представлены произведения Шишкина? (В Русском музее в Ленинграде, в Третьяковской галерее в Москве, В Киевском музее русского искусства

    Как называется картина за которую в 1860 году художник получил Золотую медаль и право на пенсионерскую поездку за границу («Кукко» -урочище на Валааме)

    Как называется первая картина, приобретённая известным собирателем русской живописи П. М. Третьяков. («Полдень»).

    В 1897 году художник написал свою последнюю картину. Как она называлась? («Корабельная роща»)

Разное:

    Где находится могила И. Шишкина (на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры, но до 30-х годов 20 века был похоронен на Смоленском кладбище в Петербурге)

    В картине Шишкина «Дождь в дубовом лесу» написанной в 1891 году К.А.Савитский вписал в картину некоторые элементы. Что вписал этот художник? (Фигуры человека)

    Как называлась река на берегу которой стоял дом Шишкиных (Река Тойма которая впадает в Каму)

    Какая местность стала для Шишкина подлинной школой, местом летней работы на натуре, духовной подпиткой художника (остров Валаам)

    В 1898 году художник начал писать картину, на которой хотел изобразить» целое море соснового леса – лесное царство», но художник выронил уголь и рисунок и упал замертво. Как называлась эта картина? («Краснолесье»)?

2. «История в деталях» (максимальное количество баллов – 5)

Я выдам каждой команде карточку с репродукциями картин, внизу которой будет написан вопрос. У вас есть 5 минут для размышления.

Как называются эти картины? Когда картины были написаны? Что общего в картинах? Как называется местность изображённая на этих картинах?

Вопросы

Картина №1

Картине №2

Название картины?

«Корабельная роща»

«Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии»

Время написания

картины?

Что общего в картинах?

Обе картины показаны с одной и той же точки зрения

Как называется местность изображённая на картине?

Афонасовская корабельная роща близь Елабуги

Картина №1

Картина №2

3. Видеоряд (максимальное количество баллов – 10)

Название картины

Болото в Полесье

Дубки

Золотая осень

Корабельная роща

Папоротник в лесу

Кама близь Елабуги

Ручей в лесу

За грибами

В лесу графини Мордвиновой. Петергоф.

Утро в сосновом лесу

4. «Параллели» (максимальное количество баллов – 5)

Любите живопись, поэты!

Лишь ей, единственной, дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно.

(Н. Заболоцкий)

Сейчас прозвучат поэтические иллюстрации к отдельным произведениям И. И. Шишкина. Эти стихи, на мой взгляд, созвучны отдельным картинам художника. Вам предстоит за одну минуту провести такую параллель, и после прочтения стихотворения написать названия картин. А думать будем под музыку П.И. Чайковского из цикла «Времена года»

(Звучит музыка П. И. Чайковского)

1. Послушайте внимате6льно первое стихотворение Евгения Абрамовича Баратынского

С природой одной он жизнью дышал:

Ручья разумел лепетанье,

И говор древесных листов понимал,

И чувствовал трав прозябанье…

«Ручей в лесу» 1880 г.

2. А какой картине И. И. Шишкина созвучны, по-вашему, эти строки…

(А. Плещеев. Отчизна)

Покинул я тогда заветную мечту

О стороне волшебной и далёкой…

И в родине моей узрел я красоту,

Незримую для суетного ока…

Святая тишина убогих деревень…

«Кама близ Елабуги». 1895.

3. Послушайте отрывок стихотворения Николай Алексеевич Некрасова.

Всё рожь кругом, как степь живая,

Ни замков, ни морей, ни гор...

Спасибо сторона родная,

За твой врачующий простор…

«Рожь» 1878г.

4. Эпиграф к следующей картине звучит в строках Алексея Федоровича Мерзлякова:

Среди долины ровныя,

На гладкой высоте

Цветёт, растёт высокий дуб

В могучей красоте.

Высокий дуб развесистый,

Один у всех в глазах;

Один, один, бедняжечка,

Как рекрут на часах!

«Среди долины ровныя…» 1883г.

5. Последнее стихотворение поэта Ф. И. Тютчева

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит –

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован,-

Не мертвец и не живой-

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой…

«Зима» 1890г.

Название картины

«Ручей в лесу» 1880 г.

«Кама близ Елабуги». 1895.

«Рожь» 1878г.

Среди долины ровныя…» 1883г.

«Зима» 1890г.

5. «Знатоки живописи» (максимальное количество баллов – 5)

А теперь проведём викторину. Командам будут задаваться вопросы. Кто даст больше правильных ответов, тот и выиграет этот конкурс.

    Как называется торжественное открытие художественной выставки в присутствии специально приглашённых лиц – художников, деятелей культуры и искусства? (Вернисаж)

    Назовите художественный музей, включающий преимущественно собрание картин. (Галерея)

    Как в переводе с французского переводиться слово «пейзаж»? (местность, страна»)

    В переводе с французского слово «офорт» обозначает «крепкая водка» - что это за жидкость? (азотная кислота - служила для травления металлической доски для создания печатной формы гравюры)

    Как называется техника настенной живописи водяными красками по свежей, сырой штукатурке? (фреска)

6.«Сам себе художник» (максимальное количество баллов – 5)

Следующий конкурс для настоящих художников. Я выдам вам репродукции картины И. И. Шишкина «Дорога в лесу». 1880г. Дорисуйте, пожалуйста, недостающий эпизод картины. Чем достовернее получится изображение, тем больше у вас шансов принести победу своей команде.

(Лёгкая музыка)

(Команда выполняет задание)

7. «Самый умный» (максимальное количество баллов - 10 )

1. Основное художественно-выразительное средство живописи?

2. Живопись одним цветом, чаще всего серым?

а) гризайль;

б) акварель;

в) силуэт;

г) монотипия.

3. К ахроматическим цветам относятся:

а) чёрный;

б) красный;

в) жёлтый;

4. Основной цвет, какого либо предмета без учёта внешних влияний носит название:

а) основной;

б) локальный;

в) тёплый;

г) составной.

5. Техника живописи и рисования, а также карандаши для неё в виде коротких разноцветных палочек:

а) акварель;

б) темпера;

в) пастель;

г) сангина.

6. Жанр живописи, определяемый кругом тем и сюжетов из повседневной, обычной, частной или общественной жизни человека:

а) бытовой жанр;

б) батальный жанр;

в) автопортрет;

г) анималистический жанр.

7. На картине И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» нарисован уголок леса, в котором резвятся медведи. К какому жанру вы отнесёте это произведение:

а) пейзаж;

б) исторический жанр;

в) марина;

г) анималистический жанр.

8. Ведута - это картина, на которой изображается:

а) морской вид;

б) образ города;

в) исторические деятели и события;

г) неодушевлённые предметы.

9. «Широкой панорамой раскинулись нескончаемые лесные массивы северного края нашей необъятной родины. Далеко-далеко – на сколько хватает глаз – тянутся они по холмам и долинам. Хвойные занимают огромные пространства, десятки и сотни километров». Как называется эта картина И. Шишкина?

а) «На севере диком»;

б) «Рожь»;

в) «Дубовая роща»;

г) «Лесные дали».

10. В изобразительном искусстве произведение вспомогательного характера и ограниченного размера, выполненного с натуры:

а) набросок;

б) рефлекс;

г) композиция.

Подведение итогов.

Подводятся итоги, и объявляется победитель. Команда победитель получает Диплом 1 степени, проигравшая - Диплом 2 степени.

Команда сама решает, кто в её рядах оказался самым большим умником, который награждается почётной грамотой в номинации «Самый умный».

Сценарий устного журнала ««Природа всегда нова…» (Русская природа в творчестве И.И. Шишкина и П.И. Чайковского)».

Номинация «Методические материалы».

Вид методической продукции – сценарий мероприятия.

Образовательная организация – муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №20» города Донской Тульской области.

Пояснительная записка

Цели:

  • образовательная – познакомить учащихся с жизнью и творчеством И.И. Шишкина и П.И. Чайковского, их вкладом в развитие русской и мировой культуры;
  • воспитательная – способствовать формированию у учащихся любви к прекрасному в природе и в человеке, чувства гордости за достижения своих выдающихся соотечественников;
  • развивающая – совершенствовать информационную культуру личности, умение выступать с публичным сообщением.

Область применения – устный журнал может быть проведён в рамках классного часа или внеурочного мероприятия, приуроченного к предметной декаде эстетических или естественнонаучных дисциплин.

Возраст учащихся – 15 – 18 лет (8 – 11 классы).

Необходимое материально-техническое обеспечение – персональный компьютер с программным обеспечением Microsoft Office, мультимедийный проектор, экран и аудиоколонки для демонстрации электронной презентации и воспроизведения музыкальных фрагментов.

Учитель. История нашей Родины богата и многогранна. Она включает в себя не только череду различных исторических событий, в которых зарождалась и крепла наша великая страна. История России – это ещё и история российской культуры, в которую навечно вошли имена наших великих писателей, поэтов, художников, скульпторов, композиторов, архитекторов. Среди них – имена художника-пейзажиста Ивана Ивановича Шишкина и композитора Петра Ильича Чайковского, творчество которых пронизано любовью к России, к прекрасной русской природе. Сегодня вы поподробнее узнаете о жизни и творческом пути этих великих деятелей российской культуры из сообщений ваших одноклассников, послушаете музыку Чайковского и увидите картины Шишкина на слайдах презентации.

1-й обучающийся. 2012 год в международном календаре был отмечен как Год леса. Он призван напомнить людям об исключительной роли лесов как уникального пространства и важности их сохранения. Певцом русского леса называют художника Ивана Шишкина, одного из крупнейших русских пейзажистов. Всю жизнь он соз­давал образы своей родины, передавая особый дух её природы.

На высоком берегу реки Камы стоит старинный город Елабуга. Тут в семье купца в 1832 г. родился Иван Шиш­кин. Мальчику повезло с отцом: тот интересовался историей, археологией и смог привить сыну любовь к родной стране и её природе.

Ваня учился в Казанской гимназии, но бросил учёбу: он счи­тал, что уклад учебного заведения убивает в нём индивидуаль­ность и свободу художественного мышления. Юноша поступил в Московское училище живописи и ваяния. Уговорить семью было непросто, а вот отец поддержал сына. В училище был сфор­мирован принцип, которому художник Иван Шишкин следовал всю жизнь. С точки зрения Шишкина, как и его учителя Апол­лона Мокрицкого, умение достоверно изобразить предмет глав­нее, чем поиск новых способов его передачи.

Сегодня часто именно это вызывает неприятие у части современ­ных зрителей. Однако и сейчас пейзажи Ивана Шишкина не утратили своей цен­ности. В них очевидно особое отноше­ние художника к природе: в каждой тра­винке или веточке он видел шедевр расти­тельного мира. Шишкин был внимателен к фрагменту: он рассматривал стволы, стебли, листочки, мох, траву. Такой подход отразился и в технике художника: он так прописывал детали, что картины, написанные красками, напо­минали работы пером и тушью.

На экране - последовательно сменяются: «Берёза и рябинки», «Мухоморы», «Камни», «Травки», «Папоротники в лесу», «Сныть-трава. Парголово».

При всей достоверности витает в этих пейзажах и некий романтический дух. Однако очевидно, что автор работ относится к природе не как человек, увлечённый красотами при­роды, но как исследователь, внимательно природу изучающий. Чувствуется спокойно-вдумчивое отношение к ней. Отсюда картины, где главными персонажами являются семейство таких мало поэтичных грибов, как мухоморы, или простые камни. Обычная лесная трава или юные рябинки около берёзы – всё это для художника является той самой природой, «лучше кото­рой ничего быть не может».

В своём дневнике Шишкин писал: «Пейзажист – истинный художник, он чувствует глубже, чище. Природа всегда нова... и всегда готова дарить неистощимым запасом своих даров то, что мы называем жизнь. Что может быть лучше природы?..».

Если уже даже ранние пейзажи молодого худож­ника вызывали большой интерес, то работы, сделанные на Валааме, только подтвердили высокий (и всё растущий) уровень мастерства Шишкина. Многие пейзажисты стремились работать на Валааме. Природу этих суровых мест отличала особая специ­фика: могучие скалы, вековые деревья, особая красота озера, величие панорам, некая суровость и даже дикость пейзажа.

На экране - «Вид на острове Валаам. Местность Кукко».

Вы видите сейчас один из двух пейзажей, за которые Иван получил золотую медаль и право на загранич­ную поездку. Академия художеств в Петербурге могла гордиться таким студентом. Она таким образом фиксировала факт - художник теперь должен совершенствовать мастерство у самых лучших мировых мастеров.

Иван Шишкин посетил Берлин, Дрезден, Прагу, Дюссельдорф...

Три года длилась поездка за границу, которая показала, что русский художник там не только учился, но и сам в чём-то был учителем. Выяснилось, что его работы поражали и восхищали иностранцев. В Швейцарии, где Шишкин писал лесные пей­зажи, его узнавали местные жители.

Художник вспоминал: «Куда ни пойдёшь, везде показывают - пошёл вот этот русский, даже в магазинах спра­шивают, не вы ли тот русский Шишкин, который так велико­лепно рисует?».

Вскоре Иван становится академиком. Возрастает количество наград, которые он получает за свои работы. Худож­ник возвращается домой. Он истосковался по родным пейзажам и с упоением пишет родные просторы.

На экране - «Полдень. В окрестностях Москвы».

Бескрайнее золотое поле, убегающая вдаль за горизонт дорога, высокое чистое небо, по которому томно плы­вут летние облака. Картина кажется типичной для русской при­роды, даже хрестоматийной: среднерусская равнина. Но откуда тогда ощущение благодати, радости и оптимизма? По бескрай­ней дороге идут люди – похоже, возвращаются домой с полевых работ. Картина поэтично отображает видение Шишкиным буду­щего России - золотого, чистого, радостного.

Тема леса для Ивана Шишкина не просто была любимейшей. Леса являлись для художника неиссякаемым источником для творчества. И хоть в то время существовало целое созвездие выдающихся мастеров русского пейзажа, каж­дый работал в собственном направлении. Куинджи, Поленов, Саврасов, Левитан - они были разными, но все блистательны и оригинальны. Если сравнить, например, Шишкина и Куинджи, то нельзя не признать, что если первый более совершенен в передаче света, то второй - более силён как рисовальщик.

2-й обучающийся. Лес на картинах Ивана Шишкина незабываем. Вот что писал о своих впечатлениях от одной из картин Шиш­кина Иван Крамской: «Шишкин нас просто изумляет своими познани­ями... И когда он перед натурой, то точно в своей стихии, тут он и смел, и не задумывается, как, что и почему..., тут он всё знает. Я думаю, что это единственный у нас человек, который знает природу учёным образом... Шишкин - это человек - «школа».

На экране - последовательно «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии», «Лесные дали».

Глядя именно на эту картину, писал Иван Крам­ской. Но слова эти можно отнести практически ко всем рабо­там Шишкина. Вот «Лесные дали», своего рода картина-символ безграничных богатств Родины. В эту картину стоит вглядеться внимательней. Перед нами панорама вятских лесов, утопающих в голубоватой дымке. Справа – слегка наклонившаяся сосна, возле которой лежат две каменные глыбы. В глубине виден дикий девственный лес во всем богатстве своего растительного мира. Плывут по небу лёгкие облака, отражаясь в зеркальной глади реки. И словно песня звучит над всем этим раздольем и великолепием. Ощущение праздника передаёт всё: игра света и цвета, блики, тени, общий тон картины. Она словно перепол­нена интересными деталями и ассоциациями.

На экране - «Среди долины ровныя».

Задушевно, лирично это полотно, названием которого стала строка такой же задушевной песни. Русское раздолье. Широко раскинувшаяся степь, чередующиеся освещен­ные и затемнённые пространства, засохшие стебли на тропе. И это всё выступает фоном для величественного дерева. Шишкин любил изображать именно это дерево. Дуб в народной традиции является богатырём, символом стойкости, силы, благородства.

На экране - последовательно «Дубы», «Дождь в дубовом лесу», «Дубки», «Мордвиновские дубы» и «Дубовая роща».

Другое любимейшее художником дерево – сосна. На полотнах Шишкина сосны встречаются очень часто. Свя­зано это не только с тем, что в русском пейзаже это дерево встре­чается очень часто. Сосна – дерево, исполненное особого оча­рования. У неё бывает очень оригинальный силуэт. Сосновые стволы из-за характерной разноцветности создают даже в мрач­ную погоду иллюзию игры солнечного света.

На экране - последовательно «Бор в Сестрорецке», «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии», «Рожь», «Сосна. Мерикюль», «В лесу графини Мордвиновой. Петергоф», «Сосновый лес», «Сосны, освещенные солнцем», «Молодые сосенки у песчаного обрыва. Мери-Хови по Финляндской железной дороге», «Вечер в сосновом лесу», «Дебри», «Сестрорецкий бор», «Утро в сосновом лесу», «Корабельная роща», «Кама близ Елабуги».

Звание профессора Шишкин получил за картину «Лесная глушь». Как и настоящий лес, этот пейзаж раскрывается постепенно. Зрителю невозможно увидеть всё сразу – настолько здесь много деталей. Если всматриваться долго и внимательно, то глаз зрителя заприметит лисицу и улетающую от неё уточку. Критик Василий Михеев удивительно точно написал про кар­тину «Лесная глушь».

На экране - «Лесная глушь».

«Быть может, сам этот северный «дремучий лес» менее настраивает душу на лирический порыв, чем море; быть может, бесконечно богатый и разнообразный в своих подроб­ностях, он под тенью своих ветвей так манит к здоровому, спо­койному созерцанию его тайн, что личность его созерцателя постепенно исчезает, и только природа леса охватывает всецело художника».

На экране - «Первый снег», «На севере диком...», «Зима».

Зимний пейзаж является значительно более ред­ким. Но мастерство Шишкина позволило ему создать не одну такую картину. Картина «Зима» оставляет ощущение скованно­стью морозом, а погружённость в тень основного лесного мас­сива сочетается с освещенной солнечным лучом небольшой полянкой. Она очерчена розоватым цветом. От этих пробле­сков снег на земле и ветвях сосен кажется сверкающе голубым. Птичка на ветке огромного дерева делает картину живой. Талант Шишкина в том и проявился, что особое атмосферное состоя­ние зимнего леса ему удалось создать при ограниченном исполь­зовании цвета, обыгрывая полутона. Только большим художни­кам доступно такое.

Но сколь бы ни был велик творец, его жизнь не складывается только из творчества. Жизнь имеет свою житей­скую канву. И у Шишкина создание прекрасных полотен про­исходило на фоне житейских событий. К сожалению, не только счастливых.

Ивану Ивановичу Шишкину было 42 года, когда умерла его жена Евгения Васильева, сестра художника Фёдора Васильева. Чуть позже умер их сын. Второй женой Шишкина стала талант­ливая художница Ольга Лагода. Ольга умерла через год после свадьбы. И эта утрата стала причиной тяжелейшей душевной драмы. Когда страдание становилось невыносимым, Шишкин с друзьями из училища живописи и ваяния уезжал в деревню. Художник пил, стараясь избавиться от душевной боли. Но побеждала сильная натура, он брал себя в руки и снова рисовал. Поразительно, как в таких драматических обстоятельствах соз­давались шедевры!

Иван Иванович Шишкин и умер за мольбер­том, работая над картиной «Лесное царство». Виктор Васнецов писал когда-то Шишкину: «Корни наши так высоко и накрепко вросли в почву родного искусства, что их никем и никогда оттуда не выкорчевать». Время показало правоту этих слов. И сегодня полотна Шишкина способны вызывать у зрителей сильные эмо­ции. Целостное ощущение мира природы, любовь и прекло­нение перед ним нельзя смешивать с копированием. У Шиш­кина ценнейшим качеством живописи является глубочайшее проникновение в душу пейзажа. В его полотнах зритель нахо­дит ошеломляющую открытость и обезоруживающую откровен­ность, с которой переданы и неброская прелесть русской при­роды, и любовь автора к Родине.

3-й обучающийся. (На фоне музыки «Сентиментального вальса П.И. Чайковского): Есть в Предуралье удивительный по своей красоте уголок природы, куда очень удачно вписался небольшой город Воткинск, имеющий славную историю. Ещё в 1759 году здесь был построен Камско-Воткинский железоделательный завод. Рос­сия узнала о прекрасных мастеровых, которые принесли славу заводу изготовлени­ем металла, якорей и пароходов. Много знаменательных событий было в истории Воткинска, но самым важным и дорогим для сердца каждого русского человека явилось то, что 7 мая 1840 года здесь родился великий композитор, автор замечательных симфоний, опер и балетов Пётр Ильич Чайковский.

Детство, проведённое в родном Воткинске, оставило неизгладимый след в жизни композитора. В этом – огромная заслуга его родителей. Отец Петра Ильича – Илья Петрович – был начальником железоделательного завода. Прекрасный специалист, он своей деятельностью дал новый импульс в усовершенствовании производства. Но необычайно важна и другая сторона многогранной натуры Ильи Петровича – огромная любовь к музыке, чуткое восприятие прекрасного, юношеская восторжен­ность, радушие. Эти же качества отличали и мать композитора – Александру Андреевну Чайков­скую. Внутреннее благородство, невероятная деликатность, теплота и любовь, ис­ходившие от этой удивительной женщины, приводили в восторг всех, кто общался с нею.

С самого раннего детства будущего гения поразила музыка, звучавшая в доме. Илья Петрович играл на флейте, Александра Андреевна – на рояле, во время праздников играл заводской оркестр. Ребёнок не просто слушал музыку, он воспринимал её всем своим маленьким существом. Тот момент, когда мать впервые подвела Петю к роялю и открыла тайну появления чарующих звуков, стал для него главным, неза­бываемым событием. Впоследствии Пётр Ильич скажет: «Я начал сочинять с тех пор, как узнал музыку».

Музыкальные впечатления ребёнка постоянно пополнялись самобытными народными напевами, которыми так богата уральская земля, и особенно – удивительными уголками уральской природы, красотой здешних мест. (Начинает тихо звучать «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»). Мрачные лесные чащобы сменяются солнечными ромашковыми полянами, вокруг которых застыли в величавом хороводе тонкоствольные берёзы, птичий гомон весе­ло вторит звону бубенцов, медово дышат в лицо вешние травы, а высоко в небе, в безбрежном голубом просторе, звучит торжественный гимн всей этой благодати. Как будто невидимые колокола славят весну, жизнь, землю, людей... Кто знает, – не эти ли мотивы звучат в знаменитом «Вальсе цветов» из балета Чай­ковского «Щелкунчик», который вы сейчас слышите?!

Гувернантка Пети Чайковского Фанни Дюрбах вспоминала: «Я никогда не видела такого красивого захода солнца, когда небеса покрывались такими яркими изуми­тельными красками; я особенно любила тихие, мягкие вечера в конце лета. Челны рыбаков качались на пруду, гладком, как зеркало, в котором отражалось солнце. С балкона мы слушали нежные и грустные песни – только они одни нарушали тишину этих чудных ночей».

Именно здесь, на берегу пруда, в тенистых аллеях парка, в созерцании прекрасных пейзажей окрестностей Воткинска зародилась у Петра Ильича восторженная всепо­глощающая любовь к природе. Уже в зрелом возрасте он утверждал: «Восторги от созерцания природы выше, чем от искусства». Природа и Родина были для него не­разделимы. Пётр Ильич испытывал уверенность, что у него «врождённая влюблённость в рус­ский элемент вообще». Шестилетним ребёнком он воскликнул: «О, Отчизна, кото­рую люблю!», а, будучи уже в зените славы, признавался: «Я ещё не встречал чело­века, более меня влюблённого в матушку-Русь!».

«Зимние грёзы» - такое поэтическое название дал Чайковский своей Первой сим­фонии. Он писал: «Я люблю нашу русскую природу больше всякой другой, и рус­ский зимний пейзаж имеет для меня ни с чем не сравнимую прелесть». Любовь к русской зиме зародилась у Петра Ильича в раннем детстве. Созерцание зимней при­роды с её величественной гордой красотой служило для Чайковского источником постоянного вдохновения, воплотившись в музыкальных пейзажах и лирических откровениях «Зимних грёз». (Начинает тихо звучать отрывок из Первой симфонии).

Склонный к поэтическим мечтаниям молодой человек едет бескрайними русскими просторами, а вокруг распушила, раскидала свои затейливые сокровища добрая волшебница-Зима. То, что испытывает при этом человек, обязательно сливается в мелодию, которая постепенно захватывает всё его существо.

Время неумолимо отсчитывало минуты, месяцы, годы. Рано, очень рано виски Чай­ковского посеребрила седина. Много печального произошло. Единственное увлече­ние – серьёзный каждодневный труд. В нём – смысл жизни, утешение, надёжное ук­рытие от житейских бурь. Большую непреходящую радость приносит общение с русской природой, в которой подчас живут люди. Многое можно почерпнуть, наблюдая, к примеру, золотой лет­ний закат, полный весёлого птичьего гомона, отдаваясь торжественной тишине но­чи, музыке лунного света, душистой свежести полей и лесов. А вот уже ясное лет­нее утро неспешно и торжественно сменяется ликующим праздником солнечного света – иные краски, запахи, ощущения рождают в душе и иные звуки.

Впечатления от общения с природой навсегда западают в душу, особенно если пе­реживаешь их в полном уединении, где-нибудь в отдалённом российском захолустье.

Первый концерт для фортепиано с оркестром, любимое детище Чайковского, был написан быстро, почти за месяц, однако его замысел рождался постепенно, испод­воль, все больше и больше разрастаясь в живую многокрасочную картину, где глав­ным действующим лицом стала достойная вечного восхищения, могучая и живо­творная русская природа. Всё свежо, стройно, гармонично в музыке концерта, на­поминающей живой человеческий голос, повествующий о восторженной любви ко всему живому на земле... (Звучит начало Первого концерта для фортепиано с оркестром).

В 1877 году Чайковский создаёт свой знаменитый балет «Лебединое озеро» - цель­ную симфоническую поэму, в звуках рассказывающую о любви, что оказалась сильнее зла. На премьере балета, когда в зале погасли свечи и на освещенную лунным светом как ходил в детстве с матушкой в Петербурге в зоологический сад и как она, указы­вая на стройную стаю неслышно скользящих по воде красавцев лебедей, сказала: «Лебёдушки – точно красны девушки в танце плывут. Засмотришься. До чего же благородная и преданная птица! В народе легенда ходит, будто когда лебедь подругу теряет, он взмывает в самую высь неба и оттуда грудью кидается на скалы; наверное, в каждой легенде есть доля правды...». Именно о лебединой верности, о чистой прекрасной любви повествует замечательный, всеми любимый балет «Лебединое озеро». (Звучит вступление к балету «Лебединое озеро»).

Прекрасной русской природе посвятил Чайковский цикл пьес для фортепиано «Времена года». Знаменитые 12 пьес – каждый месяц, друг за другом, от января до декабря. В этой музыке бездна поэзии. Пестрит шумный масленичный хоровод, мчатся наперегонки лихие тройки со звонкими заливистыми бубенцами, трубят по­утру охотничьи рога, льются над безбрежным степным привольем песни жнецов и косарей.

В жаркий июньский день хорошо брести пыльным полевым просёлком, отдавшись во власть солнца, ветра, ароматов цветущих трав. Ну, а в октябре хочется присесть в сумерки возле окна и под шорох дождевых капель погрустить о промелькнувшем лете. Да будет благословенна эта светлая мечтательная грусть!

(Звучит «Баркарола»). Пётр Ильич Чайковский писал: «Отчего это? Отчего простой русский пейзаж, про­гулка вечером по степи, бывало, приводила меня в какое-то изнеможение от наплы­ва любви к природе?...» Всё его творчество – это возвышенный и в то же время ли­рический гимн природе России и человеку, оберегающему природу от зла. (Звучит «Адажио» из балета «Спящая красавица»).

Литература

1. Природа всегда нова… Час искусства Ивана Шишкина // Библиотека предлагает. – 2012. - №1.

2. Калинина Н.А. Пётр Ильич Чайковский: Повесть. – М.: Детская литература, 1988. – 143 с.: фотоил.

Людмила Шарова
Конспект открытого занятия с презентацией «Знакомство с творчеством И. И. Шишкина»

Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной к школе группе.

Тема : Знакомство с творчеством И . И. Шишкина

Задачи :

Продолжать знакомить детей с творчеством И . И. Шишкина . Развивать интерес к изобразительному искусству.

Учить видеть красоту родной природы, выделять средства выразительности.

Воспитывать : любовь к родной природе, эстетические чувства, желание посещать музеи, уважение ко всему живому на земле.

Материал :

1. Репродукция И. Крамского «Портрет И. И. Шишкина » .

2. Репродукции картин И. И. Шишкина :

«Дебри»

«Сосны, освещенные солнцем»

«Дубы, вечер»

«Полдень. В окрестностях Москвы.»

«Рожь»

«Лесные дали»

«Утро в сосновом лесу»

3. Музыкальное сопровождение (шум леса, голоса птиц)

Ход занятия:

Воспитатель : А сейчас настало время стать участниками путешествия, в которое приглашает художник, больше всего любивший изобразить на своих полотнах лес. Даже фамилия у него была лесная – Шишкин , а имя и отчество – очень русские и простые Иван Иванович. (Рассказ педагога сопровождается показом слайдов)

И. И. Шишкин родился в городе Елабуге. В его родном краю природа была очень красивой. Леса окружали город. Красота лесов и полей с детства полюбилась будущему художнику, и он решил в своих картинах рассказать об этом людям. Так он стал великим художником – пейзажистом. Пришло время и нам познакомится с ним .

Рассказ воспитателя о картинах художника :

1) «Портрет Ивана Ивановича Шишкина » написал Иван Крамской в 1873 г.

(слайд 1) . Художник-пейзажист действительно собрался в дальний путь. На нём шляпа, защищающая от солнца и дождя, высокие сапоги, в руках длинная палка, помогающая идти сквозь густые заросли и топкие болота. На плече этюдник с красками, а под рукой сложенный большой зонт.

И. И. Шишкин – художник , который исходил пешком сотни километров по

лесам и полям России.

2)Перед вами картина «Дебри» (слайд 2) . На картине изображены ели и

сосны, спрятавшиеся в непроходимой лесной чащобе. Ели и сосны растут близко друг к другу, в лесу стоит полумрак, даже становится страшно.

3)А сейчас «выбираемся» из дебрей и выходим на опушку леса. Перед

вами картина «Сосны, освещенные солнцем» (слайд 3) . В лесу светло, солнце освещает могучие сосны. Мы слышим пение птиц и продвигаемся вперед, и попадаем не просто в лес, а в настоящую дубраву.

4) Картина «Дубы, вечер.» (слайд 4) . Деревья приветствуют нас, как огромные великаны.

5) А сейчас нам предстоит перейти через поле. «Полдень в окрестностях Москвы» (слайд 5) .

6) И. И. Шишкин ничего не сочинял в своих пейзажах, а рисовал, то, что он видел. Но, именно, в картине «Рожь» (слайд 6) . он допустил сознательную ошибку, чтобы сделать пейзаж более выразительным. Чего в «чистом» поле никогда не бывает, а Шишкин рисовал «в полный рост» (могучие деревья никогда не растут в полях, их выкорчёвывают) . Если их убрать в поле, к картине будет пусто, скучно. Введя в изображение поля вековые, могучие сосны, пейзаж художника стал, узнаваем, и стал носить русский характер – простор, раздолье с бескрайними полями и вековыми могучими деревьями (воспроизвести вместе с детьми картину «Рожь» показать бескрайние поля)

7) Картина «Лесные дали» (слайд 7) вызывает чувство полёта, словно разбегаемся с высокого холма. Летим как птицы над густым, непроходимым лесом, вдалеке видим озеро, окутанное туманом (видим птицу, одиноко стоящую сосну) .

8) «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии» (слайд 8) . В лесу тихо, но совсем недавно здесь хозяйничал вечер или ураган. Под сосной расположились медведи, жители этого леса – медведи намерены полакомиться мёдом диких пчёл, на сосне, возле которой они сидят, укреплена «мёда полная колода» . Сосны в этом лесу особенные…

А сейчас настала пора сделать «привал» и полюбоваться картиной.

9) Картина «Утро в сосновом лесу» (слайд 9) написана И. И. Шишкиным более ста лет назад .

Игра «Войдём в картину» (слева, из центра, справа)

А сейчас тихо «постоим» в лесу (звучит музыка просыпающегося дня) .

Шишкин показывает в картине как наступает утро : утренний туман, в глубине рассеивающийся на глазах, росу на засохшем стволе.

Итог : Возвращение в группу. Сюрпризный момент : угощение конфетами «Мишка – косолапый» , на фантиках которых изображен фрагмент картины «Утро в сосновом бору» .

Литература :

1. Г. Е. Ветрова. Сказки о художниках. И. И. Шишкин . Белый город, 2001 г.

2. Журнал «Дошкольное воспитание» №11/ 2002г., статья М. Манцевич. «Художник – пейзажист; Путешествие и страны» .

3. Знакомство с пейзажами и художниками – пейзажистами.